А то, что написано, написано для научения нашего, чтобы мы чрез терпение и утешение в Писаниях имели надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам то же самое мудрствовать относительно друг друга по учению Иисуса Христа, чтобы вы единодушно и едиными устами прославляли Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте – друг друга, как и Иисус Христос принял вас в славу Божью... Ибо Македония и Ахия порешили делать некоторый сбор для бедных из святых, находящихся в Иерусалиме; так как им было угодно, и они – должники их. В самом деле, ведь если язычники сделались участниками их в духовных благах их, то должны служить им и в плотских. Итак, заклинаю вас, братие, во имя Господа нашего Иисуса Христа и благодатью Духа, чтобы вы помогали мне в молитвах за меня к Богу [ст. 1–7; 26–27; 30]. [Гл. XVI:] Но прошу вас, братие, чтобы вы наблюдали за теми, которые производят раздоры и препирательства вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Ибо люди такого рода служат не Христу Господу нашему, но своему чреву, и льстивыми речами и красноречием обольщают сердца невинных людей. А ваша покорность [истинному учению] сделалась известною во всех местах. Посему я радуюсь ради вас, но хочу, чтобы вы были мудрыми в добре и простыми в зле [ст. 17–19]. Из послания [I] блаж. Павла к Коринфянам [Гл. I] Заклинаю же вас, братие, именем Господа Иисуса Христа, чтобы вы все проповедали одно и то же, и чтобы не было между вами розделений. Но будьте совершенны в одном и том же понимании, и в одной и той же мысли. Ибо мне сообщено о вас теми, которые [в доме] Хлои, что между вами происходят споры. Я именно говорю о том, что каждый из вас говорит: «Я – Павлов, а я – Аполлосов, я же – Кифин, а я Христов». Разве Христос разделился? Разве Павел распят за вас? Или вы крестились во имя Павла?... От Него-же [Бога] и вы во Христе Иисусе, Который сделался нам премудростию от Бога и праведностию, и освящением, и искуплением, чтобы, как написано, тот, кто похваляется, хвалился от Бога [ Uep. IX, 24 ]; [ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

А тот раб, который знал волю господина своего и не сделал и не приготовил по воле его, будет бит многими ударами; а кто не знал, но сделал достойное ударов, будет бит мало. У всякого кому дано много, много и спросится; а кому много вверено, с того много и взыщется... Лицемеры, вы хотите испытывать лицо земли и неба; как же вы не испытываете сего времени. Почему же вы сами собою не судите, что праведно? [ст. 1; 4–34; 40–48; 56, 57]. [Гл. XIII:] Стремитесь входить тесными вратами; говорю вам, что многие ищут входить и не могут [ст. 24]. [Гл. XIV:] А приглашенным он сказал притчу смотря на то, как они выбирали себе первые места, говоря так: когда будешь приглашен на брачный пир, не возлегай на первое место, чтобы им [хозяином] не был приглашен более почтенный, и не подошел призвавший тебя и его не сказал тебе: «Дай ему место. И тогда ты с стыдом будешь занимать последнее место. Но когда ты будешь приглашен, то отступи и займи последнее место, так что, когда подойдет пригласивший тебя, скажет тебе: «Друг, подойди выше». Тогда будет тебе, слава пред лицем сидящих вместе; потому что всякий возвышающий себя смирится, а смиряющий себя возвысится. А тому, который пригласил Его, также сказал: Когда устраиваешь пиршество или вечерю, то не приглашай друзей своих, ни братьев своих, ни родственвиков, ни богатых соседей, чтобы и они также не пригласили тебя и не было тебе воздаяния. Но когда устраиваешь пиршество, то приглашай бедных, немощных, хромых, слепых и ты будешь блажен, потому что не имеют чем воздать тебе; тогда (enim) тебе будет воздаяние в день воздаяния [или: воскресения] праведных. Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев и сестер, а также и души своей, и не последует за Мною, тот не может быть моим учеником. Ибо кто из вас, желая создать башню, не сядет наперед обдумать издержки, которые необходимы, есть ли они у него для исполнения дела; чтобы после того, как он положит основание и не сможет докончить, все видящие [это] не стали насмехаться и говорить, что этот человек начал строить и не мог окончить. Или какой царь, имея идти войною против другого царя, не сядет подумать: можете ли он противостать ему с десятью тысячами, когда тот идет на него с двадцатью тысячами? В противном случае он, – когда тот еще будет далеко, – отправив посольство, будет просить о мире. Итак всякий из вас, не отказываясь от всего того, чем владеет, не может быть Моим учеником [ст. 7–14; 26–33].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

А ты, когда постишься, помажь голову свою, и умой лице свое, чтобы не показаться людям постящимся но Отцу своему, Который в тайне; и Отец твой, видящий в тайне, воздаст тебе. Не накопляйте себе сокровищ на земле, где разрушает их ржавчина и моль, и где их подкапывают и крадут воры; а собирайте себе сокровища на небе, где их не разрушает ни ржавчина, ни моль, и где их ни подкапывают, ни крадут воры. Ведь где будет сокровище твое, там будет и сердце твое. Светильником тела является глаз; если глаз твой прост, то и все тело твое светло; если же глаз твой будет негоден, то и все тело твое будет мрачно. Итак, если свет в тебе есть мрак, то сколь велик мрак? Никто не может служить двум господам; он или будет одного любить, а другого ненавидеть; или одного будет терпеть, а другого презирать. Вы не можете служить Богу и маммоне. И потому я говорю вам: не заботьтесь в душе своей, что будете есть, или телом своим, во что будете одеваться. Разве душа не больше пищи, или тело не больше одежды? Посмотрите на птиц небесных; ведь они не сеют и не жнут и не собирают в житницы, а Отец ваш небесный питает их. Разве вы не лучше их много. Но кто из вас, – мыслящий, – может прибавить к росту своему хоть один локоть? И к чему вы заботитесь об одежде? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся [они], и не прядут. Но, говорю вам, что даже и Соломон во всей своей славе не одевался так, как одна из них. А если полевую траву, которая сегодня есть, а завтра бросается в печь, Бог так одевает, то насколько больше вас, маловерные (modicae (fidei=умеренной веры Вульг. minimae fidei=весьма малой веры). Итак не будьте озабочены, говоря так: «Что мы будем есть», или: «Что мы будем пить», или: «Чем мы будем одеваться?» Ведь, всего этого ищут язычники; ибо Отец ваш знает, что вы во всем этом нуждаетесь. Итак, прежде всего ищите Царства Божия и правды его, а это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне. Завтрашний день позаботится сам о себе: достаточно для дня его [собственной] неприятности [malitia=злоба].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

А ты кто, что ты судишь ближнего [своего]? Вот вы теперь говорите: «Ныне или завтра мы пойдем в тот город и проведем там целый (quidem) год, и будем торговать и получать прибыль, [это вы], которые не знаете, что будет завтра. Ведь, какова жизнь ваша? Это пар, являющийся на малое время, и потом исчезающий. Вместо того, чтобы говорить: «Если Господь соблаговолит» и: «Если будем живы», то сделаем то, или это. А теперь вы возноситесь в надменности своей. Всякое такое превознесение есть зло. Посему грех тому, кто знает, как делать добро, и не делает [ст. 1, 3, 4; 6–11; 12–17]. [Гл. V:] Богатые! обратите внимание: горько плачьте о несчастиях, которые придут на вас. Богатство ваше покрыто гнилью, и одежды ваши изъедены молью. Золото и серебро ваше почернело, и ржавчина их будет вам в свидетельство, и как огонь поест плоть вашу. Вы собрали гнев [на себя], как сокровище на последние дни. Вот плата рабочих, которые жали на полях ваших, и вопиют, потому что были обмануты вами, и вопли их достигли слуха Господа сил небесных. Вы пиршествовали на земле и в роскоши насыщали сердца свои. В день заклания вы осудили, убили праведника и он не противился вам. Итак, братие, будьте терпеливы до дня пришествия Господа... Будьте терпеливы и вы, укрепите сердца свои, потому что пришествие Господа приблизилось. Не сетуйте братие друг на друга, чтобы не подвергнуться осуждению... А прежде всего не клянитесь ни небом, ни землею, ни какою-либо другою клятвою. Но да будет слово ваше: «Да! Да»! «Нет! Нет»! чтобы вам не подвергнуться осуждению. Если кто из вас скорбит, то пусть молится; а если кто спокоен, пусть поет псалмы. Если-же кто болен, тот пусть приведет к себе пресвитеров Церкви, и они пусть помолятся над ним, помазывая его елеем во имя Господа, и молитва веры спасет немощного, и облегчит его Господь, и если он в грехах, то они отпущены будут ему. Итак, исповедайте друг пред другом грехи свои и молитесь один за другого, чтобы быть здоровыми, ибо многое может постоянная (усиленная) молитва праведного... Братие, если кто из вас уклонится от истины и если кто-либо обратит его, должно знать, что побудивший грешника обратиться от заблуждения его жизни, спасет душу его от смерти и покроете множество грехов. Из послания Иоанна [Гл. I:] Если будем говорить, что имеем общение с Ним, а ходим во мраке, то мы лжем и не говорим истины; а если мы ходим во свете, как и Он во свете, то имеем взаимное общение, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если мы скажем, что не имеем греха, то обольщаем самих себя и нет в нас истины. Если мы исповедаем грехи наши, то Он праведен и верен, чтобы простить нам грехи и очистить нас от всякой неправды. Если мы скажем, что не согрешили, то представляем Его лжецом, и слова Его нет в нас [ст. 8–10].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

А хочешь ты не бояться власти, делай добро и будешь иметь от нее похвалу, ибо она есть служитель тебе на благо. А если ты делаешь зло, то бойся, ибо она не без причины носит меч. Ведь она есть служитель Божий, гневный мститель против того, кто делает пред нею зло. И потому необходимо быть в подчинении не только в виду гнева, но и по совести. Поэтому ведь вы и подати платите, ибо они – Божьи служители, работающее для этого самого. Давайте должное всем; кому – пошлину, тому – пошлину; кому – дань, тому дань, пред кем – страх, пред тем – страх, а кому – честь, тому – честь. Не оставайтесь должными никому, кроме только долга взаимной любви. Ведь кто любит ближнего, тот исполнит закон, потому что [заповеди]: «Не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай» или какая-либо другая заповедь заключаются в одном именно слове: Люби ближнего своего, как самого себя. Любовь к ближнему не производит зла. Итак, исполнение закона есть любовь. И зная это время, что час уже наступил нам пробудиться от сна; ибо ныне спасение ближе, чем когда мы веровали. Ночь прошла, а день приблизился. Итак, отложим дела тьмы и облечемся в оружие света; будем ходить честно, как во дне, не в обьядении, или опьянении, не в распутстве и бесстыдном усыплении, не в раздорах и ревнивой зависти; но облечемся в Господа Иисуса; а заботу о плоти не поставляйте в удовлетворены похотей [ст. 1–14]. [Гл. XIV:] Нетвердого в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо один думает, что есть [можно] все; а немощный [духом] пусть вкушает овощи. Кто ест, тот пусть не осуждает неядущего, а кто не ест, тот пусть не осуждает ядущего; ибо его принял Бог. Кто это ты судящий чужого служителя? Он стоит или падает пред своим господином; но он будет стоять, ибо Бог силен поддержать его. В самом деле, один различает (jndicat) день от дня; а другой судит каждый день. Всякий пусть изобильно пользуется своим умом. Кто мудрствует день, тот мудрствует для Господа; кто ест, тот ест для Господа; а кто не ест, тот не ест для Господа, и благодарит Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

А я говорю: ходите духом, и не будете исполнять дел плоти; ибо плоть похотствует против духа, а дух – против плоти. Действительно, они взаимно противятся друг другу, чтобы вы не делали того, что желаете. Посему, если вы руководитесь духом, то вы не под законом. Но дела плоти известны; они таковы: прелюбодейство, нечистота, непотребство, служение идолам, волшебство, вражда, ссоры, ревность, гнев, распри, несогласия, разделения, зависть, человекоубийство, пьянство, бесчинство и тому подобное. Об этих делах предупреждаю вас, – как и прежде говорил, – что делающие так не будут наследовать царства Божия. А плоды духа: любовь, радость, мир, терпение, великодушие, доброта, благосклонность, вера, скромность, воздержание. Против таковых [дел] нет закона, но принадлежащие Христу распяли плоть свою с пороками и похотями. Если мы живем по духу, то и ходить будем духовно; не будем делаться жадными искателями пустой славы, раздражая друг друга и завидуя друг другу [ст. 6; 13–26]. [Гл. VI:] Если человек будет во власти какого-либо преступления, то вы, духовные, наставляйте такового в духе кротости, вспоминая о самом себе, чтобы и самому не впасть в искушение. Несите бремя друг друга, и таким образом вы исполните закон Христов. Ибо если кто думает, что он есть что-нибудь в то время, как он ничто, то он обольщает самого себя. Но пусть каждый испытывает свое дело, и таким образом будет иметь славу только в самом себе, а не в другом; ибо каждый будет нести свое бремя. Каждый, наставляемый в слове, пусть имеет общение во всем хорошем с тем, который его наставляет. Не заблуждайтесь: Бог поругаем не будет. Ведь человек то и пожинать будет, что сеет, потому что кто сеет в плоти своей, тот в плоти и пожнет тление; а кто сеет в духе, тот и пожнет в духе жизнь вечную. Но не будем ослабевать, делая добро, ибо не ослабевая мы и пожнем в свое время. Итак, будем делать добро для всех, пока имеем время, а больше всего для [своих] близких по вере [ст. 1–10]. Из послания блаж. Павла к Ефесянам [Гл. IV:] Итак, умоляю вас, братие, я, узник о Господе, чтобы вы достойно ходили в призвании, к которому Вы призваны, со всяким смирением и кротостью, и с терпением снисходя друг к другу в любви, заботясь о сохраненении духа в союзе мира...

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

А я, как зеленеющая маслина, на веки вечные возложил надежду на милосердие Божие. Во век буду исповедать то, что Ты сделал и буду надеяться на имя Твое, ибо Оно благо пред лицем святых Твоих [ст. 3–11]. В псалме LXI: Народы! надейтесь на Него во всякое время. Излейте пред Ним сердце свое. Бог есть надежда наша. Но сыны Адама – суета, сыны человека – ложь. Они вместе действуют обманом на поддельных весах 5 . Не доверяйтесь злословию и не возлагайте ложной надежды на грабительства. Если будут притекать богатства, то не прилепляйте [к ним] сердца [ст. 9–11]. В псалме LXIII: Праведный будет радоваться в Господе и надеяться на Него [ст. 11]. B псалме LXVIII. Ибо ради Тебя я нес позор; смущение покрыло лице мое. Чужд я сделался братьям своим и пришельцем для сынов матери моей. Ибо ревность о доме Твоем спалила [съела] меня, и позор злословящих против Тебя упал на меня. И в посте оплакивал я душу свою, и это было позором для меня. И я сделал одеждою своею вретища, и сам сделался для них притчею. Против меня говорили сидящие в воротах, и пели песни пьющие вино [ст. 8–13]. И несколько после: Восхвалю имя Бога моего в песни и возвеличу Его в исповедании; и будет благоугодно Богу больше молодого тельца, у которого отростают роги и копыта. Кроткие, видя, будут радоваться. У тех, которые ищут Господа, да будет жива душа ваша, ибо Господь услышал бедных [ст. 31–34]. В псалме LXXII: Ибо вот удаляющиеся от Тебя погибнут: Ты погубил всякого заблуждающегося от Тебя (fornicantem а te). Мне же благо приближаться к Богу; на Господа Бога я возложил надежду свою, чтобы поведать все проповедания Твои [ст. 27–28]. В псалме LXXV: Давайте обеты Господу Богу вашему и исполняйте [их]. Да принесут дары Страшному все те, которые вокруг Его, укрощающего дух князей, Страшного для царей земли [ст. 12, 13]. В псалме LXXVI1: Народ Мой, выслушай внимательно закон Мой. Склоните ухо свое к словам уст Моих. Я буду открывать уста Свои в загадке и буду говорить древние гадания [cm. 1, 2]. И в другом месте: И будут рассказывать сынам своим, чтобы они возлагали на Бога надежду свою и не забывали помышлений Его, и соблюдали заповеди Его [ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Августин. Если этому одному преступлению мы подражаем, то это будет преступление диавола. Но так как ясно, что речь идет не ο диаволе, а об Адаме, то остается принять, что здесь имеется в виду не тот грех, которому подражают, но который распространяется (non imitatio, sed propagatio peccati). Эту же мысль апостол ясно выразил и в словах – правдою одного, не сказав – праведностью одного. Апостол указывает на ту правду которою Христос оправдывает нечестивого, которую Он не предложил для подражания, так как один только он может дать ее. Апостол справедливо мог сказать: будьте подражателями мне, как я Христу ( 1Кор. 11:1 ), но никогда не сказал бы: вы оправдываетесь мною, как я Христом. Людей праведных и достойных подражания много есть и было и может быть, но праведного и оправдывающего никого нет, кроме Христа. Посему и сказано: верующему в того, кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность ( Рим. 4:5 ). Кто смеет сказать: я оправдываю тебя, тот последовательно пусть скажет: веруй в меня. Но никто из святых кроме Святого святых не мог сказать: веруйте в Бога и в Меня веруйте ( Ин. 14:1 ), так чтобы верующим в Него вменилось в праведность, так как Он оправдывает нечестивого. Если одно подражание делает грешниками чрез Адама, то почему одно подражание не делает и праведными чрез Христа? Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Под этими один и один нужно бы разуметь не Адама и Христа, но Адама и Авеля; если в Адаме все люди согрешили по подражанию, так как он первый согрешил, то в Авеле по подражанию все должны получить оправдание, так как он первый жил праведно. Если же нужно было по какой-то причине поставить Христа главою праведных по подражанию Ему, то главою грешных нужно бы признать Иуду предателя. Если же Христос потому один, в котором все оправдываются, что праведными делает не одно подражание Ему, но и возрождающая чрез Духа благодать (per Spiritum regenerans gratia), то и Адам потому один, в котором все согрешили, что грешниками делает не только подражание ему, но и порождающее по плоти наказание (per carnem generans poena).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

«Августин, разъясняет слова Господа: Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39), относится (т.е. данное наставление) к подготовленности ума , то есть человек должен быть готов к тому, чтобы вести себя так в случае необходимости. Но он не всегда обязан поступать так актуально — ведь даже Господь не всегда поступал так; действительно, когда Его ударили [по щеке], Он спросил: Что ты бьешь меня? (Ин. 18, 23). Следовательно, то же самое можно сказать и об оскорблении. В самом деле, мы обязаны готовить наши умы к тому, чтобы в случае необходимости сносить оскорбления. Однако в некоторых случаях нам надлежит давать отпор оскорбителю, по одной из двух следующих причин. Во-первых, ради блага самого оскорбителя, а именно — чтобы обуздать его дерзость и пресечь попытку повторить [свои действия], согласно сказанному [в Писании]: Не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих (Прит. 26, 5). Во-вторых, ради блага многих, добродетели которых оскорбление нас могло бы нанести урон. В связи с этим Григорий говорит: «Занимающим столь видное положение (т.е. в Церкви — О.С.), что их жизнь служит примером другим, следует по возможности восставать на своих хулителей, иначе их назидание (т.е. священнослужителей, на которых клевещут — О.С.) не будет услышано (т.е. из-за сплетен о них не будет восприниматься с доверием — О.С.) теми, кто мог бы услышать, и они (т.е. сами клеветники — О.С.) утвердятся в своей порочности из презрения к добродетельной жизни »» . Причем в понимании блаженного Иеронима и злословящие, и слушающие злословие одинаково согрешают: «Остерегайтесь шума в ушах и зуда на языке, то есть и сами не злословьте, и злословящих не слушайте» (Письма). И если мы обязаны, по Августину, давать отпор информационным киллерам-клеветникам, то тем более обязаны защищать и свою физическую жизнь от покушающихся на нее! Святитель Иоанн Златоуст раскрывает происхождение этого греха (убийства): «Корень убийства есть гнев» . Так же сказано и в Евангелии: А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной (Мф. 5, 22).

http://pravoslavie.ru/102317.html

Августина, melius est homini faterise nescire quod nescit, quam in haeresin incurrere 5 . Глава I. Учение о смерти Обращаясь к учению Писания об этом предмете, мы находим там, прежде всего много изречений, которые указывают решительно, что человечество, усвоившее себе дело искупления, приводится чрез воскресение к тому состоянию, какое было его предназначением от начала. Таинство искупления называется с этой точки зрения осуществлением предвечного домостроительства Божия, как говорит Апостол: Он избрал нас в Нем прежде создания мира,... предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,... открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем... В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к (тому) по определению Совершающаго все по изволению воли Своей ( Еф.1:4–5, 9, 11 ). В этом ясном учении Апостола о предопределении Божием, кроме той мысли, что воля Божия о человеке осуществилась в нас чрез Христа, особенно настаивается на том, что она была изначальною, предвечною, следовательно, не потерпела изменения вследствие грехопадения человека. Отсюда являются возможными два вывода: или назначение человека осталось и после грехопадения тем же самым, как и до грехопадения, хотя при этом могли измениться средства к его достижению, или – что самый грех представлял необходимую ступень на пути к назначенному совершенству. Но последняя мысль совершенно недопустима, так как представляет Всесвятаго Бога виновником греха и всего происшедшего от него зла; поэтому первое объяснение того, почему предопределение Божие о человеке называется предвечным, остается единственно верным и возможным 6 . Та же истина выражена и в словах Господа имеющим стать на суде по правую сторону: приидите благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира (π καταβολς κσμου – Мф.25:34 ).Отсюда мы с полным правом можем заключать, что человек от сложения мира, т.е. в предвечном совете Божием о его создании, был назначен к тому блаженному состоянию, достигнуть которого дает ему возможность искупительная деятельность Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010