После commixtio в Миссале Стоу присутствует указание на пение «Agnus Dei», которое, видимо, сопровождало причащение (в рим. обряде введено при папе Сергии I (687-701)). Затем приводится серия причастных антифонов и «Аллилуия», которая похожа на серии в Книге Диммы, Книге Молинга и Бангорском Антифонарии (в последнем памятнике есть и особый гимн на причащение священника). Возможно, в Ирландии дольше, чем в других местах на Западе, сохранялась практика причащения под двумя видами (выражение «accedere ad calicem» (подходить к чаше) довольно часто употребляется в отношении мирян). Среди археологических находок церковной утвари встречаются ложечки, которые некоторые исследователи считали литургическими лжицами ( Roch. 1871). В определенных случаях причащать народ мог диакон (Collectio Canonum Hibernensis. 3. 8//Die irische Kanonensammlung/Hrsg. F. W. H. Wasserschleben. Lpz., 1885. S. 22). О частоте причащения сказать трудно. Обязательным было причащение на Пасху (Canones Synodi Hibernensis S. Patricio perperam attributi. 22//The Irish Penitentials. P. 192). После причащения, согласно Миссалу Стоу, также пелись антифоны и возносились благодарственные молитвы (1-я имеется в Сакраментариях Геласия и Григория, 2-я - в Веронском Сакраментарии). Отпустом служила формула «Missa acta est, In Pace». В целом чинопоследование Миссала Стоу соответствует архаичному рим. обряду, однако множество добавленных молитв, как кратких коллект, так и продолжительных литаний, делают его более похожим на галликанскую мессу. Так, на Соборе в Матисконе (ныне Макон) было выдвинуто обвинение против Колумбана и его последователей, что они умножают молитвы и коллекты мессы (missarum sollemnia multiplicatione orationum vel collectarum celebrare - Ionae Vitae Sanctorum Columbani, Vedastis, Iohannis/Rec. B. Krusch. Hannoverae; Lipsiae, 1905. P. 250). Ирл. богословие таинства Евхаристии не отличалось от континентальной традиции, но имело некоторые особенности. В ряде источников (в частности, в гомилии «На Великий четверг» в составе «Пестрой книги» (пер.

http://pravenc.ru/text/1684161.html

Итак, поскольку благодарственная молитва читалась «тайно», то стало считаться, что её можно читать и в другом, удобном для священнослужителей месте. Когда служил диакон, молитва могла читаться во время благодарственной ектении, как указано в Евхологии Barberini 336. Когда же диакона не было, что стало нормой, начиная с поздневизантийского периода, ектению читал священник, и, чтобы не создавалась пауза после «... Христу Богу предадим» в силу «тайного» чтения молитвы, он должен был прочесть молитву в удобный момент перед ектенией. Такой момент в литургии существует сразу после причащения священнослужителей 868 . В этот момент она и стала читаться, благо, что тогда священник мог свободно вознести эту молитву как благодарение за св. Причастие от имени клира. Переносу благодарственной молитвы на место перед «Со страхом Божиим...» способствовал и обычай редкого причащения, также получивший распространение начиная с V b. Поскольку в большинство дней года причастников не было или почти не было, с прошествием времени благодарственная молитва стала относиться по существу только к служащим клирикам, которые всегда причащаются 869 . Это ещё раз оправдывало её чтение сразу по причащении священнослужителей. Сегодня, однако, ситуация изменилась. В Греции причастники есть почти на каждой литургии, а кроме того, подчёркивается важность гласного чтения благодарственной молитвы. Вероятно, в связи с этим, начиная с ИЕР 1977, эта молитва возвращается на своё исконное место непосредственно перед своим возгласом и обретает свой подлинный смысл как благодарение от имени всех причастников, как клириков, так и мирян. В ИЕР 2002/ИЕР 2004 возвращено и её старое название, встречающееся в некоторых рукописях, таких, как Греч. Нац. Библ. 685 870 : «Молитва по еже причаститися всем» («Εχ μετ τ μεταλαβεν πντας») 871 . В сегодняшней греческой практике распространено её гласное чтение. Из вышесказанного следует, что в этом месте современный греческий чин больше соответствует подлинному богослужебному преданию, нежели чин русский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя — в свою плоть и в свою душу — Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь. Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия должно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально. Причащение в Церкви Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия . Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов.

http://pravmir.ru/prichastie-eto-blagoda...

И в небесах я вижу Бога… А главное, весь день сохраняйте радостное расположение души, памятуя, что Сам Господь с вами, а вы – в Нем. Ныне особенно ложатся на сердце величайшие обетования Спасителя: “…если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне” . “Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим” . И пусть исполняется сегодня на вас, читатели, слово Христа: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” . В заключение скажем: “Готовясь ко Святому Причастию, нужно так рассчитать свои силы, чтобы после причащения духовно не расслабиться от чрезмерного утомления и не впасть незаметно для самих себя в то греховное состояние праздности, невоздержания и дерзости, которое недостойно христианина вообще, а тем паче причастника Святых Христовых Таин. Отходя ко сну, хорошо сделать после вечерней молитвы несколько земных поклонов, вновь и вновь благодаря Господа за Его Дар, как и призывает нас ветхозаветный псалмопевец Царь и Пророк Давид: “…исповедайте (весь день) память Святыни Его” . Как благодарность – одно из высших нравственных качеств человеческой души, так и благодарение признается высшим родом молитвы. Благодарственная молитва позволяет достойно сохранить полученную от Бога милость. Благодарственная молитва побуждает Господа умножать Его милости благодарящему. Благодарение исполняет сердце миром и отрадой, уму дарует ясность, волю соделывает неприступной для влияния демонов и возбуждаемых ими страстей. Умеющий всегда оставаться благодарным Богу пронесет светильник веры среди всех жизненных невзгод и испытаний. Самый час кончины станет для него началом вечного торжества, которого удостаивает Господь на небе Своих рабов, воссылающих Ему на земле искреннее благодарение за все благое и скорбное в их жизни. Слово о значении духовника в жизни юного христианина Обращение к родителям Как вы думаете, почему говорят: “Устами младенца глаголет истина”? Потому ли, что малыши начитанны в философских трудах и много знают? Очевидно, нет. Или потому, что непрестанно молятся Господу, испрашивая у Него особых даров ведения и премудрости? Опять-таки нет! Может быть, малыши объездили весь белый свет и умеют сравнивать меду собой различные жизненные явления? И это исключено. В чем же разгадка знаменитого изречения?

http://azbyka.ru/deti/moya-pervaya-ispov...

Еще одним фактором, повлиявшим на структуру К., было формирование практики чтения т. н. трехканонника на повечерии (в рамках келейной молитвы), состоящего из канонов Спасителю, Пресв. Богородице и ангелу-хранителю. Эта структура из 3 канонов стала восприниматься как основа келейного правила, к к-рой могут прибавляться седмичные каноны. Стремление выделить эти 3 канона в отдельный блок можно видеть в структуре ряда списков и изданий К. (СПб., 1900; М., 1993р). Состав К. может сужаться до нескольких последований. Примером тому служат нек-рые старообрядческие и синодальные издания К. Так, К., опубликованный в 1790 г. в Гродно (см.: Вознесенский. 1996. 145), включает скитское покаяние, каноны на исход души, «за единоумершего», за умерших, за болящих, Богородице Одигитрии, свт. Николаю и чин 12 псалмов. В К. на якут. языке (напр., в изданиях: М., 1858; Каз., 1883) число канонов сведено до 3 - Спасителю, Пресв. Богородице и ангелу-хранителю, а от седмичного цикла оставлен лишь воскресный канон в 1-й части книги. В состав К. часто входят различные дополнения. Некоторые включаются регулярно и могут считаться одной из его частей, т. к. имеют прямое отношение к келейной молитве: это службы суточного круга (повечерие и полунощница), указ о келейном правиле («Подобает ведати, како начати правило свое в келии»), келейные молитвенные последования (от осквернения, вечерние (т. н. спальные), к причащению и благодарственные молитвы после причащения, молитвы утренние). К. может носить названия «Большой Канонник» (М., 7420 см. также: Вознесенский. 1996. 91), «Канонник малый» (напр., изданный в Почаеве (без указания года издания), содержащий каноны Спасителю, Кресту, Богородице Одигитрии, свт. Николаю и Пасхи). Названия не влияют на состав книги, а подчеркивают ее особенности, большой и малый К. в др. изданиях с тем же набором канонов могут быть названы «Канонник». Синодальное издание «Правило молитвенное готовящимся ко Святому Причащению» (М., 1893) является стандартным К., поскольку имеет обычный для этой книги состав канонов с прибавлениями. Совр. издания К. обычно зависят от тех дореволюционных изданий, которые использовались для репринтного или наборного воспроизведения этой книги. Новым опытом издания является К., выпущенный в 2012 г. Издательством Московской Патриархии РПЦ. Его состав был упорядочен и значительно расширен с привлечением рукописных К.

http://pravenc.ru/text/1470255.html

–792 – известное описание литургии Иерусалимской церкви, сделанное Кириллом Иерусалимским в его пятом тайноводственном поучении. Это описание, для которого мы имеем точный хронологический критерий, должно составлять как бы вступление в историческое изучение сирийско-антиохийской литургии и служить основным камнем для критического анализа этой последней отрасли. Кирилл Иерусалимский , подобно Иустину, представляет лишь общую схему современной ему литургии. Не входя в подробное изложение ее содержания, не излагая молитв и обрядов in extenso, он только передает их в последовательном порядке и общем очерке. Иерусалимский катехет начинает со второй части литургии и доходит до причащения. – Диакон, подав воду для омовения епископу и пресвитерам, окружающим престол, возглашает: обнимите, примите и лобзайте друг друга (это osculum pads). Затем следует praefatio, начинающееся возгласом священника: горе сердца, на что присутствующие отвечают: имамы ко Господу (припомним, что этим же возгласом начинается praefatio и у Киприана). Священник: благодарим Господа, и получает на это краткий ответ: достойно и праведно есть. Что касается до следующей затем благодарственной молитвы, произносимой священником, то Кирилл Иерусалимский дает указание на ее содержание когда говорит: «после того мы воспоминаем о небе, о земле и море, о солнце, луне и звездах, о всей разумной и неразумной, видимой и невидимой твари; воспоминаем об ангелах, архангелах, силах, господствах, властях, херувимах, серафимах, которые предстоят окрест престола Божия, летают и говорят: свят, свят, свят Господь Саваоф». Чтобы понять смысл этого краткого обозначения содержания первой благодарственной молитвы, надобно взять ее в связи с другими произведениями антиохийской литургии, и мы увидим тогда, что эти выражения оправдываются последними. В литургиях ап. Иакова и Апостольских Постановлений соответствующая молитва состоит в названии разного рода существ, земных и небесных, прославляющих Господа, и это перечисление излагается почти в том же порядке и заканчивается тем же серафимским гимном, который мы слышим и в поучении Кирилла Иерусалим-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2.8. Sinait. NE. E42 и ∑Е2 Еще один свиток XIV века, на бумаге, сохранился в виде нескольких отрывков. Восстановленный нами правильный порядок их следования таков: ΣΕ2. Fol. 2 r – ΣΕ2. Fol. ЗВ r – ΣΕ2. Fol. ЗА r – ΣΕ2. Fol. 1 r – Е42 (одна, затем другая стороны) – ΣΕ2. Fol. 1 v – ΣΕ2. Fol. 3A v – ΣΕ2. Fol. 3B v – ΣΕ2. Fol. 2 v Свиток содержит значительную часть текста литургии апостола Марка, начиная с молитвы малого входа и до главопреклонной молитвы после «Отче наш» 69 . На полях, как и в большинстве других рукописей, присутствуют пометы и пояснения – в том числе, на арабском языке. Но здесь эти пометы выполнены тем же почерком, что и основной текст, а кое-где под них даже специально оставлено место. Очевидно, рукопись представляет собой воспроизведение более древнего списка, скопированного полностью, включая маргиналии. Возможно, писец рукописи не осознавал разницу между основным текстом своего протографа и маргиналиями, поскольку не был знаком с реальной практикой совершения литургии апостола Марка, к этому времени уже, вероятно, позабытой. 2.9. Sinait. ПЕ.∑Е1 ∑Е1 – это отрывок бумажного свитка XII–XIII веков, происходящий из его начальной части: сохранилась только молитва второго антифона и первые строки молитвы третьего антифона (на одной стороне) и чин причащения священнослужителей и благодарственные молитвы (на другой), то есть фрагменты начальной и заключительной частей литургии 70 . 2.10. Sinait. NE. E66 Пергаменный свиток веков Е66 является наиболее древней и наиболее интересной по составу рукописью литургии апостола Марка из новых синайских находок. У свитка утрачены начальный и финальный отрезки, но объемы утрат не очень велики. Первая сторона свитка заканчивается поминовениями анафоры, обратная открывается institutio – таким образом, отсутствуют окончание поминовений, Sanctus и первая эпиклеза, приходившиеся на финальный отрезок свитка. После institutio литургия доходит почти до самого конца, недостает лишь трех-четырех строк заключительной молитвы 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   Но в конечном итоге сакрализация и клерикализация побеждают. Это видно и в развитии храма и его устройства, которое все больше и больше подчеркивает отделение мирян от духовенства, и тот же Златоуст писал: «Когда пришел Христос и пострадал вне города, то очистил всю землю, сделал всякое место удобным для молитвы... Хочешь ли знать, как вся земля, наконец, сделалась храмом и как всякое место стало удобным для молитвы». Но толкование и храма и литургии в этом ключе довольно рано исчезло из Церкви. Вход в алтарь, приближение к святилищу оказалось запретным мирянам, их присутствие на Евхаристии стало пассивным. Она совершается за них, для них, но в совершении ее они не участвуют. Если раньше черта, отделяющая «мир сей» от Церкви, обнимала собою мирян, то теперь она исключает их, и об этом как раз и свидетельствует определение их как мирян (κοσμικι), а не как прежде — лаиков, членов народа Божия (λαος), людей, взятых в удел и своих Богу... § III    В наши дни приготовление к причастию – и это понятно в свете сказанного выше о восприятии причастия как акта частного, личного – стало приготовлением также частным. В наших молитвословах печатаются молитвы перед причастием, но в сам текст и обряд Литургии они не входят, за исключением двух-трех, читаемых перед самым причащением. В молитвословы включены и благодарственные молитвы после причащения, тоже частные и в саму Литургию не включенные. Да это и понятно, поскольку далеко не все, присутствующие на Литургии, приступают к Чаше, и для них, следовательно, эти молитвы были бы номинальными. Состав, практика, время чтения этих молитв разнятся друг от друга, как разнятся и включенные в них предписания о пощении. Взятые сами по себе, эти молитвы – в большинстве своем прекрасны, одухотворены и бесконечно полезны. Речь, следовательно, идет не о них, а о месте их в Литургии, в Таинстве.    Дело в том, что нигде в Литургии, от начала анафоры, то есть Литургии верных, и до самого конца ее, мы не находим ни одной ссылки на участие в ней двух категории молящихся: причащающихся и непричащающихся Святых Тайн. Напротив, мало-мальски внимательное чтение пре-анафоральных, анафоральных и пост-анафоральных молитв не может не убедить нас в том, что после отослания оглашенных (а в ранней Церкви – и «кающихся»), «дверем затворенным» совершается Евхаристия — одновременно и принесение бескровной жертвы, и приуготовление верных к причащению Святых Тела и Крови Господа:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Диакон стоит пред иконой Спасителя, преклонив главу и держа орарь, как при чтении ектении. Хор: «Аминь. Буди имя Господне…» (трижды) и 33-й псалом (полностью). Священник идет в алтарь через царские врата, диакон же идет в алтарь через северную дверь, но только после того, как священник войдет через царские врата. В алтаре диакон подходит к северо-восточному углу престола и преклоняет главу. Священник читает молитву на потребление Святых Даров: «Исполнение закона и пророков Сам Сый, Христе Боже наш…». По окончании этой молитвы священник благословляет диакона, который, перекрестившись, целует престол и отходит к жертвеннику для потребления Святых Даров. Для потребления Святых Даров диакон препоясуется орарем, берет плат, один конец которого углом влагает за верхний край стихаря, другим его концом берет святую Чашу левой рукой, а правой, при помощи лжицы, с благоговением потребляет из Чаши ее содержимое. Затем, ополоснув Чашу водой несколько раз, пока не останется на стенках ее ни малейшей частицы Святых Даров, он испивает эту воду, вытирает Чашу губкой досуха, затем отирает илитоном лжицу и убирает сосуды в надлежащее место для их хранения. По Уставу, во время пения 33-го псалма священник должен раздавать антидор непричастившимся мирянам, но в настоящее время это происходит после отпуста, причем совершается не священником, а пономарем, который стоит с подносом, откуда люди сами берут частицы антидора. Священник (благословляя молящихся в царских вратах): «Благословение Господне на вас…». Хор: «Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Священник (с амвона, держа крест в руках): «Христос истинный Бог наш...» (отпуст по Уставу). Хор: «Великаго господина...». По обычаю перед отпустом священник берет крест с престола и после отпуста, осенив крестом оба лика и народ, сам целует крест и затем дает его для целования молящимся. По целовании священник опять осеняет крестом народ и возвращается в алтарь, закрывает царские врата и завесу. Затем священник произносит трижды: «Слава Тебе, Боже» и читает благодарственные молитвы по причащении. После прочтения благодарственных молитв иерей снимает священные одежды. Диакон после потребления Святых Даров, как и священник, читает молитвы по причащении и снимает священные одежды. Окончив Божественную службу, священнослужители умывают руки и после поклонения престолу исходят из храма, благодаря Бога за то, что удостоил их совершить Божественную литургию. §3.6. Практические замечания к последованию литургии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

— Со среды Страстной Седмицы земные поклоны в храме прекращаются, за исключением поклонов перед Святой Плащаницей. При подходе к любой святыне обычно делается два земных (или поясных) поклона до прикладывания к ней и один поклон после прикладывания. Если давно не причащался, можно ли приложиться к Плащанице? — Почитание святыни никак не связано со временем причащения. Чтобы приложиться к святыне, надо иметь веру и благоговение. Как принести домой четверговый огонь? — Для этого можно приобрести в церковной лавке специальный светильник для переноса огня. После окончания вечернего богослужения Великого Четвертка, свечкой, с которой стояли во время службы, зажигают свечу в переносном светильнике и несут домой. А можно отрезать дно пластиковой бутылки, перевернуть её и, вставив туда свечу, донести огонь до домашней лампады. 7. О молитве и молебнах Что такое молитва?Молитва – это возношение ума к Богу, беседа или разговор с Ним. Молитва – это излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего и кающегося перед Богом в грехах человека. Молитва соединяет человека с Богом. Зачем надо молиться?Молитва необходима для человека так же, как воздух и пища. Водой смывается грязь телесная, а молитва – это омовение от духовной грязи (то есть от грехов), и особенно в этом может помочь слёзная молитва. У человека всё от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье и всё остальное даётся Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и тогда, когда что-то необходимо, должно обращаться к Богу с молитвой. Когда надо молиться? — Христианин обязан молиться ежедневно: утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и после окончания всякого дела. Какие бывают молитвы?Молитвы бывают покаянные, просительные и благодарственные. В покаянных молитвах у Бога просят прощения за грехи: за дурные дела, слова и даже мысли. В просительных молитвах просят о помощи. В благодарственных молитвах благодарят Бога за все Его благодеяния (например, за здоровье, благополучие, удачу в делах, за то, что обрели веру и смысл жизни) – это самый высший вид молитвы. Молитвы могут быть общественные (в храме) и частные (дома). Каким должно быть обязательное ежедневное молитвенное правило?

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010