Наглядным доказательством того, как совершалось богослужение униатскими священниками, может служить отправление в 1840 году литургии, в присутствии Лидского благочинного Бренна и трех священников, священником Протасевичем. Последний входные молитвы пред литургией читал настолько скоро и непонятно, что, по замечанию Бренна, едва можно было разобрать первое и последнее слово в каждой молитве, причем, вместо «Христос воскресе» 590 он читал «Царю Небесный». Во время проскомидии, Протасевич, в виду сухости просфоры, предназначенной для агнца, поливал ее водою, причем не кадил воздухов и вообще совсем не употреблял кадила. Пред началом литургии, он опять читал, вместо «Христос воскресе», «Царю Небесный» и затем служил читанную мшу, причем стоявшие в алтаре священники едва могли слышать одно или два слова из ектеньи и громко произносимых им только «помолимся и предадим». На великом входе Протасевич произнес очень скоро и не внятно царскую фамилию, и местного архиерея, и, по входе, царских врат не затворял до причащения. Символ веры только начало – «верую» и потом «будущего века» – произнес во всеуслышание. Причетник же, стоя на коленах, отзывался на произносимые священником ектеньи – «Господи помилуй» и «подай Господи», а символ веры , по незнанию, не произносил. После возгласа «Твоя от Твоих», священник молитвы не читал, а только кладя спешно на себе крест, говорил: «Господи, иже не отыми от нас», и, начавши молитву «Отче наш», произнёс ее так скоро, что ничего нельзя было слышать, кроме «от лукаваго», а причётник, не зная сей молитвы, не произносил её, так же, как и народ. По возгласе «Святая Святым» и по вложении частицы Св. Агнца с надписью «Иисус» в потир, Протасевич не вливал теплоты, хотя кувшин с водой стоял на жертвеннике. 591 После причащения, благодарственной молитвы он не читал, но, кивая над престолом св. потиром несколько раз вокруг, начал: «со страхом Божиим». Вместо «Христос воскресе» – читал «видехом свет». Пред возглашением «благословение Господне» – назнаменовал большим пальцем правой руки крест над престолом и благословлял народ. После обедни, читал пред брачные молитвы на польском языке и, стоя на коленах, пел «под твою Милость». По примеру служащих, и весь народ, в продолжение целой обедни, стоял на коленях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

в) муж и жена, имевшие накануне супружеское сообщение (Там же). г) женщина в периоде месячного очищения (Там же, отв. 6-й). д) наконец, не должны быть причащаемы умершие, ибо сказано: «Приимите, ядите», но умершие ни принимать, ни есть не могут (Карфаг. 26). При причащении должен соблюдаться установленный порядок: «Да причащается (сперва) епископ, потом пресвитеры и диаконы, и иподиаконы, и чтецы, и певцы, и аскеты, а из жен – диаконисы, девы и вдовицы, после дети – и весь народ по порядку» (Апост. пост. кн. VIII, гл. 13). Приступающие к причащению должны подходить к Святым Тайнам чинно, в глубоком смирении, со сложенными на груди руками, и каждый должен, подходя, «поклониться единожды Христу, истинно в Тайнах сущему» (VI всел. 101, Учит. Изв. при служ. Литур. Злат.). Приняв же, честно да поглотит и, по очищении уст платом священническою рукою, лобызает край Святой Чаши, как самое Христово ребро, из него же истече кровь и вода, и, отступивши мало, поклоняется – но не до земли, ради сохранения приятых Тайн (Учит. Извест.). Причастившиеся обязаны выслушивать или прочитать благодарственные «по Святому Причащении» молитвы (См. служ. Литур. Злат.) 38 . После правила ко причащению, равно как и при записывании по причащении, не должно выставлять тарелок или кружек для принятия приношений от причастников, как это допущено обычаем; вместо же того, по прочтении благодарственных молитв, когда причастники прикладываются ко кресту и окропляются святою водою, должна быть выставлена кружка с надписью «в пользу причта» (Ук. св. Син. 20 февр. 1887 г.). О причащении младенцев . До семилетнего возраста дети причащаются без исповеди и вообще без приготовления, положенного для мирян, и притом, в самом раннем возрасте – не под обоими видами, а только под одним видом Крови, как не могущие вкушать твердую пищу (Тим. Алекс. 1). Младенцы, получившие крещение, причащаются в тот же день или за ближайшей ко времени крещения их литургией, подобно тому, как новокрещенные и присоединенные из еретиков и раскольников (См. Нов. Скр. Вен. ч. 3, г. 7, §1. Чин прин. иновер.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Литургия освящения (или верных) состоит из следующих элементов: умовения рук епископом; тропаря тайн (    ); accessus ad altare (в отличие от визант. традиции приближение к престолу совершается без перенесения Даров, к-рые заранее приносятся в святилище священником или диаконом и остаются на престоле покрытыми до эпиклесиса); молитвы иерея перед входом в алтарь; пения Символа веры; диаконской ектении (  ), во время к-рой священник совершает целование престола; священнической молитвы-апологии (  ) и молитвы-благодарения (  ); преподания мира; диаконского призыва перед анафорой («Станем добре»); снятия покрова с Даров и каждения; анафоры; молитвы о мире (ср.: Ин 14. 27). Литургия причащения строится по следующей схеме: священническая молитва перед преломлением Агнца; возношение Агнца; преломление и соединение Агнца после погружения одной его половины в св. Чашу; священническое благословение; диаконская ектения; чтение молитвы «Отче наш»; возглашение «Святая - святым»; общее исповедание веры («Един свят Отец, един свят Сын, един свят Дух! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки веков»); причащение священнослужителей, во время к-рого поется причастен (    ); причащение мирян; благодарственная молитва; молитва «Отче наш»; заключительное благословение (   - печать); раздача евлогии (  ). Таинство Крещения В древности в Церквах сир. традиции был распространен чин Крещения без послекрещального помазания, но с обязательным Причащением как завершением чина ( Brock. 1977, 1979). Совр. чинопоследование сформировалось в VII в., при патриархе Ишояве III, когда стали крестить преимущественно младенцев, а катехуменат был отменен. Чин Крещения делится на 3 части. 1-я по структуре напоминает литургию оглашенных и может совершаться отдельно от Крещения. Она состоит из возложения руки и нанесения знамения Креста (  ) св. елеем из «рога помазания» на лоб крещаемого, во время к-рого поются антифоны, гимн «Тебя, Господи» (    ) и Трисвятое, из чтения Свящ. Писания (1 Кор 10. 1-13 и Ин 2. 23-3. 8), ектении, молитвы возложения рук (  ) и отпуста.

http://pravenc.ru/text/155372.html

Предстоятель (в древности - диакон) возглашает: Εν ερν προλθωμεν -       Некогда это были заключительные слова Л. В. В., но впосл. к ним прибавились заамвонная молитва и окончание чина изобразительных (       и Пс 33, в дониконовской практике также «Достойно есть») с отпустом. В древнем К-поле по завершении литургии духовенство отправлялось в скевофилакион (сосудохранительница, т. е. ризница), чтобы снять священные облачения и совершить последнюю молитву литургии (Ηνυσται κα τετλεσται, σον ες τν μετραν δναμιν -              ); тогда же происходило потребление Св. Даров. В совр. Служебнике эта древняя «молитва в скевофилакионе» читается в алтаре сразу после заамвонной и осмыслена как благословение на потребление Св. Даров. Если исключить из чина дополнения различных эпох: молитвы                         и заамвонную, к-рые были включены в чин Л. В. В. в VII-VIII вв.; протесис, энарксис и сугубую ектению с их молитвами, появившиеся примерно тогда же ( Mateos. Célébration. P. 27-61, 148-156); добавленные к литургии в монастырской практике IX-XI вв. элементы последования изобразительных (т. е.       и Пс 33 в конце литургии ( Mateos J. Un horologion inédit de Saint-Sabas: Le Codex sinaitique grec 863 (IXe siècle)//Mélanges E. Tisserant. Vat., 1964. Vol. 3. P. 47-76, здесь p. 68); к ним же относятся изобразительные антифоны, в визант. мон-рях и на Руси вытеснившие будничные антифоны), а также молитву перед Евангелием,- то древнейший комплекс священнических молитв Л. В. В. выглядит следующим образом: молитва входа, молитва Трисвятого пения, главопреклонная молитва об оглашенных, 3 молитвы священников о самих себе перед совершением таинства Евхаристии, анафора, молитва перед «Отче наш», главопреклонная молитва, благодарственная молитва после причащения и молитва в скевофилакионе. Первая и последняя из этих молитв читались вне храма: молитва входа - перед церковными вратами, когда духовенство выстраивалось для церемониального вхождения в храм; последняя - в скевофилакионе, когда священнослужители снимали с себя литургические облачения. Главопреклонные молитвы - над оглашенными и после «Отче наш» - служили отпустами соответственно оглашаемых и непричащающихся верных (впрочем, в Л. В. В., согласно даже древнейшим рукописям, молитва отпуста непричащающихся уже заменена молитвой о достойном причащении: Taft. Precommunion. P. 112-113). Три молитвы священников в начале литургии верных также не относились к большинству молящихся. Т. о., основными молитвами Л. В. В. были: на литургии оглашенных - молитва Трисвятого, на литургии верных - анафора, молитва перед «Отче наш» и благодарственная молитва.

http://pravenc.ru/text/2110607.html

Таким образом, наличие молитв Влко… не хот съмрти и, вероятно, Влко… нын хотща приступити в базовой древнерусской редакции полных литургийных формуляров вновь указывает на то, что она следовала некой греческой традиции, не совпадающей с древней константинопольской 227 , а факт дополнения их около кон. XIII – нач. XIV в. молитвой тъими мене беакони мо ги, основанной (предположительно) на неконстантинопольском же образце, указывает на то, что древнерусские Служебники продолжали пополняться новым материалом вплоть до введения на Руси филофеевской редакции формуляров полных литургий. 2.3.e. Дополнительные молитвы до и после Причащения Как уже отмечалось, в отдельных рукописях среди молитв священника перед службой выписываются дополнительные молитвы до или после Причащения. Такие молитвы, сопровождающие непосредственно момент принятия Св. Таин священнослужителями и читаемые от лица самого причастника (в отличие от возносимых от лица всей общины молитв до и после Причащения в составе константинопольских литургийных формуляров ЛВВ и ЛИЗ 228 , первая из которых помещена между анафорой и «Отче наш», а вторая (благодарственная)после завершения Причащения), присутствуют почти во всех дофилофеевских древнерусских Служебниках. В традиционном послефилофеевском православном литургийном формуляре тоже есть такие молитвы – так, согласно современным изданиям Служебника и Евхология, это молитва Врю, гди, и исповдю, к ты воистинн хртосъ, снъ бга живаг, тропарь Вечери твое тайны и краткая молитва Да не въ сдъ ил во Однако, как показывает исследование 229 , в чистой константинопольской традиции тропарь Вечери твое тайны и краткая молитва Да не въ сдъ ил во появляются только в XII в., а молитва Врю, гди, и исповдю – только в XIV в. Древнерусские же Служебники регулярно содержат подобные – но иные! – молитвы. Описания порядка Причащения священнослужителей в древнерусских Служебниках довольно разнообразны и сопровождаются различными текстами, некоторые из которых можно однозначно классифицировать как молитвы (т. е. как текст, открывающийся и заканчивающийся формульными обращением к Богу и славословием, и содержащий какие-либо прошения), некоторые – как краткие формулы, а некоторые – или как молитвы, или как формулы. Во избежание лишней путаницы мы будем считать молитвами все самостоятельные тексты, произносимые при Причащении, – даже если они имеют не совсем типичную для молитв форму (например, не заканчиваются славословием), но все же содержат прямое обращение к Богу, – за исключением тропаря Вечери твои таини 230 . Тогда в разряде кратких формул остаются только такие имеющие значение выражения твердой веры в чудо Евхаристии и не содержащие прямого обращения к Богу фразы, как: Тло хво (или: кровь хва) датьс…, Се прикасатьс оугль… и Чашю спния прииму… (о них см. в разделе 2.4 настоящей статьи), а также тропарь Вечери твои таини.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Содержание следующее. «Действие этого священнодействия есть совершение и преложение честных даров, так что они становятся телом и кровью Христа, а цель – освящение верующих, которые приобщаются их, получение оставлений грехов, наследование Царства, и освящение не приобщающихся только, но и всех, о которых приносятся дары, живых и умерших: потому что Христос умер и за живых и за мертвых. Такие действия и цель жертвоприношения. А пред совершением священнодействия и причащения бывают молитвы, псалмопения и чтения Священных Писаний, которые все суть некоторые предварительные действия и подготовления к совершению самого дела и к цели. Молитвы обращаются к Богу и испрашивают нам оставление грехов; подобно и псалмопения умилостивляют Его и низводят Его благоволение. Потому говорит: принеси в жертву Богу хвалу, и избавлю тебя, – и ты прославишь Меня ( Пс.49:14.15 ). А чтения Священных Писанй возвещают о благости Божьей и человеколюбии Его, равно о правде Его и суде, внедряют в души наши страх Божий, возжигают любовь к Богу и возбуждают великую готовность к исполнению заповедей Его. Все же это соделывает достойными к приобщению и принятию божественных даров как священника, так и предстоящих и молящихся с ним верных, что и есть цель священнодействия; частные же, это подготовляет душу священника с большею чистотою и благоговением, достойно совершать жертву, что и есть намерение тайнодействия, как сказано. Об этом и сам он во многих местах священнодействия молится, то есть чтоб чистыми руками, душею и языком послужить таинству (τ μυστηρ διακονσαι). А после совершения священнодействия и приобщения, то есть освящения честных даров и через их освящения служившего иерея и народа, следуют молитвы и песни, благодарственные и просительные. Благодарственные – за принятие святыни, просительные – о том, чтобы освящение пребывало в освященных. И это сказано вкратце о всем в совокупности священнодействии, а теперь нужно, по возможности, рассмотреть его по частям. И сперва – предварительные молитвы и песни, и чтения священные, потом само священподействие, само жертвоприношение, затем приобщение Святых Даров и освящение, которым освящаются души христиан, живых и умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский Егда же получиши добраго причащения,/Животворящих таинственных дарований,/Воспой абие, благодари вельми,/И сия тепле от души Богу глаголи: [Стихи-увещание:] Когда же удостоишься благодатного Причащения/животворящих таинственных Даров,/воспой тотчас, возблагодари усердно./И горячо от души так говори Богу: Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже! (3) Молитва 1 Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко мене недостойнаго, причаститися пречистых Твоих и небесных Даров сподобил еси. Но Владыко Человеколюбче, нас ради умерый же и воскресый, и даровавый нам страшная сия и животворящая Таинства, во благодеяние и освящение душ и телес наших, даждь быти сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение, да во святыни Твоей теми сохраняемь, Твою благодать поминаю всегда, и не ктому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и Благодетелю; и тако сего жития изшед о надежди живота вечнаго, в присносущный достигну покой, идеже празднующих глас непрестанный, и безконечная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинное желание, и неизреченное веселие любящих Тя, Христе Боже наш, и Тя поет вся тварь во веки. Аминь. Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отверг меня, грешника, но удостоил меня приобщиться Святынь Твоих. Благодарю Тебя, что меня, недостойного, причаститься пречистых Твоих и небесных Даров Ты удостоил. Но, Владыка Человеколюбец, ради нас умерший, и воскресший, и даровавший нам эти страшные и животворящие Твои Таинства во благодеяние и освящение душ и тел наших, сделай, чтобы они были и мне во исцеление души и тела, во отражение всякого врага, в просвещение очей сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру твердую, в любовь нелицемерную, в исполнение мудростью, в соблюдение заповедей Твоих, в умножение божественной Твоей благодати и Твоего Царства приобретение. Чтобы, сохраняемый ими в освящении Твоём, я всегда помнил милость Твою и жил уже не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля. И таким образом, уйдя из здешней жизни в надежде на жизнь вечную, достиг я места вечного покоя, где непрестанный глас празднующих и бесконечное наслаждение взирающих на несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты – истинная цель стремления и неизъяснимая радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и Тебя воспевает всё творение вовеки. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/blagodars...

В Часослове Harvard. Houghton gr. 3, 1104 г., можно обнаружить пример соединения первого типа комплекса причастных молитв со вторым: здесь перед Причащением указано читать Пс. 50, затем молитву 50-го псалма (как на утрене, сейчас это 10-я священническая молитва во время шестопсалмия), а затем – ДоникП4 и ДоникП8 . После Причащения указаны молитвы ДоникБ2 и ДоникБ6 . Иными словами, в чине подготовки ко Причащению согласно Harvard. Houghton gr. 3 объединены три элемента: Пс. 50 (с сопровождающей молитвой), первый тип комплекса причастных молитв ( ДоникП4 + ДоникБ2 ) и второй тип комплекса причастных молитв ( ДоникП8 + ДоникБ6 ). Псалтирь Hieros. Taphou 53 + РНБ. Греч. 266, 1053 г., обладает подозрительно большим числом – с учетом ее ранней датировки (если она, конечно, верна) – причастных молитв. Перед Причащением здесь приведены молитвы: «Боже, Отче сердцеведче, сведый ум человечь…» (сугубо покаянного характера) , ДоникП6, ДоникП4, ДоникП7, «Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, надеждо ненадеждных и спасение мира…»; после Причащениямолитвы ДоникБ2 и ДоникБ6, между которыми вставлена еще одна (перевод наш): Иже по превосходящей благости, Владыко, Пречистаго Тела и Крове Твоея причастника мя удостоил еси быти, выну соблюди мя во святыни Твоей, и утверди мое помышление в высочайшем страсе и любви Твоей, яко да воспою и прославлю Тя со Отцем и Святым Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Если вынести за скобки уникальные покаянную и благодарственную молитвы этого списка, в остальном он представляет собой еще один пример сведения вместе причастных молитв первого и второго типов. Далее, в Псалтирях Paris. gr. 40, 1059 г., и 22, 1125 г., комплекс причастных молитв имеет следующий вид: ДоникП6 + ДоникБ4, который мы обозначим как третий тип. Текст молитвы ДоникБ4 согласно дониконовским изданиям: Пречистаго Ти Тела, и Честныя Ти Крове тайно сподоблься быти сопричастник, Христе Боже, воспеваю и благословлю, покланяюся и славлю, и величаю спасения Твоя, Господи, ныне и всегда, и во веки веком, аминь.

http://pravoslavie.ru/82496.html

Настоящий очерк открывает серию статей на портале Pravoslavie.Ru о Последовании ко Святому Причащениюмолитвенном правиле, занимающем особое место в духовной жизни православных христиан. Эти статьи будут посвящены анализу происхождения и содержания Последования, чтение которого на протяжении многих веков является в православной традиции неотъемлемой частью говения — подготовки к принятию Святых Тайн . Речь будет идти только о самом Последовании, но не об остальных молитвенных текстах, обычно также входящих в состав правила перед Святым Причащением. Причащение апостолов. Византийская миниатюра      Введение В своей классической форме, хорошо известной каждому православному христианину, Последование ко Святому Причащению состоит из нескольких разделов различного объема: общее начало; псалмы и тропари; канон и его завершение; пространный цикл из десяти или более молитв ко Святому Причащению; несколько кратких молитвословий в момент принятия Святых Таин (нач.: «Приходяй же причаститися, глаголи… Се приступаю…»); благодарственные молитвы сразу после принятия Святых Таин (нач.: «Егда же получиши добраго Причащения... сия тепле от души Богу глаголи: Слава Тебе, Боже…»), заключительная часть . При этом всякий знает, что Последование ко Святому Причащению, — то есть все эти части, кроме двух последних, — следует заранее прочитать дома, а благодарственные молитвы необходимо либо выслушать в храме по окончании службы, либо прочесть самому по возвращении домой. Однако, краткие указания, содержащиеся в самом Последовании, наряду с его очевидным внутренним единством и неразрывностью, ясно говорят о том, что его составители предполагали несколько иной порядок: причастник, ни на что не отвлекаясь, читает Последование вплоть до момента приобщения, а причастившись, немедленно продолжает его читать — вплоть до его окончания. Как это возможно? Ведь это означало бы, что причастник должен погрузиться в чтение Последования прямо во время Божественной литургии, фактически перестав участвовать в ней. В наши дни подобное небрежение можно встретить только у нерадивых прихожан, «не дочитавших» правило дома и стоящих в храме, уткнувшись в молитвослов.

http://pravoslavie.ru/64129.html

В действительности это приготовление состоит прежде всего в осознании не только «христианских принципов» вообще, но прежде всего, самого Причастия – как того, что я уже обрел и что, соделывая меня участником Тела и Крови Христовых, судит мою жизнь, требуя от меня быть тем, кем я должен становиться, так и того, что я обрету в жизни и святости, приближаясь к свету, в котором само время и все подробности моей жизни приобретают важность и духовную значимость, несуществующие с чисто человеческой «секулярной» точки зрения. В древности один священник на вопрос: как можно жить христианской жизнью в мире, отвечал: «Просто вспоминая, что завтра (или послезавтра, или спустя несколько дней) я буду принимать Святое Причастие...» Самое простое, что можно сделать, дабы положить начало этому осознанию, – это включить молитвы до и после Причастия в наше ежедневное молитвенное правило. Обычно мы читаем приготовительные молитвы непосредственно перед причастием, а благодарственные молитвы непременно после, и, по их прочтении, просто возвращаемся к нашей обычной «мирской» жизни. Но что мешает нам читать одну или несколько благодарственных молитв в течение первых дней после воскресной Евхаристии, а приготовительные молитвы ко Св. Причащению в течение второй половины недели, вводя, таким образом, осознание Таинства в нашу повседневную жизнь, обращая все к принятию Святых Даров? Это, конечно, лишь первый шаг. Необходимо сделать гораздо больше и, прежде всего, через проповедь , научение и обсуждение по-настоящему заново открыть для себя саму Евхаристию как Таинство Церкви, а значит, как подлинный источник всей христианской жизни. Второй этап приготовления заключается в самоиспытании, о чем писал ап. Павел: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» ( 1Кор. 11:28 ). Цель этого приготовления, включающего пост, особые молитвы (Последование ко святому Причащению), духовную концентрацию, безмолвие и т.д., как мы уже увидели, состоит не в том, чтобы человек стал мнить себя «достойным», но, напротив, осознал свое недостоинство и пришел к истинному покаянию. Покаяние же вот что: человек созерцает свою греховность и немощь, осознает свою отделенность от Бога, переживая скорбь и страдания, жаждет прощения и примирения, делает выбор, отвергая зло ради возвращения к Богу, и наконец, жаждет Причастия во «исцеление души и тела».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010