По смерти царя Феофила, церкви был дарован мир. Благочестивая царица Феодора с своим сыном Михаилом возвратила из заточения всех святых отцов и воздала им честь и хвалу. Тогда освободили от темничного заключения и святого Феофана. Он вместе с прочими пришел в Царьград, неся на своем челе знамения своей победы над зловерием, и был почитаем среди святых отцов, как херувим среди ангелов. В первую неделю святой четыредесятницы были с великим торжеством внесены в церковь святые иконы На это торжество блаженный Феофан написал и воспел прекрасный канон Затем он был поставлен в митрополиты города Никеи и рукоположен святым патриархом Мефодием, тем самым, который был раньше заключен в гробовой пещере. Таким-то образом воссиял свет православия, и благодатью Христовою совершенно была прогнана тьма иконоборческой ереси, в течение 120 лет смущавшая и помрачавшая Божию Церковь. Вскоре после того были перенесены из Апамеи в Халкидон мощи исповедника Христова, преподобного Феодора причем от них подавалось много исцелений во славу Христа Бога, со Отцом и Духом славимого вовеки. Аминь. Память святого Феодора, архиепископа Константинопольского Святой Феодор был родом из Константинополя, где и получил воспитание. Когда он достиг зрелого возраста, то сначала, за свое великое благочестие, был посвящен в сан пресвитера «Великой» церкви потом он был сделан синкеллом и скевофилаксом По кончине святейшего патриарха Константинопольского, он понуждаем был всеми боярами, самим царем, особенно же освященным собором принять в свои руки управление церковью и был возведен в сан Константинопольского патриарха Спустя некоторое время, по злым наветам врагов своих, он был низложен с патриаршего престола, но потом истина восторжествовала, и святой Феодор снова был возведен на патриарший престол Добре управив церковь Божию, он через два с лишком года, с миром отошел ко Господу Память 28 декабря Страдание двадцати тысяч мучеников, в Никомидии сожженных Во второй год царствования императора Максимиана когда уже готовилось жестокое гонение на христиан, святая вера Христова благоустроялась и процветала, и богоносные пастыри и учители Церкви открыто исповедывали православные догматы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

В царствование Иустина был в Константинополе некий еврей. Своего сына отдал он учиться в Софийское училище. Однажды сосудохранитель призвал детей вкусить церковные хлебцы, мальчик-еврей вкушал со всеми вместе. Когда его отец (он был стеклодувом) узнал об этом, он взбесился, как зверь, и бросил сына в пылающую стеклоплавильную печь. Когда прибежала жена, то вынула мальчика неопаленным. Мальчик сказал, что некая Жена, облаченная в порфиру, пришла и, погасив печь, сказала: «Не бойся, мальчик». Мать пошла к Патриарху и просила о крещении. Патриарх представил ее царю. Царь призвал отца и убеждал его креститься и стать христианином, но, не успев в этом, приказал казнить еврея за сыноубийство. Жену же и отрока Патриарх крестил. Жена стала певчей, а сын ее – чтецом (66,86). Летом 1676 года хан Нуреддин подступил к обители Почаевской и осаждал ее трое суток, угрожая совершенным разорением. Насельники обители горячо молились Матери Божией, и, припадая к раке блаженного Иова, братия стала петь акафист, и лишь только запели первый кондак – «Избранной Воеводе…», над церковью явилась Сама Пречистая Богородица с Небесными Ангелами, которые обнажили мечи; рядом с Пречистой стоял преподобный Иов и молил Ее о помощи. Татары пустили в них стрелы, но стрелы, возвращаясь, ранили стрелков. Воины пришли в ужас, поражая друг друга, они кинулись в бегство… (83,182). Соловецкому пустыннику Феофану в сонном видении явилась Жена, сияющая благолепием, с двумя светозарными мужами и ободрила его, убеждая не малодушествовать и не бояться бесовских нападений. Еще видение продолжалось, как явилось полчище бесов с угрозою погубить пустынника, но, узрев Явившуюся, бесы содрогнулись и возопили: «Горе нам, Покрывающая его пришла сюда, если бы не Она, мы давно бы уже погубили этого инока…» Сказав это, они исчезли. Видение утешило старца надеждою на Богоматерь. Каждый день он клал сто поклонов, произнося Богородичную молитву (82,151). Однажды, по своему обыкновению, преподобный Елеазар совершал в келлии краткую молитву Иисусову и полагал поклоны. Потом стал читать молитву ко Пресвятой Богородице, говоря: «Пресвятая Госпожа Богородица, спаси меня, грешнаго!» И вот внезапно является пред ним Пресвятая Богородица в сиянии небесной славы, имея три светлые звезды: одну на голове и две на раменах. Царица Небесная произнесла: «Елеазар, не переставай призывать Меня в твоих молитвах, и Я буду всегда помогать тебе…» (77,98).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Разделы портала «Азбука веры» 26 Май 2022 В Бухаресте прошли торжества по случаю канонизации болгарской царицы Феодоры Тырновской, окончившей жизнь в монашестве под именем Феофаны. 21 мая 2022 года, после Божественной литургии в храме святых равноапостольных Константины и Елены, чин канонизации возглавил Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, сообщает сайт «Православная жизнь» со ссылкой на basilica.ro. Впервые был пропет тропарь святой и вознесена икона с ее изображением. Как отметил Патриарх Даниил, канонизация преподобной Феофаны Басараб произошла в год, который Румынская Церковь посвятила отцам-исихастам: святителям Симеону Новому Богослову , Григорию Паламе и Паисию Нямецкому (Величковскому). Предстоятель подчеркнул, что благочестивая подвижница жила во времена расцвета исихазма и была носителем этой духовной традиции. Синодальный Томос Румынской Православной Церкви о провозглашении канонизации преподобной Феофаны зачитал Патриарший викарий епископ Плоештский Варлаам. «Она первая известная в истории румынская монахиня, одна из многих подвижников-исихастов. Преподобная Феофана Басараб недолгое время прожила в монастыре близ Тырново, затем избрала более трудный подвиг, пребывая в затворе сначала в Иоанновском монастыре, а в последнюю часть жизни − в Алботинском монастыре, где научилась Иисусовой молитве. Эта великая благочестивая подвижница исихазма, потомок Бессарабской династии, осталась в живой памяти Церкви, в благоговейном почитании епископов, священников, монахов и мирян как пример смирения, терпения, воздержания и жертвенной любви», − сказано в акте о канонизации святой. В торжествах вместе с румынскими иерархами также приняли участие два болгарских митрополита − Русенский Наум и Видинский Даниил. «Мы радуемся и благодарим Всемилостивого Бога, потому что сегодня, когда мы прославляем святых равноапостольных Константина и Елену, небесных покровителей этого величественного Патриаршего собора, в Церкви воссияла еще одна верная царица, соединяющая братский православный румынский народ с православным болгарским народом», − отметил в своем слове митрополит Русенский Наум. Как сообщалось ранее, решение канонизировать Феофану Басараб как первую в истории монахиню румынского происхождения было принято 17 февраля 2022 года Священным Синодом Румынской Православной Церкви. Память преподобной Феофаны будет совершаться 28 октября. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3131 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/v-rumynii-sostojal...

Одежда христианина превратила идолопоклонника в мученика Св. муч. Аполлоний и мук боялся, и жертвы не хотел принести; дав свою одежду одному музыканту за четыре златницы, просил его за него принести жертву идолам; но Аполлониева одежда сообщила ему такой свет благодати, что этот музыкант объявил себя христианином. Истинная благодарность Когда повесили за голени Филимона и стреляли в него стрелами, одна из стрел, отскочивши, выбила глаз Ариану мучителю. Он просил уврачевания, но мученик сказал: «теперь не исцелю, чтобы ты не почел это за волхвование, а когда умру, придешь на гроб мой и потрешь землею глаз твой, – и будешь здоров». Так и случилось. Подкрепление мученика гласом из гроба Когда Ариана, обратившегося по исцелении глаза, вели к Диоклитиану, – он помолился над гробами мучеников. Вдруг слышит из гроба: «мужайся, Ариан, и не бойся! Вот Господь тебя к Себе призывает, и ведет к подвигу, и начинает соплетать тебе венец мученический, а друзьями труда твоего и воздаяния будут тебе те четыре протектора, которые за тобою от царя пришли». Дивный переход мученика из земли в ложницу мучителя Царь велел Ариана по рукам и ногам связать железными цепями, к ногам камни привязать, бросить в ров весьма глубокий, засыпать землею камнями и сверху поставить престол свой, на который и сел, повелевая воинам около него играть, говоря: «увидим, придет ли Христос извлечь его из гроба». Потом пошел домой, – входит в ложницу и видит цепи мученика висящие над одром и мученика, лежащего на его одре. 15. Св. священномуч. Елевферий и матерь его Анфия Семя слова Божия падает на добрую землю Адриан послал воеводу Феликса привести на мучение Елевферия; он прибыл в церковь , в которой святитель проповедал слово Божие. Феликс сам, слушая его учение, вдруг ярость переменил на кротость, из волка стал овцою, из гонителя учеником, из злобного сделался благим и верным рабом Христовым. 16. Блаженная Феофания царица, супруга царя Льва мудрого Явление по смерти помощью нечистой силы Один волхв, видя царя Василия в печали об умершем Константине и желая утешить его волхвованиями своими, показал царю сына по смерти живым, на коне едущим и на встречу ему идущим. Царь, сына руками обнявши и любезно облобызавши, – опять не увидел его, ибо скоро исчезло волшебное привидение и мечтания. Храм всех святых

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Врата затворятся (уста, гортань), И море великое оскудеет (кровь), И многолиственное древо плодовитое извянет (сердце), Рабы и рабыни от глада изнемогут (руки и ноги), Тогда царица изыдет от престола своего (душа). Псалмы . Петь псалмы значит читать их нараспев, как, например, в церкви прочитывают после " Господи, воззвах " на вечерни. (Письма епископа Феофана, Затворника Вышенского, к Н.Н.)//Душеполезное чтение. 1894. Июнь. С. 35). Пустыня . Много приводит в преуспеяние внутренняя пустыня, понеже в ней несть никоего же утешения, еже имеется в мире сем, им же душа могла суетно заняться, зане рукоделие излишнее не потребно, пойти для увеселения не к кому, разглагольствовать не с кем! Никто не посетит, не имать трапеза соутешающихся и утешающих брашен, разве единаго твоего ученика и суроваго постнаго насыщения; ужас от бесов, скука и тоска от уединения всегдашняго и неисходнаго. Страх смертный, беспрестанно в душу входящий, стража звериным нападениям, ядовитых гад уязвлением и умерщвлением и от злых людей убиением; скудость во всех, нищета крайняя, недостаток во всем; притом змеиная хижина, ничтоже в себе имущая, разве малых книг, в них же всю отраду имать и утешение. О друзьях своих, о жительстве их не слышит, о родственных здравии не знает, о любимых своих вести не имеет. Все приятное от него удалилось: мертвым учинился он миру и мир — ему. Но зато несть о чесом временном порадоватися, или иначе помрачался бы ум, отлетая от Бога; но присно вся: ум, мысль, память и все чувство, и весь человек бывает в Боге погружен, наставляясь к Нему чрез единое размышление и смотрение премудрости величества и Промысла Его в творении Его. И яко две книги имать пред собою разверстые во всегдашнее время: небо и землю, смотряя в тыя и удивляяся, сколь велик и премудр есть Бог наш… И таковым внутренним пустынным пребыванием приходит в страх Божий и в чувство о своей гибели. (Из жизни в Бозе почившего блаженного старца схимонаха Зосимы. С. 100–101.) Удалением вещей и людей стяжавается бесстрастие. (Преп. Петр Дамаскин. Добротолюбие (слав.). Кн. 1. С. 75 на об.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Тогда пророк возвестил, что храм этот будет славнее первого, потому что обещанный Мессия явится в нем. Св. Аггей скончался за 500 л. до Р. Хр. и был погребен в Иерусалиме. Мученик Марин пострадал за Христа в Риме в III веке. Сначала его жестоко мучили и потом привели в языческий храм, думая, что он принесет жертву идолам. Но здесь, по его молитве, все идолы упали и разбились. Тогда усекли св. мученика мечом. Блаженная царица Феофания была супругой императора Льва Мудрого . Когда Лев был еще наследником, то епископ Евхаитский Феодор Сантаварин, замечая его нерасположение к себе, задумал отомстить ему. Он посоветовал царевичу носить при себе скрытый небольшой меч. Когда тот стал делать это, то епископ донес его отцу, императору, что он злоумышляете на его жизнь, так как тайно имеет при себе меч. Император поверил клевете, и наследник вместе с супругой Феофанией был посажен в темницу. Здесь они пробыли три года, а Феофания обратила все свое сердце к Богу. Единственное утешение находила она для себя в молитве и чтении священных книг. Под царственной одеждой носила власяницу, питалась только хлебом и овощами; со служившими ей обращалась ласково и кротко; все, что получала от двора, употребляла на пользу монастырей и храмов и на помощь бедным. Скончалась св. Феофания в 892 г. Св. Пророк Даниил и с ним три отрока: Анания, Азария и Мисаил были евреи и жили во время Вавилонского плена, за 600 лет до Р. X. Еще в отроческих летах они отвезены были в плен царем Навуходоносором. Навуходоносор приказал выбрать из знатных фамилий красивых еврейских юношей для службы при дворе. В числе избранных был Даниил с тремя своими товарищами: Ананией, Азарией и Мисаилом. Царь приказал обучать их разным наукам и халдейскому языку и кормить со своего стола. Так как многие царские кушанья состояли из вещей, запрещенных еврейским законом, то они, сохраняя свой закон, просили позволения не есть им этих кушаний, а питаться овощами и плодами. Начальник сначала не соглашался на это; но когда, через 10 дней испытания, нашел, что они не только не похудели, а еще оказались лучше и здоровее своих товарищей, позволил им так питаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

«Милостыня есть самая большая добродетель, самая ценная у Бога и близкая к престолу Его. Св. Григорий Богослов , перечисляя много добродетелей и высоко оценив каждую, прибавляет, что выше всех их есть любовь, а из дел любви выше всех деятельное сострадание и помощь нуждающимся. Почему и в описании страшного суда Господь поминает об исполнении, или неисполнении сей одной добродетели, не ради того, чтобы другие не имели никакой цены, но ради того, что как скоро она есть, то и все другие есть, а как скоро нет ее, то трудно иметь место в сердце и другим добродетелям. Она царица всех, истинная наместница и представительница Божества на земле. И потому еще так скоро отзывается на небе всякое благотворение, что Господь благоволил усвоять себе всякую милостыню, так как бы она шла прямо в Его руки. Понеже, говорит, сотвористе единому сих братий Моих меньших, т. е. бедных, Мне сотвористе ( Мф. 25:40 ). Ты голодного напитал, а Господь говорит, что это ты Его самого напитал; ты нагого одел, а Господь говорит, что это ты Его самого одел; ты больного посетил, а Господь говорит, что это ты Его посетил; и всякое благотворение нуждающимся Господь считает благотворением Себе самому. Так удостоверяет Он словом своим Божественным, – и так объявит пред целым светом на суде Своем! Блаженны милостивые!» 75 Так учил подвижник. А вот как жил. Свою архиерейскую пенсию и некоторые пожертвования благотворителей на поминовение их самих и своих родственников в его домовой церкви преосвященный рассылал нуждающимся в разные концы России немедленно же по получении, как бы опасаясь пропустить случай сделать возможное добро и задержать у себя хотя малое время то, что не считал принадлежащим себе. «Я никогда не задерживаю у себя денег, – пишет святитель, – и все разматываю. Что их держать, когда случились» 76 . Пред великими христианскими праздниками Пасхи и Рождества Христова особенно много делалось благотворений. Денежных конвертов по 10 и более приходилось сдавать тогда на почту от его имени вдовам, сиротам и другим несчастным, особенно нуждающимся в помощи и утешении во дни праздника. И характер этой благотворительности был истинно евангельский, по заповеди Спасителя, шуйца не знала того, что творила десница. Преосв. Феофан никогда не расспрашивал нуждающихся и не проверял, что их заставило обратиться к нему и куда пойдут его средства, не знал даже совсем многих из них, а подавал ради Бога. И все это делалось с великой любовью к ближнему. «Редкая почта проходит, – говорил он одному иноку, – чтоб бедные не писали и не просили. Рад помогать и по возможности помогаю».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Царствование благочестивейшего царя и великого князя Бориса Феодоровича Годунова всея России   Весь синклит двора и собор архиереев и весь народ великой Москвы и всей России, согласно с мнением и волею царицы и великой княгини Ирины, провозгласили царем и великим князем всей великой России великого боярина Бориса Годунова в женском монастыре за Москвою, где находилась царица Ирина, сделавшаяся монахинею, переименовавшись в божественной и ангельской схиме в монахиню Александру. В лето от создания мира 7107, от Рождества же Христова 1598, в сентябре месяце, в день воскресный, великий патриарх Москвы и всей России избранного Бориса Годунова, брата Ирины, царицы всея России, короновал в царя московского и всея России в патриархии, в соборном храме Пречистой Богородицы, в присутствии всех архиереев и архимандритов, и бояр, и всего синклита, и всего народа Москвы. Находились [при этом] многие архиереи и архимандриты из Константинополя: епископ Ериссо и Святой Горы кир Игнатий, который спустя некоторое время сделался архиепископом рязанским и патриархом Москвы и всей России, и архиепископ ахридский кир Нектарий, и митрополит видинский Феофан, и великий архимандрит иерусалимский кир Дамаскин из Эллады, и великий старец великой лавры святого Саввы Освященного в Иерусалиме Дамаскин, и многие другие иеромонахи святой Афонской горы и из других различных монастырей. И как только был венчан царь и воссел на царский престол, то особенно почтил бояр и всех придворных, дав им многие подарки и учинив производства их из одного достоинства в другое. Итак, он явился подражателем блаженнейшего и освященного отца своего царя Феодора и раздавал каждый день великую милостыню. Имел он во многих местах назначенных людей, которые раздавали повседневно милостыню не только по Москве, но и по всей России. Он роздал милостыню по монастырям, священникам и всем нуждающимся.

http://sedmitza.ru/lib/text/439011/

Людмила, княгиня Чешская. 16 сентября. 53 . Максим, юродивый Московский. 11 ноября и 13 августа. 54 . Мариамна, сестра ап. Филиппа. 17 февраля. 55 . Мария Мащалина. 22 июля. 56 . Марфа праведная, мать Симеона Дивногорца. 4 июля. 57 . Михаил воин, болгарин, праведный. 22 ноября. 58 . Михаил, князь Муромский. 21 мая. 59 . Михаил Тверской, князь. 22 ноября. 60 . Михаил Черниговский, князь. 20 сентября и 14 февраля. 61 . Михаил Клопский, юродивый. И января. 62 . Муза, блаженная отроковица (V век) 884 .16 мая. 63 . Нада и Нестор, родители мч. Конона, современники апостолов. 5 марта. 64 . Никита блж. Цареградский 885 , сокровенный угодник Божий (XII век). 8 сентября. 65 . Николай Качанов, юродивый Новгородский. 27 июля. 66 . Нонна, праведная, мать свт. Григория Богослова 886 .5 августа. 67 . Олимпиада, диаконисса Цареградская ок. 410). 25 октября. 68 . Петр Мытарь (VI век). 22 сентября. 69 . Петр Афирский, близ Царьграда. 5 сентября. 70 . Петр, князь Муромский. 25 июня. 71 . Поплия, диаконисса Антиохийская. Жила при Юлиане Отступнике (IV в.). 9 октября. 72 . Прокопий Устюжский, юродивый. 8 июля. 73 . Пульхерия, императрица. 10 сентября. 74 . Роман, князь Рязанский. 19 июля. 75 . Руфина и Феодот, родители мч. Маманта. 2 сентября. 76 . Симеон Одесский, юродивый (Сирия, VI век). 21 июля. 77 . Таисия св., бывшая блудница, обращенная прп. Пафнутием (IV век). 8 октября. 78 . Таисия блж., обращенная св. Иоанном Кодовым (V век). 10 мая. 79 . Феврония, княгиня Муромская. 25 июня. 80 . Филарет Милостивый. 1 декабря. 81 . Фулвиан, князь Эфиопский, обращен евангелистом Матфеем. 16 ноября. 82 . Феодора, супруга императора Юстиниана. 14 ноября. 83 . Феодор Ярославин, князь. 5 июня. 84 . Феодор, князь Смоленский. 19 сентября и 5 марта. 85 . Феодор, князь Муромский. 21 мая. 86 . Феодор, боярин Черниговский. 20 сентября. 87 . Феозва, диаконисса, сестра свт. Григория Ниского (IV век). 10 января. 88 . Феофания, царица. 16 декабря. Приложение 2. Сведения о святых мирянах 1 . Византийские императоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Читай Ефрема Сирина и Иоанна Златоустог о и поминай, что все Святые многими скорбями взошли в Царство Небесное. Малы здесь труды, велико воздаяние; скоро проходят печали и увеселения века сего; конца не будут иметь муки и блаженная жизнь по смерти. От всей души желаю и прошу y Господа Бога помощи и заступления тебе. Царица Небесная да будет тебе не отступная хранительница и наставница! Архимандрит Варсонофий. 24 По письму твоему, Преподобнейшая М. Варсонофия, в книгу с моими родителями записал я сестру твою по плоти, девицу Александру, и панихиду в сороковой день ее преставления, что было 15-го июля сего, я сам с казначеем и духовником служил после литургии. Поминал на панихиде моих родителей, диакона Иоанна и Ирину, да твоего родителя Никиту и девицу Александру, – Царство им Небесное. Без сомнения больно тебе переносить кончину любимой тобою и любившей тебя сестры: но старайся, чадо, болезнь сию сердца твоего умерять памятованием, что и мы все земля и в землю отъити должны, и что в цветущих летах умирающие и лишаемые наслаждения здешних благ, тамо удостоены будут восприятия благ некончаемых. Нам относительно умерших не остается ничего делать другого, как только поминать их при священнодействий, и в келье, моля человеколюбца Бога и Спаса нашего Иисуса Христа о оставлении им согрешений, какие они пред Ним от дня рождения до дня скончания сотворили и простил бы им по своей благости всё то, чем они повинны пред Ним за неисполнение Его святых заповедей и оправданий! Во умилостивлении же Его благости приводить Ему безмерное милосердие и щедроты Его самого, яже от века суть, еще крест и вольную смерть, юже претерпел за спасение рода человеческого, так же ходатайство и заступление Пречистыя Его Матери и молитвы всех святых. Даруй, Господи, им и нам царствие Твое и причастие неизреченных и вечных Твоих благ! Теперь прости, мир тебе и помощь Божия. Архимандрит Варсонофий. 17 Июля 1826. Старая Руса. 25 Последнее твое письмо, преподобнейшая М. Варсонофия, ко мне было от 27-е Июня; и теперь, будучи не так занят, хочу что-нибудь с тобою поговорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010