Память святой княгини Людмилы и князя Вячеслава Чешских Св. кн. Вячеслав Чешский Блаженная Людмила, бабка св. кн. Вячеслава, была супругой христианского князя Богемии Боривоя. Великий просветитель славян св.Мефодий, архиепископ соседней Моравии, преподал Боривою и Людмиле наставление в чистой и святой вере и омыл их водою благодатного Крещения в Велеграде. Князь и княгиня Богемии были искренними христианами и употребляли все меры для обращения своих подданных к святой вере. Таков же был и их сын кн. Вратислав. Но язычество еще жило между жителями Богемии и особенно крепко сохранялось оно между соседними Полабскими славянами. К сожалению дела немецкого романизма не только не сближали местных славян с христианством, но напротив питали в них сильную вражду против него. Жена кн. Вратислава Драгомира была урожденная княжна Браниборо-Стодеранская. Латинские предания называют Драгомиру язычницей, но это представляется весьма сомнительным. Быть не могло, чтобы в таком глубоко христианском семействе, каково было семейство князя Боривоя, жена князя христианина была не крещенной. Но не подлежит сомнению, что она не была искренней христианкой, была горда и зла и по гордости дорожила всем славянским, в том числе и языческою жизнью. Ненависть к христианству, воспитанная в Полабских славянах жестокостями немецких миссионеров и властителей, являлась и в ней. У Вратислава и Драгомиры было двое сыновей - Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: сколько Вячеслав характером и делами напоминал доброго отца его, столько в Болеславе отразились качества злой Драгомиры. Старая княгиня Людмила по смерти своего супруга князя Боривоя жила в Праге. Вратислав поручил воспитание Вячеслава своей матери. Блаженная княгиня желала видеть во внуке прежде всего искреннего хри Св. кн. Людмила Чешская Людмила по указанию священника отдала Вячеслава изучать славянскую грамоту, и он научился хорошо читать по-славянски. Вячеслав отвечал заботам доброй бабки не только усердием к учению, но и своим поведением, достойным христианского отрока. Он был добр, кроток, незаносчив и целомудрен. Образование дано было ему лучшее по тому времени. Отец посылал его в Будуч, где молодой человек «учился латинской грамматике и научился хорошо». Он умел читать латинские книги, «как хороший бискуп»; и «если брал греческие книги или славянские, то читал их без ошибок». Исполняя требования веры, он благотворил бедным.

http://pravoslavie.ru/39848.html

Митрополит Дорофей известен своей экуменической и миротворческой деятельностью. В январе 1973 г. он был единогласно избран на двухлетний срок председателем Экуменического Совета Церквей Чехословацкой Республики. 10. Святые, особо чтимые православными Чехии и Словакии Чехо-Словацкая Православная Церковь имеет своих национальных особо чтимых угодников Божиих. Кроме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, весьма почитаемых всеми славянами, чешский народ с благоговением называет имена святого Иоанна Чешского (+883), святой княгини Людмилы (920), мученика князя Вацлава (Вячеслава) (+929) и святого Прокопия Сазавского (1053). Святой Иоанн Чешский происходил из могущественного племени полабских славян, именуемых иначе ободритами. Его отец Гостомысл был королем ободритов. В 844 г. Гостомысл погиб во время сражения с войсками императора Людовика Немецкого, находившегося под влиянием латинских священников, принуждавших огнем и мечом полабских славян к латинской вере. После того как собратья святого Иоанна были уничтожены чужеземцами, он ушел в уединение в чешские леса для духовного совершенствования. 42 года подвизался святой Иоанн в лесном одиночестве. На склоне жизни он встретился с чешским князем Боривоем, когда тот однажды, преследуя на охоте раненую лань, пришел к пещере подвижника. По просьбе Святого князь прислал к нему священника славянского обряда по имени Павел. С этим священником святой Иоанн ходил в резиденцию князя и там, в храме, причастился Святых Тайн под обоими видами. Вернувшись в свое уединение, он вскоре скончался. Святая Людмила была женой князя Боривоя и вместе с ним приняла около 874 г. крещение от святого Мефодия. Боривой недолго жил после крещения, и великий труд по утверждению православного учения в Чехии пал на княгиню Людмилу. Вместе со своим мужем и после его кончины она строила храмы, заботилась о священниках, поддерживала всех труждающихся и обремененных. Когда умер ее сын, законным наследником престола стал ее внук Вацлав, за воспитанием которого Людмила усердно следила. Но мать Вацлава Драгомира, предполагая, что Людмила оказывает влияние на Вацлава и на правительство страны не в ее пользу, с помощью двух бояр задушила ее в замке Тетине. Святую Людмилу как первую славянскую мученицу почитают все православные славяне (16 сентября ст. ст.). В Римско-Католической Церкви ее память чтят только чехи.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

—237— присутствии президента Словакии. Так как и после интронизации Блаженнейший Николай остался управляющим (непосредственно) Прешовской епархией, то центр Автокефальной Церкви был переведен из Праги в г. Прешов. По справедливому слову архиепископа Пражского и Чешских Земель Христофора, Блаженнейший Николай – «Защитник Православия, выдающийся деятель нашей Церкви, старейший архиерей... В его лице я вижу мученичество и святость Церкви» 620 . 11. Святые, особо чтимые православными Чехии и Словакии Чехо-Словацкая Православная Церковь имеет своих национальных особо чтимых угодников Божиих. Кроме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, весьма почитаемых всеми славянами, чешский народ с благоговением называет имена святого Иоанна Чешского († 883), святого Ростислава князя Великоморавского (пригласил святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Великую Моравию, † 870), святого Горазда I (после смерти святого Мефодия епископ Великоморавский), святых Ангеляра, Климента (епископа Охридского) († 916), Наума (Охридского) и Саввы (ученики святых равноапостольных Кирилла и Мефодия), святой мученицы княгини Людмилы († 927), мученика князя Вацлава (Вячеслава) († 935), святого Прокопия Сазавского († 1053) и священномученика Горазда II († 4 сентября 1942 г.). Святой Иоанн Чешский происходил из могущественного племени полабских славян, именуемых иначе ободритами. Его отец Гостомысл был королем ободритов. В 844 г. Гостомысл погиб во время сражения с войсками императора Людовика Немецкого, находившегося под влиянием латинских священников, принуждавших огнем и мечом полабских славян к латинской вере. После —237— того как собратья святого Иоанна были уничтожены чужеземцами, он ушел в уединение в чешские леса для духовного совершенствования. 42 года подвизался святой Иоанн в лесном одиночестве. На склоне жизни он встретился с чешским князем Борживоем, когда тот однажды, преследуя на охоте раненую лань, пришел к пещере подвижника. По просьбе святого князь прислал к нему священника славянского обряда по имени Павел. С этим священником святой Иоанн ходил в резиденцию князя и там, в храме, причастился Святых Таин под обоими видами. Вернувшись в свое уединение, он вскоре скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– И в заключение: как все же должны выстраиваться правильные отношения между Церковью и государством? – Главные слагаемые симфонии Церкви и государства состоят в том, чтобы обе формы организации выполняли свое служение как можно лучше, по евангельским заповедям: чтобы государство занималось своими делами, общественными, а Церковь – духовными, чтобы между ними было спокойное мирное сосуществование, а не вмешательство в дела друг друга. Один богослов говорил, что симфония образуется тогда, когда звучат хотя бы два голоса. Если один голос говорит, а другой молчит, то симфонии не может быть. И наоборот: если один говорит, а другой вторит ему, тоже нет симфонии. Симфония будет тогда, когда каждый будет говорить своим свободным гласом. Справка. Утверждение христианства на территории современных Чехии и Словакии датируется IX веком. Массовое крещение народа Великой Моравии началось в 863 г., со времени прибытия в страну святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Около 874 г. от святого Мефодия приняли Крещение чешский князь Боривой и супруга его святая Людмила (†927), впоследствии утверждавшая Православие в Чехии и принявшая мученическую кончину. Церковь имеет своих особо чтимых угодников Божиих: святой Иоанн Чешский (†883), 42 года подвизавшийся в затворе; мученик князь Вацлав (Вячеслав) (†929), прославившийся своим милосердием и устроением храмов; преподобный Прокопий Сазавский (†1053), великий подвижник, свято хранивший древнее Кирилло-Мефодиевское духовное наследие. В XX веке обновителем Православия в чешских землях был святитель Горазд (Павлик), епископ, мученически погибший в 1942 г. от рук фашистов. Сербская Церковь в 1948 г. официально заявила о своем согласии на переход автономной Чешской епархии в ведение Московского Патриарха. В 1951 г. Русская Православная Церковь даровала Православной Церкви в Чехии и Словакии автокефалию. Рейтинг: 10 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. Реформы, особенно в области децентрализации административной власти, не были одобрены Советским Союзом, который после неудачных переговоров ввел в Чехословакию войска Варшавского договора (август 1968 г.), после чего произошла силовая кадровая перестановка руководства Чехословакии.

http://pravoslavie.ru/86868.html

Продолжает наш список преподобный Прокопий Сазавский – основатель и настоятель Сазавского монастыря, который хотел обновить восточную Литургию и обряд богослужения. Также любимый чешский святой – священномученик Горазд , епископ Чешский и Моравско-Силезский – он мученик ХХ века. Новомученик Горазд был раньше католическим ксендзом, но принял Православие, и в Сербии его рукоположили в епископы. Став православным архиереем, возглавил нашу автономную область (мы были в юрисдикции Сербии в те времена, только после Второй мировой войны перешли под юрисдикцию Московского Патриархата и позже получили автокефалию – самостоятельность). И еще мы, как и украинцы, почитаем святого Алексия Карпаторусского и священномученика Максима Горлицкого. – А как идет монастырская жизнь? – Это очень сложный вопрос. У нас нет духовников и опытных старцев, способных образовать монастырь. А если нет духовников, то послушники тянутся в более традиционные монастыри, уходят… На данный момент у нас действуют: мужской монастырь Преображения Господня в Тешове, где подвизаются три монаха; Свято-Вячеславо-Людмилинский женский монастырь в Лоденице. Формально есть и другие монастыри, но без братии. Есть наши монахи и на святой горе Афон, и в Греции. Мы надеемся, что сейчас они подвизаются в традиционных монастырях под хорошим руководством, а через несколько лет вернутся и уже смогут основать монастырь у нас. – А как воспринимает Православие молодежь? И воспринимает ли? – Думаю, у нас очень слабая миссионерская деятельность. В Чехии сейчас большинство православных – украинцы и русские, и основная часть нашей энергии идет на окормление этих прихожан. Даже в Праге, где восемь приходов, на чешском языке мы проповедуем и служим только в одном храме. Некоторые чехи понимают церковнославянский, но для большинства он, к сожалению, чужд и непонятен. Когда чех приходит в храм, где служат на церковнославянском и проповедуют на русском, он, конечно, думает, что это русский храм, и покидает его. Поэтому мы часто стараемся чередовать ектеньи: одну возглашаем на церковнославянском, другую – на чешском. Над нашей миссионерской деятельностью еще нужно много работать. Также мы мало печатаем церковных книг на чешском языке.

http://pravoslavie.ru/87321.html

(Cosm. 1923. Р. 43–44) 2.       II, 37. В год Воплощения Господня 1086-й. [По повелению римского императора Генриха III 871 в Майнце собирается собор 872 , на котором чешский князь Вратислав 873 поставляется королем Чехии и Польши 874 . На соборе брат Вратислава пражский епископ Гебхард, добивающийся упразднения Моравской епископии 875 , представил грамоту, утверждения которой папой Бенедиктом и императором Оттоном I в свое время добился пражский епископ св. Адальберт 876 . На основании этого документа император Генрих издает новую грамоту о том, что Моравия входит в юрисдикцию Пражской епископии. Следует текст грамоты с описанием границ Пражской епархии, сначала западных, потом северных.] На востоке она (Пражская епархия. – Сост.) имеет границами такие реки: Буг (Bug) 877 и Стырь (Ztir) 878 , включая город Краков (Krakoua) 879 и область, называемую Ваг (Wag) 880 , со всеми землями, относящимися к упомянутому городу Кракову. Оттуда она, с прибавлением границ с Венгрией (Ungari), простирается и доходит до гор Татры (Tritri) 881 . [Южная граница – по границе с Баварией до реки Ваг.] (Cosm. 1923. Р. 134–140) 865 Чешский князь Вячеслав (по-чешски – Вацлав, по-немецки – Венцель: все три формы происходят от слав. с носовым е. что и отражено в лат. Wenceslaus) был в 929/35 г. убит своим младшим братом Болеславом I и через три года перезахоронен в пражской церкви св. Вита. Церковное почитание св. Вячеслава, начавшееся уже в X в., привело к превращению его (наряду со св. Адальбертом-Войтехом Пражским) в одного из святых-покровителей Чехии. 868 Говорить в 967 г. о какой-либо «секте народа Руси», отличавшейся славянским богослужением, не было никакого основания. Поэтому либо послание целиком, либо данное место в нем должны быть признаны позднейшим фальсификатом, направленным против славянского богослужения на территории Чехии, которое при Братиславе II культивировалось в Сазавском монастыре. Его насильственное окончательное прекращение имело место в 1096 г. 870 Пражская епископия была открыта в 973 г., до этого чехо-моравские земли представляли собой часть диоцеза Регенсбургской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православная Церковь Чешских земель и Словакии Дата создания: 1951 г. Описание: Утверждение христианства на территории современных Чехии и Словакии относится к IX в. Массовое крещение народа Великой Моравии началось в 863 г., со времени прибытия в страну святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Около 874 г. от святого Мефодия приняли Крещение чешский князь Боривой и супруга его святая Людмила (†927), впоследствии утверждавшая Православие в Чехии и принявшая мученическую кончину. Церковь имеет своих особо чтимых угодников Божиих: святой Иоанн Чешский (†883), 42 года подвизавшийся в затворе; мученик князь Вацлав (Вячеслав) (†929), прославившийся своим милосердием и устроением храмов; преподобный Прокопий Сазавский (†1053), великий подвижник, свято хранивший древнее кирилло-мефодиевское духовное наследие. В XX веке обновителем Православия в чешских землях был святитель Горазд (Павлик), епископ, мученически погибший в 1942 г. от рук фашистов. Сербская Церковь в 1948 г. официально заявила о своем согласии на переход автономной Чешской епархии в ведение Московского Патриарха. В 1951 г. Русская Православная Церковь даровала Православной Церкви в Чехии и Словакии автокефалию. Каноническая территория — Чешская и Словацкая Республики. Титул Предстоятеля: Блаженнейший Архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии.   Епархии Церкви Чешских земель и Словакии Православная Церковь Чешских земель и Словакии включает в свой состав четыре епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую, находящиеся на территории Чехии, и Прешовскую и Михаловскую — на территории Словакии. Пражская епархия Кафедра: Прага Кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия (в крипте — предел св. новомученика Горазда) Resslova 9, 120 00 Praha 2 тел: (02) 29 55 95 Епархиальное управление: Resslova 9, 120 00 Praha 2 тел: (02) 29 55 95 Митрополичий совет: Metropolitní rada pravoslavné církve v eských zemích, ul. Dlostelecká 7, 160 00 Praha 6 тел: (02) 2491 6269 (2431 5015) факс: (02) 2431 3137 Для почтовых отправлений: pošt. schr. 655, 111 21 Praha 1

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244551...

Еще более не сочувствие в чешском народе возбудило другое нововведение, распространившееся в западной церкви с 13-го века – причащать мирян только Телом Христовым, не дозволяя им вкушать от евхаристической чаши. Это нововведение встретило себе противодействие в Чехии более, чем во всех других западно-европейских странах, – и в некоторых местах у чехов причащение под обоими видами сохранилось, полагают, даже до времен Гуса. С другой стороны не сочувствие к католицизму в чешском народе, увлекаемом в него против убеждения и воли, выразительно сказывалось в том, что Чехия в 12-м, 13-м и последующих веках сделалась – можно сказать – главным притоном всяких оппозиционных папству сект. Катары, вальденсы, лолларды, адамиты и другие сектанты, преследуемые в других странах, находили вебе в Чехии радушный приют, и имели тем больший успех в народе чешском особенно потому, что они проповедовали народу свое учение на народном языке, к чему чехи всегда были особенно расположены. Вследствие этого, а также вследствие того, что народ чешский выказывал нередко явное сопротивление приказаниям папским но поводу сборов церковных, и прогонял из своей страны епископов, отличавшихся особенною ревностью об интересах папства, по сознанию самих западных писателей, ни одна страна в Европе в средние века не подвергалась так часто запрещениям и проклятиям папским, как Богемия. Между тем чешское правительство все более и более онемечивалось и сближалось с папством. В конце 12-го столетия (1197 г.) вступила на чешский престол новая династия, родоначальник которой – Премысл Оттокар – был утвержден в королевском достоинстве папою Иннокентием III-м. При этой династии римская церковь еще более стала распространять свое влияние в Чехии, чем было доселе. Сын Оттокара I-ro, Вячеслав с своею сестрою Агнесой сильно заботился о распространении в Чехии католических монашеских и рыцарских орденов,-и так как монахи собственно чешского происхождение не внушали к себе доверия приверженному к папизму правительству, то их стали удалять из своей страны, а чешские монастыри старались населять немцами, которые должны были явиться проводниками немецкого влияния на народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

О Вацлаве говорили как о добром и милостивом правителе, и доброта его на многие века осталась в преданиях и легендах. Большой популярностью и поныне пользуется написанный Джоном Нилом в середине XIX в. на основе «Деяний святых» католический рождественский гимн (carol) о чуде святого Венсесласа (под этим именем святой известен на западе). В этом гимне повествуется о том, как «добрый король Венсеслас» в день святого Стефана (празднуемый 27 декабря, сразу после Рождества) увидел крестьянина, собирающего хворост в страшную метель. Он узнал, где живет крестьянин, и вместе со слугой отправился к нему через заснеженные леса, взяв дрова, а еще вино и мясо от княжеской трапезы. И когда замерзший слуга взмолился о том, что не в силах идти дальше, св. Вацлав приказал ему ступать точно по его следам — доброе сердце князя источало такое тепло, что растопило снег и согрело землю. С личностью князя Вацлава связано одно очень важное для чешского народа историческое событие, которое до сих пор не имеет достоверного объяснения. Из единственной сохранившейся и частично искаженной записи следует, что по неизвестным причинам чешский князь сразился с немецким королем Генрихом I по прозвищу «Птицелов». Вацлав торжественно перевез в Прагу мощи святого мученика Вита, однако при этом… попал в зависимость от немецкого короля, которому должен был платить ежегодно дань — 120 волов и 500 гривен серебра. Что же произошло? Если битва была проиграна, то как же у князя оказались святые мощи? Если же напротив Вацлав одержал победу, то каким образом он стал данником Генриха Птицелова? Наиболее вероятным выглядит следующее предположение: князь понимал, что его маленькое государство легко может стать добычей враждебно настроенных соседей, поэтому предпочел добровольно стать сюзереном немецкого короля, сохранив тем самым свою страну. Генрих же в знак добрых намерений передал князю мощи св. Вита. Однако младший брат князя Болеслав счел положение вассала немецкого королевства позорным. Как это часто случается в истории, его возмущением воспользовались заговорщики — те, кого правление Вацлава никак не устраивало. Чтобы понять расстановку политических сил на тот момент, придется совершить небольшой экскурс в историю церкви.

http://pravmir.ru/svyatoj-viacheslav-kny...

В IX-X вв. католическая церковь официально еще не отделилась от православия, однако противоречия между Римом и Византией множились и углублялись. Страны, принявшие христианство от Византии, пользовались при богослужении своим родным языком, а не латынью. Поэтому моравский князь Ростислав в середине IX в. обратился в Византию с просьбой прислать просветителей, которые наладили бы в его владениях богослужение на славянском языке. Как известно, этими просветителями стали равноапостольные Кирилл и Мефодий. Однако в церковном отношении Моравия и прилегающие к ней земли подчинялись Риму и входили в состав Зальцбургского архиепископства. По ходатайству Кирилла и Мефодия римский папа Адриан II выделил моравские и чешские земли в отдельную административно-церковную единицу, сделал св. Мефодия в ее архиепископом и благословил перевод богослужебных книг на славянский язык. Однако немецкое духовенство всячески противилось деятельности «солунских братьев», а после смерти Мефодия в 885 г. постепенно начало возвращать себе как церковное, так и светское влияние. Во времена князя Вацлава богослужение в стране шло на двух языках, он хотел, чтобы эти две богослужебные традиции соседствовали во взаимном уважении, чем нажил себе немало врагов. Немецкие священники восстановили против князя завистливых вельмож, среди которых были немало язычников. Вельможи в свою очередь умело воспользовались недовольством Болеслава и уговорили его занять престол, убив брата. Болеслав пригласил Вацлава к себе в крепость Стара Болеслав. Поводом послужили крестины его новорожденного сына. По другой версии это был храмовый праздник в честь святых Космы и Дамиана, отмечаемый 27 сентября. После пира Болеслав набросился на Вацлава с мечом. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх. Не желая убивать собственного брата, он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Один из них пронзил князя копьем в тот момент, когда он схватился за дверное кольцо (этот момент изображен на одном из вариантов герба города Стара Болеслав). Единой точки зрения на то, когда это произошло, не существует. В 1929 г. пышно отмечалось тысячелетие смерти св. Вацлава, поскольку в то время историки придерживались мнения, что князь был убит 28 сентября 929 г. Однако сегодня более вероятным годом его смерти считается 935 или даже 936 г., поскольку из записей немецкого летописца Видукинда следует, что в 929 г. чешский князь Вацлав только-только стал вассалом Генриха Птицелова.

http://pravmir.ru/svyatoj-viacheslav-kny...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010