Того, который был ниже камней, поставил выше Ангелов, Архангелов, Престолов, Господств. Действительно хорошо сказал: «кое богатство тайны сея»? Дело подобно тому, как если бы кто-нибудь глупого вдруг сделал философом. А лучше сказать: что ни говори, не объяснишь как должно мысли Апостола».     «Иже есть Христос в вас». — «Иже» — стоит вместо «еже», — что допускает строй греческой речи. «Еже», — то есть «богатство славы тайны сея, — есть Христос в вас». Как будто хотел сказать: нет нужды размножать слов: довольно сказать: «Христос в вас». Ибо если Он в вас, то с Ним и несчетные блага, в Нем роду человеческому дарованные, все те суть в вас. Одним словом сказать: «Христос в вас». Или так: все сие богатство славы тайны сея состоит, или видно, в том, что Христос в вас. «Христос в вас» с благами Своими. Это вы испытываете и на деле видите, сколь велико и славно благо сие. Вот это и есть «богатство славы тайны сея». «Объясняя, что такое — «богатство» и что такое — тайна, говорит: «Христос в вас», — то есть то, что вы познали Христа и Он есть в вас» (блаженный Феофилакт).     «Христос в вас — упование славы». ««Упованием славы» Апостол назвал славу ожидаемую» (блаженный Феодорит). «Ибо чрез Него надеемся мы улучить вечную славу. Упование наше преславное и непостыдное есть Христос Господь» (блаженный Феофилакт). Апостол внушает: слава, явленная на вас чрез то, что вы сделаны причастниками домостроительства спасения в Господе Иисусе Христе, всеконечно есть великая, богатая и преизобильная; но она есть только начаток славы. Настоящая слава в полном ее блеске и великолепии ожидается в будущем. Ручательство же в том, что она действительно откроется и что вы и ее будете причастниками, есть то, что «Христос в вас».    вв) Кол. 1:28. Егоже мы проповедуем, наказующе всякаго человека, и учаще всякой премудрости, да представим всякаго человека совершенна о Христе Иисусе.    «Егоже», — то есть Христа Господа, — «Того, Кто выше всех, Кто господствует над Ангелами и имеет власть над прочими силами, нисшел долу, соделался человеком, претерпел бесчисленные мучения, воскрес и вознесся, — вот Кого «мы проповедуем», прияв Его свыше» (святой Златоуст). «Проповедуем», καταγγελλομεν, — долу возвещаем Седящего горе одесную Отца во славе и над всем властвующего, «как бы низводя Его с высоты» (блаженный Феофилакт, Экумений). Мы, Апостолы, — истинные учители вселенной, Богом и Господом Иисусом Христом поставленные, благодатию Духа Святаго снабженные и посланные во всю землю. Другой истинной проповеди на земле нет, кроме той, которую мы проповедуем. Такое внушение очень нужно было для колоссян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2954...

    «Яко да будет во всех Той первенствуя». «Ибо, как Бог, Он прежде всех и со Отцом выну, а как человек, «перворожден из мертвых» и глава телу» (блаженный Феодорит). «Он везде первый, первый в горних, первый в Церкви, как ее Глава, первый и в воскресении» (святой Златоуст). «Ибо Он и прежде всех веков рожден от Отца, и прежде всех человеков воскрес из мертвых, — воскресением, не видевшим уже смерти и дающим нетление всем» (Экумений, блаженный Феофилакт).     «Во всех» — во всех отношениях; в каких бы отношениях ни стал кто созерцать Его, везде обретет Его первенствующим. Но по течению речи Апостола берется во внимание только, с одной стороны, естественный порядок вещей, с другой — благодатный. Там первый, яко Творец и Промыслитель, а здесь, — яко Искупитель и Восстановитель.     «Да будет». Так положено в Предвечном Совете Божием — быть Единому и Тому же и Творцом, и Промыслителем, и Искупителем, и, наконец, еще Судиею. Выставляет же сие Апостол на вид с тою целию, чтоб у верующих ум и сердце на Едином устанавливались и к Единому прилеплялись. Это в противность лжеучителям, которые вводили многие силы (эоны) и чрез то многовластие. Слушающие их разбегаются в разные стороны вниманием и чаяниями, ничего не дающими. Воистину же Один есть упование наше, — и в Нем все. Кол. 1:19. Яко в Нем благоизволи всему исполнению вселитися.   Доказывает, что точно от века положено, да будет Спаситель наш во всем первенствуяй: ибо так благоволил Бог, чтоб в Нем едином вселилась всякая полнота, — все сполна, что потребуется, для кого бы то ни было и для чего бы то ни было, и во времени и в вечности. Причина же, почему Он таков есть, та, что Он есть Богочеловек. Почему вселение в Нем всего исполнения означает и то, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесне» (Кол. 2:9). ««Всяким исполнением» назвал Апостол полноту Божества. Как есть Сын и Слово, яко Бог, так и вселился в Нем, — не действие Его вселилось, а Сам Он, существом Своим или Своею полною ипостасию» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт, Экумений). По сей причине и все потребное в Нем совмещено: помимо Него ничего не бывает и не получается и до Бога ничто не доходит. Амвросиаст пишет: «Всякая полнота в Нем есть и пребывает, Он всегда все может: Он создал и воссоздал, падшее восставляет и мертвое оживотворяет. Почему и говорит: «Якоже... Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе». И еще: «Якоже... Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит» (Ин. 5:26, 21). Что столь справедливо, как то, чтобы Бог Ему предал суд над тем, что создал чрез Него? Что вся полнота Божества в Нем обитает, видно из того, что, как мы сказали, Он имеет всякую власть и силу; а это и значит, что Он есть Бог совершенный, потому что кто этого не имеет, тот не есть Бог».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2954...

 Но ведь речь идет о том, что в нас вкладывают разные материалы. Мы-то можем что-нибудь сделать сами? Апостол Петр говорит, что и мы сами должны «устроять из себя дом духовный» (1 Пет.2:5), наверно, тоже не из соломы, и Христос в конце Нагорной проповеди говорит: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». (Матф.7:24-27). Многие сейчас заботятся о здоровой пище и, дорожа своим здоровьем, отвергают плохую. Многие стремятся к какой-то цели и отвергают то, что им препятствует. Так и нам надо, дорожа своим духовным здоровьем, рассматривать, чем нас кормят, и класть в стены нашего дома только золото и серебро, рубины и изумруды.  Апостол называет нас не только Божьей нивой и Божиим строением, но и говорит в итоге, что это за строение и Кто должен жить в этом доме. Мы – Божии, и Он относится к нам с огромной заботой. Как важно об этом помнить и самим не разорять этот храм – себя.  А какие мысли вызвал этот отрывок у вас?  Вы можете поделиться своими мыслями и ответить на вопросы здесь . Прочтите толкования Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование напервое послание к Коринфянам   Архимандрит Ианнуарий Ивлиев Святитель Феофан Затворник Блаженный Августин Заключительные вопросы Молитва   5. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на первое послание к Коринфянам     Ибо мы соработники у Бога. Мы учители — соработники Божий, содействующие Богу во спасении людей, а не виновники или податели спасения. Поэтому не должно ни презирать нас, ибо мы сотрудники Божии, ни гордиться нами; ибо все Божие. А вы Божия нива, Божие строение. Сказав выше:  я насадил , продолжает сравнение, и называет их нивой. Если же вы нива и здание: то должны называться именем Владыки, а не пахарей или домостроителей, и, как нива, должны быть ограждены стеной единомыслия, а как здание, должны быть в единении между собой, а не в разделении. 

http://bible.predanie.ru/nedelya-9-aya-p...

О, колеблющийся и сомневающийся человек! – говорит Он; прикоснись к ребрам, прикоснись к рукам Моим, вложи перст твой, и затем веруй! Отсюда обнаруживается и великость язв; потому что отверстия на руках до того были увеличены гвоздями, что палец мог войти туда, а отверстия в боку могло вместить целую руку. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! О несказанное обилие благодати божественной, которое стяжал Фома от того прикосновения! Осязавши раны, он почерпнул оттуда потоки учения божественного, и первый богословским языком проповедал 62 Его и яснейшим образом исповедал в Нем два естества. Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие. Что же? Апостолы и все, которые видели Христа и уверовали, исключены от сего блаженства? И как Он говорил им: ваши же блаженны очи, что видят; ибо многие пророки и праведники желали видеть, то, что вы видите ( Мф. 13:16–17 )? Нисколько не исключены! Но смысл сказанного таков: Так как ты самим свидетельством собственных очей удостоверился, то выходи уже на проповедь и, что видел, проповедуй; потому, что блаженны будут не видевшие и уверовавшие посредством проповеди . Но слово наше не может опустить и вопроса, для чего не тотчас, и не чрез три или четыре дня, а чрез восемь дней Господь утвердил Фому в вере? Потому, что хотел к сему делу присоединить и таинственное предъизображение. Ибо Фома был образом неверного народа иудейского; дом Сионский, где были апостолы, скрывавшие себя, указывал, на мир сей, в который Господь вошел, в тихом безмолвии ( Прем. 18:14 ) пройдя девственные врата непорочной отроковицы; а восьмерица дней означает тот будущий день, в который он придет опять и станет среди избранных. И воззрят иудеи на Того, Которого они пронзили ( Зах. 12:10 ), и невольно поверят. Если и мы от страха обуревающих страстей будем укрываться на высоте божественных созерцаний, как в горнице, и заключим чувства, как двери, то Господь невидимо будет при нас, станет среди сил души нашей, подаст мир и чрез дарование Духа Святого покажет нам символы непорочных Своих таинств, исполнит нас радости и веры, и соделает достойными неизреченных благ, ныне и всегда, и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/feofana...

По-гречески эта фраза обозначает самую тесную связь. Так, например, дать деньги во имя человека значило уплатить по его текущему счету. Продать раба во имя человека — значило отдать этого раба в его абсолютное владение. Солдат римской армии клялся в верности во имя цезаря: и он принадлежал полностью императору. Выражение « во имя кого-то» подразумевает абсолютное владение. В христианстве же эта фраза несет в себе даже большее значение: она означает, что христианин не только полностью принадлежит Христу, но и каким-то особым образом отождествляется с Ним. Перечитайте внимательно отрывок еще два-три раза. Ответьте на вопросы Размышления редактора Прочтите толкования Блаженный Феодорит Кирский Блаженный Феофилакт Болгарский Святитель Феофан Затворник Блаженный Феодорит Кирский Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений… Прекрасно к прошению своему присовокупил имя Господа, ибо оно-то и было ими отвергаемо; от сего имени должно было и им именоваться, а они заимствовали себе прозвания от предстоятелей. но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Не за разность догматов укоряет их, но за споры и соперничество о предстоятелях: смысл проповеди, говорит Апостол, один (сие и выражает словами: в томже разумении), но расположение уже не одно (сие и означает словами: в тойже мысли). Посему умоляет их, одно содержа в мысли и одинаково разумея, не делать раздора и не препираться напрасно о настоятельствующих. 11  Ибо от Хлоиных Так, может быть, именовался какой-нибудь дом; Апостол же не назвал по именам известивших его, чтобы не произвести между ними вражды, сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры , показывает же, какого рода были состязания. 12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Коринфяне именовали себя по именам других учителей, но Павел выставил свое и Аполлосово имя; приложил же и имя первоверховного Апостола, научая тем, что несправедливо даже и из сих имен делать такое употребление; сие яснее дознаем из следующего. Но весьма премудро поступил он, к другим именам сопричислив и имя Христово, показывая несообразность дела, а именно, что коринфяне в один ряд поставляли и Владыку, и рабов.

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

19 Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня. 20 А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. Ответьте на вопросы Что мы узнаем об апостоле Павле из этого отрывка? Как вы думаете, кто этот человек, который был восхищен до третьего неба? Почему апостол говорит, что он охотнее будет хвалиться своими немощами? Сформулируйте отношение апостола Павла к похвальбе Как вы понимаете слова «сила Моя совершается в немощи»? Прочтите толкования: Блаженный Феофилакт Болгарский Схиархимандрит Авраам Рейдман Архимандрит Ианнуарий Ивлиев Святитель Феофан Затворник Блаженный Феофилакт Болгарский Толкование на Новый Завет Послание к Галатам Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Хочет показать им, что он истинно отступил от закона, и для этого напоминает о прежней своей жизни и о резкой перемене, показывая, что он не перешел бы вдруг от иудейства, если бы не имел некоего божественного удостоверения. Поэтому и говорит: Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, то есть не человека я имел учителем, а был учеником Самого Христа. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Так как клеветники говорили, что он не был, как прочие апостолы, непосредственным слушателем Христа, а все принял от людей, то он говорит, что открыл мне Евангелие Сам Тот, Который научил и Петра и других. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе. Откуда видно, что чрез божественное откровение получил я Евангелие? Из прежней моей жизни. Ведь будучи таким гонителем, как бы я мог вдруг измениться, если бы не извлекло меня некое божественное явление? А что я был ревностным гонителем, видно из того, что слышали об этом и вы, галаты, столь далеко живущие от Иудеи. Что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее. Заметь, как сильно он выражается. Ибо не сказал гнал, а жестоко гнал. И не только это, но даже опустошал, то есть пытался разрушить до основания и истребить, — ведь в этом состоит дело опустошителя.

http://bible.predanie.ru/nedelya-20-aya-...

______________ 1 Ориг. 2, глава 4, на Иоан. 2 Злат. 51. Быт 26. Быт 21. Быт 28:19. 3 Смот. Прок. на Втор 11 в Елл. бесед. Втор 12–14. Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 5-ю по Пасхе (Апостольское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Евангелие от Иоанна в неделю Самаряныни. В Неделю 5-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования на Новый Завет (Апостольское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Толкование чтений в Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке (Апостольское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 5-ю по Пасхе. Исполнение воли Божией — пища, насыщающая человека (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в Неделю 5-ю по Пасхе. Толкования на Евангелие (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 5-я по Пасхе. Неделя о самарянке (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в Неделю 5-ю по Пасхе. Про­по­ведь в Неде­лю о са­ма­рян­ке (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский.  Толкования на Новый Завет (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 5-ю по Пасхе. Исполнение воли Божией — пища, насыщающая человека (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в Неделю 5-ю по Пасхе. Толкования на Евангелие (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 5-я по Пасхе. Неделя о самарянке (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в Неделю 5-ю по Пасхе. Про­по­ведь в Неде­лю о са­ма­рян­ке (Евангельское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 5-ю по Пасхе (Евангельское чтение)  Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования на Новый Завет (Апостольское чтение) Деян 11:19–26. Между тем рассеявшиеся от гонений бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем. Ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

http://bible.predanie.ru/nedelya-5-aya-p...

29. Говорили об авве Силуане: когда хотел он идти в Сирию, ученик его Марк сказал ему: отче! Я не хочу идти отсюда и тебя не попущу удалиться, но пережди, авва, здесь три дня. И на третий день он почил. 30. Говорили об авве Пахомии: несли тело умершего. Встретясь с ним на пути, авва Пахомий увидел, что за гробом его следуют два Ангела. Рассуждая о сем, он просил Бога открыть ему, что бы то значило. Тогда подошли к нему два Ангела и он спросил их: для чего вы, будучи Ангелами, следуете за мертвецом? Ангелы ответили: один из нас – Ангел среды, другой – Ангел пятницы. Так как человек сей, пока не умер, не переставал поститься в среду и пятницу, то и мы следуем за телом его, и как он до самой смерти соблюдал пост в наши дни, то и мы прославили его, подвизавшегося в Господе. 31. Блаженный Павел Простый, ученик аввы Антония, рассказывал отцам, что однажды пришел он в монастырь для посещения и пользы братий. После обыкновенного собеседования пошли они в святую Божию церковь для совершения обычной службы. Блаженный Павел внимательно смотрел в лицо каждого из входящих в церковь , чтоб узнать, какова у кого душа по здравию, ибо он имел и сию данную ему от Бога благодать – видеть, каков кто в душе, как мы видим лицо друг друга. Между тем, как все входили со светлым взором и веселым лицом, и Ангел каждого шел при нем радуясь, увидел он одного мрачным, все тело которого было черно, и демоны держали его с той и с другой стороны и влекли каждый к себе, прицепляя веревку к ноздрям его и надевая намордник на лице его, а Ангел его шел далеко позади с печальным и поникшим взором. Тогда Павел прослезился и, бия себя рукою в грудь, сел пред церковью, горько оплакивая того, кого узрел он в таком виде. Братия, заметив сие дивное дело мужа и скорую его перемену на слезы и плач пришли в движение, спрашивали и умоляли его открыть виденное, каждый, боясь, не сделал ли он чего, и просили его пойти с ними на службу. Но он, отклонив их вопросы и отказавшись от последнего, сидел вне церкви молча, раздираясь в сердце о виденном им брате.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

4, 12), " доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова " (Еф. 4, 13). А затем апостол изображает и тот путь, которым возрожденное человечество достигает " в меру полного возраста Христова " . Но, к сожалению, слова, где говорится об этом пути, едва ли не самые темные во всем славянском тексте Нового Завета. Именно " из Негоже все тело составляемо и счиневаемо приличие всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единыя коеяждо части, возращение тела творит в создание самаго себе любовию " (Еф. 4, 16). Несколько понятнее в русском переводе: " из Котораго все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви " . Однако предпочтение нужно отдать тексту славянскому, потому что русский не передает всей мысли подлинника, которая сохраняется в славянском, но скрыта туманными выражениями. Не входя в подробный разбор греческого текста мы скажем только, какую мысль хочет выразить апостол Все тело Церкви постоянно более и более объединяется посредством восприятия благодатных даров Святого Духа, действующих в каждом особым образом, и так тело Церкви достигает совершенства во всех своих членах. Все возрастание церковного тела обусловливается причастием отдельных членов общей любви, потому что только при любви, при союзе с Церковью, возможно самое восприятие даров Духа. Так понимают приведенные слова святого апостола святой Иоанн Златоуст блаженный Феодорит преподобный Иоанн Дамаскин и блаженный Феофилакт Их мысли объединяет святитель Феофан Затворник, слова которого мы и приведем " Вера христианская сочетавает верных со Христом и таким образом из всех составляет единое тело стройное. Христос творит сие тело, каждому сообщая Себя и Духа благодати ему подавая действенно, осязательно, так что сей Дух благодати, сходя на каждого, делает его тем, чем ему следует быть в теле Церкви Христовой. Тело Христово, стройно сочетаваясь таким подаянием Духа, растет затем в себе по той мере, в какой каждый член отвечает своему назначению или действует во благо Церкви всей полнотой полученного дара благодати "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/244/...

4, 12), " доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова " (Еф. 4, 13). А затем апостол изображает и тот путь, которым возрожденное человечество достигает " в меру полного возраста Христова " . Но, к сожалению, слова, где говорится об этом пути, едва ли не самые темные во всем славянском тексте Нового Завета. Именно " из Негоже все тело составляемо и счиневаемо приличие всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единыя коеяждо части, возращение тела творит в создание самаго себе любовию " (Еф. 4, 16). Несколько понятнее в русском переводе: " из Котораго все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви " . Однако предпочтение нужно отдать тексту славянскому, потому что русский не передает всей мысли подлинника, которая сохраняется в славянском, но скрыта туманными выражениями. Не входя в подробный разбор греческого текста , мы скажем только, какую мысль хочет выразить апостол . Все тело Церкви постоянно более и более объединяется посредством восприятия благодатных даров Святого Духа, действующих в каждом особым образом, и так тело Церкви достигает совершенства во всех своих членах. Все возрастание церковного тела обусловливается причастием отдельных членов общей любви, потому что только при любви, при союзе с Церковью, возможно самое восприятие даров Духа. Так понимают приведенные слова святого апостола святой Иоанн Златоуст , блаженный Феодорит , преподобный Иоанн Дамаскин  и блаженный Феофилакт . Их мысли объединяет святитель Феофан Затворник, слова которого мы и приведем " Вера христианская сочетавает верных со Христом и таким образом из всех составляет единое тело стройное. Христос творит сие тело, каждому сообщая Себя и Духа благодати ему подавая действенно, осязательно, так что сей Дух благодати, сходя на каждого, делает его тем, чем ему следует быть в теле Церкви Христовой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010