10–13; 30, 31]. [Гл. III:] Действительно, так как между вами есть соревнования и недоразумения, то не плотские ли вы, и не ходите ли вы по человеческому. Ведь когда кто-нибудь говорит; «Я Павлов», а другой: «А я – Аполлосов», то разве вы не люди?.. Не знаете ли вы, что вы – храм Божий, и дух Божий живет в вас. Но если кто осквернит храм Божий, того погубит Бог; ибо храм Божий свят, и этот храм – вы. Пусть никто не обольщает себя. Если кому-либо между вами кажется, что он мудр в этом веке, тот да будет юродивым, чтобы быть мудрым, ибо мудрость этого мира есть юродство пред Богом [ст. 3, 4; 16–19]. [Гл. IV:] Итак, не судите прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое мраком и объявит советы сердца, и тогда каждому от Бога будет похвала. А это, братие, я изобразил относительно себя и Аполлоса ради вас, чтобы вы научились в нас, не надмеваться каждому [из вас] пред другим более, чем написано. В самом деле, что отмечает тебя? Что есть у тебя такое, чего бы ты не получил? А если ты получил, то чего же ты хвалишься, как будто не получал?... Ведь до настоящего часа мы терпим и голод, и жажду, и наготу, и переносим удары, и не имеем постоянного местопребывания, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, а мы благословляем, гонят нас, а мы терпим, хулят нас, а мы молим. Мы сделались, как отбросы этого мира, до настоящего времени как бы нечистота для всех. Я пишу это не для того, чтобы приводить вас в смущение, а наставляю вас, как возлюбленнейших моих сынов [ст. 5–7; 11–14]. [Гл. V:] Несомненно слышно о блудодеянии между вами, и таком блудодеянии, какого нет даже и между язычниками, именно так (ut ita), что некто [вместо жены] имеет жену отца своего. А вы гордитесь, а не выразили скорее горя, чтобы из вашей среды был удален делающий такое дело. Я же удаленный телесно, но присутствующий [среди вас] духом, как бы находящийся на лице рассудил, чтобы сделавшего такое дело в собрании вашем вместе с моим духом силою Господа Иисуса Христа предать такового сатане в погубление плоти, чтобы дух [его] спасся в день Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

10 . Но не может ли и тут подобный человек, не желающий, чтобы его упрекали, сказать: «Что же мне делать, раз я не получил?» И хотя известно, что он получил и по своей вине утратил полученное, однако [он может возразить]: «Могу, – говорит, – вполне могу я, когда ты обвиняешь меня, что я по своей воле от доброй жизни обратился к злой, сказать все же: «Что же мне делать, раз я не получил?» Ведь получил я веру, действующую любовью, но пребывания в ней до конца не получил. Разве отважится кто-нибудь сказать, что это пребывание не является даром Божиим? [Разве скажет кто], что это великое благо присуще нам так, что всякому имеющему его не может сказать апостол: «Что ты имеешь, чего бы не получил?» ( 1Кор 4:7 ), поскольку тот имеет это [пребывание] таким образом, что не получил его?» Здесь мы не можем отрицать, что пребывание в добре, простирающееся вплоть до конца [жизни], является великим даром Божиим, и оно существует лишь благодаря Тому, о Ком написано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» ( Иак.1:17 ). Но не следует по этой причине пренебрегать упреком в отношении того, кто не пребыл [в добре до конца], ибо Бог , быть может, дарует ему покаяние, и он избежит сетей диавола. Ведь апостол [мысль] о пользе упрека присоединяет к следующему изречению, говоря, как упомянул я выше: «С кротостью» наставляя мыслящих противное, «не даст ли им Бог покаяния» ( 2Тим 2:25 ). А если мы скажем, что это столь похвальное и столь блаженное пребывание [в добре] свойственно человеку таким образом, что не [происходит] оно у него от Бога, то мы тотчас же уничтожим то, что сказал Господь Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» ( Лк.22:32 ). Ибо о чем Он для него молился, как не о пребывании [в добре] до конца? И понятно, что если бы это пребывание предоставлялось человеку человеком, то не следовало бы просить его у Бога. Далее, когда апостол говорит: «Мы молимся Богу», «чтобы не делали вы» ничего злого» ( 2Кор.13:7 ), он несомненно молится Богу об их пребывании [в добре].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

11–13]. Совершенство премудрости есть страх Божий, и полнота от плодов ее [ст. 16]. Страх Господень, венец премудрости [ст. 18], корень премудрости – страх Господень: ветви ее долговечны. В сокровищницах премудрости – разумение и набожность познания, а грешникам премудрость ненавистна. Страх Господень изгоняет грех . Ибо кто без страха, тот не может быть оправдан; ведь гневливость его с задором есть уничтожение (гибель) его. Мудрый до времени бывает терпелив, а затем – воздаяние приятное. Доброе чувство на время скрывает слова его, и уста многих возвестят о мысли его. Желая мудрости, соблюди правду, и тогда Бог подаст ее тебе; ибо мудрость и наставление – страх Господень; и что благоугодно Ему, – это вера и кротость, и он наполнит сокровища твои. Не будь недоверчивым к страху Божию и не приступай к Нему с двоедушием. Не будь лицемером среди людей и не соблазняй устами своими; будь внимателен к тому, чтобы случайно не пасть и не привести в смятение душу свою. И Господь откроет тайны твои и среди собрания посрамит тебя. Ибо ты злонамеренно приступил к Господу; и сердце твое полно хитрости и лживости [ст. 20–30]. [Гл. II:] Сын! приступая к служению Господу, стой в страхе и праведности и приготовляй душу свою к искушению, и смири сердце свое и перетерпи. Склони ухо твое и прими слова разума и не будь поспешен во время соблазна. Претерпи испытание Божие, прилепись к Богу и претерпи, чтобы в конце концов возросла жизнь твоя. Все, предназначенное тебе, прими и в скорби перенеси и в своем смирении имей терпение. Ибо золото и серебро искушается в огне, а люди благоугодные – в горниле смирения. Веруй в Бога, и Он восстановит тебя; исправь жизнь свою и надейся на Него. Храни страх к Нему и состарейся в нем. Боящиеся Господа, твердо надейтесь на милость Его и не уклоняйтесь от Него, чтобы не падать. Боящиеся Господа, верьте в Него, и не отнимется награда ваша. Боящиеся Господа, надейтесь на Него и в радости снизойдет на вас милосердие. Боящиеся Господа, любите Его, и просветятся сердца ваши.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

11 . Но перейдем уже к самому толкованию Апостола. И прежде всего скажем о блаженном Иоанне Златоусте , который, вы говорите, был того мнения, что оное апостольское изречение: – “Основания иного никто” 162 и проч. – должно пониматься в отношении осужденных и вечного огня. На это скажем, что Божественное Писание охватывает множество значений; и чтобы мы допускали принятие многих значений, – как вот “левъ” и “камень”, вместе с иными многочисленными наименованиями, относятся к Христу. Отсюда в Откровении Иоанна читаем: “Победил есть Лев, Иже сый от колена Иудова” 163 , с чем, конечно, все соглашаются, что это говорится о Христе. И Апостол говорит: “Пияху от духовного последующего Камене: Камень же бе Христос” 164 . Но эти слова находим употребляемыми не только в отношении Христа, но и в совершенно противоположном значении. Подобным образом и этот Учитель (св. Иоанн Зла- тост), быть может, имея в виду, что в Писании заключается множество значений, оставив в стороне всякое иное понимание, держался только того, которое казалось более соответствующим для самой проповеди . И такое понимание не противоречит словам Августина и Григория, если Златоуст, действительно, считает, что это изречение Апостола говорит об окончательном конце злых и об их наказании, в то время как они приняли сие в отношении промежуточного состояния умерших. Итак, в дальнейшем обсудим, по силе, мысль Апостола, воздавая святым подобающую честь. 12 . Итак, Апостол говорит: “Никто не может положить другого основания, кроме положеннаго, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так как бы из огня” 165 . Здесь Апостол упоминает об основании, о созидании, о горении, о спасении. Основание, говорит, всех тех есть Христос: на этом основании никто из неверных не может созидать; ибо не иначе, как чрез веру, Христос становится основанием, не принимая которую, неверный не только не пользуется тем основанием для созидания, но своим душевным состоянием разрушает его.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

121 Сходное рассуждение мы встречаем в другом труде свт. Григория: «накожной раной вытягивается вредный сок из внутренности и выходит вон». Св. Григорий Двоеслов Беседы на Евангелия в 2-х книгах СПб 1860. С. 314–315. 125 Ср. Синод.: «И зарастут дворцы ее колючими растениями крапивою и репейником твердыни ее и будет она жилищем шакалов пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками и лешие будут перекликаться один с другим там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой» ( Ис. 34:13,14 ). 126 Ср. Синод.: «И пристрастилась к любовникам своим у которых плоть плоть ослиная и похоть как у жеребцов». 129 Ср. Синод.: «Но Иисус сказал ему иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». 130 Ср. Синод.: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери и жены и детей и братьев и сестер а притом и самой жизни своей тот не может быть Моим учеником». 131 Подобная мысль встречается у блаженного Августина « сама Истина заповедует нам противоборствовать плотским привычкам уча нас что никто не достигнет царствия Божия если не возненавидит плотских уз» Блаж. Августин еп. Иппонииский Творения М. 1997. С. 75. 132 B другом труде свт. Григория мы находим подобное рассуждение «Итак нам заповедуется ненависть к ближним и к душе своей Следовательно тот любя должен ненавидеть ближнего кто ненавидит его так как самого себя Ибо мы ненавидим свою душу тогда когда не последуем ее желаниям Именно так мы должны мы выражать свою ненависть к ближним чтоб и любить в них то, чем они суть, и ненавидеть в них-то чем они суть и ненавидеть то чем они препятствуют нам на пути Божием» Св. Григории Двоеслов Беседы на Евангелия в 2-х книгах СПб 1860. С. 250–251. 133 Ср. Синод.: «Который говорит об отце своем и матери своей я на них не смотрю и братьев своих не признает и сыновей своих не знает ибо они [левиты] слова Твои хранят и завет Твой соблюдают». 134 Ср. Синод.: «И сказал наг я вышел из чрева матери моей наг и возвращусь Господь дал Господь и взял да будет имя Господне благословенно!».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

127–129]. Я открыл уста свои и вздохнул, ибо возжелал заповедей Твоих [ст. 131]. Ревность моя сокрушила меня, ибо враги мои забыли о заповедях Твоих. Слово Твое весьма чисто [probatus – испытано], и раб Твой возлюбил его. Я мал и подвергаюсь презрению, но заповедей Твоих не забыл [ст. 139–141]. Мое желание – заповеди Твои [ст. 143]. Посмотри на огорчение мое и избавь меня, ибо я не забыл закона Твоего [ст. 153]. Есть много преследующих меня и огорчающих меня; [но] я не отступил от свидетельств Твоих. Я видел изменников Твоих и сокрушался, ибо они не сохранили слов Твоих. Смотри, как я, Господи, возлюбил заповеди Твои; оживотвори меня по милосердию Твоему [ст. 157–159]. Радуюсь я слову Твоему, как получивший многую добычу. Я возненавидел ложь и стал гнушаться; а закон Твой возлюбил. Семь раз в день восхвалил Тебя о судах правды Твоей. Многий мир у любящих закон Твой и нет для них соблазна. Я ожидал спасения Твоего, Господи, и исполнил повеления Твои. Душа моя сохранила заповеди Твои и свидетельства, и я возлюбил их много. Я сохранил заповеди Твои и свидетельства Твои, ибо все пути мои пред лицем Твоим [ст. 162–168]. Да будет рука Твоя помощницею моею, потому что я избрал заповеди Твои. Я возжелал спасения Твоего, Господи, и желание мое – закон Твой [ст. 173–174]. Я заблудился, как овца погибшая; взыщи раба Твоего, потому что я не забыл заповедей Твоих [ст. 176[. В псалме Я говорил мирные [речи], но они, оспаривают их [ст. 7]. В псалме Просите мира Иерусалиму, да будет благо тем, которые любят его [ст. 6]. Ради братьев моих и ближних моих я говорил тебе мир. Ради дома Господа Бога нашего я желал блага тебе [ст. 8, 9]. В псалме К Тебе, живущему на небесах я воздвиг очи мои. Вот как очи рабов к рукам господ их, как очи служанки к рукам госпожи ее, так и очи наши к Господу Богу нашему, пока он умилосердится над нами [ст. 1–3]. В псалме Как горы Сиона бывают те, которые полагаются на Господа, неподвижный во веки обитаемый Иерусалим [ст. 1]. В псалме CXXVII: Блажен всякий, боящийся Господа, ходящий путями Его [ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

12 июля — праздник в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла 11 июля 2007 г. 22:35 Поучительное слово блаженного Августина Иппонского в день праздника В настоящий день Церковь Святая благочестно воспоминает страдания святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» , — удостоился от Спасителя услышать в ответ: «блажен ты, Симон... Я говорю тебе: ты — Петр (Petrus), и на сем камне (petra) Я создам Церковь Мою» (Мф. 16, 16–18). На «сем камне» (petra), на том, что ты сказал: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго», на этом исповедании твоем создам Церковь Мою. Ибо «ты — Петр»: от «камня» (petra) Петр (Petrus), а не от Петра (Petrus) «камень» (petra), точно так же, как от Христа христианин, а не от христианина Христос. Хотите знать, от какого «камня» (petra) апостол Петр (Petrus) так назван? — Послушайте апостола Павла: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, — говорит апостол Христов , — что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10, 1 – 4) . Вот от какого «Камени» Петр! Господь наш Иисус Христос, в последние дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать Апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место (Мф. 10, 2) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: «и дам тебе ключи Царствия Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (16, 19). Ибо эти «ключи» и право «вязать и решить» получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь. А что действительно Церковь получила это право, а не одно исключительно лицо, то обратите внимание на другое место Писания, где Господь то же самое говорит и ко всем Апостолам Своим: «Приимите Духа Святаго» , — и вслед за тем: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите грехи, на том останутся» (Ин. 20, 22–23); или: «что вы свяжете на земле, то будет связано не небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18).

http://patriarchia.ru/db/text/125199.htm...

14. Господи! услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Не отврати лица Твоего от мене, в день оскорбления моего приклони ко мне ухо Твое: милостив буди мне во всех делех моих, и избави от погибели душу мою, исполни во благих желание мое. 15. Призираяй на землю и творяй ю трястися, изведый люди Твоя в радости и избранныя Твоя в веселии, сотвори мене – сохраняти суд и правду на всякое время. Изведи мя из тьмы и сени смертныя, да готовым сердцем воспою и пою Тебе. Сотвори со мною знамение во благо, ради милости и имени Твоего, да во светлостях святых, в совете праведных и в сонме правых, правда моя пребудет в век века, и рог мой вознесется в славе! 16. Господи! внегда повелиши ми убогому востати от земли, и от гноища воздвигнеши нищаго, тогда благоугожду Тебе во стране живых и благословлю Тебе отныне и до века. Разреши оковы моя, и утверди мя в щедротах Своих. Егда в скорби призову Тебе, Господи, услыши мя и даруй ми простор. 17. Господи! положи мне закон, да живу, и пути правды Твоея взыщу выну. Вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню его всем сердцем моим. Заблудих яко овча погибшее, взыскав, сохрани душу мою. 18. Сохрани, Господи, вхождение мое и исхождение: да во дворех Твоих станут нози мои – во храме Иерусалима. К Тебе возведох душу мою, и очи мои к живущему на небеси: исхити душу мою от сети ловящих, да не простру к беззаконию рук моих. Исполни радости уста моя и язык мой – веселия. Исполни желание мое во благо, и благослови мя от Сиона, да вижу благая Иерусалима. Удали мя от беззакония, да будут уши Твои, Господи, внемлющии гласу моления раба Твоего. Да не вознесется сердце мое в гордости, ниже вознесутся очи мои: но да буду во смирении, дóндеже обрящу место Господеви – селение Богу Иаковлю, идеже заповедал еси благословение и живот до века. В селении Твоем, Господи, вознесу руки мои во святая, и благословлю Тя, судящаго люди Своя и веселящагося о рабех Своих. Боже богов и Господи господей! искуси мене, рыдающаго и молящагося ко храму святому Твоему, и испытай сердце мое, виждь мя и познай стези моя, и введи мене в жизнь вечную. Сохрани мене, Господи, и изми из руки грешнаго и от всех беззаконий моих избави мене. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою. Изведи из темницы душу мою – исповедатися имени Твоему. Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Скоро услыши мене, Господи, да не оскудеет и да не исчезнет дух мой: зане Ты еси Бог мой, – милость моя, и прибежище мое, и Заступник мой!

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

16). И если смерть царствовала посредством одного, множае паче избыток благодати и дар правды (τς χριτος α τς δωρες) приемлюще в жизни воцарятся единым Иисусом Хрустом (ст. 17). Как чрез преступление, непослушание одного все люди осуждены, и сделались многие грешными, так праведностью, послушанием Одного всем человекам дано оправдание жизни и праведны будут многие (ст. 18–19). Грех приумножился с привхождением закона, по «идеже приумножися грех, преизбыточествова благодать. Да якоже царствова грех во смерть, такожде и благодать воцарится правдою (δι δυαοσνης) в жизнь вечную И. Христом (δι Χρστο) Господом нашим (ст. 20–21). Здесь противопоставляются с одной стороны прегрешение Адама, гнев Божий (ст. 9), вражда с Богом (ст. 10), виновность наша (18), смерть (21), с другой – любовь Божья (ст. 5). смерть Сына Божия (ст. 10), примирение (ст. 10–11), праведность и послушание Христовы (ст. 18–19), новая жизнь наша во Христе (ст. 10, 18, 21). Но для краткости, в ст. 15, 16, 17, 20, 21 противопоставляются только с одной стороны преступление и осуждение с другой – благодать Христова и ее дар – оправдание. При этом очевидно, что под благодатью разумеется все дело искупления со всеми его плодами 35 . Впрочем, так как искупление есть дело не только любви к нам воплотившегося Сына Божия, но и милости, благоволения Бога Отца, от вечности предназначившего нас к избавлению во Христе, и не только милости Его, но и правды, то апостол, созерцая в целом все дело нашего спасения во Христе и рассматривая Его, как дело благодати Божьей, включает в объем этого понятия все домостроительство спасения нашего, начиная от вечности. В этом смысле благодать он возводит к вечному предопределению Бога Отца, «спасшего нас и призвавшего званием святым не по делам нашим, но по своему благоволению и благодати, данной нам о Христе Иисусе прежде лет вечных, явишеся же ныне просвещением (πιφανεας – явлением) Спасителя нашего И. Христа» ( 2Тим. 9 ). Он (Бог Отец) «избра нас в Нем (И. Хр.) прежде сложения мира...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

17; 24]. [Гл. XLIII:] Благословляющие Господа возвеличивайте Его, сколько можете; Он превыше всякого хваления. Возвышающие Его исполняйтесь крепостию [ст. 32, 33]. [Гл. LI:] Приблизьтесь ко мне, не наученные, и соберитесь в доме наставлений. К чему вы еще медлите? И что вы скажете при этом. Души ваши сильно жаждут. Я отверз уста и говорил. Собирайте себе премудрость без серебра и подчините волю свою игу, и душа ваша примет наставление. Ведь его можно найти близко. Смотрите очами своими, ибо я немното потрудился и нашел себе великое успокоение. Получайте наставление за многое количество серебра и будете обладать обильным количеством золота. Да возрадуется душа ваша в милосердие Его и постыдитесь восхвалять Его. Делайте дело свое заранее, и Он вознаградит вас в свое время [ст. 31–38]. Из книги Товии мы признали нужным предложить следующее. Из книги ТОВИИ [Гл. IV:] Почитай матерь свою во все дни ее жизни, ибо ты должен помнить, какие и в каком количестве опасности она претерпела ради тебя в чреве своем... И в течение всей жизни своей имей в мысли Бога и берегись, чтобы когда-либо не поддаться греху и не преступить заповедей Бога твоего. От имущества своего подавай милостыни и не отвращай лица своего от какого-либо бедного, да будет так, чтобы и Господь не отвратил от тебя лица Своего. Будь милосерд так, как только можешь. Если у тебя будет много, то подавай изобильно, а если будет мало, то и немногое стремись подавать с охотою, ибо ты в день нужды соберешь себе благую награду. Ибо милостыня избавит тебя от всякого греха и от смерти и не допустит того, чтобы душа твоя шла во мрак. Милостыня для всех, которые творят ее, будет великим залогом пред Богом Вышним. Сын! воздерживайся от всякого рода прелюбодеяния, и кроме жены своей никогда не допусти познать греха. А гордости не позволяй господствовать в твоем уме, или в твоем слове, ибо в ней берет начало всякая гибель. Кто-бы тебе что ни сделал, тому тот же час давай условленную плату; и плата наемника пусть не остается у тебя совсем.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010