Преподобный Арсений Коневский родился в Новгороде Великом. Он был ремесленником, ковцом по меди. В 1373 году поступил в Новгородский Лисицкий монастырь, где принял монашество с именем Арсений. Одиннадцать лет прожил молодой инок в обители, проходя различные послушания. Стремясь к еще более высоким духовным подвигам, преподобный Арсений ушел на Святую Гору Афон. В одном из афонских монастырей он провел 3 года, занимаясь изготовлением посуды из меди для афонских монахов; много времени преподобный Арсений посвящал молитве. Когда настало время возвращения на Русь, игумен Иоанн благословил его иконой Пресвятой Богородицы, впоследствии получившей наименование Коневской, и передал подвижнику общежительный устав. Дальнейший подвиг преподобный Арсений проходил на Валааме. Часто взывал инок ко Господу, молитвенно просил он указать место для устроения новой обители. И вот однажды, когда он находился в море, случившаяся буря принесла его к острову Коневец, что на Ладожском озере. Здесь по Промыслу Божшо преподобный Арсений поставил Крест доставшись для подвигов, построил часовню в 1393 году. После пятилетнего подвига в скиту преподобный Арсений преобразовал его в 1398 году по благословению Новгородского архиепископа Иоанна (1389–1415) в общежительный монастырь, где построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Впоследствии, при архиепископе Симеоне (1416–1421), угодник Божий вновь посетил Святую Гору Афон, где испросил молитв и благословения для своей обители. Оставшиеся без игумена братия монастыря стали претерпевать различные лишения и хотели разойтись. Но живший неподалеку старец Иоанн постоянно молился о них на вершине острова. Матерь Божия явилась ему в сонном видении и утешила: «Скажи сетующим братиям, что Арсений скоро доставит им всякое продовольствие». Действительно, преподобный Арсений скоро возвратился и привез все необходимое. В 1421 году после разлива Ладожского озера братия вынуждены были перейти на новое место на том же острове. Под мудрым руководством преподобного Арсения обитель вновь духовно процвела. Новгородские архиереи не оставляли иноков обители без своей помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но Греки в этот раз были разбиты наголову; суда их (числом до 24-х) сожжены, полководец Мономахов был убит и с ним много людей и Владимир возвратился в Киев с богатою добычею и со множеством пленных. Таковы были воинские доблести благоверного князя Владимира. Но он не менее известен и по доблестям христианским. В Киеве Владимиру весьма понравился тамошний великолепный храм Софии-премудрости Божией, а потому он пожелал создать таковый же храм и в Новгороде. Для скорейшего же удовлетворения своему желанию, он немедленно вызвал строителей и художников из Царьграда и приступил к сооружению храма, подобно Киевскому, который был построен по образцу Византийского храма Юстинианова. В этом благочестивом занятии весьма много и усердно помогали князю – мать его благоверная княгиня Анна и блаженный епископ Лука. При их общем содействии и наблюдении подобный во всем Киевскому Новгородский Софийский собор сооружался только семь лет; так что, основанный в 1045 году, он был торжественно освящен 14-го сентября 1052 года. При любви и усердии к храму Божьему, князь Владимир был преисполнен и другими христианскими добродетелями, в особенности же набожностью и благочестием, почему и причтен был церковью к лику святых сразу по кончине своей, которая последовала 4-го октября 1052 года, – через три недели по освящении созданного им храма св. Софии-Премудрости Божией. По выражению св. церкви, благоверный князь Владимир, живший на земле 32 года и княживший в Новгороде 18-ть лет, был Божественный сосуд избран Богови и, в недолгие дни своей земной жизни, под руководством благочестивой матери, успел «и сласти страстные от души отгнать и Троице селением столь чистым быть», что благодатная жизнь духа открылась в нетлении тела, и оставить по себе вечный памятник благочестия в сооружении св. храма, который существует и доныне. Нетленные мощи св. благоверного князя Владимира Ярославича открыто почивают в богатой раке, сделанной из серебра, в коем весу 4 пуда 28 фунтов и 7 золотников. Рака же помещается в арке стены, отделяющей алтарь придела во имя сего князя от главного храма св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Приход преподобной Анны Новгородской (Тронхейм) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Приход преподобной Анны Новгородской не имеет собственного православного храма, поэтому местом совершения богослужений с декабря 2008 года является церковь Bakke kirke, расположенная в центре города. Содержание История [ править править код ] Приход преподобной княгини Анны Новгородской с центром в Тронхейме был образован как самостоятельное юридическое лицо 28 сентября 2014 года путем выделения его из состава прихода святой равноапостольной княгини Ольги в Осло для объединения чад Русской Православной Церкви в Центральной и Северной Норвегии в структурное подразделение Церкви. Между тем, православные богослужения проводятся в Тронхейме еще с 1997 года. С 2007 года в городе постоянно проживает священник Русской Православной Церкви. Современное состояние [ править править код ] В Тронхейме регулярные богослужения на церковно-славянском языке совершаются несколько раз в месяц. Приход не имеет собственного православного храма, поэтому местом совершения богослужений с декабря 2008 года является церковь Bakke kirke, расположенная в центре города. Кроме того, приходской священник, проживающий в Тронхейме, окормляет целый ряд общин в других городах Центральной и Северной Норвегии. В область пастырской ответственности прихода входят губернии Sør-Trøndelag, Nord-Trøndelag, Sogn og Fjordane, Møre og Romsdal, Nordland, Troms и Finnmark. Престольные праздники [ править править код ] Анна Новгородская, благоверная княгиня — 23 февраля Как добраться [ править править код ] Адрес: 7036 Trondheim, Sollia 27 Телефон: (+47) 73 93 26 21 , (+47) 911 82 847 Электронная почта: aleksandr@ortodoks.no Паломнику [ править править код ] В приходе святой преподобной княгини Анны Новгородской регулярно совершаются богослужения. Однако в силу того, что приходской священник окормляет около 10 других общин в Центральной и Северной Норвегии, Литургия в Тронхейме совершается, по крайней мере, два-три раза в месяц, чаще по субботам (а также — в отдельные воскресенья и в дни великих церковных праздников). Кроме того, периодически проводятся занятия в воскресной школе для детей и катехизаторские беседы. Язык богослужений: церковно-славянский и норвежский. При совершении общеправославных богослужений с участием духовенства и прихожан других православных общин используются также греческий, сербский, румынский и другие языки. Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма . По окончании богослужений в храме проходят общие чаепития, а также в храме проводятся катехизаторские и другие беседы со священником. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Приход_преподо...

Иоанно-Предтечевский с Завеличья 2 го класса Девичий Монастырь Псковской Епархии, называемый так по Соборному Храму, находится в предместье города Пскова, именуемом Завеличье, т.е. за рекой Великой, на левом берегу оной. О начале сего Монастыря в летописях нигде не упоминается; а только в надписи на черной доске золотыми буквами изображенной и повешенной при гробе здесь погребенной Княгини Ефросиньи, в монашестве Евпраксии, супруги бывшего Псковского Князя Ярослава Владимировича (княжившего в Пскове в 1214 году, потом ушедшего к Лифляндским Рыцарям), между прочим сказано, что Храм сей Святого Иоанна Предтечи создала она Благоверная, Княгиня Евпраксия, тетка Благоверному Князю Доманту: но в котором году, неизвестно. А в древнем Новгородском Летописце по московскому изданию 1781 года, под годом 6751 (1243) находится следующее сказание: «тогоже месяца (Маия) в 13 день на память Св. мученика Александра явися знамение, в Плскове у Святого Иоанна в Монастыри от иконы Святого Спаса над гробом Княгинином Ярославлею Володимировича, юже уби свой пасынок в Медвежи голове (в Лифляндском городе Одемпе); иде миро от иконы по 12 дней, найде четыре вощаницы яко в склянницу, и привезоша в Новгород две на благословление, а в Плскове оставиша две собе.» Сие же сказание значится и на древней каменной резными буквами доске, вделанной в стене придельной Церкви Святого Иоанна Предтечи, и в надписи на древнем медном подсвечнике на гробе Евпраксии вкладом поставленном старицей монахиней Неонилой, и на вышеупомянутой черной доске, при гробе Княгинином висящей. Существующая доныне в монастыре Церковь во имя Иоанна Предтечи с приделом Св. Апостола Андрея очевидно самой старой Архитектуры, и может быть первоначальная 13 века. Она складена из земляной, известковой, крепкой, тесаной плиты с перемешкою четвероугольных кирпичей такой глины, обжига и цвета, каких ни в одной Псковской церкви не замечено, и какие видны только в Голландских и Аглинских, каменным углем обжигаемых кирпичах; а потому вероятно, что и сии кирпичи привезены из заграничных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Собор во имя Рождества Иоанна Предтечи (Псков) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор во имя Рождества Иоанна Предтечи — единственный в Пскове памятник архитектуры, сооруженный в традициях Новгородского зодчества XII века, один из первых каменных храмов средневекового Пскова; является подворьем Крыпецкого монастыря. Содержание История [ править править код ] Иоанно-Предтеченский девичий монастырь был основан в 1240 году княгиней Ефросиньей Рогволдовной — теткой известного псковского князя Довмонта. Под именем Евпраксиньи она стала первой игуменьей монастыря; погребена здесь же, в Иоанновском соборе, который с того времени стал усыпальницей псковских княгинь, (а много позднее, в XIX в., и губернаторов города). В 1921 г. монастырь был закрыт. Богослужения возобновились через 70 лет, в 1991 году. Реставрации: 1948-1949 гг. (архитектор П. Н. Максимов), 1978-1991 гг. (С. П. Михайлов, открывший фрагменты живописи 12 века). В архитектурном отношении собор уникален: это единственный базиликальный, трехнефный, трехапсидный храм в Пскове, относящийся, как и мирожский, к древним, домонгольским временам. Позакомарное покрытие, три главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую домонгольскую школу (псковские — двухпролетная звонница и притвор — появились позднее). В интерьере — также редкие для псковской традиции - 6 столпов и пониженные подпружные арки. В декоре используется аркатурный пояс на барабане; загадочны круглые (!) окна в восточной части четверика — таинственные иллюминаторы на этом древнем корабле веры. Он построен с небольшим отступом от берега реки Великой, против впадения в неё Псковы. По преданию монастырь основан около 1240 года местно - чтимою княгиней Ефросиньей, в иночестве Евпраксией. Благоверная княгиня, дочь полоцкого князя Рогволда Борисовича и тётка князя Довмонта, была в супружестве за князем — авантюристом Ярославом Владимировичем, который являлся сыном Псковского князя Владимира Мстиславовича. Ефросинья была отвергнута злым супругом, который то воевал против немцев, то дружил с ними, наконец ушёл к рыцарям и там женился на Лифляндке. Жизнь её была трагической, видимо не от большого счастья она постриглась в монахини, построив во Пскове Ивановскую обитель она стала и первой его настоятельницей.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_во_имя_Р...

В пятом ряду – на правой стороне: преподобные Макарий и племянник его Паисий Угличский; преподобные Антоний Краснохолмский и Нектарий Бежецкий; на левой стороне: преподобные Савва Вишерской, Ефрем Перекомский (Перекопский), Савва и Варсонофий Саввинские. В верхнем (шестом) ряду – на правой стороне: преподобные Арсений Новгородский, Корнилий Комельский, Савватий и Евфросин Савватьевские и Трифон Печенгской (просветитель лопарей); на левой: пр. Нил Столобенской Чудотворец, пр. Максим Грек, Антоний Леохновский, блаженный Константин Новоторжский и пр. Иосиф Волоколамский. В сонме святых Тверских на иконе их собора довольно святых не принадлежащих, по-видимому, к Тверской епархии, в нынешнем её составе. К Твери и Тверской губернии, прежде всего, должны быть отнесены святые уже прославленные и канонизованные и только местно чтимые: 1) в Твери: св. Благоверный князь Михаил Ярославич и его мать Великая княгиня Ксения. Мощи первого из них открыто почивают в Тверском кафедральном Спасо-Преображенском соборе, а вторая (Ксения) была погребена в бывшем в Твери Софийском женском монастыре, которого ныне и следов не осталось, но предполагают, что эта обитель существовала на берегу Волги на соборной площади. – Симеон 1-й, епископ Тверской; он был погребён во Введенском правом приделе Спасо-Преображенского кафедрального собора. – Феодор 2-й, Епископ Тверской, скончался на покое в Отроче монастыре в Твери, но тело его было погребено во Введенском же приделе кафедрального собора. – Вероятно, в этом же приделе было погребено тело убитого тушинцами Тверского святителя Феоктиста, (перенесённое в Тверь с места его кончины). 2) В Тверском уезде находятся – в Успенском Желтикове мужском монастыре мощи святителя Арсения 1-го, основателя обители (мощи его открыто почивают) и Акакия, Епископа Тверского (тело его погребено в Успенском соборе Желтикова монастыря). В селе Савватьевском (в 15 вёрстах от Твери) под спудом почивают мощи Савватия, основателя Сретенского Савватьевского монастыря и его ученика Евфросина. (Ныне монастырский храм обращён в приходскую церковь с. Савватьева). На месте погребения пр. Савватия доныне в церкви сохраняется гробница его; место же погребения пр. Евфросина неизвестно. В селе Саввине, в 20 вёрстах от Твери – в бывшем, ныне упразднённом, монастыре, подвизались два брата – пр. Савва и Варсонофий по местному преданию, они были погребены в своей обители; в приходской церкви с. Саввина устроен придел в честь пр. Саввы Освященного, тезоименитого основателю Саввинского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Фeoдocuя (Евфросиния) Новгородская, св. Описания иконы Феодосия (Евфросиния) Новгородская, св. - житие Сведения о княгине Феодосии (в иночестве Евфросинии) Память ее празднуется месяца мая в 4-й день (по другим сведениям - 5 мая). Ростислава, в святом крещении Феодосия, дочь Мстислава Удалого, супруга великого князя Ярослава Всеволодовича, мать девяти сыновей, в числе которых были двое святых – Феодор и Александр Невский, в конце жизни постриглась под именем Евфросинии и скончалась 4 мая 1244 г. В Новгородском Юрьевом монастыре у южной стены собора, вровень с правым клиросом находится гробница, на которой положена плита из белого мрамора с надписью: «Лета 1244 мая 5-го в Великом Новгороде почи о Господе блаженная великая княгиня Феодосия, честнейшая супружница великого князя Ярослава Всеволодовича, с ним же благоговейно пожи и богоугоди, от него породи святых благоверных князей Феодора и Александра Невскаго и иных седмь сынов, и на конец жития иноческий образ восприимши, в нем же дано бысть ей имя Евфросиния; положена же бысть в обители святого Георгия подле сына своего, святог[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-3092

Ублажаем тя,/преподобная мати, великая княгине Анно,/и чтим святую память твою,/наставнице инокиням//и собеседнице Ангелом. Анне Новгородской, блгв. кн., глас 1 От запада возсиявши, яко звезда небосветлая,/прияти Православную веру сподобилася еси,/в нейже плод благославный Русской земле принесши,/святая благоверная княгине Анно,/Христа всем сердцем возлюбила еси,/Того оправдания и законы хранящи;/темже днесь всесвятую твою память празднующе,//грехов оставление молитвами твоими приемлем. Перевод: На западе воссияв, как звезда небесная, ты удостоилась принять Православную веру, в ней же плод благословенный Русской земле принесла, святая благоверная княгиня Анна, Христа всем сердцем возлюбила ты, Его заповеди и законы храня, потому сегодня пресвятую твою память празднуя, грехов прощение по твоим молитвам получаем. Борису и Глебу, во св. Крещении Роману и Давиду, блгвв. кнн., страстотерпцам, глас 4 Мученическою кровию порфиру окропивше светло,/украшени предстоите, страдальцы славнии, Царю Безсмертному,/и, венцы славы от Него приимше,/молитеся стране нашей подати на враги одоление//и душам нашим велию милость. Перевод: Ярко окропив свои (княжеские) мантии мученической кровью, украшенные предстоите, мученики прославляемые, Бессмертному Царю и, приняв от Него венцы славы, молитесь о даровании стране нашей победы над врагами и душам нашим великой милости. Ин тропарь, на перенесение мощей, глас 4 Днесь церковная расширяются недра,/приемлющи богатство Божия благодати,/веселятся русстии собори,/видяще преславная чудеса,/яже творите приходящим к вам верою,/святии чудотворцы Борисе и Глеб е,//молите Христа Бога, да спасет души наша. Перевод: Сегодня расширяются церковные недра, принимая богатство Божией благодати, радуются русские, собравшись, видя удивительные чудеса, которые вы творите для всех, приходящих к вам с верой, святые чудотворцы Борис и Глеб, молите Христа Бога, да спасет наши души.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010