5–32]. [Гл. XXII:] Вот князья Израиля будут у тебя для пролитой крови силою руки своей. Отца и мать у тебя подвергли поруганиям; пришельца покрыли позором в среде твоей; сироту и вдовицу опечалили у тебя. Презрели Мои святилища и осквернили субботы. Они были доносчиками у тебя, чтобы проливать кровь; и на высотах вкушали [жертвы] у тебя: преступление совершали в среде твоей. У тебя открывали самое стыдливое [своего] отца, и принижали нечистоту женщины (menstruatae). И каждый позорил жену ближнего своего, и зять преступно осквернял свою невестку; у тебя брат совершает насилие над сестрою своею, дочерью отца своего. За пролитие крови у тебя получают подарки. Ты брал лихву и роста и из жадности совершал насилие над ближним своим, и забыл обо Мне, говорит Господь [ст. 6–12]. И было слово Господа ко Мне, говорящее: Сын человеческий скажи ей: Ты земля нечистая, не орошенная на день ярости. Среди нее – скопище прорицателей. Они погубили душу, как лев рыкающий, схватывающий добычу; они брали [силою] богатство и плату; умножили число вдовиц среди ее. Священники его презрели закон Мой и осквернили святилища Мои; они не делали различия между святым и скверным и не обращали внимания на оскверненное и нечистое [ст. 24–26]. Князья его среди его, как волки, бросающиеся на добычу, чтобы проливать кровь и губить души и жадно преследовать свою выгоду. А пророки ее чрезмерно умасливают их, имея пустые видения и сочиняя ложь и говоря: «Так говорит Господь», хотя Господь этого и не говорил. Народ страны допускает издевательства и насильственно грабить, огорчая бедного и нуждающегося и ругаясь над пришельцем, не подвергаясь суду (absque judicio). И Я у них искал человека, который положил-бы предел, и стал-бы против Меня в защиту страны, чтобы Я не погубил ее, и Я не нашел. И Я излил на них негодование свое и огнем гнева своего пожрал их. Их путь Я обратил на голову их, говорит Господь Бог [ст. 27–31]. [Гл. XXXIII:] И было слово Господа ко Мне, говорящее: Сын человеческий, обратись к сынам народа своего и скажи им: Земля, в случае если Я наведу на нее меч, и если народ [той] земли возвысит одного человека из новейших, и поставит его над собою блюстителем, – и [она, и] он увидит меч, обращенный на землю; и если он затрубит в трубу и оповестит народ, и если кто-нибудь услышат звук трубы, и не остережется, и когда падет меч и погубит его; то кровь его будет на нем самом.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

69–72]. Ибо закон Твой – помышление мое [ст. 77]. Я же буду говорить о заповедях Твоих [ст. 18]. Заповедей Твоих я не забыл [ст. 84]. Гордые выкопали мне яму, что было не по закону Твоему [ст. 85]. Они почти погубили меня на земле, но я не оставил заповедей Твоих [ст. 87]. Если бы закон Твой не был утешением моим, то я, может быть, погиб бы в тесноте моей. Вовек я не забуду заповедей Твоих, потому что чрез них Ты оживотворил меня. Я – Твой; спаси меня, потому что я взыскал заповедей Твоих. Меня ожидали нечестивые, чтобы погубить меня. А я буду размышлять о свидетельствах Твоих. Я видел конец всякого исполнения (consummationis;) [но] заповедь Твоя слишком широка. Как возлюбил я закон Твой. Весь день он есть помышление мое [ст. 92–97]. От всякого пути злого я удержал ноги свои, чтобы сохранить слова Твои. От судов Твоих я не отступил, потому что Ты просветил меня. Как сладко слово Твое гортани моей! [Оно] лучше меда для уст моих. Я размышлял о заповедях Твоих, и потому ненавидел всякий путь лжи. Слово твое для ноги моей – светильник и свет для пути моего [ст. 101–105]. Душа моя всегда в руке Твоей, и я не забыл закона Твоего. Нечестивые расставили для меня сеть, но я не отступил от повелений Твоих. Свидетельства Твои для меня наследие во век, ибо они радость сердца моего. Я склонил сердце свое к тому, чтобы соблюдать оправдания Твои ради вечного воздаяния. Я возненавидел мятежных и возлюбил закон Твой. Ты – покров и щит мой: я возложил надежду на слово Твое. Отступите от меня злобствующие, и я буду соблюдать повеление Бога моего [ст. 109–115]. Как отбросы Ты осудил всех нечестивцев земли, [и] посему я возлюбил закон Твой. Плоть моя пришла в трепет от страха пред Тобою, и я убоялся судов Твоих. Я совершил суд и правду, чтобы Ты не оставил меня тем, которые злословят меня [cm. 119–121]. Посему я возлюбил заповеди Твои больше золота и драгоценных камней; поэтому я устремился к всем заповедям Твоим. Всякий путь лжи я возненавидел. Чудесны свидетельства Твои, посему сохранила их душа моя [ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

930. Объяснения, отвлеченные или самые обыкновенные, часто заменяли собою прямое отвержение глубокого учения, преподаваемого Священным Писанием, чтоб отвержение учения не было ясным для всех. 931. Иов. 26. 6. 932. Иов. 10. 21, 22. 933.  …плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление (Пс. 15. 9, 10). 934.  …увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти (Ис. 66. 24). 935. Мк. 9. 44, 46. 936. Мф. 25. 41. 937. Слово 1 к Феодору падшему. 938. Часть 2. Поучение 2 на вход во Иерусалим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 939. Келейные письма, том 14, письмо 2. 940. Том 15, письмо 62. 941. Так называется сочинение блаженного Августина, написанное им в старости. В этом сочинении Блаженный пересматривает прежние свои сочинения и исправляет их. И святые не вдруг получали о всех предметах откровенного Богопознания точное понятие, но достигали этих понятий постепенно, соответственно жительству своему. 942.  …увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24. 30). 943.  …увидел слову Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян. 7. 55). 944.  …Ангелы… всегда видят (Мф. 18. 10). 945.  …не видел никто никогда (Ин. 1. 18). 946.  …когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь (Ин. 21. 18). 947.  «…далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне; поспешил бы укрыться от вихря, от бури» (Пс. 54. 8, 9). 948. Выражение это заимствовано у святого Иоанна Лествичника. Слово 28, гл. 51. Μ.. 1851. 949. Пс. 105. 25. 950. 1 Кор. 2. 10. 951. Исаака Сирского Слово 55; преподобного Варсонофия Великого ответы 2, 108, 311, 342 и другие; преподобного Иоанна Лествичника Слово 4, гл. 35, 36, 74, Слово 28, гл. 1; преподобного Нила Сорского Слово 11. 952. Преподобный авва Дорофей. Поучение 5. 953.  …тесно мне отовсюду (Дан. 13. 22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

9]. Муж злоязычный да не утвердится на земле [ст. 12]. В псалме CXL: Пусть исправляет меня праведный в милосердии и обличает меня: елей горести не умастит главы моей [ст. 5]. Ибо к Тебе, Господи, очи мои; на тебя я надеялся, не оставь души моей [ст. 8]. В псалме CXLI: Я воззвал к Господу голосом моим; голосом моим я Господу принес моление. Пред лицем Его я излью прошение мое и терзание мое я открою пред Ним [ст. 1, 2]. Я воскликнул к тебе, Господи; я сказал: Ты – надежда моя, удел мой на земле живых [ст. 5]. В псалме CXLII: Я размышлял о всех делах Твоих и говорил о делах рук Твоих. Я простер руки свои к Тебе. Душа моя как бы земля, жаждущая Тебя [ст. 6]. Дай мне рано услышать о милосердии Твоем, ибо я на Тебя полагаюсь... Освободи меня, Господи от врагов, я нахожусь под Твоим кровом (а te protectus sum) [cm. 8, 9]. В псалме CXLIII: Освободи и вырви меня из руки сынов чуждых, уста которых говорят суетное, и правая рука которых есть правая рука лжи. Пусть сыны наши будут, как возрастающее насаждение в его молодости; дочери наши, как углы, украшенные по подобию храма, а кладовые наши полны до изобилия тем и другим. Мелкий скот [да будет] тысячами и без числа на перекрестках наших; быки наши [да будут] тучны. На улицах наших нет ни смятения, ни побега, ни воплей. Блажен народ, которому принадлежит это; блажен народ, у которого Бог является Владыкою [ст. 11–13]. В псалме CXLIV: Буду превозносить Тебя, Господи, Боже мой, Царь! и благословлять имя Твое во веки веков (in aeternum et ultra). На всякий день буду благословлять Тебя всегда непрестанно [ст. 1, 2]. Поколение пред поколением будет хвалить дела Твои и будут возвещать крепость Твою, и повествовать о величии Твоем [ст. 4]. Они будут говорить в память о многой благости Твоей и будуть восхвалять суды Твои [ст. 7]. И святые Твои благословляют Тебя; будут говорить о славе царства Твоего и о могуществе Твоем, чтобы показать сынам человеческим могущество его и славу величия царства Твоего [ст. 11, 12]. Господь близок всем по истине призывающим Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

II. Вторую группу свидетельств составляют те изречения Святого Писания, в которых имеются указания на то, что в Боге именно три лица, но без наименования и различения их . Сюда относятся,прежде всего, описания явления Бога Аврааму в виде трех странников, о чем читаем в книге Бытия (гл. 18:1–3). «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очим свои, свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, Он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли. И сказал: Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего». По толкованию блаженного Августина , Авраам встречает трех, а поклоняется единому. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а, поклонившись как бы Единому, исповедал Единого Бога в трех лицах». В этом же смысле понимается данное Богоявление в «Православном Исповедании», в некоторых церковных песнопениях и иконографии Православной Церкви. Другое общее указание на тайну Святой Троицы дается в троекратном воззвании серафимов к Богу: «свят, свят, свят Господь Саваоф» ( Ис. 6:3 ), которое слышал пророк Исайя при избрании его на пророческое служение. Само по себе троекратное «свят», конечно, не заключает в себе мысли о троичности Божией, но если рассмотреть эти слова в контексте речи и в особенности в сопоставлении с параллельными местами Нового Завета, то нельзя не увидеть в них указание на троичность Бога. Пророк Исайя говорит, что он «слышал глас Господа, говорящий: кого пошлю и кто пойдет к людям сим» (с еврейского подлинника: «Кто пойдет к Нам или для Нас» – множ. число). Таким образом, Исайя видел и слышал глас Единого Бога, а идти ему надлежит от имени многих. Чем эти многие суть лица божественные, об этом свидетельствует апостол Иоанн, когда говорит: «Сие сказал Исайя, когда видел славу Его, и говорил о Нем » ( Ин. 12 : 41 ), а апостол Павел свидетельствует, что Исайя слышал глас Духа Святого Духа, Который посылал его к народу израильскому ( Деян. 28:25– 26 ). Отсюда ясно, что троекратное свят имеет внутреннее состояние с тремя лицами Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

XII.9. Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека. " Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость " (Лев. 20. 13). Библия повествует о тяжком наказании, которому Бог подверг жителей Содома (Быт. 19. 1-29), по толкованию святых отцов, именно за грех мужеложства. Апостол Павел, характеризуя нравственное состояние языческого мира, называет гомосексуальные отношения в числе наиболее " постыдных страстей " и " непотребств " , оскверняющих человеческое тело: " Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение " (Рим. 1. 26-27). " Не обманывайтесь… ни малакии, ни мужеложники... Царства Божия не наследуют " , - писал апостол жителям развращенного Коринфа (1 Кор. 6. 9-10). Святоотеческое предание столь же ясно и определенно осуждает любые проявления гомосексуализма. " Учение двенадцати апостолов " , творения святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, блаженного Августина, каноны святого Иоанна Постника выражают неизменное учение Церкви: гомосексуальные связи греховны и подлежат осуждению. Вовлеченные в них люди не имеют права состоять в церковном клире (Василия Вел. пр. 7, Григория Нис. пр. 4, Иоанна Постн. пр. 30). Обращаясь к запятнавшим себя грехом содомии, преподобный Максим Грек взывал: " Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались!.. Постарайтесь скорее отстать от этого сквернейшего вашего и смраднейшего наслаждения, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно невинно, того предайте вечной анафеме, как противника Евангелия Христа Спасителя и развращающего учение оного. Очистите себя искренним покаянием, теплыми слезами и посильною милостынею и чистою молитвою... Возненавидьте от всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами проклятия и вечной пагубы " .

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

   IX. „Каждый христианин, по учению св. Афанасия Вел., должен быть кроток, тих и терпелив в бедствиях, никому не воздавая злом за зло; по тому что и Сам Христос подвергался поношениям от иудеев, терпел, переносил удары и заушения» (В кн. о девстве христиан.).    X. „Христианин, по наставлению блаженного Августина, есть тот, который не оставляет без внимания пути Христова, но желает шествовать по тому пути чрез страдания Христовы. Не желай идти другим путем, кроме, того, по которому шел Сам Христос. По-видимому, путь сей скорбен, но зато уже пут самый безопасный. Другой путь, может, быть, имеет утехи, но зато полон разбойников» (В толков. на псал. XXXVI). – Подобно и св. Иоанн Златоуст внушает каждому христианину подражаете в страданиях И. Христу: „если ты ученик, то подражай Учителю, это есть долг ученика. Если же Он Сам шел чрез скорби, а ты идешь чрез спокойствие, то ты не идешь тем путем, которым Он шел, а другим. Как же ты следуешь, не следуя? Как ты ученик, не следуя Учителю?» (Толк. на посл. к Евр. XII, 2; бес. XX?III).    XI. При искушениях со стороны исконного врага, употреблен Господом пост, как лучшее средство (М?. IV, 1 и сл.). „Постом сим, по словам Василия В., Иисус Христос хотел научить нас, чтобы мы постом также приготовляли себя к борьбе со врагами» (в сл. 1 о посте). И св. Иоанн Злат., говоря о посте И. Христа, внушает каждому из нас: „из сего познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против диавола есть пост, – познай и научись, что, омывшись водами крещение, и должно предаваться удовольствиям и пьянству, сидя за роскошным столом, но должно наблюдали пост. Посему-то и Сам Христос постила, не для того, что Ему нужен был пост, но для нашего научения» (Бес. XIII, на еванг. Мф. IV:1).    Примеч. Тело человека (плоть) не ест источник греха. Ап. Павел говорит: „да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его, и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности (Римл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

    «О, грозная нечаянность! — размышляет святитель Филарет, — они призывали Господа, следовательно, веровали в Него, знали Его; они пророчествовали, бесов изгоняли, чудеса творили, следовательно, немалую веру имели; но Господь не приемлет их во Царствие Свое и даже не знает их!» Какая невероятная сила зла и испорченности человеческой!.. Но как же сказано: ««Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:13). Да, если призовет нелицемерно, всем сердцем своим, устремится к Богу всеми силами души своей и покажет свою веру в добрых делах. Но есть люди, которые «говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит. 1:16). Такая вера — мертвая, которую имеют и духи отверженные: «и бесы», — сказано, — «веруют и трепещут». «Что пользы, братия мои», — увещевает святой апостол Иаков, брат Божий, — «если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак. 2:19,14). Конечно, не может. Об этом и Павел говорит: «Если… знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор. 13:2). «Видишь, и чудеса не приносят пользы тому, кто творит их без добродетели. Кто же, спросишь, те, коих Иисус Христос, несмотря на их чудотворения, представляет достойными мучения? Бог действовал и через Валаама, открывал будущее Фараону и Навуходоносору, и Каиафа пророчествовал, сам не зная, что говорил, и некоторые изгоняли бесов именем Христа, хотя сами не были Христовы. Иуда также совершал чудеса, и однако лишился Царствия Небесного». Так и ныне, по замечанию блаженного Феофилакта, мы освящаемся через недостойных священников, совершающих Таинства; и это бывает не по чистоте и достоинству самих священников, но по вере приемлющих от них сии Таинства. «Не станем же, возлюбленные, — увещевает святитель Иоанн Златоуст, — думать, что мы, не совершая теперь чудес, по этому самому имеем менее благодати. За чудеса мы сами остаемся должниками перед Богом, а за жизнь и дела — Бога имеем должником своим». Кроме того, «чудотворцу, — как говорит блаженный Августин, — всегда грозит опасность заразиться самомнением и гордостью, а исполнение заповедей Божиих ведет человека к смирению». Итак, Спаситель, оканчивая Свою беседу на горе блаженств, объявляет Себя Судьей мира. Правда, Он не сказал прямо: Я буду судить, однако же, если бы не Сам Он был Судьей, то как бы сказал: «И тогда объявлю им… отойдите от Меня…» «Многие ужасаются только одной геенны; но я думаю, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — лучше подвергнуться безчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лицо Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   А из Священного Предания святой Горазд приводит три святоотеческие цитаты: блаженного Августина, святителя Иоанна Златоуста и святителя Амвросия Медиоланского, говоривших, что евангельские слова о «камне», на котором созидается Церковь, надо понимать как веру, исповеданную апостолом Петром. Также в примечаниях святитель Горазд пишет: «Основанием какого бы то ни было общества, и чисто человеческого, не может служить человек, но оно должно быть основано на определенной идее; тем менее Церковь христианская может быть основана на человеке, хотя бы этот человек был апостолом; наоборот, она могла и должна быть основана на главной идее христианского вероисповедания, то есть на вере, что Иисус Христос есть Сын Бога Живого» (с. 91).    Далее святитель Горазд переходит собственно к анализу указанного католического аргумента, замечая, что «Господь Иисус Христос не мог воздвигнуть Церковь Свою на личности апостола Петра по следующим соображениям:    1. Церковь нельзя строить на каком бы то ни было человеке, так как люди, даже будучи святыми, могут ошибаться;    2. Господь вскоре же после Своих слов о создании Церкви на камне, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн» (Мф. 16:23);    3. Апостол Петр три раза отрекся от Господа Иисуса Христа» (с. 80).    Слова в той же цитате о даровании апостолу Петру «ключей от Царства Небесного» святой Горазд объясняет как дарование власти «связывать и разрешать, то есть прощать или же оставлять грехи», и напоминает, что эту власть Господь даровал «не только Петру, но всем апостолам, сказав им: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18; см. также: Ин. 20:22—23)» (с. 80).     Вторая цитата, обычно приводимая католиками для обоснования учения о папе, это слова Господа Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:32).    Относительно этих слов святой Горазд замечает, что они были сказаны вместе с предсказанием о троекратном отречении апостола Петра и что «Господь Иисус не установил этими словами Петра главой всех апостолов и всей Церкви, но хотел сказать ими, что Петр, после того как отречется от Него, в отличие от Иуды не лишится веры, но обратится и именно своим обращением будет остальных укреплять в вере» (с. 81), и далее напоминает аналогичные примеры, когда обратившиеся грешники укрепляли других в вере: самарянка и апостол Павел. Священномученик указывает, что невозможно трактовать эти слова как намерение Христа поставить апостола Петра наставником всей Церкви, так как укреплять в вере своих ближних может каждый, искренне обратившийся к Богу, независимо от того, является ли он наставником, подчиненным или равным им.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3050...

   Если и твердое намерение имеющий часто ослабевает, то что будет с теми, кто редко возобновляет свое намерение или меньше надлежащего имеет усердие преуспевать в подвигах благочестия? Потому полезно всегда помнить, как далеко еще отстоим мы от истинной святости жизни. По словам блаженного Августина, всегда должно не нравиться тебе настоящее твое состояние, если хочешь достигнуть того, чем ты еще не сделался. Ибо когда ты понравишься себе, тогда ты остановился. Если же скажешь, что довольно для тебя и того, что приобрел, погиб ты.    Иные, вступив на поприще благочестия и прошедши немного, останавливаются в течении, от грубых пороков хотя удерживаются, но малыми грехами пренебрегают, оставляют без внимания, еще нравятся себе и бывают строгими судьями чужих поступков. От этого ревность к благочестию мало-помалу охладевает, наступает нерадение, даже совершенное равнодушие, на которое падает угроза Господа: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:16—17). Глава Вторая. СМИРЕНИЕ, НЕНАДЕЯННОСТЬ НА СЕБЯ И НАДЕЖДА НА БОГА    Сколько необходимо искреннее желание для того, чтобы вступить на поприще благочестия, столько же или еще более необходимо смирение – искреннее сознание своих недостатков и немощи – для того, чтобы успешно продолжать течение на этом поприще. Смирение есть основание духовной жизни, как крепкий фундамент под домом. Кто хочет построить высокий, прочный дом, тот прежде всего полагает глубокое, крепкое основание, иначе на слабом фундаменте дом скоро разрушится. Святой Киприан говорит, что основанием святости всегда было смирение; и на небе не может устоять гордая высота. Причина этого очевидна. Ибо кроме того, что мы всецело зависим от Бога и Он один есть источник всех благ, в поврежденном от греха состоянии нашей природы слабость наша такова, что без помощи Божией мы не можем ни начать, ни совершить какое-нибудь доброе дело, ни постоянно пребывать в состоянии праведности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010