Другим косвенным, но веским подтверждением тому же служит предприятие частного лица уже во второй половине XVII в. составить трактуемое чинопоследование. Эту попытку мы находим в весьма редком и малоизвестном издании указываемого времени. – «πσκεψις πνευματικο πρς σϑεν». Издание составлено неизвестным автором, но, несомненно, италийским греком 70 . Автор задался целью дать руководство духовнику собственно ко нравственному утешению больных, но вместе с тем предлагает и законченное чинопоследование для причащения такого лица 71 . Это последнее имеет такой вид. По исповеди больного (чрез вопросы) и по чтении им статьи в виде поновления (да не останется какой-либо грех не исповеданным), духовник читает молитву – «Κριε ησο Χριστ, Υ το Θεο το ζντος, αρων τς μαρτας»…, т. е. известную молитву «Господи И. Христе, Сыне Бога живаго, агнче и пастырю... », только редактированную здесь так кратко, как еще нигде. По молитве духовник произносит очень пространную формулу разрешения в конструкции, не наблюдаемой в греческих исповедных чинах. Больной по таком разрешении произносит особое (для больных пространное) благодарение Богу за сподобление его принять таинство покаяния, за которым совершалось уже самое последование причащения больного 72 . Оно начиналось чтением от лица больного молитвы: «ξερω, Κριε, πς δν εμι ξιος»…, – молитвы, составляющей совершенную переделку одной из принятых теперь в «последовании ко св. причащению» 73 . Затем священник читает над головою больного очистительную молитву особой редакции, но составленную под очевидным влиянием молитвы от скверны 74 . По таковом чтении больной произносить начала теперь 12-й и 10-й пред-причастных молитв, и затем следовало самое причащение заключаемое особою просительною молитвою от духовника, ектеньею об оставлении грехов причастника и благодарственною 75 молитвою от лица этого последнего. – Очевидно, раз подобное сложное и законченное чинопоследование существовало бы на практике, то не было никакой необходимости вносить его в рассматриваемое издание. С другой стороны, – не будь оно новшеством, оно было бы внесено по крайней мере в евхологии, изданные после его выхода, – чего, однако, не наблюдается. Впрочем, в Италии оно, по-видимому, имело практическое значение, так как было издано не один раз 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Священник возглашает: «Благословенно Царство». Далее — мирная ектенья (как и во время обручения). Священник произносит три молитвы о сочетающихся браком и надевает им на головы венцы (если венцы не подходят по размеру, надо головами венчающихся их держат свидетели) — Венцы на головах молодоженов — символ венцов царских (в новосозданной семье молодые будут как бы царями и основателями рода) и одновременно мученических (подвиг христианского брака сравнивается с мученическим). Возложив венцы на головы венчающихся, священник обращается к Богу со словами: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их» Прокимен (стих, который поется перед чтением Священного Писания), Апостол, Евангелие — Традиционно читается отрывок Еф 5. 20-33 (о браке как о зримом образе союза Христа и Церкви и о взаимных обязанностях супругов) и Ин 2. 1-11 (о браке в Кане Галилейской). Краткая сугубая ектенья Молитва о новобрачных — одна из древнейших в чине венчания. Просительная ектенья Пение хором молитвы «Отче наш.» — Появление этой молитвы в чине венчания вызвано тем, что раньше во время венчания новобрачные причащались Святых Христовых Таин. Иногда добавлялись и другие элементы полной литургии, например, : благодарственная ектения после Причащения. Сегодня этого — как и Причастия — в чине венчания нет. Священник благословляет общую чашу с вином и дает жениху и невесте по очереди из нее испить - В древности существовал особый обряд и благословения первой чаши на брачном пире. В память об этом жених и невеста вкушали от общей чаши с вином в начале брачного пира. В чин венчания обряд вошел приблизительно к VIII в. Сегодня распространено мнение о том, что общая чаша заменила собой Причащение Святых Таин. Это неверно. В греческих рукописях указываются обе чаши — и евхаристическая, и общая. Сегодня связь общей чаши с брачным пиром утрачена. Чаша символизирует указание на единство супругов во всем. От чаши супруги вкушают трижды, по очереди (в совр. практике остаток вина обычно допивает невеста, хотя в греческих рукописях отмечается, что это должен делать жених. В одной из рукописей 15 века описан неясный обычай выливать остаток вина на головы новобрачным).

http://foma.ru/tainstvo-venchaniya.html

Если причастников нет, то указанного выше раздробления частиц для мирян не бывает, и диакон по своем причащении, взяв дискос с частицами, полагает в потир честное Тело и все частицы, находящиеся на дискосе, произнося воскресные песни: «Воскресение Христово видевше...», «Светися, светися...», «О Пасха велия...». И отирает дискос губкой над потиром, говоря: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Поцеловав Св. Дискос, диакон полагает его близ Св. Потира, покрывает потир покровцом и на дискос полагает звездицу и покровец. Священник говорит благодарственную молитву: «Благодарим Тя, Владыко...» Если священник служит с диаконом не причащавщимся, то все указанные действия делает он сам, а не диакон. Если не было причастников, священник целует потир, подавая его диакону, диакон после показания Св. Потира народу со словами: «Со страхам Божиим...» дает его священнику, который, поцеловав потир, поставляет его на престоле. Если причастники есть, то: Диакон , выйдя вместе со священником на солею через царские врата, поднимая Св. Чашу, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите. И передает чашу священнику. На практике, диакон иногда держит чашу во время чтения священником молитвы: «Верую, Господи...» И священник, говоря слова: «Сие есть Самое Пречистое Тело Твое и Сия есть Самая Честная Кровь Твоя...», указывает рукой на Чашу, которую держит диакон. По прочтении молитвы, священник берет Чашу в свои руки. Хор: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам». Священник: «Верую, Господи...» (см. выше) По окончании чтения молитвы, причастники полагают земной поклон, подходят к Чаше, крестообразно сложив руки на груди (правая на левую) и называют свои имена. У Чаши не полагается креститься. Священник , подавая лжицей Св. Дары, каждому причастнику отдельную частицу, произносит: «Причащается раб Божий (имярек) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Очень интересная традиция совершения Последования ко Святому Причащению сохраняется на Афоне. По субботам и по праздникам, — то есть в дни, когда причащаются большинство монахов, — Последование включается в круг суточных служб и читается либо по окончании 6-го часа, перед литургией, либо после одной из кафизм утрени. В конце Последования игумен, возложив на себя епитрахиль, совершает молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго...» . В современных русских изданиях Требника указанная молитва известна как вторая молитва чина исповеди, но в византийских и древнерусских рукописях она не входила в этот чин, но читалась священником в качестве дополнительного разрешения грехов тех, кто готовится причащаться. Использование этой молитвы в ее архаичной функции заставляет предположить, что и включение Последования ко Святому Причащению в состав служб суточного круга является в афонской традиции следом той древней практики, которую мы видим в памятниках XI–XII веков. Продолжение следует... В следующей статье мы расскажем о том, как менялся состав Последования ко Святому Причащению на протяжении его истории в ту эпоху, когда оно уже существовало в качестве самостоятельного чина, то есть с XI века и до наших дней. Все это время — а это половина всего времени существования новозаветной Церкви, — оно было одним из тех руководств на пути духовной жизни, без которых уже нельзя представить себе православную аскетическую традицию. Рейтинг: 7.3 Голосов: 425 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Здесь необходимо отметить, что в современных изданиях Молитвослова благодарственные молитвы и их завершение оформляются как отдельный чин — «Молитвы по Святом Причащении», — но ни исторически, ни литургически они не отделены от молитв перед приобщением: в рукописях это единое Последование, да и сейчас очевидно, что у молитв перед Причащением нет отпуста, а у благодарственных молитв, — наоборот, обычного начала.  Беседа о кладбище и Кресте, 3. Греческий текст: PG. 49. Col. 397–398. Русский перевод: Tbopehiя святаго отца нашего Ioahha Златоуста... СПб., 1899. Т. 2. Кн. 1. С. 442 (перевод уточнен нами).

http://pravoslavie.ru/64129.html

Раз в неделю приходил ночью иеромонах Макарий, приносил ему поесть и исповедовал его. Приходил иногда еще и монах Антоний с овчарни, с которым он раньше нес послушание у овец. Условным сигналом к встречеу них с отцом Антонием был такой: отец Антоний стучал один раз по дереву, и если батюшка слышал стук, то тоже стучал в ответ. А если один не отвечал, то другой ждал, пока не услышит условного сигнала. Помогали отцу Клеопе также протосингел Иоиль Георгиу и один благочестивый христианин. Отец Иоиль приносил ему продукты, соль, пшеницу, сухари и клал все под одно упавшее дерево. И никто не знал, где располагалась его землянка. Отец Клеопа говорил, что, когда он строил себе землянку, прилетали какие-то птички и садились ему на макушку. А когда он в первый раз причастился у землянки, прилетела стая птиц, каких он до этого никогда не видел. Из воспоминаний отца Клеопы Дней через сорок после моего водворения в пустыне я решил причаститься, ибо у меня с собой были запасные Святые Дары. Это было в воскресенье. Я встал раньше обычного, совершил все правило и начал читать Псалтирь. В двенадцать часов или в час я закончил читать всю Псалтирь. Я вынул святой антиминс, ибо у меня с собой было все, и расстелил его на пне, стоявшем у моей лачуги. Неподалеку рос куст орешника. И втот самый миг, когда я вынул святой антиминс и развернул его, стайка птичек прилетела на этот орешник. Птички чуть поменьше воробьев, но очень красивые. На лбу у них были белые отметинки наподобие креста. Таких птиц я никогда не видел до этого, да и после того до сих пор так ни разу больше и не видел. И все время, пока я читал молитвы перед Святым Причащением и причащался, и потом, когда я читал благодарственные молитвы и складывал святой антиминс, они чирикали. О чем-нибудь подобном я ни разу не слышал и никогда не видел такого! Но я... я не совершил ничего хорошего. Во всем был плох, непослушлив, ленив и неблагодарен за ниспосланные мне благодеяния. Позднее, когда у отца Клеопы закончились Святые Дары, он решил отслужить Святую Литургию. Приготовившись и вычитав все молитвы, он разложил святой антиминс на пне неподалеку и начал службу. Когда он вознес благословение, сказав: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь», – снова прилетела стая птичек, очень красивых. Птички расселись рядышком на кусте и запели. Батюшка спросил себя: «Что бы это могло быть?» А какой-то голос сказал ему: «Это певчие с клироса!» Он продолжил Святую Литургию и причастился. Затем птички улетели. Причащение и чудо с птицами очень утешили его. И он от всего сердца возблагодарил Бога за Его милость и любовь к людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

потир, по обтирании внутренних стенок его губкой, вытирается насухо платом или покровцем (Ц.В. 1892, 4). Некоторые священники, при ежедневном служении, оставляют губку на жертвеннике, дабы чрез это влага из неё испарилась сама собой; но это несогласно с предписанием «Известия Учительного», чтобы оная губка оставлялась именно «во св. чаше»; к тому же, при оставлении на жертвеннике губки открытою, её нельзя будет предохранить от пыли, а летом и от насекомых, да и вообще в этом случае соответствующая её назначению чистота и самая её сохранность и целость могут подвергаться различного рода опасности. 163 Прибирать священные сосуды обязан диакон, ибо он есть служащий церкви, а не настоятель (Ц.В. 1890, 2). Сн. ниже, табл. литургии. 164 Руководствуясь всеобщей практикой, служащие могут прочитывать благодарственные молитвы и во время проповеди (Ц.В. 1888, 38). – Повсеместная богослужебная практика возлагает вычитывание благодарственных молитв по причащении для священника на псаломщика (Ц.В. 1905, 20). Но, по мнению некоторых, следует читать эти молитвы самим священникам, не заставлять делать это причетников, по следующим основаниям. – 1) В наставлении Церкви пред началом после причастных молитв сказано: «егда получиши доброго причащения», «благодари вельми, и сия тепле от души Богу глаголя: Слава Тебе, Боже», «таже благодарственную (тоже, конечно, тепле) сию молитву глаголи»; между тем в этом случае благодарит вельми и молится тепле не сам священник, а причетник, который едва ли с толком и вниманием станет от лица священника молиться тепле. 2) Молитвы послепричастные составлены от имени читающего в первом лице: «Благодарю Тя»; «да будет ми» и т.д.; при чтении же их причетником, по большей части и не думавшим причащаться, эти молитвы читаются от второго лица, когда причащающийся не говорит сам ни слова. Ещё более грешат те священники, которые разрешают в это время запивать, или закусывать просфорой, или потреблять св. Дары и т.п., так как тут уже совершенно не может быть сосредоточения чувства и мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Крайне тяжело мне было сегодня за обедней поздней: неприязненное чувство к дьячку всё продолжалось, против воли, – на душе и во всем существе. Крайняя теснота, тягота и скорбь, неприязнь возобновилась при поспешном пении причетника, коему было давно и недавно сказано, чтобы на известных местах не спешил; когда я приступал к причащению, мне было особенно тяжко; грех смущал, теснил, бичевал, посрамлял меня: я повергался в землю, каялся. Наконец частью успокоился и причастился Святых Тайн и, благодарю Господа, ощутил жизнь, но скоро, заметив леность дьячка к пению во время раздробления Агнца, я опять почувствовал к нему нерасположение; скоро в том раскаялся; молитвы к причащению говорил твердо; причащал с теснотою и некоторым смущением; во время благодарственных молитв я стоял у чаши, молился и слезил, – успокоился, хоть не совсем. После же потребления Святых Даров совершенно успокоился, сказавши Господу раньше слово упования: Господи! всё Тебе возможно: Ты можешь отъять всяческие грехи и всякую тяготу от сердца моего. Пришедши домой, я опять несколько рассердился на жену. И, быв в тесноте, пошел в гимназию; по дороге опять верою и упованием удостоился от Господа прощения грехов, мира и свободы – вдруг, от ясного представления себя пред Его взором. Я сказал: Господи, с бездной моих грехов и немощей повергаюсь в бездну Твоего милосердия, – и тотчас получил мир, легкость, свободу. После гимназии жену нашел очень ласковой ко мне. Слава чудотворящему Господу! Три с половиной часа вечера. И смех и горе. Сегодня во время утрени я рассмеялся (так враг расслабил мое сердце!), когда отец протоиерей прикладывался к иконам на половинках царских врат, а я отворил оныя для заупокойной ектении на 6-й песне канона. А пред тем я был в душевной беде, в смущении и тесноте от злых духов. После смеха еще более смутился иуязвился. О, сердце! Сердце! Во время всенощной в думской церкви четырехкратно чудесно избавил меня Господь по молитве моей от великих душевных бед – от смущения, жжения, тесноты, скорби, и даровал мир, великое утешение и умиление, сладкое пение Слава в вышних Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Согласно служебнику во время причащения священнослужителей лик поет «Вкусите и видите», а при совпадении с праздником храма или святого, когда полагается чтение Апостола и Евангелия, следует петь еще соответствующий праздничный киноник. Священник же, причастившись, читает благодарственную молитву «Благодарим Тя, Спаса всех, Бога». Когда же диакон возгласит «Со страхом Божиим и верою приступите», лик поет «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих», а по возглашении «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое» – «Хлеб небесный». На возглашение «Всегда, ныне и присно» лик отвечает «Да исполнятся уста наша». Окончание священнодействия причащения создавалось постепенно. В древнейших евхологионах непосредственно за причащением священнослужителей следовало причащение народа. Надо полагать, что в это время пели 33-й псалом, пение которого во время причащения указано в «Постановлениях апостольских» 261 . Упоминается этот псалом как исполняемый во время причащения также в Пятом тайноводствен-ном слове 262 . Современный киноник «Вкусите и видите» и стих «Благословлю Господа на всякое время» – это следы древнего пения 33-го псалма. По окончании причащения сразу же читалась во всеуслышание благодарственная молитва «Благодарим Тя, Спаса всех, Бога». В евхологионах XII века, например в Синайском 973 1153 года 263 , после этой молитвы приводится ектения «Прости приимше» и за ней заамвонная молитва; в других того же XII века, например, Афинской национальной библиотеки 713 и 662 264 , после благодарственной молитвы до «Прости приимше» указано священнику переносить Святые Дары с престола в сосудохранильницу. При этом он, поднимая Святые Дары, говорил: «Вознесися на небеса Сыне, Боже». Народ отвечал: «Благодарим Тя». Далее следовало «Прости приимше». В XVI веке в литургию Преждеосвященных были перенесены из полной литургии возглашения «Со страхом Божиим» и «Спаси, Боже, люди Твоя», но чтение молитвы благодарственной во всеуслышание продолжалось 265 . Продолжалось и пение гимна «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко сподобил еси нас причастником быти пречистому Твоему Телу и честней Твоей Крови, изли-янней за весь мир во оставление грехов смотрения Твоего таинству. Аллилуиа» 266 . Только в XVII веке появляются возглашения «Со страхом Божиим» и «Спаси, Боже, люди Твоя», а вместо гимна «Благодарим Тя, Христе Боже наш» – близкий ему по смыслу гимн «Да исполнятся уста наша». К этому же времени вошел в употребление гимн «Хлеб небесный и чашу жизни». Его в первом печатном служебнике (1602 года) еще нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Последняя болезнь сильно изменяет человека, и Господь может коснуться его сердца уже на смертном ложе. Иногда таким образом Христос призывает даже преступников и хулителей! Вспомните благоразумного разбойника, распятого на кресте рядом со Спасителем и там исповедавшего свою удивительную веру, открывшую ему дверь в Рай . Господь до последнего момента ждет покаяния и хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2; 4 ). Поэтому при малейшей возможности к этому, родственникам необходимо помочь болящему сделать этот шаг навстречу призывающему Христу и покаяться в совершенных прегрешениях. Обычно священника вызывают на дом заблаговременно, обратившись «за свечной ящик», где должны записать координаты больного, назначив, если это возможно, сразу время будущего посещения. Больного надо психологически приготовить к приходу батюшки, настроить на подготовку к Исповеди, насколько это позволит его физическое состояние. Когда священник придет, больному нужно, если есть на это силы, попросить у него благословение. Родные больного могут находиться у его постели и принимать участие в молитвах вплоть до начала Исповеди, когда они, естественно, должны будут удалиться. Но после прочтения разрешительной молитвы они могут вновь войти и молиться за причастника. Чин Исповеди больных на дому отличается от обычного и помещен в 14-й главе Требника под названием «Чин, егда случится вскоре вельми больному дати причастие». Если больной знает наизусть молитвы ко Причащению и способен их повторять, то пусть делает это вслед за священником, читающим их отдельными фразами. Для принятия Святых Таин больного надо устроить на кровати так, чтобы он не поперхнулся, лучше полулежа. После Причастия больной, если может, сам читает благодарственные молитвы. Затем священник произносит отпуст и дает Крест для целования причастнику и всем присутствующим. Если у родных больного есть желание и если это позволяет состояние причастника, то они могут пригласить священника за стол и еще раз уяснить в беседе с ним, как необходимо вести себя у постели тяжкоболящего, что предпочтительно с ним обсуждать, как поддерживать его в этой ситуации. Страсть как корень и причина греха

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

е. у несториан и католиков-халдеев, Л. П. Д. в наше время не совершается; более того, существуют канонические запреты на само хранение освященных Даров ( Codrington. 1904. N 20. P. 535), лишь ради причащения больных Дары могут выноситься из храма и «в некоторых случаях сохраняться до следующего дня» ( Taft. 2008 P. 416). В небольшом количестве восточно-сир. рукописей, однако, засвидетельствован «Чин Знаменования чаши, или Сокровища… установленный мудрейшим мар Израилем, епископом Кашкарским», напоминающий сокращенный чин полной литургии и предназначенный, согласно содержащимся в нем указаниям, для совершения на следующий день после освящения Даров, если те почему-либо остались (изд.: Codrington. 1904. N 20. P. 538-545). О возможном существовании в более древней восточно-сир. традиции также и вечерней Л. П. Д. в великопостный период свидетельствует евхаристический характер песнопений на вечернях 1-й, 4-й и 7-й (Страстной) седмиц Великого поста ( Parayday. 1980. P. 236-248). Наконец, как минимум в одной рукописи сохранился пространный чин знаменования чаши затворником в своей келье (Ibid. P. 113-189) - по месту совершения он, скорее, относится к чину самопричащения, но с обрядовой стороны напоминает общественные западносир. чины Л. П. Д. (в частности, отшельнику предписано осенять чашу св. Хлебом с молитвой, как на литургии, но не погружая св. Хлеб в нее: Ibid. P. 185). Палестинский чин Л. П. Д. смоделирован по образцу иерусалимской литургии апостола Иакова . Он занимает промежуточное положение между сир. чинами и к-польской Л. П. Д.: как и в последней, важную символическую роль в нем играет торжественный вход со Св. Дарами при пении «Ныне силы…»; но, как в первых, в нем есть молитва, явно занимающая место анафоры, предваряемая анафоральными возгласами и содержащая прошение об освящении чаши, хотя и не столь эксплицитное, как в западносир. чинах (подробнее см. Литургия Преждеосвященных Даров апостола Иакова ). Египетский чин Л. П. Д. не сохранился, но о его существовании свидетельствует заглавие благодарственной молитвы после причащения в одной грекоязычной рукописи, происходящей из копт.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010