Вратислав, как и его отец, умер рано (по некоторым сведениям, он погиб в 920 г. в бою с уграми), а Вацлав был еще слишком молод, чтобы самостоятельно править страной. Драгомира претендовала на роль регентши. По одним сведениям, Людмила оставила бразды правления за собой, по другим — напротив, добровольно уступила их невестке и удалилась в принадлежащую ей крепость Тетин. Так или иначе, Драгомира подослала к Людмиле наемных убийц. Людмила была задушена собственной вуалью. Впоследствии она также была канонизирована как святая мученица и считается еще одной небесной покровительницей Чехии. Историки утверждают, что Вацлав не мог простить матери ее злодеяния и даже сослал в крепость Будеч. Однако есть и такая легенда, что вскоре после совершенного ею преступления княгиня Драгомира вместе со своим экипажем провалилась сквозь землю недалеко от пражского Града. Это место до сих пор показывают экскурсантам. Молодой князь Вацлав вырос в крепости Будеч, находящейся к западу от Праги, где воспитывался в духе христианства и готовился управлять страной. Его наставником был пресвитер Павел, ученик святителя Мефодия. Вацлав владел помимо родного славянского латинским, греческим и немецким языками и вообще был для своего времени очень образованным человеком. На момент вступления на престол в 925 г. ему исполнилось всего 18 лет. По одной из легенд, принимая власть, Вацлав сказал, что хочет править так, чтобы в стране его был мир, чтобы судьи судили справедливо и чтобы народ жил по законам Божьим. Период правления князя Вацлава был временем значительного расцвета чешского государства. Он отличался необыкновенным благочестием, в тоже время государством правил разумно, справедливо и со всей ответственностью. Его считали усердным христианином, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных. Князь, как и его благочестивые дед и бабушка, заботился о христианском просвещении народа, строил новые храмы, украшал уже построенные. Известно, что он выкупал детей язычников, проданных в рабство, и воспитывал их в христианском духе.

http://pravmir.ru/svyatoj-viacheslav-kny...

493 Thietmar, IV. 2, 3; Annal. Hildesh. et Quedlinb. a. 984; Wilmans, Jahrb. II. s. 16; описание всего хода дел у Гизебрехта, Geschichte I. ss. 610–20 и д. 497 Об его союзе с Немцами против Чехов свидетельствуют Annal. Lamberti, a. 986. Zeissberg, s. 92, Anmerk. 2. 498 Жупа слубская (Selpuli) подчинена Геро в 963 г.; позже здесь занял Мишну и окрестные жупы Болеслав чешский (985 г.), военные действия 990 года сосредоточиваются в жупе слубской; все ведет к догадке, что оба князя претендовали на эту землю – один как на подарок от Немцев, другой как на военную добычу; Leutsch, Markgraf Gero, s. 200; Büdinger, Oesterr. Gesch. s. 318; Zeissberg, Miseco I, ss. 93–94. 501 Annal. Hildesh. a. 991, 992; Quedlinb. a. 991; Thietm, IV. 15. Wilmans, Jahrbüch. II, s. 73, Anmerk. 2; Zeissberg, Miseco, s... 98. 506 Vita Wernheri, ap. Pertz, Scr. XII, p. 226. libros Sclavonicae linguae sibi fieri iussit, ut latinae linguae character quem intelligebat ydiomata linguae Sclavorum exprimeret. 509 «Бородатый греческий апостол, не руководимый политическими целями, не угрожал самостоятельности стран новокрещенных; принадлежа к патриархату константинопольскому, не старался уверить их, что они должны подчиниться императорству; новообращенные видели себя членами великой Христовой церкви, а не подданными немецкого императора»... elewel, Polska wiekow srednich. Т. II. str. 8. 511 Действительно, Чехия X в. была слаба в христианстве; объяснять этого нельзя тем, чем бы это легко было объяснить относительно, напр., Бодричей: тут сверху до низу, во всем населении, ненависть к притеснителям, желание, выждавши благоприятный случай, выместить злобу на церкви и епископе; в Чехии же нужно предположить другие причины холодности и неверия, и к этим причинам можно отнести разрыв сношений с востоком, откуда народ привык иметь проповедников, и ослабление проповеднической деятельности в чешском народе; замечательно, что Войтеха сочли за нужное отправить для образования в Магдебург т. е. за границу. Похвала Косьмы Вячеславу и Болеславу не противоречит этому: первый был мучеником, второй основал пражскую епископию. Косьма хвалит их за это, как Нестор хвалит Владимира за принятие христианства, хотя нельзя сказать, чтобы действительно в России так успешно распространилось и повсеместно утвердилось христианство, как об этом говорит Нестор.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Теперь Саксы стали полновластно распоряжаться в земле Славян полабских между Лабой и Одрою, и утвердились здесь постройкой новых крепостей. Под именем марки стали понимать завоеванную область за старой границей государства, жители которой обязаны были к дани. Дань платилась частью деньгами, частью натурой, отбывались разные личные повинности в отношении к королю и его вассалам. Король принял в личную собственность только те земли в марках, которые сделались праздными после погибели князей и народных старшин; земли эти он поделил между населенными здесь вассалами и служилыми людьми, которые за пользование леном должны были отправлять военную службу 443 и составлять военную стражу в пограничных крепостях. В случае сильного движения в марках, на помощь к ним приходило королевское войско. Эти служилые люди образовали постоянное войско на границах немецких, имевшее центры по городам. По городам разделялись марки на множество бургвардов – имя, которым обозначался город с его округом. В каждом городе начальствовал бургграф или каштелян, которому были подчинены военные люди, жившие частью в городе, частью в предместье его или в округе. Графы имели власть или над одним, или несколькими бургвардами. Графы, каштеляны и весь служилый люд стояли под управлением маркграфа, облеченного полномочием в марке, как того требовало постоянное её военное положение. Геро был маркграфом в южной марке, Герман в северной. Им принадлежала не только военная власть в марке, но и юридическая у всех покоренных народов. 444 На время притихли Славяне полабские; тем временем вводилось между ними христианство и основывались епископии. Священник и воин шли рядом, с одинаковою настойчивостью, для подчинения их. Скоро после того и Чехи должны были подчиниться необходимости и уступить Немцам. В 946 году Болеслав прислал к Оттону заложников, которых с радостью показывал король народу; 445 но в 950 г. перемирие было уже нарушено, Оттон с огромным войском подступил к Праге и осадил в июле месяце новый, теперь старый город, защищаемый Болеславом, сыном Болеслава I. 446 Когда взята была эта часть Праги, Болеслав отец, державшийся на другой стороне Волтавы, не видел никакой возможности бороться с королем, так как войска его были весьма значительны. Поэтому он явился к лагерю Оттона, и там, стоя под знаменами, вошел с королем в переговоры и заключил с ним мир. 447 Чешский князь снова обязался к дани, которую платил Генриху Вячеслав; наблюдение за Чехией поручено было брату Оттона, герцогу баварскому, Генриху, которого область соприкасалась с Чехией. С этих пор твердый и прочный мир установился между Немцами и Чехами; у Оттона и Болеслава были одни и те же враги и друзья.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

344 Источники. Cosmas, Chronica Boemorum, ар. Pertz, SS. IX. Зеленогорская рукопись, изд. Шафарика и Палацкого в Die ältesten Denkm. d. Böhmisch. Sprache. Краледворская рукопись, изд. Некрасова, Спб. 1872 г. Жизнеописания: 1) св. Вячеслава, изд. Востокова, так же Ганки в Casop. 1830 г. и у Pertz Scr. IV. 2) Людмилы, изд. Ваттенбаха в Beiträge zur Geschichte; Менкена в SS. rer. Germanic. III. p. 1808. 3) Св. Войтеха, изд. Pertz SS. IV. Пособия. Важнейшие – труды профессора Томка, ряд статей, помещенных в Casopis – Ceského Museuma; Apologie der ältest. Gesch. Böhmen, помещенная в Abhandlung, der königlich. böhmisch. Gesellsch. Prag. 1865; Jirecek, Slowanské Pràvo v Cechach а na Morave; Wocel, Pravek zeme Ceské, v Praze. 1866, Druhé oddeleni; Palacky, Dejiny nàrodu Ceského. W Praze. 1848. 345 Принято поселение Славян в Чехии относить ко времени после 451 года по Р. Хр., когда Маркоманны и их соседи, Квады, примкнули к огромному войску Аттилы, направлявшемуся в Галлию, и когда в Чехии осталось только небольшое число их, легко подчиненное новыми поселенцами – Palacky, Dejiny nàrodu Ceského 1. str. 91–2. В 494 году часть Герулов, в следствие понесенного ею поражения от Лонгобардов, искала новых мест поселения на севере, при этом она проходила через земли, заселенные Славянами, получив от них свободный пропуск; Procopius, De bello Gothico. 11, 15. Но невероятно, чтобы все колена, образовавшие чешский народ, поселились в одно и тоже время. У Косьмы пражского, древнейшего свидетеля о жизни Чехов, сохранились предания, касающиеся только колена, поселившегося близь Праги и называемого Чехами; другие колена и другие местности входят в историю постепенно, теряя свою особность и втягиваясь мало-помалу в область князей пражских. До тех пор, нужно полагать, каждое колено жило отдельною жизнью, на отдельной территории, не стоя в связи с коленом Чехов пражских. Можно представить положительные доказательства в пользу того, что было несколько осадков поселений в Чехии. С появлением Авар начинаются враждебные столкновения их со Славянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Советским временам и своему знаменитому деду Вячеславу Михайловичу Молотову и делу его жизни – построению Советской России, посвящено историческое исследование современного государственного деятеля, политолога, историка Вячеслава Алексеевича Никонова ( Москва ). Материал под названием «Молотов в Нижнем Новгороде» является главой из книги В.А.Никонова «Молотов: Наше дело правое». В главе рассказывается о малоизвестной ныне экспедиции, организованной по инициативе Ленина и осуществленной уполномоченным и политкомиссаром агитпарохода «Красная Звезда» В.М.Молотовым. Основной ее целью являлась агитация за новые порядки. Молотову в этой экспедиции помогала Н.К.Крупская. Пароход шел по Волге и Каме, совершая остановки во многих населенных пунктах. На остановках проводились митинги, беседы с населением. Этот поход много способствовал успеху в дальнейшей деятельности В.М. Молотова, которому после выполнений ленинского задания, было предложено остаться в Нижнем Новгороде в качестве председателя губисполкома и члена бюро губкома РКП (б). О роли Февральской и Октябрьской революций в судьбах чехов и словаков, вследствие этих революций вышедших из Австро-Венгерской империи и образовавших единое государство Чехословакию, мечтавшую в то время о панславянизме, рассказывает чешский дипломат, историк, политический деятель Иржи Опршал (Чехия, Прага) в статье « Влияние Февральской и Октябрьской революций 1917 года на возникновение Чехословакии». К теме славянского братства относится статья члена Президиума Всеславянского союза, Председателя Правления Международной общественной организации «Объединение русинов в России» Андрея Фатулы «Карпатская Русь. Кто такие русины?» Автор не только повествует об истории русинов, но размышляет над сегодняшней и будущей судьбой этого великого, в XX веке практически истребленного народа. Сегодня русинов могло бы быть 6 млн., а осталось около 700 тысяч. О русских судьбах на примере собственной жизни рассказывает посол, государственный деятель, Валентин Власов в статье « Из записок “кавказского пленника”» . Он был захвачен в 1998 году чеченскими боевиками и освобожден спустя полгода после длительных переговоров с бандитами представителей государственных органов .

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/24/sv...

Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 422, 473, 475); о др. списках см. при изд. текста ( Панченко. 1969). Содержание рассказов об И. Ч. в составе «Космографии» и в «Истории о Бохеме» чрезвычайно близко друг к другу (отдельные мелкие детали не имеют исторического значения) и восходит в итоге к «Хронике» Бельского, язык (в отличие от эпизода в Хронографе Западнорусской редакции) последовательно русифицирован. Отдельные отличия в деталях изложения (напр., сообщение, что кн. Борживой был «греческого закона») понятны из контекста; вполне объяснимо с т. зр. конфессиональной принадлежности рус. редактора повести и устранение явно нехрист. имени отца И. Ч. (Гестимул). Рукописная традиция повести остается недостаточно исследованной, имеющиеся в лит-ре указания на существование лишь 5 ее списков отражают совр. уровень изученности. Ни в одном из списков текст не именуется житием, не имеет календарной приуроченности и не помещается в агиографических сборниках; литургическое почитание И. Ч. в правосл. восточнослав. традиции отсутствует. Наряду с т. зр. о позднем происхождении и вторичном характере восточнослав. повести об И. Ч. в лит-ре (прежде всего чешской - обзор мнений см.: Панченко. 1961 . С. 650-651; Он же. 1969) существует мнение о том, что она является старослав. памятником кон. IX или X в., попавшим на Русь в домонг. период, подобно житиям первых чеш. святых - кн. Вацлава (Вячеслава) и его бабушки Людмилы. Однако эта гипотеза не учитывает реальных текстологических связей повести об И. Ч. и специфики бытования чеш. житий на Руси. Последние присутствуют в древнерус. книжности в совершенно ином контексте (с заметной литургической составляющей) - они включены в сборники уставных чтений (Торжественники, Минеи-Четьи, Пролог), их влияние обнаруживается в памятниках древнейшей рус. агиографии (сочинения Борисоглебского цикла, Житие кнг. Ольги). В последние годы защитником гипотезы древнего происхождения «славянской легенды» выступает чеш. исследователь Й. Шевчик ( Ševik .

http://pravenc.ru/text/471553.html

Тело Вацлава несколько дней лежало на церковном дворе без погребения, что вызвало народное негодование. Его кровь, брызнувшую на дверь храма, долго не могли отмыть. Наконец князь был похоронен рядом с той самой церковью, где встретил свою смерть . Спустя три года Болеслав решил публично покаяться в убийстве брата. Трудно сказать, что подтолкнуло его к этому шагу — угрызения ли совести или что-то иное. Как бы там ни было, тело Вацлава — по одним сведениям, тайно, ночью, по другим, напротив, пышно и торжественно — перевезли в Прагу и поместили в соборе св. Вита, в той ротонде, которая была построена по приказу самого Вацлава. Практически сразу после смерти князь Вацлав был провозглашен «мартиром» — мучеником, страстотерпцем. Этим греческим словом называли человека, который своей собственной пролитой кровью присягнул на верность Христу. Однако официально князь был канонизирован почти полвека спустя, после того как было основано пражское епископство. Выше упоминались и поныне пользующиеся большой популярностью «старовацлавские легенды». Вот одна из них. История эта произошла в 1126 году в Хлумецкой долине. Князь Собеслав I, собираясь на битву против оломоуцкого князя Отика Черного и германского императора Лотаря, повелел достать копье св. Вацлава из храма св. Вита и взять его на поле битвы. Князь рассказал священнику о том, как увидел во сне св. Войтеха. Святой указал ему, где хранится знамя Вацлава, которое должно было принести чехам победу. Священник поехал по поручению князя во владения рода Славников, нашел за алтарем церкви тайник, а в нем — древнее знамя: раздвоенное на конце шелковое полотнище с вышитой звездой. Знамя привезли на поле боя, надели на копье. Когда чехи шли в бой, в облаках над ними стоял св. Вацлав на белом коне и со знаменем. Немцы не устояли под натиском чехов. Видя поражение своего войска, Лотарь хотел бежать, но был окружен и с остатками войска сдался в плен. К этой легенде, а также к сказанию о бланицких рыцарях обращался в своем творчество классик чешской литературы Алоис Ирасек, написавший знаменитые «Старинные чешские сказания».

http://pravmir.ru/svyatoj-viacheslav-kny...

Большинство сведений о князе Вацлаве взяты из церковных текстов и так называемых «старовацлавских легенд», записанных в средние века как на латинском, так и на славянском языках. Достоверных исторических сведений о нем сохранилось немного, и они достаточно противоречивы. На этом основании некоторые историки даже пытались утверждать, что св. Вацлав — фигура мифическая, и на самом деле его никогда не существовало. Происходивший из династии Пршемысловцев князь Вацлав родился предположительно в 907 г. Дед Вацлава Борживой, правивший страной во второй половине IX в., был первым чешским князем, принявшим христианство. Произошло это при довольно любопытных обстоятельствах. В те времена чешские земли граничили с Великой Моравией и, по некоторым источникам, были у нее в подчинении. Моравский правитель Сватоплук, уже будучи христианином, пригласил Борживоя в гости. Однако угощение для чешского князя и его дружины было подано не на столе, а на полу — как собакам. Удивление Борживоя перевесило его гнев, и он поинтересовался причиной этого оскорбления. Сватоплук ответил, что христианский князь не может сидеть за одним столом с язычником. Борживой задумался и захотел побольше узнать о христианстве. И в результате вместе со своей женой Людмилой принял крещение от равноапостольного Мефодия, просветителя славян, который находился в то время в Моравии. Борживой и Людмила совершили многое для распространения христианства. Они строили церкви, приглашали из славянских стран священников, которые вели службы на славянском языке, занимались благотворительностью. Борживой умер достаточно молодым, в возрасте около 35 лет. Княжеский престол достался сначала старшему сыну Спытигневу, а после его смерти — младшему, Вратиславу (Братиславу), отцу св. Вацлава. Вратислав женился на княжне Драгомире, происходившей из знатного рода Стодоранов. Считается, что она была язычницей, но вряд ли князь-христианин мог заключить подобный брак. Скорее, Драгомира приняла христианство формально. Историки расходятся во мнениях, носили ли ее разногласия со свекровью Людмилой религиозный характер, или это была банальная борьба за власть. Людмила и после смерти мужа пользовалась большим влиянием и любовью подданных. Фактически она оставалась правительницей при своем сыне Вратиславе, что крайне раздражало властолюбивую Драгомиру. Особенно если учесть, что воспитанием ее сыновей — Вацлава и Болеслава — занималась опять же Людмила.

http://pravmir.ru/svyatoj-viacheslav-kny...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЯЧЕСЛАВ [лат. Wenceslaus; чеш. Václav] (ок. 907 - 28.09.935), блгв. кн. Чешский (922-935), св. патрон Чехии (пам. 4 марта и 28 сент.). Сын чеш. кн. Вратислава и кнж. Драгомиры из полабско-слав. племени гаволян, внук мц. Людмилы и чеш. кн. Борживоя . Главным источником сведений о В. являются жития. Наиболее ранние из них написаны, по-видимому, в 70-х гг. X в. в связи с учреждением в чеш. столице Праге епископской кафедры. Это легенда «Crescente fide» и первое слав. Житие В. Неск. лет спустя еп. Мантуи Гумпольд на основании материалов, доставленных из Чехии, написал Житие В. по заказу герм. имп. Оттона II (973-983). Ряд важных сведений о В. сохранились также в проложном Житии мц. Людмилы и хронике Видукинда Корвейского (нач. 70-х гг. X в.). Помимо этого, отдельные свидетельства можно извлечь из «Легенды Кристиана», написанной в Праге между 992 и 996 гг. Ее автор, работавший по поручению еп. Пражского св. Адальберта , старался отразить все, что к этому времени было известно в Праге о В. Еще 2 жития В. были написаны в XI в.: первое составлено Лаврентием из Монте-Кассино в 30-х гг. XI в. на основании материалов, полученных из Чехии, и второе -«Легенда Никольского», написанная во 2-й пол. XI в., по-видимому в Сазавском мон-ре в Чехии. В основу этого памятника было положено Житие В., написанное Гумпольдом, с дополнениями из каких-то неизвестных до наст. времени источников. Св. Вячеслав, кн. Чешский. Икона. Кон. XX в. (ц. свт. Николая в Котельниках в Москве) Св. Вячеслав, кн. Чешский. Икона. Кон. XX в. (ц. свт. Николая в Котельниках в Москве) При реконструкции биографии В. возникает ряд трудностей, связанных с тем, что жития часто не дают точной датировки событий жизни В., а имеющиеся немн. хронологические указания истолковываются по-разному. Даже вопрос о годе смерти святого был длительное время предметом научной дискуссии. В наст. время наиболее обоснованными являются датировки событий из жизни В., предложенные Д. Тржештиком, исследователем ранней истории Чехии.

http://pravenc.ru/text/161181.html

Неизвестно, знал ли блаженный Вячеслав, что в убиении Людмилы принимала участие его мать, но современник сообщает, что он удалил Драгомиру от двора. Блаженный Вячеслав по христиански устраивал дела своей семьи и подвластной ему Богемии. Четырех сестер своих он выдал замуж. Однажды соседний князь Баурзимский Радислав напал с сильным войском на его города. Миролюбивый Вячеслав послал спросить у Радислава:что побудило его к таким поступкам? Если он, Вячеслав, виноват в чем-либо пред ним, пусть скажет о вине, и удовлетворенье будет сделано. Радислав отвечал, что Вячеслав должен уступить ему Богемию. Вячеслав вывел в поле сильное войско. И все-таки ему не хотелось проливать кровь. Он послал предложение Радиславу: «спор идет между нами двумя; тебе хочется владеть Богемией, а я не согласен уступить. Пусть бой между нами двумя и решит дело. К чему кровавою битвою войск доводить дело до того, что тебе, пожалуй, не над кем будет и властвовать?» Радислав согласился на поединок и, побежденный, вынужден был на коленях просить прощения у Вячеслава. Когда германский император Оттон пригласил всех князей на сеймъ в Вормс. Вячеслав явился позже других, быв задержан на дороге делами благочестия. При входе Вячеслава в собрание немецкие князья изъявили неудовольствие, не отдали поклона. Однако император принял Вячеслава с особенным вниманием и лаской. Он сказал, что готов исполнить всякую его просьбу. Блаженный Вячеслав просил мощи мученика Витта, и император удовлетворил его просьбу. Блаженный князь перенес мощи святого в Прагу и здесь построил для них храм в честь св. Витта. Тогда же он перенес в Прагу мощи и святой бабки своей Людмилы и пометил их в храме св. Георгия, построенном его отцем. Он весьма заботливо охранял покой своих подданных: чиновников избрал он из лучших христиан и строго следил за тем, чтобы разбирательства в судах проходили справедливо. По ревности к вере Христовой он покупал детей у язычников и, окрестив их, посвящал на служение Богу. Строгость его к самому себе напоминала поведение древних подвижников. Часто он в течение ночи занимался печением просфор и утром сам относил их в церковь для литургии. Особенно так бывало, когда он готовился приобщиться Святых Христовых Таин. Если день он проводил за делами правления, то ночь посвящал на молитву. Нередко, в зимнее ненастье, с верным старым слугой Подивоем шел он босыми ногами к утрени в какой-либо отдаленный храм. Дряхлый Подивой иногда кряхтел от стужи. Вячеслав с улыбкою говорил ему: «теперь зима, старче, ступай по следам моим, какие проложил я в снегу». Иногда св. Вячеслав, идя по замерзшей и кочковатой земле, раздирал свои ноги до крови. «Сущим в бедах помощник ты бысть, нищим кормление, печальным утеха», - поет ему Церковь в древней службе. Князь собирал священников и ставил по городам храмы, где каждый день совершалась служба. К его заботливости надобно отнести и перевод на чешский язык Евангелия от Иоанна.

http://pravoslavie.ru/39848.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010