Он восшел к Отцу, чтобы и нас привести к Нему. Отсюда понятно, что Евангельский закон неизмеримо выше закона, данного через Моисея и ветхозаветных пророков. Во Христе, Спасителе мира не только указано, но и дано истинное богообщение и при том без слияния и погружения в Божество (как напр., в буддизме) и, следовательно, без потери личности человека. Вспомним древнеотеческое сравнение души человека, соединенной с Богом – с раскаленным железом. Это сравнение любил приводить и епископ Феофан Затворник . Вообще, Евангельский закон есть закон вполне совершенный, лучше и выше которого ничего не может быть. ЗАПОВЕДИ ХРИСТА О БЛАЖЕНСТВЕ Евангельский закон явился не в виде сухой религиозно-нравственной системы и не в виде безжизненного кодекса законов, но как живая нравственная сила и как живой нравственный образец, зовущий всех к подражанию. Воистину это был Евангельский закон, т.е. истинное благовестие о высшем нравственном событии – спасении и вечном блаженстве в Царстве Небесном. Евангельским – этот закон называется еще и потому, что он находится преимущественно в четырех Евангелиях, в которых сообщается о жизни и учении Спасителя нашего. Все Евангелие полно глубочайшего смысла, но особенно сосредоточено Божественное Откровение Спасителя в Его Нагорной проповеди . В ней же центральное место занимают девять заповедей блаженства, указывающих путь к блаженству. По аналогии с заповедями Моисея, они носят название Заповедей Христа. Эти заповеди, как известно, следующие: 1) Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2) Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3) Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4) Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7) Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8) Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9) Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. 19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: 20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни. (Деян 5:12–20) Вопросы на понимание текста, для размышления над отрывками   Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями, можно,  в комментариях Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Апостольское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 2-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь во 2-ю неделю по Пасхе. Фомино воскресенье (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Проповедь во 2-ю неделю по Пасхе. (Апостольское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 2-ю по Пасхе (Апостольское чтение) Публицист Сергей Худиев. Поучение в неделю 2-ю по Пасхе. О мире Божием (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 2-ю по Пасхе. О самоотречении и твердости в вере (Апостольское чтение) Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в неделю о Фоме (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 2-ю по Пасхе. О том, что необходимо жить в имени Спасителя (Евангельское чтение)    Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Фомина неделя (Деян 5:12-20; Ин 20:19-31). «Господь мой и Бог мой!» — воззвал св. апостол Фома. Ощущаете ли, с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что, кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует. Мы говорим: «Господь Спаситель», разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: «Господь Спаситель мой». Кто говорит: «мой Спаситель», тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения, от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни. Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: «кто меня разлучит!»

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

Всем сердцем, всею душою и всем помышлением возжелал я любить Тебя и ближнего своего, как самого себя, так как в этом вся совокупность заповедей. Не моей, но Твоею правдой оживи меня, то есть исполни меня той любовью, которой я возжелал. Помоги мне исполнить то, что Ты повелеваешь; даруй Сам, что заповедуешь. Сам я в себе имею только то, чем умереть, а чем жить, того не могу найти нигде, как только в Тебе одном: животвори меня правдою Твоею, то есть Христом, ибо Он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» ( 1Кор. 1, 30 ). Блаженный Августин (Святитель Феофан Затворник . Псалом 118, с. 166, 168). Кто же чист пред Господом? «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов 14, 4 ). Как же можно сказать: «Я совершал суд и правду» ( Пс. 118, 121 )? Можно, но в таком смысле: все, зависящее от меня, я делаю, чтобы быть верным правде, сознательно не иду против заповедей Твоих и против воли Твоей, совесть моя не уличает меня в этом. Я всегда хочу и стремлюсь быть верным правде. Есть грехи», но грехи немощи, неведения, нечаянностей, а чтобы задумать грех и злонамеренно привести его в дело – этого со мною не бывает. Так могут говорить очень немногие. Блаженный Феодорит спрашивает: «Кто имеет столько душевной чистоты, чтобы с дерзновением повторить слова пророка? Тот, кто, подобно апостолу, может сказать: «Похвала наша сия есть свидетельство совести нашей» ( 2Кор. 1, 12 ). Вот поэтому-то и говорит так пророк. Правда, и он имел тяжкий грех, но очистил его искренним покаянием. Покаяние смывает нечистоту греха и после греха дает совести дерзновение свидетельствовать: «Я совершал суд и правду», особенно когда от Самого Бога изречено прощение. Итак, если желаешь, чтобы упование осеняло душу твою и ты мог с дерзновением изрекать Богу: «не предай меня» ( Пс. 118, 121 ), будь верен правде, или заповедям Божиим. Святитель Феофан Затворник . Псалом 118, с. 385–386. Читать далее Источник: Энциклопедия составлена на основании 5, 6 и 7-го томов « Настольной книги священнослужителя », издание Московской Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Псалом 79 Псалом 79 рассматривается как псалом мессианский. В нем псалмопевцем приносится молитва о пришествии Спасителя. Как мессианский рассматривается стих 18: «Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого ты укрепил себе». Из Евангелия видим, что Сыном Человеческим именовал Себя Господь Иисус Христос. «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» ( Мф. 9, 6 ), «Сын Человеческий есть господин и субботы» ( Мф. 12, 8 ), «Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие» ( Мф. 13, 41 ). На то, что Сын человеческий 79-го псалма есть Господь Иисус Христос, указывает при толковании псалма и святитель Афанасий Великий : «Кто же есть Сын Человеческий, как не Сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях?» 217 Псалом 81 Как мессианские рассматриваются слова стиха 8: «Воскресни, Боже, суди земли, яко ты наследиши во всех языцех». Здесь видят пророчество о Воскресении Христа. Русский перевод, опирающийся на масоретский текст, несколько иной: «Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы». Но и здесь есть мессианский смысл, ибо Господь Иисус Христос – владыка и царь над всеми народами. Псалом 85 Блаженный Феодорит и святитель Феофан Затворник видят мессианский смысл в 9 стихе этого псалма: «Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое». «Истину пророчества, – говорит блаженный Феодорит, – показало время, последовавшее по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, потому что по спасительном страдании в целую вселенную послан божественный лик апостолов. Владыка сказал им: шедше научите вся языки ( Мф. 28, 19 ); и они научили, как было повелено, и, рассеяв облако неведения, соделали, что все увидели Солнце правды и поклонились спасшему Богу». 218 Святитель Феофан толкует это место так, что царство Мессии будет не как «древние царства, утверждаемые огнем и мечем: народы сами придут и поклонятся Ему». 219

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Только в истинном соединении с Церковью, главой которой является Христос и которую Он основал для спасения людей, — только в единомыслии с ней, в полном послушании ее заповедям и уставам возможно вечное спасение. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», — говорит Христос. А духовное рождение возможно только в Православной Церкви, через ее спасительные таинства. «Если же… [кто] и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». «Кто не между членами Христовыми, — говорит блаженный Августин , — тот не может спастись… Можно держать и читать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святого Духа и проповедовать ее, но нигде, кроме Православной Церкви, нельзя найти спасения». «Следует твердо держаться той Церкви, — говорит блаженный Иероним, — которая, будучи основана апостолами, продолжает свое существование до настоящего дня. Услыша где-нибудь о таких, которые считают себя христианами, приняли имя не от Господа Иисуса Христа, а от кого-либо другого, как например от еретиков-маркионитов, валентиниан [это были еретики того времени, а сейчас: баптисты, штундисты, протестанты и прочие], знай, что то не Церковь Христова, а сборище антихриста». Наконец, священномученик Киприан, епископ Карфагенский, свидетельствует, что «люди, не хранящие союза и общения с Церковью, хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями… Оставляющий Церковь, имеющую царствовать, не может сподобиться Царствия». А в другом месте он говорит: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Однажды к преподобному Кириаку пришел инок Феофан, который придерживался несторианской ереси. Узнав об этом, преподобный Кириак убеждал и молил его оставить свои заблуждения и обратиться к святой, соборной и апостольской Церкви. «Един путь к нашему спасению, — говорил преподобный, — есть тот, чтобы мыслить и веровать так, как мыслили и веровали святые отцы». Феофан отвечал: «Все ереси тоже говорят, что, если с ними не будешь иметь общения, не спасешься.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

1 Кор 6:19.  Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? «Или не весте, яко тело ваше храм живущаго в вас Святаго Духа есть, Егоже имате от Бога?» Выше Апостол назвал тело храмом Божиим, назвал его и удами Христовыми; теперь именует его еще храмом Всесвятого Духа; Духом же называет дарование. Из всего же этого дознаем равенство Троицы. «И несте свои». Почему? 1 Кор 6:20.  Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. «Куплени бо есте ценою». За вас излита Владычняя кровь, под другим состоите владычеством. Апостол говорит сие в ответ на вопрос: «Всями лет суть?» — научая, что состоим мы под Владыкою и надобно жить нам по Его законам. Ибо сие и присовокупил: «Прославите убо Бога» в теле вашем и в духе вашем, «яже суть Божия». И душ и тел наших создатель — Бог. Но не сотворил только их, а и освободил от диавольского владычества. Посему надлежит нам и телом и душою прославлять Его, и делая и говоря то, что язык всякого возбуждает к благоговению. Сим Апостол заключил первую главу. А мы, памятуя совет его, и телеса представим «жертву живу, святу, благоугодну Богови» ( Рим. 12:1 ), и душу освятим памятованием многоразличных благодеяний, чтобы и в настоящей жизни поистине именоваться храмами Божиими, и насладиться обетованных благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. С Ним Отцу со Всесвятым Духом подобают слава и велелепие ныне и всегда, и во веки веков! Аминь. Прочтите толкования Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Архиепископ Никифор (Феотокис) Блаженный Феодорит Кирский Святитель Феофан Затворник Святитель Феофан Затворник Мысли на каждый день года (книга) (1 Кор 6:12–20; Лк 15:11–32). О чем ни говорит нам неделя блуднаго! Говорит и о нашем покое и довольстве в доме Отца Небесного, и о безумном нашем порыве блюстительства Отчего на свободу необузданную, и о богатстве наследия, присвоенного нам, несмотря на непокорность, и о безрассудной растрате его на всякие непотребства, и о крайнем, вследствие того, обеднении нашем. Но говорит затем и о том, как кто опомнивается и в себя пришед, замышляет и решается возвратиться к Отцу многомилостивому, как возвращается, как любовно приемлется и восстановляется в первое состояние. И кто здесь ни найдет благопотребного для себя урока? В доме ли отчем пребываешь, не рвись вон на свободу. Видишь, чем кончился подобный опыт! Убежал ли и проматываешься, остановись поскорей. Промотал ли все и бедствуешь, решайся поскорей возвратиться и возвратись. Там ждет тебя всякая снисходительность, прежняя любовь и довольство. Последний шаг самый нужный. Но распространяться насчет его нечего. Все сказано коротко и ясно. Опомнись, решись возвратиться, встань и спеши ко Отцу. Объятия Его отверсты и готовы принять тебя.

http://bible.predanie.ru/vtoraya-podgoto...

9). А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. «Где твердящие: «веруй и довольно, ничего более не нужно»? Кто так думает, тот слеп» (свт. Феофан Затворник , МНКДГ). «Глаз указывает на знание, а рука, – на действие. Слеп тот, кто пытается действовать, не зная, что следует делать. Не имея света истины, он как бы прикладывает руку к делу, которого не понимает; следует путем, которого в целом не видит, чтобы затем ему, несчастному, неожиданно сгинуть в ужасном падении, которого он не мог предвидеть. Таков всякий, в ком нет сего, – того, о чем говорит Петр» (Св. Беда). «Слыша это, всячески будем укреплять себя, внимая сказанному и очищая себя от мирского. Нам ничего не остается более, как то, чтобы это делать, а тем пренебречь; а если не так, то иначе погибнем. Какая разница, если погибнем не через богатство, а от нерадения; если не от нерадения, то вследствие малодушия? Земледелец одинаково печалится, если так или иначе потеряет посев» (свт. Иоанн Златоуст . Фрагменты). 10–11). Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не приткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. «Когда св. Ап. Петр говорил сие, то не к чему-то особенному обязывал тех верующих, а к тому же, к чему обязаны все христиане, лишь внушая исполнять это так, чтобы всем ясно было, что они род избранный и столь совершенны во всем, что на них можно указывать, как на образец. Именно этого и от вас требует применение апостольского слова, – быть совершенными в христианстве» (Свт. Феофан Затворник . Проповедь от 18 июня 1864 г.). «Вход, – ибо в вечное Царство вступают через узкие ворота заповедей» (св. Иларий Арльский). «В этом месте Петр отсылает к книге пророка Иезекииля, где в повествовании о здании, на горе поставленном, сказано: подъем к ним, – в восемь ступеней ( Иез.40:31 ). Ибо и блаженный Петр восемь ступеней благочестия перечисляет, которыми бегущие от мирского растления похотью должны восходить к жительству в Царствии Небесном» (св. Беда).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В третьей главе святой Павел говорит сначала о необязательности закона для Галатов: первое доказательство этого он заимствует из наглядного опыта самих Галатов, которые прияли Святого Духа и благодатные дары чудотворения (ст. 1-5); второе доказательство ненужности закона святой Павел заимствует из способа оправдания, как самого родоначальника оправданных Авраама, так и после него всех будущих наследников обетований Авраамовых: " Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность " . Отсюда ясно, что и " верующие благословляются с верным Авраамом " (ст. 6-9). Третье доказательство святой Павел выводит из невозможности исполнить все предписания закона и избегнуть его клятвы: " все утверждающиеся на делах закона находятся под клятвою " . Почему же это? Объясняет это Апостол ссылкой на Второзаконие 27 гл. 26 ст.: " Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона " . И по первоначальному учреждению своему закон не имел силы оправдывать пред Богом, что ясно из того, что в самом же законе было написано: " праведный от веры жив будет " (Аввак. 2:4). Поэтому, если и возможны были праведники в Ветхом завете, то собственно ради веры в грядущего Искупителя человеков и ради Его искупительной Жертвы, к которой закон прообразовательно руководил все мысли и чувства своих ветхозаветных служителей. Только Христос освободил от проклятия всех тех, на ком оно тяготело за неисполнение закона: " Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ибо написано: проклят всяк, висящий на древе " — эти слова читаются в апостольском чтении на утрени Великой Субботы, объясняя смысл и значение совершенного Господом подвига искупления человечества. " Проклят всяк, висящий на древе " — слова Второзакония 21:23. " Не потому он проклят " , объясняет блаженный Иероним, " что висит на древе, но потому, что впал в тяжкий грех, что заслужил быть повешенным " . " Как все в Ветхом Завете имеет прообразовательный смысл, так и это установление о повешении преступников и о снятии их к вечеру для похоронения было прообразом крестной смерти Спасителя. И Он повешен на древе, а вечером снят " (еп. Феофан Затворник). Христос принял на Себя незаслуженно клятву, тяготевшую над человечеством, и уничтожил ее. " Как кто-нибудь неподлежащий осуждению, решившись умереть за осужденного на смерть, сим избавляет его от смерти, так поступил и Христос (еп. Феофан Затворник) " . " Принявший на Себя проклятие Он освободил людей от проклятия " . Это сделал Христос для того, чтобы " благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою " (ст. 10-14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

" Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины " (ст. 7) — это говорится о тех же лжеучителях, которые из любопытства увлекаются новыми философскими течениями, литературными сочинениями, ища во всем чего-то " нового " и модного. " Их неспособность познать истину " , говорит блаженный Феофилакт: " не есть естественный недостаток, а есть следствие неправого направления их воли " .> " Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии (т.е. лжеучители) противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере " (ст. 8) — Ианний и Иамврий это имена египетских волхвов, противившихся Моисею, известные святому Павлу, как видно, из иудейских преданий, ибо в книгах Священного Писания о них не говорится. В настоящее время имена эти мы находим в Таргуме Ионафана (на Исх. 7:11 [ 2 ] и 20:22 [ 3 ]) и в Талмудических книгах, например, в книге Зогар. Ефес также славился волхвами, почему это сравнение вполне приличествовало положению вещей. Этим сравнением святой Павел предупреждал Тимофея, какое ждет его противоборство со стороны лжеучителей и с какой решительностью должен он бороться с ними. В следующем 9 стихе слышится ободрение для Тимофея: и эти волхвы " не преуспеют более " : " развеется навеянный ими туман и исчезнут призраки " (епископ Феофан) (ст. 9). Далее Апостол похваляет Тимофея за то, что он последовал во всем его проповеднической деятельности, полной лишений и скорбей и утешает его мыслью, что " все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы " (ст. 10-12) — " человеку, который борется со злом, не возможно не испытать скорбей " (епископ Феофан). " Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь " (ст. 13) — " нисколько не смущайся " , говорит святой Иоанн Златоуст, " если они благоденствуют, а тебя постигают искушения " , ибо они только кажутся преуспевающими, a на самом деле лишь " прельщают " других и сами " прельщаются " . Это состояние гибельного самообмана. Им помогает сам враг человеческого рода " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

г) Также и вдовам блаженные оставаться так, хотя они и свободны выйти за любого из верных ( 1Кор. 7:39–40 ). «Жена, … если муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе (т. е. за верного, или за христианина). Но она блаженнее, если останется так». Замечательно здесь то, что при всей силе и настойчивости своих убеждений о преимуществе девственной жизни пред брачной, Апостол отнюдь не запрещает даже и второго брака. Так несправедливы те, которые имеют отвращение ко второму браку и наклонны считать его блудодеянием, подобно древним Новацианам!.. Наставление второе (Относительно поведения в общественном быте) о характере христианской свободы, по поводу ядения идоложертвенного ( 1Кор. 8:1–11:1 ). Сие наставление Апостольское слагается из следующих пяти руководящих мыслей 1) По рассуждению надменного и одностороннего знания можно, по-видимому, без всякого стеснения есть идоложертвенное, ибо-де ничтожны по значению своему как самые идолы, так и пища вообще ( 1Кор. 8:1–8 ). 1Кор. 8:1 . О надменности знания Апостол говорит: «знание надмевает (т. е. если оно без любви), а любовь назидает». Не сказал смиряет, а выразил нечто гораздо важнейшее и полезнейшее. Как знание не только надмевает, но и производит разделение, так и любви свойственны противоположные действия (Св. Златоуст). 1Кор. 8:2 . «Кто думает, что он знает что-нибудь (в совершенстве), тот ничего еще не знает так, как должно знать». Почему? Ибо самые простые предметы имеют много сторон неразъяснимых, и чем более познает кто, тем более встречает тайн, сокровенностей и недоразумений. Примеры пред нами: скажи – как видим, как слышим, как говорим? (Еп. Феофан). 1Кор. 8:3 . «Но кто любит Бога, тому дано знание от Него», т. е. совершенное знание истинно полезного для жизни и благочестия «у Апостола вся забота о жизни, а не о знании» (Еп. Феофан). 1Кор. 8:4–6 . О ничтожестве идолов известные Апостольские слова приводят обыкновенно в катехизисах, как свидетельство Писания о единстве Божием: «мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме единого.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010