“ Посему говорю вам: не заботьтесь .” Да и бесполезны всякие заботы. Мир так благоустроен в целом и в своях частях, все в нем так размерено и взвешено, что человек со своей заботой ничего не может изменить в нем по существу, или величине и красоте. Сколько бы он ни суетился и ни заботился, напр., о том, чтобы, прибавить себе росту хотя бы на один локоть или удлинить себе жизнь, все эти хлопоты окажутся напрасными. Мало того: даже в области чисто внешней, напр., в отношении одежды, заботы человека также не достигают своей цели. Сколько бы он ни заботился о красоте и изяществе их, он никогда не достигнет в этом отношении даже той красоты, в какой растут простые лилии на поле: ведь “ и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. ” Между тем, одежда с ее украшениями поглощает добрую половину труда и средств человечества. Тщеславие и суетность в этом отношении часто не знают границ. Придумываются всевозможные формы, чтобы придать человеку больше величия, пышности и красоты, и особенно женщины нашего времени делают из костюма своего рода мамону, которой в жертву приносится все — и достоинство, и скромность. А между тем, самые роскошные и пышные наряды в действительности не в состоянии придать ни доли изящества и красоты тому, что уже дано природой, и сама английская королева Елизавета, о которой известно, что она оставила после себя более трех тысяч роскошных платьев, могла в конце концов убедиться, что ей нельзя было во внешней красоте сравняться даже с простой лилией полевой, “ которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь .” Так-то напрасны и суетны все наши заботы о великолепии и пышности одежд, и как лилия полевая при всей ее красоте бросается в печь на сожжение, так то же самое, по выражению блаженного Августина , будет и с теми, кто всецело отдается страсти нарядничества. “ Итак , заключает Христос, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? ” Посвящать себя заботе об этом до забвения высших интересов духовной жизни значит уподобляться язычникам, которые, не имея должного понятия о всеблагом Божьем Промысле и не уповая на него, думают обеспечить свое существование своими собственными усилиями и заботами. Христиане должны стоять выше этого, и веровать что “ Отец небесный знает, что они имеют нужду во всем этом .”

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

     Но не потому только, что половая любовь, в силу своего индивидуального характера, так сказать, уменьшает шансы размножения, она стоит с ним в противоречии, а и по самому своему существу. Об этом говорят философы, говорит и изящная литература. «Любовь сама по себе, без присоединения аскетических принципов, враждебна всему тому, что ведет к половому акту, более того — ощущает все это как свое отрицание, — пишет Вейнингер. — Любовь и вожделение настолько различные, исключающие друг друга, даже противоположные состояния, что в те моменты, когда человек действительно любит, для него совершенно невозможна мысль о телесном единении с любимым существом» .      Но, быть может, здесь мы имеем дело с близкой к ненормальности утонченностью модного философа половой любви? Откинем тогда пятнадцать веков и найдем у христианского философа — блаженного Августина — следующие строки:      «Мы знаем, что многие наши братья по взаимному согласию воздерживаются от плотской похоти, но не супружеской любви. Чем более подавляется первая, тем более усиливается вторая» .      Опять можно возразить, что и Августин подчиняется здесь духу чрезмерного аскетизма. В таком случае откинем еще семь веков и найдем ту же мысль у философа, которого было бы странно обвинять в аскетических тенденциях, у самого главы евдемонизма — Эпикура: «Плотское соединение никому не принесло пользы, а любящего может и оскорбить» .      Те же мысли встречаем мы у Плутарха, Цицерона, Галена, Порфирия.      От философов старого и нового времени обратимся к Библии и к святоотеческой изящной литературе.      Книга Бытия повествует, что Иаков любил не плодовитую Лию, а бесплодную Рахиль. Во Второй Книге Царств с обычной библейской прямотой излагается история трагической любви Амнона к красивой Фамари. ...И полюбил ее Амнон, сын Давида. И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари. Но вот у Амнона любовь побеждена похотью. Хитростью и насилием он добился падения Фамари, и ...потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней... И позвал отрока своего, который служил ему, и сказал: прогони эту от меня вон и запри дверь за нею (2 Цар. 13, 1—2, 15, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=906...

    Мы можем возвратиться к Отцу. Мы можем возвратиться с доверчивой надеждой, потому что Он - хранитель нашего достоинства. Он хочет нашего спасения. Он требует только одного: Сын Мой, отдай сердце твое Мне, все остальное Я сам приложу, - как говорит Премудрый. Эта дорога шаг за шагом ведет нас оттуда, где мы находимся, слепые, вне Царства, хотя страстно желаем увидеть его полноту внутри себя и победу его над всем вокруг; эта дорога ведет нас туда, где мы окажемся перед судом Божиим. Мы видим, как прост этот суд, как велика должна быть в нас надежда и как в этой надежде мы можем идти к Богу, твердо зная, что Он Судия, но в первую очередь Он - Искупитель наш, Тот, Кому человек настолько дорог, драгоценен, что мера, цена нашего спасения в Его очах - вся жизнь, вся смерть, все борение и богооставленность, весь ужас, который претерпел Единородный Сын Божий.    Притча о суде Митрополит Сурожский АнтонийПРИТЧА О СУДЕ  От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так, кома вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях. О дне же там и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет (Мф. 24, 32, 33, 36, 42).       Когда я читал некоторые места Евангелия или проповедовал на эти тексты, меня неоднократно поражало, что мы провозглашаем Суд как часть Благовестия. Также услышите о войнах или о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь (Мф. 24, 6). Поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк. 21, 28). Даже последние слова книги Откровения, Ей гряди, Господи Иисусе! - передающие чаяние и страстное устремление ранней Церкви, для многих звучит как угроза: они готовы отозваться на них словами молитвы молодого блаженного Августина: " О Боже, даруй это... но еще не сейчас " . У многих христиан сама мысль о Суде Божием вызывает ужас, они думают о возможном осуждении, а не о грядущей победе правды и Бога. Мало кто способен молиться словами одного юноши: " Я люблю Тебя, Боже; если Твоя победа означает мою погибель, пусть я погибну, но пусть придет Твоя победа! " Мы слишком легко забываем обетование Христа: Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня шест жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5, 24). Мы не чувствуем в этих словах отзвук грядущей победы, либо потому что ждем победы Божией недостаточно цельным сердцем, либо просто по маловерию: подчас даже хорошо известные слова: Верую, Господи, помоги моему неверию! превосходят нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1279...

А ведь предавший Христа Иуда лично слышал от Него слова, дающие понимание того пути, который превращает любовь-чувство в Любовь — богоподобное состояние: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5:44-48 ). Ни лев, ни самая добродушная собака, никакое живое существо не способно любить врагов, любить обидчиков, отвечать добром за зло. Это может лишь Бог и созданный по Его образу человек. Иначе Сын Божий не призывал бы Своих учеников к воплощению в жизнь невозможного для них. Но… «имеющий уши да услышит!» и «могущий вместить да вместит!»… Не все слышат, не все вмещают, оттого и много людей страдающих и приносящих страдания другим людям. Это происходит оттого, что человек, получивший от Бога при своём сотворении через Его божественное вдохновение «дух жизни» — носитель Образа Божьего, — уже не может обрести полноту счастья в простой «природной» любви, доступной прочим творениям Божьим. Поэтому слова Блаженного Августина — «Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе!» — актуальны для всех живущих на Земле людей во все времена! Человек, даже имеющий в своей жизни присутствие естественной природной «любви», если она не преображается в высшую форму Любви божественной, не может ощутить того, что мы называем полнотой счастья или по-церковнославянски «блаженством»! — Батюшка! — обратилась к Флавиану Лидия Дмитриевна, — помните, в старом советском фильме «Доживём до понедельника» была очень символичная фраза: «счастье — это когда тебя понимают!» Разве это высказывание не верно?

http://azbyka.ru/fiction/flavian-armaged...

А если на поле встретит человек девицу, которая обручена и, схватив ее, разделит с нею ложе, то пусть будет умерщвлен только он один; а девица не пострадает нисколько и не будет повинна смерти, потому что он, как разбойник, восстал против брата своего, и погубил душу его; подобно сему и девица подверглась страданию: она была на поле одна, кричала, и никого не было вблизи, чтобы освободить ее. Если человек встретит девицу непорочную, которая не имела жениха и, схватив ее, разделит с нею ложе, и дело дойдет до суда; то возлегший с нею пусть даст отцу ее сто сиклей серебра, и пусть возьмет ее в жены, потому что он обесчестил ее: он не может отпустить ее во все дни своей жизни. Пусть не берет человек жены отца своего и не открывает покрова ее. И немного после [гл. ХХШ]: Да не будет наложницы из дочерей Израиля и блудника из сынов Израиля [ст. 17]; и немного после: Не отдавай в рост брату своему денег, ни хлеба [fugesl], ни какой либо другой вещи; но чужому [ст. 19]. Если принесешь обет Господу Богу твоему, то не замедляй исполнить его, потому что взыщет его Господь Бог твой, и если ты замедлишь его, то это вменится тебе в грех . Если же ты не захочешь дать обета, то не будет на тебе греха. В самом деле, то, что однажды вышло из уст твоих, ты должен соблюсти и сделать так, как обещал ты Господу Богу твоему и высказал устами своими по собственной своей воле [ст. 19–23]. Немного спустя [гл. XXIV]: Не бери в залог жернова ни нижнего, ни верхнего, потому что [дающий его] положил тебе душу свою. Если кто-либо будет схвачен, как соблазняющей брата своего и после продажи его принимающий плату [за него]; то да будет предан на смерть; и ты удалишь зло из среды своей [ст. 6, 7]. И спустя немного говорит: Когда ты требуешь от ближнего своего какой-либо вещи, которую он должен тебе, то не входи в дом его, чтобы взять у него залог; но ты будешь стоять вне [дома], и он вынесет тебе то, что будет у него. Но если он будет бедным, то пусть залог не остается у тебя на ночь; но тотчас отдай ему до захода солнца, чтобы, засыпая в одежде своей, он благословлял тебя, и ты имел оправдание в очах Господа Бога твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

А если неверующий разлучается, то пусть разлучается; ибо ведь брат и сестра в этом отношении не находятся в рабстве; а к миру призвал нас Бог. В самом деле, откуда ты, женщина, знаешь, что ты спасешь мужа, или ты, мужчина, откуда ты знаешь, что спасешь жену? Разве только не так, как Господь определил каждому? Пусть каждый ходит так, как его призвал Господь: это так, как я учу во всех церквах. Призван ли кто обрезанным? пусть такой не требует крайней плоти! Призван ли кто с таковою? пусть такой не обрезывается. Обрезание – ничто, и необрезание – ничто, а [важно] соблюдение заповедей Божьих. Каждый пусть пребывает в том звании, в котором призван. Призван ли ты рабом, да не будет тебе это предметом заботы; но если ты можешь сделаться свободным то предпочти воспользоваться этим. Ведь кто призван рабом в Господе, тот свободен пред Господом; подобным образом и тот, кто призван свободным, тот – раб Христов. Вы выкуплены ценою, не делайтесь рабами людей. Каждый брат [или братие] оставайся пред Богом в том состоянии, в котором ты призван. А о девственницах я заповеди Господней не имею; но даю совет, как повинующийся милосердию Его, чтобы быть верным. Посему я полагаю за благо, что по настоящей нужде человеку хорошо оставаться так. Но если привязался ты к женщине, тогда не ищи развода; а если отрешился ты от женщины, то уже не ищи ее. Если же ты взял жену, то не согрешил; и если девица выйдет замуж, то не грешит; но люди такого рода будут иметь терзание плоти. Я же оказываю вам пощаду. Поэтому, братие, говорю вам следующее: время кратко; остается то, чтобы и имеющие жен были, как не имеющие, и плачущие, чтобы были так, как не плачущие, и радующиеся так, как не радующиеся, и пользующиеся настоящим миром, как бы не пользующиеся; ведь образ этого мира проходит; а я хочу, чтобы вы были без забот. Кто не имеет жены, тот заботится о том... как бы угодить Богу; а кто имеет жену, тот заботится о мирском, как бы угодить жене; и [вот] он разделился 25 . Не замужняя женщина и девица помышляет о Господнем, именно о том чтобы святого по телу и по духу, а замужняя помышляет о мирском, как бы угодить мужу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

А из книги Псалмов должно предложить многое, хотя часто повторяется одно и то же; но я, – насколько это будет для меня возможно, – буду умеренным, чтобы не получило излишнего объема это произведение, которое преимущественно должно быть удерживаемо в памяти. Из ПСАЛМОВ В псалме I: Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых и не стал на пути грешников и не воссел на седалище насмешников; но в законе Господа воля его и о законе Его он будет размышлять днем и ночью [ст. 1, 2]. В псалме II: Итак, правители, ныне понимайте; научитесь, судьи земли. Служите Господу в страхе и радуйтесь Ему с трепетом. Поклоняйтесь в чистоте, чтобы Он как-нибудь не разгневался, и вы не погибли на пути. Так как немного после воспламенится гнев его [то], блаженны все надеющиеся на Него [ст. 11–12]. В псалме IV: Сыны мужа, доколе вы, гордые бесславно любите суету, ища лжи? [ст. 3]. И немного после: Гневайтесь и не согрешайте. Говорите в сердцах своих на ложах своих, и молчите. Приносите жертву правды и полагайтесь на Господа [ст. 5, 6]. В псалме V: Так как Ты – не Бог желающий неправды. Вблизи Тебя не будет обитать злодей, не станут нечестивые пред взглядом очей Твоих. Ты ненавидишь всех, делающих неправду, погубишь говорящих ложь. Господь гнушается мужа кровожадного и коварного [ст. 5–7]. В псалме XIV: Господи, кто будет ходить под кровлею Твоею, и кто будет обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит без порока и делает правду, и говорит истину в сердце своем, кто не легок на языке своем и не сделал другу своему зла и не перенес поношений против ближнего своего. Бесчестный человек презренен в очах его, а боящихся Господа он прославляет. Он клянется и не изменяет, хотя бы тот [которому клялся] и опечалил его. Денег своих он не дал в рост и не принял подарков во вред невинному. Тот, кто делает это, не поколеблется во век. В псалме XXIII: Кто взойдет на гору Господню? Или кто станет на месте святом его? Неповиный руками и чистый сердцем не возносился душою своею и не поклялся коварно. Он получит благословение от Господа и оправдание от Бога, Спасителя своего [ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

А изначала Бог создал творение мужчину и женщину. Поэтому оставит человек отца и матерь свою и привяжется к жене своей... И таким образом они уже не двое, но плоть одна. Итак, что соединит Бог, того человек пусть не разъединяет. А в доме ученики спросили Его о том же: И Он сказал им: Кто отпустит жену свою и возьмет другую, тот совершает с этою блуд; и если женщина отпустит мужа своего и выйдет замуж за другого, то она блудодействует... Позвольте детям подходить ко Мне и не запрещайте им, ибо таковым принадлежит царство Божие. Истинно говорю вам: Кто не примет царства Божия, как дитя, тот не войдет в него. И обнимая их, и возлагая руки на них и Он благословлял их. И когда Он вышел, то некто, подбегая к Нему и пав на колена, просил Его: «Учитель благой, что сделать мне, чтобы получить жизнь вечную? А Иисус сказал ему: Почему ты называешь Меня благим? Благ только один Бог. Ты знаешь заповеди: Не прелюбодействуй, не убивай, не лжесвидетельствуй, не обманывай, почитай отца своего и матерь свою. А тот в ответ сказал Ему: «Учитель, все это я соблюл от юности своей». Иисус-же, посмотрев на него, возлюбил его и сказал ему: Одного тебе недостает: Иди, все, что имеешь, продай и дай бедным, и будешь иметь сокровище на небе, и иди, чтобы следовать за Мною. Тот опечален был словом [Его] и отошел с сожалением, ибо был обладателем многого богатства. И Иисус, окинув взором Своим, сказал учениками своим: С каким трудом имеющие деньги будут входить в царство Божие! Ученики-же были изумлены его словами. Но Иисус снова сказал им: Как трудно, дети Мои, полагающимся на богатство входить в царство Божие! Легче верблюду (camelum) пройти сквозь отверстие в игле, чем богатому войти в царство Божие. Они-же (qui) еще больше удивлялись, говоря между собою: «Но кто-же может быть спасен?» И Иисус, смотря на них, сказал: У людей это невозможно, но не у Бога: ибо у Бога все возможно. И начал Петр говорит: «Вот мы оставили все и последовали за Тобою». В ответ Иисус сказал: Всякий (nemo est... qui non), оставивший дом или братьев, или сестер, или матерь, или отца, или детей, или поля ради Меня и блавествования (Evangelium), получит стократно во время настоящее: домов и братьев, и сестер, и матерей, и детей, и полей вместе с говениями; а в будущем веке – жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

А кто прелюбодействует, тот потеряет душу свою вследствие бедности сердца [ст. 25–32]. [Глава VII]: Сын мой, сохрани слова мои; и скрой у себя наставления мои. Сохрани заповеди мои, и живи, а закон мой [блюди], как зеницу ока [ст. 1, 2]. [Глава VIII]: Дети поймите коварство, и неразумные примечайте [ст. 5]. Истину будет исповедать гортань моя, и уста мои будут ненавидеть нечестивого [ст. 7]. Примите наставление мое, а не деньги, и любите учение мое больше золота, ибо мудрость лучше всех драгоценностей, И все желаемое не можетъ сравниться с нею [ст. 10, 11]. Страх Господень ненавидит зло; дерзость, гордость, путь развращенный и двуязычные уста Он ненавидит [ст. 13]. Я люблю любящих Меня, и те, которые утром бодрствуют предо Мною, найдут Меня. Со Мною богатство и слава, высокое достояне и правда. Плод мой лучше золота и камня драгоценного, и порождения мои выше избранного серебра. Я хожу по путям правды и по стопам правосудия, чтобы обогатить любящих меня и наполнить сокровищницы их [ст. 17–20]. Блажен человек, который слушает меня, который ежедневно бодрствует у ворот моих, и сторожит у притолок входных дверей моих. Кто найдет меня, тот найдет жизнь и получит спасение от Господа. А кто согрешит против меня, тот повредит душе своей. Все, ненавидящие меня, любят смерть [ст. 34–36]. [Глава IX]: Оставьте неразумие и живите, и ходите по путям благоразумия. Кто научает насмешника, тот сам себе причиняет обиду, а кто обличает нечестивого, тот опорочивает себя. Не обличай насмешника, чтобы он не возненавидел тебя, обличай премудрого, и он возлюбит тебя. Дай повод мудрецу, и у него прибудет премудрости. Научи праведника, и он поспешит усвоить. Начало премудрости – страх Господень, и познание святых – благоразумие [ст. 6–10]. [Глава X]: Сокровища неправедные не приносят пользы, а справедливость спасает от смерти [ст. 2]. Собирающий во время жатвы – сын премудрый, а спящий во время лета – сын смятения [ст. 5]. Мудрый усвояет заповеди сердцем, а неразумный говорит устами. Кто ходит в простоте, тот ходит уверенно, а кто развращает пути свои, тот будет обличен.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

А теперь мы будем собирать уже из книг пророческих то, что необходимо для этого произведения; и сначала из тех пророков, которые по краткости свитков своих называются меньшими; таким у пророка Осии мы открываем следующее. Из книги ОСИИ [Гл. IV:] Сыны Израилевы, слушайте слово Господа, потому что у Господа суд с обитателями земли. На земле нет истины, нет сострадания, нет и познания Бога. Проклятие, ложь, человекоубийство, воровство и прелюбодеяние затопляют [землю] и кровь покрыла кровь [ст. 1–2]. Так как ты отверг познание, то Я устраню тебя от приношений жертвы предо Мною [ст. 6]. Ибо они оставили Господа в несоблюдении [закона]. Блуд и вино, и пьянство увлекло сердца [ст. 10, 11]. Ибо они сами живут с непотребными женщинами и приносят жертвы с утратившими стыд. А непонимающий народ будет наказан. Если ты, Израиль, блудодействуешь, то пусть же хоть Иуда не грешит. И не ходите в Галгал и поднимайтесь в Бетаве; и не приносите клятвы: «Жив Господь» [ст. 14–15]. [Гл. V:] Не дадут мыслей своих, чтобы обратиться к Господу Богу своему, потому что дух блудодейства среди них и Господа они не познали [ст. 4]. [Гл. VI:] Суды Твои выступят, как свет, потому что я хочу милосердия, а не жертвы, и познания о Боге больше, чем всесожжения [ст. 5–6]. [Гл. X:] Сейте себя в праведности и пожинайте устами милосердие. Возделывайте себе новину. Но время снова искать Господа; так как придет тот, который научит вас правде [ст. 12]. [Гл. XII:] И ты обратись к Господу Богу; храни милосердие и суд, и всегда надейся на Господа Бога твоего [ст. 6]. [Гл. XIII:] Я же, Господь Бог твой, извел тебя из работы Египетской, и не узнаешь Владыки помимо Меня, и нет спасающего кроме Меня [ст. 4]. [Гл. XIV:] Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему, потому что ты пал в нечестии своем; вознесите с собою слова, и обратитесь к Господу, скажите Ему: «Удали всякую неправду и прими добро, и мы принесем от уст наших, как бы тельцов (в жертву)» [ст. 2, 3]. Из книги ИОИЛЯ [Гл. I:] Пробудитесь, упившиеся, и плачьте и рыдайте все пьющие вино с удовольствием, ибо оно отнято от ваших уст. Ведь вот приходит на землю Мою народ, сильный и неисчислимый [ст. 5, 6].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010