Называемся христианами во имя Христа, – но распяли ли плоть со страстями и похотями, как подобает христианам, верующим в Распятого Христа, как говорит апостол: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал. 5, 24 )? Чувствуем ли в себе духовное радостное елея помазание ( 1Ин. 2, 27 )? Веруем Евангелию, – но достойно ли Евангелия живем? Исповедуем и призываем Бога истинного, но угождаем ли Ему верой и чистой совестью, чего Он от нас требует? Слушаем святое Божие слово, – но внимаем ли ему и исправляем ли себя по его закону? Причащаемся Святых Животворящих Тайн Тела и Крови Христовых, – но обновляемся ли мы от святого Причастия и возрастаем ли в нового духовного человека? Все это и прочее рассмотрим и осмотримся, как живем, как обращаемся, как мыслим, как говорим, как делаем, с каким сердцем пребываем перед Всевидящим Богом, как друг с другом обходимся, и так рассмотрев, исправим себя, чтобы не только по имени, но и поистине быть христианами ( 104, 1615–1616 ). Внимай этому, возлюбленный христианин, и замечай приметы истинных христиан, которые носят оправдывающую веру в своих сердцах, как бесценное сокровище. Если вера святая и есть дар духовный, никаким чувствам не подлежащий, однако проявляет себя вовне своими плодами, как доброе дерево, или как искра, находящаяся в пепле, теплотой своею, или как хорошее и благовонное масло, находящееся в сосуде, проявляет себя благовонием. Ибо где вера святая, истинная и живая, там обитает и благодать Святого Духа; где благодать Святого Духа, там и плод духовный: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5, 22–23 ) ( 104, 1616 ). Познание себя и своей греховности – это начало спасения, поскольку познание своей беды приводит к исканию способа, чтобы избавиться от беды. Так сделал блудный сын, удалившийся от своего отца и голодающий, который, придя в себя, «сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода»... «Встал и пошел к отцу своему» ( Лк. 15, 17 и 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Но если вы не желаете, чтобы прочитанное осталось лишь книжным знанием, обязательно пройдите самим делом предложенный вам путь: от узнавания грехов в себе и начала борьбы с ними – к Исповеди, от Покаяния – ко Святому Причащению, от участия в Тайной Вечери – к исправлению жизни и прославлению Господа деятельным милосердием… Помните: “вера без дел мертва” . Дела веры суть нравы и поступки по духу и заповедям Евангелия, по уставам и узаконениям Православной Церкви. Приходилось ли вам созерцать когда-либо луг Божий, покрытый множеством цветов? Знайте, в Новом Завете имеется особенная, удивительная заповедь Господа нашего, одевающего небо облаками, а землю – кринами сельными (полевые цветы), как воспевает Творческую Премудрость церковное песнопение. “Посмотрите на полевые лилии… – призывает всех нас Христос. – Говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них” . Вот зима уже прошла, дождь перестал; цветы показались на земле, время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей. Смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благоухание… Что может быть совершеннее цветов из всех земных произрастаний? Какое слово способно описать это чудо Божие? Изящные стебли, тянущиеся к свету солнечному, нежные лепестки, в красках которых отражено непостижимое разнообразие мира: и голубизна небес, и багрянец заката, и печально-лиловое дыхание сумерек, и многоцветие минералов! Кому дано запечатлеть тонкий, едва уловимый аромат соцветий, предмет благоговейной любви медоточивых пчел и легкокрылых бабочек? Чья рука подымется сорвать девственную полевую лилию, освященную взором Всевидящего и Всеблагого Господа? Однако же есть в мире нечто, пред чем меркнут и цветы земные с их прекрасным одеянием. Это – бессмертная, разумная, свободная и просвещенная Крещением душа человеческая, и в особенности детская душа. Это – ваши души, возлюбленные наши читатели! Войдите же в Эдем сладости, Вертоград церковный, и укоренитесь в его плодородной почве, на которой насадил Господь Бог “всякое дерево, приятное на вид” , и “траву, сеющую семя по роду ее” . Пусть ваши души расцветут в Божием саду Церкви, где, как рассказывает Царь Соломон, нарцисс Саронский, лилия долин, гранатовые яблоки, киперы с нардами, шафран и корица с благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами.

http://azbyka.ru/deti/moya-pervaya-ispov...

Одежда, изъеденная молью, уже не может иметь никакой цены или достойного употребления; и дерево, испорченное червями, не годится для украшения... здания, а годно только к сожжению огнем. Так и душа, съеденная едкой печалью, как одежда, будет бесполезна и для той первосвященнической одежды, которая обыкновенно принимает елей Святого Духа. ...Она не может быть пригодной и для построения и украшения того духовного храма, основание которого положил мудрый строитель Павел, говоря: «...вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор. 3, 16 ). О том, какие нужны для этого храма деревья, говорит невеста в Песне Песней: «Кровли домов наших – кедры, потолки наши – кипарисы» ( Песн. 1, 16 ). Такие-то деревья требуются для храма Божия – благовонные и крепкие ( 53, 114 ). Нам предстоит подвиг – притупить жало едкой печали. Если она при каждом нападении в несчастных случаях будет обладать нашей душой, то всякий раз будет лишать нас способности к Божественному созерцанию. Низринув дух из состояния чистоты, она совершенно расслабляет и угнетает, не позволяет ни совершать молитвы с обычной ревностью сердца, ни с пользой заняться священным чтением, не позволяет быть спокойным и кротким с братьями. Во всех обязанностях или в богослужении она делает нетерпеливым и неспособным, погубив всякий спасительный совет и возмутив постоянство сердца, делает безумным, опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием ( 53, 114 ). Кроме этой печали, которая происходит от спасительного покаяния, или от ревности к совершенству, или от желания будущих благ, всякая печаль, как мирская и причиняющая смерть, должна быть отвергаема, изгоняема из наших сердец, подобно духу блуда, или сребролюбия, или гнева ( 53, 117 ). ...От печали рождаются недовольство, малодушие, раздражительность, отчаяние. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин ( 53, 254 ). Два брата, будучи побеждены блудною похотью, согрешили с женщинами. После же стали говорить друг другу: что пользы для нас в том, что мы, оставив ангельский чин, впали в нечистоту и должны будем идти в огонь и мучение? Пойдем опять в пустыню. Придя в нее, они просили отцов назначить им покаяние, исповедав то, что сделали. Старцы оставили их в затворе на год, и обоим поровну давали хлеб и воду. Когда исполнилось время покаяния, они вышли из заключения, и отцы увидели одного из них печальным и совершенно бледным, а другого – с веселым и светлым лицом и подивились этому. Они спросили печального брата: «Какими мыслями ты был занят в келлии своей?» – «Я думал, – отвечал он, – о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую я должен идти, и от страха «кости мои прильпнули к плоти моей» ( Пс. 101, 6 ). Спросили они другого: о чем ты размышлял? Он ответил: «Я благодарил Бога, что Он исторг меня от нечистоты мира сего и от будущего мучения и возвратил меня к этому ангельскому житию, и я радовался». Старцы сказали: покаяние того и другого равно перед Богом. Древний Патерик ( 73, 17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ст. 8 и 9. Из всех прекрасных мест только что сотворенного мира, Господь приготовил особенно приятное место – Едем (по-еврейски), или рай. Здесь по особенному смотрению Божию произращены были все разнообразные деревья, радующие взгляд и дающие в плодах пищу. Здесь еще находились два особенных дерева, из которых одно могло доставлять человеку самое прочное здоровье, так что, всегда питаясь плодами его, человек вечно сохранял бы силу и крепость своего тела, и не умер бы. Этому дереву, поэтому, и было название – «древо Жизни». Другое дерево могло доставлять человеку чрез вкушение его нечто совершенно другое, именно – опытное различение добра и зла. Только это знание могло сообщиться чоловеку не через свойство самого дерева, а через вкушение. Но во всяком случае оно и поэтому могло назваться древом «познания добра и зла». Ст. 10–14. «Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат». Ст. 10–14. Рай (Едем) находился на востоке от земли Еврейской, т.е. Палестины. По нему протекала река, которая была началом двух ныне известных рек Тигра и Евфрата, где находились две другие неизвестные реки – Гихон и Фисон. Вообще, рай находился где-либо в Мессопотамии, напр. в Армении. Около этих сторон находится златоносная река Фазис, земля Хавила (между Ассирией и Египтом), где находилось много благовонной смолы (бдолах) и земля Куш. Ст. 15. «И взял Господь Бог человека (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». Ст. 15. Господь Сам ввел человека в рай, чтобы человек знал, что все ему дано Богом. Человеку поручено было ухаживать за раем, обрабатывать его, чтобы он, таким образом, упражнял свои телесные силы, данные ему для труда, и достижения целей души, долженствовавшей подчинять себе природу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Растительность иорданской долины имеет тропический характер и напоминала растительность Нубии. Здесь между прочим произрастали такие растения, как: Calotropis procera, zizyphus, spina Christi, papyrus antiquorum и финиковая пальма. 1) Деревья росли в лесах, садах и при источниках в пустыне. Из деревьев Палестины в Св. Писании упоминаются: 1) дуб (эль или элон, quercus, ilex). При благоприятных условиях роста палестинский дуб достигал значительной высоты и ширины. К этой породе дерев принадлежал известный из истории Авраама ( Быт. 18 ) дуб мамврийский. 2) Теревинф (элла или алла), (pistacia therebinthus), из смолы которого приготовлялось терпентинное масло. 3) Тамариск (эшел, tamarix mannifera), из ветвей которого весною после дождя вытекает тягучая сладкая жидкость, которая при падении на землю получает вид зерен, напоминающих манну, почему это дерево и называется «приносящим манну». 4) Бальзамное дерево (босем, balsamodendron gileadense, amyris gileadensis), называемое так потому, что из него получается бальзам. 5) Фисташковое дерево (ботним, pistacia officinalis), приносящее фисташковые орехи. 6) Садовая маслина (заит, оиеа europäa), приносящая оливы, из которых получается оливковое масло. От маслины или масличного дерева нужно отличать. 7) Туковое дерево, олеастр или дикая маслина (эц шемен, elaeagnus angustifolia), дававшее плоды масличного свойства и имевшее твердую древесину, почему охотно употреблялось, как строительный материал, для тонкой и в тоже время прочной работы. 8) Гранатовое дерево (риммон, punica granatum), дававшее гранатовые яблоки. 9) Сикомора (шикма, ficus sycomorus). 10) Миндальное дерево, (шакед, луз, amygdalus communis). 11) Ореховое дерево (эгоз, juglans regia). 12) Финиковая пальма (тамар, phoenix dactylifera). 13) Яблоня (таппуах, pomus). 14) Иоанново дерево или рожковое (ceratonia siliqua, κερτια), плодами которого питался св. Иоанн Креститель. 15) Смоковница (теэна, ficus), дававшая смоквы. 16) Масличное дерево (pistacia lentiscus), дававшее особую благовонную смолу (цори, opobalsamum). 17) Кипарис (берош, cupressus sempervirens). 18) Ива (арабим, populus euphratica). 19) Платан (армон, platanus orientalis). 20) Акация (шитта, acacia arabica). 21) Кедр (эрез, cedrus). Впрочем относительно акации надо заметить, что она росла только вблизи Иордана (Yigouroux, Diet, de la bible t. 1-er p. 102, acacia), а относительно кедра, что он едва ли рос в самой Палестине. Местом произрастания его служили отроги Ливанских гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

( Исх.30:23 ; Притч.7:17 ) 27 . Коричневое дерево составляет туземное растение на о. Цейлоне, где оно высоко ценится за свою благовонную кору. Корица входила в состав священного мира для священного помазания и для благовонного курения. Дерево принадлежит к семейству лавровых, растёт до 30 футов высоты и имеет белые цветы со стрельчатыми листьями. Кориандр, кориандровое семя ( Исх.16:31 ; Числ.11:7 ) 28 . Это растение упоминается в Библии только дважды, именно при сравнении оного с манной. Оно из семейства зонтичных с белыми цветами и приносит шарообразные ароматические плоды; растёртые семена его обыкновенно смешивались с хлебом. Кориандровое дерево разводилось особенно в Египте, почему и было хорошо известно Евреям. Крапива ( Притч.24:31 ) 29 . 1 . Слово kimmosh упоминается в Библии несколько раз вместе с терновником и есть не более как колючее растение, в обилии встречающееся на Востоке в развалинах и мусоре ( Ос.9:6 ). 2 . ( Притч.24:31 ). Евр. chârûl, греч. φργανα γρια не означает крапиву в собственном смысле, но вообще всякое колючее растение или плевелы на хлебных полях. По-видимому, слово chârûl есть общее название для всех сорных трав. Красное дерево ( 3Цар.10:11 ; 2Пар.9:10–11 ) 30 . Красное дерево, употреблённое на постройку храма Соломонова, очевидно, было двух родов: 1) произрастало на Ливанских горах вместе с кедром, кипарисом ( 2Пар.2:8 ) и 2) привозилось из Офира вместе с золотом и драгоценными камнями. Последнее употреблялось на изготовление музыкальных инструментов, равно как на устройство колонн, террас и, вероятно, принадлежало к разряду pterocarpus santalinus, или к видам красного сандального дерева, вывозимого из Офира, прямым путём или через Тир. Соломону изготовляли музыкальные инструменты из красного Офирского дерева. Куколь ( Иов.31:40 ) 31 . Под сим словом разумеется вообще сорная, негодная трава, или растение с отвратительным запахом, из числа тех, которые часто встречаются в Палестине, и растёт вблизи изгородей на кучах мусора и т. п. Ладон

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

( Мф.13:31 ) 14 . Растение упоминается только в Новом Завете и употреблено в смысле зёрен самой малой величины. Это растение свойственно как Палестине, так и Европейским странам. В Евангелии от Матфея ( Мф.13:31 ) горчичное зерно изображено вырастающим до высоты дерева, так что птицы укрываются в ветвях оного. Тропическое горчичное зерно (Salvadora persica) собственно не растёт в Святой земле, хотя и встречается в окрестностях Мёртвого Моря. Гофер ( Быт.6:14 ) 15 – это Еврейское название дерева, употреблённого при построении Ноева ковчега, и нигде более не упоминаемое в Библии. Под сим названием некоторые разумели кедр, кипарис, ель, но без достаточных оснований. Дерево гофер было очевидно очень твёрдое и не гниющее. Гранатовое яблоко ( Числ.20:5 ; Втор.8:8 ) 16 – один из самых приятных плодов Египта, обещанный в числе других плодов в благословение Божие в Палестине. На этот плод часто указывается в Библии, и его обилие свидетельствуется частым упоминанием слова риммон, как название различных мест и города. Это кустообразное дерево с кроваво-красными цветами и шарообразным плодом, заключающим в себе множество семян в красной сочной оболочке, из которой изготовляются различные освежительные напитки ( Числ13:24 ; Песн.8:2 ). Внутренняя часть плода употреблялась в качестве лекарства стягивающего и для смягчения кожи. Плоды гранатового дерева служили образцом для украшений, как, например, одежд первосвященника ( Исх.28:33 ) и в зодчестве для украшений храма ( 3Цар.7:18 ). Как половинки гранатового яблока ланиты твои под кудрями твоими ( Песн.4:3 ), говорит Таинственный Жених своей Возлюбленной в книге Песнь Песней. Дерево благовонное ( Откр.18:12 ) 17 – небольшое дерево видом похожее на кипарис. Растёт преимущественно в Атласских городах Африки. Римляне называли его лимонным деревом. Римляне давали громадную цену за предметы роскоши, сделанные из этого дерева; также высоко ценятся сосуды и блюда, изготовляемые из него в настоящее время в Аравии. Дуб (каменный) ( Ис.44:14 ) 18 . Обозначенное слово встречается в Библии только однажды, именно в указанной цитате – в значении материала для делания идолов. По мнению некоторых, это есть не что иное, как каменный дуб (quercus ilex), названный так за свою особенную твёрдость и крепость. Растёт на Ливанских горах. Дыня

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Так положив и распалив первое деревцо на сердечном жертвеннике, пойдем за другим. Другое дерево благовонное, которому уподобляется Премудрость Божия, это кипарис в Аермоне. " Я, – говорится, – как кипарис на горах Ермонских» ( Сир. 24:14 ). Итак, я прежде всего посмотрю, где находятся те Аермонские горы. В толкованиях Псалтири я нахожу известие, что они находятся в Палестине, совсем недалеко от Ливана. Толкуется же Аермон как «сияние». Я же, снова обращаясь к рассмотрению имен, внимаю: Ливан – белизна, Аермон – сияние, недалеко от Ливана; и дух говорит мне: кто имеет совесть белую, очищенную от скверны плоти и духа, для того близко сияние праведническое. «Праведники, – говорится, – воссияют, как солнце» ( Мф. 13:43 ). Взойдя на Аермон умом своим, я рассуждаю: почему Премудрость Божия уподобляется кипарису? Я знаю, что у древних кипарис был образом мертвости: как кедр был образом бессмертия, так кипарис был изображением и написанием смерти. Был обычай насаждать это дерево на кладбищах при гробах умерших. В житии преподобного Никиты Исповедника мы находим, что в его обители преставился некий богоугодный отец, именем Афанасий, который поистине любил Бога, и вот по его погребении выросло на могиле кипарисовое дерево из самой его груди. Выросло оно по повелению Божию для прославления угодника Его, и листья этого дерева исцеляли всякие болезни. У греков же был обычай извещать о человеческой смерти посредством кипарисовой ветви, и если где-либо была видна кипарисная ветвь, воткнутая на каком-либо доме, то всякий знал, что в том доме есть мертвец. Кроме того, и гробы для мертвых делали из кипариса, поскольку тела мертвых нескоро истлевали в кипарисовом дереве, ибо дерево это так же, как и кедр, было негниющим и имело силу хранить в себе нетленным человеческое тело. Когда я хочу постигнуть эту тайну, почему Божия Премудрость, будучи бессмертной, уподобилась кипарису, бывшему образом смерти, то сам разум постигает, что именно потому, что воплощенной Премудрости Божией, Сыну Божию, была предназначена смерть на Кресте, в котором вместе с кедром и певком был и кипарис.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Его широко раскинутые ветви и большие вечнозелёные листья дают путнику прохладную тень ( Пс.77:47 ). Плод сикомора похож на небольшую смокву и употребляется во множестве бедными классами ( Ам.7:14 ). Ситтим-дерево ( Ис.41:19 ; Исх.26:15 ) 69 . Обозначенное дерево упоминается в пророчестве Исаии, как одно из деревьев в обновлённой пустыне, и в книге Исхода, как единственный материал для устройства скинии и её приспособлений в пустыне, так как один только ситтим служил строевым материалом в песчаных пустынных местностях. Ситтим – это небольшое дерево с угольчатыми ветвями, изящными перистыми листьями и кистями белых цветков, растущее в самых пустых и безводных местах и рассеянное по всему Синайскому полуострову и западному берегу Мёртвого моря. Древесина ситтима очень тверда и тёмно-оранжевого цвета; из него добывается смола – гуми-арабик, а кора употребляется как вяжущее средство на дубление кож. Смирна ( Исх20:23 ; Притч.7:17 ) 70 ; ( Быт.30:25 ) 71 – благоухающая смола, часто упоминается в Ветхом и Новом Завете, как вещество, входившее в состав священного мира и как домашнее курение вместе с алоэ, кассией и корицей; она употреблялась при месячных очищениях женщин и при бальзамировании усопших. Как по указанию Библии, так и по свидетельству классических писателей, эта благовонная смола вывозилась из Аравии и добывалась посредством надрезов в коре смирнового небольшого колючего деревца, с мелкими и редкими листьями. Восточные волхвы принесли в дар Богомладенцу Господу Иисусу золото, ладон и смирну. Смоковница ( Быт.3:7 ; Втор.8:8 ) 72 ; ( Песн.2:13 ) 73 ; ( Ос.9:10 ) 74 ; ( 1Цар.25:18 ) 75 . Смоковничное дерево часто упоминается в священных книгах Ветхого и Нового Завета. Оно растёт особенно в Сирии и иногда достигает значительной высоты. Плоды его имеют подобие груши. Смоковница упоминается в Библии прежде всех дерев, именно когда ещё первые люди блаженствовали в раю. Оно и доселе ещё в обилии встречается повсюду в Палестине в диком и культивированном состоянии. Библейское выражение: «сидеть под своею смоковницею» означает не только безопасность, но и полную защиту, так как смоковничные деревья своими широкими листьями дают широкую, прохладную тень от палящих лучей восточного солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

10) Благочестивые суть Экономы Божии, слуги Христовы, и строители таин Божиих ( 1Кор.4:1 ). Они уподобляются масличному древу: α) в рассуждении корня, который есть горчайший и неприятнейший плоти и крови. β) В рассуждении произращения. Оливное древо растёт очень медлительно, и помалу возрастает: так отрождение благочестивых не есть мгновенно, но последовательно совершается; еже бо легкое печали нашея, по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает нам ( 2Кор.4:17 ). γ) В рассуждении благовония. Оливное дерево издаёт запах благовоннейший: так благочестивые благоухают добрыми делами, и прославляют Отца, иже на Небесах. Оливное дерево по натуре своей утоляет жажду: так благочестивые утоляют жажду, когда напоевают бедных жаждущих, и когда раздробляют алчущим хлеб свой. δ) В рассуждении врачебной силы. Масло из оливного дерева извнутрь члены совокупляет и как бы клеит: так благочестивых сердца, елеем любви исполненные, – и ближнего своего любовью к себе привязывают. Извне масло деревянное раны стягает и болезнь умягчает; так благочестивые, язвы душевные, происходящие от оскорбления, охотно прощают. ε) В рассуждении света: масло деревянное подаёт свету материю; благочестивые – от себя свет доброделания издают. Масличное дерево знак есть мира: благочестивые везде ищут мира, везде сохраняют мир, везде приводят на мир, исполняя Божие слово: блажени миротворцы ( Мф.5:9 ). ζ) В рассуждении победы. Масличное дерево победу означало у Афинян: благочестивые знаком суть Христовой победы, который и здесь верою торжествовать повелевает, а в будущей – жизни самою вещью. Тогда бо покорятся враги Христовы, и откроется Царство Его, Царство славы ( 1Кор.15:25 ). μ) В рассуждении места. Оливные дерева любят места горячие, и восток солнца: благочестивые любят горний Иерусалим, и Христа, Кой есть восток свыше. 11) Благочестивые суть храм Бога живого по оному слову Божию: храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас ( 1Кор.3:16 ). Они суть сосуды в честь, о коих пишется к Римлянам в ( Рим 9:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010