Благодарю Господа, даровавшего мне неосужденное причащение Святых Таин и громогласное, сердечное проповедание слова Божия (моего составления, о силе веры); благодарю Господа за непреткновенное говорение заамвонной молитвы и отпуста и за таковое же совершение благодарственного молебна. Пред литургией надо усердно призывать Святого Духа Утешителя и Помощника, Совершителя Святых Таин. Благодарю всемилостивого и благопослушливого Господа, двукратно избавившего меня по молитве покаяния моего от всегубительных стрел лукавого борца, люто уязвившего меня – раз в конце всенощной при чтении молитвы Христе, Свете истинный, в которой не выговорил из-за вражьих козней слов и исправи стопы наши к деланию заповедей Твоих, после чего я почувствовал в себе смущение, язву, тесноту, мрак, смерть, но после окончания службы и по припадании к престолу благодати в духе покаяния я удостоился прощения и мира; в другой раз злой дух запял и язвил и умертвил меня чрез наклонность мою к корысти и зависти, после того как дьячок сказал мне, что известный офицер Иван Матвеевич дал отцу Александру за молитву родильнице, его жене, и за молебен два рубля, а дьячку один рубль; я позавидовал отцу Александру и думал: напрасно я отлучался из Кронштадта в Новгород почти на неделю и опустил много доходу, – из-за этого надеяния безумного на деньги, а не на Господа, богатого Подателя всех благ, я ощутил в душе своей скорбь, тесноту, мрак, стыд, смерть и был в таком состоянии до того, пока искренно не покаялся и не умолил Господа, мною прогневанного. Это было после всенощной в соборе и после крестин у означенного офицера Ивана Матвеевича во дворе у купца Луки Попова в Нижней Широкой улице, пред панихидой, когда надо мной стряслась и другая страшная беда – гнев на нищих, гнавшихся по пятам за мною; во всем я раскаялся и удостоился великого, чудного, животворного помилования от Господа, мира, свободы, дерзновения. Слава милующему меня Господу! Слава скоропослушливому Владыке! С величайшею духовною сладостию, торжественно, радостным гласом прославил я Владычицу Богородицу при чтении канона на всенощной в честь и славу Ее, Госпожи Всемилостивой! Благодарю Господа и Госпожу, что недостойными и нечистыми устами я сподобился прославить добрым чтением и пением красоту и славу рода человеческого, Приснодеву Марию Богородицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Рисунок 22. А – частицы на дискосе собираются так; Б – дискос старинной (удобной для ссыпания частиц) формы Частицы собирать так: (см. рис. 22а) тогда они сразу и легко опускаются в Потир, не разлетаясь в стороны. Очень удобны для этой цели старинные дискосы, и очень жаль, что теперь не делают их такими. Они, прежде всего, совершенно гладкие, без гравировки (кроме маленького изображения креста в восточной части, куда частицы почти не попадают), и без ранта на краях, который всегда мешает при отирании дискоса, и со специальным желобом в западной части, благодаря чему частицы буквально сами «сплывали» в Чашу. У меня лично есть такой дискос, и я на нем всегда служил на приходе (см. рис. 22б) Затем священник отходит к жертвеннику и читает молитву «Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче» (некоторые диаконы, по невежеству, читают и себе эту молитву, не понимая, что это молитва иерейская, предваряющая возглас «Яко Ты еси освящение»), вкушает антидор и теплоту. Вкушая теплоты, следует обязательно тщательно прополаскивать ею рот (дважды и трижды), и тогда уже глотать. Имеющим вставные челюсти следует их перед причащением снимать, и одевать лишь после упомянутого ополаскивания рта. В крайнем случае, если без них невозможно вкусить Божественного Тела и антидор, тогда следует их после ополаскивания рта вынуть и несколько раз промыть над умывальницей, из которой всегда по омытии рук и уст сливается вода в «алтарный кладязь». Затем священник вместе с диаконом омывают руки и уста (хотя диакон антидор и запивку не вкушает, уста (снаружи) и руки омывает обязательно). Вода после омытия рук и уст священнослужителей должна выливаться в непопираемое место в алтаре. После этого священник и диакон читают благодарственные молитвы до «Ныне отпущаеши». Хотя, если это им удобно, эти молитвы они могут читать и после окончания литургии. §77 . Далее священник повелевает диакону отверзать завесу и Царские врата. В Киево-Печерской Лавре он напоминает (вернее – дает знать) об этом диакону чтением тропаря «Милосердия двери отверзи нам».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сразу же после освящения Честных Даров священник продолжает чтение молитвы анафоры, в которой, среди прочего, говорится о «якоже быти причащающымся, во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд, или во осуждение» . Целью освящения даров является участие верных в Евхаристии. Благодеяния, которые описывает молитва, приобретаются верными посредством причащения. Далее, в молитве перед «Отче наш», снова упоминается причащение: «(…) Сподоби нас причаститися Небесных Твоих и Страшных Таин, Сея священныя и духовныя Трапезы (…)» . В данном месте подразумевается, что все присутствующие в собрании верные будут причащаться. После молитвы Господней, которая имеет евхаристический характер, такое же прошение произносится и в молитве перед возношением святого Хлеба. В этой молитве священник умоляет: «(…) И сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами всем людем» . Здесь наиболее ярко показывается то, что весь народ будет причащаться. Кроме того, после возношения во время раздробления Ангца священник произносит: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, Раздробляемый и Неразделяемый, всегда Ядомый и никогдаже Иждиваемый, но причащающыяся Освящаяй» . Побуждающее повеление священника «Со страхом Божиим и верою приступите»  обращено совершенно без всякого различия ко всем присутствующим мирянам и заявляет о том, что все приступают к Чаше. Сразу после причащения Пречистых Таин народ поет: «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго (…)». И этот текст ясно свидетельствует, что все причастились. В завершение, последнее прошение «Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа»  свидетельствует, что призываемые стать прямо, чтобы вознести благодарение, не иные от присуствовавших и причащавшихся верных собрания, к которым и обращена благодарственная молитва «Благодарим Тя (…), яко и в настоящий день сподобил еси нас Небесных Твоих и Безсмертных Таинств» .

http://bogoslov.ru/article/3594846

В рассматриваемый нами век, указанный обычай только что начал входить в употребление, как дает нам основание думать единичность памятника, свидетельствующего о его существовании. Следующий возглас: «Спаси, Боже, люди своя» произносился, согласно с древней практикой, с троекратным каждением престола и после него священник еще произносил следующие слова: «Преходя от силы в силу», 742 возглашавшиеся прежде после первого возгласа: «Со страхом Божиим». Пред третьим возгласом: «Всегда, ныне и присно»... священник кадил престол и кроме слов: «Вознесися на небеса, Боже»... произносил еще: «Вознесу тя, Боже мой, царю мой»... 743 Эти самые слова мы находим в древних греческих списках литургии в иной связи, именно их положено произносить там после молитвы: «Вонми, Господи»... 744 В виду этого возможны два предположения: или указанные слова заимствованы из Греческого списка, но в русских служебниках перенесены в другое место; или они самостоятельно внесены русским писцом без всякого греческого оригинала, по связи их с словами: «Вознесися на небеса, Боже». Возгласу священника: «Благословен Бог наш» предшествовали слова диакона: «Благослови, владыко», и самый возглас читался иначе, именно: «Благословен Бог наш, просвещаяй и освещаяй всех нас, и того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно». 745 Обеих этих особенностей мы не находим в древних греческих списках литургии Златоуста и, с вероятностью, можно думать, что обе они русского происхождения. Первая из них могла явиться в виду того соображения, что возгласом «Благословен Бог наш» начинаются многие церковные последования и во всех их, если только священник служит с диаконом, этот последний говорит: «Благослови, владыко». Вторая из рассматриваемых нами особенностей могла явиться вследствие только того, что писец, руководясь чисто механической ассоциацией, смешал два возгласа сходные между собою только по их начальным словам. После третьего возгласа, по некоторым служебникам, полагалось читать молитву благодарственную, 746 читаемую в настоящее время непосредственно после причащения священнослужащих и читавшуюся также, как мы уже видели, в это время, по некоторым служебникам, и в XV веке, так что, следовательно, относительно чтения этой молитвы, в рассматриваемое нами время существовала двоякая практика, имевшая образцом такую же практику церкви греческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Остаются достойные зрения и причащения Божественных Тайн. Одни из литургисающих стоят, склонившись у врат святилища, а другие же совершают нечто иное по своему чину. Исповедуется всей церковью соборне Кафолическое Песнословие (т.е. Символ веры). Предложение. Избранные из священного чина вместе с иереями приносят на божественный жертвенник покрытый священный хлеб и чашу благословения. Иерарх совершает священную молитву. За этим следует у псевдо-Дионисия лобзание мира, чтение диптихов и умовение рук. Анафора. Иерарх становится в середине божественного жертвенника (т.е. алтаря), окружают же его вместе с иерархами и избранные из священнослужителей. Иерарх возглашает священные молитвы (τς ερς θεουργας). Памятник подробно и со свойственной мистическим произведениям таинственной образностью выражений перечисляет те благодеяния, которые Господь даровал человеческому роду и за которые мы должны приносить Богу нашу благодарственную жертву, Евхаристию, а именно: восстановление падшего человека, просвещение его души, обновление естества и новое жительство, дарованное Христом. Дальше " Corpus Areopagiticum " добавляет: " Вот почему божественный иерарх, стоя перед святым жертвенником, прославляет упомянутые действия Божественного Промысла, которые Иисус по благоволению Отца и во Святом Духе произвел для спасения нашего рода. Когда иерарх их прославил и узрел благочестивым взором своих духовных очей, он приступает к символическому священнодействию, согласно преданному от Бога обычаю; поэтому после священных выражений Божественного Тайнодействия он благоговейно и чинно, в объяснение своих действий, взывает ко Господу: " Ты рек: творите сие в Мое воспоминание " . Затем он просит быть достойным подражателем этого священнодействия, уподобиться Христу в этом божественном таинстве и раздать Святые Дары тем, кто достодолжно приступит к причащению " . Наконец, автор " Церковной иерархии " описывает раздробление Даров на части, причащение и благодарственные молитвы. Типы Литургий В течение исторического процесса с евхаристической молитвой произошло, как мы видели, немало изменений. Единая по существу и замыслу, идущая от Единого Основателя, Вечного Архиерея Христа и из той же " горницы святаго и славнаго Сиона " , анафора знает в своем прошлом немало дополнений и сокращений; она подвергалась всевозможным влияниям и изменениям и настолько изменила свой внешний вид, что едва ли было бы легко сравнивать современную Православную или Коптскую литургию, не говоря уже о Римской мессе, с той " Вечерей Господней " , которую знали и совершали апостолы, неизвестный автор " Дидахи " или святой Иустин Философ. Причин этому немало.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Когда архиерей прочитает благодарственные молитвы, все подходят к нему под благословение. По окончании проповеди или пения на клиросе свещеносец и посошник становятся на свои места, иподиаконы с дикирием и трикирием выходят на амвон. Царские врата открываются, и архиерей, надев митру, дает потир протодиакону, который, поцеловав руку архиерея, становится в Царских вратах и возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Певчие: «Благословен Грядый во имя Господне...» Если есть причастники, то архиерей, взяв потир, на краю амвона причащает их при пении: «Тело Христово приимите...» После причащения архиерей ставит святую чашу на престол, выходит на солею, принимает от иподиаконов трикирий и дикирий и благословляет народ со словами: «Спаси, Боже, люди Твоя...» Певчие: «Ис полла...», «Видехом свет истинный...» Кто-либо из священнослужителей в это время опускает частицы с дискоса в потир, читая тайно положенные молитвы. Архиерей, став у престола, берет у диакона кадило и кадит Святые Дары, произнося тихо: «Вознесися на небесá, Боже, и по всей земли слава Твоя», отдает кадило диакону, дискос – протодиакону, который, в предшествии кадящего диакона, переносит дискос на жертвенник. Архиерей берет чашу со словами: «Благословен Бог наш» (тихо). Первенствующий иерей, целуя руку архиерея, принимает от него чашу обеими руками, идет к царским вратам, где возглашает, подняв мало потир: «Всегда, ныне и присно и во веки веков...», а затем идет к жертвеннику; диакон кадит на чашу. Певчие: «Аминь. Да исполнятся уста наша...» По поставлении чаши на жертвеннике первый иерей кадит Святые Дары, и возжигается свеча пред Святыми Дарами. Окончание литургии. Протодиакон, помолившись к востоку и поклонившись архиерею, исходит из алтаря северною дверью и говорит ектению «Прости, приимше...» (если есть ставленник-диакон, то ектению произносит он). Во время ектении архиерей со священниками складывает антиминс, первый иерей подает архиерею Евангелие (иногда второй иерей подает малое, молебное Евангелие), которым при произнесении возгласа «Яко Ты еси освящение наше...» архиерей знаменует антиминс, а затем, поцеловав Евангелие, полагает его на антиминс.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чрез сие раздаяние означается, что Иисус и в грядущем веке пребудет в нерушимом соединении с плотью Своею, но и она будет очам блаженных предметом зрения и вечного наслаждения. Руку же и ланиту Иерарха лобзают священнослужители потому: 1) что рука есть служительница страшных Тайн, близко к ним прикасается; а ланита есть орудие, которым совершаются молитвы: лобзают же еще руку и ланиту Архиерея 2) и в знамение взаимной нашей любви и соединения друг с другом, что подтверждается самыми словами, в сие время произносимыми: Христос посреде нас ; 3) в воспоминание, что на ней Господь наш понес заушение; это должно в Архиерее возбудить мысль, как смирен был Учитель всех, Владыка! и уничтожить в нем всякое чувство гордости. 58. По причащении всех Священнослужителей во Святом Алтаре близ самого Престола таким образом, что принимая Хлеб прежде в руки, потом пия из Чаши, по порядку своих степеней, после показуются покровенные Святые Дары; это делается в знак того, что не подобает всем зреть страшные Тайны. Тогда ежели кто ко причащению себя предуготовил, приблизившись со страхом и благоговением, сподобляется их; однако не непосредственно из Чаши, но Лжицею из руки Святительской причащается. Потом Архиерей, помолясь о Божием достоянии и о благочестивейшем Императоре и людях Его, прося им спасения и благословения Его, отпускает Святые Дары с курением фимиама в Предложение , произнося все то, что напоминает вознесение Спасителя, и по нем славу проповеди Его, всю тварь огласившей. Он как бы сим образом тогда беседует со Спасителем: Ты снизшел до нас, и явился между нами, как равный нам человек, Ты вознесся на небо к Отцу Своему, и наполнил землю славою Твоею; мы, ею облеченные, совершая Божественные Твои Тайны, причащаемся Тебя, и неразлучно с Тобою пребываем. 59. Потом Святые Дары переносятся в Предложение; Дискос возлагается на главу Диакона, а Потир несет Священник в руках; сам Архиерей, воздав благодарственные молитвы и умыв руки, исходит из Святаго Алтаря, и раздает народу так называемый Антидор .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3928...

Уходя, от матушки, кто-то предложил еще одно средство против болезни, но доктор Эк сказал: «Оставим в покое эту чистую душу; ей не встать уже; зачем же мучить лишними лекарствами? Теперь, когда она умирает, вся чистота ее жизни отпечатлевается на ее теле». Все время предсмертной болезни выражение лица y больной было удивительное; сильные страдания от телесной болезни, скорбь о сестрах, которых она сама принимала, сама воспитывала для новой жизни, стараясь сделать их достойными вечного блаженства; забота о душе своей, о близости суда, где потребуется отчет за вверенную жизнь; непрестанная молитва – все это с каждым днем полагало на ее лице печать особенного выражения: спокойная дума человека, который довел до конца здание, начатое им на крепком основании, чистота жизни и спокойствие души, каким-то особенным светом отражались на ее кротком лице. Все земные расчеты были покончены для нее; оставалось еще желание утешить и помочь тем, за кого она душу. полагала, и кто знал ее голос и следовал за нею. После прочитанной вечерни, приехала Марья Павловна Леонтьева, ее родная племянница, к которой матушка всегда имела особенное уважение и любовь. Подозвав ее к себе, матушка благословила ее образом: моление в вертограде Спасителя, благодарила ее за неизменную любовь и просила передать ее благословение и благодарность ее детям. В 7 часов вечера матушка пожелала слушать чтение всенощных стихир, и всех молитв с канонами, и когда чтица, думая, что она заснула, мало по малу прекращала чтение, и наконец совсем замолчала, сама матушка твердо и звучно продолжала слова следующей молитвы, к удивлению всех окружавших: так до последнего дня сохраняла она светлую память и внимание к молитве. По окончании молитв, она заснула. Ночью она вдруг проснулась и сказала: «Читайте скорее часы и правило: я хочу причаститься». Ей напомнили, что она благословила отслужить обедню в четыре часа утра, и тогда причастить ее. На это она сказала: «Дождусь ли я обедни? Все мои силы изнемогают; я не в состоянии буду позже причащаться. Зовите скорее батюшку». Когда пришел духовник, она велела посадить себя на кровати, и всем уйти, пока она будет исповедываться. В последний раз сподобившись причаститься Св. Таин, она изъявила желание выслушать благодарственные молитвы, и статью по причащении Св. Таин из книги: Вера, Надежда и Любовь . Отдохнув и выпив чашку чаю, она подозвала сестру, которой поручала свои собственные дела, и передав ей еще некоторые распоряжения, тут же вспомнила о приготовленных ею 24 рублях, следующих в уплату одному работнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1860 году он подвергся тяжкой и продолжительной болезни, от которой лишился ног и с трудом ходил на костылях. Болезнь эта, по намерениям промысла Божия, послужила ему врачевством недуга душевного: с этого времени он начал помышлять о принятии православного священства. Но с первого знакомства моего с ним он еще упорно стоял в своём зловерии, так что после всех словопрений моих с ним я уходил от него безо всякого успеха. Одно вселяло в меня надежду на его обращение: это то, что он всякий раз, после беседы со мной, просил навещать его впредь, – чему я душевно радовался и с любовью исполнял. 28 августа 1886 года, этот старец заболел вновь и на третий день болезни пожелал видеть меня. Положение, в котором я застал дотоле упорного раскольника, чрезвычайно поразило меня; коленопреклоненный пред св. иконами, он в слезах молился ко Господу, постоянно взывая: Господи, спаси мою грешную душу и не лиши её святых Твоих даров! Предстоявшие здесь не могли удержаться от слез, а особенно когда он, узревши меня, бросился ко мне в ноги и, схвативши за одежду, сквозь слезы сказал: отче святый! я умираю – прости меня грешного, исправь меня окаянного, спаси мою грешную душу, имиже веси судьбами... Видя его искреннее раскаяние, я, не теряя времени, поспешил исправить его по чиноположению церкви и, после исповеди и прочтения молитв к причащению, удостоил его св. даров, которые он принял с редким чувством сердечного умиления и благодарности к Богу. Сознавая, что с принятием св. даров он принял в себя самого Господа Иисуса Христа, он тут же прочитал: Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко и пр. и затем стал читать благодарственные молитвы по причащении, хотя еще в слезах, но он уже без смущения и с радостью помилованного грешника. Умиротворенный в совести старец этот тихо и покойно переносит болезни старости, пользуясь христианским состраданием и частными посещениями православных. (Полт. Епарх. Ведом. 1886 г. 22) Чудесное обращение от раскола в православие В сороковых годах, в с. Тумботине Горбатовского уезда, жил набожный и добродетельный крестьянин Василий Б... Крестьянин этот долгое время находился в расколе, но поразительный случай с умершим отцом его, упорным раскольником, обратил его на путь истины.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

Паки благодарственная восписую 73 Владычице за избавление от скорби и тесноты сердечной: я воззвал с твердою верою к образу Ее Казанскому – и получил просимое. Чтобы тебе наглядно представить вездесущие и всеведение Божие и то, как Он слышит везде наши молитвы, вообрази, что Бог весь есть Лице, весь Зрение, весь Слух, весь Ум, Премудрость, и на мир – дела рук Своих – Он зрит, как на муравейник, а на все существа в нем, как на муравьев, снующих пред нашими глазами на муравейнике. После усердной, слезной молитвы враг всегда оскверняет меня сладострастием, раскидывая соблазнительные виды и представляя случаи к сладострастным действиям; но остается, впрочем, полная свобода для моей воли. Ни ограждение ложа крестом, ни засыпание с молитвою не помогут, если днем расслабил свою душу хотя несколько сладострастным взглядом. И к чему все усилия врага? К тому, чтобы я опечаливал всегда Благодетеля моего – Господа, для Которого мерзость – сладострастие. Есть Бог, верный в Своих словах, заповедях и обетованиях 74 , на Которого чрез меня диавол нападает, – вот что утверждают с несомненностию все козни сатаны, потому что чрез них он всячески усиливается склонять меня к нарушению святых Его заповедей, хочет затмить своею ложью неложные Его обетования. Будь ты проклят со всеми своими пакостями. Чем я прогневал моего Господа? – Лукавством сердечным, сомнением, неверием, всеми страстями, ночным сладострастием и дневным. Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в душе моей? Диавольское коварство часто режет мне сердце во время и после причащения животворящих Таин, то есть жгучее неверие, всеваемое им. Победишь – и нет рези. Мрак ума и сердца, смущение и боязнь и боль сердца пред причащением и во время причащения – ясные признаки козней диавольских в нашей душе. В неверии сердца в Святые Тайны скрывается всегда убийца диавол, убивающий душу, а в вере сердечной – всегда жизнь, или Христос, пробавляющий 75 жизнь нашей души. Опыт. Питай в себе следующее убеждение: за мои грехи я недостоин иметь достояния в Царстве Твоем, Господи! Все служит Тебе в Царстве Твоем и должно служить как Творцу и Господу; а я часто и весьма часто преступаю законы Твои, разрушаю чудное согласие между Твоими тварями своими страстями, потому я недостоин быть у Тебя членом Твоего Царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010