Летописи вообще скупы на похвалы этому князю, но одна из них говорит, что он «положи душу свою за други своя и за землю Русскую», а рукописные святцы причисляют его к лику святых. Ярослав Всеволодович, в святом крещении Федор, был женат дважды: 1) на дочери Юрия Кончаковича, князя половецкого, неизвестной по имени; 2) на Федосьи (в иночестве Ефросиний), дочери Мстислава Удалого. Почти все летописи одинаково о ней говорят: «преставися княгыни Ярославляя, постригшися у святого Георгия в монастыри, ту же и положена бысть, сторонь сына своего Федора, месяца майа в 5, на память святые Ирины, наречено бысть имя ей Ефросинья». В новгородском Юрьевском монастыре в надгробной надписи значится: «Лета 6749 (вместо 6752) маиа в 4, в Великом Новегороде почи Феодосия, супружница великого князя Ярослава Всеволодовича». Между тем Карамзину было доставлено владимирским губернатором описание владимирских княжеских гробов, по которому Федосья с сыном Федором покоятся во владимирской Георгиевской церкви. Действительно, в Георгиевской церкви во Владимире, построеной Юрием Долгоруким в 1152 году (с 1153 года при этой церкви был женский монастырь, неизвестно когда упраздненный) есть две гробницы: одна на правой стороне, другая – на левой. На первой гробнице надпись: «На сем месте положены мощи Благоверного великого князя Федора Ярославича, сына великия княгини Феодосии, и брата святого Благоверного великого князя Александра Невского». На второй гробнице: «Сия Боголюбивая великая княгиня Феодосия, дщерь Галичского князя Мстислава Мстиславича, честнейшая супружница Благоверного великого князя Ярослава Всеволодовича Владимирского, с ним же благоговейно и благоугодно поживе и 9 сынов породи: Феодара, Александра, Андрея, Константина, Афанасия, Даниила, Михаила, Ярослава, Василия, да дщери две: Евдокию и Иулианию, на конец жития своего монашеский образ на ся восприя, в нем же и преименовася Евфросиния; преставися в Великом Новегороде, честное же тело ея положено в преименитом граде Владимире, в пресловущей обители святого Великомученика Георгия об едину сторону сына ее, Благоверного великого князя Феодора на сем месте; супруг же ее Благоверный великий князь Ярослав Всеволодович Владимирский нуждно преставися в иноплеменных землях в хановой орде в 6754 (1246) году месяца сентября в 30 день, честное же тело его положено бысть в преименитом граде Владимире в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы Владимирские златоверхия на южной стороне в приделе святого Великомученика Георгия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой благоверный князь Всеволод Святой благоверный князь Всеволод , в Крещении Гавриил, Псковский, внук Владимира Мономаха, родился и почти всю жизнь прожил в Новгороде, где в 1088-1093 и 1095-1117 годах княжил его отец, святой благоверный князь Мстислав-Феодор Великий († 15 апреля 1132). В 1117 году, когда великий князь Владимир Мономах дал в удел Мстиславу Белгород Киевский, фактически сделав его своим соправителем, молодой Всеволод остался наместником отца на Новгородском княжении. Много доброго сделал святой князь Всеволод для Новгорода. Со святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским (память 8 апреля), он воздвиг множество храмов, среди которых - собор великомученика Георгия в Юрьевском монастыре и храм святого Иоанна Предтечи на Опоках, построенный в честь Ангела его сына-первенца Иоанна, умершего в младенчестве († 1128). В Уставе князь даровал льготные грамоты собору Святой Софии и другим церквам. В страшный голод, спасая людей от гибели, он истратил всю казну. Князь Всеволод был доблестным воином, победоносно ходил на ямь (в 1123) и на чудь, но никогда не брался за меч ради корысти и власти. В 1132 году, по смерти святого великого князя Мстислава, Киевский князь Ярополк Владимирович, дядя Всеволода, следуя завещанию брата, перевел Всеволода в Переяслав Южный, считавшийся старшим после Киева городом. Но младшие сыновья Мономаха - Юрий Долгорукий и Андрей Добрый, опасаясь, что Ярополк сделает Всеволода своим наследником, выступили против племянника. Не желая междоусобиц, святой князь вернулся в Новгород, но его приняли с неудовольствием. Новгородцы считали, что князь был " вскормлен " ими и не должен был уходить от них. " Ходил Всеволод в Русь, в Переяслав, - отметил новгородский летописец, - а целовал крест новгородцам, сказав, " хочу у вас умереть " " . Стремясь восстановить добрые отношения с новгородцами, князь в 1133 году предпринял новый победоносный поход на чудь и присоединил к новгородским владениям Юрьев. Но тяжелый зимний поход 1135-1136 годов на Суздаль окончился неудачей. Своевольные новгородцы не вразумились Божиим наказанием и не могли простить поражения своему князю. Вече решило призвать князя из враждебного Мономаховичам рода Ольговичей, а святого Всеволода осудило на изгнание: " изгнание претерпел еси от своих " , - поется в тропаре святому. Полтора месяца князя с семьей, как преступника, держали под стражей на архиерейском дворе, а когда прибыл князь Святослав Ольгович, " пустиша из города " . Всеволод вновь ушел в Киев, и дядя Ярополк дал ему в держание Вышгородскую волость под Киевом, где в Х веке, в годы правления своего сына Святослава, жила святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга (память 11 июля).

http://patriarchia.ru/db/text/909180.htm...

На новую стезю идти, широкую и гладкую, Стезю покоя Церкви. Зовешь ты нас на пажить тучную, Где вместе (будто бы) пасутся И атеист, и Церкви сын, Где в дружеском объятии слились бы Христа противник и христианин, Где в высшем надхристианском безразличии Объединились бы чудесно и Небо, и земля, и ад. Зовешь на жизнь привольную в почете, уважении Для пастырей, но для Христа ли? Услышь же ты наш голос из подполья, Наш голос слабый, но правдивый... В этом огромном русском подполье, столь чуждом душою связанной с большевиками официальной Церкви, находятся свыше двухсот иерархов, во главе с Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Петром, – терпящие гонения от врагов Христовых, и множество иноков, иереев, мирян, Господу Богу отдавших свои упования. И твердо уповаем, что, по вере этих лучших людей, Спаситель смилостивится над нашей несчастной Россией и, как бывало не раз за тысячелетнюю ее историю, – выведет снова ее из погибели и мрака. И воскреснет вновь стародавняя Святая Русь, в страданиях излечившаяся от всех своих хворостей, и станет вновь великой и могучей. Да будет на сие воля Божия! Святые благоверные российские князья и княгини Великий Князь Александр (в схиме Алексий) Ярославович Невский, † 1263 23 ноября и 30 августа; Великая Княгиня Анна (в иночестве София) Кашинская, дочь Князя Димитрия Борисовича Ростовского, жена Святого Великого Князя Михаила Тверского. † 1337 12 июня; 21 Великий Князь Андрей Юрьевич Боголюбский. † 1175 (убит) 4 июля; Князь Андрей Смоленский (Жил в царствование Uoahha III . Обретение мощей в 1540 г.) 27 октября; Князь Андрей (в иночестве Иоасаф) Вологодский, сын князя Димитрия Васильевича Заозерского (из князей Ярославских). † 1453 10 сентября; Князь Борис (во крещении Роман) Владимирович Ростовский. † 1015 (убит) 24 июня и 2 мая; Князь Борис Юрьевич Белгородский, сын Великого Князя Юрия Владимировича Долгорукого. † 1159; Княгиня Васса (в иночестве Феодора) Новгородская, игумения Зачатьевского на Волге монастыря, дочь боярина Ивана Киясавского, супруга князя Андрея Константиновича Суздальского и Нижегородского. † 1378 16 апреля;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феодосия (Евфросиния) Новгородская, св. - житие Сведения о княгине Феодосии (в иночестве Евфросинии) Память ее празднуется месяца мая в 4-й день (по другим сведениям - 5 мая). Ростислава, в святом крещении Феодосия, дочь Мстислава Удалого, супруга великого князя Ярослава Всеволодовича, мать девяти сыновей, в числе которых были двое святых – Феодор и Александр Невский, в конце жизни постриглась под именем Евфросинии и скончалась 4 мая 1244 г. В Новгородском Юрьевом монастыре у южной стены собора, вровень с правым клиросом находится гробница, на которой положена плита из белого мрамора с надписью: «Лета 1244 мая 5-го в Великом Новгороде почи о Господе блаженная великая княгиня Феодосия, честнейшая супружница великого князя Ярослава Всеволодовича, с ним же благоговейно пожи и богоугоди, от него породи святых благоверных князей Феодора и Александра Невскаго и иных седмь сынов, и на конец жития иноческий образ восприимши, в нем же дано бысть ей имя Евфросиния; положена же бысть в обители святого Георгия подле сына своего, святого благовернаго князя Феодора, на сем месте в каменном гробе». Тропарь, глас 4 Измлада явилася еси, Богомудре княгине Феодосие, Божественный сосуд, избран Богови, благочестием воспитана, веру непорочну соблюла еси. Тем же предстоя Святей Троице, молися стране Российстей сохраненной быти и всем нам спастися. --- Герман, архимандрит. Блаженная Великая княгиня Феодосия, во иночестве Евфросиния//Журнал «Духовная беседа». 1866. 27. 2 июля. В соборном храме Новогородского Юрьева монастыря, на правом клиросе внимательный посетитель заметит скромный памятник, под которым покоятся останки блаженной княгини Феодосии, во иночестве Евфросинии. Имя ее, может быть, не многим известно, но оно должно быть дорого для всякого православного русского. Это имя матери святого благоверного великого князя Александра Невёского, мощного пред Богом предстателя за державу Российскую; это имя матери и другого угодника Божия - святого благоверного князя Феодора. Это имя бабки святого князя Даниила Московского, который, наследовав добродетели отца своего, святого великого князя Александра Невского, положил основание могуществу Москвы и, небесным покровительством распространившейся от нее, славной державы Российской. Столько-то священных и великих имен и воспоминаний соединяется с именем благоверной княгини Феодосии! Скажем о ней, что можем, что знаем, хотя знаем очень не много.

http://pravicon.com/info-3553

В зачине сказано о прежней преемственности Великокняжеского и Царского наследия: «О Beлukiй Отецъ нашъ и Богомолецъ, Npecbяmeшiй Iebъ Nampiapxъ Mockobckiй и всеа Pyciu! Блaroboлehieмъ всесилнаго въ Троицы славимаго Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, и Пречистая Богородицы, kpenkiя xpucmiяhьckiя Заступницы, и Великихъ Чудотворцовъ Петра и Алексея и Iohы и всехъ Святыхъ, отъ прародителей Великихъ Князей старина, ихъ и до сехъ место: Beлukie Князи сыномъ своимъ давали Великое Княженьство; и блаженныя памяти благочестивый Государь Царь и Beлukiй Князь Иванъ Васильевичъ всеа Pyciu Самодержецъ, сына своего еодора Ивановича благословилъ на Царьство и на Великое Княженьство Владимерское, и Московское, и Новгородское, и всея Beлukiя Pociu, и благочестивый Государь Царь и Beлukiй Князь еодоръ Ивановичъ, всея Pyciu Самодержецъ, по отца своего блarocлobehiю и по nobeлehiю помазался и венчался темъ Царскимъ Венцем на Государьство всея Beлukiя Pociu»(265). Перед смертью Царь Феодор приказал Царице Ирине оставить земное Царство и принять ангельский иноческий чин, а Святейшему Патриарху Иову и всему Освященному Собору «и боляромъ своимъ, и всемъ православным xpucmiahoмъ всея Beлukiя Pociя, избрати на царьство и на великое княжество Bлaдuмipckoe, и Московское, и Новгородское, и всея Beлukiя Pociu, кого Богъ благоволитъ; а Государыни Благоверная Царица и Великая Княгиня Ирина, обещався Богу въ ahreльckiй чинъ одеятися, тебе, Отцу своему и Богомолцу, и всему Освященному Собору, и боляромъ, и всемъ православным xpucmiahoмъ всея Beлukiя Pociu, приказывала и говорила тожъ избрати на Царьство и на Великое Княженьство Владимерское, и Московское, и Новгородское, и всея Beлukiя Pociu, о ком вамъ Богъ благоволитъ. И по Бoжiuмъ неизреченным судбамъ и по велицей Его милости, избралъ ты Cbяmeйшiй Iebъ Napiapxъ, и Митрополиты, и Apxienuckonы, и Епископы, и весь Освященный соборъ, и боляре, и все православные xpucmiahe на cie Великое Государьство и на Царьство и на Великое Княженьство Bлaдuмipckoe, и Московское, и Новгородское и всея Beлukiя Pociu, меня Бориса: и били челомъ великой Государыне» и так далее о челобитье Царице Ирине и правителю Б.Ф.Годунову, и без подробностей сказано, что Царица-Инокиня Александра «благословила и повелела быти Царемъ...»(266).

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/03/...

Святые правители Сейчас расскажем о трех святых северных земель, которые входят в число самых выдающихся представителей королевских и княжеских родов того времени и являются одними из ярчайших примеров православных святых правителей земель северной Европы за их историю. Святой Олаф Шведский, или Олаф Шётконунг (Olof Skötkonung), которого не следует путать с королем Норвегии Олафом Трюггвасоном и со святым королем Олафом Харальдссоном, был первым королем Швеции, принявшим христианство. Он является ключевой фигурой в истории страны того периода и важной частью ее духовного наследия. Различные политические союзы, походы, сражения и прочие события его жизни до обращения в веру не представляют духовного интереса, поэтому мы их не будем касаться в данной статье. Примечательно, что именно он пригласил святителя Зигфрида и попросил его вновь просветить эти земли. Впоследствии святитель Зигфрид его крестил. Святой Олаф Шведский проявил себя как ревностный христианин и оставался предан своей новой вере до конца жизни. Он хотел разрушить главное языческое капище в Упсале (Uppsala), но идолопоклонники все еще были слишком многочисленными и сильными и не позволяли ему осуществить свое желание. Поэтому король был вынужден применить более мягкий подход в деле обращения своего народа. Однако его усилия по христианизации Швеции постоянно сталкивались с мощным сопротивлением язычников. В итоге святой Олаф принял мученическую кончину в Стокгольме в 1022-м году. Дочь мученика Олафа, преподобная Анна Новгородская, является одной из замечательных фигур, связывающих Православную Церковь Запада с Церковью Востока, напоминая нам о нашем общем наследии. Благоверная княгиня, прп. Анна (Ингегерда) Новгородская Преподобная Анна при рождении получила имя Ингегерда. Вместе со своим отцом, его семьей и дружиной она приняла православное Крещение в местечке Хусаби – их крестил святитель Зигфрид. В 1019-м году принцесса Ингегерда (получившая в Крещении имя Ирина) была выдана замуж за святого благоверного князя Ярослава Мудрого (†1054). Таким образом, она стала Великой княгиней Киевской. Будучи высокообразованной, весьма начитанной (в частности, знала скандинавские саги) и обладая от природы многими другими талантами, Ирина стала верной помощницей своему мужу в государственных делах. Она оказала большое влияние на добрые отношения Киевской Руси со странами Северной Европы, с ее родной землей. Праведная княгиня также приютила изгнанных из Англии королевичей Эдуарда и Эдмунда Этелингов, сыновей короля Эдмунда Железнобокого (Edmund Ironside), после восшествия на престол датчанина Кнуда Великого (Canute) [позднее оба королевича переехали в Венгрию, а Эдуард перед самой смертью вернулся в Англию – примеч. перев.], что еще раз говорит о тесных связях между Востоком и Западом в ту эпоху.

http://pravoslavie.ru/156392.html

Преподобный Лонгин преставился 10 февраля 1540 года. Он пожелал, чтобы тело его было погребено у подножия церковной лестницы, чтобы приходящие в церковь попирали прах его. Братия не посмела ослушаться завещания старца. В 1557 году, когда тяжело заболел устюжский воевода князь Владимир, ему во сне явился старец и сказал, где лежит и куда следует перенести тело основателя Коряжемского монастыря. Никогда не бывавший прежде в том монастыре, князь Владимир поехал туда и безошибочно, по словам старца, явившегося ему во сне, нашел место погребения преподобного Лонгина. Тело святого было перенесено к северной стороне церкви, после чего устюжский воевода стал здоров. Много других исцелений было совершено преподобным Лонгином. В XVII веке Вятский епископ Александр составил службу святому. В 1665 году при перестройке церкви гроб преподобного Лонгина оказался внутри ее. Над ним была устроена гробница, украшенная позолоченной резьбой, покрытая пеленою с вышитым на ней изображением преподобного и сказанием о перенесении его мощей. Память преподобного Лонгина чтится также 16 октября. Святыя благоверныя великия княгини Анны Новгородския Тропарь, глас 1: От запада возсиявши, яко звезда небосветлая,/прияти Православную веру сподобилася еси,/в нейже плод благославный Русской земле принесши,/святая благоверная княгине Анно,/Христа всем сердцем возлюбила еси,/Того оправдания и законы хранящи;/темже днесь всесвятую твою память празднующе,/грехов оставление молитвами твоими приемлем. Кондак, глас 4: Днесь в светлой памяти твоей/Великий Новград веселится,/созывая всех верных светло праздновати память твою,/и мы ныне, духовно ликовствующе,/радостно славим тя и молим:/святая благоверная княгине Анно,/предстоя Святей Троице/моли избавити Великий Новград и всю землю Русскую/от всяких бед и обстояний и всем нам спастися. Святая благоверная великая княгиня Анна Новгородская (†1051) Была старшей дочерью мудрого шведского короля Олафа Скетктунга, прозванного «всехристианнейшим королем» за огромные услуги, оказанные им христианству в его стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Великия Новгородской соборной и апостольской церкви чудотворцев, в приделе св. Богоотец Иоакима и Анны, чудотворец Никита, епископ Новгородский, мощи ево положены в раце древне нетленны и всем видимы, а под спудом были мощи его, по преставлении У. И. лет (т. е. 450 л.), обрелись по видению, при державе блаженныя памяти царя Ивана Васильевича всея Руси и прославил Бог своего угодника Никиту епископа многими чудесы: разслабленным стягновение, слепым видение, хромым хождение и на враги побеждение дарует и при животе своем милостиею своего граду запаление угоси и празднуют ему чудотворцу в Нове городе три ж дни – на преставление – Генваря в 30, на обретение мощей – Апреля 30, да по обещанию всего града ему ж установлено празднество по неделе всех святых, во вторый пяток, внегда досматривал по своему неверному мнению, мощи святаго чудотворца Никиты князь и попове со гражданы. В приделе ж соборныя церкви Иоанна Предтечи, именуемаго в темнице, чудотворец Иван, архиепископ, – мощи лежат в гробницы из камене на верх земли, всем видим, прославлен от Бога в чудесех при животе и по смерти его молитвою избавила Пречистая Богородица Знамение древний град от расхищения нашедших врагов и хотящих разорити град, а обрели его мощи, по видению Новгородскаго архиепископа святаго Евфимия чудотворца, что на вежицах, да тутож, на другой стране, в каменной гробнице – мощи брата единоутробнаго Иванова чудотворца, Григория архиепископа. В соборной же церкви, в Корсунской паперти, на западной стране, лежат мощи создателей соборныя церкви святыя Софьи, князя великаго Володимира Киевскаго, крестившаго русскую землю, да мать его благоверная великая княгиня Анна, почтены от Бога нетлением, лежат в каменных гробех всеми видимы, а пение им не установлено, а исцеления бывают с верою приходящим, да тут же в пределе Архидиакона Стефана, лежит великая княгиня Александра Владимировна Ярославича, да от цолуденныя в Мартирьерской паперти, у Софии ж в приделе Рождества Пречистой лежат мощи в аспидном гробе наверх земли великаго князя Мстислава Ростиславовича, иж глаголют его в повестех вельми храбра на бранех и ходяща на Рим с бранию, мощи его нетленны и рука ж ево правая выспрь. Да в том же приделе, на другой стране благоверный князь другий Мстислав да князь Феодор Ярославич – родной брат великому князю Александру Невскому; его мощи нетленны, а принесены мощи его из Юрьева монастыря при немцах, повелением митрополита Исидора, по извещению немецких воевод, что де немцы в церкви Великомученика Георгия в монастыре, ищучи поклажей, обрели человека цела и неразрушена в княжеском одеянии и вынув из гробницы, яко жива, поставили у церковной стены, а тропарей и канона ему не уставлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В лике святых мы видим прежде всего величественный ряд благоверных князей и княгинь, исключительно из древнейшего периода русской истории, из времени удельно-вечевого и татарского. Таковыми являются из Киевских князей прежде всего основоположники христианства у нас на Руси – святые равноапостольные княгиня Ольга (969 г., пам. 11 июля) и внук ее князь Владимир Красное Солнышко (1015 г., пам. 15 июля), с сыновьями его мучениками Борисом и Глебом (1015 г., пам. 24 июля), явившими собой первый лучший цвет христианской великокняжеской семьи. Затем в ближайшем потомстве Владимира Святого являются святыми: невестка Владимирова, супруга Ярослава Мудрого, Княгиня Ирина (1051 г. пам. 4 окт.) и сын ее Владимир Ярославич (1051 г., пам. 4 окт.), просвещенный строитель Новгородской св. Софии; внук Ярослава Мудрого Ярополк Изяславич (1085 г., пам. 21 нояб.), многострадальный скиталец Руси и западной Европы, жертва княжеских междоусобиц; другой внук Ярослава Мудрого Ярослав Святославич (1129 г. пам. 21 мая) со своими святыми сыновьями Михаилом и Феодором (обоих пам. 21 мая), князья Муромские, просветившие Муромский край светом Христова учения; правнук Ярослава, сын Олега Святославича, великий князь Игорь Ольгович (1147 г., пам. 5 июня), уже в черных ризах убитый мятежными киевлянами, – он молитвенно поминается у нас на праздничной литии; потомок Ярослава Мудрого в шестом колене Муромский князь Давид Юрьевич с супругою Евфросинией (обои – 1228 г., пам. 25 июня), замечательные своей трогательной и во гробе верностью друг другу; такой же потомок в шестом колене Черниговский князь Михаил Всеволодович (1245 г., пам. 20 сент.), воспитавший для царствия небесного дочь свою Евфросинию Суздальскую (пам. 25 сент.), испытавши во время первого нашествия татар много тяжёлых превратностей, замученный в татарской орде за имя Христово. В прямой линии потомства блаженного князя Владимира Мономаха святыми являются: сын его великий князь Киевский Мстислав Владимирович (1132 г., пам. 15 апр.), известный своею многосторонней деятельности; внуки Мономаха Всеволод Мстиславич (1138 г., пам.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

С севера пришли: святые Феодор Варяг и сын его Иоанн, первомученики Российские (+ 978 или 983), память 12 июля ст. ст.; Равноапостольная княгиня Ольга (+ 969), чье имя, возможно, является русифицированной формой скандинавского имени Хельга, память 11 июля; Равноапостольный князь Владимир Киевский (+ 1015), носивший русифицированную форму имени Вальдемар, которое сегодня встречается в скандинавских странах, память: 15 июля; благоверная преподобная княгиня Анна Новгородская (+ 1051), шведская принцесса, крещённая английским епископом-миссионером святым Зигфридом, до Крещения ее звали Ингигерда, а Православие приняла с именем Ирина, память 10 февраля и 4 октября; благоверный преподобный Игорь Ольгович, великий князь Киевский (+ 1147), его имя шведского происхождения и первоначально имело форму «Ингвар», память 5 июня; благоверный преподобный князь Олег Брянский (+ 1289), носивший, предположительно, скандинавское имя Хельги, память 20 сентября. То, что так много правителей и представителей знати в древней Руси были скандинавского происхождения и стали православными святыми, особенно заставляет нас сожалеть о том, что после великого раскола XI века скандинавы отпали от Церкви и стали врагами Православия. С юга пришли: Святитель Михаил, первый митрополит Киевский (+ 992), по разным сказаниям, он был по происхождению сириец, грек или болгарин, память 30 сентября; князья-страстотерпцы Борис и Глеб (+ 1015) были наполовину болгарами, память 24 июля; Святитель Феодор, епископ Ростовский (+ ок. 1023), грек, память 8 июня; преподобный Иоаким Осоговский (+ ок. 1110-15), болгарский пустынник, память 16 августа; Святитель Константин, митрополит Киевский (+ 1159), по национальности грек, память 5 июня; Святитель Максим, митрополит Киевский (+ 1305), грек, память 6 декабря; Святитель Лазарь Мурманский (+ 1391), грек, подвизавшийся на Крайнем Севере для обращения саамов и финских племен Светом Христовым, память 21 января; Святитель Фотий, митрополит Киевский (+ 1431), грек, память 2 июля; преподобные Елеазар и Назарий, Олонецкие чудотворцы (XV в.), предположительно, были греками, память 4 июня; преподобный Савва Крыпецкий (+ 1495), серб по происхождению, память 28 августа; преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец (+ 1504), память 21 мая; преподобный Максим Грек (+ 1556), учился в Италии, где видел нравственный упадок римской церкви и попытки Саванаролы ее реформировать (за что его сожгли на костре), позже приехал в Россию вести подвижническую жизнь, где много сделал для просвещения и распространения богословской учёности в стране, за что подвергся жестоким гонениям; память 21 января; Святитель Афанасий Лубенский, Патриарх Константинопольский (+ 1654), он приехал в Россию в поисках поддержки для своего Патриархата, скончался в России и почитался как святой, память 2 мая.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010