После указанных молитв многие служебники содержат описание причащения священнослужителей. Причащение Телом может сопровождаться молитвой: Буди мн ги въ пущени грховъ идеже чта и прчта въшла суть сщньства и тинудь ни единъ же грхъ останетьс млрдн ради единочадаго сна твоего с нимже блгвнъ еси и прстымь и блгымь и животворщимь ти дхмь. После причащения чаще всего следует молитва Тло и кровь юже прихъ... Греческие оригиналы этих молитв остаются неизвестными. Текст их вариантен в списках и имеет, как кажется, много вторичных чтений, что может говорить о долгой переписке без редактирования по греческому оригиналу. В служебниках Соф. 520 , Соф. 523 , Q.n.I.7 встречается молитва после причащения Прихъ тло твое стое вкуп, греческий оригинал которой найден М. С. Желтовым в Синайском часослове IX в. (Sin. gr. 863), где она используется как молитва после келейного причащения. Им же найден греческий оригинал молитвы Тло твое ги исе хе буди мн въ животъ вчьныи (Син. тип. 40, Соф. 523 , Q.n.I.7) в псалтырях XII–XIV вв. среди благодарственных молитв после причастия [Желтов 2007: 317]. Нахождение оригиналов молитв вне евхология, в составе других богослужебных книг может быть весьма показательно. По-видимому, в русской литургической традиции предпринимаются попытки употреблять в чине причастия не современные греческие молитвы из евхология, а древние молитвы, записывавшиеся в других славянских богослужебных книгах – псалтырях, часословах, требниках. Это может свидетельствовать в пользу того, что ЛИЗ в древнерусской письменности развивалась самостоятельно, без привлечения греческих современных источников. В заключение отметим, что среди молитв, сопровождающих момент причащения священнослужителей, вряд ли можно выделить какие-либо комплексы молитв. Реконструкция этих комплексов, выделение в них старших и младших типов и построение стеммы, предпринятые М. С. Желтовым [Желтов 2009: 91–92], не кажутся нам во всем убедительными, потому что исследование проведено с методическими нарушениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

B России утвердился обычай звонить ко времени евхаристической молитвы, т.е. при словах " Благодарим Господа " . Это так называемый звон к " Достойно " . Свое начало он ведет от времен Патриарха Иоакима (1674-1690 гг.). Но звон этот совершался при возгласе священника " Изрядно о Пресвятей... " , т.е. ко времени пения " Достойно есть яко воистинну... " Когда совершилась перемена и начали звонить к началу евхаристической молитвы, не известно. Надо признать, что древний обычай более осмыслен, ибо он возвещает верующим время совершения Таинства, а не начало евхаристического канона. Впрочем, кое-где в России звон этот удержал свое первоначальное место непосредственно после преложения Святых Даров. На Востоке, благодаря тому, что турки, не вынося колокольного звона, запрещали колокола, в церквах удержались древние била (металлические и деревянные). Там ударяют в било к началу Литургии, но во время совершения Евхаристии никакого звона не положено. Следует, впрочем, сказать, что у греков обычно священник по окончании причащения ударяет лжицей о дискос, чтобы дать знать певцам о времени кончить пение запричастного стиха. У сербов, вероятно, под влиянием близкого соседства с католиками, установилась практика звонить в алтаре в маленький звоночек во время пения " Тебе поем... " звонят при этом трижды: после благословения святого Хлеба, свяиой Чаши и после " Преложив Духом Твоим Святым " . Этим дается указание молящимся о времени совершившегося Таинства. Словами " Благодарим Господа " священник начинает саму евхаристическую, т.е. благодарственную молитву. По этим словам и сама служба называется Евхаристией, и это название — одно из самых древних наименований Литургии. Сам Господь на Своей прощальной Вечере, преподавая ученикам Тело и Кровь, предварительно благодарил Отца (Лк. 22:17-19) Все без исключения древние литургии, начиная с " Учения 12 апостолов " и литургии, описанной у святого Иустина Философа, начинают анафору именно этими словами " благодарим Господа " . И все евхаристические молитвы, начиная от древнейших, имеют своим содержанием благодарение Господа за все Его блага.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Во время уроков, особенно на первой смене, у детей возникало много вопросов о Римо-Католической Церкви. Поэтому была организована экскурсия в Россинский костел, где дети смогли задать все интересующие их вопросы местному ксендзу и сравнить его ответы с теми, которые слышали от православного священника. Чтобы обожиться, надо очеловечиться Каждый раз на полднике и на втором ужине, когда все дети собирались вместе, проводились беседы на различные духовные темы. А перед сном зачитывались истории с глубоким нравственным содержанием. Как сказал митрополит Антоний Сурожский : «Раньше, чем вырасти в меру христианина, человек должен быть просто человеком». Поэтому в лагере кроме духовных знаний детям прививались общечеловеческие качества: правдивость, верность, мужество, доброта, отзывчивость, товарищество, сострадание и др. Дьякон Андрей Кураев подметил, что «прежде чем обожиться, нужно сначала очеловечиться». В первое воскресенье обеих смен все воспитанники поисповедовались и причастились. Было решено правило к Причастию вычитывать не всё полностью, а сократить его для того, чтобы молитва детям, опять же, не казалась каким-то нудным обязательством. Для каждого отдыхающего был составлен специальный молитвослов, в который вошли Канон ко Святому Причащению,  несколько коротких молитв перед Причащением и три благодарственные молитвы. Для того, чтобы дети глубже осознали содержание и смыл Евхаристических молитв, Правило ко Святому Причастию было распечатано на русском языке. Прочитали правило мы в субботу вечером после Всенощного бдения. После молитвы состоялась исповедь. Во время Литургии дети смогли полностью сосредоточиться на Таинстве Евхаристии и не отвлекаться на то, что надо еще исповедоваться. На первой и на второй смене после урока на тему «Как часто нужно причащаться?» отдыхающим было предложено приступить к Таинству Причастия во второе воскресенье. На обеих сменах приблизительно треть детей изъявили желание снова причаститься. Для этого мы опять накануне вечером прочитали молитвы и поисповедовались. Летний колорит

http://azbyka.ru/deti/nash-opyt-letnej-v...

Закрыть С чего начинается правило, или Молитвенный прожиточный минимум Идёт набор на летние Лаврские курсы церковнославянского языка Сергей Наумов   15:53 08.06.2023 1576 Время на чтение 5 минут «Молитва для христианской души то же, что пища для тела» Прот. Григорий Дьяченко. Духовные посевы. Питание – один из признаков биологически живого. Следовательно и молитва – один из признаков духовно живого. Продолжая аналогию питания тела и питания души, можно попытаться определить своего рода молитвенный прожиточный минимум, который не позволит умереть от духовного голода или недоедания. Только в отличие от телесного прожиточного минимума, в который лукаво вводят исключительно дешевые продукты, а потому среди них могут встретиться и продукты сомнительного качества, церковные последования не содержат молитв «дешевых» или «сомнительного качества». Базовый, можно сказать, рутинный набор ритма жизни христианина включает сон, питание, работу и посещение храма (естественно, не с экскурсионной целью, а для участия в таинстве Причащения). Иные «опции» либо у каждого свои (как поездки на электричке, посещение врача или автосервиса, выгул животных и т.п.), либо носят не повседневный характер (как день рождения, свадьба или похороны). Поэтому минимальное молитвенное правило – это то, что сопровождает а) сон/бодрствование (молитвы утренние и молитвы на сон грядущим, т.е. для тех, которые идут спать; либо читаемые на Светлой седмице вместо утренних и вечерних молитв Пасхальные часы), б) питание (молитва перед вкушением пищи и молитва после него), в) работу (молитва перед началом всякого дела и молитва по окончании его) и г) участие в Причащении (три канона – Спасителю, Богородице, Ангелу Хранителю, а также последование ко св. Причащению и благодарственные молитвы после него). Человек, севший есть и вместо рта накладывающий себе еду за шиворот да за пазуху, не получит пользы от питания, хотя и время тратится, и еда расходуется. Так же и молящийся вряд ли получит пользу, если молитвенные тексты скользят мимо его сознания, хотя и время идет, и слова произносятся.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/08/s_...

Литургия верных состоит из нескольких разделов, плавно перетекающих один в другой: великий вход и связанные с ним священнодействия: евхаристический канон и преложение Святых Даров; поминовения и приготовление к причащению; причащение священнослужителей и мирян; завершительные молитвы и благословения. 1. Молитвы и ектении перед Великим входом Молитва верных первая Возгласом «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся», на который хор отвечает: «Господи, помилуй», начинается Литургия верных. Этот возглас является частью ектении, включающей еще лишь одно прошение, «Заступи, спаси, помилуй…», на которое хор также отвечает: «Господи, помилуй». После этого диакон возглашает: «Премудрость». Возглас относится к молитве, которую в древности священник читал во всеуслышание: Благодарим Тя, Господи Боже сил, сподобившаго нас предстати и ныне святому Твоему жертвеннику, и припасти ко щедротам Твоим о наших гресех и о людских неведениих. Приими, Боже, моление наше, сотвори ны достойны быти, еже приносити Тебе моления и мольбы, и жертвы безкровныя о всех людех Твоих. И удовли нас, ихже положил еси в службу Твою сию, силою Духа Твоего Святаго, неосужденно и непреткновенно в чистем свидетельстве совести нашея, призывати Тя на всякое время и место. Да послушая нас, милостив нам будеши, во множестве Твоея благости. Мы благодарим Тебя, Господи, Боже сил, удостоившего нас и ныне предстать перед Твоим святым жертвенником и припасть к щедротам Твоим [с молитвой о] наших грехах и [грехах] неведения народа. Прими, Боже, моление наше; сделай нас достойными приносить Тебе моления, мольбы 726 и бескровные жертвы за всех людей Твоих. И сделай нас, которых Ты Сам поставил на это Твое служение 727 , способными безупречно и беспрепятственно, силой Духа Твоего Святого 728 , в добром свидетельстве нашей совести 729 , призывать Тебя в любое время и в любом месте 730 , чтобы, слыша нас, Ты был милостив к нам по множеству Своей благости. Выражение «Господи, Боже сил» заимствовано из греческого перевода Псалтири 731 , где оно является эквивалентом еврейского Yahw ’lhîm " ô, буквально означающего «Господи, Боже воинств». Слово «благодарим», употребленное в начале молитвы, подчеркивает благодарственный по преимуществу характер предстоящего священнодействия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

После причастия Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг – дать человеку знания, необходимые для сознательного, благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей Бессмертия. Эти книги не однообразны. В них есть разночтения, связанные в основном с разной строгостью приготовления и разными подходами к частоте причащения. Но, все равно, такая литература есть, и она многочисленна. Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после причащения , как хранить полученный дар, как пользоваться во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел. И нет никакой дерзости быстро этот пробел заполнить. Серьезность задачи требует, во-первых, формулировки вопроса, а во-вторых, соборных усилий по поиску правильного ответа. Опыт, равно духовный и житейский, говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать . Если речь идет о великом даре, то умение пользоваться им – самое тяжелое, что ожидает получателя. Благословение способно превратиться в проклятие по мере неумелого пользования или пренебрежения дарами. История Израиля – тому пример. Множество чудес, Божие водительство, отношения народа и Бога, подобные супружеским! Чего же более? Но обратной стороной этих отношений неумолимо выступают казни и тяжелые удары, падающие на головы людей, ведущих себя недостойно избрания. Что касается причащения, то реальность присутствия Христа в Евхаристии еще в апостольские времена заставляла говорить о болезнях и смертях недостойных причастников. Итак, давно пора вести речь не только о приготовлении к причастию, но и о правильном образе жизни после полученного причащения. Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? В них просьбы не просто простить и помиловать, но «войти во уды и во утробу, укрепить составы и кости, попалить терние всех согрешений» и проч. Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще.

http://pravoslavie.ru/53448.html

В одном из манускриптов, помещенных в Ευχολογιον-е Гоара, пред причащением диакон говорит священнику: «Исполни, владыко, святый потир», а священник, взявши верхнюю часть святого хлеба и сделавши крест над сосудом, – опускает ее, говоря: «Исполнение Святого Духа. Аминь». Потом диакон, поднося теплоту (ζον), говорит: «Благослови, владыко, святую теплоту», а священник, благословляя ее, говорит: «Теплота веры Святого Духа». Диакон, вливая в святый потир, говорит: «Снидет, яко дождь на руно и яко капля». Потом священник делает поклон диакону и говорит: «Брат и сослужитель, прости мне грешнику» и взявши одну из частей Агнца в правую руку двумя верхними пальцами, говорит следующее: «Честное и всесвятое тело Господа и Бога»... Когда священник читает эту молитву, то правую свою руку с Божественным хлебом держит над святым дискосом, а затем обратившись к диакону, говорит: «Диакон, приступи». Диаконт, подходя с благоговением и сделавши поклон священнику, говорит: «Благослови, владыко; прости мне грешнику». Священник добавляет: «Бог простит тебе». Диакон протягивает свою руку к дискосу, и священник, взявши часть Агнца тремя пальцами, дает ему и говорит: «Честное и всесвятое тело Господа». Диакон целует руку священника. Затем оба преклоняются и читают благодарственные молитвы, после которых уже причащаются животворящего хлеба. Причащение кровью описывается так же, как и в нынешних наших служебниках 250 . В криптоферратском списке (Falascae) этой литургии некоторые возгласы представляют особенности, имеющия отношения к нашим древне-русским служебникам. После возгласа: «Святая святым», священник говорит: «Господи, иже пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом» и взявши хлеб разделяет его на три части и говорит: «Разделяется Агнец»... Взявши одну часть, священник вкладывает ее в потир. После тою, как диакон скажет: «Исполни, владыко», священник произносит: «Исполнение веры Духа Святого всегда ныне»... И наклонившись, молится так: «Оскверненною душею и нечистыми устами»... Когда возьмет часть Агнца, то читает молитвы: «Владыко человеколюбче, Господи Иисусе Христе, да не в суд» и, Верую Господи и исповедую», при чем крестит свое чело рукою, в которой находится часть Агнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Неск. веков спустя молитвы 10-й гл. «Дидахе» уже не воспринимались как анафора - в 26-й гл. VII кн. «Апостольских постановлений» (ок. 380) приводятся рубрика «Μετ δ τν μετληψιν οτως εχαριστσατε» (После Причащения благодарите так) и Б. м. (нач.: «Εχαριστομν σοι, Θες κα Πατρ Ιησο το σωτρος μν, πρ το γου νματς σου» - Благодарим Тебя, Бог и Отец Иисуса Спасителя нашего, за святое имя Твое - SC. 336. P. 54-56); они являются переработкой текста 10-й гл. «Дидахе» (см. сравнение молитв в кн.: Giraudo C. La struttura letteraria della preghiera eucaristica: Saggia sulla genesi letteraria di una forma. R., 1981. (AnBib; 92). P. 249-253). В «Апостольских постановлениях», в составе изложенного в VIII кн. чинопоследования литургии (гл. 14-15), приводится еще одна Б. м. (нач.: «Δσποτα Θες παντοκρτωρ, Πατρ το Χριστο σου το ελογημνος Παιδς» - Владыка Бог Вседержитель, Отец Христа, Твоего благословенного Отрока), предваряемая диаконским прошением (нач.: «Μεταλαβντες το τιμου σματος κα το τιμου αματος το Χριστο εχαριστσωμεν» - Причастившись честного Тела и честной Крови Христовых, возблагодарим). Молитва начинается с испрашивания у Бога того, чтобы Причащение принесло духовную пользу причастникам, а затем переходит в ряд прошений общего характера (о священниках, о царях, о внешних врагах империи, о народе и проч.), напоминающих intercessio (ходатайственную часть) анафоры (SC; 336. P. 212). Согласно Барселонскому папирусу сер. IV в., древнейшей сохранившейся рукописи, содержащей чин Евхаристии, чинопоследование литургии состоит всего из 2 молитв - анафоры (к-рая на основании внутренних данных может быть датирована III-IV вв.) и Б. м. (нач.: «ρδβλθυοτεΕτι δεμεθ σου, Δσποτα Θε παντοκρτωρ, κα εχαριστομν σοι π τ μεταλ [ μ ]ψ ι το ρτου τς ζως κα το ποτηρου το γιασμο» - Снова молимся Тебе, Владыко Боже Вседержитель, и благодарим Тебя о Причащении Хлеба жизни и Чаши освящения), парафразирующей 2-ю эnukлeзy-inmercessio анафоры ( Желтов М. Греч. литургия IV в. в папирусе Barcelon. Papyr. 154b - 157b//Богословский сб. М., 2002. Вып. 9. С. 251-253).

http://pravenc.ru/text/149307.html

Но Бог поставил, благодатью Святого Духа, священника. Когда архиерей возлагает руки на священника, и благословляет его, и читает о нем молитву, сходит благодать Святого Духа, и он получает силу – что он прощает, то прощено на небесах, а что не прощает, то не прощено на небесах. Видите, сколько благости являет Бог! А теперь ты идешь к священнику. Священник этот тоже человек, даже если он духовник, – он тоже плоть носит, у него свои немощи, у него свои страсти. И вот ты идешь к нему. У него тоже могут быть свои немощи – но это тебя не интересует. Ты знаешь, что он священник, поставленный святой Церковью быть духовником, и имеет власть связывать и разрешать. – Как нужно готовиться, чтобы принести чистую исповедь? Что нужно делать – больше поститься, молиться, читать? – Видишь, как написано в Священной Книге: «Приготовьтесь!» , потому что если ты неподготовлен, тогда это никуда не годится. Да испытывает человек себя, то есть пусть готовится, и так да приступает к Божественным Тайнам, ведь Божественные Тайны – это огонь сожигающий, они сжигают все грехи, и немощи, и трудности наши. А если ты приступаешь неподготовленным, они сожгут и тебя, и тогда все кончено! Поэтому нужно приготовление… Не будем говорить: «Да ну, ничего страшного в том, что я поел, я попил, я поспал и еще кое-что сделал. Пойду причащусь», – как, я слышу, делают паписты, ведь у них литургия совершается поздно. Католики говорят так: «Нам хотелось есть, и мы с утра поели. Поели, выкурили и по сигаретке… Давайте теперь выпьем и кофейку, чтобы взбодриться. Да, но ведь в церкви еще не закончилась литургия! Пойдем-ка причастимся», – и идут, причащаются. Ну разве это приготовление? – Нет. – Я не представляю себе, как католики допускают такое. Видишь, они говорят, что еда – это одно, а причащение – это другое, это пища духовная. Как бы там ни было, но если нет приготовления, это погибель. – Нужен ли канон к Святому Причащению, читать ли благодарственные молитвы?После Причастия, обязательно. Молитвы нужно читать с благоговением, с благодарностью к Богу за то, что ты удостоился принять этот столь великий дар .

http://pravoslavie.ru/54906.html

Помню, как одному провинившемуся иподиакону владыка как-то раз благословил сделать пробежку трижды вокруг обители. Этот хлопец сначала обиделся, а пробежавшись, вдруг повеселел: – Слушай, пожалуй, я буду делать это каждый день! Иерей Михаил Сергеев Или, помню, когда приняли одного нового иподиакона, архипастырь вдруг решил его испытать. Новичку было поручено прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении для владыки в алтаре по специальному Чиновнику (эта книга применяется при архиерейском богослужении). Когда тот только начал читать, через пару минут владыка внезапно... пошел! Вот он уже деликатно протискивается к выходу из алтаря между столпившимися, коих было много, так как в тот день служил Святейший. Иподиакон в полном недоумении: надоел он, что ли, своим чтением?! Но все равно устремился вслед за митрополитом, прижимая к себе в узких местах Чиновник, но все так же читая молитвы по памяти вслух! Он так и следовал за архиереем, пока не прочитал их все, и только потом, поклонившись, сделал шаг в сторонку. «Что же это было?..» – размышлял тот, чью сообразительность Его Высокопреосвященство, оказывается, решил так проверить. Владыке было интересно: растеряется ли тот, оставшись на месте, или что-то предпримет? – Отбор прошел, – услышал тут же испытуемый. Однако на этом испытания, разумеется, не заканчивались... Его Высокопреосвященство умел держать в тонусе. Владыка был и остается для всех нас отцом. Он вообще был на редкость, для архиерея, доступен в общении. С ним могли поговорить и прихожане после богослужения. Для многих тогда это было как глоток свежего воздуха. Особенно для тех, кто родился до революции: им владыка напоминал ту Россию, какой она некогда, еще до переворота, была. Но митрополит Питирим был чуток и к тем, кто был сформирован уже собственно советской эпохой, умел не оттолкнуть, а помочь им разобраться в их внутренних исканиях. Люди, которые родились и жили при советской власти, познакомившись с владыкой, поговорив с ним, впервые переступали порог храма.

http://pravoslavie.ru/117081.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010