Это произошло при Константинопольском патриархе Рафаиле, который около 1603 г. обращался к Борису Годунову за помощью для обустройства на новом месте. «Ныне посланных, идущих людей наших к богохранимому твоему царству, приими и помоги Церкви Христовой щедрой милостью, как и прежние блаженные и приснопамятные цари сотворяли, и память их поминается во веки, – писал Константинопольский патриарх. – Ныне настоит нужда обновиться и создаться Церкви Христовой, а денег ниоткуда нельзя обрести, кроме как от благочестивого твоего царства» 41 . Неизвестно, была ли оказана помощь из России: ведь страна стояла на пороге Смутного времени. Но, как бы там ни было, в 1614 г. здание бывшей обители было расширено и приспособлено к нуждам Патриархии трудами и заботой патриарха Тимофея (1622 г.). Как и ранее, нынешняя патриаршая церковь именуется в честь св. Георгия. Но и здесь, на Фанаре, православные патриархи не обрели покоя. В 1701 г., во время восстания против султана Мустафы II, Патриархия была сожжена, и лишь спустя 14 лет патриарх Иеремия III восстановил ее постройки. Перед входом в храм св. Георгия можно видеть каменное резное изображение двуглавого орла – герба Византийской империи, который после падения Константинополя – «второго Рима» – был усвоен Москвой – «третьим Римом». Сегодня, как и прежде, положение Константинопольского патриарха в мусульманской Турции «совершенно политическое и стесненное» 42 . Войдем под своды патриаршего собора, как это делали наши многочисленные предшественники, посещавшие Константинополь. В 1708 г. здесь побывал черниговский иеромонах Ипполит Вишенский. Вот как он описывает внутренний вид этого храма: «В церкви св. Георгия престолов три; и образ Пресвятой Богородицы чудотворный еще от царя Константина; там же часть столпа, при котором Христа бичовано, привезла царица Елена из Иерусалиму. От того столпа недалеко и к дверем за оградою в раках лежат: царица Феофания нетленна, которая заказала (запретила. – а. А.) мяса исти инокам; там же святая Соломония нетленна; там же св. Евфимия девица; от всех троих благоухание исходит» 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Там был встречен с великою честию; по манию своей матери, малолетние Кесари бросились к ногам его, Феофания со слезами умоляла его спасти царственных сирот, обещая исполнить все что повелит. Напрасно и тут отрекался Торникий; Царица принимала на свою душу грех его, временное изменение рясы иноческой на броню воинскую, и морем послала его просить помощи у Давида Курополата. Обрадовался Давид возвращению знаменитого воеводы; он дал ему двенадцать тысяч войска с которыми отразил мятежника Склироса и гнал его до пределов Персии. Много взял он пленников и еще более сокровищ, и в торжестве возвратился в Царьград. Еще с большим торжеством, но уже духовным, принят был Торникий на Святой горе; все приобретенные богатства употребил на распространение новой обители Иверской, во имя заступницы их Матери Божией и Предтечи, где до того времени стоял только малый храм его, Торникий обнес его крепкою оградой с высокими башнями, а благодарная Царица даровала ему обширные земли, которые укрепила свою хрисовулою. Так устроилась знаменитая Иверская обитель на святой горе Афонской. Иоанн пережил друга своего Торникия, но тяжкий недуг приковал его к одру болезненному; в болезни не унывал он духом и великодушно переносил свои страдания. Видя невозможность более управлять обителью, он просил сына Евфимов разделить с ним правительственные заботы, и не смел ослушаться покорный сын, ничего, однако не предпринимая без совета родительского. Пред блаженною кончиною Иоанн завещал обитель Иверскую сыну с тем, чтобы после своей кончины поручил ее родственнику их Георгию, который уже то время находился на святой горе. Июня 14-го, смертью праведников скончался Иоанн, и над гробницей родительской соорудил Евфимий церковь Архангелов. Между тем дивный Евфимий восходил от силы в силу, и уже облагодатствован был даром чудес, как великий авва его Афанасий. Посланный однажды всеми иноками Святогорскими в Солунь, по делу церковному, он принят был там с великой честью Архиепископом, и упрошен им состязаться с одним упорным Евреем, хулившим веру Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Когда отец Антоний возвратится в отчизну, он лично передаст вам то, что нашел в моей пустыне, и как я живу, распевая мои сердечные хвалы Богу и Всепетой. О! я истинно счастлив в духовном значении и дай Бог, чтоб так мирно протекла остальная моя жизнь, как текут настоящие дни! A вы-то что? «Увы нам, скажите, увы нам от смут и треволнений житейских!» Блажени есте, возражу я на это. Настоящая скорбь, нынешние увы и горе искупают блаженство загробной жизни и вечную память пред отдаленным аскетическим потомством вашего возникающего монастыря. Всякому свой крест и свое жизненное назначение. Если без воли Божией и влас главы не погибнет: что же сказать о сердечном крушении, о страдальческих судьбах целой жизни? Благо вам, избранницы Христовы! Что ж делать? терпеть? На вашем месте другой и вовсе бы потерялся, и в общем потоке суеты увлекся во вся житейская; не таковы должны быть вы, зная то, что вы поставлены во главе всего женского иночества в России. Стойте ж, мужайтесь, не надейтесь на князи и на сыны человеческие, a уповайте всею силою сердечной любви на Царицу Небесную, и все будет прекрасно во славу Божию. То правда, что вы поставлены на распутии; за то и Бог там, где более опасности и где менее человеческих пособий. Чтоб утешить вас личным предстательством Царицы Небесной, я постараюсь поскорее препроводить к вам икону Акафистной Божией Матери, и Она как древле Преподобному Антонию, помогла в сооружении Киевской обители, так поможет и вам в духе и силе благословение Св. горы нашей. История Акафистной Божией Матери y меня помещена во 2-й части писем (в 11 письме) посмотрите там, и веруйте, что во всякой опасности предварит вас и поможет вам наша единственная помощь – Царица Небесная. Остальное договорю об этом тогда, как Богоматерь пойдет отсюда к вам: Она донесет вам. Сама мою грамоту и утешит вас своим божественным пришествием. О, как хорошо и как утешительно быть под особенным кровом, Царицы Небесной!.. Счастливы мы и блаженны, что нарицаемся Ее чадами, a мы, Афонцы, и Ее ополчением! Служить под Ее предстательством – край земного блаженства! Но простите, что я заговорился. При свидании, поклонитесь от меня Екатерине Ивановне Набоковой, a ее сестре Анне Ивановне, скажите, что я помню их, когда погружаюсь в дремоту на всенощных наших истинно-утомительных, особенно в летнюю пору, когда солнце раскаливает всю природу. Прощайте! Царица Небесная да помогает вам! Молитесь о мне, a я от души молюсь и желаю вам всех благ о Господе. Пишите, когда будет грустно или весело, и не забывайте пред Богом Святогорца

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Если Русская Церковь среди множества своих иерархов справедливо гордится такими администраторами, как Филарет Московский , историками, как Филарет Черниговский , проповедниками, как Платон или Иннокентий, богословами, как Феофан Владимирский, даже знатоками литературы и музыки, как митрополит Евгений или Александр Калужский, и наконец, целым сонмом подвижников, то всю эту разнообразную деятельность умел совместить в своей недолгой жизни один Димитрий Ростовский » 106 . Блаженная кончина святителя Димитрия Святитель Димитрий прибыл в Ростов сравнительно не старым человеком. Ему тогда исполнилось 50 лет. Судя по сохранившемуся портрету, писанному современником 107 , а также по некоторым автобиографическим указаниям в дневнике святителя, он был в это время белокурым, с проседью, худеньким человеком небольшого роста, сгорбленным, с маленькою клинообразною бородкою, в очках 108 .он носил шерстяную рясу темнозеленого цвета. Литературный труд заполнял все его свободное время – «да час смертный не в праздности нас застанет» 109 – писал он Феодору Поликарпову 8 ноября 1708 года. В жизни любил воздержание. Пищу употреблял в самом умеренном количестве, сколько было необходимо для поддержания жизни 110 .с людьми святитель был прост и ласков в обхождении. Своих домашних служителей он любил, как родных и воспитывал их в правилах истинного благочестия. Святитель Димитрий обладал слабым здоровьем. Непрерывные труды еще более ослабили его здоровье. Но несмотря на такую слабость, 26 октября 1709 года святитель Димитрий служил в г. Ростове литургию, по случаю дня своего тезоименитства. Он был в этот день настолько слаб, что не мог сам говорить поучение, которое поручил прочитать одному из певчих 111 . В этот же день святитель пророчески сказал: «Се грядут в Ростов две Царицы; Царица Небесная и царица земная; токмо я уже увидеть их не сподоблюся, а надлежит к принятию оных готову быть тебе казначею» 112 . Действительно, на другой день произошла встреча в Ростове царицы Параскевы, прибывшей из Москвы, а на встречу ей из Ярославля принесли для поклонения ей «Толгскую икону Божией Матери». Вечером святитель призвал к себе певчих для пения им самим сочиненных духовных песен:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Я же скажу тебе больше: если бы и Сам Христос позволил, но ты видишь, что кто-либо повреждается, то подожди и не пользуйся позволением». А также он говорит в двадцатом поучении на это же послание: «Все это сказано не только им, но уместно сказать и нам, нерадящим о спасении ближнего и говорящим такие сатанинские слова: «Что мне заботы, что тот соблазняется и этот погибает?» Это – жестокость и крайнее бесчеловечие». Так силой и действием апостольского духа законополагает божественный Златоуст то, что дозволено и оставлено на наше произволение, но приносит многий вред и соблазн. Вкушение же мяса не дозволено монахам и не оставлено на произволение всякого. Не есть мяса – закон и установление Божие, данное прежде потопа, а после потопа, как сказано, позволено было Ною по снисхождению есть мясо. Оттого это предание и богоносными отцами отменено, и типиками подтверждено не как какое-то новое и незасвидетельствованное, но как изначальное и соединенное с бытием первозданного Адама, а прежде всего и Самому Богу более благоугодное, чем вкушение мяса. И если это истина (как оно и есть), то кто сможет монахов, черных, как эфиопы, и на соблазн миру вкушающих мясо, омыть от порока? Где ныне говорящие и пишущие, что святая царица Феофания заповедала монахам не есть мяса? Не затыкает ли им уста Бароний, бывший римлянином, который свидетельствует в описании 1054 года: «Патриарх Михаил Керуларий поносит латинян не только за то, что они служат на опресноках, но и за то, что едят удавленину и всякое нечистое, монахи же их и епископы питаются мясом, и прочее». Блаженная царица Феофания жила в 885 году, и если в дни святейшего Патриарха Михаила монахи, по свидетельству Барония, не ели мяса, то как же за сто шестьдесят девять лет до этого, в дни царя Льва Премудрого, хотели есть его? Тем более и кир Петр, споря с антиохийцами о мясе, не умолчал бы назвать воздержание монахов от мяса преданием женским (то есть царицы Феофании), а не святоотеческим. Но он не сказал этого, точно зная, что таковое вкушение мяса началось в Риме, как согласно пишут об этом все церковные учители, и не царицей Феофанией упразднено и прекращено, но мудрыми и святыми отцами нашими, и воздержание от мяса началось от них, правильнее же сказать, от Самого Создателя всех Бога, говорящего Адаму и законополагающего: «Вот, Я дал вам всякую траву семенную, сеющую семя, и всякое дерево, которое имеет в себе плод семени семенного, и это будет вам в пищу» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

III. Блюдите, как опасно ходите, паче во дни говения, когда враг, не искушая грехами, ухитряется делать бесполезными дарованные нам благодатью Божией средства к очищению от грехов и тем продолжить владычество свое над нами. (Из поучений преосвященного Феофана). Поуч. 2-е. Преп. Марфа, мать Симеона Дивногорца (Советы о религиозно-нравственном воспитании детей) I. Cb. Марфа, память коей св. Церковь совершает ныне, имела единственного сына Симеона; воспитала его, как сказано в житии ее, со всяким опасством, и Бог привел ей еще при жизни порадоваться на святую и богоугодную жизнь сына. Но вот, наступило для Марфы время отшествия ее в мир горний и тут, за день кончины своей, она удостоилась следующего видения. Представилось ей, что она восхищена была на высоту небесную и там увидала она дом пречудный и светлый, которого красоты и передать невозможно. И когда она ходила в доме том и удивлялась чудному устройству его, вдруг увидала Пресвятую Богородицу с двумя пресветлыми ангелами, Которая сказала ей: «Что удивляешься?» Марфа, с благоговением поклонившись Матери Божией, отвечала: «удивляюсь потому, Владычица, что такого чудного дома во все дни жизни моей на земле не видала». Тогда Царица Небесная сказала: «Как ты думаешь, кому этот дом уготован?» – «Не знаю, Госпожа», – отвечала Марфа. Пречистая продолжала: «Знай, что этот покой тебе уготован и этот дом создал для тебя сын твой, и ты в нем во век пребудешь». После этого, по повелению Владычицы, ангелы поставили престол дивный, и Матерь Божия продолжала: «Сия слава тебе дается за то, что ты в страхе Божием и богоугодно жила. Но хочешь ли видеть здесь и еще славнейшие места?» – и, сказавши это, велела Марфе следовать за Собою. И возвела ее Царица Небесная на высочайшие небесные места и показала ей еще наичуднейший и светлейший, несравненно против первого, дом, красоты которого ни ум человеческий постигнуть, ни язык чей-либо изречь не может. Тут Матерь Божия и еще сказала: «и этот дом создал сын твой, да еще и третьему положил основание». Через день после этого блаженная Марфа скончалась. (Четьи Минеи, 4 июля).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Преподобный Амвросий Оптинский – великий оптинский старец, иеросхимонах. Несмотря на слабость здоровья, много потрудился над переводами и изданием аскетических творений святых отцов. Обладал даром прозорливости и исцелений. Толпы народа со всей России изо дня в день и с утра до вечера осаждали пустынную келью старца, ища его благословения, помощи и совета. (1812–1891). Святитель Феофан Затворник – епископ Тамбовский и Шацкий, известный духовный писатель, доктор богословия, ректор Санкт Петербургской духовной академии. Святитель Феофан Затворник занимает особое место среди выдающихся ученых богословов Русской Православной Церкви XIX века и среди христианских педагогов. В уединении в Вышенском монастыре письменно окормлял множество людей. Перевел на русский язык труды многих греческих подвижников-аскетов. В 1988 году Собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых. (1815–1894). Преподобный старец Иона Киевский – ученик преподобного Серафима Саровского , основатель Свято-Троицкой мужской обители . Сам Спаситель и Пречистая Богородица, неоднократно являясь святому Ионе в видениях, повелели создать в Киеве строго-подвижническую обитель и открыли, что это дело – особая помощь, посланная Богом страждущим людям последних времен. Праведный Иоанн Кронштадтский – протоиерей, духовный писатель – автор множества поучений, проповедей, слов. Особенно известны его дневники, которые составили книгу «Моя жизнь во Христе». Великий молитвенник России: по молитве отца Иоанна совершалось множество чудес. Многие чудеса продолжают совершаться и по его блаженной кончине. (1829–1909). Святая мученица царица Александра. В книге приводятся отрывки из дневника Императрицы Александры Феодоровны, который она вела в 1899 году, через 5 лет после свадьбы, и куда заносила выдержки из произведений разных духовных авторов. Ко времени создания этого дневника Императрица имела уже троих дочерей. Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий – выдающийся проповедник своего времени. Родился в семье священника в Тамбовской губернии. Окончив семинарию и Киевскую Духовную Академию, получил звание кандидата богословия. После тяжелейшего горя – потери жены и ребенка – принял иночество под именем Владимир. Революция застала митрополита Владимира в Киеве. 25 января (7 февраля) 1918 митрополита Владимира схватили и расстреляли у стен Лавры. (1848–1918).

http://azbyka.ru/semya/pravoslavnye-brak...

Погребен в лаврском храме св. Архистратига Михаила. Имеет службу. Преп. Парда отшельника. РимлянИн.Верблюд его на ночлеге раздавил дитя: Пард ушел на гору Арион, постригся, и сокрушался о невольном человекоубийстве до мирной кончины своей. Пролог. Св. отца нашего Стефана исповедника, архиепископа Сурожского. КаппадокианИн.Рукоположен в Сурож патриархом Германом (715–750). При Льве Исаврянине страдал за иконы; по смерти его (741) царица, дочь хазарского властителя, попросила св. Стефану свободу у своего мужа, Константина Копронима. Окрестив сына, родившегося тогда у царя, исповедник с честью возвратился в Сурож, пас довольное время вверенное ему стадо, и, поставив на свое место клирика Филарета, вскоре скончался (745). Некоторые продолжают жизнь его до 7 Вселенского собора (787). Чет. Минея. (Or. Chr. I. col. 1229). В службе два канона. 16 Св. пророка Аггея. Десятый из меньших пророков. Скончался в начале 6 века до Р. Христ. Пролог. (Воскр. Чт. 1838. 327). Мес. В. Мар. Р. 4 июля. В службе канон Феофана. Св. муч. Марина. Усекнут за Иисуса Христа. Пролог. Мес. В. (Относит ко временам Макрина. Аста SS. mart. II. 733 разумеют Карина). Блаженной Феофании царицы. Первая супруга Льва Философа. Приветливость, милосердие, сердечное сокрушение о грехах были отличительными добродетелями царицы. Скончалась около 892 года. Чет. Минея. (Синаксарь в неделю всех святых. Act SS. iul. II. 711). Мес. В. 17 Св. пророка Даниила, и свв. трех отроков, Анании, Азари и Мисаила. Жили за 600 лет до Р. Христова. Чет. Минея из пророческой книги Даниила и от Метафраста. (Surius 21 iulii. Act SS. 21 iul. V. 117). Мес. В. Март. Р. о Данииле. 21 июля, о трех отроках 16 дек. В службе канон Феофана. Преп. Даниила исповедника, нареченного в схиме Стефаном. Из Ниверта (иначе Верой), лежащего невдалеке от Гадир (Кадикса). В Риме постригся в иноки, в Царьграде беседовал с Константином и Романом Багрянородными, в Иерусалиме от патриарха Христодула получил схиму и имя Стефан; в Египте от сарацинского Амиры страдал за Иисуса Христа. Скончался от недуга в 10 веке. Пролог. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Мы должны пройти через пещь искушений, чтобы, став испытанными, наши души удостоились пребывания в сокровищнице великого Царя Христа. 58 Греческое слово παιδεω переводится на русский и как «наказывать», и как «воспитывать».– Перев. 61 «Не прощает» – значит не оставляет без внимания и вразумления ни один наш проступок, в отличие от тех неразумных родителей, которые все спускают с рук своим детям и тем самым портят их. 76 Блаженная Феофания († 894, пам. 16/29 декабря) – царица Византии, первая супруга императора Льва VI. Отличалась большим благочестием, вскоре после кончины была причислена к лику святых, известны несколько редакций её жития. 77 Император Лев VI Мудрый (866–912) – получил это прозвание за свою разнообразную писательскую и законодательную деятельность. Принадлежал к числу тех правителей, которые считали все для себя позволенным и готовы были презреть ради личных интересов и священные постановления Церкви. Отношение его к царице Феофании было весьма холодным. Еще при её жизни он вступил в незаконную связь с некоей Зоей, муж которой был отравлен. После смерти Феофании был женат еще три раза, за что подвергся осуждению Церкви. 82 Молитва архиерея при возложении рук на хиротонии: «Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, проручествует благоговейнейшаго иподиакона (диакона) (имярек) во диакона (пресвитера). Помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». 103 В греческих женских обителях старицей называют игуменью монастыря, потому что, согласно древней традиции, ей сестры открывают свои помыслы. – Перев. 104 «Изменением» святые отцы называют всякую перемену в душевном и духовном состоянии человека, связанную чаще всего с временным отъятием благодати. В каждом конкретном случае изменения могут происходить от различных причин (от естества, от нашего нерадения, от диавола), но в общем, по своей сути, они являются непреложным следствием грехопадения прародителей, так что избежать их невозможно. Но благий Бог по Своему спасительному Промыслу устраивает так, чтобы эти изменения могли стать воспитательными средствами на пути исправления и преображения человеческой души. Более подробно об изменениях и их причинах см.: Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст . С. 151–169.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Скачать epub pdf Неплодство 644. После усердной молитвы Богородица разрешила неплодство жены – матери святого Стефана Нового См. также: Богородица . Усердно молилась Царице Небесной мать святого преподобномученика и исповедника Стефана Нового и была услышана. Во Влахернском храме Пресвятая Богородица Сама явилась ей и прорекла, что она родит сына, и это пророчество исполнилось, У бесчадной до этого жены родился сын, ставший впоследствии великим защитником Православия и сподобившийся мученического венца. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 325). 645. После усердной молитвы Богородица разрешила неплодство жены – матери блаженной Феофании См. также: Богородица . Мать блаженной Феофании, царица, супруга льва Мудрого, желая иметь плод своего супружества, каждый день приходила с супругом к храму Царицы Небесной, изливала перед Ней свое сердце в прилежном молении и говорила: “О Госпожа мира, неплодство мое да разрешится Твоим ходатайством и чадородие да приму от Создателя Твоим милосердием.” И поскольку с верой просила, то и получила. И благодатью Той, Которой усердно молилась, приняла неплодства своего разрешение и родила дочь, которая в свое время прославилась великими христианскими подвигами. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 325). 646. После усердной молитвы Богородица разрешила неплодство жены – матери преподобной Феодоры Цареградской См. также: Богородица . Родители преподобной Феодоры, память которой Святая Церковь совершает 30 декабря, были, сказано, люди рода светлого и преславного. Но горе их было в том, что у них за многие годы супружества не было детей. Что им было делать? Скорбная жена с горячей молитвой обратилась к Пресвятой Богородице и просила Ее со слезами испросить ей у Бога детище. Плакала и молилась, молилась и плакала. И молитва оказалась небесплодной, и у бездетных родителей родилась дочь, которую они назвали Феодорой. Но за одним счастьем, испрошенным Пресвятой Девой, последовало и другое. Новорожденная впоследствии сделалась великой подвижницей, постницей, молитвенницей и была причтена к лику святых. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 325).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010