Обнаженные мощи преподобного Феодосия Тотемского выставлены в Спасо-Преображенском соборе для обозрения публики с 12 до 17 часов. С первой попытки превратить тотемских православных в любознательных экскурсантов не удается. Прихожане, паломники, горожане, оскорбленные неслыханным поруганием, срывают исполкомовскую печать. Игумен Кирилл снимает стеклянный колпак со святых мощей и возвращает преподобного в гроб. Ему и его прихожанам уездные власти предъявляют обвинение в контрреволюции; убоявшись, однако, волнений, которые могут устроить «врожденные фанатики», «жалкие остатки трупа гражданина Феодосия Суморина» переносят из Тотьмы в Вологду, в областной краеведческий музей. В подвале, в деревянной колоде – выдолбленном из цельного куска гробу, укрытом пожелтевшими листами бумаги, – и почивали святые мощи до 1988 года. В феврале 1919 года Наркомюст провозгласил кампанию по вскрытию мощей православных святых. Красноармейцы громят монастырь Святой Троицы на реке Свирь под Петроградом. Пораженные, стоят над разверстым саркофагом с нетленными мощами преподобного Александра Свирского монахи; «восковой куклой» объявляют святого безбожники и изымают серебряную раку. Публичное глумление происходит повсеместно. Святой Тихон Задонский , святой Митрофан, епископ Воронежский и Елецкий; 25 вскрытий в храмах Владимирской и Тверской губернии: святой благоверный князь владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович, святой благоверный князь Глеб Андреевич, святой благоверный князь владимиро-суздальский Андрей Юрьевич Боголюбский, святой благоверный князь муромский Петр и святая княгиня муромская Феврония, преподобный Нил Столобенский и преподобный Макарий Калязинский… 11 гробниц святых в Новгороде и Ярославле. В марте 1919 года Святейший Патриарх Тихон обратился к Ленину: «.Вскрытие мощей нас обязывает стать на защиту поруганной святыни и вещать народу: Должно повиноваться более Богу, нежели человеку…» Ответом было нанесение Святейшему ножевых ран некой дамочкой, ранее прославившейся покушением на Распутина. 13 Река Кубань

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

Через 120 лет после этого, перед Донской битвой, один инок во время ночной молитвы в храме увидел, как перед гробницей князя Александра зажглись свечи и к ней подошли два старца со словами: «Встань, поспеши на помощь сроднику твоему, Димитрию Иоанновичу!» Св. князь встал и стал невидим. На основании этого видения святые мощи его после Донской победы были открыты и найдены нетленными, причем было множество исцелений. Когда перед походом на Казань (1552) царь Иоанн IV Васильевич молился у раки св. благоверного князя Александра, то один из его приближенных получил исцеление, что и было всеми принято как залог помощи благоверного князя чудотворца.  В 1571 г., во время нападения на Москву крымского хана Девлет-Гирея, инок Антоний, высокой духовной жизни, видел, как к гробнице св. князя Александра подошли свв. князья Борис и Глеб со словами: «Встань, брат наш, князь Александр, поспешим на помощь сроднику нашему благоверному царю Иоанну Васильевичу!» Св. Александр встал, и к ним присоединились почивающие в соборе благоверные князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав. Над Девлет-Гиреем одержана была победа.  В 1491 г. видели во время пожара монастырского храма св. благоверного князя Александра, поднимающегося на коне к небу по воздуху. Святые мощи его остались невредимыми. В 1547 г. он был причислен к лику святых. Чудеса и исцеления, творившиеся от его святых мощей, неисчислимы, и перечислить здесь невозможно.  30 августа 1724 г. святые мощи благоверного вел. князя Александра были перенесены императором Петром I в созданную им в Санкт-Петербурге Александро-Невскую лавру. Мученик Благоверный Князь Роман (Ольгович) Рязанский (+ 1270) Память его празднуется 19 июля в день мученической кончины и 10 июня вместе с Собором Рязанских святых Св. князь рязанский Роман был обвинен перед татарским ханом в том, что он поносил языческую веру.  Защищаться он отказался, и хан предал его мучителям. Но под пытками св. Роман не переставал проповедовать Христову веру; тогда озлобленные татары отрезали ему язык и потом всего его изрезали медленно по суставам. Когда же осталось одно туловище еще с искрами жизни, то мучители содрали с головы кожу и воткнули голову на копье. В 1812 г., в день памяти св. князя Романа, одержана была при Клястицах первая победа над французами. В память сего положено написать образ св. князя Романа на стене храма Христа Спасителя в Москве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Православные празднуют перенесение мощей благоверных князей Бориса и Глеба 15 мая, 2013. Новостная служба Православная Церковь празднует перенесение мощей святых благоверных Российских князей Бориса и Глеба. 15 мая. ПРАВМИР. Православная Церковь празднует перенесение мощей святых благоверных Российских князей Бориса и Глеба. Великий князь Киевский Ярослав Мудрый глубоко почитал своих братьев, святых мучеников Бориса и Глеба. Было известно, что убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Вскоре были найдены святые мощи благоверного князя Глеба на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев. Киевский Митрополит Иоанн I с собором духовенства торжественно встретили нетленные мощи святого страстотерпца и положили в Вышгороде у храма святого Василия Великого, где находились мощи мученика Бориса. Вскоре место погребения прославилось чудотворениями, и мощи святых были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне. 24 июля 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников. В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм становится семейным храмом Ярославичей. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая (15 мая по новому стилю). История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории. 2 мая 1069 года вошел в Киев великий князь Изяслав, изгнанный с княжения за семь месяцев до этого в результате восстания киевлян. В благодарность за Божие содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый, «в верх один». Перенесение мощей, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод), было приурочено ко 2 мая, это число и было утверждено для ежегодного празднования. Читайте также: Борис и Глеб: «Легли и ждали, пока убьют»? Почему были канонизированы Борис и Глеб? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-prazdnuyu...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > И всё-таки Касимов! Святой князь Александр Невский умер в Касимове, жителей которого крестил князь-страстотерпец Глеб Валерий Камшилов   Олег Романов   19:29 04.12.2023 33874 Время на чтение 8 минут Фото: предоставлено автором В конце минувшего года Касимовский историко-культурный музей-заповедник получил ответ на свой запрос от директора Российского государственного архива древних актов (РГАДА) В.А. Аракчеева. Музейщики просили дать пояснение по поводу двух вопросов, вызывающих споры. Можно ли считать датой основания города Касимова (ранее Городец Мещерский) 1152 год или ориентировочно 1015 год, когда, как предполагается, жители были крещены святым князем-страстотерпцем Глебом Владимировичем? Есть ли основания считать местом кончины святого благоверного князя Александра Невского Городец Мещерский, а не Городец на Волге? И ответ эксперта был положительным. Подробнее об этих проблемах в публикуемом ниже материале.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/30/i_...

С небольшой дружиной Благоверный князь поспешил навстречу неприятелю. Накануне битвы, под Владимиров день (пятнадцатого июля), начальник приморской его стражи, благочестивый Пелгусий, удостоился чудного видения. На восходе солнца стоял он на берегу Финского залива и зорко смотрел вдаль. Вдруг слышит он шум от плывущей лодки, – смотрит: гребцов в тумане не видно, а на лодке стоят, братски обнявшись, два светозарные витязя... «Брат Глеб! – говорит один из них: – Прикажи грести скорее: надобно помочь сроднику нашему Александру!» – Пелгусий понял, что это были святые мученики князья Борис и Глеб, и поспешил рассказать виденное и слышанное князю Александру. – Битва была жаркая и упорная, и шведы, разбитые на голову, бежали на своих кораблях восвояси. Вот за эту-то победу благодарное потомство и усвоило Александру Ярославовичу прозвание Невского. – Другую победу одержал Александр спустя два года на весеннем льду Чудского озера, над немецкими рыцарями Ливонского ордена: пятьсот рыцарей пало тогда, да около пятидесяти попалось в плен. Эта битва известна под именем Ледового Побоища. – Славные победы над шведами и немцами избавили надолго русскую землю от дерзких покушений римского папы и его слуг совратить русских людей в веру латинскую посредством оружия. В 1251 году папа присылал к великому князю Александру во Владимир уже мирное посольство, в надежде склонить его на свою сторону льстивыми обещаниями; но великий князь, изложив в своем ответном послании папе православное учение веры, сказал послам: «Мы и без вас хорошо знаем свою веру, – к чему же нам новые проповедники?» И папские послы возвратились ни с чем. – Победоносно воевал благоверный князь и с литовцами, усмирял и финские племена емь и чудь; не раз смирял он и гордых, упрямых новгородцев. Но всего труднее было ему ладить с татарами. Довольно сказать, что пять раз на своем недолгом веку побывал он в Золотой Орде, путешествуя иногда по целому году: а нельзя и представить себе, скольких трудов стоили тогда эти путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Древнее почитание Ржевских святых, несомненно, подтверждается и тем, что сам город в честь князя назывался Ржев Володимиров, а также древним преданием о том, что и по успении святой князь Владимир, являясь на белом коне, продолжал защищать город от иноземных войск. Святые князь Владимир и княгиня Агриппина, согласно традиции, на иконах изображаются в паре, предстоящими в молении облачному Спасу. Князь Владимир с открытой головою, вьющиеся волосы спускаются на плечи, борода недлинная, поверх нижнего платья в красной ферязи, подбитой мехом; на княгине Агриппине надет красного же цвета плащ, голова покрыта белым платком, обернутым вокруг шеи; нижняя часть у них одежда зеленого цвета и как та, так и другая разделаны золотом; внизу представлены цветы и деревья. Благоверные Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын Владимир Святой благоверный князь Георгий родился 27 ноября 1186 г. (по некоторым источникам 1189 г.) и был вторым сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. (Князь Всеволод-Большое гнездо (1154–1212 гг.) был, в свою очередь, вторым сыном князя Юрия Долгорукого и младшим братом князя Андрея Боголюбского. Во Святом Крещении великий князь Всеволод был наречен Димитрием. Прозвище Большое Гнездо утвердилось за ним потому, что он имел большую семью. Сыновей: Константина, Георгия, Бориса, Ярослава, Владимира, Святослава, Иоанна, Василия и четверых дочерей. После смерти старшего брата Андрея Боголюбского князь Всеволод стал править Владимиром. Следуя традициям своего старшего брата, который сделал Владимир политическим и духовным центром Руси, великий князь Всеволод приумножил величие и расцвет Владимиро-Суздальского княжества). Матерью же святого князя Георгия была дочь чешского князя Щварнова – Мария. Она была женщиной богобоязненной, воспитывающей своих детей в вере Православной и прививающей им всякую добродетель. Тяжко заболев и пролежав в немощи 7 лет, великая княгиня Мария, по согласию своего мужа, великого князя Всеволода, 2 марта 1206 г. приняла постриг в основанном ею Успенском монастыре с именем Марфа. Пробыв в обители 17 дней, она мирно отошла ко Господу 19 марта 1206 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Скачать epub pdf Память святого благоверного князя Константина и чад его: Михаила и Феодора, муромских чудотворцев Память 21 мая Сей святой благоверной великий князь Константин Святославич происходил из рода великого князя Владимира, крестившего святым крещением землю Русскую. В 1192 году 3386 вместе с сыновьями своими князьями Михаилом и Феодором из славного города Шева он пришел в рязанскую землю к городу Мурому. В этом городе жили в то время язычники, не просвещенные еще познанием истинного Бога 3387 . Задолго еще до святого князя Константина родственник его, сын великого князя Владимира благоверный князь Глеб, которому назначен был во владение город Муром, употребил много усилий, чтобы овладеть им и склонить его жителей к принятию святого крещения, но не смог этого сделать и два года жил вдали от него на расстоянии двух поприщ 3388 , а потом Святополк обманом вызвал его к отцу, и на пути он был убит 3389 . И сей святой благоверный князь Константин с сыновьями и бывшим при нем войском вступил в битву с муромцами под самым городом, и произошло весьма большое сражение, в котором был убит благоверный князь Михаил. После сего он снова вступил в битву с жителями города и после одержанной над ними победы взял Муром во владение себе и стал в нем княжить. Прежде всего он построил в городе, в старой горной части его, первую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и похоронил здесь убитого сына своего, благоверного князя Михаила, а потом обратил горожан язычников в христианскую веру и крестил их святым крещением. Возблагодарив Бога за успех в этом деле, святой князь построил впоследствии много других церквей 3390 и учредил в своем городе епископскую кафедру. Проведши затем жизнь свою в истинной вере и непорочности во всем, являясь всегда защитником бедных и сирот, он вскоре отошел ко Господу. Его кончина причинила великую скорбь народу. Все оплакивали его, как отца, и похоронили у построенной им церкви Благовещения, вблизи сыновей его, благоверных князей Михаила и Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своем и держала любимое чадо свое – князя Ивана Федоровича, и как услышала она смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти. И услышал великий князь Юрий Ингваревич об убиении безбожным царем возлюбленного сына своего, князя Федора, и многих князей, и лучших людей и стал плакать о них с великой княгиней и с другими княгинями и с братией своей. И плакал город весь много времени. И едва отдохнул князь от великого того плача и рыдания, стал собирать воинство свое и расставлять полки. И увидел князь великий Юрий Ингваревич братию свою, и бояр своих, и воевод, храбро и бестрепетно скачущих, воздел руки к небу и сказал со слезами: «Избавь нас, Боже, от врагов наших, и от подымающихся на нас освободи нас, и сокрой нас от сборища нечестивых и от множества творящих беззаконие. Да будет путь им темен и скользок». И сказал братии своей: «О государи мои и братия! Если из рук господних благое приняли, то и злое не потерпим ли? Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть. Пусть я, брат ваш, раньше вас выпью чашу смертную за святые божии церкви, и за веру христианскую, и за отчину отца нашего великого князя Ингваря Святославича». И пошел в церковь Успения пресвятой владычицы богородицы, и плакал много перед образом пречистой, и молился великому чудотворцу Николе и сродникам своим Борису и Глебу. И дал последнее целование великой княгине Агриппине Ростиславовне и принял благословение от епископа и всех священнослужителей. И пошел против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьется крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два – с десятью тысячами. И увидел князь великий убиение брата своего, князя Давыда Ингваревича, и воскликнул в горести души своей: «О братия моя милая! Князь Давыд, брат наш, наперед нас чашу испил, а мы ли сей чаши не изопьем!» И пересели с коня на конь и начали биться упорно; через многие сильные полки Батыевы проезжали насквозь, храбро и мужественно биясь, так что всем полкам татарским подивиться крепости и мужеству рязанского воинства. И едва одолели их сильные полки татарские. Убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский и многие князья местные и воеводы крепкие и воинство: удальцы и резвецы рязанские. Все равно умерли и единую чашу смертную испили. Ни один из них не повернул назад, но все вместе полегли мертвые. Сие все навел Бог грех ради наших.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Икона — это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Деталь фрески церкви Панагии ту Лагудера. Кипр. 1192(?) Клав, фибула и корзно На иконах запечатлены императоры в парадных облачениях, воины-мученики в доспехах и длинных плащах, святые князья в богатых аристократических одеждах. Различные их типы и отдельные элементы, являясь историческими реалиями, могут рассматриваться в рамках истории древнего римского, византийского или русского костюма. Так, плащи воинов закреплены на плечах или груди особыми застежками-фибулами, круглыми, в виде дужки с иглой, реже — фигурными по форме. Имея совершенно конкретную функцию, они являлись и своеобразным украшением, использовавшимся с древнейших времен вплоть до эпохи Раннего средневековья. Заимствованием из римского костюма являются вертикальные полосы клава (клавия), изображаемые всегда на хитоне Христа и первоверховных апостолов Петра и Павла. Эти нашитые полосы ткани, отличающиеся по цвету от основной одежды, служили знаками отличия римских граждан. Многие детали одежды, войдя в христианскую иконографию, были наделены символикой. Так, например, особая торжественная одежда архангела Михаила, в которой он изображается на древних иконах, является облачением византийского придворного. Ее отличительной особенностью служит далматика с широкими рукавами и так называемый «лор» — широкая длинная полоса ткани с жемчугом и драгоценными камнями. Ангел в лоратных облачениях — слуга Небесного Царя, лор является символом этого высокого служения. Святые благоверные князья Борис и Глеб и святой равноапостольный князь Владимир. Двусторонняя икона из Новгородского Софийского собора Что касается русских национальных форм одежды, то и здесь иконы дают богатый материал. Как выглядел и чем отличался по покрою парадный княжеский плащ корзно, достоверно не известно. Однако именно в корзно с меховой подкладкой (и даже с меховым воротником) изображаются благоверные князья Борис и Глеб, равноапостольный князь Владимир и другие русские святые знатного происхождения.

http://pravoslavie.ru/57088.html

Затем он вручил церковные награды. Митрополит Георгий был удостоен Патриаршего знака храмостроителя, Глеб Никитин — ордена преподобного Серафима Саровского II степени. Протоиерей Сергий Матвеев и Антон Аверин были награждены орденами преподобного Серафима Саровского III степени, иерей Александр Гимоян и Юрий Шалабаев — медалями преподобного Серафима Саровского. Управляющий Нижегородской епархией поздравил всех с освящением храма в честь основателей Нижнего Новгорода. «Для нас сегодня величайшая радость и духовное утешение, что мы, следуя традиции Древней Руси, начинаем дело с молитвы. Празднование 800-летия Нижнего Новгорода было начато с того, что впервые за 800 лет в Нижний Новгород прибыл своими святыми мощами сам святой великий князь Георгий. Благословением Святейшего Патриарха и добрым отношением митрополита Владимирского и Суздальского Тихона мы удостоились чести принимать эту святыню в нашем граде И в этом наша особая радость, надежда, утешение. Будет жить в народе вера Христова — и страна наша будет жить во всяком благочестии и чистоте», — сказал он. Затем владыка Георгий попросил митрополита Дионисия передать низкий сыновий поклон Святейшему Патриарху Кириллу. На молитвенную память и в знак благодарности от всей Нижегородской земли он передал для Предстоятеля Русской Православной Церкви образ благоверного князя Георгия Всеволодовича. На память об этом событии глава Нижегородской митрополии подарил такие же образы всем присутствующим архипастырям, Глебу Никитину, Юрию Шалабаеву и Антону Аверину. По окончании богослужения всем собравшимся в храме были розданы небольшие иконы благоверного князя Георгия Всеволодовича. «Символично, что первый храм в честь основателей города открывается в новом микрорайоне. Исторически именно вокруг церквей концентрировалась городская застройка, и сама дата основания города связана с окончанием строительства первого храма. Сегодняшним событием мы отдаем дань памяти основателям города, которые создали новый форпост для распространения русской культуры. Мне хочется поблагодарить всех, кто вносит свой вклад и силы в восстановление и создание новых святынь Нижнего Новгорода», — отметил Глеб Никитин.

http://patriarchia.ru/db/text/5833528.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010