530 (Ст. 5). Предполагают, что красныт кожи суть сафьян (morocco; maroquin, от империи Марокской, откуда их вывозили в XV и XVI столетиях); сафьян, по-видимому, издавна был известен в Ливии и составлял местное произведение жителей cebephjro берега Африки, обладавших искусством выделывать его. Но синие кожи представляют весьма важное затруднение. Англ. узак. Библия переводит барсучья кожи (badgers skins); Остервальд: «des peaux de couleur d’hyacinthe; Silvestre de Sacy: des peaux teintes en violet Лютер: Lachsfelle, а Отто Герлах в примечании говорит, что это может быть тюленьи кожи (Seehunds Felle). По-еврейски слово это Тахашь, Англ. комм. Библия, сближая его с Арабским Тухашь, означающим многих морских животных (т. е. напр. тюленей, дельфинов, морских свинок и т. д.), полагает, что кожи синие – суть кожи морских животных, которые употребляются и теперь Арабами для сандалий и могли доставить хороший материал для верхних покровов, имевшим главною целию защищать от дождя. Дерево ситтим есть род Акации (Acacia Seyal), достигающая значительной толщины и вышины. Есть указания, что Синайский полуостров был богаче лесами чем ныне, хотя и теперь там встречается много дерева этой породы. Замечательно, что дерево ситтим, исключая окрестностей Мертвого моря, не встречается почти вовсе в Палестине (Кук, ссылка на Тристрама), что опять указывает на написание книги Исхода в пустыне, а не в Иерусалиме. Дерево это твердо, и очень красиво в столярной работе, получая в полировке золотой оранжевый с темными отливами цвет (ссылка на Станлея, Хоутона, Библейский лексикон Смитта и др.). 531 (Ст. 6). Масло, горевшее в светильниках, было масло оливковое, как ясно указано в XXVII, 20 Исх. Благовонные курения указаны в Исх. ХХХ, 39 . Курение для храма должно было быть составляемо по какому-то известному рецепту из четырех благовонных веществ; см. прим. на указ. стих. 533 (Ст. 7). Об камнях драгоценных одежды первосвященника см. главу XXVIII. Оникс нашего перевода назывался по Еврейски Шохам . Есть большое вероятие, что это камень, известный нам и ныне под именем Оникса. Заметим, что многие имена драгоценных камней изменились или перенесены на другие камни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

От своей благовонной смолы кедр издает особое благоухание и наполняет им все горы Ливанские. В основном из кедра строился Соломонов храм, равно как и царские дворцы Давида и Соломона. Кстати, о кедрах ливанских удивительно исполняется пророчество пророка Исаии: «И остаток дерев леса его так будет малочисленен, что дитя в состоянии будет сделать опись» ( Ис. 10:19 ). Со времени опустошения Палестины число кедров на Ливане резко уменьшилось и уменьшается ныне. Не так уж много осталось последних кедров ливанских, величественно возвышающихся и простирающих свои ветви к небу, немых свидетелей ушедших тысячелетий. Кипарис – хвойное, вечнозеленое дерево, растет в Святой Земле, на Ливане, в Африке и Средиземноморье. Высокое, стройное, красивое, конусообразной формы. Мелкие чешуйчатые листья прижаты к ветвям. Вместе с кедром и певгом кипарис составлял славу Ливана. Цвет листвы мрачно-темно-зеленый сделал дерево символом печали. Кипарис сажали на кладбищах, украшали его ветвями гробы, дома печали. Арабы называют его древом жизни. Само дерево очень прочно, твердо, пахуче, имеет красноватый оттенок. Древесина богата смолой и долго не гниет. Поэтому из кипариса делали саркофаги, корабли. Его употребляли в строительстве (ворота и пол Соломонова храма были из кипариса). Из кипариса делают всякую резьбу (музыкальные инструменты, священные предметы). Из смолы кипариса изготавливали целебный бальзам и масло, употреблявшееся для бальзамирования трупов. Кипарис – символ и смертной печали, и вечной нетленной жизни. Под своды его зовет невеста жениха в Песни Песней. Нарцисс – луковичное благовонное растение, родственное тюльпану. Цветок ароматный, желтый (иногда белый, розоватый). Растет в Саронской долине во Святой Земле, в Египте, Малой Азии, Западной Европе, а сейчас даже в Сибири. Полевым цветком, или нарциссом Саронским именуется возлюбленный из Песни Песней, ставший прообразом Христа. Саронская долина – простирается вдоль Средиземного моря от Кесарии до Иоппии. Это самая плодородная долина на Святой Земле. Здесь были царские пастбища, к которым были приставлены особые царские приставники ( 1Пар. 27:28–29 ). В этой долине росли смоковницы и маслины и особенно много цветов. «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего» ( Ис. 35:1–2 ). Царицей цветов по запаху, цвету и красоте формы именуется на Востоке роза. Роза вместе с лилией – лучшее украшение садов и образ полной жизненной красоты. Роза вплеталась в венки на торжествах и богослужениях. Роза – прекраснейший цветок Саронской долины. Саронскую розу некоторые считают разновидностью тюльпана или нарцисса. Так что саронская роза, нарцисс, тюльпан – это один и тот же чудный цветок Саронской долины – образ Жениха небесного из Песни Песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Алой, по-евр. агалим, принадлежит к семейству молочайных, т.-е. таких, которые содержат в себе сок, похожий цветом на молоко. Это дерево (Ехсоесагиа Agallocha) растет преимущественно в восточной Азии 208 и поражает зрителя стройностью в своих частях и величием в целом составе. Валаам, знаменитый Месопотамский пророк увидал с вершины Фегора обширный Израильский стан, раскинувшийся по берегам потоков в обширной Моавитской долине. Он изумлен был обширностью всего Израильского стана, стройным расположением колен вокруг Скинии, правильным размещением шатров в каждом колене и, вспоминая о величавой стройности алоевых и кедровых дерев, в порыве восторга воскликнул: как прекрасны шатры твои, Иаков, и жилища твои, Израиль! Расстилаются они, как долины, как сады при реке, как алойные деревья, насажденные Господом, как кедры при водах ( Числ.24:5,6 ). Алой, как растение иноземное, с особенною тщательностью воспитывался в заповедном саду Соломона ( Песн.4:14 ) и почитался весьма дорогим у Евреев, преимущественно за свой приятный запах ( Песн.4:14 ). Евреи употребляли алой в виде порошка и клали это душистое вещество в свои одежды ( Пс.44:9 . по-слав. стакти) и в спальные комнаты ( Притч.7:17 ). Древним также обычаем у Евреев было натирать тела умерших смесью из алое и других ароматических веществ. Вечером в пятницу, когда Иосиф Аримафейский снял пречистое тело Спасителя со креста, пришел Никодим и принес с собою два пуда смирны, смешанной с алоем. Иосиф и Никодим, следуя обычаю Иудеев, обвили тело Спасителя пеленами с благовонною смесью и положили в новой пещере (гробе), ископанной в Голгофском саду Иосифа ( Ин.19:39,40 ). Черное дерево, по-евр. ховним, добывалось из дерева Diospyrus Ebenum 209 , довольно обыкновенного во всех тропических странах (Индии и Африке). Древние Тиряне знали об этом дереве потому, что оно было в числе привозных товаров ( Иез.27:15 ). Черное дерево очень плотно и, по краске своей, составляет совершенную противоположность с слоновою костью, которая нередко вставлялась в разную мебель из черного дерева.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Орошение в Палестине, в общем, достаточное. Правда, множество рек и ручьев в жаркое время пересыхает, но взамен этого есть много ключей, дающих воду. Из постоянных рек нужно указать Бел, нижние течения Кисона и Аудше и Иордан с притоками. К системе Иордана принадлежат и три озера: на севере Бар-эль-Гуле, или Семонитида, как называет его Иосиф Флавий, к югу от него Геннисаретское озеро, называемое также Тивериадским, или Галилейским морем и, наконец, Мертвое море, в которое впадает река Иордан. Климат Палестины можно охарактеризовать как субтропический. Однако в климатическом отношении Палестина представляет очень своеобразную страну: здесь мы встречаем, как, впрочем, в известной мере во всякой горной стране, различные до противоположности климатические пояса. Вершины Ливана даже в жаркое летнее время бывают покрыты снегом. На площади к востоку от Иордана и в Иерусалиме почти каждую зиму изредка выпадает снег, хотя и не держится более одного или двух дней; и бывают морозы, доходящие до –2° С. С другой стороны, в Иорданской долине и Мертвом море летом стоит тропическая жара; на берегу Средиземного моря, благодаря прохладным ветрам, температура всего 17° С. Самое холодное время в Палестине – январь и февраль; самое приятное время года – от середины марта до половины мая, но и летом жара умеряется вечерней прохладой и утренней росой, а также северо-восточным ветром, хотя иногда дует и сухой хамсин. Особенно тепла осень – октябрь не холоднее июня. Растительный мир Палестины отличается таким же разнообразием, как и климат ее, и совмещает пояса, в других странах отделенные пространством в несколько сот миль. Так на вершинах Ермона и Галилеи растут дуб, хвойные деревья, клен, можжевельник, плющ, ольха, тополь, ива, ясень. Из плодовых деревьев здесь произрастают яблони, сливы, груши; из злаков и овощей – пшеница, горох, ячмень, картофель, капуста, огурцы, морковь, салат, горчица, которые встречаются и у нас. Точно так же в Палестине можно видеть и большинство цветов, растущих в северных умеренных странах. Но здесь же роскошно растут растения южных, тропических стран: олеандр, мирт, смоковница, фиговое дерево, маслина, фисташковое дерево, а также такие плодовые деревья, как финиковая пальма 14 , гранатовое, померанцевое, банановое дерево, апельсин, лимон 15 , миндаль, персики, абрикосы, виноград; на полях и в садах растут тропические злаки и овощи: просо, рис, маис, индиго 16 , хлопок, сахарный тростник, сладкий картофель, ямс, табак, дыни и другие садовые и полевые овощи. Кроме того, в Палестине встречаются различные благовонные деревья и бальзамические кусты, как напр., сторакс, кипарис, акация, дающая гумми. Для построек употребляются кедры, смоковницы, дубы, теревинфы, тамариски. Особенно распространенное растение в Палестине – терновник (Spina Christi), из цветов – лилии (крин) и розы, особенно роскошны так называемые иерихонские розы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Скачать epub pdf Глава 14 Умысел против Иисуса Христа врагов Его (1–2). Христос в Вифании и жена, возливающая на Него миро (3–9). Предательский замысел Иуды (10–11). Вкушение пасхи и Тайная Вечеря (12– 26). Предречение о соблазне учеников (27–30). Гефсиманская молитва (32–42). Предательство Иудино и Христос на суде Синедриона (43–65). Отречение Петрово (66–72). Мк.14:1–2 . «Празднику пасхи и опресноков»: см. прим. к Мф.26:1, 17 . Ев. Марк от себя, как историк, делает это замечание, тогда как ев. Матфей передает сие как извещение самого Господа о страданиях, какие предстоит Ему претерпеть в сии дни. Вообще во всем повествовании о страданиях и смерти Господа ев. Марк согласен с повествованием о сем ев. Матфея, только короче передает о событиях сих вообще, по местам, впрочем, сообщая такие черты и замечания, которые восполняют рассказ Матфеев и придают описанию более наглядности и разительности, а иногда и точности, в тех местах, особенно где рассказ Матфеев общ. – «И искали первосвященники»: желали и искали они смерти Иисуса Христа уже давно; теперь же они решительно положили в общем тайном собрании синедриона, у тогдашнего первосвященника Иосифа Каиафы, предать смерти ненавистного им пророка из Назарета ( Мф.26:3–4 и прим.). Мк.14:3–9 . См. прим. к Мф.26:6–13 . «Мира из нарда цельного»: определительнее, чем у ев. Матфея. Миро приготовлено было именно из нарда цельного, а не из других каких-либо веществ, из которых составлялись благовонные масти для обыкновенного на Востоке Домашнего употребления. Нард – дерево, произрастающее преимущественно в Ост-Индии, с тонким и высоким стволом; из корней этого дерева извлекался лучший благовонный сок, хотя и кора и плоды доставляли также таковой. «Цельного»: в противоположность поддельному и разведенному различными подмесями (pseudonardus Plin. hist, natur. 12, 12, 26). Таковой цельный нардовый сок или миро ценился очень высоко. – «Разбив сосуд»: сосуды, в которых хранились благовонные масти, делались с тонким и длинным горлышком и обыкновенно очень плотно закупоривались, чтобы цельнее удерживалось благовоние. – Так как женщина от избытка любви и усердия своего к Господу имела в виду возлить на Господа все, что заключалось в сосуде, не оставляя ничего: то она разбила, может быть и для скорости, самый сосуд, т. е. тонкое и длинное при том же крепко закупоренное горло сосуда, не жалея ради Господа ни благовония, ни самого сосуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Алое – известное экзотическое дерево, имеющее широкие и очень густые листья с колючками на концах. Сок алое имеет целебные свойства и употребляется в медицине. Алое употреблялся при умащении тел покойников. Алое и смирну принесли для умащения распятого Христа. Имея очень острый благовонный запах, алое употреблялся у восточных народов как драгоценный фимиам при богослужениях, для благовония в домах. Растет на мысе Доброй Надежды и островах Суматре и Цейлоне. Издавна это растение – предмет торговли на Востоке. Описанное в Песни Песней алойное дерево надо отличать от кустарника африканского происхождения, разводимого в наших оранжереях, имеющего горький целебный сок, но не издающего аромата. Ворон (5:11) – из-за глубокого черного с синим отливом цвета груди и крыльев ворон в Песни Песней служит образом красоты: «кудри его волнистые, черные, как ворон». Фарсис – город на юге Испании, указывает на превосходное качество золота. В Фарсис плавали корабли Хирама и Соломона за драгоценными металлами, коих там были богатейшие залежи. Отсюда и сравнение: руки его... «наполнены Фарсиса». На еврейском языке здесь употреблено слово «топаз»: «Руки его – золотые кругляки, усаженные топазами». Топаз – драгоценный камень различных цветов. Самые лучшие топазы находятся в Восточной Индии. Слоновая кость – возделывается из бивней слона. В Израиле стали часто изготовлять различные изделия и украшения из слоновой кости со времен Соломона. Престол Соломона был из слоновой кости. Ахав, царь Израильский, построил дворец из слоновой кости. В Пс. 44:9 упомянуты чертоги из слоновой кости. Сапфир (блестящий, сияющий) – драгоценный камень, по своей красоте, блеску, твердости уступающий только алмазу. Цвет его глубоко лазурный, или васильковый, подобен небесному цвету. Сапфир был на судном наперснике первосвященника. В Апокалипсисе упомянут среди двенадцати камней, в основании Небесного Иерусалима. Древние добывали сапфир в Эфиопии и Индии. Мрамор – очень твердый известковый минерал, поддается отличной полировке. Цвет бывает различный. С древних времен употребляется в строительстве. Невеста сравнивает в Песни Песней голени жениха с мраморными столбами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

6. Затем царица словесно выразила Соломону свою глубокую признательность за радушный прием и доказала это также некоторыми тут же сделанными ему подарками; а именно: она преподнесла ему двадцать талантов золота, несметное количество благовонных товаров и массу драгоценных камней. От нее же, по преданию, развелось и растение, дающее нам корень опобальзама 525 и до сих пор еще в изобилии произрастающее в нашей стране. В свою очередь и Соломон одарил царицу щедрыми дарами, предоставив ей выбор таковых по ее собственному усмотрению. Он не только не отказал ей ни в чем, что она просила, но выказал ей полное свое великодушие, предоставив ей пользование всем тем, что наполняло дом его, и выслал ей все, что она пожелала получить. Когда таким образом состоялся обмен подарков между царем Соломоном и царицею египетскою и эфиопскою, последняя отправилась в обратный путь (Ср.: 3Цар 9.15–18 ; 3Цар 15.33–34 ; 2Пар 16.1–6 ; 3Цар 15.8 – 3Цар 16.28 .). Глава 7 1. Так как около того времени к царю было доставлено из так называемой золотоносной страны множество драгоценных камней и соснового леса, то он употребил часть дерева на сооружение перил у храма и строений, входивших в состав царского дворца, а другую на изготовление музыкальных инструментов, цитры и арфы, дабы левитам была предоставлена возможность славословить Всевышнего под звуки музыки. Между прочим, все те материалы, которые тогда получил царь Соломон, значительно разнились качеством и добротностью от соответствующих, ныне нам известных. Пусть никто не думает, чтобы сосновое дерево того времени не отличалось от того, что мы ныне называем этим именем; напротив, оно так было непохоже на то, что у нас известно под этим названием, что продавцы нередко злоупотребляли этим именем для обмана покупателей: прежнее сосновое дерево имело ценность наравне с фиговым деревом, да вдобавок еще превосходило последнее белизною и блеском. Мы сочли нужным и крайне полезным упомянуть об этом дереве, раз мы вспомнили об употреблении его царем, дабы всякий знал различие того соснового дерева от обыкновенного и знал его отличительные качества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кустарниковые деревья росли в Палестине в долинах, садах и пустынях. Из них в Св. Писании упоминаются: 1) митр (гадас, myrtus), 2) кипер (кофер, cyprus, henna), 3) можжевельник (ротем, genista), 4) ладановое дерево (лот, cistus creticus, cistus salvifolius) и 5) трагакантово дерево, (некот, astragalus gummifer). 3) Хлебные злаки произрастали на обработанных полях. Из них в Св. Писании упоминаются: 1) ячмень (ceopa, hordeum), 2) пшеница (хитта, triticum), 3) полба (куссемет, triticus spelta), 4) просо (дахан, milium), 5) чечевица (адашим, ervum lens) и 6) лен (пешет, linum usitatissimum). 4) Огородные растения росли преимущественно в садах. Из таковых растений в Св. Писании упоминаются: 1) анис ( νηθον, anethum), 2) благовонный тросник (кане, calamus aromaticus), 3) тмин (каммон, cuminum), 4) чернуха (кецах, nigella sativa), 5) мята ( δοσμον, mentha silvestris), 6) рута ( πγανον, ruta graueolens), 7) горчица ( σναπις, sinapis nigra), 8) кориандрово семя (гад, coriandrum sativum), 9) бобы (пол, vicia faba), 10) репчатый лук (бацел, сера), 11) чеснок (шум, allium sativum), 12) шафран (карком, crocus sativus), 13) лук (хацир, allium porrum), 14) огурцы (кишшуим, cucumis), 15) дыня (абаттихим, cucumis citrullus) и 16) виноградная лоза (гефен, vitis). Из отдельных видов ее особенно славился вид лозы, произраставший в долине Сорэк (в филистимской области) и посему называвшийся «сорэк». Из дикорастущих огородных растений упоминаются: 1) полынь (лаана, artemisia absinthium); 2) рош, ( ), под которым одни разумеют вех, другие волчье молоко, а Гезениус мак; 3) мандрагоры (дудаим, atropa madragora, mandragora vernalis). Корень этого растения длинный и прямой, достигает метра длины, снаружи темно-коричневый, внутри красный. Плоды его желтоватого цвета 75 ; 4) Иссоп (эзоб, hyssopus offciinalis), – небольшой колючий кустарник, произраставший на скалах. 5) Тростниковые растения росли преимущественно в озерах и реках. Из тростниковых растений упоминаются: 1) тростник (кане, calamus, arundo), 2) папирус, (гоме, cyperus papyrus), 3) камыш (суф, cyperus comosus), 4) речной тростник (аху, butomus umbellatus).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

При каждом жертвоприношении самое важное значение придавалось возжиганию огня, который в древнейшую пору добывался путем трения дерево о дерево. Вообще всякая молитва , всякое обрядовое действие предварялись и сопровождались чрезвычайно сложным ритуалом, от точного выполнения которого поставлялась в зависимость действенность жертвы. Приносящий жертву должен был приготовиться к ней сложными обрядами очищения и освящения, к которым относились омовения, пост, воздержание от супружеского общения, стрижение волос и бороды и т. д. Перед великим жертвоприношением требовался особенно строгий и продолжительный пост, который длился иногда до тех пор, «пока у приносящего жертву не потемнеет в глазах и у него не останется только кожа на костях». Такие же строгие требования предъявлялись и к жрецам; перед совершением священного действия «они обязаны были вымыться, натереться благовонными мазями, одеться и препоясаться, а во время обряда должны были соблюдать бесчисленные предписания относительно размеренности шага и положения тела, обращать внимание на страны света и соблюдать определенный очереди различных обрядовых возгласов и таинственного молчания; к этому присоединялась еще трудная обязанность произносить песнопения и изречения без малейшей ошибки, соединяя их с соответствующими действиями» (Эд. Леманн). Но главным образом от жрецов требовалась телесная чистота. Вообще очищения и омовения занимали в индусском культе чрезвычайно важное место. Они требовались на каждом шагу в виду многочисленности тех случаев, когда человек подвергается осквернению; в жизни так много, по убеждению индусов, нечистоты, что уберечься от нее человеку совершенно не возможно: труп умершего, чужеземец, человек другой низшей касты, выделения собственного тела, пот, влага из глаз, даже затоптанное место, на котором сохранились признаки пребывания здесь зверя или человека, вроде костей, волос, ногтей и т. д., все это может осквернить человека чрез прикосновение. Средствами очищения кроме воды считался коровий помет и вообще все, что имеет связь с коровой, признававшейся самым священным животным; очистительные свойства коровы казались настолько великими, что умерший мог даже освободиться, по народному верованию, от всех своих грехов, если в его гроб положить коровий хвост.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

217 Ipse Israel intelligat, – как толкует блаж. Иероним, – qui quondam diceptus idololatriae erroribus tenebatur, frustra se coluisse simulacra, et divinorum audisse mendacia et acquievisse somniis, quihns scriptura praenipit non credendum ( Deut. XIII, 1 seqq.). Et ob hanc causam ducti sunt quasi grex in captivitatem, et afflicti absque pastore Deo, quia legis notitiam non habebant (comment. p. 257). 218 Regibus iratus sum, как Rosenmuller пишет, non judaicis, sed aliis, qui judaeis sunt inimici (c. p. 268). 228 Ливан – это самый высокий горный хребет в Сирии. Имя свое он получил от своей белизны, которую придает ему вечный снег на высочайших его вершинах и белый цвет известковой его почвы. Dictus est Libanus, – Cornel. a Lapid. пишет, – a laban, id est albus, candidus, vel a lebona, id est, thus, quia thuris est ferax (comment. p. 737). Состоит Ливан из двух цепей – Ливана и Антиливана, из которых каждая имеет в окружности около 60 миль и 30 миль в длину. Самый возвышенный пункт их имеет 9600 футов высоты. Между этими цепями от юга к северу тянутся две длинные долины. Ворота Ливана, очевидно, употреблены пророком для означения проходов этой горы: они весьма узки, так что в некоторых местах весьма легко могут быть защищаемы самым малым числом войска, – почему, собственно, и называются воротами (cf. Rosenmul. comment. p. 278). 229 Кедр–это огромное и величественное дерево, в высоту достигающее 16 и более сажень, а в окружности – 35–40 футов и более. Он – чрезвычайно красив и зелен; ствол его источает род благовонной смолы; плод, бывающий только на больших кедрах, похож на сосновую шишку, но цвет гуще и кора глаже (см. у Сибирц. стр. 126). Кедры, покрывающие вершину Ливана, стоят не на ровной земле и образуют небольшую рощицу. Как бы, во исполнение пророчества, кедры ливанские теперь почти совсем истреблены: самых древних и прекраснейших, пишет Буркгардт, я насчитал до 12, 25 – самых развесистых и обширных, около 50 – средней величины и сто три, или несколько более – низких и молодых (vid. itin. in Syriam p. 19–20). Впрочем, не следует спорить об их древности: лучше подходить к ним с почтением и вопрошать, что они видели в течение трех тысячелетий. Иногда, одно дерево служит летописью для своей страны, не говоря уже о том, что пни древнейших кедров ливанских покрыты в настоящее время именами путешественников и посетителей. Эти знаменитые кедры насаждены, как говорит царь-пророк, рукою самого Бога; они удивительной толщины: шесть человек не могут обхватить пня. Предание относит их ко временам Соломона. Некоторые из них делятся на 5–6 главных ветвей, которые выходят из одного ствола и образуют новые деревья, из которых каждое, в объеме, так велико, что два человека не могут обхватить его (см. у Сибирц. стр. 125).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010