Святой Вацлав Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 23 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 К 1075-летию со дня преставления святого благоверного князя Вячеслава Чешского Прага — один из красивейших городов Европы; некоторые утверждают даже, что самый красивый. Не счесть её достопримечательностей, невозможно выстроить их иерархию по исторической значимости, художественной ценности и т. д. Но если смотреть по степени популярности, то одно из самых любимых пражанами мест — это Вацлавская площадь, названная в честь святого благоверного князя Вячеслава (Вацлав — чешская форма его имени). Некоторое представление о её величине даёт то, что от одного конца до другого — перегон метро. Площадь поднимается кверху (Прага — город на холмах) и наверху завершается мощным фасадом Национального музея. А перед ним — памятник святому Вацлаву, излюбленное место встречи пражан. С него часто начинаются прогулки по историческому центру: “Встретимся у Вацлава и куда-нибудь пойдём”. А если спуститься от Вацлавской площади ко Влтаве, то на другом её берегу можно увидеть (точнее, нельзя не увидеть) Градчаны, пражский кремль, возвышающийся над городом. А над Градчанами возвышается собор святого Вита, называемый в народе Святовит, который соорудил святой Вячеслав, и облик его незабываем. В этот собор благоверный князь в своё время перенёс мощи святого мученика Вита, а затем здесь же упокоились и его мощи. Наверное, ни один из тех, кто приезжает в Прагу, не упустит возможности поклониться гробнице святого покровителя Чехии, — ведь не только его святые мощи, но даже его шлем, меч и панцирь почитаются как святыни. Чехи помнят и любят святого князя, и эта всеобщая любовь и почитание находят своё обоснование во многих чертах его личности и его жития. Князь Вячеслав Чешский взошёл на престол ещё Прага. Собор святого Вита юношей (ориентировочно датой его рождения считается 907 г., а на престол он взошёл в 924 г.). Невзирая на молодость, он отличался мудростью, справедливостью, добрым нравом и высокой образованностью: знал греческий и латынь, что вовсе не часто встречалось среди владетельных особ (наставником его был пресвитер Павел, ученик равноапостольного святителя Мефодия). Эти похвальные качества юного князя гармонически сочетались с глубоким благочестием, что неудивительно, потому что воспитывала его бабушка, святая мученица княгиня Людмила (до прославления новомучеников и исповедников Российских всех наших многочисленных Людмил крестили в её честь). Князь был миролюбив, предпочитал не военные устремления, а строительство и украшение храмов, придавал первенствующее значение делу христианского просвещения народа и сам подавал пример должной почтительности в отношении духовенства. Тогда среди чехов было ещё очень много язычников, а они продавали своих детей в рабство. Князь выкупал их и обеспечивал им христианское воспитание.

http://pravmir.ru/svyatoy-vatslav/

Таким образом, и святой Вячеслав, и святой Борис приняли вольную смерть, не возжелав поднять руки на брата, хотя в силу своего положения имели для этого все возможности: истинный христианин, даже будучи воином, не будет убивать из личной самозащиты или мщения. Мч. Вячеслав, князь Чешский. Икона. ЦАК. Московская Духовная Академия Говоря непосредственно о ситуации, предшествующей мученической смерти святых Вячеслава и Бориса и Глеба, Георгий Федотов акцентирует внимание на поведении чешского святого, которое выразилось в оказанном им сопротивлении в момент его убийства. Но необходимо иметь в виду, что нападение на святого Вячеслава было совершено неожиданно для него по дороге в храм и с психической точки зрения его реакция вполне объяснима. Во времена средневековья обеспечение военной безопасности являлось одной из основных обязанностей государя, который зачастую воспитывался и действовал при необходимости как воин. Так, в молитве святому Вячеславу упоминается, что он «супостатов полки от отечества своего силою ратною и мудростию управительною отгнал». Если обратиться к житию другого святого страстотерпца – благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174, память 4 июля), то можно обнаружить подобную психическую реакцию храброго и умелого воина при неожиданном ночном нападении пьяной толпы убийц. Безоружный князь, вскочив, хотел схватить меч, но накануне ключник предательски похитил меч святого Бориса, постоянно висевший над постелью князя. В такой ситуации святой Андрей, и в старости обладавший мощной силой, успел ударом повергнуть на пол первого из нападавших 12 . Как отмечал святитель Лука (Войно-Ясенецкий) , со всей нервно-психической деятельностью нераздельно и теснейшим образом связана жизнь духа: «В духе отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты – все то, что происходит в нашем феноменальном сознании… Все множество старых образов сохраняется почти без изменений, хотя они исчезли из сознания» 13 . В рассматриваемых случаях защитные действия страстотерпцев можно охарактеризовать как движение, согласное с природой, а не вопреки ей, то есть они не являлись проявлением душевной страсти – гневом 14 . Акт воли имеет в виду желаемую цель, к которой ведет то, о чем можно советоваться для последующего принятия добровольного решения 15 . В момент нападения двигательные реакции святого Вячеслава не являлись вольными, в отличие от его поведения накануне при известии о готовящемся заговоре, но с учетом психической природы человека – адекватными: дать отпор нападавшему. В то же время по мере снижения динамики в развитии опасной ситуации происходит осмысление собственного положения и дальнейшего поведения: «И схватив его и повалив на землю, спросил: “Брат мой, какое зло я сделал тебе?”» 16 .

http://pravoslavie.ru/91539.html

Ина молитва О святый княже Вячеславе! Усердно просим тя молитися за ны, да простит Господь Бог наша согрешения, вольная и невольная, и очистит нас от всякия скверны плоти и духа, да избавит нас от козней диавола и сохранит от клеветы людския, да утвердит нас в истинней вере и благочестии, да соблюдет от суемудрых и душетленных учений, да сохранит сердца наша от соблазнов мира сего и да научит огребатися от плотских страстей и похотей, тако горняя мудрствовати, а не земная, прославляюще Единосущную Троицу во веки и в век века. Аминь. Благоверный князь Вячеслав Чешский († 28 сентября 935) был внуком святой мученицы Людмилы († 927, память 16 сентября). Воспитанный своей бабушкой в глубоком благочестии, святой после смерти отца вступил на княжеский престол еще в юношеском возрасте. К тому времени он овладел славянским, латинским, греческим языками. Глубокая образованность и особенные дарования отличали его в управлении страной. Завистливые вельможи решили погубить святого и стали сначала восстанавливать его против матери, а затем подговаривать младшего брата, Болеслава, занять княжеский престол. Болеслав пригласил брата на освящение церкви и попросил его задержаться погостить еще на один день. Несмотря на предупреждения слуг, святой князь отказался верить в заговор и возложил всю надежду на Бога. Когда на следующий день, 28 сентября 935 года, святой Вячеслав шел к утрене, он был злодейски убит в дверях церкви родным братом и его слугами. Тело его было изрублено и брошено без погребения. Мать, услышав об убиении сына, собрала все части тела и положила их в недавно освященной церкви при княжеском дворце. Кровь, пролитую в церковных дверях, не могли отмыть, а через три дня она исчезла сама. Раскаявшийся братоубийца перенес мощи святого Вячеслава в Прагу, где они были положены в церкви во имя святого Вита, которую создал сам мученик. Память благоверного князя Вячеслава духовно связана с мученической кончиной святых русских страстотерпцев – князей Игоря, Бориса, Глеба и Андрея Боголюбского – и глубоко чтится в Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В те времена вся Европа страдала от интриг, заговоров и междоусобиц, порождаемых жаждой власти. Известно, что рыба лучше ловится в мутной воде, поэтому завистники и честолюбцы де- Святой благоверный князь Вячеслав Чешский. Современная икона лали всё возможное для того, чтобы омрачить мирное правление Вячеслава. Начали с того, что попытались смутить его душу: поссорить с матерью, тем более что княгиня Драгомира оставалась язычницей, без всякой симпатии относилась к своей святой свекрови Людмиле и, по-видимому, была не очень довольна сугубо христианским образом жизни своего старшего сына. Но этот коварный план реализовать не удалось, — должно быть, потому, что Вацлав почитал свою мать, как это и подобает христианину. Тогда заговорщики совратили с пути истинного младшего брата князя, Болеслава, подговорив его убить брата и самому занять княжеский престол. И Болеслав соблазнился, и решился на страшное дело братоубийства. Его сугубый грех состоял в том, что для того, чтобы совершить убийство, он пригласил князя Вячеслава на освящение храма, а потом “дружески” уговорил задержаться ещё на день. Верные слуги предупреждали Вячеслава о том, что его брат участвует в злодейском заговоре. Но князь отказался в это поверить. Уже в самом этом отказе от того, чтобы омрачить свою душу подозрением и самому развязать братоубийственную распрю, можно усмотреть его святость. Утром 28 сентября 935 г. благоверный князь отправился в церковь на богослужение и был убит в дверях храма братом и его приспешниками. Тело князя разрубили на куски и бросили без погребения, но его мать, отыскав останки, положила их в дворцовой церкви 1 . Кровь мученика на церковном пороге никак не могли отмыть, а через три дня она исчезла сама. Можно думать, что новопреставленный святой предстательствовал перед Богом за своего злодея-брата, потому что Болеслав раскаялся и перенёс мощи святого Вячеслава в Прагу, где они были положены в соборе святого Вита (перенесение мощей празднуется 4 марта). Очевидно, его покаянию способствовало то, что в самый день убийства у него родился сын; в дальнейшем Болеслав дал обет посвятить его Богу.

http://pravmir.ru/svyatoy-vatslav/

Людмила – людям милая. Святая с белым платком Беседа с писателем Константином Ковалевым-Случевским о знаменитой чешской святой Татьяна Медведева 29 сентября – день памяти святой Людмилы Чешской, которую называют покровительницей бабушек, воспитателей и учителей. Эта княгиня сделала очень много для христианского просвещения своего народа, а земной путь завершила мученической кончиной. Что-то очень созвучное есть в ее судьбе и для русского сердца: почитание святой Людмилы в нашей стране началось еще во времена Владимира, Крестителя Руси. Поздравляя всех Людмил с днем Ангела, мы предлагаем нашим читателям беседу с писателем Константином Ковалевым-Случевским, автором книги о чешской святой и ее внуке Вацлаве. Святая великая княгиня Людмила Чешская учит внука, святого Вацлава (Вячеслава). С картины Йозефа Матхаузера, конец XIX – начало XX вв. – Константин Петрович, что самое главное нужно знать о Людмиле Чешской? – Женщин такого масштаба и влияния, как эта правительница Богемии, в истории Средневековья не так много. Вместе с мужем Борживоем I она приняла святое крещение, занималась христианским просвещением чехов, которые жили в язычестве, строила храмы. После кончины супруга великая княгиня Людмила умело управляла государством. Образованная книжница, подвижница, прекрасная мать и бабушка. Она воспитывала своего внука – Вацлава – в христианских традициях. Можно отметить, что с ее судьбой была схожа судьба великой княгини Ольги – первой русской правительницы-христианки, которая была бабушкой князя Владимира, крестившего Русь. Внук святой Людмилы стал ее последователем и также был христианским правителем. При нем Чехия начала расцветать и крепнуть. Туристы, приезжая в Прагу, обязательно приходят на Вацлавскую площадь – там стоит знаменитая конная статуя великого князя Вацлава, он и сегодня считается небесным покровителем чешских земель. В нашей православной традиции мы называем его святой благоверный князь Вячеслав Чешский. – Святая Людмила погибла от руки невестки. В этом семейном сюжете есть особый трагизм и горечь предательства от самых близких людей…

http://pravoslavie.ru/156333.html

Святым Виту и Модесту пришлось предстать перед Диоклетианом . Пораженный красотой отрока, он настоятельно уговаривал его принести жертву богам. Святой отрок обличил безумие идолопоклонения и исцелил бесновавшегося сына Диоклетиана. Император под условием отречения от Христовой веры предложил святому Виту великие почести, славу и богатство. Отрок отказался и с прежним мужеством исповедал себя христианином. Его заключили в темницу вместе со святым Модестом. Когда узникам явился Иисус Христос, укрепляя их в подвиге и даруя Свою помощь, оковы спали с их рук. Считая чудо волхвованием, Диоклетиан распорядился бросить святого Вита в котел с кипящим оловом. Святой стоял в нем, как в прохладной воде, и остался невредим. Тогда на него был выпущен огромный лев. Отрок осенил себя крествым знамением, и зверь покорно лег у его ног и стал лизать ему ступни. Святых мучеников повесили на столбах и строгали железными когтями. Святая Крискентия вышла из толпы зрителей, исповедала себя христианкой и укорила императора за жестокость. Ее подвергли такому же мучению. Святой Вит воззвал к Богу: " Боже, спаси нас силою Твоею и избави нас " . Началось землетрясение. Многие язычники погибли под обрушившимися зданиями, Диоклетиан в страхе убежал в свой дворец. Ангел снял мучеников со столбов и перенес в Луканию . Святой мученик Вит помолился Богу, чтобы Он в мире принял их души и не лишил Своих благодеяний всех, которые будут творить их память. С Неба был голос: " Услышана молитва твоя " . Святые с радостью предали Богу свои души. Страдания святых мучеников Вита, Модеста и Крискентии совершились около 303 года. Мощи святого Вита были перенесены в Прагу . Святой благоверный князь Вячеслав Чешский создал в честь святого мученика Вита собор , в котором был впоследствии погребен. Тропарь, глас 4 Мученик Твой, Господи, Вит, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего, имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости, того молитвами спаси души наши. Кондак, глас 6

http://drevo-info.ru/articles/5823.html

Аминь!» . О Борисе, какой был видом. Сей благоверный Борис был благого корени, послушен отцу, покорялся во всем отцу. Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, борода мала и ус – ибо молод еще был, сиял по-царски, крепок был, всем был украшен – точно цветок цвел он в юности своей, на ратях храбр, в советах мудр и разумен во всем, и благодать Божия цвела в нем. 2 ...Володимиру, сыну Святославлю... – О княжении Владимира I Святославича в «Повести временных лет» рассказывается под 980–1015 гг. 3 Сего мати преже бе чьрницею, гръкыни сущи, и поял ю бе Яропълк... – О княжении Ярополка, его женитьбе и гибели в «Повести временных лет» рассказано под 973–980 гг. 4 А от Рогнеди... – О Рогнеде Рогволодовне, полоцкой княжне, в «Повести временных лет» говорится под 980 и 1000 гг. В статье 980 г. рассказывается также о женах Владимира и его детях от них. 5 И призъвав Бориса, емуже бе имя наречено в святемь крьщении Роман... – В древности был распространен обычай давать два имени – одно «русское», «мирское», «княжеское», а второе христианское, «крестное». Крестное имя Бориса – Роман, Глеба – Давыд. 7 ...и ночь проимав помост на Берестовемь... везъше на саньх... – Вынос тела через разобранную крышу и перевозка покойника на санях (в любое время года) – элементы древнерусского похоронного обряда. 11 «То поне узьрю ли си лице братьца... яко же Иосиф Вениямина?» – Иосиф и Вениамин – библейские персонажи: самые младшие дети ветхозаветного патриарха Иакова от Рахили, его любимой жены. Иосиф встречается со своим младшим братом Вениамином после длительной разлуки, виновниками которой являлись старшие их братья от других жен Иакова, продавшие Иосифа в рабство. 15 Пришед Вышегороду... – Вышегород– загородная резиденция киевских князей, городок в 15–16 км от Киева, выше по течению Днепра. 19 Помышляшеть же мучение... мученика Никиты и святаго Вячеслава... и како святей Варваре отьць свой убоица бысть. – Борис вспоминает имена тех святых, которые погибли за верность христианству от руки своих ближайших родственников: Никита, царский сын, был мучим и казнен отцом, не признававшим христианство ; Вячеслав (Вацлав) – чешский князь (921–929 гг.), объявленный церковью святым, был убит братом Болеславом I; Варвара за исповедание христианской веры была казнена отцом-язычником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

20 июня 2016 года, в день Святого Духа, стараниями благодетелей монастыря: Екатерины Викторовны Морозовой, Ирины Сергеевны Трушниковой, Юрия Юрьевича Зеленько и Натальи Васильевны Семенцовой с семьей, - святая обитель получила в дар иконы в иконостас и житийные иконы Небесных покровителей. Ко дню Святой Пасхи 2017 года в Неделю Ваий высокопреосвященнейшим Михаилом, архиепископом Пражским и Чешских земель духовник монастыря архимандрит Онуфрий/Томенюк/был награжден правом ношения второго креста с украшениями, а сестры обители - монахини Марионилла и Ангелина, и послушница Ольга - медалями Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. Современное состояние [ править править код ] При Святой обители действует Духовно-Нравственный Центр «РАДОСТЬ МОЯ» , в котором проводятся просветительские и познавательные занятия для детей и взрослых. На уроках юные прихожане знакомятся с основами христианской культуры и истории, православными традициями и обычаями, выполняют творческие обучающие задания, а также готовят и участвуют в театрализованных выступлениях и постановках. Воспитанники ДНЦ распределены по 3 возрастным группам: Параллельно с занятиями детских групп для взрослых проводятся духовные беседы со священником, на которых слушатели имеют возможность задать волнующие их вопросы. Беседы проводит духовник монастыря архимандрит Мефодий. Занятия проходят по воскресным дням после Божественной Литургии и совместной трапезы на бесплатной основе. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Вячеслав Чешский, благоверный князь - 17 марта (перенесение мощей), 11 октября Людмила Чешская, княгиня, мученица - 29 сентября Контакты [ править править код ] Pravoslavný monastýr sv.Václava a sv.Ludmily Адрес: Plzeská 51, 267 12 Lodnice u Berouna CzechRepublic Телефон: +420 776 447 331 ; 608 861 815 Церковная лавка: +420 731 914 022 , + 420 731 913 847 E-mail: info@pravmonastyr.cz Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: В обители совершаются ежедневные богослужения в соответствии с установленным распорядком.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Чехия. 2005-6.] Св. Вячеслав Чешский. Кадлецова Анна (Ивета) (Выпускница Иконописной школы 2005 г.). Икона. Чехия. 2005 - 2006 годы. Файл 4920.jpg:   Размер: 814x1200, 0.98 MPix, 116 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (411) , (27) . Описание: [Москва] Святой Вячеслав князь Чешский. На полях иконы: святой великомуч. Пантелеимон и святой Лука Крымский. Именная икона(20,5Х28 см. Дерево, паволока, левкас, темпера, тиснение под позолоту, позолота.) Иконописная мастерская Екатерины Ильинской. http://www.icon-art.ru Файл 19238.jpg:   Размер: 750x1011, 0.76 MPix, 398 Kb. Дата: 2012-08-16, участник [ Liliya ]. Рейтинг изображения: 3 (264) , (8) . Описание: Икона Вячеслав Чешский, св.Находится пгт.Куриловка.Храмовый праздник нижней церкви в честь благоверного мученика Вячеслава, князя Чешского Христорождественского собора села Куриловка Днепродзержинской епархии УПЦ МП. Файл 25630.jpg:   Размер: 987x1317, 1.3 MPix, 194 Kb. Дата: 2015-10-15, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (152) , (3) .

http://pravicon.com/icon-1469-photo

3 июля. 13 . Василий Блаженный Московский. 2 августа. 14 . Василько, князь Ростовский. 4 марта. 15 . Вячеслав, князь Чешский. 28 сентября. 16 . Владимир-Василий, великий князь Киевский. 15 июля. 17 . Всеволод-Гавриил, князь Псковский. 11 февраля. 18 . Гамалиил. 2 августа. 19 . Георгий, князь Владимирский, убит татарами. 4 февраля. 20 . Глафира дева, праведная (†ок.322). 26 апреля. 21 . Давид, сын князя Феодора Смоленского. 19 сентября. 22 . Дамиан и Косма из Асии, бессребреники. 1 ноября. 23 . Даниил, князь Московский. 4 марта. 24 . Димитрий, царевич Московский. 15 мая. 25 . Еввула, мать вмч. Пантелеймона. 30 марта. 26 . Евфросиния, княгиня Полоцкая. 23 мая. 27 . Евфросиния, княгиня Суздальская. 25 сентября. 28 . Евфросиния (в миру Евдокия), княгиня Московская. 7 июля. 29 . Елена, царица. 21 мая. 30 . Елена (Ольга), Великая княгиня Киевская. 11 июля. 31 . Зинон и Зоил, скончались в мире, неизвестно когда и где. 3 марта. 32 . Иоанн (в иночестве Игнатий), князь Волоцкий или Угличский (†1523). 19 мая. 33 . Игорь, князь Киевский и Черниговский. 5 июня. 34 . Илья Муромец. 19 декабря. 35 . Исидор Твердислов, юродивый Ростовский. 14 мая. 36 . Иаков, Боровицкий чудотворец, праведный (†ок. 1540) 882 . 23 октября. 37 . Клеопатра и ее сын Иоанн, умершие в мире в Палестине (связаны с мч. Уаром, IV век). 19 октября. 38 . Иоанн пресвитер. 9 октября. 39 . Иоанн Воин, жил при Юлиане в Константинополе. 30 июля. 40 . Иоанн, царь Персидский (до Крещения Моавия). 9 июля. 41 . Иоанн Устюжский, юродивый. 29 мая. 42 . Иулиания, княжна Ольшанская 883 , праведная, дева, умерла в 16 лет. 6 июля. 43 . Иуния, помощница ап. Андроника.17 мая. 44 . Юстиниан, император. 14 ноября. 45 . Константин Великий , император. 21 мая. 46 . Константин, сын Феодора, князя Смоленского. 19 сентября и 5 марта. 47 . Константин, князь Муромский. 21 мая. 48 . Константин Всеволодович, князь Ярославский. 3 июля. 49 . Корнилий сотник. 13 сентября. 50 . Лазарь, князь Сербский. 15 июня. 51 . Лонгин сотник. 16 октября. 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010