Вячеслав . Значение имени : образовано от славянского «вящая слава», то есть «наибольшая слава»; День памяти : 17 марта; Святой благоверный князь Вячеслав Чешский :Святой князь Вячеслав (в чешском произношении — Вацлав) был родом из тех мест, куда незадолго до его рождения прибыли из Константинополя знаменитые миссионеры, создатели славянской азбуки — равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Княжить Вячеслав начал 18-летним юношей еще в 920 году. Еще с детства он был научен христианской вере. Это была заслуга его бабушки. Короткое время правления Вячеслава было эпохой расцвета Православия на Чешской земле. Князь поддерживал духовенство, заботился о христианском просвещении народа, во всех делах старался поступать по совести. Смертная казнь была заменена на более мягкие виды наказания, а дружинникам вменялось в обязанность заботиться о бедных, сиротах и вдовах. Кроме того Прага обязана Вячеславу строительством храма, который впоследствии превратился в величественный собор святого Вита. Немецкие епископы настроили против князя чешскую знать, а та, вступила в сговор с его родным братом Болеславом. Когда Вячеслав отправился в храм, заговорщики напали на него и умертвили. Впоследствии мощи святого Вячеслава захоронили в храме святого Вита. Через несколько лет он был прославлен как святой и стал почитаться покровителем Чехии, с ним связывают многие чудеса. Подготовил Игорь Цуканов ; Другие святые с именем Вячеслав : Священномученик Вячеслав Луканин (1882-1918), регент и диакон, последнее место служения — Спасо-Преображенский собор при Невьянском заводе Екатеринбургской епархии, в августе 1918 года был жестоко замучен и расстрелян красноармейцами, день памяти — 16 августа. Священномученик Вячеслав Закедский (1879-1918), священник, служивший в тюремной церкви города Рыбинска Ярославской губернии, был убит большевиками при подавлении Ярославского восстания в августе 1918 года, день памяти — 23 августа. Известные люди с именем Вячеслав : Вячеслав Тихонов (1928-2009), советский и российский киноактер (фильмы «Семнадцать мгновений весны», «Доживем до понедельника», «Война и мир» и др.). Вячеслав Бутусов (род. в 1961 году), музыкант, основатель и лидер групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер», автор поэтического сборника «Архии» (с предисловием М. А. Журинской) и еще нескольких книг; Интересные факты: 1. Собор святого Вита — самый известный храм в Чехии... 2. В житии святого князя Вячеслава есть много моментов, сходных с житием первых прославленных русских святых — князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (убиты в 1015 г.). Подобно Вячеславу, они пали от рук злодеев, направленных братом — Святополком... 3. В лике святых прославлена бабушка святого Вячеслава — Людмила Чешская...; Ил.: Святой благоверный князь Вячеслав Чешский, икона. Убийство святого Вацлава. Адольф Зиммерманн, 1852. Собор святого Вита в Пражском Граде//Фома. март 2021 — С.20-21. — (раздел « Вера », рубрика « Школа „Фомы“. Именины »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-215-...

То, что святые останки благоверного князя упокоились в храме, воздвигнутом его попечением, — простая вроде бы, но величественная по существу деталь. Христиане Чехии почитают святую мученицу княгиню Людмилу, но самый любимый чешский святой — это благоверный князь Вячеслав, мудрый и кроткий. Православные христиане Руси также издревле чтят память святого Вячеслава, — может быть, и потому, что он напоминает нам наших святых благоверных князей Бориса и Глеба тем, что предпочёл смерть войне с братом. Остаётся заметить, что благочестие, кротость и миролюбие не только не помешали, но и несомненно способствовали тому, что недолгое правление князя Вячеслава ознаменовалось ощутимыми политическими успехами в деле становления и укрепления чешской государственности. 1 Замечательно то, что именно мать взяла на себя его похороны и тем самым выполнила христианский долг. Можно предположить, что для этого ей понадобилась изрядная доля мужества, потому что братоубийца, надругавшийся над телом убитого, вряд ли способен был проявить должное сыновнее почтение; правда, не исключено, что его в то время уже посещали покаянные мысли. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/svyatoy-vatslav/

В те времена вся Европа страдала от интриг, заговоров и междоусобиц, порождаемых жаждой власти. Известно, что рыба лучше ловится в мутной воде, поэтому завистники и честолюбцы де- Святой благоверный князь Вячеслав Чешский. Современная икона лали всё возможное для того, чтобы омрачить мирное правление Вячеслава. Начали с того, что попытались смутить его душу: поссорить с матерью, тем более что княгиня Драгомира оставалась язычницей, без всякой симпатии относилась к своей святой свекрови Людмиле и, по-видимому, была не очень довольна сугубо христианским образом жизни своего старшего сына. Но этот коварный план реализовать не удалось, — должно быть, потому, что Вацлав почитал свою мать, как это и подобает христианину. Тогда заговорщики совратили с пути истинного младшего брата князя, Болеслава, подговорив его убить брата и самому занять княжеский престол. И Болеслав соблазнился, и решился на страшное дело братоубийства. Его сугубый грех состоял в том, что для того, чтобы совершить убийство, он пригласил князя Вячеслава на освящение храма, а потом “дружески” уговорил задержаться ещё на день. Верные слуги предупреждали Вячеслава о том, что его брат участвует в злодейском заговоре. Но князь отказался в это поверить. Уже в самом этом отказе от того, чтобы омрачить свою душу подозрением и самому развязать братоубийственную распрю, можно усмотреть его святость. Утром 28 сентября 935 г. благоверный князь отправился в церковь на богослужение и был убит в дверях храма братом и его приспешниками. Тело князя разрубили на куски и бросили без погребения, но его мать, отыскав останки, положила их в дворцовой церкви 1 . Кровь мученика на церковном пороге никак не могли отмыть, а через три дня она исчезла сама. Можно думать, что новопреставленный святой предстательствовал перед Богом за своего злодея-брата, потому что Болеслав раскаялся и перенёс мощи святого Вячеслава в Прагу, где они были положены в соборе святого Вита (перенесение мощей празднуется 4 марта). Очевидно, его покаянию способствовало то, что в самый день убийства у него родился сын; в дальнейшем Болеслав дал обет посвятить его Богу.

http://pravmir.ru/svyatoy-vatslav/

Таким образом, и святой Вячеслав, и святой Борис приняли вольную смерть, не возжелав поднять руки на брата, хотя в силу своего положения имели для этого все возможности: истинный христианин, даже будучи воином, не будет убивать из личной самозащиты или мщения. Мч. Вячеслав, князь Чешский. Икона. ЦАК. Московская Духовная Академия Говоря непосредственно о ситуации, предшествующей мученической смерти святых Вячеслава и Бориса и Глеба, Георгий Федотов акцентирует внимание на поведении чешского святого, которое выразилось в оказанном им сопротивлении в момент его убийства. Но необходимо иметь в виду, что нападение на святого Вячеслава было совершено неожиданно для него по дороге в храм и с психической точки зрения его реакция вполне объяснима. Во времена средневековья обеспечение военной безопасности являлось одной из основных обязанностей государя, который зачастую воспитывался и действовал при необходимости как воин. Так, в молитве святому Вячеславу упоминается, что он «супостатов полки от отечества своего силою ратною и мудростию управительною отгнал». Если обратиться к житию другого святого страстотерпца – благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174, память 4 июля), то можно обнаружить подобную психическую реакцию храброго и умелого воина при неожиданном ночном нападении пьяной толпы убийц. Безоружный князь, вскочив, хотел схватить меч, но накануне ключник предательски похитил меч святого Бориса, постоянно висевший над постелью князя. В такой ситуации святой Андрей, и в старости обладавший мощной силой, успел ударом повергнуть на пол первого из нападавших 12 . Как отмечал святитель Лука (Войно-Ясенецкий) , со всей нервно-психической деятельностью нераздельно и теснейшим образом связана жизнь духа: «В духе отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты – все то, что происходит в нашем феноменальном сознании… Все множество старых образов сохраняется почти без изменений, хотя они исчезли из сознания» 13 . В рассматриваемых случаях защитные действия страстотерпцев можно охарактеризовать как движение, согласное с природой, а не вопреки ей, то есть они не являлись проявлением душевной страсти – гневом 14 . Акт воли имеет в виду желаемую цель, к которой ведет то, о чем можно советоваться для последующего принятия добровольного решения 15 . В момент нападения двигательные реакции святого Вячеслава не являлись вольными, в отличие от его поведения накануне при известии о готовящемся заговоре, но с учетом психической природы человека – адекватными: дать отпор нападавшему. В то же время по мере снижения динамики в развитии опасной ситуации происходит осмысление собственного положения и дальнейшего поведения: «И схватив его и повалив на землю, спросил: “Брат мой, какое зло я сделал тебе?”» 16 .

http://pravoslavie.ru/91539.html

Вопросом: «Брат мой, какое зло я сделал тебе?» – святой Вячеслав проявляет достойное страстотерпца беззлобие Именно в этом вопросе, заданном в условиях смертельной опасности, вместо которого воину следовало бы осуществить упреждающее действие на поражение противника, святой Вячеслав проявляет достойное страстотерпца беззлобие. Подобно Христу, Который показал апостолам, что происходившее во время Его ареста есть дело высочайшего Промышления, князь, будучи осведомлен о предательстве, не только не бежал, но пошел даже навстречу предателю. Он, подобно Христу, в час ареста старавшемуся вразумить Иуду, говоря: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого» (Лк. 22: 48), вопросом к брату-убийце пытался образумить того: «Не стыдно ли тебе предавать таким образом?» И, подобно Христу, Который не воспрещал Иуде предавать, допустил лобзание и Сам Себя добровольно предал в руки врагов 17 , святой Вячеслав являет пример непротивления: разделяет с братом-предателем трапезу накануне и не производит по своей воле никаких действий на поражение своих убийц. Святой благоверный князь Вячеслав Чешский В целом реакцию святого Вячеслава при нападении можно представить и как среднее между добровольным и невольным, что хотя неприятно и тягостно, но принимается «ради избежания большего зла» 18 . В этой связи, продолжая сравнение страданий святых Вячеслава и Бориса, а также святого Андрея Боголюбского, особенно важно иметь в виду, что Борис еще не имел великокняжеской власти, а только мог претендовать на нее, тогда как Вячеслав и Андрей уже были верховными властителями и несли ответственность за свою жизнь как начальники каждый в своем государстве: ибо «когда кормчий сделается добычей волн, когда светильник угаснет, когда вождь будет пленен, тогда какая уже надежда останется для подчиненных?» 19 . И действительно, по убиении святого Вячеслава злодеи стали избивать его дружину, грабить и изгонять всех тех, кого князь приютил в своем доме 20 . А после убийства святого Андрея жители Боголюбова разграбили княжеский дом, и много случилось бед: дома посадников и управителей пограбили, а самих их, и слуг, и стражей убили; грабители приходили грабить и из деревень; начались грабежи и в самом Владимире 21 .

http://pravoslavie.ru/91539.html

20 июня 2016 года, в день Святого Духа, стараниями благодетелей монастыря: Екатерины Викторовны Морозовой, Ирины Сергеевны Трушниковой, Юрия Юрьевича Зеленько и Натальи Васильевны Семенцовой с семьей, - святая обитель получила в дар иконы в иконостас и житийные иконы Небесных покровителей. Ко дню Святой Пасхи 2017 года в Неделю Ваий высокопреосвященнейшим Михаилом, архиепископом Пражским и Чешских земель духовник монастыря архимандрит Онуфрий/Томенюк/был награжден правом ношения второго креста с украшениями, а сестры обители - монахини Марионилла и Ангелина, и послушница Ольга - медалями Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. Современное состояние [ править править код ] При Святой обители действует Духовно-Нравственный Центр «РАДОСТЬ МОЯ» , в котором проводятся просветительские и познавательные занятия для детей и взрослых. На уроках юные прихожане знакомятся с основами христианской культуры и истории, православными традициями и обычаями, выполняют творческие обучающие задания, а также готовят и участвуют в театрализованных выступлениях и постановках. Воспитанники ДНЦ распределены по 3 возрастным группам: Параллельно с занятиями детских групп для взрослых проводятся духовные беседы со священником, на которых слушатели имеют возможность задать волнующие их вопросы. Беседы проводит духовник монастыря архимандрит Мефодий. Занятия проходят по воскресным дням после Божественной Литургии и совместной трапезы на бесплатной основе. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Вячеслав Чешский, благоверный князь - 17 марта (перенесение мощей), 11 октября Людмила Чешская, княгиня, мученица - 29 сентября Контакты [ править править код ] Pravoslavný monastýr sv.Václava a sv.Ludmily Адрес: Plzeská 51, 267 12 Lodnice u Berouna CzechRepublic Телефон: +420 776 447 331 ; 608 861 815 Церковная лавка: +420 731 914 022 , + 420 731 913 847 E-mail: info@pravmonastyr.cz Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: В обители совершаются ежедневные богослужения в соответствии с установленным распорядком.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Справедливо ли говорить, что подвиг страстотерпчества благоверного князя Вячеслава Чешского (память 4/17 марта, 28 сентября/11 октября), «оказавшего сопротивление» убийцам, несопоставим с подвигом «беззлобных» невинно убиенных Бориса и Глеба? И есть ли у страстотерпчества какие-то «критерии»? Святой благоверный князь Вячеслав Чешский В своей известной работе «Святые древней Руси» Георгий Федотов, повествуя о подвиге святых Бориса и Глеба († 24 июля 1015), отмечает, что трагедию их страстотерпчества может напомнить своей кончиной только святой Вячеслав Чешский († 28 сентября 935), убитый старшим братом 1 . Но, по мнению Г. Федотова, «назвать имя святого Вячеслава стоит лишь для того, чтобы подчеркнуть основное различие… Сама смерть его никак не может быть названа вольной. Когда брат бросается на него с мечом, он, как рыцарь, обезоруживает его и бросает на землю, и только подбежавшие заговорщики добивают его на пороге храма. Подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещеного русского народа» 2 . Здесь уместно вспомнить подвиг беззлобия и непротивления врагам, придающий особый характер страстотерпчеству , других святых правителей древности. Например, в 651 году святой страстотерпец Освин (память 20 августа), король Дейры (область в Англии), узнав о том, что его двоюродный брат, стремясь подчинить Дейру, объявил войну Освину, не пожелал проливать кровь своих подданных и удалился от власти, но был предательски убит 3 . Или в 1015 году святой страстотерпец Иоанн-Владимир (память 22 мая), король Сербский, уже просвещенный видением о своем мученическом конце, прибыл на встречу с болгарским царем – двоюродным братом своей жены 4 – и был убит им из желания самовластия 5 . Христианский подвиг непротивления не имеет национальных признаков Представленные примеры показывают, что христианский подвиг непротивления святых правителей древности не носит национальных признаков. Более чем два десятилетия спустя после выхода в свет книги «Святые древней Руси» (издана в 1931 году) святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, отмечал, что «как ни обширны были в России сведения о святых, просиявших вне ее, когда совершили великий исход русские из своего Отечества, оказалось, что вне Руси имеется еще множество святых в других странах, неведомых даже тщательным исследователям житий по имеющимся у них житиям и месяцесловам» 6 .

http://pravoslavie.ru/91539.html

Святой Вацлав Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 23 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 К 1075-летию со дня преставления святого благоверного князя Вячеслава Чешского Прага — один из красивейших городов Европы; некоторые утверждают даже, что самый красивый. Не счесть её достопримечательностей, невозможно выстроить их иерархию по исторической значимости, художественной ценности и т. д. Но если смотреть по степени популярности, то одно из самых любимых пражанами мест — это Вацлавская площадь, названная в честь святого благоверного князя Вячеслава (Вацлав — чешская форма его имени). Некоторое представление о её величине даёт то, что от одного конца до другого — перегон метро. Площадь поднимается кверху (Прага — город на холмах) и наверху завершается мощным фасадом Национального музея. А перед ним — памятник святому Вацлаву, излюбленное место встречи пражан. С него часто начинаются прогулки по историческому центру: “Встретимся у Вацлава и куда-нибудь пойдём”. А если спуститься от Вацлавской площади ко Влтаве, то на другом её берегу можно увидеть (точнее, нельзя не увидеть) Градчаны, пражский кремль, возвышающийся над городом. А над Градчанами возвышается собор святого Вита, называемый в народе Святовит, который соорудил святой Вячеслав, и облик его незабываем. В этот собор благоверный князь в своё время перенёс мощи святого мученика Вита, а затем здесь же упокоились и его мощи. Наверное, ни один из тех, кто приезжает в Прагу, не упустит возможности поклониться гробнице святого покровителя Чехии, — ведь не только его святые мощи, но даже его шлем, меч и панцирь почитаются как святыни. Чехи помнят и любят святого князя, и эта всеобщая любовь и почитание находят своё обоснование во многих чертах его личности и его жития. Князь Вячеслав Чешский взошёл на престол ещё Прага. Собор святого Вита юношей (ориентировочно датой его рождения считается 907 г., а на престол он взошёл в 924 г.). Невзирая на молодость, он отличался мудростью, справедливостью, добрым нравом и высокой образованностью: знал греческий и латынь, что вовсе не часто встречалось среди владетельных особ (наставником его был пресвитер Павел, ученик равноапостольного святителя Мефодия). Эти похвальные качества юного князя гармонически сочетались с глубоким благочестием, что неудивительно, потому что воспитывала его бабушка, святая мученица княгиня Людмила (до прославления новомучеников и исповедников Российских всех наших многочисленных Людмил крестили в её честь). Князь был миролюбив, предпочитал не военные устремления, а строительство и украшение храмов, придавал первенствующее значение делу христианского просвещения народа и сам подавал пример должной почтительности в отношении духовенства. Тогда среди чехов было ещё очень много язычников, а они продавали своих детей в рабство. Князь выкупал их и обеспечивал им христианское воспитание.

http://pravmir.ru/svyatoy-vatslav/

Людмила – людям милая. Святая с белым платком Беседа с писателем Константином Ковалевым-Случевским о знаменитой чешской святой Татьяна Медведева 29 сентября – день памяти святой Людмилы Чешской, которую называют покровительницей бабушек, воспитателей и учителей. Эта княгиня сделала очень много для христианского просвещения своего народа, а земной путь завершила мученической кончиной. Что-то очень созвучное есть в ее судьбе и для русского сердца: почитание святой Людмилы в нашей стране началось еще во времена Владимира, Крестителя Руси. Поздравляя всех Людмил с днем Ангела, мы предлагаем нашим читателям беседу с писателем Константином Ковалевым-Случевским, автором книги о чешской святой и ее внуке Вацлаве. Святая великая княгиня Людмила Чешская учит внука, святого Вацлава (Вячеслава). С картины Йозефа Матхаузера, конец XIX – начало XX вв. – Константин Петрович, что самое главное нужно знать о Людмиле Чешской? – Женщин такого масштаба и влияния, как эта правительница Богемии, в истории Средневековья не так много. Вместе с мужем Борживоем I она приняла святое крещение, занималась христианским просвещением чехов, которые жили в язычестве, строила храмы. После кончины супруга великая княгиня Людмила умело управляла государством. Образованная книжница, подвижница, прекрасная мать и бабушка. Она воспитывала своего внука – Вацлава – в христианских традициях. Можно отметить, что с ее судьбой была схожа судьба великой княгини Ольги – первой русской правительницы-христианки, которая была бабушкой князя Владимира, крестившего Русь. Внук святой Людмилы стал ее последователем и также был христианским правителем. При нем Чехия начала расцветать и крепнуть. Туристы, приезжая в Прагу, обязательно приходят на Вацлавскую площадь – там стоит знаменитая конная статуя великого князя Вацлава, он и сегодня считается небесным покровителем чешских земель. В нашей православной традиции мы называем его святой благоверный князь Вячеслав Чешский. – Святая Людмила погибла от руки невестки. В этом семейном сюжете есть особый трагизм и горечь предательства от самых близких людей…

http://pravoslavie.ru/156333.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Вячеслав Чешский, св. - житие Благоверный князь Вячеслав Чешский (память 4 марта и 28 сентября по старому стилю) Благоверный Вячеслав (он же Винчеслав или Вацлав), князь Чешский, был внуком святой княгини Людмилы, которая воспитала его в христианской вере. Получив прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован. Отец его, князь Ростислав (Вратислав) погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. Он управлял мудро и справедливо, заботясь о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, построил для них великолепный храм во имя святого Вита. Немецкое духовенство, преследовавшее раньше святителя Мефодия, противодействовало и святому Вячеславу и восстанавливало против него завистливых вельмож. Эти вельможи стали интриговать против Вячеслава и уговорили его младшего брата Болеслава занять престол. Чтобы избавиться от Вячеслава, Болеслав пригласил его на освящение храма. Вячеслав отказался верить слугам, которые предупреждали его о заговоре. Он пошел в храм к утрене, и на пороге храма был убит своим братом и его друзьями. Это произошло в 935 году. Изрубленное тело святого Вячеслава несколько дней лежало без погребения, отчего народ негодовал и волновался. Мать, узнав об убиении Вячеслава, похоронила его тело в церкви при княжеском дворе. Кровь, пролитую в церковных дверях, долго не могли отмыть. Болеслав, став правителем, занялся искоренением Православия в Чехии и насаждением католичества. Он настаивал на служении литургии только на латинском языке. Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученица, братоубийца, по-видимому, раскаялся и перенес его мощи в Прагу, похоронил их в церкви святого Вита. Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Вячеслав Чешский, св. " .

http://pravicon.com/info-2012

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010