2:10 ), ибо это одно, в чем может провиниться человек, это одно, нарушение коего признается равносильным нарушению всего закона, согласно блаженному Августину , есть нечто иное, как заповедь любви, нарушитель которой по справедливости становится нарушителем всего закона и сам вовлекает на свою голову все ужасные последствия этого нарушения, потому что весь закон заключается в любви. Любовь к ближнему, возлюбленные братья, имеет на столько важное значение и на столько вменяется людям в обязанность, что св. ап. Павел, восхищенный до третьего неба, для уразумения тайн Божества, поучая Коринфян, говорить следующее: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею; то я и медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» ( I Кор. 13: 1 – 2 ). Так что, если во мне нет любви, то мне не поможет никакая сила, бесстрашно выдерживающая всякое испытание огнем и водою. Действительно, без любви, и богатство, и слава, и всякий другой дар природы или счастья— совершенно бесполезны для нас. Но, ставя так высоко любовь к ближнему, св. Павел, конечно, не разумел ее обособленною от любви к Богу; ибо приведенными словами он не сказал ничего иного, как если бы, выразившись более подробно, сказал, вдохновленный Пресвятым духом: «если я, по любви к Господу моему, не полюблю всех без исключения людей — всех, не исключая и этих иудеев, преследующих меня с таким ожесточением и злобой, не исключая и поносящих меня и клевещущих на меня фарисеев, не исключая и этого судьи, приговаривающего меня к смертной казни, и этого, обезглавливающего меня, палача, — то я ничто, и не поможет мне нисколько непобедимая сила, ибо нет никакой пользы для человека ни в физических преимуществах , ни в улыбках счастья». Но, возлюбленные мои братья, если апостол Павел, этот звучный вестник Святого Духа, этот избранный сосуд Господа, этот боговдохновенный герой, устами которого вещал сам Господь Спаситель наш; если он, великий учитель народов, божественный Павел, если он без братской любви — ничто, то чем же станем мы без этой любви —мы, столь ничтожные и жалкие, в сравнении с ним, существа? Без любви мы совершенное ничто, ибо, где нет братской любви, там нет ничего угодного Богу ни в молитвах, ни в исповеди, ни в святом причастии; без братской любви мы не можем сопричаститься к сонму избранных и лишены всякой надежды на спасение.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-v-den-t...

2. В этом месте действует вещественный очистительный огонь, о котором якобы пишет апостол Павел: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор., 3:12–15). 3. То, что речь идёт именно об очистительном огне, подтверждается авторитетом ряда отцов, и в первую очередь, блаженного Августина: «Прохождением через тот огонь, о котором говорит Апостол: “спасется, но так, как бы из огня”, не тягчайшие, но меньшие грехи очищаются» . А также святителя Григория Нисского, пишущего, вообще говоря, об апокатастасисе: «И как те, которые огнем очищают золото от примешавшегося к нему материала, растапливают огнем не только поддельные элементы, не по необходимости расплавляют и чистое вместе с негодным, и когда то истребится, остается золото; и, как очистительным огнем уничтожается негодная материя, так точно необходимо, чтобы и душа, которая соединилась со скверной, была бы в огне до тех пор, пока совершенно не истребятся огнем внесенная скверна, нечистота и негодность» . 4. В существование чистилища Римская Церковь верила чуть ли не с апостольских времён: «эту веру (в существование чистилища — Прим. А.П. ) непоколебленной от самых начал и до сего дня всегда она (Римская Церковь — Прим. А.П. ) возвещала и учила» , причем Восточная Церковь этой вере якобы никогда не противилась. Опровержение латинской доктрины святителем Марком Эфесским Святитель Марк Эфесский В ответ на доклад латинян святитель Марк Эфесский — и по авторитету, и по занимаемой им кафедре являвшийся главой греческих богословов — подготовил свое «Первое слово об очистительном огне» , которое вместе с записями митрополита Виссариона Никейского легло в основу ответного доклада греков , прочитанного Никейским митрополитом 14 июня 1438 года.

http://pravoslavie.ru/100660.html

343 «Если бы Господь допустил, что хоть один собор рассуждал бы о каноне Писания и утвердил его, то тем самым было бы признано, что верховный критерий истинности есть мнение епископов, а не само Писание», – пишет С.В. Санников о соборах IV и V столетий. 344 В обсуждении этого вопроса важно подчеркнуть антропологический минимализм присущий в целом протестантской традиции. 345 Поэтому протестантизму чуждо сущностно-энергийное мировосприятие, в рамках которого христианин может быть богодухновен и чудотворен в силу его причастности Христу, причастности божественным энергиям. Это есть ключ к разрешению вопроса о природе богодухновенности Писания и Предания. Апостолы писали, пребывая в истине («во Христе» по ап. Павлу), и для их адресатов не было соблазном то, что они писали от себя : от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна… «Видите, как много написал я вам своею рукою…» ( Гал.6:11 ); «уже второе послание пишу к вам» ( 2Пет.3:1 ) и т.п. Само пребывание апостолов во Христе делает их слова богодухновенными. Не по той причине, что они помнят, что говорил Христос, а потому, что они стяжали «ум Христов» ( 1Кор.2:16 ). Ап. Иоанн: «Вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том и пребывайте» ( 1Ин.2:27 ). Таким образом, христиане, как продолжатели тела Христова и духа апостольского являются не звеньями «испорченного телефона» и даже не добросовестными мемуаристами, а свободными причастниками истины. Христианам, ‘имеющим уверенность в Боге через Христа в способности от Бога быть письмом Христовым’ (ср. 2Кор.3:2-7 ) дана возможность ‘по данной им от Бога благодати’ (ср. Рим.15:15 ) говорить: «Ибо угодно Святому Духу и нам…» ( Деян.15:28 ) или «думаю, и я имею Духа Божия» ( 1Кор.7:40 ). Они – энергия Духа Божия и тело Христово. Напомним, что Мартин Лютер считал себя принципиальным последователем блаженного Августина. Августин же чрезмерно подчёркивал никчемность человеческой природы в споре с Пелагием, который, в свою очередь, настаивал на её самоценности.

http://azbyka.ru/teoreticheskie-osnovy-i...

3–5]. В псалме XXVI: Господь – свет Мой и спасение мое, кого я буду бояться? Господь – сила жизни моей, Кого я буду страшиться? [ст. 1]. А затем спустя четыре строки (versus): Если против меня расположится лагерь, сердце мое не будет бояться. Если против меня поднимется войско, то я на Него полагаюсь. Одного я просил от Господа, и я буду искать этого, – именно, чтобы жить мне в дому Господа в течение всех дней моей жизни, чтобы видеть славу Господа и устремляться в храме Его [ст. 3–5]. И в другом месте: Тебе сказало сердце мое: «Я искал лица Твоего, и я буду искать лице Твое, Господи» [ст. 8]. И после того: Надейся на Господа; укрепляйся и да утвердится сердце твое, и храни Господа [ст.14]. В псалме XXVII: Не предай меня с нечестивыми и делающими неправду, которые говорят о мире с друзьями своими, а в сердце их зло [ст. 3]. В псалме XXX: Ободряйтесь и пусть укрепляется сердце всех вас, которые надеются на Господа [ст. 25]. В псалме XXXI: Не будьте, как конь и лошак, у которых нет разума. Уздою и удилами сожми челюсти тех, которые не приближаются к Тебе. У нечестивого много скорбей; а уповающаго на Господа окружит милосердие. Веселитесь о Господе, праведные, и радуйтесь, и ликуйте все праведные сердцем [ст. 11]. В псалме, XXXII: Восхваляйте, праведные, Господа; праведным приличествует восхваление [ст. 1]. И в другом месте: Блажен народ, Господь у которого [есть] Бог его; народ, которого Господь избрал в наследие себе [ст. 12]. В псалме XXXIII: Я буду благословлять Господа во всякое время; хвала Ему на устах моих всегда. О Господе будет похваляться душа Моя. Пусть кроткие услышат и будут радоваться. Возвеличивайте Господа со мною и вместе превознесем имя Его [ст. 1–4]. И спустя немного строк (versus): Вкусите и видьте, как благ Господь; блажен человек, который надеется на Него. Бойтесь Господа, святые Его, потому что у боящихся Его не бывает недостатка. Львы чувствовали недостаток и голодали, а у боящихся Господа не будет недостатка ни в каком благе. Приходите, дети, послушайте меня: я научу вас страху Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

3. Господи, от тайных моих очисти мене, и от чуждих пощади раба Твоего. Посли мне помощь от Святаго, и желание сердца моего исполни. Избави мя от уст львовых, и настави мя на стезю правды Твоея, да возмогу взыти на гору святую Твою, и стати на месте святем Твоем, неповинен рукама и чист сердцем. 4. Грех юности моея и неведения моего не помяни, Господи. Не погуби с нечестивыми душу мою, и не предаждь мене в руки гонящих и ненавидящих мя. Но милостиво услыши, Господи, глас моления моего, – милосердно внемли ми, призывающему славу имени Твоего Святаго. Помилуй мене и вразуми меня, Господи Боже, да на Тебе уповая, не погибну во веки! 5. Господи! Остави мне беззакония сердца моего: да будет милость Твоя на мне, якоже уповаю на Тя. Избавляй мя от всех оскорблений моих и обстояний, рцы души моей: Твое есмь Аз спасение. И зане под кровом крил Твоих надеюся (быть), даждь мне прошение сердца моего, и вонми в помощь мою, Господи, Боже спасения моего! 6. Скажи мне, Господи, кончину мою, и число дней моих, да разумею, чего лишаюся, и чего не имею. Услыши, Господи, глас молитвы моея, изведи мене из глубины духовной нечистоты и от брения тины. Постави на камени нозе мои, и стопы моя настави на стезю правую. В день зол избави мя, Господи, да вниду в место селения чуднаго дому Твоего, яко Ты еси Бог мой и крепость моя. Не уклони стопы моя от пути Твоего, да возлюблю правду и возненавижу беззакония! 7. Господи! буди мне прибежище и сила, яко Ты еси царь велий по всей земли. Владеяй всеми во веки, избави душу мою от руки князя преисподняго, да не похитит мя из руки Твоей. Ты же, Господи, егда явишися судити нам, помилуй мя по велицей милости Твоей, и Духа Твоего Святаго не отыми от Мене. Отврати, Премилосердый Владыко, в час оный Лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей, да яко маслина плодовита, в раи Бога моего, елей святыни прииму, и тамо возрадуюся со Иаковом, и возвеселюся во веки со Израилем. 8. Спаси мене, Господи, о имени Твоем, и силою Твоею сохрани мене. Не презри моления моего, но помилуй мене. Посли с небесе милость и истину Твою и избави мя. И даждь в поругание попирающия мя, сотри зубы от устен их, и сокруши челюсти львов. Бог мой еси Ты, и милость моя, и сохрани мя десница Твоя, и покрыюся кровом крил Твоих, егда будеши воздаяти комуждо по делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

4–6]. [Гл. XII I:] За то, что вы ложью заставили скорбеть сердце праведника, которого Я не огорчал, и укрепили руки нечестивого, чтобы он не обратился и не жил [ст. 22] 10 . [Гл. XVI:] Вот это было неправдою сестры твоей Содома: гордость, пресыщение хлебом и изобилие, и праздность его и дочерей его; а нуждающемуся и бедному они не протягивали руки своей; и превознеслись и делали мерзости предо Мною, и, как ты видел, Я отверг их [ст. 49, 50]. [Гл. XVIII:] Если муж будет праведен и сотворит суд и правду, не будет вкушать жертв на высотах и не возведет очей своих к идолам дома Израилева, и не совершит насилия над женою ближнего своего, и не войдет к женщине, имеющей месячное очищение, и не огорчит человека; если будет выдавать залог должнику и ничего не отнимет силою, если отдаст хлеб свой алчущему и нагого покроет одеждою; если не будет давать в рост и не будет брать излишка; если отвратит руку свою от неправды; если по правде рассудит между человеком и человеком и будет ходить в заповедях Моих, и соблюдать суды, чтобы делать по истине: то такой праведен; он будет жить настоящею жизнью (vita vivet], говорит Господь Бог . Но если он родит разбойника, проливающего кровь и совершит что-либо одно из указанного, и даже хотя-бы не делающаго всего этого, но вкушающего на высотах, и оскверняющего жену ближнего своего, притесняющего бедного и нуждающегося; производящего грабежи, не возвращающего залога и поднимающего взоры свои к идолам, делающего мерзости, дающего в росте и берущего излишек; то разве [такой] будет жить? Он не будет жить, ибо, сделавши все это, достойное отвращения, он смертию умрет. Кровь его на нем будет. Но если он родит сына, который, видя все грехи отца своего, которые тот сделал, и убоится и не сделает подобного им: не будете вкушать на высотах, и не возведет очей своих к идолам дома Израилева, не совершит насилия над женою ближнего своего, не огорчит человека, не удержит залога, не совершит грабежа, будет давать хлеб голодному и покроет нагого одеждою; от обиды бедного отвратит руку свою, не будет брать роста и лихвы, сотворит суды Мои, и будет ходить в заповедях Моих: такой не умрет в неправде отца своего, но будет жить.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

4–7]. И немного после, [XVIII:] Проклят всякий человек, делающий дело Господа с обманом (?) Также спустя несколько [Плачь III:] Благ Господь надеющимся на Него, душе, ищущей Его. Благо есть в молчании ожидать спасения Господня. Благо мужу, когда он от юности своей понес бремя. Он будет сидеть уединенно и молчать, ибо он возвысился над собою. Положит в прахе уста свои, если только еще есть надежда. Свою ланиту он подставит другому и будет доволен поношениями, ибо Господь не навсегда оставляет [человека, ст. 25–31]. Из книги пророка ИЕЗЕКИИЛЯ [Гл. III:] А когда прошло семь дней было слово Господа мне, говорящее: Сын человеческий! Я поставил тебя наблюдателем над домом Израиля, и ты будешь слушать слово из уст Моих и возвещать им от Меня. Если, – когда Я говорю нечестивому: «Ты смертию умрешь» ты не возвестишь и не скажешь, чтобы он обратился от пути своего нечестивого и был жив, то нечестивый умрет в своем нечестии, а кровь его Я взыщу от руки твоей. Если же ты объявишь нечестивому, но он не обратится от нечестивого пути своего и от беззакония своего; то он, правда, умрет в беззаконии своем, а ты освободил душу свою. Но даже если и праведный, отвратившись от правды своей, сделает беззаконие, и Я положу пред ним препятствие, а он погибнет, потому что ты не объявил ему; он умрет в грехе своем, и не вспомянется правда его, которую он делал; но кровь его Я взыщу от руки твоей. А если ты возвестишь праведному, чтобы праведный не согрешил, и он не согрешит, то он будет жить, потому что ты возвестил ему; и ты освободил душу свою [ст. 17–21]. [Гл. IX:] И сказал ему Господь: Пройти посреди города, среди Иерусалима, и начертай букву тав [] на челе мужей, стонущих и скорбящих о всех мерзостях, который совершаются среди его; и сказал им, когда я слушал: Проходите по средине города, следуя за ним и поражайте. Пусть глаз ваш не щадит: поражайте на смерть и старика, и юношу, и деву, и дитя, и женщину. Но всякого, на котором увидите тав, не убивайте; а начинайте от святилища Моего [ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

4. Но поскольку иногда, о господин и отец, радость происходит из скорби, мы не удручены из-за того, что по вине неразумных и любопытных удостоились быть просвещены сладчайшими увещаниями Твоего Святейшества. Ибо и сомнение блаженного апостола Фомы, ищущего язв от гвоздей 9 , было утверждением вселенской Церкви. Итак, мы благочестиво и с благодарностью приняли, о господин и отец, лекарство твоих исцеляющих писаний, и ударяем себя в грудь, чтобы таким образом исцелилась совесть наша, которую посредством свободного решения нашего, даруемого милосердием [Божиим], исцеляет и оживотворяет благодать. Поступаем мы так лишь в то время, пока воспеваем милосердие с промедлением 10 . Ибо когда начнем мы воспевать Господу правосудие, тогда предстоит нам воспринять награду за наше дело, поскольку «милостив и справедлив Господь, милосерд и правосуден 11 . Ведь как учит нас Твое Святейшество, нам надлежит предстать перед судилищем Христовым, «чтобы каждый из нас получил соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или злое 12 . Ибо придет Господь, и «награда Его с Ним 13 ; ибо восстанет человек, и дело его перед ним; ибо придет Господь как печь пылающая, чтобы сжечь нечестивых как солому 14 , и для боящихся имени Господня взойдет солнце правды, тогда как нечестивые наказаны будут судом правды 15 . Тот праведник, которому ты, о господин и отец, являешься другом, восклицает, содрогается и смиренно говорит: «Господи, не входи в суд с рабом Твоим 16 . Если будет благодать Воздающего, не убоится праведный тайного приговора величия [Божия]. Это вера слуги твоего Флора, а не то, что говорили эти братия. Они лично слышали, как он говорил, что не по нашим заслугам дается дар благочестия, но по благодати Искупителя, ведь кто усомнится, что в тот день, когда начнется вершиться правосудие, далеко будет благодать? Вот как взываем мы, отче, вот как поем, по твоему учению, не уверенные в себе, но трепещущие: «Господи! Не обличай меня в ярости Твоей и не наказывай меня в гневе Твоем» 17 . Вот что говорим мы: «Наставь нас, Господи, и от закона Твоего научи нас, дабы избавил Ты нас от дней злых 18 . Верим мы, по твоему учению, досточтимый отец, в то, что Господь испытает праведного и нечестивого, и когда будут поставлены справа и слева добрые и злые, Он зачтет заслуживающим награды дела благочестия и исчислит подлежащее наказанию стяжание нечестия. Где будет благодать, когда станут проверяться по своему качеству дела, добрые либо злые 19 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

5–11]. [Гл. II:] Итак, прежде всего умоляю совершать молитвы моления, благодарения, прошения за всех людей, за царей и за всех, которые находятся в высоком положении, чтобы нам проводить жизнь тихую и безопасную во всяком благочестии и чистоте... Итак, я хочу, чтобы вы, мужья, молились на всяком месте, воздвигая руки чистые без гнева и сомнений. Подобным образом и женщины в приличном платье с стыдливостью и строгостью украшали себя не в искусном плетении волос, или в золоте, или в жемчугах, или в драгоценной одежде; но, как прилично женщинам, являя благочестие чрез добрые дела. Жена пусть научается в безмолвии со всякою покорностью. А учить женщин я не позволяю, и не господствовать над мужем, но пребывать в молчании [ст. 1–2; 8–12]. [Гл. III:] Итак, епископу должно быть безупречным, мужем одной жены, трезвенным, благоразумным, благоприличными, стыдливым, гостеприимным и учителем; не преданным винопитию, не драчливым, но скромным, не склонным к тяжбе, не жадным, но хорошо управляющим своим домом, сыновей своих держащим в подчинении со всякою чистотою. Ведь кто не умеет господствовать над своим домом, каким образом тот будет иметь прилежание о Церкви Божьей? [Он не должен быть] новообращенный, чтобы возгордившись, не впал он в осуждение диавола; но должно, чтобы онъ имел добрый отзыв от находящихся вне [Церкви], чтобы он не впал в поношение и сети диавола. Подобным образом и диаконы должны быть стыдливы, не двуязычны, не преданы употреблению многого вина, не стремящиеся к бесчестной прибыли, имеющие таинство веры в чистой совести. Но прежде всего и они пусть будутъ испытаны, и служат так, не имея никакого преступления [за собою]. Подобным образом и жены их пусть будут стыдливы, не обманщицы, трезвенны и верные во всем. Дьяконы пусть будут мужьями одной жены, хорошо управляющие своими детьми и домом своим; потому что те, которые будут хорошо служить, преобретают себе высшую степень и великую дерзновенность в вере, которая во Иисусе Христе. [Гл. IV;] Но Дух ясно говорит, что в последние времена некоторые отступят от веры, прислушиваясь к духам обольщения и учениям демонов, лицемерно говорящих ложь, и имеющих сожженную совесть, запрещающих жениться и воздерживаться от яств, которые сотворил Бог для принятия верными с благодарением и теми, которые познали истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

5–12; 18–21; 29]. [Гл. XXXIV:] Пустая надежда и обман у человека безрассудного, и грезы поднимают неблагоразумных; они как будто хватают и следуют за ветром, так и тот, который стремится за видимою ложью. Грезы точно так же, как пред лицом человека лицо человеческое. Кто очистится от нечистого? и лживый что скажет верное? Догадки заблуждения, лживые гадания и грезы злодействующих – суета. И сердце твое страдает от мечтаний, как сердце мучащейся родами, если только не будет ниспослано посещение от Всевышнего, не отдавай им сердца своего. Ведь мечты многих заставили блуждать и погубили тех, которые на них полагались. Без лжи пусть оканчивается слово, и мудрость пусть созерцается в устах верного... Многое я видел в повествовании [или: в странствовании] и весьма многую привычку к словам. Несколько раз я был ради их в смертной опасности, и освободился по милости Божией. Дух богобоязненных взыскуется и они благословятся в почтении к нему [Богу]; ибо их надежда на Спасителя их, и очи Божьи на любящих себя [se, – русск.: Его]. Богобоязненный не будет трепетать от чего- либо и не будет страшиться, ибо есть надежда на Него. Блаженна душа богобоязненного. На кого он будет взирать? и кто есть крепость его? Очи Господни на боящихся Его, могущественного Покровителя, крепкую Твердыню. Защиту от жара и зноя полуденного, Охрану от соблазна и Помощь от падения; возвышающего душу и просвещающего очи, дающаго здравие, жизнь и благословение. Приношение закалающаго от неправедного богатства – скверна; и не благоугодны насмешки неправедных. Господь только один для твердых в жизни по истине и правде. Дары неправедных Всевышний не одобряет и не взирает на приношения беззаконных и множеством жертв их не умилостивлен будет к грехам. Кто приносит жертву из имущества бедных, тот подобен закалающему сына пред лицем отца его. Хлеб имеющих нужду есть жизнь бедных; кто крадет его, тот человек крови [кровопийца]. Кто отнимает хлеб в поте [приобретенный], тот как бы убивает ближнего своего. Кто проливает кровь, и кто обманывает наемника, те – братья между собою. Один строит, а другой разрушает; а какая польза им кроме утомления? Один молится, а другой злословит, чей же голос услышит Бог ? Если кто погружается в воду после мертвого, а потом снова прикасается к нему; то какое преимущество в его омовении? Так и человек, который постится во грехах своих, но снова делает то же; к чему послужит его смирение? Кто услышит его молитву? [ст. 1–8; 11–26].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010