– Так мы же давным-давно проехали поворот на Вышгород! – поразилась я. – Превысили расстояние почти в три раза! Алексей и сам уже догадывался об этом, но, как мужчина, слишком, наверно, доверял технике, которая не преминула бессовестно нас подвести. – Вот так надеяться на изобретение человеческое, а не на помощь Божию, – глубокомысленно резюмировал он, снова усаживаясь за руль. При выезде опять мелькнули синие буквы: «Глебовка»... Может быть, это благоверный князь Глеб нас остановил, спутав показания нашего навигатора? «Куда вы несетесь, остановитесь, наконец, а то скоро в Чернобыль въедете...» – как бы сказал он нам. Определяя обратный путь уже по дорожным указателям, мы вернулись к нужной развилке и повернули на Вышгород. Кстати, в этом месте, на повороте, стоял большой деревянный поклонный крест, которого мы как раз и не заметили, не сводя, видимо, глаз с пресловутого навигатора. Но на этом наши дорожные приключения не закончились. Въехав в Вышгород, мы медленно двинулись по центральной улице, надеясь увидеть какой-либо храм и там получить точные сведения о нахождении церкви Святых Бориса и Глеба. Ни одного храма нам по дороге, однако, не встречалось, и мы решили обратиться за помощью к прохожим вышегородцам. Но их указания отчего-то привели только к тому, что мы вдруг выехали из города и понеслись по шоссе, не имея никакой возможности повернуть обратно. Уже и большой мост через Днепр проехали, а поворота все не было... Мы пришли в расстройство: да что же это такое?! Что это водит нас, как казака Чуба с кумом по Диканьке? И тут наконец озарила мысль: – А ведь мы, отправляясь к местам пребывания Бориса и Глеба, даже не попросили святых князей о помощи! Как же мы забыли об этом?! Ведь это надо было сделать в первую очередь! Мы от всей души взмолились святым братьям-страстотерпцам… и немедленно увидели знак, разрешающий поворот Тут уж мы от всей души взмолились святым братьям-страстотерпцам… и немедленно увидели знак, разрешающий поворот! Развернулись и залюбовались живописной картиной города на зеленом крутом берегу Днепра. На самом верхнем выступе мягким золотом светился купол какого-то храма, но каким образом можно к нему добраться, было совершенно непонятно.

http://pravoslavie.ru/153777.html

Летописец замечает по этому поводу: «Володимер же, надеяся на Бога и на правду», сам пошел к Минску – наказать ослушника. Глеб стал просить пощады. «Володимер же сжалися тем, оже проливашеться кровь в дни постныя великого поста, и вдасть ему мир» 11 . Как на похвальную черту в характере Мономаха, летописец обращает внимание на его уважение и почтение к своим родителям. Свою мачеху Владимир «чтяшет... отца ради своего, бе бо любим отцю своему повелику, и в животе и по смерти не ослушался его ни в чем же» 12 . Но более всего нравится летописцу–иноку то, что Владимир «чтяше сан святительский». Он, говорит летописец, «любовь имея к митрополитам и к епископом и к игуменом, паче же и чернечьский чин любя, и черницы любя, приходящая к нему напиташе и папаяше» 13 . Говоря о смерти Мономаха, все летописцы пользуются случаем высказать какую–нибудь похвалу князю, а Лаврентьевская, Ипатьевская и Воскресенская летописи помещают длинные панегирики его добродетелям. Вот отзыв Лаврентьевской летописи: «Представися благоверный и великий князь русский Володимер... украшенный добрыми нравы, прослувый в победах, его имене тре-петаху вся страны и по всем вемлям изиде слух его: понеже убо он всею душею взлюби Бога... Се же чюдный Володимер потщася Божья хранити заповеди, и Божьи страх присно имея в сердци... добро творяще врогом своим, отпуща я одарены. Милостив же бяше паче меры... тем и не щадяше именья своего, роздавая требующим и церкви зижа и украшая; чтяшеть же излиха чернечскый чип и поповский, подавая им еже на потребу и приимая от них молитвы... тем и Бог вся прошенья его свершаше и исполни лета его в доброденьстве» 14 . В том же роде, только несколько покороче, высказывается о Мономахе и Воскресенская летопись 15 . Ипатьевская летопись произносит отзыв о Мономахе более с государственной точки зрения. Он, по ее словам, «просвети Русскую землю, акы солнце луча пущая; его же слух произиде по всем странам, наипаче же бе страшен поганым». Далее Владимир характеристично называется «братолюбцем», «нищелюбцем» и «добрым страдальцем за Русскую землю» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 6 августа 2021: Святые Борис и Глеб 13 мин., 06.08.2013 Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — первые святые, которых канонизировала Русская Церковь. Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства. Борис и Глеб не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком — кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц. Мы расскажем о жизни князей-страстотерпцев, об их церковном почитании и народных традициях, связанных с днем их памяти. Кто такие Борис и Глеб Князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) — это первые святые, канонизованные Русской Церковью. До них них на нашей земле тоже были святые, но все они были прославлены позже. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — младшие сыновья киевского великого князя Владимира Святославича (равноапостольного князя Владимира). После смерти Владимира в 1015 году на русской земле началась жестокая междоусобная борьба за земли и великокняжеский престол. Бориса и Глеба убил их старший брат — Святополк, прозванный в народе Окаянным. История жизни и мученической смерти Бориса и Глеба описана в двух книгах, знаменитых памятниках древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. Когда празднуется память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба Память святых Бориса и Глеба празднуется несколько раз в году: Житие Бориса и Глеба Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Они родились еще до Крещения Руси. Приняв Христа всем сердцем, киевский великий князь Владимир Святославич стал воспитывать младших сыновей в православной вере. Святой Борис был хорошо образовал, с радостью и усердием читал Библию и жития святых. Святой Глеб не отставал от брата, и тоже интересовался верой и стремился жить в благочестии. Как известно, после принятия святого крещения их отец князь Владимир полностью изменил свою жизнь, оставил языческие грехи и стал для народа примером по-настоящему праведного правителя. Младшие сыновья, которым посчастливилось родиться в пору Крещения Руси, подражали примеру отца. Например, вместе с ним помогали бедным.

http://foma.ru/6-avgusta-2013-svyatyie-b...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Глеб страстотерпец, мч. Ключевые слова: Владимир, Воин, Киев, Князь, Мирянин, Мученик, Русь, Рязань, Смоленск, Тула, Украина, X-XVII, С житием Дни празднования: Рейтинг иконы в этом году: (в прошлом: 0). Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее ! Живое обсуждение: Пообщаться об этой иконе на форуме . Раздел основан участником [ tol ] 2009-12-14. Описания иконы Глеб страстотерпец, мч. - житие Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (Память 2 мая и 24 июля по старому стилю) Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (U 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Новгород. XV.] Святые Владимир, Борис, Глеб. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Файл 5173.jpg:   Размер: 901x1100, 0.99 MPix, 197 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (181) , (4) . Описание: [Русь. XIII.] Свв. Борис и Глеб. Икона. Русь (Тверь). 2-я половина XIII в. (поновление - 1-я треть XIV в.) 154 х 104. Из Савво - Вишерского монастыря под Новгородом. Киевский музей Русского искусства. Файл 5174.jpg:   Размер: 807x1200, 0.97 MPix, 223 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (191) , (2) . Описание: [Псков. XIV.] Свв. Борис и Глеб. Икона. Псков. Конец XIV - начало XV в. 164 х 116. Из церкви с. Большое Загорье под Псковом. Вывезена в 1928. С 1939 г. в ГТГ. Москва. Файл 5177.jpg:   Размер: 865x1200, 1.04 MPix, 274 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (172) , (3) . Описание: [Псков. XVI.] Успение со святыми князьями Владимиром, Борисом и Глебом (фрагмент). Икона. Псков. 1-я половина XVI в. 128 х 70. Из ц. Успения в Бутырках. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Файл 5179.jpg:   Размер: 1282x1200, 1.54 MPix, 442 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (142) , (4) .

http://pravicon.com/icon-1547

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Глеб Владимирский, св. - житие Святой благоверный князь Глеб Владимирский, в святом Крещении Георгий, был младшим сыном святого благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля). Под влиянием благочестивых родителей он вырос глубоко верующим и с двенадцатилетнего возраста проводил уединенную духовную жизнь. Родители не препятствовали сыну и даже содействовали ему в духовном возрастании. Святой князь особенно любил чтение святых книг, почитал священнослужителей и был милостив ко всем. Несмотря на юный возраст, он избрал для себя подвиг строгого поста и молитвенного бдения. Скончался благоверный князь Глеб в 1174 году, в девятнадцатилетнем возрасте. Его нетленные мощи сохранились и прославились чудесами. В 1238 году, во время нашествия Батыя на Русскую землю, татары подожгли собор во Владимире. В этом пожаре сгорели епископ Митрофан, великая княгиня Агафия, супруга великого князя Георгия Всеволодовича (+ 1238), и множество жителей Владимира, закрывшихся в соборном храме. Однако огонь даже не коснулся гробницы благоверного князя Глеба. В июле 1410 года на Владимир напали татары. Разграбив город, они стали расхищать церковные сокровища собора, убив соборного ключаря Патрикия. Полагая, что в гробнице спрятаны сокровища, они хотели разломать ее. Как только татары коснулись каменного гроба святого благоверного князя Глеба, из него вышло пламя, и татары в страхе покинули город. По молитвам святого князя был спасен город от нашествия польско-литовских захватчиков в 1613 году. Празднование благоверному князю Глебу установлено в 1702 году, в том же году была написана служба, несколько позже - житие. Мощи почивают в Успенском соборе во Владимире. В 1774 году южный придел собора был освящен в честь его имени. Благоверный князь Глеб почитается как особый покровитель и защитник города Владимира. Тропарь Глебу Владимирскому, блгв. кн., Днесь светло красуется славнейший град Владимир,/ имея в себе пребогатое сокровище —/ чудоточащия честныя мощи благовернаго князя Глеба,/ имиже украшаяся и хваляся,/ вселенную всю созывает к веселию/ и велегласно вопиет:/ о Владыко Христе,/ даровавый таковую благодать угоднику Твоему,/ его молитвами помилуй нас. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Глеб Владимирский, св. " .

http://pravicon.com/info-2084

Почему были канонизированы Борис и Глеб? Борис и Глеб родились примерно в годы Крещения Руси и с самого детства воспитывались в христианской вере. За что же Церковь прославила их в лике святых? 6 августа, 2012 Борис и Глеб родились примерно в годы Крещения Руси и с самого детства воспитывались в христианской вере. За что же Церковь прославила их в лике святых? Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Память совершается 6 августа. …Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси, а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории. Чтобы понять первых русских святых, необходимо разобраться в перевороте, который произошел в общественном сознании в X-XI веках после принятия христианства на Руси. Языческое мировоззрение было основано на вере, что в загробной жизни человек будет тем, кем он был на земле. Если умер на коне, навечно будет хозяином. Если умер рабом — навсегда раб. Почетно умереть с оружием в битве и навсегда остаться воином. Сила вызывает уважение. Кто слаб — сам виноват. Отец снабжал наследника только мечом, остальное нужно было добыть самому. При погребении язычников, с покойником хоронили нажитое им имущество, вплоть до кораблей и жен. Все это понадобится в будущей жизни. Владимир-язычник. В.М. Васнецов. Христианство проповедует совсем иной подход. Притча о богаче и Лазаре (Лука, 16:19-31) показывает, что вечная жизнь не зависит от мирских благ. Нищий в раю за смирение, богач в аду за гордость. Нагим человек приходит в мир, нагим и уходит (Еккл.5:14), богатство с собой в могилу не возьмешь. Владимир беседует с греческим философом. Как воспринять эту идею? Как перейти от жажды наживы к нестяжательству? Необходим личный пример. Великий князь Владимир Святой подавал пример своим подданным, отказавшись от гарема, отменив смертную казнь, распорядившись оказывать помощь больным и бедным. Прекратились тризны и захоронения имущества. Крещение Руси. В. Васнецов. Старшие дети Владимира были рождены в то время, когда князь пытался ещё укрепить языческую веру. Страсти тогда кипели нешуточные. Святополк родился от гречанки, бывшей монахини, которую Владимир взял в жены после брата, который им был свергнут с престола. Ярослав родился от Рогнеды Полоцкой, у которой Владимир убил отца и братьев. А затем сама Рогнеда пыталась убить Владимира, приревновав к Анне Византийской. Тогда на глазах четырехлетнего Ярослава Владимир чуть не расправился с бывшей женой.

http://pravmir.ru/pochemu-byli-kanonizir...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святые Борис и Глеб: князья, которые показали, что в борьбе за власть не все средства хороши 2 мин., 05.08.2018 Святые мученики страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид), дети равноапостольного князя Владимира — первые прославленные святые новопросвещенной Руси. Их почитание восходит к первой половине XI века, а общее празднование памяти святым князьям, 6 августа, встречается в месяцесловах с начала XII века. Интересно, что под именами Роман Русский и Давид Польский Борис и Глеб входят в список святых Католической Церкви. Борис и Глеб были младшими сыновьями Киевского князя Владимира Красное Солнышко. Родившиеся незадолго до Крещения Руси братья принадлежали к самому первому поколению русских людей, воспитанных в христианской вере. Когда они достигли совершеннолетия, отец поставил Бориса князем в Ростов, а Глеба – в Муром. Однажды разведчики донесли Владимиру о том, что на Русь идут степные кочевники печенеги. Великий князь был в ту пору тяжело болен. Понимая, что сам он не сможет встать во главе войска, Владимир вызвал из Ростова Бориса, дал ему в подчинение свою дружину и отправил в поход против печенегов. Вскоре Владимир скончался. В это время в Киеве находился Святополк, старший брат Бориса и Глеба. Воспользовавшись ситуацией, он тут же объявил себя великим князем Киевским. Борис и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего». Коварный Святополк не поверил искренности Бориса и подослал к нему убийц. Борис узнал об этом, но не стал скрываться. Убийцы настигли его, когда он молился в своем шатре на берегу реки Альты. Они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он попросил у своих палачей позволить ему закончить молитву. Помолившись, он обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите и вы службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Так погиб Ростовский князь Борис.

http://foma.ru/svyatyie-knyazya-boris-i-...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Мученики Благоверные князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид (+ 1015) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 24 июля в день первого перенесения мощей, 2 мая в день второго перенесения мощей, во 2-ю Неделю Великого поста месте с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших У вел. князя Владимира было 12 сыновей. В Древней Руси долго соблюдался обычай давать новорожденным князьям два имени: одно — славянское, языческое, другое — христианское. Сыновья вел. князя Владимира, Борис и Глеб, носили христианские имена — Роман и Давид. Мать их была родом болгарка. Князь Борис отличался мужеством, силой, красотой, милосердием и щедростью. Отец, бояре, дружина и народ любили его. Он хорошо знал божественные книги, и князь Глеб в детстве любил слушать его чтение. Св. Борису отец дал в управление город Ростов, а св. Глебу, когда он вырос, — Муром. Но в Муроме еще держалось язычество, и св. Глеб не пожелал жить в нем и поселился с дружиной в 2 верстах от него, в палатках. В Суздальской земле есть место, называемое Борисово становище: там братья встречались, чтобы вместе ездить к отцу. В 1015 г. князь Борис приехал к нему один и нашел его больным. В это время под Киевом появились кочевники-печенеги, и отец послал его с дружиной против них. Но князь Борис их не нашел и возвращался в Киев. На берегу реки Альты он остановился, и здесь пришла к нему весть, что отец его умер, а брат Святополк тайно похоронил его в Десятинной церкви, а сам занял престол. Святополк всегда ненавидел Бориса и хотел его убить. Борис знал это. Знал он и то, что весь Киев и вся великокняжеская дружина — 8000 человек, которые были с ним, — хотят видеть вел. князем не всеми нелюбимого Святополка, а его — Бориса.

http://sedmitza.ru/lib/text/437492/

Борис и Глеб. Почему они вместе? свв. Борис и Глеб На иконах их принято изображать вместе. Ведь Борис и Глеб были не только единокровными братьями, но и единоутробными, рожденными пятой женой князя Владимира, Анной, болгаркой по происхождению. Вместе они объявили о верности новому князю Киева, которым после внезапной и неожиданной смерти князя Владимира стал Святополк, самовольно занявший киевский престол. Вместе поклялись чтить Святополка «как отца своего». За свое происхождение, за духовную близость князю Владимиру (они как и их отец стали верными христианами), за претензии на княжеский престол вместе приняли смерть, пусть и находились в разных местах. 24 июля 1015 года Бориса был заколот копьями на реке Альте, где по повелению князя Владимира со своим отрядом отражал нападение печенегов. Глеб, совсем еще юный, 5 сентября 1015 года был зарезан собственным поваром недалеко от Смоленска. И Борис и Глеб, в жизни отличавшиеся милосердием и сердечной добротой, воспитывавшиеся в благочестии, даже смерть приняли с христианским смирением и молитвой на устах. Отставленный дружиной Борис, долго молился в своем шатре. Увидя, как к нему поступают подосланные убийцы, произнес: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Святой благоверный князь Глеб, зная о смерти отца, об убийстве брата, о вероломном захвате киевского престола Святополком, предпочел не сопротивляться и принять смерть, чем совершить братоубийство и месть. Обоих братьев, и Бориса и Глеба, мы почитаем святыми страстотерпцами за совершённый ими подвиг братской любви, христианского смирения и послушания. Как пишет Нестор летописец: «Видите, братия, как высока покорность старшему брату? ... Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые». Сразу после убийства Глеба похоронили на месте злодеяния, на берегу Смядыни, а тайно перевезенное в Вышгород тело Бориса погребли у стен храма святого Василия.

http://foma.ru/znachenie-imeni-boris.htm...

Святитель Феоктист, епископ Черниговский. Август, 5 1123 Преподобные Марк Гробокопатель, Иоанн и Феофил Плачливый, иноки Печерского монастыря. Декабрь, 29 до 1125 Благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы. Май, 21 1129 Благоверный Великий князь Киевский Мстислав I, Во Святом Крещении Феодор, Владимирович. Апрель, 15 1132 Благоверный князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, Псковский. Февраль, 11 1138 Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец. Октябрь, 14 1143 Блаженный Игорь, Великий Князь Черниговский и Киевский. Июнь, 5 1147 Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец. Август, 3 1147 Преподобный Онисифор Печерский, прозорливый. Ноябрь, 9 1148 Преподобный Мартин Туровский. Июнь, 27 1150 Святитель Нифонт, епископ Новгородский. Апрель, 8 1156 Преподобный Авраамий Мирожский. Сентябрь, 24 1158 Блаженный Константин, митрополит Киевский. Июнь, 5 1159 Преподобный Еразм Печерский. Февраль, 24 ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Киево-Печерский. Июль, 18 ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский. Сентябрь, 18 1168 Благоверный великий князь Ростислав (во святом крещении Михаил) Киевский и Смоленский. Март, 14 1168 Преподобный Арефа Печерский. Октябрь, 24 1170 Святой благоверный Глеб, князь Владимирский. Июнь, 20 1173 Преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая. Май, 23 1173 Благоверный Великий князь Андрей Боголюбский. Июль, 4 1174 Преподобный Афанасий, Затворник Печерский. Декабрь, 2 1176 Преподобный Герасим Вологодский. Март, 4 1178 Благоверный князь Мстислав, во святом крещении Георгий, Храбрый, Новгородский и Смоленский. Июнь, 14 1180 Святитель Кирилл, Епископ Туровский. Апрель, 28 1183 Преподобный Поликарп, Архимандрит Печерский. Июль, 24 1184 Преподобный Никита, Столпник Переяславльский. Май, 24 1186 Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский. Сентябрь, 7 1186 Преподобный Илия Муромец, Печерский. Декабрь, 19 1188 Преподобный Тит, пресвитер Печерский. Февраль, 27 1190 Преподобный Варлаам Хутынский. Ноябрь, 6 1192

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010