Рака над погребением прп. Мартирия Зеленецкого с изображением воскрешения сына Симеона Бекбулатовича. 1857 г. Гравюра. 1883 г. Рака над погребением прп. Мартирия Зеленецкого с изображением воскрешения сына Симеона Бекбулатовича. 1857 г. Гравюра. 1883 г. Почитание памяти преподобного в Зеленецком мон-ре несомненно существовало, но у его гробницы служили только панихиды. Самое раннее иконописное изображение М.- поясной образ XVII в., хранящийся в Музее икон в г. Рекклингхаузен (Германия). М. почитался старообрядцами: большинство поздних списков Жития М. находятся в старообрядческих сборниках. Образ М. присутствует в ряду преподобных на старообрядческих минейных иконах за март. Офиц. церковное почитание М. началось в 1747 г. Об этом рассказывает Летописец Зеленецкой обители, известный по единственной рукописи 1-й пол. XIX в., происходящей из б-ки Тихвинского Успенского мон-ря (РГИА. Ф. 384. 3996. Л. 34-62; последние описанные здесь события датируются 1790). Под 1747 г. в Летописце помещено повествование о посещении Зеленецкого мон-ря имп. Елизаветой Петровной . Поклонившись надгробию М., она спросила, какие службы М. совершают в мон-ре. Услышав в ответ, что панихиды, Елизавета распорядилась впредь служить М. по общей Минее. Текст службы преподобному находится в той же рукописи, что и Летописец (РГИА. Ф. 384. 3996. Л. 1-16). Канон взят из общей Минеи с добавлением особых кондака и икоса. Служба также составлена по общей Минее со следующими отличиями: сочинены особые стихиры на малой вечерне и тропарь, на великой вечерне - особые Слава 8-го гласа, лития и стихиры на стиховне, на утрене - особые светилен, богородичен и хвалитные стихиры. В кон. XIX в. на основе данных Жития М. был составлен Акафист прп. Мартирию. Текст сохранился в машинописи (РНБ. СПбДА. А I/275), его автор неизвестен. Акафист не был одобрен церковной цензурой и не вошел в церковный обиход. В 1853 г. над погребением М. в Троицком соборе была установлена серебряная рака, украшенная сценами из Жития преподобного. В 1922 г. раку изъяли вместе с ценной церковной утварью. В 1937 г. обитель была закрыта и возобновлена только в 1991 г. В авг. 1992 г. обрели мощи святого. 24 нояб. 1998 г. их перенесли из Троицкого собора в Благовещенскую ц. и поместили в специально изготовленный ковчег. 24 нояб. 2001 г. Зеленецкий мон-рь посетил митр. С.-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) . 14 марта 2003 г. в обители состоялось празднование 400-летия со дня преставления преподобного. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Соборы Новгородских (установлен ок. 1831, возобновлен в 1981) и С.-Петербургских (установлен в 2000) святых.

http://pravenc.ru/text/2562456.html

Свод лиц и розводов из Азбуки (БАН. 754). 10-е гг. XIX в. Свод лиц и розводов из Азбуки (БАН. 754). 10-е гг. XIX в. Уже в XII в. складывается группа Л. мелизматического типа. Напр., в евангельских стихирах древней редакции (Благовещенский кондакарь РНБ. Q.n.I. 32; Стихирарь ГИМ. Син. 279) регулярно используются комбинации знаков со змиицей - с разновидностями стрел, со сложитием, статьей (см. также: Тюрина. 2011. С. 211-283). C этого времени подобные Л. регулярно появляются в песнопениях Стихираря и Триоди, реже - Октоиха и Ирмология, однако только в тайнозамкненном виде. Примечательно, что местоположение лицевых оборотов в древнерус. рукописях и ипостасей в визант. источниках нередко совпадает (напр. в стихире на Рождество Богородицы «Днесь неплодове» на слове «благодате» в Стихирарях XII в. может стоять знак фиты (ГИМ. Син. 279), впосл. замененный на лицевой оборот (РГБ. Троиц. 409), а в визант. Стихираре 1-й пол. XIII в. Vindob. Theol. gr. 181 слово «χριν» (благодать) выделено использованием ипостаси «ксирон клазма»). Для Л. такого типа характерны начертания не только со змиицей; их отличительным признаком является также употребление следующих подряд неск. стрел или статий (о начертаниях Л. см. также: Бражников. 1984. С. 39-43). C посл. четв. XVI в. количество подобных Л. увеличивается и их графический облик получает индивидуальные черты, поскольку сочетания знаков, образующих начертания Л., становятся более стабильными. В этот период распространяются длительные разводы Л. дробным знаменем , т. е. с помощью последовательности простых знаков знаменной нотации. Они могли фиксироваться в основном тексте песнопения; при этом тайнозамкненное начертание помещалось либо перед разводом, либо на полях. Тайнозамкненность Л., по всей вероятности, позволяла до определенной степени импровизированное воспроизведение их мелодического содержания, что приводило к появлению в устной практике различных местных или авторских разводов. В этот период они закрепляются в письменном виде: в рукописях можно обнаружить запись песнопений c разведенными лицевыми оборотами и указаниями на их принадлежность определенной певч. школе или автору (см.: Парфентьева. 1997). В посл. четв. XVI в. также получает распространение «разведенная» редакция мелизматического мелоса евангельских стихир, длительное время бытовавшего в тайнозамкненной записи ( Тюрина. 2011).

http://pravenc.ru/text/2110632.html

л. 158об. – запись книгописца: γρφη τ παρν ψαλτριον ν πλει Τφρη χειρ α πν μοναχο τνος γιορετου βατοπεδηνο Μαξμου τονομα ατà το μη ον τος τς ογδης χιλιοστος, ναλμασι Βενιαμν το ελαβεσττου εροδιανου αι εροφλαος το ϑεοφιλεσττου πισπου Τφρης υρου αου. Ο ναγιγνσοτες μ αταγιγνσετε το γρψαντος, ε που τ τς γιος γραφς μαρται ατ νϑρπινον γàρ τ μαρτνειν α οινν τχημα. ωσϑε ν υρ α εχεσϑε πρ μο το μαρτωλο. Таким образом, рукопись написана Максимом Греком в 1540 г 8 . в Твери, по заказу Вениамина, иеродиакона и ризничего тверского епископа Акакия. (лл. 10–145) Пс а л т и р ь. (лл. 146–158) ρχ σν ϑε γ τν ερν δν. (л. 160об.) Два кондака Благовещению: 1. Нач. Τ παναχρντ α σεμν τα εαγγλια σν τ γγελ οι πιστο ναβοσωμεν. 2. Нач. μνη γν παστς α πολτιμος Χριστο το ϑεο α πλη διδευτος. (лл. 161–173об.) μνος εχαριστριος λεγμενος ϑιστος δμενος ες δξαν τς παναχρντου ϑεομτορος ατ τ πμπτον σββατον τς γας τεσσαραοστς. Кроме того, рукой Максима Грека писаны: л. об. греческие омофоны с их русским переводом; л. 2 – склонение артикля , , τ и местоимения σ, , во множ. числе; лл. 7–7об. – перевод надписаний некоторых псалмов (киноварью) 9 ; л. 159 – пять строк синонимов. Другой рукой, быть может, заказчика рукописи Вениамина, писано (с подражанием почерку Максима) склонение , , τ и σ, , в единственном числе. На л. 174 русскими буквами по-гречески – аксиωнъ естинъ. И с т о р и я р у к о п и с и. В XVI в. кодекс прошел через руки двух владельцев: тверского иеродиакона Вениамина 10 и благовещенского священника Сильвестра 11 , пока, наконец, не попал в библиотеку Кирилло-Белозерского монастыря 12 . Находившийся в 1663–1666 гг. в заточении в этом монастыре кастамонитский архимандрит Феофан сделал в 1665 г. на л. 158об. нашей рукописи переложение (не перевод!) на русский язык колофона Максима Грека и точную копию греческого текста Псалтири 13 . В конце XVIII века рукопись попала в Новгородский Софийский собор, а в 50-х гг. в собрание СПб. Духовной академии 14 в составе которого и перешла в Публичную Библиотеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Помимо кондака Романа Сладкопевца и, возможно, через этот кондак, текст Германа связан и с другими диалогическими текстами византийской гимнографии из корпуса текстов, посвященных Благовещению. Сюда относятся, наряду с кондаком Романа, более ранние тексты: это и проповедь Прокла Константинопольского (V век), также заключающая в себе двойной диалог (Мария — Иосиф, Мария — архангел), и три проповеди Иоанна Златоуста, относящиеся в издании Миня к разделу Spuria (подложных) и содержащих все те же благовещенские диалоги. Если брать еще более ранние диалогические благовещенские тексты, то это прежде всего диалоги, приписываемые Ефрему Сирину (IV век). Кроме того, существуют тексты, по форме и содержанию сходные с текстом проповеди Германа, однако, судя по всему, написанные позже: среди них особенный интерес представляют богослужебные тексты — каноны праздника Благовещения и отдания праздника — интерес в аспекте не только датировки, но и авторства и происхождения этих текстов. Таким образом, выстраивается целая традиция диалогических византийских песнопений, анализ которой важен в нескольких аспектах: историческом (для сравнения текстов, датировки и атрибуции), поэтическом (для детального рассмотрения поэтики византийских текстов), богословском (для выявления того, какие богословские идеи выражаются определенными поэтическими средствами). Библиография: 1. Аристотель. Поэтика. Риторика. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 352 с. 2. Мечковская Н.Б. Язык и религия. – М.: «ФАИР», 1998. – 352 с. 3. Patrologia Graeca (PG). XCVIII. Excudebatur et venit apud J.-P. Migne Editorem, 1858, 1860. Col. 320 – 340. Проповедь Германа цитируется по этому изданию. Подстрочный перевод мой – А.В. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/5845461

В усыпальнице, где блаженно почивает преподобный Роман, по стенам поставлен резной из дерева с 7 иконами иконостас, с резной же сенью над местом погребения преподобного Романа, под которой поставлено обложенное позолоченной медью надгробие с изображением на верхней доске - самого преподобного, а на передней стороне, в возглавии - с чеканной надписью тропаря и кондака ему. При входе в усыпальницу в устроенном притворе поставлена посеребреная чаша с водой из колодца, ископанного преподобным Сергием, в освящение с верою приходящим ко гробу преподобного Романа. До начала реконструкции Благовещенского собора в 1960 году существовал единственный вход в усыпальницу (крипту) с гробницей прп. Романа - непосредственно с территории монастыря через особый тамбур (часть нижней паперти собора). Об этом свидетельствуют, во-первых, план собора, сделанный в 1856 году, и, во-вторых, письма купца Соловьёва к епархиальному и губернскому архитектору Н. А. Артлебену (1869) с просьбой прислать рисунки для устройства тамбура, ведущему к Преподобному. Помимо этого, Н. А. Артлебен по просьбе А. А. Соловьёва принимал участие в реконструкции гробницы преподобного Романа и в устройстве при ней иконостаса. В результате реставрационных работ в Благовещенском соборе вход в усыпальницу прп. Романа из тамбура (притвора) был заложен. Было уничтожено и ранее существовавшее окно. Вместо первоначального был сделан новый, поныне действующий проход в усыпальницу, прямо из храма. Стены собора изначально, по-видимому, не были расписаны. Это следует из отчёта археологической комиссии Главмузея Москвы за 1925 год. После снятия железных листов с нижней части стен собора комиссия не обнаружила под ними настенной росписи. Двухэтажная галерея, пристроенная с трёх сторон к собору, в XIX веке была крытой. Деревянная гробница над мощами прп. Романа была покрыта медью, впоследствии позолоченной. По меди были вычеканены тропарь и кондак преподобному. Судьба гробницы после революции не известна. В 1923 году в Благовещенском соборе был открыт краеведческий музей, среди прочих был здесь и отдел древнерусского церковного искусства.

http://sobory.ru/article/?object=04331

Тропарь предпразднства иной, нежели в студийских Типиконах. Песнопения Октоиха на службе не употребляются, что зафиксировано и в старопечатных, и в совр. Типиконах; в последнем регулярно отменяются песнопения Октоиха в предпразднство, а в старопечатных Типиконах Октоих не поется из-за необходимости соединять сразу 3 минейных последования. На вечерней стиховне вместо стихир Октоиха поются стихиры свт. Прокла, не спетые на «Господи, воззвах» (где пелись стихиры предпразднства и прп. Григория). Утреня завершается по будничному чину, на литургии поются изобразительные антифоны, на блаженнах - песни 3-я и 6-я канона предпразднства, чтения на литургии - рядовые и свт. Прокла. Тема В. появляется в богослужении задолго до праздника - уже 8 нояб. на литии указана стихира «        ». День праздника 21 нояб. отмечается всенощным бдением, хотя оговаривается и возможность совершения полиелейной службы. До 2-й пол. XVII в. бдение служили только в храмах, посвященных В., в др. бдения не бывало (см., напр.: Голубцов А. П. Чиновники моск. Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1908. С. 21, 216). Богослужение на В. состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и литургии. Устав службы практически не отличается от устава др. двунадесятых Богородичных праздников (Рождества Богородицы и Успения). Поются только песнопения праздника. На утрене по Пс 50 на «  », «    » - особые припевы (      ). После каждой песни канона утрени в качестве катавасии используются ирмосы 1-го канона Рождества Христова; со дня В. начинается рождественская катавасия, и с этого времени в богослужении нек-рых дней нояб. и дек. появляются черты предпразднства Рождества Христова. На 9-й песни канона вместо песней Пресв. Богородицы и прав. Захарии - особые припевы-величания; в совр. богослужебных книгах указывается в общей сложности 10 припевов (7 для 1-го канона, 1 для 2-го и по одному вместо «  », «    »); 1 припев 4-го гласа («Аггели въходъ...») выписан уже в Благовещенском кондакаре XII в.; в более поздних рукописях встречаются обширные циклы припевов-величаний (см.: Дмитриевский.

http://pravenc.ru/text/149979.html

Близкое по сути объяснение появлению «ананеек» мы встречаем у Н. Успенского : как прием «балансирования силлабики строф и в целях опоры звука при использовании широкой кантилены» (157, 52). Подобные вставки встречаются и в знаменном пении более позднего периода. Кондаки и икосы имели свою систему самоподобнов. Пропевание нераспетого кондака по сложной мелизматической модели было гораздо труднее, чем в знаменном пении. Для образцов брались самые известные кондаки типа «Дева днесь», «Вознесыйся на крест», «Вышних ища» (приведенный кондак прп. Симеону Столпнику) и др. Записывались кондакарные песнопения в особых книгах – Кондакарях. На сегодняшний день известно шесть таких рукописных источников. Это ранее упоминаемый кондакарь Типографского Устава, относящийся к рубежу XI–XII веков, а также кондакари ОИДР (XII в.), Благовещенский (рубеж XII–XIII в.), Успенский (начало XIII в.), Троицкий или Лаврский (начало XIII в.), Синодальный (пер. пол. XIII в). В этих книгах, как правило, присутствует два раздела: основной, более устойчивый по составу песнопений, и дополнительный – более вариативный (в разных источниках может быть разный состав песнопений). Кондаки содержатся в основном разделе. Н. Заболотная особо подчеркивает, что они зафиксированы (без нотации) также и в других книгах – Триодях, Минеях, Уставе. По мнению исследователя, это могло быть связано с различным вариантом исполнения кондаков – пение или чтение, а также с различными видами самого пения: мелизматического по нотированному тексту Кондакарей или (в рамках устной традиции) – по ненотированному тексту Триодей или Миней (55, 29). Да и в самих Кондакарях кондаки часто могли быть выписаны дважды в нотированном и ненотированном виде (см. рис. 3.2). В каком порядке располагались кондаки? Группы кондаков были расположены в определенной последовательности: кондаки Минеи, кондаки Триоди (Постной и Цветной), кондаки воскресные восьми гласов. Дополнительный (вариативный) раздел кондакарей заметно отличается от основного. Для него характерно чередование различных видов нотации – кондакарной и столповой, допускается вариантность состава песнопений и их последовательности. Так например, три более поздних кондакаря XIII в – Троицкий (Лаврский), Успенский и Синодальный содержат только кондакарную нотацию. Более ранние – Кондакарь ТУ и Благовещенский (найденный в Нижегородском Благовещенском монастыре) содержат также осмогласные песнопения, записанные столповой нотацией. 2. Основы безлинейной знаменной нотации

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иоанна Власатого, а более известного московского блаженного, к-рый также именовался Ростовским. Древнейший сохранившийся образ И. входит в состав росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске, к-рая была исполнена в 1600 г. московскими иконописцами по заказу Н. Г. Строганова. Это фронтальное изображение, помещенное на откосе одного из окон придела ап. Иоанна Богослова в диаконнике собора (симметрично представлен седой юродивый, видимо Андрей Юродивый). И. выглядит немолодым, у него круглая голова, покрытое морщинами лицо, высокий лоб, вьющиеся русые волосы, к-рые спускаются на плечи. Святой в длинном охристом одеянии с отложным воротом (подобный ворот встречается и в др. изображениях); такого же цвета «ступни» на ногах и неправильной формы колпак, к-рый он придерживает левой рукой. В той же руке святой держит массивные четки и клюку. Одной из наиболее примечательных особенностей изображения является трактовка застежек «свиты» И.- массивных, черного цвета, больше похожих на элементы вериг, к-рые действительно носил блаженный. Выбор места для фигуры И. в алтарной части храма в отличие от расположения образов устюжских блаженных Прокопия и Иоанна на одном из столбов в наосе отражает разницу в почитании святых, но в целом появление образа И. в Благовещенском соборе свидетельствует об интересе Строгановых к новому столичному чудотворцу. Это объясняется неск. причинами: вниманием Строгановых к почитанию юродивых (о чем свидетельствует ряд памятников), восприятием И., родившегося в Вологде и нек-рое время жившего в Ростове, не только как новейшего Московского чудотворца и «преемника» Василия Блаженного, но и как Ростовского (Сольвычегодск входил в состав Ростовской епархии) и сев. святого, возможно, некоторыми чудесами (известно, что в год смерти И. у его гроба «Бог простил… Фому Анкиндинова сына, не видел очима полгода, а ныне он видит и живет на Покровке на Оникееве дворе Строганове»; Кузнецов. 1910. С. 419), а также «трудами», к-рые он совершал до прихода в Ростов: не исключено, что соляные варницы, где работал И., находились в Тотьме или в Сольвычегодске. Включение фигуры И. в роспись Благовещенского собора сопоставимо с включением тропаря и кондака ему в богослужебный сборник, к-рый в 1604 г. вложил в тот же храм Н. Г. Строганов (РГБ. Пискар. 445; Кузнецов. 1910. С. 474-475).

http://pravenc.ru/text/469402.html

2011. Стб. 347-348). В XVIII в. в б-ке Н. Б. м. появились сочинения светского содержания - исторические, географические, философские, а также старопечатные раритеты, в т. ч. XVI в. Книжное собрание обители пострадало от пожаров 1715, 1722 и 1767 гг. Кроме того, нек-рые книги передавались в др. фонды, напр. в Нижегородскую ДС или в б-ку братства Св. Креста. Две наиболее ценные рукописи оказались в столичных книгохранилищах. Так, пергаменный Кондакарь (XII (?) - нач. XIII в.) поступил сначала в б-ку Синода, а в 1860 г.- в Имп. Публичную б-ку (РНБ. Q. п. 1. 32). Это редкий памятник кондакарной нотации, важный источник по истории переводной и русской домонгольской гимнографии, визант. и древнерус. музыки (см.: Турилов А. А. Благовещенский кондакарь//ПЭ. 2002. Т. 5. С. 276). В 1850 г. из монастырского рукописного Сборника-конволюта извлекли тетрадь со «Сказанием о явлении и чудесах Казанской иконы Божией Матери», текст к-рого являлся автографом патриарха Московского и всея Руси сщмч. Ермогена . Эта тетрадь была преподнесена находившимся в Н. Новгороде с визитом великим князьям Николаю Николаевичу и Михаилу Николаевичу, а в 1851 г. поступила в собрание рукописей Синодальной б-ки (ГИМ. Син. 982). После закрытия в 1918 г. мон-ря б-ка как единое собрание была утрачена, и лишь немногие принадлежавшие ей рукописи и старопечатные книги могут быть найдены в нижегородских книгохранилищах. Так, в ЦАНО (Ф. 2636. Оп. 2. 40) хранится Сборник-конволют (XVI в.; полуустав, 270 л.), в состав которого входят Житие прп. Кирилла Белозерского и служба ему (Л. 1-156), «Хождение игум. Даниила» (Л. 157-255), служба кн. Андрею Смоленскому и Переяславскому (Л. 256-267). В 1839 г. эта рукопись отсылалась в Археографическую комиссию в С.-Петербург, а затем, по возвращении, была подарена нижегородскому братству Св. Креста. В отделе редких книг и рукописей Нижегородской областной универсальной научной б-ки хранятся: Номоканон (НГОУНБ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 25; XVI в. 4°, полуустав, 440 л.); Канонник (Там же.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

3) Канон, поется с ирмосами канона Великой субботы: «Волною морскою», кроме 3-й песни, в которой вместо: «Тебе на водах» поется: «Несть свят, якоже Ты, Господи Боже», и кроме 6-й песни, на которой вместо: «Ят бысть, но не удержан» поется: «Бездна последняя». По 6-й песни канона, после кондака: «Со святыми упокой», читаются 24 икоса, оканчивающиеся пением: «Аллилуиа». Обыкновенно, каждый икос читает особый иерей, начиная со старшего. Аллилуиа поют все священнослужители. 4) После 9-й песни канона и малой ектении поются: стихиры на «хвалите», ексапостиларии трижды и великое славословие: «Слава в вышних Богу», которое оканчивается словами: «Сподоби, Господи», т. е. то славословие, которое читается в дни непраздничные, но поют священнослужители. По окончании великого славословия поются стихиры стиховны на все 8-мь гласов: «Кая житейская сладость», но каждого гласа не по одной стихире, как при отпевании мирских человек, но по три. Засим обыкновенно, читается и влагается в руку умершего разрешительная молитва . Засим ектения: «Помилуй мя, Боже» и стихиры «Приидите, последнее целование» и отпуст. 5) При сопровождении усопшего из храма до могилы не поется «Святый Боже», но ирмосы великого канона: «Помощник и покровитель». «Отходяще ко гробу, – сказано в Требнике, – поют священницы ирмосы великого канона: «Помощник и Покровитель» (Требн. послед. над скончавш. священ.). При несении тела священника к могиле, обыкновенно, перед гробом несут хоругви, крест и Евангелие, и бывает звон. 6) При погребении архиерея бывает та особенность, что, при несении тела его к могиле, обносят его около храма, и при обнесении совершают на каждой стороне храма краткую литию 1303 . Так было погребение митрополита Михаила (1821 г., 29 марта), митрополита Серафима (1843 г., янв. 24). После отпевания их в Свято-Троицком, Александро-Невском соборе, обносили их около этого собора. Затем от собора было шествие прямо по аллее к митрополичьему дому, а потом по аллее, ведущей к Благовещенской церкви. Пред погребением тела Московского митрополита Филарета (1867 г., ноября 28), обносили его около Троицкого собора и принесли в строившийся придел во имя праведного «Филарета (что при храме Св. Духа) (Воспомин. архим. Пимена. Чтен. Имп. Общ. Ист. и Древн. 1876 г., кн. 4. стр. 170). Тело епископа Острожского Иерофея обносили (1871 г., апреля 21) около монастырской церкви (Волынск. Епарх. Вед., 1871 г., 10, стр. 306). Тело умершего иерея, обыкновенно, обносят около того храма, в котором он служил в последнее время его жизни. Отпевание и погребение младенцев

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010