В дальнейшем большую поддержку славянскому христианству оказал князь чешский св. Вячеслав и его бабушка Людмила. Православная традиция жила в чехах еще долго, особенно известен скончавшийся в начале XI века преп. Прокопий Сазавский. Известен также более ранний преп. св. Иван Чешский (любопытно, что его называют «Иван», а не «Ян», как здесь принято). Вот это приблизительно и все православные святые этих стран... Но неудовлетворенность католическим пониманием христианства долго оставалась здесь. Сам известный проповедник Ян Гус имел скорее протестантские тенденции, но один из его единомышленников Иероним Пражский питал определенные симпатии к православию, с которым он встретился в Вильне... Он, так же как и Гус, был предан сожжению... Еще в 15 столетии из Чехии направилась в Константинополь делегация с просьбой принять их церковь в свое ведение, но взятие К[онстантинополя] турками положило конец переговорам. Посылаю Вам фотографию, к сожалению очень неясную, иконы в правосл[авной] Церкви г. Оломоуца. По правую руку Христа стоят: св. Вячеслав и Людмила, св. Прокопий (кланяется) и св. Иван, по левую: Мефодий, Кирилл и пять вышеназванных их последователей. Кроме того здесь изображены чешские деятели (не святые) по правую руку: Ян Гус и Юрий Подебрадский, по левую: Амос Каменский с мальчиком. Внизу подпись: «Через них и мы были приведены к Православному учению и прияли от Бога благодать» (skrze ne i my przivedeni jsme byli k ucheni pravoslavnimu a prijali od Boha milost). На других фотографиях изображены: св. Вячеслав, Людмила, преп. Прокопий Сазавский, св. Кирилл и Мефодий, а на 3-й преп. Иван Чешский. Мне очень совестно, что я так мало собрал для Вас материала по интересующему Вас вопросу. Но у меня слишком мало свободного времени, и мне трудно заняться этим делом. Здесь выходит 4 раза в год журнал на русском языке «Православная мысль». Я постараюсь выписать этот журнал для Вас, там иногда бывают статьи как раз по интересующему Вас вопросу. В 1956 г. в этом журнале была моя статья: «Небо видимое и небо духовное». В ней я старался оградить данные веры от сомнений, возникающих от псевдонауки. Я по образованию астроном, и этот вопрос мне близок... Я попросил свою сестру Татьяну Викторовну прислать Вам этот номер для ознакомления и очень прошу Вас дать мне подробный разбор этой статьи, так как заметка, помещенная в «ЖМП» (1957. 7, стр. 74), меня не удовлетворила. Большое Вам спасибо за фотографию иконы «Всех святых, в земле Российской просиявших», также за присылку «ЖМП» и календарь на 1958 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

298 Патрик Ирландский , епископ, просветитель Ирландии († ок. 460; память 1730 марта), один из наиболее почитаемых Западной Церковью святых. Как указывает сам Патрик в своей «Исповеди», родом он происходил из юго-западной Британии, был сыном богатого декуриона Кальпурния, диакона местной Церкви. Шестнадцати лет был похищен ирландскими пиратами и шесть лет пас скот. Через десять лет по возвращении на родину вновь пленен морскими разбойниками и продан в Галлию, где его выкупил купец-христианин. Уразумев из всех этих событий Божественный Промысл о себе, Патрик решил посвятить свою жизнь служению Богу. Приняв епископский сан от британских епископов, около 432 года он обратился с проповедью Евангелия к ирландцам, многих из которых крестил. Им было основано несколько монастырей (причем монахи были подготовлены к христианскому просвещению народа), изобретена ирландская азбука, он наладил связь с Британской и Галльской Церквами. Устроив Ирландскую Церковь с митрополией в городе Армахе, Патрик отошел ко Господу. В настоящее время день святого Патрика в Ирландии – государственный праздник. 299 Вацлав Чешский, мученик († 935; память 417 марта, 28 сентября11 октября), князь-страстотерпец (в русский святцах – Венцеслав, Вячеслав), правивший с 924 года. Внук святой Людмилы (см. примечание 76). Несмотря на царский венец, подвизался подобно великим подвижникам, утверждал Православие в своем народе. Был очень справедлив и строго следил за тем, чтобы в судах никого не осуждали безвинно. По христолюбию и милосердию покупал языческих детей, которых продавали в рабство, крестил их и воспитывал как христиан. Перевел на чешский язык Евангелие от Иоанна. Брат Вацлава Болеслав, зазвав святого царя в гости в свой дворец, убил его и стал насаждать в стране католичество и приглашать священников-немцев. 300 …Святого Прокопия Карпатского " … Вероятно, имеется в виду Прокоп Богемский, Чешский († 1053; память 1629 сентября), иеромонах, основатель Предтеченского монастыря на реке Сазава. 301 Святитель Петр Цетиньский, чудотворец, митрополит Черногорский († 1830; память 1831 октября, Неделя третья по Пятидесятнице).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

3. Св. мученик Марк пастырь . В правление Диоклетиана некий Магн, игемон Антиохийский, отправился вместе с воинами на охоту. Преследуя какого-то зверя, воины увидели, как подбежал он к Марку пастырю, охранявшему там свое стадо. И стал зверь играть и ласкаться вокруг Божия человека Марка. При виде этого 30 воинов [запросили] у Марка [духовных наставлений], уверовали во Христа и за это немедленно были усечены мечом. Игемон же связал Марка, привел его в город, призвал трех братьев-кузнецов: Александра, Алфея и Зосиму – и приказал им выковать орудия мучений для истязания святого Марка. Однако все эти три кузнеца, разговорившись со святым Марком, приняли Христову веру и отказались выполнять заказ игемона. Градоначальник приговорил их к смерти, повелев влить им в уста расплавленный свинец. А святому Марку после этого отрубили голову и положили ее в храме Артемиды, отчего – Божией силой – тот храм обрушился. 4. Св. мученик Вячеслав (Вацлав), король Чешский . Внук святой Людмилы. Занимая королевский престол, подвизался в вере, подобно великим отцам-пустынникам, утверждая Православие в своем народе. Строго следил за тем, чтобы в судах не пострадал кто-либо невиновный. По ревности к вере и по любви к ближним святой Вячеслав выкупал языческих детей, продававшихся на невольничьих рынках, и тотчас крестил их и воспитывал в христианстве. Перевел Евангелие от Иоанна на чешский язык. Перенес в Прагу мощи св[ятого мученика] Вита и святой мученицы Людмилы, своей бабушки. Его брат Болеслав пригласил его в гости и убил на своем дворе. Сразу после этого Болеслав начал привозить священников-немцев и вводить богослужение на латинском языке. Святой Вячеслав пострадал в 935 году. Его [святые] мощи почивают в Праге. От матери недоброй уродился добрый плод: Князь Вячеслав, что Богу угождал из года в год. Взращен он в вере был святой Людмилой И в благочестье восходил от силы в силу. Как райский крин, облекся в святую чистоту И с юных лет познал небесну красоту. Когда по воле Божьей в Чехии он воцарился,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В 1897 году Шахматов возглавил работу над академическим словарем русского языка. Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917–1918 годах. 15 Константин равноапостольный, по прозвищу Философ (827–869) – речь идет о брате святого равноапостольного Мефодия. Они происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были детьми воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим. Создатели славянской азбуки. 16 эпистемонарх – означает начальствующего над науками или научными занятиями и знаниями, но в монастырской жизни этим именем назывался особый монах – надзиратель, в обязанности которого входило будить братию, начиная с настоятеля, к утреннему богослужению. Обходить во время службы кельи, чтобы в них не было спящих монахов, следить за тем, чтобы монахи не собирались для праздных разговоров. Из монастырской жизни этот термин был заимствован в XII веке для объяснения отношений между императором и церковью в Византии. 17 Вячеслав Чешский был внуком святой княгини Людмилы, которая воспитала его в христианской вере. Получив прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, Вячеслав был всесторонне образован. Отец его, князь Ростислав (Вратислав) погиб в 920 году в бою с уграми , и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. Он заботился о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он перенес мощи мученика Вита в Прагу, построил для них великолепный храм во имя святого Вита. Немецкое духовенство, преследовавшее святителя Мефодия, противодействовало святому Вячеславу, восстанавливая против него вельмож. Они стали интриговать против Вячеслава и уговорили его младшего брата Болеслава занять престол. Болеслав пригласил брата на освящение храма. Вячеслав отказался верить слугам, которые предупреждали его о заговоре. Он пошел в храм к утрене, и на пороге храма был убит братом и его друзьями. Это произошло в 935 году. Изрубленное тело святого Вячеслава несколько дней лежало без погребения. Мать, узнав об убиении Вячеслава, похоронила его тело в церкви при княжеском дворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Особое распространение почитание св. Вацлава приобрело в XIV в. при императоре Священной римской империи и одновременно чешском короле Карле IV, который старался подчеркнуть преемственность своей власти по отношению к местной династии. Им было написано (или отредактировано) житие св. Вацлава, в котором большое внимание уделялось его государственно-политической деятельности. Именно в эту эпоху созданы многие памятники культуры, связанные с почитанием святого. На иконах Вацлав изображался как молодой человек в рыцарском облачении, с мечом и знаменем в руках, его фигура помещалась в непосредственной близости от Христа. Вацлав даже считался постоянным чешским монархом, его трон на земле лишь временно занимал очередной князь или король, который тем самым становился наместником святого в этом мире. Именно так ученые толкуют изображение на печати Пражского университета, где изображен Карл IV, преклонивший колена перед сидящим на чешском троне св. Вацлавом. В центральном храме Чехии — соборе святого Вита на Пражском Граде — особо выделена капелла св. Вацлава, где он погребен. Стены капеллы и гробница святого украшены полудрагоценными камнями, а композиционный центр капеллы — статуя Вацлава работы Петра Парлержа — принадлежит к шедеврам чешской скульптуры. Сравнение сохранившегося черепа князя с головой статуи, которое недавно провели археологи, показало, что анатомически Парлерж изобразил князя удивительно точно. Князь Вацлав почитается святым и в русской Православной Церкви, где он известен как Вячеслав Чешский. Его память отмечается по новому стилю 11 октября, а также 17 марта (день перенесения мощей в Прагу). Уже в конце XI в. существовала тесная связь между Сазавским монастырем возле Праги и Киево-Печерской Лаврой. Тогда и появились на Руси рукописные сказания о «добром князе Винчеславе» и его благочестивых предках (так называемые «Пражске зломки»), а из уст в уста легенды о нем передавали и ранее. Сегодня можно воспринимать св. Вацлава как символ чешского патриотизма и национального самосознания. Историки уверяют, что традиционное растолкование таинственной битвы 929 г. не полностью соответствует истине. Согласно одной из легенд немецкий король, который перед битвой увидел Вацлава во главе чешской армии, сошел с коня и покорился ему. Когда Вацлав удивился, почему он сдается без боя, немецкий король ответил: «Разве я могу с тобой сражаться, если за твоей спиной стоят два ангела в таких пышных доспехах?»

http://pravmir.ru/svyatoj-viacheslav-kny...

– Как этот выбор восприняло ваше окружение, родные? – У моих родителей это вызвало вначале шок. У нас Православие все воспринимают как русскую веру. Но потом мой брат и папа тоже приняли Православие. Мама осталась протестанткой, но нашу веру уважает. Даже когда я нес послушание в Троице-Сергиевой Лавре, приезжала ко мне в гости. Окуналась в источники, но к иконам прикладываться отказывалась. Для чеха, конечно, непривычно быть православным. Но, я думаю, если будем заниматься миссионерством, народ со временем поймет, что Православие – это вера наших предков, вера древней Моравии, равноапостольных Кирилла и Мефодия и многих других великих святых, прославленных в нашей земле. – Расскажите немного о святых, которые почитаются в Чехии. – Для нас так же, как для русских и украинцев, самые близкие святые – Кирилл и Мефодий , наши учителя словенские, и их святые ученики – Седмочиленники Горазд, Климент, Наум, Ангелар и Савва. Конечно, святой князь Ростислав, который пригласил святых Кирилла и Мефодия. Также мы очень почитаем святого Иоанна Чешского . Он дворянского рода, хорват по происхождению и первый чешский пустынник. Иоанн жил пустынником в пещере в чешских лесах в 30 км от Праги. Интересно, что в лесу он встретил князя Боривоя I, мужа святой Людмилы Чешской. В пещере, где подвизался святой Иоанн, теперь каждый год мы служим Литургию. Эта пещера очень красивая, находится под католической церковью. Католики всегда в день памяти святого сдают нам ее в аренду. Св. блгв. князь Вячеслав Чешский Конечно, очень чтимы у нас святой Вячеслав, князь Чешской земли, и святая Людмила Чешская , его бабушка. Мощи святого Вячеслава покоятся в римо-католическом кафедральном соборе святого Вита. Честная глава его (как и честная глава святой Людмилы) отделена от мощей и хранится в этом же храме отдельно в реликварии. И рядом, в древней базилике святого Георгия Победоносца, сберегаются мощи мученицы княгини Людмилы. В праздники мы служим у мощей акафист, а потом в наших храмах совершается праздничная Литургия. К слову, в Праге всего восемь православных приходов.

http://pravoslavie.ru/87321.html

и глупа. – Император принял Вячеслава с особенным вниманием и ласками, - он сказал, что готов исполнить всякую просьбу его. Блаженный Вячеслав просил одного – мощей мученика Вита и император согласился на просьбу. Блаж. князь перенес мощи святого в Прагу и здесь построил для них храм в честь м. Вита. Тогда же он перенес мощи и св. бабки своей Людмилы в Прагу, в храм св. Георгия, построенный отцом его. Он весьма заботливо охранял покой подданных своих, чиновников избрал он из лучших христиан и строго следил за тем, чтобы в судах не тесним был невинный. По ревности в вере Христовой покупал он детей у язычников и окрестив их посвящал на служение Богу. Строгость его к самому себе напоминала древних пустынников. Часто сам он в течение ночи занимался печением просфор и утром сам же относил в церковь для св. литургии; особенно так, а не иначе, бывало, когда готовился он приобщиться святых таин. Если день он проводил за делами правления, то ночь посвящалась на молитву. Не редко, в зимнее ненастье, с верным старым слугою Подивоем шел он босыми ногами к утрени в какой-либо отдаленный храм. Дряхлый Подивой иногда кряхтел от стужи. Вячеслав с улыбкою говорил ему: «теперь зима, старче, ступай по следам моим, какие проложил я в снегу». Иногда св. Вячеслав, идя по замерзшей и кочковатой земле раздирал до крови ноги свои. «Сущим в бедах помощник ты бысть, нищим кормление, печальным утеха», поет ему церковь в древней службе22). Князь собирал рабов Божиих – священников и ставил по городам храмы, где каждый день совершалась служба. К его заботливости надобно отнесть перевод евангелия Иоаннова на чешский язык; остатки перевода доселе целые, по языку, относятся к его времени23). День Эммерама, которому посвящен был Вячеслав родителями24), он переводил в веселии о Боге.   22) Изв. акад. V, 276. 23) Отрывки перевода изд. Шафариком: D. Aeltesten Denkmahler d. bohmischen Sprache, Prag 1840 S. 107 f. 24) Древний текст: «приде день святаго Емърама, к нему же обещан святый Вячеслав, веселяшеся о Боге». В Макариевой чет. мин. вместо Емърама написали: «Авраама». Поправка неудачная. Эммеран был французским епископом и проповедывал

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

4. Св. мученица Феодотия . Восемь лет переносила она лютые истязания за Христа от рук некоего игемона Симвликия, который в конце концов сошел с ума. [Была] усечена мечом около 230 года, в правление императора Александра Севера. Рассуждение Богобоязненный и верный Богу правитель – это настоящая небесная благодать для всего народа. Таким правителем был король Вячеслав Чешский. Его ревность к святыне веры и строгость в жизни напоминает нам древних подвижников. День посвящал он государственным делам, а ночь молитве. [Вместе] со своим старым слугой Подивоем зимой он часто босой ходил на утреню в храм. Нередко сам замешивал и пек просфоры, причем делал это обязательно, когда хотел причаститься Святых Христовых Таин. Его попечением воздвигнуты многие храмы, в которых ежедневно совершалось богослужение. Особую заботу проявлял он о сиротах и нищих. Был миролюбивым и в то же время прославился как великий и неустрашимый герой. Когда соседний князь Радислав вторгся в чешскую землю, Вячеслав отправил ему письмо, спрашивая, что побудило его к войне. Гордый Радислав в ответном письме потребовал, чтобы Вячеслав уступил ему всю Чехию и свой престол. Тогда Вячеслав собрал большое войско и выступил против своего неприятеля. Однако, видя две сильных рати, сокрушался он о том, что погибнет громадное количество людей. А посему отправил Радиславу такое послание: «Спор идет между мною и тобою: ты хочешь владеть Чехией, а я ее не уступаю. Позволь разрешить это дело поединком между нами двумя. К чему кровопролитная битва двух армий?» Князь Радислав согласился на единоборство, но был побежден Вячеславом и на коленях просил его о прощении. Созерцание Да созерцаю беззакония иудеев и Божие наказание (3 Цар. гл. 14), а именно: 1) как и народ, и царь Ровоам делали злое пред Господом; 2) как поставили они статуи и капища на холмах и как много блудников было в их стране; 3) как египетский царь напал на Иерусалим и захватил всё золото храма. Проповедь о единстве существа Отца и Сына Я и Отец – одно. Ин. 10:30

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Блаженный Вячеслав просил одного – мощей мученика Вита и император согласился на просьбу. Блаж. князь перенёс мощи святого в Прагу и здесь построил для них храм в честь м. Вита. Тогда же он перенёс мощи и св. бабки своей Людмилы в Прагу, в храм св. Георгия, построенный отцом его. Он весьма заботливо охранял покой подданных своих, чиновников избрал он из лучших христиан и строго следил за тем, чтобы в судах не тесним был невинный. По ревности в вере Христовой покупал он детей у язычников и окрестив их посвящал на служение Богу. Строгость его к самому себе напоминала древних пустынников. Часто сам он в течении ночи занимался печением просфор и утром сам же относил в церковь для св. литургии; особенно так, а не иначе, бывало, когда готовился он приобщиться святых таин. Если день он проводил за делами правления, то ночь посвящалась на молитву. Нередко, в зимнее ненастье, с верным старым слугою Подивоем шёл он босыми ногами к утрени в какой-либо отдалённый храм. Дряхлый Подивой иногда кряхтел от стужи. Вячеслав с улыбкою говорил ему: «теперь зима, старче, ступай по следам моим, какие проложил я в снегу». Иногда св. Вячеслав, идя по замерзшей и кочковатой земле, раздирал до крови ноги свои. «Сущим в бедах помощник ты бысть, нищим кормление, печальным утеха»,– поёт ему церковь в древней службе 513 . Князь собирал рабов Божиих – священников и ставил по городам храмы, где каждый день совершалась служба. К его заботливости надобно отнесть перевод евангелия Иоаннова на чешский язык; остатки перевода доселе целые, по языку, относятся к его времени 514 . День Эммерама, которому посвящен был Вячеслав родителями 515 , он переводил в веселие о Боге. В последнее время блаженный хотел сам передать управление княжеством брату, с тем чтобы посвятить всего себя на служение Богу. Но брат определил ему другой путь. «Наустиша и (Болеслава) на брата своего». Кто это и по каким побуждениям? Последствия обнаруживают дело. Советники требовали от Болеслава, чтобы умерщвлена была и Драгомира. Следовательно, это не были люди любившие славянскую народность.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вратислав, кн. брненский (1126–1146, с перерывом; ум. после 1146 г.) VI, 201, 201–202 Всеволод Давыдович, кн. муромский (ум. после 1124 г.) IV, IXa Всеволод Мстиславич, св., кн. новгородский (1117–1136, ум. в 1138 г.) IV, IXb, 200, 235 Всеволод Мстиславич, кн. белзский (ум. в 1195 г.) IXb, 310–313, 312, 316 Всеволод Ольгович, кн. черниговский (1127–1139), киевский (1139–1146) IV, IXa, 200, 206, 265, 280, 339 Всеволод Святославич, кн. киевский (1206, 1207, 1210–1214 ?]) IXa Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, вел. кн. владимиро-суздальский (1176–1212) 1Хв, 252, 315 Всеволод Ярославич, кн. киевский (1078–1093) II, VIII, IXa, b, 112, 119, 159, 161–162, 208, 233, 286, 342, 357–358, 360 Всеслав Брячиславич, кн. полоцкий (1044–1101) IXa Вулкан, см. Василий Виоанн (Вулкан) Вульгата, канонический латинский перевод Священного писания, основанный на переводе блаж. Иеронима Стридонского (IV–V вв.) 198, 299, 394 «Вышеградское продолжение хроники Козьмы Пражского» (ок. 1141 г.) 201–203, 261 Вышеслава, ж. познанского и калишского кн. Одона, д. галицкого кн. Ярослава Владимировича Осмомысла или его с. Владимира (ум. после 1194 г.) IV, IXa, 309 «Вюрцбургские анналы», см. «Майнцские анналы м-ря св. Альбана» Вячеслав (Вацлав), св., кн. чешский (921–929/35) VI, 58, 185, 185, 203, 203, 263 Вячеслав Владимирович, кн. зуровский, киевский (1150–1154, с перерывами) IXb, 281 Вячеслав Ярополчич, с. волынского и туровского кн. Ярополка Изяславича (ум. в 1104 г.) 232 Вячеслав Ярославич, кн. смоленский (1054–1057) IXa Гаймар Жеффрей, см. Жеффрей Гаймар «Галицко-Волынская летопись» (XIII в.) 321, 324 Галл Аноним, см. Аноним Галл Гануц Вольф (имя искажено), ярл датский (перв. пол. – сер. XI в.) 142, 142 Гаудерих, еп. веллетрийский (втор. пол. IX в.), церковный писатель 103 Гебхард, гр. кверфуртский, б. св. Бруно (Бонифация) Кверфуртского 228 Гебхард, гр. зуплинбургский, о. германского имп. Лотаря III 329, 329 Гебхард, еп. айхштеттский (1042–1057) 110, 118 Гебхард (Яромир), еп. пражский (1068–1089/90) VI, 184, 186

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010