Гал. 4: 13–14 . Дабы глубже подействовать на сердца Галатов, он напоминает им, с какой любовью они приняли благовествование его: «знаете, что я хотя в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего в плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса». Толковники стараются определить, что за немощь плоти была у Апостола. И одни думают, что это какая-нибудь телесная болезнь, а другие – что это гонения, поношения, раны, кои приличнее называть искушением во плоти. Но не настоит надобности определять сие с точностью. Св. Апостол хочет только сказать: «помните, каков я был у вас внешно? Таков, что меня уничтожить и оплевать было можно, судя по человеческим отношениям и понятиям. Но учение мое было светоносно, возвышенно, божественно. И вы умели тогда различить сущность дела многоценного под такой невзрачною моею наружностью» (Еп. Феофан). Гал. 4:15–16 . «Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (приточное выражение готовности на всевозможные пожертвования). «Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?» Сим нежным упреком в перемене чувств и отношении к себе, равно как и всеми предыдущими словами, Св. Апостол побуждает Галатов рассудить, где кроется причина сей перемены, когда он все один и тот же и сам по себе, и в своих отношениях к ним: уж не новые ли учители тому причиной? Уж правду ли они говорят?.. Гал. 4:17–18 . Доведши до сих предположений, Св. Апостол и прямо говорит Галатам, что противники его не имеют благих целей в отношении к ним, и хотят увлечь их на свою сторону единственно для своего тщеславия. «Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас». Будто возражение слышал Апостол от лица Галатов, а по Христе разве мы не ревнители были? Не ты ли свидетель тому? Да, да! отвечает Апостол. Вы пламенно ревновали, но я не о том говорю, что было, а о том, что есть. Поревновали и перестали. А в таком образе действования нет ничего похвального (Еп. Феофан).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Да благословит нас Бог вырасти в полноту той красоты, которую Он насадил в нас и к которой Он нас призывает, и да будет благословение Господа Иисуса Христа, и любовь Божия, и причастие Святого Духа с нами во веки! Аминь. Прочтите толкования Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Святитель Иоанн Златоуст. Толкование в неделю 11-ю по Пятидесятнице (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь в неделю 11-ю по Пятидесятнице (Евангельское чтение) Святитель Феофан Затворник. Толкование в неделю 11-ю по Пятидесятнице (Апостольское чтение)  Блаженный Феодорит Кирский. Толкование в неделю 11-ю по Пятидесятнице (Апостольское чтение) Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкование в неделю 11-ю по Пятидесятнице (Апостольское чтение) Еф 6:10. Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Дом каждого есть как бы войско: поэтому уже, приведя в порядок все силы, выводит их на войну. Ибо, если каждый в отдельности не будет нарушать своего порядка, тогда и военное дело будет в хорошем положении. А так как уже многое, что казалось расстроенным, он привел в порядок, то не страшитесь, говорит, но дерзайте в силе Господа. Ибо у Него не просто сила, но « могущество силы», то есть Он имеет силу неизреченную и все превозмогающую. Еф 6:11. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, В чем состоит всеоружие, это покажет несколько после. Но заметь, почему он не сказал: битвы или войны, но — « козни». «Козни»  есть обольщение и уловление посредством хитрости. Ибо враг не открыто предлагает  грех, например, он не склоняет явно к идолопоклонству, но располагает к этому иным способом, коварствуя, то есть правдоподобным словом и пользуясь хитростью. Павел же указанием, что противник ужасен и изворотлив, ободряет их и побуждает к осторожности. потому что наша брань не против крови и плоти, И это не для возбуждения страха говорит, но для того, чтобы сделать внимательными. Ибо тот, кто указывает на силу врага, делает тем самым своих более осторожными.

http://bible.predanie.ru/nedelya-11-aya-...

«Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания». Глаголет бо писание: вола молотяща не обротиши: и: достоин делатель мзды своея. ( 1Тим.5:18 ). «Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей». Делающему же мзда не вменяется по благодати, но по долгу ( Рим.4:4 ). «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу». Значит, и в данном блаженстве, когда речь идет, с одной стороны, о переносимых учениками Христа гонениях, а с другой стороны, о гонениях именно за Христа, по вере во Христа (Мене ради), – то и награда обещается за перенесение гонений, как за дело, служение, а не за веру. Вера – не заслуга, но вменяется христианину в правду и без дел закона – независимо от дел ( Рим.4:3, 5-6 ). Что бо писание глаголет? верова же Авраам Богови, и вменися ему в правду. Делающему же мзда не вменяется по благодати, но по долгу: а не делающему, верующему же во оправдающаго нечестива, вменяется вера его в правду. Якоже и Давид глаголет блаженство человека, емуже вменяет Бог правду, без дел закона ( Рим.4:3, 5-6 ). «Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. .. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел». Преосвященный Феофан говорит: «Делу дается воздаяние, как плата, и дается в меру дела… Против дел стоит мзда и воздаяние по долгу, а против веры помилование и вменение правды по благодати» (Епископ Феофан, т. I, стр. 258). Если же оправдание – дар Божией благодати, то и «спасение» и «жизнь вечная» – «дар Божий во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:22-23 ), Который и есть, «жизнь вечная для нас» ( 1Ин.5:20 ). Ныне же свобождшеся от греха, порабощшеся же Богови, имате плод ваш во святыню, кончину же жизнь вечную. Оброцы бо греха, смерть: дарование же Божие живот вечный о Христе Иисусе Господе нашем. ( Рим.6:22-23 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Поэтому Апостол и ставит себе целью, на основании самого Священного Писания Ветхого Завета, доказать евреям, что Христос выше Ангелов (главы 1 и 2-я) и выше Моисея (гл. 3 и 4). Начинается послание словами: " Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил " . (1:1-2) — смысл этого изречения таков: " Поелику дело идет о вере, истинной же вере может научить только Бог, — с этого и начинает свою речь Апостол. И в древности вере учил Бог, и ныне Он же научает ей. Но тогда учил Он чрез пророков, a теперь учит чрез Сына Своего " (епископ Феофан). Отсюда естественный вывод, что новое слово Божие не может не быть согласно с древним. Многократность и многообразие пророческих. откровений тем самым указывает на неполноту их, в полноте же и во всем совершенстве истинное учение веры открыто чрез Сына Божия, Которого Бог Отец " поставил наследником всего " , т.е. предал Ему все, сделал Его Господом всех, не только по Божеству, что Он имел и раньше, но и по человечеству, как сказал Сам Господь Иисус Христос по воскресении Апостолам: " дана Мне всякая власть на небе и на земле " (Матф. 28:18). " Все отдано в руки Господа Спасителя для осуществления цели воплощенного домостроительства, чтобы все силы небесные и земные направлять к сему одному и вокруг Себя собрать всех спасаемых " (епископ Феофан). " Чрез Которого и веки сотворил " — здесь говорится о вечности Сына Божия. " Сими словами указал Апостол на Божество Сына Божия " , говорит блаженный Феодорит, ибо творить только Богу свойственно, и вечность — тоже Божеское свойство. " Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте " (1:3) — это чрезвычайной важности догматическое учение о том, что Сын Божий есть совершеннейшее и полное отображение существа и личности Бога Отца , т.е. Он равен и единосущен Богу Отцу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Сам же Феофан Затворник в этом толковании (на 1Кор. 15:24 ) более подробно поясняет слова Феодорита: «Вслед за тем последует воскресение мертвых, которое есть упразднение смерти, или окончательная над нею победа. Остается еще грех . И он, в лице грешников, будет упразднен окончательным решением: отъидите от Мене проклятии в огнь вечный " 116 . Итак, все святые отцы (насколько возможно было собрать их высказывания об этой цитате) относят слова всё во всём (всё во всех) в этом месте Писания к добрым и верным рабам Божиим, сподобившимся получить Небесное Царство, а также говорят, что участь нечестивых – нескончаемое мучение. 6 .4.Толкования на Послание к Ефесянам святого апостола Павла ( Еф. 1:22–23 ) Это последнее место из Священного Писания, где встречается выражение все во всем: »все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём« ( Еф. 1:22–23 ). А. П. Лопухин пишет: «Всё же выражение “полнота Наполняющего...” всего естественнее, вместе с Богдашевским, изъяснять так. Церковь есть полное совершенство во всех отношениях... Христос (Своими благодатными силами) исполняет всех верующих, из полноты Его Церкви мы всё восприемлем, что нам нужно для того, чтобы достигнуть “меры возраста исполнения Христова”» 117 . Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «...как тело есть полнота головы, восполняя ее своими членами, так и Церковь есть полнота Христа, Наполняющего всё во всём. Ибо Христос восполняется и как бы завершается всеми членами в лице всех верующих» 118 . Священномученик Иларион (Троицкий) также называл Церковь «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем ( Еф. 1:23 ) " 119 . Святитель Феофан Затворник приводит несколько толкований этого места святыми отцами, но все они говорят о Господе и о Церкви. Он пишет: «К кому относить исполнение – к Церкви или к Господу? – Можно относить и к Господу, ибо о Нем идет речь. Можно относить и к Церкви... Бог всё наполняет, но души и сердца отпадших людей не наполняет, ибо они закрылись для Него. Верою в Господа Иисуса Христа они отверзаются, и Божество входит в них и исполняет их...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Содержание второй главы все направлено против лжеучителей, пытающихся прельстить Колоссян. Начинает обличение их святой Апостол Павел ссылкой на свой подвиг, желая как бы расположить Колоссян ко вниманию и приобрести их полное доверие к себе. Сначала он хвалит Колоссян, а с ними и жителей Лаодикии и Иераполя за то, что сердца их соединены в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, " в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения " . Первая мысль тут та, что Господь Иисус Христос, как Сын Божий и Бог, Сам все знает... если так, то y Него должно просить всего; Он дает премудрость и знание " (святой Иоанн Златоуст). Ho по ходу речи эти слова имеют и такой смысл: " Кто Его познает, тот в этом самом познании стяжет всю премудрость и все знание " (еп. Феофан Затворник), приобретет самое высшее и драгоценное ведение. " Посему " , как бы так внушает Колоссянам Апостол: " если кто подойдет к вам в качестве премудрого и начнет предлагать премудрость не согласную с познанием тайны Божией о Христе Иисусе, не слушайте его: не мудрость он вам предлагает, а нелепое мудрование " (Амвросиаст и еп. Феофан Затворник). " Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами " , поясняет Апостол, и увещевает Колоссян: " Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу " (2:1-8). Отсюда можно видеть, что лжеучение, угрожавшее чистоте веры Колоссян, было философского характера. Оно было чисто человеческого происхождения и, видимо, пользовалось стихиями мира с суеверными целями, для таинственного общения с духовным миром, что действительно наблюдалось у древних мистических сект, как и ныне у спиритов и им подобных. " Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно " — то есть во Христе обитает вся полнота Божества телесно, то есть воплощенно и осязательно, а не только образно и в каком-нибудь переносном смысле, обитает, как душа в теле. " Но не думай " , поясняет блаженный Феодорит, " что Он заключен в теле — объят, ограничен " , ибо " Он Божеством неописан " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Те, кто выступает против того, чтобы прислушиваться в вопросах религии к голосу разума и богословия, слишком доверяют самим себе, своим «ощущениям» и «мнениям». А чем еще является такая байка: «По словам украинского старца, место чернобыльской аварии опасно тем, что является мощным источником потока адских сил» (Знамение времени//Благовест. Самара, 1999, Был ли там этот «старец»? Беседовал ли с людьми, которые остались жить вокруг Чернобыля? Прер. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла//Творения. Ч.7. Троице-Сергиева Лавра, 1900, с.141 Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Спб..1911, с.568. Цит. по: Епископ Феофан. Толкование посланий св. Апостола Павла. Второе послание к Коринфянам. М., 1894, С.353. Цит. по: Епископ Феофан. Толкование посланий св. Апостола Павла. Второе послание к Коринфянам. М., 1894, С.353 «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов». «В начале прошлого года на Интернет-сайте Сретенского монастыря была проведена открытая дискуссия, в результате которой мы получили решительное экспертное утверждение о том, что в штрих-коде EAN-13 хотя и не содержится в электронном виде числа 666, или, скажем по-другому, трех шестерок, машина не читает разделительных длинных полос как 666, однако визуально для человека, знающего машинный язык, эти параллельные полосы ассоциируются именно с цифрами 6» ( http://www. pravoslavie.ru/sobytia/sbk-inn/tihon.htm). Митрополит Мелетий. Печать антихриста в православном Предании. М., 2001, С.7.

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

Чтобы вразумить Коринфян и возбудить в них чувства признательности и благодарности всем Апостолам равно , как трудящимся для их блага, святой Апостол сравнивает их положение со своим. Не успели вы, как бы говорит он, вкусить еще и начатка от плодов веры, а " Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас " (Ст. 8). " Мы еще бедствуем, подвергаемся страданиям за проповедь, а вы уже и царством насладились " (Феодорит), держите себя так, как будто настало уже царство славы, розданы венцы, настало блаженное ликование. Но как же это без нас? Мы трудимся, терпим всякого рода лишения, а вы уже и в царство будто вступили " (еп. Феофан Затворник). И Апостол рисует картину всевозможных скорбей и лишений, какие претерпевают проповедники Евангельского учения: " нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии " (Ст. 10) Эти противоположения надо понимать в смысле обличительной иронии. Впрочем еп. Феофан Затворник толкует это иначе: труды и лишения Апостолов служат к славе и чести и утверждению в вере тех, кто уверовал через их проповедь. Заканчивает свое обличение святой Апостол уверением, что делает он это " не к постыжению " их, но к вразумлению, как " возлюбленных детей " своих. " Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу " (ст. 14-16). Вся пятая глава посвящена обличению блудника-кровосмесника, который взял себе в жену " жену отца своего " , то есть, надо полагать, мачеху. Святой Павел укоряет Коринфян, что они возгордились, " вместо того, чтобы лучше плакать " то есть — не следовало бы Коринфянам высоко о себе думать, если возможны среди них такие гнусности. Во избежание дальнейшего соблазна, святой Апостол повелевает еще до своего прихода " предать " виновного " сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

161. Блаженный еще часто говорил: не знаем мы, люди, как сделать, чтоб нас любили и почитали, но потеряли разум свой. Если кто-либо немного потерпит на брате своем, когда тот гневается или скорбит из-за него (на него), то брат, скоро придя в себя и узнав, как тот потерпел, самую душу свою положит за него. При сем припомнил блаженный такой случай: один брат имел авву весьма кроткого, которого за великую добродетель и чудеса, какие он творил, вся страна почитала как ангела Божия. Однажды, по действию врага, брат сей подошел к старцу и при всех начал крайне злословить его. Старец стоял и только смотрел на уста его, затем сказал: благодать Божия в устах твоих, брат мой! Тот еще более стал бесноваться и говорил: знаю я, глупый, ты говоришь это для того, чтоб казаться кротким. Но старец сказал на это: поистине, брат мой, то, что ты говоришь, справедливо. Некто после спросил его: неужели ты не смутился, старец Божий? Он отвечал: нет, ибо почувствовал в душе своей, что она была как бы покрываема Христом. И по истине, должно благодарить таковых и почитать их: тому, кто страстен, – считать врачами, исцеляющими раны души его, а тому, кто бесстрастен, – благодетелями, доставляющими ему царство небесное. 162. Говорил опять блаженный: когда я был в Тирском монастыре, прежде перехода моего оттуда, пришел к нам один добродетельный старец, и мы начали читать достопамятные сказания о святых старцах, ибо блаженный любил прочитывать их и почти дышал ими, отчего и собрал из них плод всякой добродетели. Так мы дошли до повествования о старце, к которому пришли разбойники и сказали: мы положили взять все из келлии твоей. На что старец ответил: возьмите все, что вам покажется, дети. Они забрали все и ушли, оставив одну сумку. Обнаружив сумку, старец взял ее и погнался вслед их, крича: дети! Возьмите то, что вы забыли в келлии нашей. Тогда, удивившись незлобию старца, они возвратили ему все, и, раскаявшись, сказали друг к другу: истинно, это человек Божий. Когда мы прочитали об этом, старец сказал мне: знаешь, авва, это сказание много принесло мне пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

161. Из писем свт. Феофана Затворника. Душеполезное чтение. 1894. Т. II. 162. Из поучений о восьми помыслах святого Нила. 163. Авва Дорофей. 164. Утешение скорбящим, почерпнутое из Св. Писания. М. 1855. 165. Скитской Патерик. 166. Духовный цветник.  Четвертая заповедь блаженства Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5, 6). Стараешься ли жить праведно, добродетельно, благочестиво? Заботишься ли о том, чтобы получить тебе оправдание на Страшном и праведном Суде Христовом? Помни, что христианин должен любить правду, т.е. стараться жить праведно, благочестиво, добродетельно так сильно, как голодный желает хлеба, чтобы утолить свой сильный голод, и жаждущий желает воды, чтобы утолить свою мучительную жажду. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5, 3),— сказал Господь. Знай, что человек не может оправдаться перед Богом, т.е. сделаться святым, иначе как живою и деятельною верой в Господа нашего Иисуса Христа. Правда Христова, оправдание наше через живую веру в Иисуса Христа необходимо требует и того, чтобы мы исполняли заповеди Божии и веру свою доказывали делами. Сам Господь требовал исполнения Своего учения: Если это знаете, — говорит Он,— блаженны вы, когда исполняете (Ин. 13, 17). Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14, 21). Господь подтверждал Свое учение и собственным примером. Он говорил о Себе: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня (Ин. 4, 34). Апостол Иаков учит: Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?Может ли вера спасти его? Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 14, 17). Итак, блаженны те, кои всею душою ищут своего оправдания перед Богом через веру во Иисуса Христа, ревностно исполняя святые заповеди Его. Если кто тебе скажет, что трудно на свете жить праведно, то на это ты ответь, что широкий и пространный путь, т.е. путь жизни невоздержанной и греховной, приведет к аду, а к царствию Божиему ведет путь узкий и тесный (см. Мф. 7, 13, 14), путь терпения, труда и борьбы со своим греховными наклонностями и страстями, путь добровольного несения креста своего. Если кто скажет, что можно спастись только одною верой в Иисуса Христа, ответь такому, что это не Христово учение, а антихристово и мудрствование плотское.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010