— Не подниму я руки на старшего брата моего. Умер отец мой, пусть он будет мне вместо отца. И остался с немногочисленной дружиной. Вечером убийцы пришли к Борису. Он знал об этом и со слезами в шатре молился Богу так усердно, что ослабел. Потом лег в постель и с плачем продолжал молиться. Когда ему сказали, что идут убийцы, он велел священнику петь утреню, а сам читал шестопсалмие. Потом воззвал: — Господи, Ты пострадал за грехи наши, удостой меня пострадать за Тебя. Умираю я не от врагов, а от брата, не поставь ему того во грех. Затем он спокойно лег на постель. Ворвались убийцы и ударили его копьем. Еще живой, Борис вышел из шатра, где его поразили опять. Слуга его, венгр Георгий, хотел прикрыть своего господина, но был заколот. Чтобы снять с его шеи дорогую гривну, злодеи отрубили ему голову. Тело Бориса было тайно перенесено в Вышгород и похоронено при церкви. Глеб был застигнут убийцами на реке Смердыне, за Смоленском, где получил известие о смерти отца и убийстве старшего брата Бориса. Он молился, чтобы Бог дал ему пострадать, как брату: — Лучше быть с Тобой, чем в этом злом мире. Он просил слуг оставить его. Один из злодеев велел повару святого князя зарезать господина, и тот заколол его ножом, как агнца. Тело Глеба было положено в лесу, там его нашли охотники и перенесли в Вышгород, где был раньше похоронен Борис. Тела святых князей оказались нетленными, и на могилах мучеников начали являться знамения и чудеса. Благоверные князья Борис и Глеб, отозванные из земной жизни в цветущей юности, не имели времени послужить родине. Но своими посмертными явлениями они доказали, что служат ей молитвой у престола Божьего. Так, в ночь перед тем днем, когда благоверный великий князь Александр разбил на берегах Невы шведов, один из его военачальников был свидетелем чудного явления. Он провел всю ночь на берегу в молитве. Уже стало светать. Тогда по широкой поверхности реки пронесся шум, и показалась плывущая ладья. Весла тихо ударяли по волнам, гребцы были скрыты во мгле. Посреди лодки стояли первые князья мученики, сыновья равноапостольного Владимира — Борис и Глеб. И сказал Борис:

http://azbyka.ru/fiction/deti-nebesnogo-...

Был же тогда день памяти убиения святого Глеба, 5 сентября. И молились князья Богу с великим усердием и призывали на помощь святых мучеников, как сродников своих, чтобы святые послали им облегчение, так как язвы на месте очей гноились у них. Когда они молились, сначала облегчилась боль, а затем неожиданно им было даровано прозрение. Ясно видя, начали Ростиславичи славить и благодарить Бога, Пречистую Богородицу и святых князей Романа и Давида. И возвратились они с радостью в дома свои, рассказывая всюду о милости Господней, поданной им по молитве святых мучеников. В городе Турове жил в древние времена старец некий именем Мартин. И страдал он часто от болезни живота. Когда страдания приступали к нему, старец лежал, крича от боли, не имея сил встать и позаботиться о теле своем. Однажды, хворая тем недугом, лежал он в келлии и изнемогал от жажды. Но никто не посетил его, так как вокруг монастыря тогда разлилась вода. На третий день вошли к нему святые мученики Борис и Глеб, в том виде, как они были изображены на иконе, и спросили: «Чем ты хвораешь, старче?» Тот рассказал им о своем недуге. «Не надо ли тебе воды?» — О, господа мои, отвечал старец, уже давно я жажду». Один из них взял коромысло и принес воды, а другой зачерпнул ковшик. И напоили они старца. Тогда он спросил: «Чьи вы дети?» Они ему отвечали: «Мы братья Ярослава. — Старец, думая, что они родственники князя Ярослава, сказал: «Да пошлет вам Господь многие лета, господа мои, возьмите сами хлеб и ешьте, ибо я не могу послужить вам». Они отвечали: «Пусть хлеб останется для тебя, а мы пойдем. Ты же не хворай больше, но усни». И тотчас стали невидимы. Выздоровев, старец понял, что его посетили святые Борис и Глеб, и, встав, прославил Бога и угодников Его. И с тех пор никогда не хворал он тем недугом, был здоров и рассказывал братии о исцелении, дарованном ему святыми мучениками. Благоверный князь Александр Ярославич, прозванный Невским, во время княжения своего в Великом Новгороде вел войну со шведами. Когда он с войском пришел на реку Неву, один из его воевод, богобоязненный муж именем Филипп, исполняя порученную ему ночную стражу, увидел при восходе солнца плывущий по воде корабль; посреди корабля стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах червленных, гребцы же сидели, одетые как бы мглою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Впервые Г. А. назван среди князей, погребенных во владимирском Успенском соборе, в «Выписке о панихидах», составление к-рой связано с Иоанном IV Васильевичем и относится, вероятно, к 1550 г., когда царь посетил Владимир (Роспись панихид владимирским князьям//ЛЗАК. 1910. Вып. 22. С. 67). «Выписка» указывает, что в соборе в числе проч. князей и епископов погребены 3 сына Андрея Боголюбского: Изяслав, Мстислав и Глеб. Опись владимирских гробниц 1-й пол. XVII в. сообщает о погребении в соборе «в розных гробницах» не названных по именам 3 сыновей кн. Андрея Боголюбского (РНБ. ОЛДП. О-5. Л. 194), в описи сер. XVII в. уже упоминается о захоронении их в одной гробнице, при этом отмечается, что «един из них видим и покланяем всеми, погребальная ж не истле, но вся аки нова» (Описание гробниц г. Владимира сер. XVII в.// Виноградов А. И. История кафедр. Успенского собора в губернском г. Владимире. Владимир, 19053. Прил. С. 67). Составитель описи не уточняет, нетленные останки какого из сыновей кн. Андрея Боголюбского почитаются. Отождествление нетленных мощей, почивающих в общей гробнице сыновей Андрея Боголюбского, с останками Г. А. произошло во 2-й пол. XVII в. В летописце 1665 г., повествующем о владимирских князьях, читается следующее известие: «Да в той же церкви Пресвятыя Богородицы з братиями своими з благоверными князи со Мстиславом и Изяславом Андреевичи опочивает во гробнице сопреди третей сын благовернаго великаго князя Андрея Боголюбского благоверный князь Глеб Андреевич. А сколько его преставлению лет, того в летописи не описано» (РНБ. Погод. 1565. Л. 190). 30 нояб. 1702 г. мощи Г. А. были перенесены из каменной гробницы (в стенном аркосолии в сев.-зап. части храма) в Георгиевский (юго-вост.) придел собора и положены в серебряную раку. С этим событием, по-видимому, связана канонизация Г. А. и создание Жития и службы святому. Служба Г. А. близка к службе блгв. кн. Андрею Боголюбскому, составленной после перенесения его мощей, к-рое состоялось 5 окт. 1702 г. Автором службы св. Андрею Боголюбскому был прот. Успенского собора Иоанн (указавший свое имя в акростихе, к-рый читается по первым словам песней канона (Служба св. блгв. вел. кн. Андрею Боголюбскому, Владимирскому чудотворцу. М., 1914. Л. 8 об.- 18)). Возможно, прот. Иоанн был также автором службы и Жития Г. А.

http://pravenc.ru/text/165101.html

Магистр, подступив на 13 судах, старался зажечь город. Русские, одушевленные небесным вождем, бросились в бой и смяли немцев в воду. Немцы бросились на суда и тонули, а ночью сняли осаду и ушли. 213 Летопись записала еще прозрение слепой, совершившееся при гробе св. князя в троицын день 1530 г. 214 На чудотворной мирожской иконе Богоматери, прославившейся в 1567 г. представлены по правую руку Богоматери благов. кн. Довмонт, а по левую – благов. Мария. 215 Служба благов. князю составлена после спасения от Батория. Ныне в придельном храме псковского собора стоит рака с изображением благов. князя. Здесь же и древняя икона его. На колоколе 1560 г. надпись с именем «благоверного кн. Довмонта». 216 Св. Константин князь муромский с чадами его Михаилом и Феодором «Отче! Если бы встал и пришел ко мне отец мой: я не был бы так рад, как рад твоему приходу и не боялся я его так, как боюсь тебя». Так говорил преп. Феодосию Святослав Ярославич, сперва князь черниговский, потом 1067–1077 г. великий князь киевский. – Константин-Ярослав был самый младший сын такого благочестивого отца; 217 старшие же братья его были Глеб, убитый в Заволочье 1078 г., Олег известный по тревожному мужеству, Давид, добрый и полный любви, которого уважали в родстве как отца, Роман, скончавшийся в 1079 г.; сестра их Предслава скончалась инокинею в 1116 году. 218 Удельная система правления, при всех ее невыгодах приносила много и добра. Получив во владение известную страну, лучший князь старался водворить в ней на место дикости христианскую гражданственность. Муром в древнее время принадлежал к поселениям финских племен, каковы мурома, меря, мордва. Язычники финны были весьма дики, грубы и крайне упорны в язычестве своем; кудесники их долго отстаивали суеверия не только для себя самих, но домогались распространять его между русскими. 219 Св. Глеб, сын равноапостольного, встретил такое сопротивление христианству в Муроме, что принужден был жить в 12 вер. от города, на р. Ишве. – После него Муром долго оставался без князя христианского и язычество осталось там в силе. – Между тем соседи болгары, верою магометане, старались распространить свое влияние на Муром, даже и по видам торговли. 220 – Благов. князь Константин-Ярослав испросил у отца своего Муром в удел себе. Одна ревность к св. вере могла вызвать его в страну муромскую: иначе дикая сторона, хотя и богатая лесом, медом, зверями, не могла быть привлекательною. 221 Отец не хотел отпустить его в чудскую сторону, по сильному опасению, как бы не умертвили его. Константин решился на все для св. веры. Это было, по всей вероятности, в последний год жизни Святославовой, в 1077 г. 222 По новейшим разысканиям мерянских курганов, христианство в мерянской стране является не раньше конца 11 в. 223 Святослав отпустил Константина с женою, и сыновьями, Михаилом и Феодором, дав нужное число духовенства, воевод, воинов, слуг с их семьями и имуществом: целая колония христианская отправилась в страну дикую и языческую.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Феодор Ростиславич черный, благоверный князь смоленский и ярославский, был сын смоленского князя Ростислава Мстиславича и правнук Мономаха. По словам древнего биографа его, 155 воспитанный в страхе Божием, он и в молодых летах был боголюбив, а вместе отличался воинскою отвагою и мужеством. – У него были два брата, князья Глеб и Михаил. По смерти отца братья поступили с ним несправедливо: дали ему из княжества один только Можайск: но он не спорил с ними. Умный, добрый князь можайский, умел так устроить небольшой городок свой, что тот скоро стал и людным, и не бедным. – Он вступил в брак с дочерью князя ярославского, кн. Василия Всеволодовича, Мариею, единственною наследницею ярославского княжества. Это было около 1267 г. 156 – Казалось, что этот союз брачный был счастливый; но теща его любила быть первою и была женщина с характером твердым. Только неудовольствия со стороны братьев заставили кн. Феодора жить в Ярославле, где Мария родила ему сына Михаила. В 1277 году он и некоторые другие князья, по воле хана Менгу-Темира, отправились с войсками в орду, чтобы вместе с войсками хана воевать против яссов, не хотевших платить дань татарам. Князья русские доходили до Дербента и смирили яссов, взяв богатую добычу и пленников. Хан был доволен князьями; но особенно обратил его внимание на себя мужественный князь Феодор. 157 Выдав затем дочь свою за сына князя белозерского, кн. Феодор по воле хана отправился (1278 г.) с зятем своим на войну в Болгарию, где какой-то бродяга принял на себя лицо человека, предназначенного небом освободить Болгарию от татар: самозванец был разбит. Подвиги Феодора доставили ему благосклонность в орде, где приняли его с отличным вниманием. 158 Князь Феодор служил при дворе хана в виде любимца, весьма уважаемого. Мужественная красота, высокий рост и такой же ум его так пленили царицу, что она предложила ему руку дочери своей. 159 Феодор отвечал, что у него есть супруга, дочь князя, и он, как христианин, не может иметь другой. Но когда он с опасностью для жизни отклонял от себя лестное предложение могущественной ханши, по возвращении его в Россию теща его княгиня Ксения не пустила его в Ярославль, осыпала его бранью и объявила, что есть законный князь ярославский, князь Михаил. Даже посредничество ордынского посла не могло преодолеть упрямства властолюбивой тещи. Добрый князь не хотел призывать грозного гнева ханского на отчизну; и Господь послал ему другую помощь: смерть братьев доставила ему в 1280 г. смоленское княжество: здесь он назначил наместником своим племянника Александра Глебовича, чтобы иметь свободу заниматься и делами Ярославля. 160

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святой Андрей сам участвовал в литературном и литургическом творчестве (50). Он принимал участие в создании «Службы Покрову», в составлении Владимирского летописного свода 1177 г., завершенного после смерти князя его духовником, священником Николаем. Ко времени княжения святого Андрея Боголюбского относится и создание окончательной редакции «Сказания о Борисе и Глебе», вошедшего в «Успенский сборник», древнейшую русскую Четью-Минею, принадлежавшую первоначально одному из храмов г. Владимира (51). Князь был глубоким почитателем святого мученика Бориса, главной домашней святыней его была шапка святого Бориса. Меч святого Бориса висел над его постелью В ночь на 30 июня 1174 г. святой князь Андрей Боголюбский погиб в Боголюбове от рук изменников. Младший любимый сын святого Андрея, святой благоверный князь Глеб, умер в 20-летнем возрасте незадолго до гибели отца. Старшие его сыновья, помощники и сподвижники, погибли в сражениях. Единственный сын, переживший отца, Юрий, женился (в 1180-х годах) на святой благоверной Тамаре, царице Грузинской. В 1395 г. 26 августа была перенесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно избавившая столицу от нашествия Тамерлана. Москвичи встречали ее на Кучковом поле (там был затем построен Сретенский монастырь), где когда-то была усадьба боярина Степана Кучки, на дочери которого женился в 1139 г. князь Андрей. В 1475 г. Митрополит Московский Филипп I и великий князь Иоанн III начали строительство Успенского собора в Московском Кремле, «храм великий весьма в меру храма Пресвятой Богородицы, что во Владимире, которую создал благоверный князь Андрей Боголюбский Юрьевич, внук Мономахов». XIII век. Восток и Запад. Русь и Золотая Орда. Святые Митрополит Кирилл III и князь Александр Невский Тринадцатое столетие было переломным в истории Европы и христианства. Произошли события, изменившие ход мировой истории, затронувшие все стороны духовной, социальной и государственной жизни народов. Западный мистик аббат Иоахим Флорский, или Фиорский (1202), провозгласил наступающий век «веком Иоанна», идущим на смену «веку Петра», ожидались великие изменения в отношениях Восточной и Западной Церквей, стран Востока и Запада (51 а). В те годы в Русской Церкви прозвучала огненная проповедь преподобного Авраамия Смоленского (1221), одного из наиболее ярких представителей русского эсхатологизма. Очевидец княжеских усобиц, современник покаянного «Слова о полку Игореве» преподобный Авраамий со всей силой своего пророческого дарования обращал к людям великий призыв: «Кайтесь, ибо время близко!»

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

В то время, как он скорбел о постигших родину бедствиях, он вдруг увидел двух юношей в светлых одеждах, с быстротою молнии на белых конях приближавшихся к обители. Сойдя с коней, они оставили их у монастырских врат, а сами вошли в церковь (это были благоверные князья Борис и Глеб). Старец Антоний последовал за ними. Как только благоверные князья вошли в храм, открылись царские двери и зажглись свечи. Подойдя к раке благоверного князя Александра, святые Борис и Глеб обратились к нему со следующими словами: «Встань, брат наш, великий князь Александр, поспешим на помощь сроднику нашему, благоверному царю Иоанну Васильевичу». Благоверный Александр тотчас встал и вместе с ними вышел из храма к монастырским воротам. Здесь стояли приготовленные к брани три белых коня, на которых и сели благоверные князья. Отправляясь в путь, они сказали: «Пойдем в соборный храм Пречистыя Богородицы и позовем с собою сродников наших, благоверных князей Андрея Всеволода Георгия и Ярослава» Старец последовал за ними. И здесь, как и в монастырском храме, при входе святых князей открылись царские врата, благоверные князья встали из своих гробниц и через стену градскую чудесно по воздуху направились к Ростову с следующими словами: «Пойдем в Ростов к царевичу Петру пусть и он поможет нам». С помощью этих небесных воинов и была одержана победа над Крымским ханом. Так хранил свое отечество от татар благоверный князь Александр Ярославич, вся земная жизнь которого была посвящена той же заботе — охранению святой Руси от грозного завоевателя. Небесный заступник Русского государства, отличавшийся при жизни своей великим милосердием, помогавший каждому обездоленному и страждущему, благоверный князь Александр и после своей кончины не преставал изливать свои милости всем нуждавшимся и молитвенно обращавшимся к нему за помощью. При раке святых его мощей болящие получали исцеление, скорбящие и озлобленные — благодатное утешение и помощь. Не все эти чудотворения были записаны, но и та незначительная их часть, которая была описана древними биографами святого князя, ясно показывает, какой обильный источник исцелений и чудес истекал от святых мощей благоверного князя Александра, какой драгоценный сосуд милости Божией приобрела святая Русь в своем небесном покровителе и вожде.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Святой благоверный князь Феодор Стародубский (21 июня) «Тело святого князя было изрублено на куски татарами. К всеобщему удивлению, птицы не садились на честные останки благоверного князя Феодора» с. 371]. Страстотерпцы князья Борис и Глеб (24 июля) «Тело закланного князя Глеба было брошено в пустынном месте между двумя бревнами. Над ним местные жители стали видеть дивное сияние и слышать ангельское пение. А сам святой князь стал являться старейшинам Смоленска, сияя как молния... Наконец, в 1019 г. великим князем стал Ярослав Мудрый и прежде всего стал их искать. Могилу св. Бориса ему сейчас же указали в Вышгороде, около церкви святителя Василия, а где тело св. Глеба – не знал никто. Наконец, услышал Ярослав о чудесных знамениях около Смоленска и сейчас же сказал: – Там тело брата моего, святого Глеба! Послал за ним священников. Охотники указали, где искать святые мощи. Князь Глеб лежал как живой, и дикие звери не тронули его» с. 432]. Праведный отрок Артемий Веркольский (20 октября) Не прикоснулись звери и птицы к нетленным мощам праведного отрока Артемия, которого «оставили непогребенным в пустынном месте, в сосновом лесу». «Спустя 28 лет по смерти праведного Артемия, по необычному свету над лесом, было обретено забытое всеми нетленное тело отрока» т. IV, с. 451]. Мученики Полихроний, Олимпий и Максим (30 июля) Наместник Декия «продолжал мучить их и, наконец, отсек им головы секирой, а тела их бросил на съедение псам . Пять дней лежали тела не погребенными, и ничто не коснулось их » с. 677]. Мученица Сира (24 августа) «Честное тело ее мучители решили не предавать погребению, но отдать на съедение псам. Посему они взяли из темницы тело мученицы, отнесли его в дом, собрали сюда множество псов и, заперев ворота, бросили псам на съедение тело мученицы. Но псы не прикоснулись к нему » с. 420]. 5.6. Звери охраняют тела Святых Когда тела убиенных христианских мучеников жестокие го­нители часто бросали на съедение хищнам зверям и птицам, Бог нередко являл особое знамение: животные не только сами не предавались поруганию над телами умерших Святых, но охраняли и защищали их. Звери явили дивные примеры благоговейного и почтительного отношения к мощам святых мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Архив Пн 1 июня — день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского 31 мая 2009 г. 19:04 1 июня (19 мая по ст. ст.) празднуется день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского. Князь, знаменитый своей победой в Куликовской битве, был прославлен в лике святых в 1988 году, в год празднования тысячелетия Крещения Руси. Святой Димитрий Донской, сын князя Иоанна Красного, родился в 1350 году; оставшись в 9 лет без отца, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского, которому много в этом содействовал преподобный Сергий Радонежский, бывший крестным отцом двоих из 12-ти детей князя (восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий). Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. В 12-летнем возрасте заняв великокняжеский престол, он посвятил себя делу объединения русских земель под главенством великих князей московских и освобождению Руси от татаро-монгольского ига. В 1380 г., собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. Как повествует жизнеописатель преподобного Сергия, святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, по которым сам тут же совершал панихиды. Перед выступлением войска произошло чудесное событие — во Владимире открыты были мощи святого благоверного князя Александра Невского, прадеда князя Димитрия. Ночью инок — пономарь церкви, где находилась гробница святого князя — увидел, как сами собой загорелись свечи перед иконами и к гробу подошли два старца, вышедшие из алтаря. Они воззвали к святому Александру, дабы он вышел на помощь правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Князь встал и сделался невидим вместе со старцами. Наутро гроб был выкопан и обнаружены нетленные мощи благоверного князя. Еще одно Божественное знамение получил святой Димитрий — стоявшему на страже в ночь перед сражением воину явились святые Борис и Глеб. В вышине показалось густое облако и двое светлых юношей с зажженными свечами и мечами в руках обратились к татарским воеводам: «Кто послал вас губить наше Отечество, данное нам Богом?» — и стали рубить врагов, так что ни один не остался цел. Перед битвой святой Димитрий, помолившись, обратился к воинам: «Братья, пора нам испить нашу чашу, и пусть это место станет нам могилой за имя Христово...» Начал битву схимник Пересвет, принявший вызов татарского богатыря Челубея; оба воина погибли в смертельной схватке.

http://patriarchia.ru/db/text/663079.htm...

Феодору Стародубскому, блгв. кн., глас 1 Божественным желанием от юнаго возраста/весь сам себе Господеви возложив,/в молитвах и постех образ был добродетели,/богатство же, и славу, и доброродство телесное яко не сущее презрев,/Христа единаго от души возлюбил еси,/и Того Истиннаго Бога пред нечестивым царем исповедал еси,/и доблестию терпения своего сего ужасил/и всех преудивил еси./Телом бо, яко розга, обрезаемь,/на кийждо состав, удеси резания/благодарны молитвы изрек еси Господеви./Тем во страдании своем венец прием,/к Престолу возшел еси славы/и со Ангелы предстоиши, всехвальне Феодоре,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Ярополку, во св. крещ. Петру, кн. Владимиро-Волынскому, блгв., глас 4 Яко благоверен и праведен,/за любовь Христа Бога от своих си смерть приял еси, Ярополче,/страстотерпче святый, благоверный княже Волынский,/и пролиял еси кровь твою,/якоже прежде сродницы твои и страстотерпцы, Богоблаженнии Борис и Глеб,/ихже подвигом ревнуя благочестно,/Господеви взывал еси усердно:/даруй ми кончину, якоже братиям моим,/да и аз омыю грехи моя кровию моею/и избавлюся мира сего тщетнаго и мятежнаго./Темже, днесь сошедшеся в память твою,/верою и любовию славим Господа,/укрепившаго Тебе в подвизе напрасныя смерти,/якоже бо агнец незлобивый,/от раба заколен еси,/и себе самаго жертву непорочну Господеви принесл еси,/Егоже моли, присноблаженне,/спасти Отечество твое//и сыновом Российским спастися. Перевод: Как благоверный и праведный, за любовь Христа Бога от своих смерть принял ты, Ярополк, мученик святой, благоверный князь Волынский, и пролил кровь твою, как ранее родственники твои и мученики, Богоблаженные Борис и Глеб, их же подвигам благочестиво ревнуя, к Господу взывал ты усердно: «Даруй мне кончину, как и братьям моим, чтобы и я омыл грехи мои кровью моей и избавился от мира этого тщетного и суетного». Потому сегодня, собравшись в память твою, с верой и любовью прославляем Господа, укрепившего тебя в подвиге внезапной смерти, ибо ты, как невинный агнец, был заколот рабом и самого себя принес в непорочную жертву Господу, Его же моли, вечно блаженный, спасти Отечество твое и сынам Российским спастись. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010