Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный князь Константин (+ 1129) и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 21 мая соборно, 23 июня вместе с Соборам Владимирских святых Город Муром принадлежал Черниговскому княжеству, но князья не жили там, потому что жители его упорно отказывались принять христианство. Еще первый князь муромский, св. Глеб, жил в окрестностях своего города. Но князь Константин, младший сын черниговского князя Святослава, уговорил своего отца дать ему Муром, чтобы просветить его. Сначала он послал уговаривать муромцев своего сына Михаила, но они убили его и выбросили за стены города. Тогда князь Константин подступил к городу с войсками, и язычники смирились. Прежде всего князь Константин построил церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и похоронил в ней своего сына; потом он построил другую церковь в честь свв. мучеников Бориса и Глеба. Часто он призывал к себе старейшин города и уговаривал их креститься, но все было напрасно. Проповедовало и пришедшее с ним духовенство, но народ упорствовал. Наконец язычники окружили княжеский дворец и стали угрожать убить его. Тогда св. Константин смело вышел к ним с иконой Благовещения Пресвятой Богородицы, именуемой с тех пор Муромской. Это так их поразило, что они успокоились и стали просить Крещения. Совершено оно было так же торжественно, как в Киеве в дни св. равноапостольного вел. князя Владимира. С тех пор св. князь Константин стал с успехом распространять христианство, и помощником его в этом был его сын Феодор. В Муроме была учреждена епископская кафедра. Всюду строились церкви. Скончался св. Константин в 1129 г. и был погребен в Благовещенском соборе рядом со своими сыновьями. Исцеления и чудеса от святых мощей начались с 1351 г. Перед Казанским походом царь Иоанн IV посещал святыни, молился у гробов Муромских чудотворцев и дал обет соорудить здесь монастырь. Когда в 1553 г. стали рыть для него рвы, то обрели нетленные мощи Муромских чудотворцев. Почивали они в открытой раке до наших дней. В Муроме местно чтилась память княгини Ирины, супруги князя Константина.

http://sedmitza.ru/lib/text/437234/

Посмотрите минутный ролик о Стефане Пермском: Свернуть 14. Преподобный Сергий Радонежский Когда жил: XIV век Святой жил в годы монголо-татарского ига, во времена, когда на выжженной и опустошенной Русской земле почти не осталось монахов — после разорения Киева Батыем в 1240 году монашеская традиция на Руси почти исчезла. Преподобный Сергий совершил духовную революцию — его ученики, среди которых 21 святой, стали первопроходцами Русского Севера, основали обители в Твери, Звенигороде, Калуге, Серпухове, Коломне, Костроме, Белозере... Сам же преподобный Сергий вошел в историю как основатель Свято-Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева лавра) и духовный собиратель русского народа, с которым связан культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры. Преподобный часто мирил между собой враждующих князей и, по преданию, благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Посмотрите минутный ролик о Преподобном: Свернуть 15. Благоверный князь Димитрий Донской Когда жил: 1350–1389 гг. Этот князь, прославивший русское оружие победой на Куликовом поле, для Церкви в первую очередь — святой борец за веру, духовное чадо святителя Алексия Московского. Сын звенигородского князя Ивана Красного Дмитрий стал великим князем Московским в 9 лет «случайно» — чума убрала других претендентов на престол. В те времена Русь платила огромную дань Орде и страдала от набегов. В правление князя Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель, а Владимирское — наследственной собственностью московских князей. И на Куликовом поле объединенное князем Дмитрием русское войско разбило ордынцев. Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы. В годы Великой Отечественной войны именем Дмитрия Донского была названа танковая колонна, созданная по инициативе Московской Патриархии на пожертвования верующих. Узнайте больше о Димитрии Донском Свернуть 16. Благоверный князь Борис Когда жили: конец X — начало XI века Князь Муромский Глеб, сын святого Владимира Киевского, вместе с братом, Ростовским князем Борисом открыл список святых, которых канонизировала Русская Церковь. Братья не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком и, приняв мученическую смерть, простили своих убийц, которых подослал к ним брат. Святых страстотерпцев Бориса и Глеба издревле почитают небесными покровителями Руси и молятся им во время войн и тяжелых испытаний. Борисоглебские храмы стоят по всей России. А святой Глеб под именем Давид Польский (Давид — имя князя в крещении) входит в список святых не только Православной, но и Римско-Католической Церкви.

http://foma.ru/jepicheskaja-kartina-glaz...

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). 6 августа Русская Церковь вспоминает святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Князья Борис и Глеб были убиты в 1015 году по приказу их старшего брата Святополка в борьбе за власть. Братья были предупреждены о заговоре против себя, но предпочли смерть братоубийству. За свое вероломство в народе Святополк получил прозвище «Окаянный». В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Согласно летописям, от могилы братоубийцы исходил смрад. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/prazdnovanie-pamyati-s...

В то время, как он скорбел о постигших родину бедствиях, он вдруг увидел двух юношей в светлых одеждах, с быстротою молнии на белых конях приближавшихся к обители. Сойдя с коней, они оставили их у монастырских врат, а сами вошли в церковь (это были благоверные князья Борис и Глеб). Старец Антоний последовал за ними. Как только благоверные князья вошли в храм, открылись царские двери и зажглись свечи. Подойдя к раке благоверного князя Александра, святые Борис и Глеб обратились к нему со следующими словами: «Встань, брат наш, великий князь Александр, поспешим на помощь сроднику нашему, благоверному царю Иоанну Васильевичу». Благоверный Александр тотчас встал и вместе с ними вышел из храма к монастырским воротам. Здесь стояли приготовленные к брани три белых коня, на которых и сели благоверные князья. Отправляясь в путь, они сказали: «Пойдем в соборный храм Пречистыя Богородицы и позовем с собою сродников наших, благоверных князей Андрея [ 26 ], Всеволода [ 27 ], Георгия [ 28 ] и Ярослава» [ 29 ]. Старец последовал за ними. И здесь, как и в монастырском храме, при входе святых князей открылись царские врата, благоверные князья встали из своих гробниц и через стену градскую чудесно по воздуху направились к Ростову с следующими словами: «Пойдем в Ростов к царевичу Петру [ 30 ], пусть и он поможет нам». С помощью этих небесных воинов и была одержана победа над Крымским ханом. Так хранил свое отечество от татар благоверный князь Александр Ярославич, вся земная жизнь которого была посвящена той же заботе — охранению святой Руси от грозного завоевателя. Небесный заступник Русского государства, отличавшийся при жизни своей великим милосердием, помогавший каждому обездоленному и страждущему, благоверный князь Александр и после своей кончины не преставал изливать свои милости всем нуждавшимся и молитвенно обращавшимся к нему за помощью. При раке святых его мощей болящие получали исцеление, скорбящие и озлобленные — благодатное утешение и помощь. Не все эти чудотворения были записаны, но и та незначительная их часть, которая была описана древними биографами святого князя, ясно показывает, какой обильный источник исцелений и чудес истекал от святых мощей благоверного князя Александра, какой драгоценный сосуд милости Божией приобрела святая Русь в своем небесном покровителе и вожде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

С такою же пламенною молитвою обратился затем благоверный князь к Заступнице рода христианского, Победительной Воеводе, Божией Матери, и к святым покровителям веры православной и небесным предстателям и молитвенникам за святую Русь — благоверным князьям Владимиру, Борису и Глебу, а также новгородским святителям и преподобным. По окончании молитвы благоверный князь принял благословение от новгородского владыки Серапиона, велел своим приближенным одарить нищих и попросить у них молитв, а сам вышел к своей дружине, смущавшейся своею малочисленностью, чтобы подкрепить ее на предстоящий подвиг. «Не в силе Бог, а в правде», — такими словами ободрил благоверный вождь своих сподвижников. Затем с этою горстью храбрецов он быстро направился навстречу врагу, и здесь, на берегу реки Невы, в знаменательный для Руси день блаженной памяти ее просветителя, благоверного князя Владимира (15 июля) произошла знаменитая битва, за которую Александр Ярославич получил название Невского. Чтобы подкрепить защитников православной веры на предстоявший им подвиг, Господь даровал им чудесное предзнаменование. В войске благоверного Александра был один ижорянин Пелгусий, во святом крещении Филипп, которому Александр Ярославич вручил ночную стражу, как опытному воину, хорошо знавшему местность. Среди своих соплеменников, державшихся язычества, христианин Пелгусий отличался благочестивою жизнью: он проводил время в молитве, трудах и постных подвигах; и Господь удостоил этого благочестивого воина следующего чудесного видения. При восходе солнца Пелгусий услышал со стороны реки шум от приближающегося судна и, думая, что это враг, удвоил свою бдительность. Гребцы покрыты были как бы мглою, скрывавшею их лица. Видны были только два витязя, стоявшие в лодке. Светлые лица их и одежды показались как бы знакомыми Пелгусию; и вдруг он услышал голос, подтвердивший его предположение, рассеявший все его сомнения, радостью наполнившими его душу. Старший из витязей, обращаясь к младшему, сказал: «Брат Глеб, прикажи грести быстрее, поспешим на помощь сроднику нашему Александру Ярославичу». Это были преподобные страстотерпцы, благоверные князья Борис и Глеб, которых молитвенно призывал на помощь благоверный князь Александр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Духовный смысл этой притчи отобразился в жизни святых благоверных князей Бориса и Глеба и святого благоверного князя Александра Невского. Они не были бедны, они были князья и жили намного богаче тех, кто им подчинялся. Но своей жизнью и особенно своей кончиной и страстотерпцы Борис и Глеб, и рано умерший по непонятным причинам благоверный князь Александр (согласно народной молве, он был отравлен) в полной мере осуществили то, к чему Господь призывает нас в этой замечательной притче. Ведь каждый из них мог бы собирать богатства, строить новые амбары и душе своей говорить: «Ешь, пей, веселись, покойся. Что еще надо? Ты на вершине богатства и власти». Зачем же князья Борис и Глеб добровольно пошли на смерть, отказавшись от всего — от власти, богатства, почета — только чтобы не было междоусобицы в Отечестве, чтобы брат не восставал на брата? Они были действительно как закланные агнцы, как жертвы непорочные Богу за грехи своего брата и своего народа. Они кончиной своей так разбогатели в Бога, что стали первыми русскими святыми, основоположниками нашей национальной святости. А благоверный великий князь Александр? Так и он, будучи богат и знатен, мог бы жить тихо и спокойно, но уже в 20 лет он выходит на единоборство с грозным противником и молитвами своих предшественников, князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, побеждает врага. Через два года, все еще совсем молодым человеком, он побеждает полчища рыцарей-крестоносцев, которые пришли на нашу землю, чтобы разрушить нашу веру и покорить наше Отечество. И вся дальнейшая жизнь святого благоверного великого князя была отрицанием богатства ради самого себя. Он постоянно рисковал, он ездил в Орду, он примирял людей, он ограждал подвигом своей жизни Отечество наше — все было направлено на то, чтобы вера сохранилась, чтобы народ сохранился, чтобы Отечество сохранилось, — и святой благоверный великий князь умер очень рано. Слова евангельских притч нередко проходят мимо нашего внимания. Но реальные исторические личности являют нам пример того, как можно осуществлять евангельские заветы, как можно строить свою жизнь так, что не богатство становится целью земного бытия, но нечто большее, что переходит из этой жизни в жизнь вечную.

http://patriarchia.ru/db/text/4289166.ht...

В лике святых мы видим прежде всего величественный ряд благоверных князей и княгинь, исключительно из древнейшего периода русской истории, из времени удельно-вечевого и татарского. Таковыми являются из киевских князей прежде всего основоположники христианства у нас на Руси – святые равноапостольные княгиня Ольга († 969) и внук ее князь Владимир Красное Солнышко († 1015) с сыновьями его, мучениками Борисом и Глебом († 1015), явившими собой первый лучший цвет христианской великокняжеской семьи. Затем в ближайшем потомстве Владимира Святого являются святыми: невестка Владимирова, супруга Ярослава Мудрого княгиня Ирина († 1051) и сын ее Владимир Ярославич († 1051), просвещенный строитель Новгородской святой Софии; внук Ярослава Мудрого Ярополк Изяславич († 1085), многострадальный скиталец Руси и Западной Европы, жертва княжеских междоусобиц; другой внук Ярослава Мудрого, Ярослав Святославич († 1129) со своими святыми сыновьями Михаилом и Феодором, князьями Муромскими, просветившими Муромский край светом Христова учения; правнук Ярослава, сын Олега Святославича великий князь Игорь Олегович († 1147), уже в черных ризах убитый мятежными киевлянами, он молитвенно поминается у нас на праздничной литии; потомок Ярослава Мудрого в шестом колене Муромский князь Давид Юрьевич с супругою Евфросинией (оба † 1228), замечательны своей трогательной и во гробе верностью друг другу; такой же потомок в шестом колене Черниговский князь Михаил Всеволодович († 1245), воспитавший для Царствия Небесного дочь свою Евфросинию Суздальскую, испытавший во время первого нашествия татар много тяжелых превратностей, замученный в татарской Орде за имя Христово. В прямой линии потомства блаженного князя Владимира Мономаха святыми являются: сын его, великий князь Киевский Мстислав (в крещении Феодор) Владимирович († 1132), известный своей многосторонней деятельностью; внуки Мономаха Всеволод (Гавриил) Мстиславич († 1138), князь Псковский, женатый на дочери святого князя Николы Святоши, великого подвижника Печерского, и другой внук – Ростислав (Михаил) Мстиславич (†1168), также многосторонний деятель; правнук Мономаха Мстислав (Георгий) Ростиславич († 1180), известный под именем Храбрый; внук Мономаха Андрей Юрьевич Боголюбский († 1174), князь Владимирский, основоположник единодержавия на Руси, запечатлевший свое строительство государственное мученической смертью; правнук Глеб Андреевич († 1175), сын Боголюбского, скончавшийся двадцатилетним юношей; потомок Мономаха в шестом колене Феодор Ростиславич († 1299), князь Смоленско-Ярославский, известный под именем Черный; сыновья Черного князья Давид и Константин Феодоровичи. Из сего лика священных имен мы видим, что не напрасно великий князь Владимир Мономах писал свое превосходное «Поучение детям»!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Тело закланного князя было брошено в пустынном месте между двумя бревнами. Над ним местные жители стали видеть дивное сияние и слышать ангельское пение. А сам св. князь стал являться старейшинам Смоленска, сияя как молния. Но пока князь Ярослав не победил Святополка, прозванного народом Окаянным, и тот не погиб где-то не то в Чехии, не то в Венгрии, в пустынном месте, никто не смел искать тела свв. князей. Наконец в 1019 г. вел. князем стал Ярослав Мудрый и прежде всего стал их искать. Могилу св. Бориса ему сейчас же указали в Вышгороде, около церкви Св. Василия, а где тело св. Глеба — не знал никто. Наконец услышал Ярослав о чудесных знамениях около Смоленска и сейчас же сказал: «Там тело брата моего, святого Глеба!» Он послал за ним священников. Охотники указали, где искать святые мощи. Князь Глеб лежал как живой, и дикие звери не тронули его. Погребли его в одной могиле со св. Борисом. Однажды один варяг нечаянно «наступил на нее. Из могилы вырвался огонь и обжег его. Вскоре церковь Св. Василия сгорела, и надо было переносить тела свв. страстотерпцев в другое место. Тогда обнаружилось их нетление, и начались чудеса и исцеления. Так, они явились хромому сыну садовника Миронега и исцелили его, причем перед ними убиенный отрок Георгий нес зажженную свечу. Являлись они всегда вместе, в виде молодых вооруженных воинов в воинских доспехах. Тогда вел. князь Ярослав воздвиг во имя их в Вышгороде церковь и хотел перенести в нее их святые мощи. Он же приказал написать их икону. Но в Константинополе долго не соглашались на их прославление. Слишком недавно была просвещена христианством Русь, и греки долго сомневались, могли ли в ней уже явиться угодники Божий. Прославление свв. Бориса и Глеба и перенесение их мощей состоялось только 24 июля 1078 г., в день убиения св. Бориса, уже после кончины Ярослава Мудрого. Совершал его митрополит Георгий, родом грек, в присутствии трех сыновей Ярослава.- Изяслава, Святослава и Всеволода. Сначала перенесли мощи св. Бориса и переложили их в новую раку, причем вся церковь наполнилась благоуханием. Это привело в ужас митрополита Георгия, долго противившегося прославлению князей страстотерпцев. Рака св. Глеба остановилась в церковных дверях, и ее никак не могли внести в церковь, пока митрополит не прочитал молитву, а князья и народ долго пели: «Господи, помилуй!» Князь Святослав приложил руку св. Глеба к ране, бывшей у него на шее, и рана исцелилась, а в волосах его остался ноготь св. Глеба, который Святослав принял с благоговением, как великий дар.

http://sedmitza.ru/lib/text/437492/

Жалостно было слышать, что его отец, честный князь Ярослав Всеволодович, и не знал о таком нападении на своего милого сына, великого князя Александра: не было у него времени послать весть к отцу, потому что неприятели уже приближались. Да и новгородцев собралось не много, потому что великий князь Александр Ярославич поспешил выступить против врагов. И пришел на них в воскресенье – в день, посвященный памяти святых отец, бывших на соборе в Халкидоне, святых Кирика и Улиты и святого великого князя Владимира, крестившего землю Русскую и нареченного во св. крещении Василием». О Пелгусии-ижорянине. Невская победа «Был один муж именем Пелгусий, старейшина земли Ижорской. Ему поручено было наблюдать стражу на море. Он принял святое крещение с именем Филиппа и жил среди своих соплеменников, остававшихся в язычестве, богоугодно, воздерживаясь от пищи по средам и пятницам. Поэтому Бог сподобил его страшного видения, о котором мы и скажем вкратце. Пелгусий имел великую веру и надежду на свв. мучеников Бориса и Глеба. Увидав неприятелей, он пошел к великому князю Александру Ярославичу, чтобы рассказать ему о силе варяжской и о расположении их стана. Случилось ему стоять на краю моря и наблюдать оба пути. Всю ночь провел он без сна. На восходе солнца ему послышался страшный шум на море – и вот он видит приближающийся насад. Посреди насада стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах багряных; руки их лежали на раменах друг у друга; гребцы в насаде были одеты как бы мглою. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославичу». Пелгусий, увидав видение и услыхав такие речи святых мучеников Бориса и Глеба, в ужасе затрепетал и стоял неподвижно до тех пор, пока насад не скрылся от очей его. Потом он поспешил к своим, и вот встретил его великий князь Александр Ярославич. С радостью («радостныма очима») во взоре увидал он князя и рассказал ему одному о том, что он видел и слышал. Великий князь отвечал ему: «Не говори, друже, об этом никому». Тогда князь устремился на врагов, в шестой час дня, и была злая сеча с римлянами. И избил он бесчисленное множество римлян, и самому королю «возложил печать» на лицо своим острым мечом». О шести храбрых мужах

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый отыскал мощи святого Глеба и положил их в храме во имя святого Василия Великого в Вышгороде — рядом с мощами святого князя Бориса. Святые останки братьев прославились многочисленными чудесами. Сказание о Борисе и Глебе Сказание о Борисе и Глебе — это памятник древнерусской литературы, который посвящен истории убийства сыновей князя Владимира — святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Как считают историки, написан он, скорее всего, Иаковом Черноризцем. Сказание создано в середине XI века, во время правления Ярослава Мудрого. Позднее в книгу добавилось «Сказание о чудесах», написанное в 1089-1115 годах. Существует более 170 списков «Сказания о Борисе и Глебе», один из самых известных содержится в составе Успенского сборника конца XII — начала XIII веков. Канонизация и почитание Бориса и Глеба на Руси Борис и Глеб — первые канонизированные русские святые. Точная дата их канонизации неизвестна, у историков на этот счет есть разные мнения. Одни полагают, что братьев причислили к лику святых уже тогда, когда в 1020 году перенесли мощи Глеба с берега реки Смядыни в Вышгород и положили рядом с мощами Бориса в храме во имя святого Василия Великого. Другие думают, что почитание началось после того, как в 1021 году в Вышгороде возвели первую деревянную церковь во имя святых Бориса и Глеба. Но большинство исследователей считают, что святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были канонизировали, когда их мощи перенесли в новую каменную церковь. Произошло это в 1072 году по инициативе сыновей Ярослава Мудрого — князей Изяслава, Святослава и Всеволода, а также киевского митрополита Георгия. Эти святые прославились многими чудесами, их почитали как заступников русской земли. За что канонизировали Бориса и Глеба Бориса и Глеба канонизировали как страстотерпцев. «Страстотерпец» — это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца — то, что мученик не держит зла на убийц и не сопротивляется. Молитвы святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу Тропарь святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу

http://foma.ru/6-avgusta-2013-svyatyie-b...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010