Десятый день. Поучение 2-ое. Положение честные ризы Господней в царствующем граде Москве. (О значении страданий Христовых). I. Ныне св. церковь воспоминает принесение в Москву и положение ризы Господней. В 1624 г. царь Михаил Феодорович, находясь в добрых отношениях с Аббасом, шахом персидским, отправил к нему послов Воробьина и Кувшинова. Шах, покоривший Иверскую землю, возвращался с победой. Приняв послов, он сказал им о своем намерении – послать русскому государю ризу Спасителя, найденную им в ризнице одной церкви. Послы доносят об этом царю и патриарху, а те не знают, что им и отвечать; но в Москву приехал посол шаха Ирусамбек, со многими дарами и грамотой. Прежде всего он поднес патриарху Филарету золотой ящик, украшенный дорогими камнями. В нем находилась риза Господня. Патриарх принял ее с честью, но сам недоумевал, как относитьсяк полученному дару, и созвал собор, на котором Нектарий, архиепископ вологодский, сообщил следующее: «во время его архидиаконства у патриарха цареградского, ему пришлось быть в Иверской стране. Здесь, в одной церкви, он увидел горящия свечи у столба на правой стороне и спросил об этом священников. Те ответили, что тут – хитон Христов, и рассказали ему историю его: после распятия Спасителя, когда воины бросили жребий о Его одежде, она досталась воину из Иверской земли. Тот отнес ее на родину и подарил сестре, с которой, согласно ее воле, и был похоронен хитон. Скоро на могиле ее выросло дерево, из которого текло благовонное миро. При Константине Великом , в 342 году, здесь была выстроена церковь , и в Иверской земле основано епископство. Но во время персидского владычества и дерево, и храм исчезли, и что стало с хитоном – неизвестно». Когда на соборе вопрос о подлинности ризы решен не был, то назначен был пост, по истечении которого митрополит Киприан, по приказанию патриарха, возлагал принесенную ризу на больных: все больные получили исцеление – и все убедились в святыне, которая и была перенесена в Успенский собор и положена в нарочно устроенном для нея помещении, в углу, на западной стороне собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2 святыни Самая большая православная святыня Монастыря Святого Креста в Иерусалиме - это место, где росло священное дерево, из которого, впоследствии, был сделан Животворящий Крест Господа нашего Иисуса Христа. История Древа, на котором распяли Спасителя начинается во времена Патриарха Авраама и связана с явлением ему Святой Троицы у Мамврийского дуба, в образе трёх Ангелов. Далее Ангелы отправились в Содом, но оставили Аврааму свои три посоха. После разрушения Содома и Гоморры праведный Лот укрылся со своими двумя дочерьми в Пещере. Его дочери решили, что все человечество было истреблено и нет более мужчин, которые возьмут их в жены. Поэтому они напоили вином своего отца и согрешили с ним. От этих детей впоследствии пошли два народа - моавитяне и аммонитяне. Лот был в отчаянии, когда узнал о поступке своих дочерей. Тогда Лот просил у своего дяди Авраама помочь ему вымолить у Господа прощение в своем грехе. Авраам передал Лоту, полученные от Ангелов, посоха, наказав посадить их в землю и поливать до тех пор пока не прорастут. 33 года Лот потратил на вымаливание этого греха: носил воду из Иордана и поливал эти посохи. Вражина искушал его, принимая вид человека, просил пить и выпивал или выливал всю воду на землю. Когда же три посоха проросли тремя вечнозелеными деревьями; кедром, кипарисом и певгом (сосной) и срослись в один ствол с тремя верхушками, являя образ Святой Троицы, Лот понял, что грех его прощен. Пророчества о том, что Христос будет распят на трехсоставном дереве, и указания, что эти три породы дерева священны, мы находим в книгах Ветхого Завета. Пророк Исайя говорит: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60. 13). В православном Богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова (третья паремия на Воздвижении). Крест Христов называется кипарисом, певгом и кедром: «Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певг истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося» (Постная Триодь, среда четвертой недели, утреня, канон Преполовению и Кресту, песнь 7).

http://elitsy.ru/holy/temple/26513/

Абие - скоро, тотчас, внезапно, сразу, вдруг, немедля; " да возвратятся абие " - да будут немедля обращены назад. Авва - отец. Авель - имя 2-го сына Адама и Евы, убитого старшим своим братом Каином. Агаряне - потомки Измайловы, происшедшие от рабы Авраамовой Агари. Агиасма - святая вода, освященная церковию накануне праздника Богоявления (Крещения) Господня. Агнец - ягненок. Агнец Божий - так назван Иисус Христос, принесший Себя в жертву за грехи мира. Ад - место тьмы и мучений грешников, преисподняя. Адамант - твердый камень, алмаз. Это название в церковной литературе придается отцам и учителям церкви, прославившимся твердостью своей веры или характера. Адам - евр. - существо, подобное Богу. Имя первого человека, праотца. Аз - я, название первой буквы славянской азбуки. Акафист - неседальное хвалебное чтение или пение, т.е. такое, за которым не позволяется сидеть. Так называется чин молитв, в которых прославляется Иисус Христос, или Божия Матерь, или какой-нибудь святой. Аки - как, как будто. Акрида - род саранчи, кузнечики, которые будучи высушены на солнце, могут употребляться в пищу. Алавастр - узкогорлый сосуд из алебастра, в котором хорошо сохранялись драгоценные ароматы. В церковном употреблении алавастр назначался для хранения мира., Алектор - петух. О петухе упоминается почти у всех евангелистов, но только в связи с его пением. Выражение " пение петуха " употребляется в Евангелии для обозначения разделения времени. Алкати - голодать, сильно хотеть есть, испытывать голод. Аллилуйя - евр.- хвалите Бога, прославляйте Бога, хвала Богу. Алое - душистое дерево, имеющее благовонный запах. Иудеи помазывали мертвых маслами бальзамными и ароматами, и обвивали плащаницами, как видно у евангелиста Иоанна (19,40). Амаликитяне - могущественный кочевой народ, занимавший страну между Палестиной и Египтом. Аминь - истинно, истинно так, да будет так, верно. Аможе - куда. Анафема - означает отлучение человека от сообщества церковного и, следовательно, от общения веры и спасительных таинств.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2088...

Председатель епархиального издательского совета, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке игумен Силуан (Туманов) 11 мая прочитал лекцию «Ладан: между золотом и смирной» в доме причта Феодоровского собора . Что же такое ладан? Что вкладывается в традицию каждения благовонными смолами? Об истории и смысле каждения, о том, как применять ладан у себя дома, какие виды и сорта ладана бывают, и даже о некоторых секретах его изготовления расскажет председатель Издательского совета Санкт-Петербургской епархии, писатель и публицист игумен Силуан (Туманов). С глубокой древности люди, живущие на разных континентах, подметили, что при сгорании некоторые травы, деревья, смолы и цветы выделяют благовонный дым. Этот дым был приятен для обоняния, бодрил, поднимал настроение, даже оказывал целебное действие. Неудивительно, что эти растения и смолы издревле стали использоваться как в медицине своего времени, так и для выражения особых отношений между Богом и человеком, именуемых жертвоприношением, и состоящим из трех этапов: Итак, воскурение ладана, иначе называемого фимиамом — это древнейшая форма жертвы Богу. Еще задолго до формирования ветхозаветной обрядности практически все развитые культуры древнего мира использовали каждение благовонными смолами и смесями этих смол с благоуханными травами и ветвями особых деревьев как мирную жертву Богу в попытке снискать Его милосердие. Благовония помещались на раскаленных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу. Отсюда и второе название ладана – фимиам. Слово фимиам (греч. θυμαμα) происходит от греческого глагола θυμιω, что значит «жгу, курю», и, соответственно, переводится дословно как «воскурение». Говорить об использовании ладана в древнем мире пришлось бы довольно долго: в одном только Египте, например, существовали десятки видов составного ладана-кифи из разных смол и трав, а в Южной Америке для воскурений использовали щепки Святого дерева Palo Santo. т.е. Bulnesia sarmientoi — дерево, произрастающее в части области Гран-Чако в Южной Америке в районе стыка аргентинской, боливийской и парагвайской границ (Пример Palo Santo). Греки и римляне использовали во время обрядовых действий ароматические вещества местного произрастания — шишки пиний, листья лавра, смолу кипариса и миндальное масло.

http://texts.aquaviva.ru/osiluan/

Пастбища Пастбища Палестины образуют три группы, соответствующие троякому физическому разделению и климату страны. В нагорной стране, как, например, в колене Иудином и Негебе, в низменностях (на юге), пастбища весной особенно после дождей покрываются роскошным ковром благоухающих цветов, но к осени вся Иорданская долина со своими прежде роскошно цветущими клумбами представляется почерневшей и пыльной пустыней. В равнинах вдоль приморского берега, густо покрытые весенней травой луга, скашиваются и затем вскоре опять покрываются роскошной зеленью, так что совершенно справедливо их можно назвать вечно зеленеющими. Анис ( Мф.23:23 ) 2 – небольшое растение из семейства зонтичных; разводится в огородах. Семена аниса ароматичны и употребляются как в медицине, так и для приправы к кушаньям. По Талмуду семена аниса, листья и стебли подвергались десятине. Бдолах ( Быт.2:12 ) 4 . Некоторые полагают, что это была красная горючая смола бальзамного дерева, которую иногда находили кусками в песках Аравии и Нубии; другие же считают бдолах драгоценным камнем. Манна походила своим видом на бдолах ( Числ.11:7 ). В настоящее время думают, что бдолах не более как индийская благовонная смола. Благовонный тростник, благовонная трость ( Исх.30:23 ; Иез.23:19 ) 5 – благовонное вещество, входившее вместе с миррой и киннамоном в состав мира для священного помазания. Кора дерева вывозилась Финикиянами из дальней страны, вероятно из Индии, изобилующей подобными благовонными растениями, и снималась с какого-либо душистого тростника, растущего в Индии, как, например, Andropogon schoenanthus. Бук ( Ис.41:19 ) 7 . Буковое дерево из семейства дубовых, очень тяжёлое и крепкое в отделке. Вместе с кипарисом и певгом бук служил материалом для постройки Иерусалимского храма. Из него делались скамьи и палубы Тирских кораблей и обивались слоновой костью ( Иез.27:6 ). Плодами букового дерева откармливали свиней и из листьев его добывали масло для кушанья и освещения. Он с кипарисом и певгом, по слову Пророка, обращает пустыню в рай и украшает место святилища Божия ( Ис.60:13, 41:19 ). Палестинский бук походит несколько на европейский, но выше и шире последнего, растёт на Ливанских и Галилейских горах. Из него делают столовые ложки, гребни и т. п. Другие же думают, что под словом бук в Библии разумеется особый вид можжевелового дерева, растущего на Ливанских горах вместе с кедром.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Скачать epub pdf Глава 14 Умысел против Иисуса Христа врагов Его (1–2). Христос в Вифании и жена, возливающая на Него миро (3–9). Предательский замысел Иуды (10–11). Вкушение пасхи и Тайная Вечеря (12– 26). Предречение о соблазне учеников (27–30). Гефсиманская молитва (32–42). Предательство Иудино и Христос на суде Синедриона (43–65). Отречение Петрово (66–72). Мк.14:1–2 . «Празднику пасхи и опресноков»: см. прим. к Мф.26:1, 17 . Ев. Марк от себя, как историк, делает это замечание, тогда как ев. Матфей передает сие как извещение самого Господа о страданиях, какие предстоит Ему претерпеть в сии дни. Вообще во всем повествовании о страданиях и смерти Господа ев. Марк согласен с повествованием о сем ев. Матфея, только короче передает о событиях сих вообще, по местам, впрочем, сообщая такие черты и замечания, которые восполняют рассказ Матфеев и придают описанию более наглядности и разительности, а иногда и точности, в тех местах, особенно где рассказ Матфеев общ. – «И искали первосвященники»: желали и искали они смерти Иисуса Христа уже давно; теперь же они решительно положили в общем тайном собрании синедриона, у тогдашнего первосвященника Иосифа Каиафы, предать смерти ненавистного им пророка из Назарета ( Мф.26:3–4 и прим.). Мк.14:3–9 . См. прим. к Мф.26:6–13 . «Мира из нарда цельного»: определительнее, чем у ев. Матфея. Миро приготовлено было именно из нарда цельного, а не из других каких-либо веществ, из которых составлялись благовонные масти для обыкновенного на Востоке Домашнего употребления. Нард – дерево, произрастающее преимущественно в Ост-Индии, с тонким и высоким стволом; из корней этого дерева извлекался лучший благовонный сок, хотя и кора и плоды доставляли также таковой. «Цельного»: в противоположность поддельному и разведенному различными подмесями (pseudonardus Plin. hist, natur. 12, 12, 26). Таковой цельный нардовый сок или миро ценился очень высоко. – «Разбив сосуд»: сосуды, в которых хранились благовонные масти, делались с тонким и длинным горлышком и обыкновенно очень плотно закупоривались, чтобы цельнее удерживалось благовоние. – Так как женщина от избытка любви и усердия своего к Господу имела в виду возлить на Господа все, что заключалось в сосуде, не оставляя ничего: то она разбила, может быть и для скорости, самый сосуд, т. е. тонкое и длинное при том же крепко закупоренное горло сосуда, не жалея ради Господа ни благовония, ни самого сосуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

диакон Андрей Скачать epub pdf Откуда у Церкви деньги? Не запах ладана и воска встречает посетителя у входа во многие православные храмы – а звон монет и разговоры о деньгах. Свечи, иконки, освященное масло, просфоры, крестики, – все это предлагается в «свечных ящиках», располагающихся у входа в храм или даже в самом храме. Если человек знает Евангелие – он тут же вспоминает, что Христос изгнал торговцев из храма. Если человек Евангелия сам не читал – что ж, рано или поздно найдутся «доброжелатели» из какой-нибудь секты, которые не откажут себе в удовольствии ткнуть пальцем в чужой грех . С гневным возмущением они обратят ваше внимание на очевидное противоречие между жизнью православной церкви и Евангелием… Но ведь Евангелие читают и православные священники. Почему же в наших храмах звенят деньги? Деньги в храме – это плата за то, что мы живем в условиях, весьма отличных от той культурно-бытовой среды, в которой складывались устои православной жизни. Это наша плата за то, что мы живем не в традиционном обществе, не в крестьянской общине. Мы – жители городов, вдобавок северных, а отнюдь не палестинских или греческих. Представим себе основы церковной “политэкономии” в ту пору, когда господствовало так называемое “натуральное хозяйство”. Что нужно было для повседневной жизни храма? – Хлеб и вино для таинства Причастия. Воск для свечей, оливковое масло для лампад, ладан для благовонного каждения. Все это совсем не экзотично и не дорого. У греческого, сербского, болгарского крестьянина (а именно оттуда к нам пришел православный уклад жизни) все это было под рукой. Хлеб он выращивал свой. Вино делал из своего винограда. Маслиничное дерево росло на его же пастбище. В качестве ладана могла сгодиться смола, собранная с деревьев (прежде всего – сосен и кедра). Денег почти не было (особенно на селе). Люди приносили в храм частичку того, что они вырастили или сделали сами. Они не покупали свечи в храме – а приносили из дома свои 48 . Они не покупали в храме бутылочку с маслом для своих домашних лампад, но из дома приносили сделанное своими же руками масло. Они не покупали в храме просфор, но свой, домашний хлеб или муку приносили для храма. Они не покупали в церковной лавке ладан, привезенный из-за границы, но сами делились с храмом собранной ими смолой. То, что мы сегодня выносим из храма, еще сто лет назад люди (по крайней мере крестьяне) в храм приносили.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ладан и его целебные свойства 11 мая, 2019 И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Матф.2:11)   И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред [ковчегом] откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас; курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа; (Исх.30:34-38) Что такое ладан? Как он появился? Почему его используют в Церкви? Правда ли, что аромат ладана отпугивает злых духов? Мы собрали интересные факты о ладане, сведения о его истории и применении, постарались ответить на все распространенные вопросы о нем и рассказать о том, как применять ладан дома. С использованием ладана связано много мифов и суеверий. Большинство из них не оправданы. Народная медицина полна рецептов с ладаном. Считается, что кусочек ладана может исцелить от целого ряда болезней. Насколько оправдано применение ладана в медицинских целях? Что такое ладан О ладане мы знаем еще с библейских времен. Дары, которые получил от волхвов Младенец Иисус — это золото, ладан и смирна. Что же такое ладан? Ладан — это ароматическая смола, полученная из специального рода деревьев — Босвеллия. Одно из них так и называют — л аданное дерево, и растут они на Аравийском полуострове, а также в Восточной Африке. Эфирное масло ладана получают путем перегонки смолы. Это масло имеет более яркий свежий и чистый запах, чем смола ладана. Поэтому люди, наделяющие ладан лечебными свойствами, чаще используют именно эфирное масло ладана. Для человеческого носа его запах приятнее. Химический состав ладана достаточно сложен. Он имеет ароматические вещества, благодаря которому у ладана такой насыщенный запах. Более половины состава (56%) — это смола из свободной босвеллиевой кислоты и связанным с ней олибанорезеном. Около 30% ладана — камедь. Остальной состав — различные эфирные масла (терпены, цимен, фелландрен и другие). Ученые утверждают, что в составе дыма от ладана присутствует ацетат инценсола, который способен оказывать психоактивное действие и привести человека в состояние эйфории. Но для этого концентрация ладана должна быть очень высокой, при обычном богослужении в храме этого никогда не происходит.

http://pravmir.ru/ladan/

Пятый подвиг - притупить жало едкой печали, которая если будет овладевать нашей душою в разных несчастных случаях, то всякий раз будет лишать нас способности к божественному созерцанию и сам дух низвергать из состояния чистоты, совершенно расслаблять и угнетать. Она не позволяет ни совершать молитвы с обычной ревностью сердца, ни с пользою заниматься священным чтением, не допускает быть спокойным и кротким с братьями; ко всем обязанностям трудов или богослужения делает нетерпеливым и неспособным, погубив всякий спасительный совет и возмутив постоянство сердца, делает безумным, опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием. Глава 2. С какою заботливостью надо лечить болезнь печали Поэтому с не меньшей заботливостью нам необходимо лечить и эту болезнь, если желаем законно подвизаться подвигом на духовном поприще. Ибо как моль одежде, червь дереву, так печаль вредит сердцу человека. Силу этого вредного и гибельного порока Божественный Дух довольно ясно и точно изобразил (Притч 25, 20). Глава 3. С чем сравнивается душа, съедаемая печалью Ибо одежда, изъеденная молью, уже не имеет никакой цены или приличного употребления; также и дерево, испорченное червями, не стоит употреблять на украшение даже посредственного здания, а годно оно только на сожжение огнем. Так и душа, съедаемая едкой печалью, как одежда, будет бесполезна и для той первосвященнической одежды, которая обычно принимает елей Св. Духа, стекающий с неба сначала на бороду Аарона, потом на края ее, как это изображается в пророчестве Давида: как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его (Пс 132, 2). Она не может быть пригодной и для построения и украшения того духовного храма, основание которого положил мудрый строитель Павел, говоря: вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1Кор 3, 16). Каковы его деревья, это показывает невеста в Песни Песней, говоря: кровли домов наших - кедры, потолки наши - кипарисы (Песн 1, 16). Такие-то рода деревьев требуются для храма Божия, - благовонные и не гниющие, которые бы не подвергались ни гниению от ветхости, ни съедению червями. Глава 4. От чего, или каким образом рождается печаль

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1780...

Скачать epub pdf Седмица 14-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мк. Зач. 16. (4,10–23) О ПЕЧАЛИ МИРА СЕГО И ЗАБОТАХ ЖИТЕЙСКИХ Слово Божие – питание души. Для созданной по образу Мироустроителя – Слова, почтенной разумом и удостоенной разумной свободой, что может быть естественнее слова, питающего ее, наставляющего к ее собственному достоинству (43,365). Виновник зла, нашедши кого-либо не всецело отдавшим душу Богу и не вполне отверзшим ее для любви к Нему, овладевает им, удобно обольщая лукавыми помыслами: то представляя трудными заповеди Писания и тягостным служение братьям, то посредством самого служения… надмевая высокомерием и гордостью, как бы внушая искать славы у людей и требовать чести от братии и таким образом поступать и действовать подобно неверным (20,276)… Одежда, изъеденная молью, уже не может иметь никакой цены или приличного употребления, так же и дерево, испорченное червями, не стоит употреблять на украшение… здания, а годно только к сожжению огнем. Так и душа, съеденная едкою печалью, как одежда, будет бесполезна и для той первосвященническои одежды, которая обыкновенно принимает елей Святого Духа…. Она не может быть пригодною и на построение и украшение того духовного храма, основание которого положил мудрый строитель Павел, говоря: «Вы храм Божий есте, и дух Божий живет в вас» ( 1Кор. 3, 16 ), какие его дерева, это показывает невеста в Песни Песней, говоря: «Кровли домов наших суть кедры, потолки наши – кипарисы» ( Песн. 1,16 ). Такие-то роды дерев требуются для храма Божия, – благовонные и негниющие, которые бы не подвергались ни гнилости от ветхости, ни съедению червей (50,115)… Подвиг предлежит нам – притупить жало едкой печали, которая если при каждом нападении в разных несчастных случаях будет обладать нашею душою, то всякий раз будет лишать нас способности к Божественному созерцанию, и самый дух, низринув из состояния чистоты, совершенно расслабляет и угнетает, не позволяет ни совершать молитвы с обычною ревностью сердца, ни с пользою заниматься чтением Священным, не попускает быть спокойными и кроткими с братьями, ко всем обязанностям трудов или богослужения делает нетерпеливым и неспособным, погубив всякий спасительный совет и, возмутив постоянство сердца, делает безумным, опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием (50,114).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010