Василий диакон муч. † 362 г., 28 ноября. Василий, пр. Печерский, † 1098 г., 11 августа. Василла муч., 24 дек. Василько Ростовский (см. Василий), 4 марта. Васса, преп. Палестинская V в., 20 января. Васса, преп. Псковская (с Ионой и Марком) XV в., 29 марта. Васса муч., 21 августа. Вассиан Лавдийский † 409 года, 10 июня. Вассиан Соловецкий † 1561 года, 12 июня. Вассиан Тотемский † 1624 г., 12 сентября. Васс муч. † 368 г., 18 июля (с Емелианом). Венедикт Нурсийский † 543 г., 14 марта. Вениамин, муч. в Персии, † 421 г., 31 марта. Вениамин Печерский XII в., 13 окт. 28 августа. Венуст муч. † III в., 29 мая. Ветран, еп. Томский, IV в., 20 апр. Викентий муч. † 305 г., 11 ноября. Викторин муч. † 284 г., 31 янв. Викторин епископ † около 303 г., ноября. Викторин муч. † 287 г., 18 дек. Виктор муч. † 284 г., 31 января. Виктор, муч. в Дамаске II в., 11 ноября. Виссарион преп. V в., 6 июня. Виталий муч. † около 164 г., 25 янв. Виталий монах VII в., 22 апреля. Виталий мучен. † около 65 года, 14 октября. Вит мученик † 289 г., 15 июня. Владимир кн. Новгородск., † 1051 г., 4 октября. Владимир Сербский † 1015 г., 22 мая. Владимир Равноапост. † 1015 г., 15 июля. Владислав князь † 1238 г., 24 сент. Власий Севастийский † 320 г., 11 февраля. Вонифатий муч. IV в., 19 декабря. Вриенна препод. † 318 г., 9 апреля (с Платонидой). Всеволод-Гавриил князь † 1138 г., 11 февраля. Вукол епископ 1105 г., 6 февраля. Вера, муч. Римская, † около 137 года, 17 сентября. Вячеслав, князь Чешский, † 935 г., 16 сентября. Г авиний пресвитер † 296 г., 11 авг. Гавриил Архангел, 26 марта и 13 июня. Гавриил, пр. Лесновский, † X в., 15 января. Гавриил преподобномуч. † 1676 г., 2 февраля. Гавриил младенец пострадал 1690 г., 20 апреля. Гавриил Раич пострадал 1659 г., 30 августа. Гаддун муч. (с Фидием) 15 сент. Гаий, Апостол из LXX, 4 января и 5 ноября. Гаий муч. (с Ириной), 5 мая. Гаий папа † 296 г., 11 августа. Галактион пр., Юродивый, † 1506 г., 12 января. Галактион Вологодский † 1612 г., 24 сентября. Галактион муч. III в., 5 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В белорусском городе Полоцке реставраторы обнаружили уникальное изображение святого Вацлава Чешского 02.09.2011 Сенсационные открытия сделаны во время реставрационных работ в Спасо-Преображенской церкви Спасо-Евфросиниевского монастыря в белорусском городе Полоцке . Раскрыты изображения святых страстотерпцев Бориса и Глеба . Время их изображения - XII век, спустя немногим более века после их канонизации. До настоящего времени самые ранние изображения святых братьев датировались только XIII веком. Специалисты заметили, что изображение братьев в полоцком храме носит портретное сходство. Напротив стены, где раскрыты портреты Бориса и Глеба, находится редчайшее изображение святого мученика князя Вячеслава/Вацлава/Чешского , глубоко почитаемого в Чехии. Его изображений в православных храмах немного - это местный святой. По оценке специалистов, в Полоцке найдено единственное изображение чешского святого в православных храмах на территории России, Украины и Беларуси. В том, что его изображение находится напротив страстотерпцев Бориса и Глеба, нет ничего странного: чешский святой князь, так же как и русские святые князья, был убит братом. Вместе с тем остается загадкой, почему святой Вацлав появился в полоцком храме. Возможно, он был связан какими-то родственными узами с полоцким княжеским домом. Russian.cntv.cn / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 03.09.2011 09:04:54

http://drevo-info.ru/news/11359.html

К. Михаил-Борис, мая 2, 906 г. Х в. Андрей юродивый, окт. 2, 909 г. Климент еп. И Наум, июл. 27, 916 г. К. Вячеслав с бабкою Людмилою, сент. 16, 935 г. Иоанн рыльский, авг. 18, 946 г. Ц. Петр, янв. 30, 967 г. Прохор пшинский, янв. 15. XI в. Григорий еп. янв. 8, 1012 г. К. Владимир сербский, мая 22, 1015 г. Пр. Гавриил лесновский, янв. 15. Пр. Петка – Параскева, окт. 14. Пр. Прокопий чешский, сент. 16. Пр. Иоаким осоговский, авг. 16, 1105 г. XII в. Иларион мглинский, окт. 21, 1164 г. Иоанн Кукузель, сент. 1. Стефан Нееманя, февр. 13, 1200 г. XIII в. К. Стефан первовенчанный, сент. 24, 1224 г. Св. Савва, арх. Серб., янв. 12, 1237 г. Пр. Роман, ноябр. 24 Арсений серб. 1267 г., окт. 28. Савва 2 арх. авг. 30. Евстафий арх. Янв. 4. Иоанникий чернорецкий, апр. 26. Петр коршишский, июн. 5. XIV в. К. Стефан Милютин, окт. 29, 1320 г. Пр. Козма, сент. 23, 1323 г. Никодим арх. авг. 30. К. Стефан дечанский, ноябр. 11, 1336 г. Даниил арх. авг. 30. Пр. Филофея, мая 28. Иоанникий арх. авг. 30. Пр. Феодосий, февр. 27, 1362. Ц. Урош, дек. 2, 1367 г. Кн. Лазарь, июн. 15, 1389 г. Спиридон и Ефрем п. авг. 30. XV в. Пр. Григорий, дек. 7, 1406 г. Стефан Лазаревич, июл. 19, 1427 г. Пр. Нектарий битольский дек. 5, 1500 г. Иоанн деспот, дек. 10, 1503 г. XVI в. Георгий муч. февр. 11, 1515 г. Стефан Щилянович, окт. 4, 1515 г. Феофил, июл. 8, 1548 г. Макарий арх., авг. 30, 1570 г. Василий арх. апр. 29. XVII в. Гавриил патр., авг. 30, 1659 г. XVIII в. Никодим, июл. 11, 1722 г. Дамаскин, янв. 16, 1771 г. Иоанн, мар. 4, 1784 г. Анастасий, авг. 29, 1794 г. Злата, окт. 18, 1795 г. XIX в. Никита, апр. 4, 1808 г. Игнатий, окт. 8, 1814 г. Онуфрий, янв. 4, 1818 г.   ПРЕДИСЛОВИЕ. Набожный сочинитель житий святых российской церкви (Спб. 1852-1859 г.) включил в свое описание нескольких святых славян южных, но весьма немногих, не более шести. В афонском патерике (Спб. 1860 г.) описаны святые славяне, подвизавшиеся на Афоне. Самое важное издание для истории святых славян – Сербляк, Белград 1861 г. Издатели говорят, что они пополнили прежнее издание Сербляка не только синаксарями и двумя акафистами, но и новыми службами. У них полные жития святых, известные в рукописных Сербляках, заменены краткими. Для их цели это нужно: но по многим причинам надобно жалеть, что не напечатаны полные жития. О святых, живших прежде XI в., нет и помина, как и в тех двух изданиях. Итак вот пока все печатные описания святых славян южных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Король венгерский Гейза II сначала отказался, велел сказать Изяславу: " Теперь у меня рать с императором греческим, когда буду свободен, то сам пойду к тебе на помощь или полки свои отпущу " . Польские князья велели отвечать: " Мы недалеко от тебя; одного брата оставим стеречь свою землю, а вдвоем к тебе поедем " ; чешский князь также отвечал, что сотов сам идти с полками. Но Изяславу было мало одних обещаний; он опять отправил послов в Венгрию, Польшу и Богемию с большими дарами; послы должны были говорить князьям: " Помоги вам бог за то, что взялись мне помогать; садитесь, братья, на коней с рождества Христова " . Те обещались, и король венгерский послал десятитысячный вспомогательный отряд, велев сказать Изяславу: " Отпускаю к тебе полки свои, а сам хочу идти на галицкого князя, чтоб не дать ему на тебя двинуться; ты между тем управляйся с теми, кто тебя обидел; когда у тебя войско истомится, то я пришлю новое, еще больше, или и сам сяду на коня " ; Болеслав польский сам поехал с братом Генрихом, а Мечислава оставил стеречь землю от пруссов. Между тем Изяслав, приготовляясь к войне и зная теперь, как трудно идти против общего убеждения в правах дядей пред племянниками, обратился к старику Вячеславу, который сидел тогда в Пересопнице, и послал сказать ему: " Будь мне вместо отца, ступай, садись в Киеве, а с Юрием не могу жить; если же не хочешь принять меня в любовь и не пойдешь в Киев на стол, то я пожгу твою волость " . Вячеслав испугался угроз и послал сказать брату Юрию: " Венгры уже идут; польские князья сели на коней; сам Изяслав готов выступить: либо мирись с ним, дай ему, чего он хочет, либо приходи ко мне с полками, защити мою волость; приезжай, брат, посмотрим на месте, что нам бог даст - добро или зло; а если, брат, не поедешь, то на меня не жалуйся " . Юрий собрал свое войско и выступил из Киева с дикими половцами; а Изяслав с своими союзниками двинулся из Владимира. В Пересопницу к Вячеславу собрались сперва племянники его - Ростислав и Андрей Юрьичи, потом пришел сам Юрий, Владимирко галицкий прислал свои полки, сам также подвинулся к границе и тем напугал поляков и венгров; страх польских князей еще увеличился, когда они получили весть от брата, что пруссы идут на их землю.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

484. Что мы исповедуем словом: «Аминь»? Словом «Аминь» мы исповедуем, что твердо верим всему изложенному в Символе веры . Пояснения: I. Господь Иисус Христос, говоря о Последнем Суде, сказал: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф.13:43 ). II. Апостол Павел говорит, что теперь, во время своей земной жизни, мы видим и познаем Божественные дела и Бога как бы «сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же (после воскресения) лицом к лицу» ( 1Кор.13:12 ). III. Тот же апостол говорит, что после воскресения мертвых будет Бог «все во всем», то есть в тех, которые получат блаженство ( 1Кор.15:28 ). IV. О вечном блаженстве написал апостол Павел словами пророка Исаии: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). V. Говоря о степенях блаженства и славы праведников в жизни вечной, апостол Павел приводит сравнение со светилами небесными, которые разнятся по красоте, и к этому добавляет, что так будет и при воскресении мертвых ( 1Кор.15:41–42 ). VI. Неправильным является воззрение тех, кто предполагает, что душа человеческая по смерти снова входит в тело человека или в тело животного, и что это повторяется так долго, пока душа не очистится, не усовершенствуется вполне, чтобы наконец достигнуть спасения. Разделяющие это воззрение объясняют его тем, что якобы любовь Божия не может допустить, чтобы кто-либо был на веки отвержен. Любовь Божия несомненно бесконечная, но Бог предоставляет каждому свободно решать о своих поступках. Кто отвергает истину и ожесточается во зле, сам себя повергает в погибель. Любовь Божия не похожа на размякшую губку, она покоится на твердых положениях, согласно которым различается добро от зла. Решающими являются слова Господа Иисуса Христа, Который, хотя и был преисполнен любви, – сказал: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ). Читать далее Источник: 1168 вопросов и ответов о Православной вере/Сщмч. Горазд, епископ Чешский и Моравско-Силезский. — Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009. — 400 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

67. Sokol J. Msto a jeho hradby. Р. 289. 68. Ibid. Р. 290. 69. Так повышается общественная значимость еще одного объекта интересов экономистов, рынка, который становится средством коммуникации индивидуума с огромным множеством других членов общества, с коими изза их количества он уже не смог бы найти точки соприкосновения и торговать с каждым по отдельности. 70. Эпос о Гильгамеше. Табл. I.II, 38–41. С. 167–168. 71. Stigler G. J. Frank Hyneman Knight. Р. 58. 72. Heffernanová J. Gilgameš. Р. 4. 73. Mumford L. The City in History. Р. 44. 74. Эпос о Гильгамеше. Табл. XI, 10–13 С. 212. 75. Единственным способом, которым Гильгамешу удалось Энкиду «укротить», был трюк с блудницей. Силой бы он его никогда не покорил. 76. То же самое, как заметил чешский философ и биолог Зденек Нойбауэр, характерно и для науки: «Естественность науки, как каждая естественность, любит прятаться, то есть казаться совершенно герметичной. (Кстати, “герметичный” означает то же, что “тайный, секретный”…)» (Neubauer Zd. O em je vda. Р. 59). Нойбауэр также пишет: «За это “тайное тело” науке — в силу своей духовности — очевидно стыдно» (Ibid. Р. 58). 77. «Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Господь Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3:10–11). Скрыт был именно наш детородный орган, средоточие человека, о чем свидетельствует известный рисунок Леонардо да Винчи. 78. Ис. 11:6–8. 79. Лесть и обман играют в древних мифах вообще очень важную роль: так называемый trickster (шалун, мошенник) является одним из основных архетипов героя. Эту трактовку подчеркнул в 1956 году американский антрополог польского происхождения Пол Радин в своей книге «Трикстер», где описал четыре основных архетипа героя. Добавим только, что трюк, лесть, уловка, жульничество, ложь есть символы первоначального освобождения людей и их борьбы с чемто более сильным, чем они сами, — с богами, например, или природой. Это начало восстания против шаблонов и данностей, борьба с кажущимся пока непоколебимым «абстрактным» принципом, отказ от пассивности.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

8 Силуан Афонский (в миру Семен Иванович Антонов ; 1866–1938) – монах Константинопольского патриархата русского происхождения, подвизался на Афоне, куда приехал в 1882 г. Канонизирован в 1988 г. Почитается в Православной Церкви как святой в лике преподобных, память совершается 11 сентября (по юлианскому календарю). 10 Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (155 или165–220 или 240) – один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов. В зарождавшейся теологии Тертуллиан впервые выразил концепцию Троицы. Положил начало латинской патристике и церковной латыни – языку средневековой западной мысли. 11 Долгое время термин «дидактика» употреблялся в том же значении, что и «педагогика» вообще. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему». В настоящее время дидактика рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их принципы, цели, содержание, средства, результаты. 12 Ср.: ...но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. (1 Кор., 9, 27) 13 Сергей Александрович Нилус (1862–1929) – российский религиозный писатель и общественный деятель, известен как публикатор «Протоколов сионских мудрецов». 15 Рим., 8. 22 : 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. 22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; 23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.; 17 Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит. Иисус Христос мог сокрушить иудеев, как надломленную трость, и угасить их гнев, как курящийся или горящий лен, но не хотел этого делать, пока не исполнит домостроительства и не победит их во всем (из толкования архиепископа Феофилакта Болгарского на указанный стих из Евангелия от Матфея). 18 «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…» – говорит Родион Раскольников Соне. 20 Первое послание Петра. Глава 3. Стих 15

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Богатые должны быть готовы в случае необходимости поделиться с нуждающимися . В качестве примера Фома Аквинский приводит ветхозаветное указание, что это не воровство, если ктото ест ягоды в чужом винограднике. Голодный имеет право наесться там досыта, но не уносить гроздья винограда с собой. Великий философ аргументирует это тем, что в данном случае речь не идет о нарушении законов общественного благополучия (то есть частной собственности), поскольку закон должен был быть составлен таким образом, чтобы он мог «приучить людей с готовностью предоставлять свою собственность ближнему» . В подобном же духе выступает и уже упомянутое положение о побирательстве. Богатые не имели права посылать вторую команду жнецов собирать оставшееся в поле после первой . Теперь оно принадлежало бедным, вдовам и сиротам . Каждый, кто читал Ветхий Завет, должен был обратить внимание, как часто в тексте присутствуют особые указания, направленные на защиту интересов самых социально незащищенных слоев населения — женщин и детей, у которых умерли соответственно мужья и родители, а также чужеземцев. Малая любовь. Коммунитаризм, благотворительность и солидарность Нельзя не сказать, что первоначально церковь жила в ожидании скорого конца света в некой коммуне, существовавшей, с экономической точки зрения, на базе общей собственности. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого… У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее… Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду . Позднее подобные имущественные отношения распространились на монастыри и частично на христианские города (на чешский Табор во время Гуситских войн, например). Каким образом идея добровольного и глубоко религиозного коммунитаризма превратилась в атеистический коммунизм, сам по себе вопрос непростой. В любом случае коммунисты за эту идею должны быть благодарны христианству. Тем не менее, как показала история, марксистскокоммунистическое воображение не было способно предложить функциональную альтернативу капитализму.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вернем «живую жизнь»! Священник Александр Шумский о преимуществах реального общения перед виртуальным 11.12.2010 1488 Россия забыла напитки, В них вечности было вино, И в первом разобранном свитке Восчла роковое письмо. Велимир Хлебников Один из фокусов прогресса заключается в создании иллюзии сближения людей, посредством различных технических средств. Нажал кнопку «онлайн» - и вступил в общение. Не надо больше вставать с дивана, выходить из-за письменного стола и т.д. Прочитал статью в интернете и тут же послал свой ответ, как здорово! А теперь еще можно увидеть на экране компьютера и лицо собеседника. Но это не живое общение, не «живая жизнь», как говорил Достоевский, а всего лишь кажимость. И вроде бы всем понятно и хорошо известно то, о чем я говорю, но, тем не менее, ничего не меняется в лучшую сторону, а только усугубляется. Одна из задач врага рода человеческого - реальное разъединение людей под видом интенсификации их интернетовского общения, под видом интенсификации обмена информацией. Но обмен информацией и живое общение - вещи не только различные, но и несовместные. По легенде один чешский раввин- каббалист создал искусственного человека - голема, который должен был выполнять все приказы своего хозяина. Идея голема весьма наглядно воплощается в современных информационных технологиях, способных создавать иллюзию реальной жизни. Все это здорово показано в фильме «Матрица». Конечно, мы уже не в состоянии полностью отказаться от современных атрибутов прогресса, иначе мы просто не сможем заработать на хлеб насущный. Но мы должны осознавать, что петля прогресса затягивается на нашей шее все быстрее и туже. Постоянно уменьшаются и совершенствуются технические носители, содержащие все данные о человеке. Вот уже скоро повсеместно введутся пластиковые карточки вместо паспортов и уже не за горами время, когда начнут вживлять в наше тело крохотные чипы, без которых нам не получить ни хлеба, ни лекарств, ни жилья, не купить билет на самолет или поезд. Все эти нанотехнологии будут становиться тем более актуальными, чем быстрее будет создаваться, так называемое, безвизовое пространство между Европой и Россией. И придется нам, хочешь не хочешь, вчитываться в слова Апокалипсиса: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его». ( гл.13, 16-17).

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/11/ve...

«От мысли, что мы страждем по воле Божией, неверующий ужаснулся бы и возроптал бы на Создателя. Но верующий находит в ней источник утешения. Мы страждем по воле Того, от Которого всякое даяние благо и всяк дар совершен ( Иак.1:17 ). Если Благой посылает страдание; то конечно и в страдании есть некоторое благо. Если Питатель наш питает нас хлебом слезным ( Пс.79:6 ), значит есть нужда и польза приготовить нам такую пишу… Кроме Христа все согрешили ( Рим.5:5 ) и потому все повинны страданию» (свт. Филарет Московский . Проповедь 15 мая 1822). «Страдая за волю Его, мы Ему же должны предоставлять и окончание страданий. Ибо Он не попустит нам быть искушаемыми сверх сил ( 1Кор.10:13 ). Как же должно предавать себя Богу? Делая добро. Это значит полагаться на Бога, не придавать много цены своим страданиям, говоря ко Господу: праведен Ты во всем, что соделал с нами» ( Дан.3:27 ) (блж. Феофилакт). Пятая глава 1). Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: «Апостол как бы говорит: если я, изъяснивший вам такие видения, не нахожу низким называть себя сопастырем, то и вам несправедливо возноситься над подчиненными своими» (Блж. Феофилакт). «Как ты станешь соучастником Его славы, если не хочешь быть соучастником Его позорной смерти? Тщетно ты оставил богатства, если не хочешь нести крест, как Христос призывал тебя» (см. Мф.19:21 ) (прп. Симеон Новый Богослов . Катехизис, 27). «(Отсюда видно, что ошибаются католики, называя) Петра главой всех апостолов и всей Церкви… сам апостол Петр не считал себя главой остальных апостолов, так как называет себя только сопастырем, а Господа Иисуса Христа, – Пастыреначальником (ст. 4), то есть, Главой пастырей» (сщмч. Горазд Чешский. 1168 вопросов). 2). Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, Не принужденно, но охотно, – «Все, что делается не добровольно, кроме того, что оно насильственно и не похвально, еще и не прочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010