VI, стр. 235); но через полтора года Грозный возвратился в Москву и Симеона Бекбулатовича удалил в Тверь с титулом Великого князя Тверского. Симеон Бекбулатович жил в Твери во дворце (бывшем доме Тверского архиерея). По смерти Грозного беды обрушились на князя Тверского (Симеона); он, по интригам Бориса Годунова, был сослан в с. Кушалино, за то, что он (Симеон) безбоязненно обличал временщика в убиении царевича Димитрия (в Угличе). При первом Самозванце Симеон Бекбулатович был пострижен в монашество с именем Стефана в Кирилло-Белоозерском монастыре, а затем сослан в Соловецкий монастырь, где и скончался. Тело его впоследствии, в 1616 г., было перевезено в Москву и погребено в Симоновом монастыре, близ могилы его супруги Анастасии, в монашестве Александры († 1607 г.). Думают, что несчастный Симеон Бекбулатович был ослеплен по распоряжению Годунова (о Симеоне Бекбулатовиче см. подробнее у М. Лилиева: «Симеон Бекбулатович». Тверь. 1881). – Памятником пребывания Симеона Бекбулатовича в Кушалине остаётся выстроенный им каменный о пяти куполах трёхпрестольный храм. Главный престол посвящён Смоленской иконе Пресвятой Богородицы, а приделы – правый во имя св. великомученика Димитрия, в память царевича Димитрия, а левый – пр. Варлаама Хутынского. Местная икона в главном иконостасе Смоленской Божьей Матери, по преданию, принадлежавшая храмоздателю, Симеону Бекбулатовичу, свято чтится, и на поклонение ей приходит множество богомольцев. Под помостом этого храма – в подземелье – комната, в которой, по преданию, жил Симеон Бекбулатович. 53. Св. Благоверный князь Муромский Глеб Первый из русских святых, бывший в пределах нынешней Тверской епархии ещё до основания Твери, был св. благоверный князь Муромский Глеб, в св. крещении Давид, сын равноапостольного Великого князя Владимира. – Извещённый о тяжкой болезни отца, св. князь Глеб в 1015 году из Мурома без замедления отправился в Киев. Он направился к верховьям р. Днепра, по которому он думал доплыть до стольного города Киева. На этом пути он со своей свитой проезжал не в дальнем расстоянии от нынешнего г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Борис страстотерпец, мч. - житие Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (Память 2 мая и 24 июля по старому стилю) Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (U 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным. Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

http://pravicon.com/info-1878

О Византийской иконе Богородицы читать под 7 апреля. Царевококшайская икона Пресвятой Богородицы находится в монастыре, устроенном на месте явления ее в 15 верстах от . Царевококшайска, Казанской епархии. Явилась она в 1647 г. одному земледельцу. Богоматерь изображена на иконе с женами мироносицами, почему икона называется еще Мироносицкой. 2-е число Память Св. Афанасия, патриарха Александрийского. Читать о нем под 18 января. Перенесение мощей благоверных князей российских Бориса и Глеба, во святом крещении, Романа и Давида (Память их 24 июля). Святые князья были детьми пятого из князей российских, св. равноапостольного князя Владимира, который ввел христианскую веру в нашем отечестве. Св. князь Владимир крестился в 988 году до Р. Х.; около этого времени жили святые князья Борис и Глеб. У князя Владимира было 12 сыновей, но свв. Борис и Глеб, как две светлые звезды, сияли между братьями. Когда Владимир крестился, то крестил и своих сыновей. При крещении свв. Борис и Глеб переменованы Романом и Давидом, но равно сохранили и те и другие имена. В нашем отечестве вначале было так, что великий князь управлял главной и большей частью ее, а всю остальную разделял между своими братьями, сыновьями и племянниками. По разделу, св. Борис получил Ростов, а Глеб Муром. Св. князья, подобно своему отцу, были очень благочестивы и любили чтение священных книг, писаний святых отцов и житий святых. Читая, разгорались любовью к Богу и старались подражать святым, были очень добры и милостивы. Горячо любили отца и друг друга. Ни тот, ни другой не вступали в брак, хотя отец и желал видеть их женатыми. В своих уделах заботились о распространении веры Христовой и в делах правления отличались правосудием. Св. Борис отправился против печенегов, напавших на Россию; между тем св. Владимир умер, и на его великокняжеский престол вступил Святополк. Киевляне не любили Святополка, – они очень любили Бориса, – и Святополк, чтобы удержать за собой великокняжеский престол, решился на братоубийство. Борис возвращался уже домой и очень горевал о смерти своего отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Но мы знаем, что эти два человека, не вкусив смерти, пребывают на небесах, в райских обителях и наступит время, когда они перед страшным Вторым пришествием Христовым явятся среди людей, предвозвещая пришествие Господне. Видимо, во времена отступления и воцарения антихриста нужно будет свидетельство о Боге особенно убедительное и непререкаемое. Когда явятся два человека, за всю историю мира одни не вкусившие смерти, их приход будет столь поразительным, что многие люди (хотя они, конечно, окажутся в меньшинстве) покаются от проповеди этих великих угодников Божиих. Где находится рай, где обители Еноха и Илии, в каком состоянии они пребывают – это тайна для нас, однако нам открыто нечто существенное: все это есть на самом деле. Хотя мы и не понимаем, каким образом все происшедшее с ними совершилось, но мы знаем, чтó с ними произошло. И свидетельствует об этом даже не какой-либо мудрец, но Сам Господь наш Иисус Христос, Сын Божий. Аминь. 2 августа 2002 года Царский род, освященный мученической кровью Слово в день памяти благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида Русские мученики святые князья Борис и Глеб пострадали не так, как древние мученики. От них уже никто не требовал отречения от Христа, им не надо было исповедовать Православную веру перед иноверцами, потому что сами их гонители и убийцы формально также были православными христианами. И их брат по отцу – князь Святополк, прозванный впоследствии Окаянным, и слуги князя Глеба, предательски убившие его, и наемные убийцы, посланные Святополком, чтобы убить князя Бориса, – все они были формально православными. Но истинно православными показали себя в тот момент немногие: конечно, сами Борис и Глеб, а также несколько их верных слуг, например, дружинник князя Бориса, который пытался закрыть его своим телом и также был убит посланниками князя Святополка. Мы видим, что служение Христу и страдания за Христа возможны в любые времена. Причем в данном случае причина, по которой пострадали мученики Борис и Глеб, по видимости касалась дел земных, государственных – князь Святополк хотел захватить княжеский престол, законными наследниками которого были в первую очередь Борис и его младший брат Глеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

1240 г. Юный князь Новгородский, Александр Ярославич, готовясь отражать вторгнувшихся в Русскую землю шведов, горячо молится с дружиной в храме святой Софии: «Боже хвальный, Боже праведный, Боже великий и крепкий, Боже превеликий! сотворивший небо и землю и поставивший пределы языкам, и жити повелевый, не преступая в чужие части… И ныне, Владыко прещедрый! слыши словеса гордого варвара сего, похваляющегося разорити святую веру православную и пролити хоща кровь христианскую. Призри с небес и виждь и посети нас винограда своего и суди обидящих мя, и возбрани борющихся со мною, и прими оружие и щит и стани в помощь мне, да не рекут врази наши, где есть Бог их? Ты бо еси Бог наш и на тя уповаем.» Произнеся эту молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, князь вдохновляет войска свои. Молитва его услышана. Старшина финского языческого племени водь, Пелгусий, в крещении Филипп, ночью на 15 июля, следя при впадении Невы в море за шведами, видит на восходе солнца на море «насад» (ладью) с гребцами. Посреди насада стоят в алых одеждах, положивши на рамена друг друга руки, святые Борис и Глеб. Гребцы были «яко мглою одеяны.» И говорит Борис: «Брат Глеб! вели грести, да поможем сроднику своему, великому князю Александру Ярославичу.» На следующий день – 15 июля – Александр разбивает Биргера. Память святого благоверного князя Александра Невского чтится 23 ноября (6 декабря) и 30 августа (12 сентября) (перенесение мощей). 1246 г. 20 сентября. Ставка Батыя. Князь Михаил Всеволодович Черниговский отказывает жрецам в поклонении кумирам. «Понимаешь ли, князь, – говорит ему ханский вельможа Ельдега, – что ты сам произносишь себе смертный приговор.» «Да, – отвечал князь, – я готов страдать за Христа моего, пролить кровь за Него и веру чистую. Не хочу на словах только быть христианином, а дела творить языческие.» Сбросив с себя княжескую мантию, князь Михаил воскликнул: «Прочь слава мира сего; хочу славы небесной.» «Это великий человек,» – сказал Батый, осведомленный об ответе князя. Но все же приговаривает его к смерти. «Я христианин,» – повторял, молясь, благоверный князь, медленно и жестоко убиваемый татарскими палачами вместе с верным ему боярином Феодором.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

1240 г. Юный Князь Новгородский, Александр Ярославич, готовясь отражать вторгнувшихся в Русскую Землю шведов, горячо молится с дружиной в храме Святой Софии: «Боже хвальный, Боже праведный, Боже великий и крепкий, Боже превеликий! сотворивший Небо и землю и поставивший пределы языкам, и жити повелевый, не преступая в чужие части... И ныне, Владыко прещедрый! слыши словеса гордаго варвара сего, похваляющагося разорити Святую Веру Православную и пролита хоща кровь христианскую. Призри с Небеси и виждь и посети нас, винограда Своего, и суди обидящих мя, и возбрани борющихся со мною, и приими оружие и щит, и стани в помощь мне, да не рекут врази наши, где есть Бог их? Ты бо еси Бог наш, и на Тя уповаем». Произнеся эту молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, Князь вдохновляет войска свои. Молитва его услышана. Старшина финского языческого племени водь, Пелгусий, в крещении Филипп, в ночь на 15 июля, следя при впадении Невы в море за шведами, видит на восходе солнца на море «насад» (ладью) с гребцами. Посреди насада стоят в алых одеждах, положивши на рамена друг друга руки, святые Борис и Глеб. Гребцы были «яко мглою одеяны». И говорит Борис: «Брат Глеб! вели грести, да поможем сроднику своему, Великому Князю Александру Ярославичу». На следующий день – 15 июля – Александр разбивает Биргера. Память святого благоверного Князя Александра Невского чтится 23 ноября и 30 августа. 1246 г. 20 сентября. Ставка Батыя. Князь Михаил Всеволодович Черниговский отказывает жрецам в поклонении кумирам. «Понимаешь ли, князь, – говорит ему ханский вельможа Ельдега, – что ты сам произносишь себе смертный приговор?» – «Да, – отвечал князь, – я готов страдать за Христа моего, пролить кровь за Него и веру чистую. Не хочу на словах только быть христианином, а дела творить языческие». Сбросив с себя княжескую мантию, князь Михаил воскликнул: «Прочь слава мира сего; хочу славы Небесной».– «Это великий человек», – сказал Батый, осведомленный об ответе князя. Но все же приговаривает его к смерти. «Я христианин»,– повторял, молясь, благоверный князь, медленно и жестоко убиваемый татарскими палачами, вместе с верным ему боярином Феодором.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

И особенно во времена взаимных раздоров князей Киевской Руси пример св. страстотерпцев служил важным напоминанием о мире, любви и согласии, которых не было среди удельных князей; их рознь и предала Русь татарам. Каким отрадным светом сияют лики двух святых братьев; какою они озарены новою для Руси красотой — красотою смиренной и кроткой души! Их короткая жизнь и славная смерть показывают, как быстро и богато поднялось на русской почве посеянное их отцом семя. Немного и недолго потрудились для родной земли благоверные князья-мученики, но зато явились сильными и теплыми ходатаями за нее на небе, и забота их о русской земле, и помощь подтверждаются следующими знамениями. Когда великий князь Александр Невский боролся с немцами и должен был вступить с ними в бой на берегах Невы, один из военачальников его, стоя ночью на страже, имел такое видение. Лишь только забрезжил свет, появился на реке корабль; гребцы сидели как бы покрытые тьмой, а посреди корабля в блестящих одеждах стояли святые мученики Борис и Глеб. И сказал св. Борис: «Брат Глеб, вели грести скорее, да поможем сроднику нашему князю Александру против немцев». И в тот день св. Александр одержал великую победу. Также, когда благоверный князь Димитрий Иоаннович боролся с нечестивым Мамаем, стоявший ночью на страже Фома Халцибеев видел следующее. В высоте показалось густое облако, и от полуденной стороны явились двое светлых юношей; в руках у них были зажженные свечи и мечи. То были святые мученики Борис и Глеб. И сказали они татарским воеводам: «Кто послал вас губить наше отечество, данное нам Богом?» и стали рубить врагов, так что ни один не остался цел. Наутро страж поведал видение великому князю Димитрию, и он молился: «Пресильный Боже, подай мне помощь молитвами святых мучеников Бориса и Глеба, как Давиду на Голиафа, как Ярославу на Святополка, как пращуру моему Александру на короля немецкого!» То был день Куликовской битвы, которая положила начало освобождению России от татарского ига. Семья Ярослава Мудрого. Св. великая княгиня Анна и св. князь Владимир Новгородские. Прп. Никола Святоша, князь Черниговский

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен на месте мученической кончины святого благоверного князя Глеба 29 августа 2015 г. 21:29 Вечером 29 августа 2015 года, после посещения Владимирского монастыря, расположенного в Сычевском районе Смоленской области на истоке Днепра, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Смоленск. У памятного знака, сооруженного на Смядыни в западной части Смоленска, где, по преданию, был убит князь Глеб, сын святого равноапостольного князя Владимира, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен святым страстотерпцам Борису и Глебу. Его Святейшеству сослужили митрополит Смоленский и Рославльский Исидор , секретарь епархиального управления Смоленской епархии , настоятель Борисоглебского храма г. Смоленска протоиерей Павел Петровский, духовенство Смоленской епархии . Богослужебные песнопения исполнили Архиерейский хор Успенского кафедрального собора г. Смоленска (регент — Елена Фролова) и хор студентов Смоленского межъепархиального духовного училища. На богослужении присутствовали и.о. губернатора Смоленской области А.В. Островский, глава города Смоленска Е.А. Павлов, глава администрации г. Смоленска Н.А. Алашеев, преподаватели и учащиеся Смоленской духовной семинарии и Смоленского духовного училища, Смоленского кадетского корпуса, представители органов власти и общественных организаций, жители города. По окончании молебна Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . В дар Борисоглебскому храму г. Смоленска Предстоятель Русской Православной Церкви передал икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Верующим были розданы иконки святого равноапостольного князя Владимира с Патриаршим благословением. Завтра, 30 августа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска. Местность Смядынь впервые упоминается в летописи в 1015 году в связи с убийством князя Глеба. Когда князь Владимир умер в Киеве, его сын Глеб, проезжая через Смоленск, остановился в устье реки Смыдяни, впадавшей в Днепр. Там по приказу другого сына Владимира, Святополка, Глеб был убит.

http://patriarchia.ru/db/text/4206836.ht...

И святые русской земли, Богом прославленные, засвидетельствовали, что римская церковь не есть истинно-православная Церковь . В тринадцатом столетии, спустя два века после отделения западной церкви от восточной православной, в Новгороде был князем св. благоверный Александр, который получил титло Невского по следующему случаю. В 1240 году шведский полководец Биргер с сильным войском неожиданно вторгся в Новгородскую область. Он не сомневался в победе и вел с собой римских епископов, чтобы обращать побежденных новгородцев в римскую веру. Благоверный князь Александр собрал наскоро дружину; помолившись в храме Божьем, он сказал воинам: нас не много, но Бог не со многими, а с правыми. На 15 июля, на день памяти св. князя Владимира, благочестивый старшина ижорянин Пелгусий, наблюдавший за движениями шведов, видит утром: едет по взморью лодка; посреди ее стоят два мученика князья Борис и Глеб в красных одеждах, как изображались на иконах. Гребцы же покрыты были мглою, и Борис сказал: Брат Глеб! вели грести, чтобы нам помочь сроднику нашему князю Александру. Пелгусий немедленно поехал и рассказал об этом князю. Александр в тот же день ударил на врагов и разбил их на голову. Эта блистательная победа на берегах реки Невы и даровала ему наименование Невского. Об этом чуде говорит современный жизнеописатель, слышавший от самого князя об этой битве и от других участников ее. Итак, св. князья Борис и Глеб помогли Новгороду против врагов православия. Спустя некоторое время, римский папа прислал к князю ученых проповедников своей веры для рассуждения о вере и с обещанием временных выгод в случае принятия князем римского учения, но князь отвечал: мы знаем историю веры от начала мира, и не стал рассуждать о вере. Господь самого его прославил за подвиги по вере православной нетлением мощей и чудесами. Прошли века и вот шведы, некогда ревностные поборники папы, приняли протестантство, а мощи св. Александра Невского чрез 500 почти лет перенесены из Владимира в град святого апостола Петра на берега той реки Невы, на которой он поразил шведов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято–Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом Православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи свт. Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (память 2/15 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве. В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято–Троицкой лавры. В обители преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара). 2 июня 1748 г. в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, свт. Иоасаф строго следил за благочинием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения и особенно нравственностью паствы. Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, свт. Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану накануне своего преставления святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет диаконом, а сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось. 10 декабря 1754 г. святитель преставился. Прославление свт. Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года. Сентябрь 5 Глеб, благоверный князь Муромский Благоверный князь Глеб был сыном великого князя Владимира равноапостольного, от одной матери с Борисом. По глубокой и искренней любви к новой христианское вере, по нежной братской любви они были лучшими и любимыми сыновьями святого Владимира. Святой Глеб еще при жизни отца в удел получил город Муром, где с 1010 по 1015 гг. старался распространить христианскую веру среди упорных и грубых язычников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010