( Ис.28:25:27 ) 109 – небольшое красивое растение из породы лютиковых, растёт в диком состоянии в окрестностях Средиземного моря и возделывается в Египте и Сирии ради её остропахучих мелких семян, употребляемых для начинки пирожков, в приправу к кушаньям и т. п. Семена чернухи слишком мелки для того, чтобы их вымолачивать, a потому их обыкновенно выбивают палкой. Чечевица ( Быт.25:34 ; 2Цар.23:11 ) 111 . Похлёбка Иакова состояла из чечевицы, и за это кушанье Исав продал Иакову право своего первородства. Обозначенное слово встречается в Библии в трёх местах в числе пищевых продуктов Палестины. Семена обозначенного огородного растения очень мелки и бывают тёмного цвета. Чечевицу и доселе ещё в обилии сеют на Востоке. Красная чечевица особенно ценится жителями Востока. Чечевицу того и другого вида молотят, как зерновой хлеб, и потом из семян оной приготовляют в горшках похлёбку, или другое какое варево. Шафран ( Песн.4:14 ) 112 – растение, упоминаемое однажды между благоухающими садовыми растениями, разводимое в обилии в Палестине и высоко ценимое за свой аромат. Благовонная смола шафрана получается из жёлтого пестика и рыльца растения и употребляется на Востоке для подкрашивания и приправы к кушаньям. Шерсть, шерстяная хлопчатобумажная ткань ( Есф.1:6 ) 113 . Хлопок, из которого приготовлялись ткани для завес в царском дворце Артарксеркса, обильно разводился и разводится в настоящее время в Палестине; прежде же его вывозили из Индии и из него приготовлялись и приготовляются доселе почти все одежды. Но, по всей вероятности, хлопчатобумажное растение не было известно писателям В. и Н. Завета. Так как Артарксеркс царствовал от Индии до Эфиопии, то, очевидно, белые, бумажные и яхонтового цвета шерстяные ткани из Индии, о которых говорится в книге Есфирь, составляли часть убранства его великолепного дворца в Сузах. Яблоко ( Песн.2:3 ; Иоиль.1:12 ) 114 – дерево и плод из разряда абрикосовых. Еврейское слово tappûach значит абрикос. Палестина имеет слишком жаркий климат не благоприятный для роста яблок. Плод айва не соответствует контексту, к тому же не очень ценится на Востоке. Лимоны вошли в употребление в Палестине после Вавилонского плена. Яблоко или, вероятнее, абрикос в Священном Писании есть плод, дающий тень и укрепляющий ( Песн.2:3:5 ). Абрикосовые деревья вообще разводились в Палестине с древних времён и считаются вторым деревом после финикового и винограда. Плоды его составляют любимый плод в Палестине. Выражение: «золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах» ( Прит.25:11 ) указывает на золотистого цвета абрикосы в бледно-серебристой листве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

18:8. Под тяжестью проблем, которые игнорировал царь древнего Вавилона Набонид, Вавилон сдался без боя своим завоевателям в течение одной ночи, как об этом было хорошо известно еврейскому народу ( Дан. 5:30 ). Но этот новый «Вавилон» – новое место преследования народа Божьего – ожидает огненный суд (см. коммент. к Отк. 17:16 ). 18:9,10. Хотя этот образ здесь не совсем подходит (ср.: 17:16; но апокалиптический образ не должен быть исчерпывающе полным), траур мог быть настоящим, так как вассальные цари обычно назначались только с одобрения Рима, а падение Рима могло играть на руку его соперникам. 18:11. Суда, нагруженные зерном плодородных земель долины Нила, снабжали всю Италию; это был самый распространенный вид перевозок в Средиземноморье; но Откровение фокусирует внимание на торговле предметами роскоши (18:12–16), которые не многим были доступны. Образ купцов, оплакивающих великий торговый центр, обнаруживает свои параллели с описанием Тира у Исайи (23:1–8) и особенно у Иезекииля в гл. 27, где эта тема раскрывается более детально. 18:12,13. Как указывают комментаторы, золото, слоновая кость и благовонное дерево вывозились из Северной Африки, драгоценные камни и жемчуг – преимущественно из Индии, крашеные ткани – изФиникии, шелк и корица – из Китая, другие же специи – из Аравии, а рабы – из вассальных государств (позднее это были уже потомки рабов). Фраза «души человеческие» относится, вероятно, к тем, когоотбирали для гладиаторских боев и других смертельных зрелищ для развлечения публики; участниками таких зрелищ обычно становились преступники, военнопленные и самые презренные из рабов, а также христиане. Один писатель II в. н. э. оценивал импорт Рима из Китая, Индии и Аравии примерно в 30 млн динариев (динарий составлял размер дневной заработной платы в Палестине). Рим был центром международной торговли, и после его падения в течение тысячи лет не было ни одного торгового центра такого масштаба. 18:14,15. О «страхе» при падении города см. реакцию, предсказанную по поводу падения Тира в Иез. 26:17,18 ; все капиталовложения купцов оказались потерянными.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

В сенях рефектории находятся две отличные картины славнейшего живописца Сицилии, Петра Новеллы, прозванного Монреалезом, по рождению его в сем месте; а в самой рефектории показывают лучшую его картину – брак в Кане Галлилейском. Кисть его очень жива; он весьма близко подражал Эспаньолету и даже фан-Дейку. Он жил в 1660 году. Жилище Бенедиктян, коих ордену принадлежит сие Аббатство, роскошно; оно образует обширный квадрат. Более 200 готических колонн из белого мрамора поддерживают кругом своды. К нему принадлежит пенистый и плодоносный сад, на прелестном местоположении, откуда видна Палерма и море. Все это делает жизнь братии отрадной. Они же владеют большой библиотекой и кабинетом медалей. Неподалеку от Монте-Реаля, находится другое Аббатство, Св. Мартина, не менее великолепное; но время не позволило мне осмотреть его. На возврате моем в Палерму, я видел на одной даче, как поливают гряды в огородах и садах. Вода проведена из соседних гор чрез все окружные сады. В каждом есть небольшое водохранилище; из него проведены желобки по грядам. Владетель сада имеет право пользоваться пущенной водой, в продолжение 1/4 или 1/2 часа, смотря по пространству места; после чего вода переходит к другим. Во время засух, кои здесь не редки, правительство строго наблюдает за сохранением положенных правил. Тут же нам показывали манные деревья, которых сок составляет большую торговлю Палермитян. Дерево сие походит на вяз; в самые большие жары, в июне или июле, из насечки на его коре, выходит густой, белый сок, похожий на капающий воск. Самая лучшая манна есть та, которая образует при своем течении длинные стволы; вкус ее приторно-сладок. Манные деревья, произрастающие в Сицилии, предпочитаются Калабрийским. Я с сожалением видел приближение моего отъезда из Палермы. Мы наняли сперонару, отплывавшую в Мессину; все было готово, и только ожидали ветра. Прости, Палерма! завидный уголок земли! Как часто, бродя под вечно ясным небом твоим, в тени благовонных рощ, вблизи тихо плещущего моря, находил я такие убежища, которые заставляли меня не раз восклицать с Виргилием, переносясь сердцем на север:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Дальнейшим моментом в устроении мессианского царства должно служить возвращение в отечество рассеянных сынов Израиля. Можно сказать, что ни один пункт в мессианских чаяниях иудейства не занимал такт, мысль и воображение иудеев, как мечта об этом возвращении. Трудно указать хотя бы один иудейский памятник за время от маккавейских войн до разрушения Иерусалима римлянами, в котором не выражалось бы это чаяние. Рассеяние иудеев служило постоянным напоминанием о господстве язычников над сынами Израиля, поэтому в мессианские времена оно должно прекратиться, как прекратится и вообще власть язычников; при том же все теократические мечтания иудеев непременно связывались с святой землей: ее Бог обетовал Аврааму и его потомству на вечные времена, на ней началась и развилась гражданская и религиозная жизнь евреев, в её пределах совершалась доблестная деятельность великих царей Израиля, поэтому и в благодатные времена Мессии теократия должна также восстановиться в Палестине, куда соберутся ото всех стран света рассеянные потомки Израиля. Подобные мечты о возвращении в отечество иудейской диаспоры в значительной мере поддерживались и ветхозаветными пророчествами, в которых выражаются обетования, что в определенное время народы земли принесут в Иерусалим сыновей Израиля на руках и дочерей его на плечах, что карабли Фарсийские перевезут в отечество рассеянных на островах иудеев и вместе с ними все богатство их – серебро и золото, что пораженные славой Бога Израилева народы земли представят всех сыновей Иакова на конях и колесницах, на мулах и быстрых верблюдах в дар Господу на святую гору – в Иерусалим подобно тому, как сыны Израилевы приносят в храм дар Господу ( Ис. 49:22; 60:4–9; 66:20 ). Подобные пророческие изображения повторяются и в позднейшей иудейской письменности. Уже в неканонической книге Варуха возвращение иудеев из рассеяния изображается в самых восторженных выражениях ( Вар. 4:23; 4:36–37; 5:5–9 ); но еще с большим воодушевлением рисует картину возвращения сынов Израиля автор Соломоновых Псалмов: «Трубите в Сионе трубою знамения святых! восклицает он. Возвещайте в Иерусалиме глас благовествующего! Поднимись, Иерусалим, на высоту и воззри на сынов твоих, от востока и запада собираемых Господом! От севера идут они в радости Бога своего, с островов издалека собирает их Бог . Высокие горы понизились, чтобы уравнять им путь; холмы убежали на их пути, дубравы давали им тень при проходе их; всякое благовонное дерево произрастил для них Бог, чтобы Израиль переселился в славе Бога своего. Облекись, Иерусалим, в одежды славы твоей и приготовь одеяние святыни твоей» (Пс. Сол. 11). По книге Еноха, это будет шествие на крыльях ветра, которое будет сопровождаться страшным смятением и шумом, так что столпы земли подвинутся со своих мест (Ен. 57 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

3. Венец, сплетенный из прочных прутьев колючего растения без шипов, к которым добавлены веточки благовонного растения зизифуса, хранится в специальном запаянном футляре. 4. До сих пор ведутся споры, из какого растения сделан Венец. Наиболее распространенные версии: зизифус настоящий, или унаби;   держи-дерево, или Христовы тернии; саркопотериум колючий;   боярышник. 5. Изначально Венец насчитывал около 70 четырехсантиметровых шипов. Перед продажей Людовику IX венецианцы срезали шипы. Они попали в различные храмы и монастыри по всему свету. 6. Половину годового бюджета Франции — 135 тысяч ливров — отдал король Франции Людовик IX, чтобы выкупить Венец у венецианских купцов. К ним святыня попала после разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году. Встречать Терновый венец Людовик выехал за 40 километров от столицы — босиком и в простой рубахе — и нес святыню на плечах до самого Парижа. Каждый год на Венце распускались зеленые листочки. Об этом в 1201 году сообщает ризничий константинопольского императора Николай Мессарит. 7. В 1806 году Терновый венец поместили в ризницу собора Парижской Богоматери. Терновый венец выносится для поклонения в первую пятницу каждого месяца, в каждую пятницу католического Великого поста и в Страстную Пятницу. Почему Терновый венец стал святыней? Как получилось, что реликвия была заложена и кем была выкуплена? Какую роль Терновый венец сыграл в судьбе ученого и философа Блеза Паскаля? Где сегодня можно соприкоснуться со святыней? Рассказывает историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе Тимофей Китнис . Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/ternovyiy-venets-infograf...

Кипер (евр. кофер, греч. κυπρος) (ср. Песн 4.13 ), по-арабски Ал-хенна, – благовонный в Египте, Персии, Аравии, Ост-Индии, в ботанике Lawsonia alba. Цветы кипера напоминают грозди виноградной кисти, имеют бело-желтый цвет и запах, напоминающий запах резеды; любимые цветы восточной женщины. Из высушенных и истолченных лепестков приготовляются употребительнейшие на древнем и новом востоке румяна женщин. Кустарники кипера, вероятно, насаждены были Соломоном в садах Енгедских. Енгадди или Ен Геди (И. Нав 15.62 ; Иез 47.10 ; 1Цар 24.1 ; Onomast. 401), теперь Айн-Джиди, – город на юго-востоке Палестины, на оазисе близ западного берега Мертвого моря (См. Толков. Библию , т. II, с. 337 и 402). Песн.1:14 .  О, ты пре­красна, воз­люблен­ная моя, ты пре­красна! глаза твои голубиные. Песн.1:15 .  О, ты пре­красен, воз­люблен­ный мой, и любезен! и ложе у нас – зелень; Песн.1:16 .  кровли домов наших – кедры, по­толки наши – кипарисы. Выраженная Невестою (ст. 11–13) нежность чувства любви к Жениху вызывает у него (ст. 14) восторг от созерцания ее красоты, причем он сравнивает ее – со стороны ее чистоты, подвижности и привлекательной простоты и невинности – с голубями (сн. Песн 5.12 , ср. «голубица моя» Песн. 2:14, 5:2, 6:9 ). (По Мидрашу, благочестивые израильтяне в посещениях своих храма в праздники и во многих других отношениях уподобляются голубям, s. 49–50). Ориген говорит: «Почему невеста не говорит: «вот ты прекрасен, ближний мой», а только: «вот ты прекрасен»? и почему он не только говорит: «ты прекрасна», но и ты прекрасна, ближняя моя»? Невеста, если находится далеко от жениха, не прекрасна, она делается прекрасною тогда, когда соединяется со Словом Божиим. И справедливо она теперь поучается от жениха тому, чтобы она была вполне близка к нему и не удалялась от его бока» (стр. 160). (Мидраш объясняет это тем, что Возлюбленный (Бог) имеет и другие народы, кроме Израиля, а Невеста – Израиль – только Его одного считает достойным любви s. 51). В ст. 15 Невеста «слыша о себе такие похвалы, взаимно воздает жениху похвалами, своею хвалебною речью не усвояя ему того, чего он не имеет, а истинно уразумевая и созерцая красоту его» ( Ориген – Иероним, с. 161). Именно, восхищенная вниманием к себе царя, Невеста хвалит красоту и любезность его, Возлюбленного своего, и зовет его, с целью полного наслаждения, на лоно природы, где ложе – зелень, кровли домов из кедра и потолки из кипариса. «Исследуя, какого свойства эти деревья, и замечая, что кедр – дерево не гниющее, а кипарис имеет весьма приятный запах, старайся и ты так устроить дом свой, чтобы и о тебе могло быть сказано: кровли домов наших – кедры, а потолки наши – кипарисы». ( Ориген – Иероним, с. 162).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Она заявляла сама: «Моя южная граница простирается до Пунта 66 … моя восточная граница простирается до болот Азии, и азиаты в моей власти; моя западная граница простирается до горы Ману (заката)... Моя слава постоянно живёт среди обитателей песков. Мирра из Пунта была доставлена мне... Все роскошные чудеса этой страны были доставлены в мой дворец за один раз... Мне привезли избранные продукты… кедра, можжевельника и дерева меру... всякое благовонное дерево Божественной Страны. Я получила дань из Техену (Ливии), состоящую из слоновой кости и семисот клыков, имевшихся там, множества пантеровых шкур, пяти футов длины, считая вдоль спины, и четырёх футов ширины». Очевидно, в Азии ещё не произошло никаких серьёзных волнений из-за того, что на престоле фараонов не было уже больше воина. Поэтому энергичная женщина начала употреблять свои новые богатства на восстановление древних храмов, которые, несмотря на то что уже минули два поколения, не были ещё поправлены после того пренебрежения, в котором они находились при гиксосах. Она записала своё доброе дело в храме, высеченном в скале в Бени-Хасане, в следующих словах: «Я восстановила то, что лежало в развалинах. Я воздвигла то, что оставалось неоконченным, с тех пор как азиаты были в Аваре, в Северной Стране, и среди них варвары, низвергая то, что было сделано, когда они правили в неведении Ра». Уже прошло семь или восемь лет с тех пор, как она и Тутмос III вновь овладели престолом, и пятнадцать лет с тех пор, как они впервые захватили его. Тутмос III никогда не был назначен наследником престола, но на долю его жены выпала эта честь; теперь близилась тридцатая годовщина её назначения, и она могла праздновать свой юбилей. Она должна была поэтому сделать приготовления для постановки двух обелисков, которыми обычно ознаменовывались подобные юбилеи. Об этом сама царица говорит нам: «Я сидела во дворце. Я вспомнила о том, кто создал меня. Моё сердце побудило меня сделать для него два обелиска из сплава золота и серебра, острия которых сливались бы с небом».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

е. устремленный к духовной красоте, по свидетельству агио-графов, часто до глубокой старости сохраняет красоту внешнего облика: «хотя Филарет был уже глубоким старцем – он дожил до девяноста лет – ни зубов его, ни лица, ни десен не тронуло время: он был свеж, цве-тущ и светел ликом, как яблоко или роза» (111) 147 . Более того, лица выдающихся подвижников, как Николай или Алексей, излучали, согласно агиографам, «пре-светлое сияние» (454; 160). Многие из них, особенно после смерти, источали благоухание, а их мощи – благовонное миро (111; 154; 161). Место вечного блаженства, или рай, изображается в житийной литературе, как идеальный прекрасный сад, благоухающий ароматами бесчисленных цветов и услаждающий глаз обилием зрелых плодов, то есть как некий идеал природной красоты, который на земле никто «не мог узреть. Ибо росло там множество дерев разновидных, прекрасных, высоких и не похожих на обычные. Все они были покрыты плодами изобильнее, чем листьями, а плоды имели такие благоцветные, большие и душистые, каких не зрели смертные. Под этими деревами текли обильные студеные и чистые воды, и поднимались там всякого рода душистые травы, и оттуда струило всевозможными ароматами, так что стоявшему чудилось, будто он вдруг попал в покой, где приготовляют благовония» (181). В другом описании рай также предстает прекрасным садом, одновременно цветущим и плодоносящим и «насыщающим благовонием всю землю ту». Растут там диковинные растения, но среди них можно увидеть и «всякое дерево, какое растет и в наших садах, но краше и выше, и все они струили благоухание ароматов, и вьющиеся вокруг дерев прекрасные виноградные лозы, покрытые тяжелыми гроздьями, и финиковые пальмы, и все, что украшает людскую трапезу» (112). Интересно отметить, что в этом идеальном пейзаже господствуют визуально воспринимаемая красота и благоухание. Эстетика запаха занимает здесь, пожалуй, едва ли не первое место – черта, характерная для византийской культуры, хотя и не оригинальная, берущая начало в древних культурах Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ma...

Из плодов масличного дерева выделывается масло (елей), которое употребляется и в пищу и для освещения, также и для лампад в церквах. Масличных дерев много росло около Иерусалима на горе Елеонской, с которой вознесся на небо Иисус Христос ; и самая гора эта потому называлась масличною (Елеонской). Маслины живут очень долго; и теперь сохранились на горе Елеонской те деревья, которые были при Иисусе Христе. Смоковничные дерева высоки, имеют широкие листья; сучья их раскидисты и наклонены к земле, поэтому дают приятную тень и прохладу в тамошней жаркой стороне. Плоды на ней растут и зреют несколько раз в год, и их бывает очень много; у нас продают их засушенными под названием винных ягод. О смоковнице часто говорится в Евангелии. Финиковая пальма самое полезное растение; дает сладкие и питательные плоды – финики; листья ее употребляются на разные поделки, на рогожки, корзинки и т. п., на перекладины между бревнами и на покрышки, а из волокон ее вьют веревки. В праздник вербного воскресенья тамошние христиане стоят в церкви с финиковыми ветвями, как мы с вербою; богомольцы наши иногда приносят их сухими и в Россию. Дерево это высохшее очень крепко. Из винограда, как вы знаете, делают вино, ягоды его также засушивают, – это и есть изюм. У евреев в старину разве у очень бедного человека не было своего вина, но они пили его, разбавляя водою. Евреи делали вино из винограда так: ставили на землю каменное корыто, а над ним прилаживали другое корыто с дырочками. В верхнее корыто клали виноградные кисти, и несколько мужчин становились в него и топтали ягоды ногами. Сок через дырочки вытекал в нижнее корыто. Потом его сливали в кожаные бурдюки или мешки, где оно и бродило; корыта эти назывались точилами, – о них говорится и во св. писании. Магометанская вера строго запрещает пить вино и хлебные напитки; от этого турки мало занимаются разведением винограда. Кроме этих дерев немало во св. земле и других плодовых, – миндальных, фисташковых, гранатовых, и разных благовонных. Воды в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Симмах: «на сие помазал Тебя... паче друзей Твоих. Сего ради. «Чего же именно ради»? – вопрошает св. Афанасий и отвечает: «чтобы возрадовались соделавшиеся Твоими причастниками, как помилованные за то, что научились у Тебя любить правду и ненавидеть беззаконие». Помаза. Помазание означало сообщение даров Св. Духа помазуемому. Св. Ап. Петр говорит, что Иисус Христос помазан был (разумеется, по человечеству) Духом Святым и силою ( Деян. 20:38 ; Ис. 61:1 ), т.е. Его человечеству сообщены были, по Злат., во время крещения на Иордане, особенные дары Св. Духа несравненно в большей мере, нежели в какой сообщались другим причастникам даров Божиих, как-то: царям, пророкам, первосвященникам. «Прежде Христа, – говорит св. Злат., – много было помазанников, но ни одного такого, никто не был помазан так, как Он. Когда помазан Христос? Когда сошел на Него Дух в виде голубя. Хорошо сказано: елеем радости, дабы показать, что дело это радостное», потому что один из плодов Духа есть – радость (Вас. В.). 9 . Смирна, и стакти, и касиа, от риз Твоих, от тяжестей слоновых 291 , из нихже возвеселиша Тя. С Еврейск.: «Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя». Бл. Иероним переводит с Евр.: «Смирна и стакти и касия на одеждах Твоих от домов Твоих слоновых, в которых радуют Тебя». Смирна (или мирра) есть благовонное смолистое вещество, вытекает само собою или подрезами из ствола и больших ветвей дерева, растущего в Палестине, имеет способность противостоять гниению и предохранять от него другие тела, потому смирною помазывали тела умерших ( Ин. 19:32 ). «А стакти 292 , – говорит св. Вас. В., – есть тончайший вид смирны. При выжимании сего благовонного вещества, что бывает в нем жидкого, отделяется в стакти, а что остается густого, называется смирною. Касия же есть тонкая благовонная кора, облекающая собою древесный ствол». Касия есть собственно дерево из рода лавровых, а здесь, вероятно, разумеется эссенция или масло, добытое из коры касии. Из нихже возвеселиша Тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010