«Благодать вам». «Большая часть людей все делает и предпринимает с тою целию, чтобы заслужить себе благорасположение и начальников, и тех, которые знатнее их, и они высоко ценят это благорасположение и считают себя счастливыми, когда достигают того, чего желали. Но если так важно для человека заслужить расположение подобных себе людей, то какую цену должно иметь для нас то, когда мы сподобляемся Божией благодати? Поэтому-то Апостол всегда в начале своих посланий полагает такого рода благожелание благодати и молится о том Богу» (Златоуст).     «Благодать вам и мир». «Когда кого Бог облагодатствует, тогда для него ничего не бывает невыносимого, а все легко переносится и проходит. Почему блаженный Павел, зная, сколь великое благо в жизни есть благодать, ее желает солунянам молитвенно. Ибо коль скоро она будет присуща в них, то они не только не будут чувствовать тяготы искушений, но еще и, миром Божиим наслаждаясь, пребудут несмущенны и покойны. Поминает он им о благодати еще и для того, чтоб, если и привнидут к ним искушения, они, вспомнив о благодати, коею спасены, утешились и, подкрепившись в духе прежде полученными многоценимыми благами, не отчаивались при встрече искушений и лишений малозначительных» (Феофилакт); или (как святой Златоуст) для того, «чтоб они, вспомнив о благодати Божией, коею спасены от больших зол, не пришли в уныние, подвергаясь меньшим, но в ней находили для себя утешение».     «От Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Не нагадал бы кто из этого, будто у Апостола та мысль, что Бог есть Отец наш и Господь Иисуса Христа. Не на это должны наводить слова Апостола, а на то, что Бог Отец и Господь Иисус Христос равночестны и равновластны. Он как бы говорит: от Бога, Который есть Отец наш, и от Иисуса Христа, Который есть Господь наш. Слова: Бог и Господь — указывают на Божеское естество единое во Отце и Сыне. В посланиях к Тимофею так и стоит: «от Бога Отца нашего и Христа Иисуса Господа нашего» (1Тим. 1:2), то есть от Христа Иисуса, Который есть Господь наш и Бог. Блаженный Феодорит пишет: «Здесь научил нас Апостол и равномощию Отца и Сына; ибо, сказав: «о Бозе Отце нашем», присовокупил: «и Господе Иисусе Христе», и, опять, после слов: «от Бога Отца нашего», приложил: «и Господа Иисуса Христа»; потому что одни и те же блага подаются нам Отцом и Сыном.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2957...

   Превознесение и дарование имени, паче всякого имени, есть то же, что в других местах выражается посаждением одесную Отца Как это есть принятие участия в силе и власти Божеской, так и то Иначе это можно назвать обожением человечества в лице Господа Иисуса Христа — Искупителя и Спасителя нашего. Оно введено в сей чин с минуты воплощения; но самым делом стало таковым после крестной смерти, воскресения и вознесения — в момент седения одесную Отца Флп.2:10. Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних.    Как только совершилось превознесение в показанном смысле и запечатлено особым соответствующим именем: следствием сего должно было быть Божеское поклонение всех тварей — небесных, земных и преисподних. В Послании к Евреям говорится, что когда Бог ввел паки первородного во вселенную «паки» в Богочеловечестве), то повелел: «да поклонятся Ему вси Ангели Божии» (Евр. 1:6). Не это ли повеление исполняя, Ангелы, в Апокалипсисе, с сущими с ними, тысящами тысящ гласов взывали: «достоин есть Агнец закланный прияти силу и богатство, и премудрость, и крепость, честь и славу и благословение. И всяко создание, еже есть на небеси, и на земли, и под землею, и на мори, яже суть, и сущая в них, вся слышах глаголющая: седящему на престоле, и Агнцу благословение, и честь, и слава и держава во веки веков» Апок. 5:12 - 13)     «Да поклонится всякое колено» — Божеским поклонением ради ипостасного соединения человечества с Божеством в лице Господа Иисуса Христа. Словами: «небесных, земных и преисподних» — выражается — вся тварь: небесная — Ангелы, земная — люди живущие, преисподняя — люди умершие (блаженный Феодорит). Святой же Златоуст говорит: «то есть весь мир, и Ангелы, и люди, и демоны, и праведники, и грешники»    Все сие само собою следовало: ибо воплотившийся есть Бог Сын Флп.2:11. И всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.     «Всяк язык» — опять всякая тварь, имеющая смысл и слово. «Да исповесть» — и да признает, и да возгласит и воспрославит. «Яко Господь Иисус Христос»,— что Иисус Христос есть Господь и Бог (блаженный Феофилакт). «В славу Бога Отца». «Дабы все так говорили (то есть что Он есть Господь Бог). А в этом слава Отца» (святой Златоуст). Или: «чтобы Он славим был так же, как и Отец, яко Ему равный и подобный» (святой Дамаскин). То есть да «исповесть всяк язык», что поелику Иисус Христос воссиявает и познается яко Господь и Бог, то это подвигает всех на непрестанное славословие Бога Отца, или что Иисус Христос есть Господь в равной славе с Богом Отцом, в меру славы Бога Отца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2952...

Вывод: по словам всех толкователей, Апостол воспрещает вкушение идоложертвенного, если это происходит намеренно (в независимости от того, соблазняется этим брат, или нет). Что не грех Для объективности, следует заметить, что не считается грехом, если христианин вкусил идоложертвенное по неведению.  «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что’ наполняет ее» ( 1Кор.10:25–26 ) . Эти Павловы строки говорят не о том, что вкушать идольское разрешается, но о другом. Жрецы не успевали всё идоложертвенное мясо употреблять в пищу и отсылали её на рынок. Но, чтобы христиане не ударились в сплошные исследования о продаваемом, то предложил им не углубляться в разведывания. Блаженный Феофилакт:  «Многими доводами подтвердил, что они должны удерживаться от идоложертвенного. Дабы опять не сделались они разборчивыми сверх должного, не стали бы отказываться от предаваемого на торгу из опасения, что это может быть идоложертвенное, говорит: все, что продается, ешьте, без исследования» 5 . Блаженный Феодорит Кирский :  « Поелику Апостол совершенно воспретил вкушение идоложертвенного , — а в то время города полны были таковых мяс, и вероятно, одни из уважения к апостольскому закону не стали бы вовсе покупать их, а другие по чревоугодию пренебрегли бы закон, — то по необходимости и касательно сего узаконяет, что следовало» 6 . Господня земля и что наполняет её, поэтому вкушение по незнанию грехом не является.  «Идоложертвенное дурно не по природе своей, но производит осквернение по произволению вкушающего»  (святитель Феофан). Вывод: запрещая вкушать идоложертвенное намеренно, Апостол наставляет не производить исследования о пище, продаваемой на торжищах. Поэтому, можно сделать вывод, что вкушение идоложертвенного по неведению — не грех. Апостольский собор Исходя из ложного мнения, о том, что Апостол Павел «разрешал сознательное вкушение идоложертвенного», следует ошибочный вывод, что святой Павел противоречил решениям Апостольского собора в Иерусалиме, состоявшемся за 7 лет до написания послания коринфским христианам. Но, это не так. В 15 главе книги Деяний описывается работа Апостольского собора, в котором Апостол Павел также участвовал.  «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:  воздерживаться от идоложертвенного  и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы»  ( Деян.15:28 ). Как мы видим, изволение Святого Духа — воздерживаться от идоложертвенного. Важен ещё и комментарий святого Златоуста на данные строки:  «Хотя это касается предметов телесных, но необходимо воздерживаться от них, потому что они производили великое зло» 7 . Дидахе

http://azbyka.ru/mozhet-li-hristianin-vk...

Грешники не будут иметь покоя ни днем, ни ночью. Как писал святитель Андрей Кесарийский , это не значит, что у них не будет ни дня, ни ночи, а это означает, что они не будут причастны к покою святых, которые находятся в вечном дне, у грешников же никогда не закончится вечная ночь. Если Бог говорит, то нужно слушаться Его, попытка же «подстроить» Бога под себя прямо осуждается в Книге Псалмов: «Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы – Его» ( Пс. 99:3 ). Поэтому нельзя составлять представление о Боге по своему образу и подобию – каков Он есть, таков и есть. В Его слове вечное наказание грешников уживается с любовью и милосердием к кающимся – и тут нет противоречия. Как согласовать правосудие с любовью Божией? Злодей, не желая раскаяться, недостоин прощения. Как можно простить того, кто не кается? Это невозможно. Как говорил святитель Феофан Затворник , «если бы и бесы покаялись, и те были бы помилованы. Но как они закоснели в упорном противлении Богу, то нет им помилования» (О вечности мучений. Часть 2). Древние всегда подчеркивали, что Бог абсолютно справедлив – если Он не будет справедлив, то это уже не Бог . Бог Творец не смотрит безразлично на беззакония людей, Он совершенно недвусмысленно, жестко отторгает зло. Ненависть ко злу и любовь к правде – такова природа Бога. По правде Божией Господь воздает грешникам так, как считает должным, по правосудию. Некоторые люди недоумевают: как за временное преступление можно наказывать вечными муками? Но за убийство, которое происходит в течение нескольких секунд, наказывали или длительным тюремным заключением, или расстрелом – и никто не говорил, что это несправедливо. Это справедливо, потому что мера наказания не зависит от длительности преступления, а зависит от его тяжести. «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» ( Откр. 14:13 ). Здесь Господь говорит теперь уже Иоанну: напиши, это очень важно – теперь блаженны мертвые, умирающие в Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Даруй нам, Господи наш, возрадоваться о Тебе, и Ты возрадуйся о нас в последний день! Хвала Тебе от духа, души и тела! А нам – щедроты Твои. Надежды оставивших мир Сын Иессеев, настроив цевницу свою, воспевает: Блаженны непорочные в пути Господни, ходящие в законе Его ( Пс. 118:1 ). И Спаситель наш в Евангелии жизни сказал: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят; блажени сетующие, яко тии утешатся; блажени плачущие, яко тии возвеселятся (см.: Мф. 5:4, 8 ). Отрекшимся от мира и от суетных дел его, возненавидевшим похоти его и гнушающимся утехами его в Евангелии спасения дано обетование воздаяния – непереходящий чертог и нескончаемая жизнь. Из любви к Господу своему оставили они в мире сем родных, родителей, богатства и имение, ибо слышали, что блаженны нищие духом и за сие ожидает их Горнее Царство ( Мф. 5:3 ). Тела свои соделали они храмом Духа Святого, строгостью жизни препобедили похоти, несли иго тяжких трудов, из любви к Господу своему презирали жизнь свою. Распяли они души свои, пригвоздили ко кресту тела свои и подвижничеством своим умилостивили Творца своего. Они возгнушались чревоугодием и возлюбили воздержание, отгнали от себя плотскую нечистоту и возлюбили целомудрие. Они избрали себе злострадания (всякие лишения) и возненавидели покой, совлеклись гордости и облеклись в смирение. Победили они врага и восторжествовали над ним, обратили его в бегство и приобрели себе славу; победили его – и возвеличены, презрели его – и увенчаны. Отец любит их, и Сын с любовью объемлет, и Дух Святой вселяется в чистые тела их. Христос взывает к ним, говоря: «Приидите, потрудившиеся во имя Мое, войдите в чертог, из которого никогда не выйдут званые!» На таковых Господь возлагает венцы, и вкушают они блаженство в чертогах Его за скорби, понесенные с Ним с утра до вечера. Горнее Царство ожидает к себе тех, которые одержали победу во брани и прославились тем. Ангелы по обычаю своему нисходят подкреплять борцов во время брани. Духи стремятся во сретение победителям, именуют их блаженными и говорят: «Приидите, утружденные, успокойтесь от трудов своих: терпением страданий победили вы лукавого».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Для нас сейчас не так актуальна проблема идоложертвенных яств, но тем не менее есть моменты, которым кто-то из братьев и сестер придает значение, а кто-то считает, что это неважно. И в контексте этого мы должны не осуждать друг друга и стремиться угодить не себе, но ближнему. Перечитайте внимательно отрывок еще два-три раза. Ответьте на вопросы Прочтите толкования Блаженный Феофилакт Болгарский Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Святитель Феофан Затворник Архиепископ Никифор (Феотокис ) Блаженный Феофилакт Болгарский Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. После молитвы опять предлагает увещание и услаждает совершенных тем, что поставляет их наряду с собой и называет сильными. Не сказал же просто: немощи, но: немощи бессильных, то есть усугубив выражение, чтобы привлечь их к большему милосердию. Сказав об обязанности нашей сносить немощи других, научает, как исполнять ее. Для этого, говорит, нужно, чтобы мы искали не своей только пользы. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. То есть каждый делай то, что угодно ближнему, и служи брату, только во благо. А дабы не сказал кто из совершенных: вот и я влеку брата во благо присовокупил: к назиданию. Ибо хотя и благо то, что делаешь теперь, но так как это неблаговременно, то дело твое обращается в разорение: ибо неблаговременное обличение не назидает. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. Апостол ставит нам в пример Христа. Ибо если бы Он хотел угождать Себе, то есть искать Своего, то мог бы избежать поношений и не терпеть того, что потерпел; но Он не захотел этого, а, приняв на Себя страдания, подвергся худой славе у многих, был почитаем бессильным, даже обманщиком и злодеем. О Нем говорили: других спасал, а Себя не может спасти (Мф 27:42). Так злословия злословящих Тебя, Отца, в Ветхом Завете, пали на Меня (Пс 68:10), то есть Сына Твоего. И это не есть что-либо новое. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

http://bible.predanie.ru/nedelya-7-aya-p...

«И братия вся» . «Последних не называет по имени. Видишь ли, что те были пламеннее» (святой Златоуст). «Рачительнейших перечислил поименно, других же назвал общим именем» (блаженный Феодорит). е) Благословения (2Тим.4:22) 2Тим.4:22.   Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь. Господь Иисус Христос со духом твоим. «Нет ничего лучше такого благожелания. Не скорби, говорит, что я нахожусь далеко от тебя; Господь с тобою. И не сказал: с тобою, но: «со духом твоим» (святой Златоуст). Наши все толковники в словах сих видят указание на благодать Святаго Духа, конечно, потому, что дух наш не может сделаться достойным общения с Господом, если не будет восстановлен в своем чине благодатию Святаго Духа. Святой Златоуст говорит: «иначе Бог и не может быть с нами, если нет в нас благодати духовной; ибо если она оставит нас, то как Он будет с нами?» — К сему Экумений присовокупляет: «Апостол сим говорит как бы: «с наитием Духа Святаго, Коего ныне имеешь ты, да будет и Господь Иисус Христос с тобою " " . Так что благожелается «сугубая помощь: от благодати Святаго Духа и от Господа Бога, споспешествующего ей» (святой Златоуст). «Благодать с вами» . Наши все толковники читают: «с нами» . И кажется, это лучше. «С нами» , — то есть и со мною, как и с тобою, или «с нами» , — со мною, с римлянами, с ефесянами и со всеми христианами. «Включил и себя к причастию благодати» (блаженный Феодорит). «Наконец, и себе испрашивает (благодати), то есть чтобы всегда нам быть благоугодными Богу, чтобы иметь благодать с дарами ее; ибо если она будет присуща нам, то не будет ничего прискорбного. Как видящий царя и пользующийся его благоволением не чувствует никакой скорби, так и мы, хотя бы лишились друзей, хотя бы подверглись какому-нибудь другому бедствию, не будем чувствовать никакой скорби, если благодать будет находиться при нас и ограждать нас. Как же можно привлечь к себе благодать? Делая угодное Богу, во всем повинуясь Ему. И в больших домах не видим ли мы, что те слуги пользуются благоволением господ, которые от всей души и со всем усердием пекутся о нуждах не своих, а господских, которые не по принуждению только господ, но по собственному усердию и ревности исполняют все хорошо? И не тогда ли, когда они постоянно находятся пред глазами господ, когда занимаются дома, не беспокоятся о своих делах и не пекутся о своих выгодах, но считают господское своим? Если же в житейских делах кто презирает свое и заботится о господском, не лишается своего, а напротив, получает большее; то тем более в духовных. Презирай свое, и получишь Божие; Сам Он желает этого. Презирай землю, и получишь Царство Небесное; там пребывай, а не здесь» (святой Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2958...

Истина очевидна! Если дело своего спасения мы строим на Нем (на Христе), то устоим и в день Суда, если нет, то падение наше будет велико. Блаж. Иероним писал: «Основание… есть едино Господь наш Иисус Христос. На этом устойчивом и крепком, имеющем силу в себе самом основании созидается Церковь Христова. А на подвижном песке, не могущем сплотиться и подчиниться одной связи, созидается слово еретиков для того, чтобы низвергнуться». Мы должны бояться сойти с нашего основания, потому что в одиночку нам не справиться со свирепыми врагами – демонами. Но пока мы во Христе, никто и ничто не может повредить нам, если только мы сами не повредим себе. Сказано: «…ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). Итак, если мы уверовали в силу Божественной Любви и Милосердия и обретаем для себя надежду на спасение только во Христе, тогда вместе с ап. Павлом мы можем воскликнуть: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 8:38–39 ). И 7-я глава оканчивается словами: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Мф. 7:28–29 ). Источники и литература 1 . Святая Библия. М.: – РБО, 2000. 2 . Новый Завет . СПб, – РБО. На греческом языке с подстрочным переводом на русский язык, 2001. 3 . Антоний Великий , Преподобный. Добротолюбие. Кн. 1. М.:– изд. Сретенского монастыря, 2004. 4 . Ефрем Сирин , Преподобный. Творения. Кн. 4. Калуга, – изд. Ул. Московская 256, 2003. 5 . Иероним Стридонский , Блаженный. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. М.: – изд. Учебно-информационного экуменического центра ап. Павла. 6 . Симеон Новый Богослов , Преподобный. Кн. 1. М.: – изд. «Правило веры», Сретенский монастырь, 2003. 7 . Феофилакт Болгарский , Блаженный. Святое Евангелие и Апостол с толкованием текста. М.: – изд. «Ковчег», 2002. 8 . Георгий (Тертышков), архиман. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского . Кн. 1, 2. Рязань, – изд. «Зерна», 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но вот что пишет святитель Феофан Затворник : «”Весь Израиль, вместо: большая часть, – отвратится от грехов и обратится ко Господу” (Экумений). Как во время проповеди Апостольской говорили: весь Израиль не верует, разумея большинство, массу; так в последнее время будут говорить: весь Израиль спасся, обратясь к истинной вере, тоже по причине большинства уверовавших. Спасаемые всегда суть избранные, из язычников ли то или из иудеев, а не все из того или другого рода людей. Весь Израиль, – может быть, и означает у Апостола всех верующих, кто бы они ни были; потому что собственно они-то и суть Израиль. Блаженный Феодорит так и полагает: “всем Израилем называет Апостол верующих, будут ли то иудеи, имеющие естественное сродство с Израилем, или язычники, присоединяемые к Израилю сродством веры”» 48 . То есть спасутся не все, а избранные уверовавшие. Чтобы удостовериться, что это не просто частные мнения отдельных святых отцов, которые к тому же кому-то еще могут показаться противоречащими Новому Завету, нужно рассмотреть применение слов весь и все в Священном Писании. Первый пример: Фарисеи же говорили между собою… весь мир идет за Ним ( Ин.12:19 ). Но когда Христос проповедовал в Иудее, в то время подавляющее большинство людей в мире даже ничего не знало о Нем. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет в толковании на это место: «мир, то есть весь народ, идет за Ним» 49 . Но и это условно, поскольку, как мы знаем, подавляющее большинство народа израильского не пошло за Христом. Поэтому по отношению ко всему целому миру людей, весь мир, который идет за Христом, в этом месте Писания нужно понимать как людей из всех слоев или (и) из всех уголков Израиля, которые тогда пошли за Христом. Количественно же, по отношению ко всему миру людей и даже по отношению к общему числу людей Израиля это была совсем малая часть. Еще цитата: Когда же крестился весь народ… отверзлось небо ( Лк.3:21 ). Но мы знаем, что ни весь народ всего мира, ни весь народ Израиля не крестился ни тогда, ни позже. Здесь, конечно же, говорится только о тех, кто был тогда с Иоанном Крестителем, да и то не о всех, поскольку написано: И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него ( Лк.7:29–30 ). То есть, когда в этом месте Евангелия говорится, что крестился весь народ, говорится только о присутствовавших, да и то об уверовавших, кроме книжников и фарисеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Но Господь Иисус Христос подходит к этим бесноватым, Сын Божий не может переносить того насилия, которое бесы учинили над этими двумя людьми. Не может Господь спокойно взирать и на наше беснование во грехе, Он силен помочь и нам, Он хочет помочь нам, каждому из нас, независимо от степени нашего погружения в стихию греха. Грех образовал пролом между нами и Богом. Нужно, чтобы пролом между нами и Богом был заполнен, а между нами и дьяволом возникла непроходимая стена. В Книге Иезекииля Бог Отец восклицает: «Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел» ( Иез.22:30 ). Бог не нашел никого из человеков, кто мог бы оказаться посредником между людьми и Создателем. И тогда Он даровал этому миру Своего Сына Единородного, а Господа нашего, Иисуса Христа. Голгофские страдания Сына Божия заполнили пролом между Богом и человеками, образовавшийся в результате грехопадения. Крест Христов и оказался тою непроходимою «стеною» между нами и дьяволом. «Крест – оружие на дьявола», данное нам. Гергесинские бесы поняли, Кто стоит перед ними! Они поняли и то, что их трофеи (души этих двух несчастных бесноватых) уже более не принадлежат им. И бесы вступают в трусливые переговоры с Сыном Божиим. Далее мы читаем: Мф.8:30–31 . «Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней». Святитель Феофан Затворник учил, что бесы избрали для себя убежищем свиней, потому что свиньи, по Писанию, считаются нечистыми животными. Блаженный Феофилакт поясняет: «Лукавые демоны домогаются погублением свиней огорчить хозяев их, чтоб они не приняли Христа. А Христос снисходит к демонам для того, чтобы показать, какую злобу питают они к людям, – так что, если бы имели власть и не были возбраняемы, хуже бы поступили с нами, чем с свиньями» . Действительно, как мы определились выше, зло находится под полным контролем Создателя. Если бы энергии зла получили бы свободу, они немедленно погубили бы всю вселенную. Но, как говорят в народе: «Бодливой корове Бог рогов не дал». Златоуст поясняет, для чего Господь исполнил просьбу бесов: «для того, чтобы всех вразумить в том, что бесы без Его позволения не смеют даже прикасаться и к свиньям» . С другой стороны, Господь хотел этим событием заставить задуматься и жителей грешного города, которые вопреки Моисееву Закону выращивали свиней. Блаженный Иероним пишет: «Спаситель сказал демонам: «Идите» не потому, что уступил их прошению, но для того, чтобы умерщвлением свиней дать возможность (occasionem) спастись людям, ибо пастухи тотчас возвестили [о чуде] городу» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010