05 Исключения Из любого пункта священник может сделать исключение: сократить, заменить или вовсе отменить какой-либо из них, а иногда увеличить. Это может быть единовременное решение, например, человек из-за работы не успел прийти на вечернее богослужение, или носить продолжительный характер: человек по болезни должен принимать с утра лекарства и не может причащаться натощак. Такие вопросы решаются индивидуально. 06 Кому нельзя причащаться? Неподготовленным людям, не получившим благословение священника на принятие Святых Таин. Женщинам во время месячных — за исключением случаев смертной опасности или когда продолжительное кровотечение вызвано заболеванием. Нельзя причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. 07 Дети Продолжительность и содержание подготовки к Причастию определяют родители вместе с священником, учитывая возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка. Возраст совершения первой исповеди и частота ее совершения с 7 до 10 лет определяются совместно с духовником или священником, который принимает исповедь у родителей. Для детей до трех лет евхаристический пост не нужен. С трехлетнего возраста детей постепенно приучают к воздержанию от еды и питья перед Причастием. С 7 лет ребенок обычно может и должен причащаться натощак. С этого возраста ребенка следует учить читать подготовительные молитвы перед Причастием. Их объем и содержание определяют родители в соответствии с духовным и интеллектуальным развитием ребенка. 08 После Причастия Христианин должен выслушать в храме благодарственные молитвы после Святого Причащения (их обычно читает чтец сразу после окончания службы) или прочесть их самостоятельно. Нужно стремиться к тому, чтобы сохранить принятый дар Причастия в мире и благочестии, любви к Богу и ближнему. 09 Причастие на Святках, Страстной и Светлой седмицах Христиане, соблюдавшие Великий пост и исповедовавшиеся Великим постом, в период Страстной седмицы, на Пасху и в период Светлой седмицы приобщаются Тела и Крови Христовых без предварительной исповеди по благословению знающего их священника (как правило, подразумевается, что человек последний раз исповедовался в дни накануне Страстной). На Светлой седмице не постятся, а ограничиваются невкушением пищи после полуночи. При этом христиане призываются к частому причащению на Светлой седмице. Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также последования ко Святому Причащению.

http://foma.ru/kak-gotovitsya-k-prichast...

молитве перед великим входом «    »); 3) священник поставляет принесенные диаконом дары на св. престол (возглашаются стихи Пс 23. 7-10; 117. 26); 4) умовение рук (с чтением стихов Пс 25); 5) неск. прошений диакона и молитва священника о предложенных дарах; 6) преподание мира и лобзание мира , сопровождаемое пением гимна «Христос среди нас явился»; 7) возглас диакона «Стоящие верою» и ответ хора «Возвышаем очи наши»; 8) анафора; 9) благословение священника; 10) диаконские прошения после анафоры (очень близкие к прошениям визант. ектении после анафоры); 11) молитва перед «Отче наш»; 12) пение молитвы Господней «Отче наш» (в конце к-рой священник прибавляет т. н. эмболизм - дополнительное прошение); 13) молитва главопреклонения; 14) возношение Святых Даров с возглашением «Святая - святым» и ответная аккламация народа «Един Свят, Един Господь» (как в визант. обряде); 15) возглас диакона «Благослови, отец святой, истинного Бога» и 3 благословения священником Бога с ответами народа «Аминь» , в конце священником прибавляется славословие, на что народ отвечает аккламацией, прославляя святость Бога; 16) молитва священника (=визант. молитве «            »); 17) преломление Св. Хлеба и соединение Тела и Крови (омочение части Хлеба Вином), сопровождаемое молитвой; 18) неск. возглашений священника и диакона; 19) Причащение священника и диакона (завеса в это время закрыта): хор поет стихи псалмов и краткие песнопения с припевом «Аллилуия» (см. Причастен ); перед Причащением священник погружает часть Св. Хлеба в чашу, говоря: «Исполнение Духа Святого» (как в визант. литургии), далее читаются 3 молитвы и священнослужители причащаются; 20) Причащение мирян: завеса открывается, диакон возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите и причаститесь с чистым сердцем», хор отвечает словами Пс 117. 27а, 26 (как в визант. обряде), верующие причащаются (священник влагает в уста причастников частицу омоченного Кровью Тела); 21) священник благословляет народ (словами Пс 27. 9); 22) благодарение: хор поет: «Мы наполнились благодати Твоей, Господи», священник тихо читает 3 кратких благодарственных песнопения и потребляет Дары, диакон возглашает 2 прошения, хор поет гимн «Благодарим Тебя, Господи», священник читает благодарственную молитву, умывает руки и отирает потир; 23) священник с Евангелием в руках исходит в центр храма и читает молитву (=визант.

http://pravenc.ru/text/76130.html

Священники, когда приимут Тело Господне, переходят около престола через горнее место на правую сторону, где над престолом причащаются Святого Тела. Диаконы обычно причащаются на левой стороне престола. Святой Крови Господней священников причащает архиерей на правой стороне престола, а диаконов – обычно первый из иереев. Один из священников раздробляет части HI и KA и опускает в потир для причащения мирян. Архиерей становится в алтаре на правой стороне от престола, читает молитву: “Благодарим Тя, Владыко…” принимает просфору, вкушает антидор и теплоту, омывает уста и руки и читает благодарственные молитвы. Подающий теплоту должен на блюде поставить ковшец так, чтобы удобно его было взять архиерею, а именно: просфору полагает направо (от себя) и поверх просфоры полагает антидор, а ковшец ставит налево, налево же должна быть обращена и ручка ковша. По окончании пения на клиросе свещеносец и посошник становятся на свои места, иподиаконы с дикирием и трикирием выходят на амвон. Царские врата открываются, и архиерей, надев митру, даёт потир протодиакону, который, поцеловав руку архиерея, становится в Царских вратах и возглашает: “Со страхом Божиим и верою приступите.” Певчие: “Благословен Грядый во имя Господне…” Если есть причастники, то архиерей, взяв потир, на амвоне причащает их при пении: “Тело Христово приимите…” После причащения архиерей ставит святую чашу на престол, выходит на солею, принимает от иподиаконов трикирий и дикирий и благословляет народ со словами: “Спаси, Боже, люди Твоя…” Певчие: “Ис полла…,” “Видехом свет истинный…” Кто-либо из священнослужителей в это время опускает частицы с дискоса в потир, читая тайно положенные молитвы. Архиерей, став у престола, берёт у диакона кадило и кадит Святые Дары произнося тихо: “Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя,” отдаёт кадило диакону, дискос – протодиакону, который, в предшествии кадящего диакона, переносит дискос на жертвенник. Архиерей берёт чашу со словами: “Благословен Бог наш” (тихо). Первенствующий иерей, целуя руку архиерея, принимает от него чашу обеими руками, идёт к царским вратам, где возглашает, подняв мало потир: “Всегда, ныне и присно, и во веки веков…,” а затем идёт к жертвеннику: диакон кадит на чашу. Певчие: “Аминь. Да исполнятся уста наша…”

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Содержание 1. Предварительные замечания Согласно современным официальным изданиям Служебника, непосредственно перед принятием Св. Тела священнослужители должны читать молитву Врю, гди, и исповдю, ко ты воистин хртосъ, снъ бга живаг:, тропарь Вечери твое тайны днесь: и краткую молитву Да не въ сдъ ил во бдетъ мн на практике указанные три молитвословия также читаются во всеуслышание непосредственно перед причащением мирян. Однако в древнейших рукописях византийского Евхология не только эти, но и вообще какие-либо подобные молитвословия непосредственно во время причащения отсутствуют – в этих рукописях причащение обрамляется молитвой перед «Отче наш», которая посвящена молению о достойном принятии Св. Таин, и благодарственной молитвой после причащения, которая читается во время благодарственной ектении в конце литургии 1 (каждая из молитв хорошо известна и доныне входит в состав чинопоследования литургии), но непосредственный момент причащения отмечен лишь краткой рубрикой. Как показал Р. Тафт в своей статье «Byzantine Communion Rites II: Later Formulas and Rubrics in the Ritual of Clergy Communion» 2 , в рамках византийской богослужебной традиции те или иные молитвословия, предназначенные для чтения непосредственно перед принятием Св. Таин, во время принятия и сразу после него, впервые появляются не в Евхологиях, а в различных сборниках для частного использования 3 . Около X в. некоторые из этих молитвословий начали проникать в Евхологии, причём поначалу только на периферии византийского мира (среди греков Южной Италии, Палестины) – центральная константинопольская традиция дольше сопротивлялась проникновению заимствованных элементов в официальный литургийный формуляр 4 . В позднейших греческих Евхологиях, происходящих из «византийской литургической провинции», встречается большой спектр подобных молитвословии (Р. Тафт насчитывает 28 различных единиц), но строгие константинопольские формуляры литургии приняли в свой состав лишь небольшое число таких молитв (в том числе те, с указания на которые и началась настоящая статья), причём далеко не сразу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Принимающий говорил: «аминь», и сам брал часть агнца и давал меньшему, после чего оба они, держа в руках тело Христово, целовались. Подобным же образом происходило и причащение крови, с тем, впрочем, отличием, что сначала младший священник, причащая старшего, говорил: «Отец, Сын и Св. Дух», а старший отвечал, «Чашу спасения прииму, имя Господне призову», а потом наоборот. После причащения старшего и младшего из священнослужащих, причащались и все остальные священнослужащие, принимая у старейшего из священников тело, а у младшего кровь. Кроме этого, как пред причащением, так и после него, каждый из священнослужащих должен был читать особые молитвы, именно пред причащением: «Даждь ми, Господи Иисусе Христе... святое твое тело и честную Твою кровь не в суд, не в осуждение...», а по причащении: «Буди мне, Господи, в отпущение грехов...». 204 Насколько такой порядок причащения священнослужащих соответствовал практике церкви Греческой, по недостатку данных, сказать положительно не можем. При причащении одного священника, он в начале читал туже молитву, которую положено было читать при причащении многих священников; кладя тело в уста, он говорил: «Се прикасается угль устнах моих...». Причащение крови в этом случай происходило почти так же, как и тогда, когда причащалось много священников: беря чашу, причащающийся говорил: «Чашу спасения прииму...» и читал молитву: «Буди мне, Господи, в отпущение грехов». 205 О соответствии этого порядка причащения одного священнослужащего, как и предшествующего, практике церкви Греческой мы также и на том же основании сказать положительно не можем. Стихиры: «Воскресенье Христово видевше», «Светися светися, новый Иерусалиме» и: «О пасха велия и священнейшая Христе...» согласно практике церкви Греческой, не читались. 206 Из трех возгласов, следующих за приобщением священнослужащих, или, согласно древнейшей практике церкви Греческой, не возглашалось ни одного, 207 но непосредственно за причащением священнослужащих следовала молитва благодарственная, называвшаяся молитвою «в перенос», – или произносился только один первый возглас: «Со страхом Божиим...».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возгласа: «Спаси, Боже, люди твоя», согласно с практикою церкви Греческой, не было. 324 Молитва благодарственная читаемая в настоящее время священнослужащими непосредственно после причащения, читалась, согласно с практикою церкви Греческой, по переносе св. даров с престола на жертвенник. 325 Оканчивалась литургия в рассматриваемое нами время или молитвою «свлачая ризы»: «Господи Боже наш, приими умиленную нашу молитву», которой в древних греческих списках литургии Златоуста мы не находим; или же таким образом: после заамвонной молитвы диакон возглашал: «Господу помолимся», священник: «Благословение Господне на вас», и раздавал антидор после чего, войдя в алтарь, читал молитву: «Кончавше божественную тайную службу»... и обычную молитву «на потребление даров». 326 Сокращая все сказанное относительно особенностей совершения литургии Златоуста в XIII веке и основываясь только на указанных нами данных, мы можем сделать тот общий вывод, что состав этой службы в это время увеличился и вместе с этим произошли некоторые частные изменения в порядке совершения её сравнительно с веком предшествовавшим. Как особенности, которых мы не видели в предшествовавшее время, обращают наше внимание в чине проскомидии: чтение особой молитвы пред началом её, влияние в чашу вина и воды с произнесением известных слов и слова при покровении даров; в самом чине литургии: особый порядок чтения антифонных молитв, отсутствие благословения горнего места и молитвы пред Евангелием, чтение пятидесятого псалма во время великого входа и молитвы «Царю небесный» после него, чтение особых и притом в большом количестве молитв при причащении священнослужащих, отсутствие только одного из возгласов, следующих за причащением священнослужащих, именно второго, и наконец, расширение конца литургии. При подробном разборе порядка литургии в XIII веке нами было показано, какие из этих особенностей находятся в древних греческих списках литургии Златоуста и несомненно из них перешли к нам. Что же касается тех особенностей, о которых, на основании имеющихся данных, нельзя с полною уверенностью сказать, что они заимствованы так же, как и первые, из греческих служебников, то мы тем не менее не решаемся считать все их исключительно принадлежащими нашим служебникам и скорее склонны отнести их также к особенностям богослужения церкви греческой, современным рассматриваемому нами периоду богослужения в церкви русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но в конечном итоге сакрализация и клерикализация побеждают. Это видно и в развитии храма и его устройства, которое все больше и больше подчеркивает отделение мирян от духовенства, и тот же Златоуст писал: «Когда пришел Христос и пострадал вне города, то очистил всю землю, сделал всякое место удобным для молитвы… Хочешь ли знать, как вся земля, наконец, сделалась храмом и как всякое место стало удобным для молитвы». Но толкование и храма и литургии в этом ключе довольно рано исчезло из Церкви. Вход в алтарь, приближение к святилищу оказалось запретным мирянам, их присутствие на Евхаристии стало пассивным. Она совершается за них, для них, но в совершении ее они не участвуют. Если раньше черта, отделяющая «мир сей» от Церкви, обнимала собою мирян, то теперь она исключает их, и об этом как раз и свидетельствует определение их как мipяh (κοσμικ), а не как прежде — лаиков, членов народа Божия (λας), людей, взятых в удел и своих Богу… III В наши дни приготовление к причастию — и это понятно в свете сказанного выше о восприятии причастия как акта частного, личного — стало приготовлением также частным. В наших молитвословах печатаются молитвы перед причастием, но в сам текст и обряд Литургии они не входят, за исключением двухтрех, читаемых перед самым причащением. В молитвословы включены и благодарственные молитвы после причащения, тоже частные и в саму Литургию не включенные. Да это и понятно, поскольку далеко не все, присутствующие на Литургии, приступают к Чаше, и для них, следовательно, эти молитвы были бы номинальными. Состав, практика, время чтения этих молитв разнятся друг от друга, как разнятся и включенные в них предписания о пощении. Взятые сами по себе, эти молитвы — в большинстве своем прекрасны, одухотворены и бесконечно полезны. Речь, следовательно, идет не о них, а о месте их в Литургии, в Таинстве. Дело в том, что нигде в Литургии, от начала анафоры, то есть Литургии верных, и до самого конца ее, мы не находим ни одной ссылки на участие в ней двух категории молящихся: причащающихся и непричащающихся Святых Тайн. Напротив, маломальски внимательное чтение преанафоральных, анафоральных и постанафоральных молитв не может не убедить нас в том, что после отослания оглашенных (а в ранней Церкви — и «кающихся»), «дверем затворенным» совершается Евхаристия — одновременно и принесение бескровной жертвы, и приуготовление верных к причащению Святых Тела и Крови Господа:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Отец Александр Шмеман дает интересный совет: он говорит, что подготовительные молитвы можно читать в любой момент, не обязательно в виде общего правила перед самим Причащением. Скажем, причастился человек и в тот же день он может сказать: «Господи, я хочу и дальше причащаться! Сподоби меня, Господи, причащаться и завтра, и послезавтра...» И может сразу начать читать молитвы ко Причащению. А благодарственные молитвы можно не переставать читать и через несколько дней после Причастия, потому что благодарение и осознание того, что ты соединился со Христом, не заканчивается вычитыванием благодарственных молитв после литургии... Это такая чудная мысль: если человек готовится причаститься и если он по-настоящему благодарен, он может каждый день читать все эти молитвы или какую-то одну. Например, в понедельник сказать: «Господи, я вчера причастился, благодарю Тебя, Христе Боже наш, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя быти Святынь Твоих сподобил еси». Проходит время, но ты все еще живешь этим причащением и не можешь не благодарить, в таком случае подготовка к Причастию представляет собой не отрывочные эпизоды — вычитал, сдал экзамен, приступил, — а каждодневное, совершенно естественное благодарение или просьбу. И не важно, как часто причащается человек, главное, что он внутренне осознает Причащение как истинную Пищу и Питие. На это обычно возражают, что вот, если человек напряженно работает, он не может постоянно думать о Боге... Равно как и читая правило, человек не всегда может думать о Боге. Но когда христианин ежедневно понуждает себя к духовной внутренней жизни, он волей-неволей старается хранить память о Боге. Я понимаю, что каждый день думать о смерти очень тяжело. Думать о Причащении Святых Христовых Таин гораздо проще — но только если человек этого желает. О желанном мы помним всегда. Стоит нам замыслить какую-нибудь покупку, как мы неделю будем думать о ней во время утренней и вечерней молитвы... И почему, чтобы с чем-то в себе справиться, обязательно нужен молитвослов или Псалтирь? Тому, кто напряженно работает, будет трудно молиться по Псалтири. Но можно ведь без всякого молитвослова обратиться к Богу истинно, глубоко и серьезно.

http://foma.ru/kak-pravilno-molitsya-per...

Родные исповедника могут находиться в той же комнате и принимать участие в молитвословии вплоть до начала исповедального собеседования, когда они, естественно, должны удалиться; после прочтения разрешительной молитвы и преподания наставлений они могут вновь присутствовать и молиться за причастника. Чин исповеди больных на дому отличается от обычного и помещен в 14-й главе Требника под названием «Чин, егдá случится вскоре вельми больному дати причастие». Третью молитву – «Господь Бог Премилостивый да ущедрит тя...» следует читать, обратившись лицом к больному. Собеседование может быть длительным или кратким, в зависимости от состояния здоровья больного и его желания. Если больному трудно говорить, священник должен ставить вопросы так, чтобы на них можно было ответить односложно: утверждением или отрицанием. В крайнем случае достаточно движения головы исповедника в ответ на вопрос пастыря. При нормальном собеседовании надлежит следовать вышеизложенным рекомендациям, внушая больному надежду на милость Божию. После чтения разрешительной молитвы священник подносит больному для целования Крест и Евангелие. Молитвы перед Причащением лучше прочесть вместе с причастником. Если он не знает их наизусть, священник может произносить их по отдельным фразам, а больной повторять за ним. Вслед за чтением молитв священник преподает ему Святые Дары, произнося при этом обычную формулу: «Причащается раб Божий (раба Божия, имярек) Честнáго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную». Заблаговременно помещенная в Чашу и залитая вином и водой частица успевает прийти в размягченное состояние и вкушается без труда. Затем Чашу следует несколько раз заполнить водой, давая каждый раз причастнику выпить эту воду. Это делается для того, чтобы на стенках Чаши не осталось мельчайших крошечек Святых Даров. Если больной находится в тяжелом состоянии, то эту воду может выпить сам священник, дабы не беспокоить лишний раз больного. Отерев губы причастника илитоном (платом), священник (или сам причастник) читает благодарственные молитвы после Причащения и «Ныне отпущаеши». Затем священник произносит отпуст, поминая в нем тезоименитого больному святого, и подносит Крест для целования причастнику и всем присутствующим, поздравляет больного с принятием Святых Таин и, сказав на прощание несколько сердечных утешительных слов, преподет пастырское благословение. Следует напомнить, что Чаша и лжица должны быть насухо вытерты перед укладыванием их в дароносицу. Епитрахиль и поручи следует также снять.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обычно утром перед совершением литургии священник читает утренние молитвы, канон и молитвы пред Причащением. (домашние молитвы священнику положено читать в подряснике). После литургии и «Доброго Причащения» священнослужители «тепле от души» возносят Богу Благодарственные молитвы. Момент благодарения является естественным, органически вытекающим, завершением всего Таинства Евхаристии=Благодарения. «По служении же да хранит себе иерей в трезвении и воздержании, и немного глаголавии, дабы в той день честно соблюл в себе Христа приятного» (Иерейский молитвослов, в конце молитв по святым Причащении, стр. 276). Духовная жизнь священника немыслима без подвига, понимаемого в самом широком значении этого слова. Молитва есть подвиг; служение народу в храме не так легко, как кажется со стороны, и является подвигом; семейная жизнь очень часто бывает крестом, дающая радость только после огромного напряжения подвига. Священник без самораспятия в жизни не может быть истинным пастырем. Указывая на необходимость подвижничества в личной жизни священника, Святейший Патриарх Алексий I говорил, что «пастыря должен заключаться и в том, чтобы отрешиться от прелестей и утех мира, и если пастырь не свободен от этого соблазна, то признак, что у него нет истинного пастырского духа» (Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, статьи. Том 2 Москва, 1954 г., стр. 106). Пастырь всего себя должен отдать своему высокому служению, подвигом он должен освящать свое служение, жить не для себя и даже не столько для своей семьи, сколько для паствы. Подвижническое служение истинного священника приближает пастырское служение к монашескому, оба пути близко сходятся, ибо требуют от человека отречения от себя и непрестанного подвига. («Пастырство и монашество» – два родных брата». Слово Святейшего Патриарха Алексия I в храме ЛДА 6 декабря 1949 г.) Дорога к венцу подвига облегчается, если священник с молодых лет приучен к собранности, духовному трезвению, сознанию своей ответственности пред Богом и людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010