Святой благоверный князь Глеб Благоверный князь Глеб, во святом Крещении Давид, является одним из первых русских мучеников - страстотерпцев; он пострадал вместе со своим братом князем Борисом (во святом Крещении Романом). После убийства святого Бориса Святополк Окаянный послал к его младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени их отца, великого князя Владимира, для того, чтобы коварно убить возможного претендента на Киевский престол. Обманутый князь Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, настигшее его у Смоленска, не остановило святого, не ожидавшего такого злодейства со стороны его брата Святополка. Недалеко от Смоленска убийцы настигли ладью Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил пощадить его совсем еще юную жизнь. По приказу убийц повар Глеба перерезал ему горло. Тело князя было погребено в пустынном месте недалеко от Смоленска, " между двумя колодами " , т. е. в простом деревянном гробу († 1015). В 1019-1020 гг. могилу святого Глеба разыскал его брат Ярослав, и тело, оказавшееся нетленным, было перенесено в Вышгород Киевский и погребено рядом со святым князем Борисом. Затем мощи братьев были перенесены (память 2 мая ) в церковь во имя святителя Василия Великого, где у гробницы святых страстотерпцев совершались многие чудеса. Митрополит Киевский Иоанн составил службу князьям-страстотерпцам и установил им совместное празднование 24 июля, которое и свершается с первой половины XI века. Русская Церковь издревле почитает братьев-страстотерпцев, которые постоянно оказывают молитвенную помощь своей родной земле, особенно в годины тяжелых испытаний. Так, перед Невской битвой в 1240 году святые страстотерпцы Борис и Глеб явились в видении одному из воинов святого благоверного князя Александра Невского (память 23 мая, 30 августа и 23 ноября) и помогали русским во время сражения. Летописи полны сказаний о различных благодатных проявлениях, засвидетельствованных около их гробницы, и об одержанных с их помощью победах. В честь князей-страстотерпцев возводились многие храмы и монастыри в разных концах России. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913509.htm...

ТОДРЛ – Труды отдела древнерусской литературы Института Русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР. Алфавитный указатель имен А Авраамий Смоленский, преподобный Авраамий Ростовский, преподобный Агафодор, священномученик, епископ Херсонесса Аганит, преподобный – безмездный врач Акиндин Печерский, архимадрит Алексей I Комнин, император Алексей II Комнин, император Алексий, патриарх Алипий, преподобный, иконописец Аль-Идриси Аль-Магреби Анастас Корсунянин Анастасий Синаит , преподобный Анна Иоанновна, императрица Анна Царевна, великая княгиня Киевская Анна, княжна, дочь Ярослава Андрей Боголюбский, князь Андрей, епископ Болгарский Андрей, апостол св. Андрей Кесарийский св. Антоний Печерский, преподобный Антоний, епископ Новгородский Антоний Римлянин, преподобный Антоний, епископ Черниговский Аркадий, епископ Новгородский Аскольд, князь Афанасий Александрийский , архиепископ, св. Б Байер А. Болеслав I, Храбрый, король Болеслав II, король Болдуин, император Болотов В. В. Борис, князь, св. Борис, царь Болгарский Бравалин, воевода Брайчевский Ю. Брячеслав, князь Булан-Бек В Варда Склир Варда Фока Варлаам, преподобный, (сын боярина Иоанна) Варлаам Хутынский, преподобный Василий I Македонянин, император Василий II Македонянин, император Василий Великий св. Василько Рогволдович, князь Василько Требовьский, князь Вернадский Г.В. Владимир, святой, равноапостольный, великий князь Владимир Володарович, князь Владимир Мономах , великий князь Владимир Всеславович, князь Владимир Ярославович, князь Вольсомон Всеволод Владимирович, князь Всеволод Мстиславович, князь Всеволод Ольгович, князь Всеволод Святославович Чермный, князь Всеволод Юрьевич “Большое Гнездо”, князь Всеволод Ярославович, князь Всеслав Полоцкий, князь Вышеслав Владимирович, князь Вышата, воевода Вячеслав Владимирович, князь Г Генрих I, король Генрих II, император Генрих IV, император Георгий Амартол Георгий Амастридский, св. Георгий, митрополит Георгий Угрин, преподобный Геродот Галакарнасский Глеб, князь, св. благоверный

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Князь Василий Всеволодович Ярославский, брат святого князя Константина. † 1249 3 июля; Князь Василько (Василий) Константинович Ростовский. † 1238 (замучен татарами) 4 марта; Великий Князь Владимир (во крещении Василий) Святославович, Креститель Руси. † 1015 15 июля; Князь Владимир Новгородский, сын Ярослава Мудрого, строитель и первый ктитор храма Святой Софии в Новгороде. † 1052 4 октября; Князь Всеволод (во крещении Гавриил) Новгородский, сын святого Великого Князя Мстислава. † 1138 11 февраля, 27 ноября и 22 апреля; Великий Князь Георгий II Всеволодович Владимирский. † 1238 (убит татарами) 4 февраля; Князь Глеб Андреевич, сын Великого Князя Андрея Боголюбского. † 1175 20 июня; Князь Глеб (во крещении Давид) Владимирович Муромский. † 1015 (убит) 24 июля, 5 сентября и 2 мая; Князь Давид Феодорович Ярославский, сын святого князя Феодора и брат святого князя Константина. † 1321 19 сентября и 5 марта; Князь Даниил Александрович Московский. † 1303 4 марта; Князь Димитрий Иоаннович Угличский. † 1591 (убит) 15 мая, 19 октября; Князь Димитрий Юрьева-Польского, сын Великого Князя Святослава III. † 1269 3 июня; Князь Довмонт (во крещении Тимофей) Псковский. † 1299 20 мая; Великая Княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния), супруга Димитрия Донского, строительница Московского Вознесенского монастыря. † 1407 7 июля и 17 мая; Княгиня Евпраксия (в иночестве схимонахиня Евфросиния) Псковская, супруга князя Ярослава Владимировича. † 1243 (убита) 16 октября; Княгиня Евпраксия Рязанская. † 1237 (погибла из-за татар); Великий Князь Киевский и Черниговский Игорь II (в схиме Гавриил) Олегович. † 1147 (убит) 5 июня; Великая Княгиня Ирина (в иночестве Анна), дочь Шведского короля Олафа, супруга Ярослава Мудрого. † 1050 10 февраля и 4 октября; Князь Иоанн (в иночестве Игнатий) Андреевич Угличский. † 1522 19 мая; Князь Иоанн Феодорович Рязанский, младенец, погибший с матерью, святой княгиней Евпраксией. † 1237; Княгиня Иулиания Вяземская. † 1406 21 декабря; Княжна Иулиания Григорьевна Ольшанская, жившая в XV-XVI вв.. 6 июля;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Святой благоверный князь Смоленский Глеб Всеволодович (Святославич) жил в XIV столетии. О его жизни сохранились немногочисленные агиографические сведения. Известно, что он был благочестивым и мужественным князем. Обостренные отношения Русского государства с Литвой приводили к тому, что благоверный князь Глеб дважды был в литовском плену, последний раз после временного взятия Смоленска литовцами в 1395 году. В Иконописном подлиннике о нем сообщается: «Святой благоверный князь Глеб Всеволодович подобием надсед, власы кудреваты, брада доле Власиевой и поуже, ризы на нем княжеския, верхняя шуба испод лазоревой, на главе шапка зеленая, заломы черныя, в руке крест, в другой меч в ножнах». Память благоверного князя Глеба празднуется 7 июля. Святой благоверный князь Андрей Смоленский был сыном Смоленского князя Феодора Фоминского. Еще в юном возрасте, тяготясь распрями своих братьев, он оставил родной город и простым странником пришел в Переславль Залесский. В смирении и кротости он тридцать лет прослужил пономарем в церкви святителя Николая, около которой и был погребен. После его кончины обнаружили наследственный княжеский перстень, золотую цепь и записку со словами: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей». В 1539 году произошло обретение мощей благоверного князя по ходатайству преподобного Даниила Переславского (память 7 апреля). Память благоверного князя Андрея Смоленского празднуется 28 октября. Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская, дочь боярина Максима Данилова, прославилась высоким супружеским целомудрием. Супруг ее, святой благоверный князь Вяземский Симеон Мстиславич, вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем вынужден был бежать из родных земель, которые захватил литовский князь Витовт. Тогда Московский князь Василий Димитриевич дал изгнанным князьям тверской город Торжок. Князь Юрий Святославич пленился красотой Иулиании и всячески старался склонить ее к прелюбодеянию, но Иулиания строго хранила супружескую верность. Однажды во время пира князь Юрий убил мужа Иулиании, в надежде насилием овладеть ею. Святая Иулиания воспротивилась насильнику. Разъяренный князь Юрий приказал отрубить ей ноги и руки, а тело ее бросить в реку Тверцу. Мученичество святого князя Симеона и святой Иулиании совершилось зимой 1406 года. От угрызений совести князь Юрий бежал к татарам, но и там не нашел покоя. Тогда он удалился в Рязанскую пустынь, где и умер в 1408 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Автор Жития пишет, что, когда Александр услышал слова послов, у него разгорелось сердце, и он, войдя в церковь Святой Софии, пал перед алтарем на колени и начал со слезами молиться словами псалма: «Суди, Господи, обижающих меня, побори борющих меня. Возьми оружие и щит, поднимись мне на помощь» 83 . Окончив молитву, он встал и поклонился архиепископу. Архиепископ Новгородский Спиридон благословил его и отпустил. И князь вышел из церкви, утер слезы и начал воодушевлять свою дружину, говоря: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Псалмопевца и его слова: «Они на колесницах и они на конях; мы же во имя Господа Бога нашего воззовем. Они оказались связаны и пали, мы же поднялись и распрямились». Произнеся это, он пошел на врагов с малой дружиной, не дожидаясь сбора многой своей силы, уповая на Святую Троицу. К сожалению, отец его, великий князь Ярослав, не знал об этом нападении на своего милого сына Александра, и у того не было времени послать весть к отцу своему, ибо противники приближались; оттого и многие новгородцы не присоединились к нему, – потому что князь поторопился выступить в поход. Летопись говорит, что едва пришла в Новгород весть, что к Ладоге идут «свей», князь Александр, не помедлив нимало, с новгородцами и ладожанами пошел на них. 15 июля 1240 года князь достиг вражеского лагеря. Согласно Житию, русскому князю помогали в этом бою его святые «сродники», родственники, князья братья Борис и Глеб. Их видел дозорный незадолго до боя. «Дозорным был некий по имени Пелгуй, или Пелгусий, старейшина в Ижорской земле. Ему была поручена ночная стража у моря, у Финского залива. Сам он воспринял святое крещение, но жил среди своего рода, оставшегося языческим. В крещении ему наречено было имя Филипп. Жил он благочестиво, среду и пятницу проводя в воздержании». За то, считает автор Жития, Бог удостоил его в тот день поразительного видения. Проведя ночь в бдении и дозоре на берегу моря, на восходе солнца он с испугом услышал с моря шум и увидел плывущее гребное судно, посреди которого стояли в красных одеждах, держа руки на груди, святые мученики Борис и Глеб. Гребцы сидели словно окутанные мглой. Дозорный услышал, как Борис сказал: «Брат Глеб, повели грести, чтобы мы могли помочь нашему родственнику князю Александру». Пелгусий стоял, трепеща, пока корабль не скрылся с его глаз. Вскоре приехал князь, и дозорный рассказал ему о своем видении. Князь ответил: «Не говори этого никому». Спустя небольшое время князь повел свою дружину в бой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой благоверный князь Владимирский Глеб († 1175) был младшим сыном святого князя Владимирского Андрея Боголюбского (1157–1174). Жизнь его была очень короткой (святой Глеб умер в возрасте 19–20 лет), но с самого раннего детства она была посвящена Богу. Отец святого Глеба, благоверный князь Андрей Боголюбский, не только прославился своими богоугодными делами, но и окончил свой земной путь, приняв мученическую кончину. Благочестивые родители воспитывали сына в страхе Божием, и поэтому он, имея достойные образцы для подражания, возрастал в глубокой и искренней вере. Святой князь был милостив ко всем, почитал священнослужителей и подолгу читал Божественные книги. Скончался святой Глеб, согласно надписи на гробнице с его мощами, 20 июня 1175 года. У мощей святого, которых не коснулось тление, неоднократно совершались чудеса. Во время монголотатарского нашествия в 1238 году, когда в осажденный Владимир ворвались воины хана Батыя, они подожгли кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Находившаяся в храме гробница с мощами святого Глеба не получила от огня никаких повреждений, чему дивились даже неприятельские воины. Соборные летописи сообщают еще о двух знамениях, прославивших имя святого. В 1410 году на Владимир неожиданно напало татарское войско, действовавшее совместно с отрядом нижегородского воеводы Карамышева. Успенский собор был разграблен, но сокровища ризницы успел спрятать ключарь Патрикий, за что был подвергнут истязаниям и принял мученический венец. Один из воинов в поиске спрятанных сокровищ поднял крышку гробницы благоверного князя, но в это же мгновение из нее вышел огонь. Это так устрашило татар, что они тотчас покинули храм. В 1608 году польско-литовские войска, заняв Суздаль и Юрьев, приступили к беззащитному в то время Владимиру, но овладеть городом так и не смогли. Ночью соборному причетнику было видение, в котором явившийся ему святой князь Глеб поведал, что Владимир будет спасен молитвами святых князей, мощи которых почивают в соборе. Той же ночью неприятельская армия, устрашенная гневом Божиим, отступила от города.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А сирот, и вдов, и немощных в тех краях всех обшивала, и всех нуждающихся и больных не оставляла без призрения, и все дивились ее разуму и благоверию. Благоверный князь Андрей Боголюбский от деда, Владимира Мономаха , унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни. «От юнаго бо возраста, от младых ногтей от мирских суемудрий отврати себе, – говорится в его житии. – Гласы Божественными всегда огласоваше ушеса своя, святых книг поучений слаще послушающи, отнюдуже притяжа себе зачало премудрости – страх Божий и премудрость разума от писаний Святых». Любил князь церковное пение и церковные службы, хорошо изучил устав церковный и прекрасно знал, память какого святого и в какой день совершается. Любил он тайные ночные молитвы и часто ночью, тайком от всех, ходил в храм, зажигал свечи и молился. Благоверные князья Борис и Глеб были любимыми детьми великого равноапостольного князя Владимира. Все другие его дети родились от язычниц, а их матерью была великая княгиня Анна, греческая царевна. Князь Борис с детства отличался расположением к благочестию. Он любил чтение книг Божественных, и благое впечатление производили на него жития святых и страдания мучеников за Христа – он и себе желал той же судьбы, вознося молитву: «Владыка мой, Иисусе Христе, сподоби меня быть в числе Твоих угодников, научи меня подражать им, не дай мне увлечься суетою мира, но просвети мое сердце разумением заповедей Твоих!» Его чувства понимал и разделял младший брат Глеб. Он любил слушать, как Борис читает жития святых, и вместе с ним молиться. Совсем молодой по возрасту, Глеб созрел душой, он был чрезвычайно добр и кроток, в милосердии подражал отцу и брату. Борис и Глеб были неразлучны: трогательно было видеть привязанность младшего к старшему и заботу старшего о младшем. они рано были отозваны к Богу, но посмертными явлениями доказали, что служат России своими молитвами у Престола Божия: их предстательство было засвидетельствовано перед битвой Александра Невского с ливонцами и перед Куликовской битвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

— Чем ты хвораешь, старче? Тот рассказал им о своем недуге. И спросили они его: — Не надо ли тебе воды? — О господа мои, — отвечал старец, — уже давно я ее жажду. Один из них взял коромысло и принес воды, а другой зачерпнул ковшик. И напоили они старца. Тогда он спросил их: — Чьи вы дети? Они ему отвечали: — Мы братья Ярослава. Старец, думая, что они родственники князя Георгия Ярослава, сказал: — Да пошлет вам Господь многие лета, господа мои, возьмите сами хлеба и ешьте, ибо я сам не могу послужить вам. Они отвечали: — Пусть хлеб останется для тебя, а мы пойдем. Ты же не хворай больше, но усни. И тотчас стали невидимы. Выздоровев, старец понял, что его посетили святые Борис и Глеб, и, встав, прославил Бога и угодников Его. И с тех пор никогда не хворал он тем недугом, но все время был здоров и рассказывал братии о исцелении, дарованном ему святыми мучениками. Благоверный князь Александр Ярославич, прозванный Невским, во время княжения своего в Великом Новгороде, вел войну со шведами. Когда он с войском пришел на реку Неву, один из его воевод, богобоязненный муж, именем Филипп, исполняя порученную ему ночную стражу, увидел при восходе солнца плывущий по воде корабль; посреди корабля стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах червленых, гребцы же сидели, одетые как бы мглою. И сказал святой Борис святому Глебу: — Брат Глеб, пойдем скорее, поможем сроднику нашему, князю Александру, против неистовых врагов. Сие видение воевода поведал князю своему. И в тот день князь Александр, помощью святых мучеников Бориса и Глеба, победил и попрал силу шведов, вождя их Биргера сам уязвил мечом в лицо и с торжеством возвратился в Великий Новгород Подобным же образом, когда великий князь московский Димитрий Иоаннович вел войну с царем татарским Мамаем, ночной страж Фома Хацибеев видел открытое ему Богом такое видение. На высоте показалось большое облако, и вот с востока шли как бы великие полки, с юга же явились двое светлых юношей, державшие в руках свечи и острые обнаженные мечи. Сии юноши были святые мученики Борис и Глеб. И сказали они воеводам татарским:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Учреждена награда Синодального отдела по делам молодежи — медаль святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба 9 сентября 2020 г. 11:29 4 сентября 2020 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла учреждена общецерковная награда Синодального отдела по делам молодежи  за вклад в развитие молодежного служения в Русской Православной Церкви — медаль святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим рассказал о духовном значении подвига святых благоверных князей Бориса и Глеба для современных молодых людей: «Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб многими осознаются как покровители православной молодежи. На момент своего подвига Борис и Глеб были молодыми людьми, чей возраст не превышал 30 лет. Их подвиг заключался в крепкой вере и твердом следовании евангельским заповедям, то есть в том, что составляет суть православной молодежной миссии». Владыка Серафим также отметил, что жизнь святых братьев-князей является достойным примером подлинной любви к родной земле, а также сочетания духовного и физического развития. «Будучи воинами, князья Борис и Глеб во главу угла ставили в первую очередь силу духа, а не физическую мощь. Так, князь Глеб, предупрежденный об угрожавшей его жизни опасности, не стал наносить опережающий удар, но всецело положился на Божественный промысл, — сказал епископ Серафим. — Пример братьев-князей, поставивших на первое место доверие Богу и Его Правде, а не властные амбиции, политическую конъюнктуру и междоусобную борьбу, служит ярким нравственным ориентиром для современных молодых людей. Образ жизни и действий святых князей Бориса и Глеба актуален для молодежи при поиске правильного соотношения между силой духа и силой физической». По мнению Его Преосвященства, пример святых Бориса и Глеба имеет важное значение для сохранения духовности в современных христианских семьях. «Вместе со своими сродниками — святыми равноапостольными князем Владимиром и княгиней Ольгой, благоверным князем Ярославом Мудрым — князья Борис и Глеб являют наглядный пример христианского семейства в нескольких поколениях, что также важно для современных молодых людей», — подчеркнул владыка Серафим.

http://patriarchia.ru/db/text/5689116.ht...

Необычные воины: предупреждены, но не вооружены Быть святым — значит приблизиться к Богу. Святость одна, но дороги, к ней ведущие, различны. Борис и Глеб принадлежат к особому чину святых — их почитают как страстотерпцев. 14 мая, 2010 Быть святым — значит приблизиться к Богу. Святость одна, но дороги, к ней ведущие, различны. Борис и Глеб принадлежат к особому чину святых — их почитают как страстотерпцев. 15 мая. Перенесение мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба Быть святым — значит приблизиться к Богу. Святость одна, но дороги, к ней ведущие, различны. Поэтому среди святых мы и находим такое разнообразие. Преподобные, святители, мученики, праведные, пророки, апостолы, блаженные, благоверные цари и князья… Борис и Глеб принадлежат к особому чину святых — их почитают как страстотерпцев. Страстотерпец — дословно «претерпевший страдания» — означает не совсем то же, что «мученик». Мученик — значит свидетель истинности христианской веры, пострадавший за веру и не отрекшийся от Христа под страхом мучительной смерти. Страстотерпец же — это тот, кто пострадал, но не за веру Христову, а по каким-то другим причинам. Как страстотерпца почитают последнего русского императора Николая II — вовсе не за религиозные убеждения расстрелянного большевиками. Страстотерпцами были и первые русские святые Борис и Глеб, погибшие в усобице после смерти их отца — князя Владимира, крестителя Руси. При чем же тут святость? Междоусобица, гражданская война, политический расчет… Первое впечатление от летописных повествований только усиливает сомнение. Борис и Глеб пали жертвами честолюбивых планов старшего брата Святополка, после смерти отца (1015) устранявшего возможных претендентов на власть. До крещения князь Владимир вел разгульную жизнь, имел много жен и наложниц. Дети от разных жен не были дружны, а положение Святополка, старшего сына, формального наследника и, значит, великого князя Киевского, было и вовсе неустойчивым. Владимир не любил его и сыном признавал не вполне: родившая Святополка гречанка была уже беременной, когда досталась князю «в качестве трофея» от убитого им брата Ярополка. Таков был Владимир Красно Солнышко до крещения. Таковы были феодальные порядки на Руси.

http://pravmir.ru/neobychnye-voiny-predu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010