Предисловие к патерику Потомственный Почётный гражданин, член Тверской учёной Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых» и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 января 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (наподобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены в рост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряду: в средине – св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской и св. Арсений 1-й, епископ Тверской; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. Великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулиания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверской (Казанский Чудотворец) и пр. Ефрем, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная Великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич Красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверской и Феодор 2-й, епископ Тверской. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, – святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Γурий, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский, ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверской. В 4-м ряду – на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Дионисий, Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов и святитель Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверской (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

V. Великаго Новаграда святые 105. Святый и благоверный великий князь Владимир Ярославич преставився в лето 6560 месяца октября в 4 день и положен бысть в соборной церкве у Софии Внук святого равноапостольного Владимира, старший сын великого князя Ярослава I, в ранней юности поставлен от него князем в Новгороде. Успешно воевал по воле отца с Греками и усмирял Ям (Финнов). Храмоздатель Новгородского Софийского собора, освященного 14 сентября 1052 года. Преставился 4 октября 1052 года. Память в день преставления и 4 февраля. Мощи князя Владимира почивают открыто в посвященном ему приделе того же собора, в богатой серебряной раке, в которую переложены 7 сентября 1862 года, накануне торжества 1000-летия России. 106. Святая и благоверная мати его княгиня Анна преставися в лето 6500 и положена бысть в той же соборной церкве Св. великая княгиня Анна, супруга великого князя Ярослава I, дочь Шведского короля Олава. В своем отечестве называлась Индигердою, в православном христианстве Ириною. По кончине супруга, постриглась с именем Анны. В честь своего и ее имени Ярослав построил монастырь св. Георгия и св. Ирины. Ум. 1050 года в Великом Новгороде. Мощи ее почивают открыто в Софийском Новгородском соборе, где и память ее празднуется 10 февраля и 4 октября. 107. Святый и благоверный князь Мстислав Ростиславичь преставися в лето 6637 Внук св. князя Мстислава Великого, сын великого князя Ростислава Михайловича, начал княжить в Новгороде в 1179 году и за свои воинские подвиги получил прозвание «Храброго». По словам летописца-современника «украшен был всякими добродетелями и благонравием, ко всем имел любовь, прилежал милостыне, снабдевал монастыри, всегда стремился умереть за русскую землю; когда же видел христиан, плененных погаными, говорил дружине своей так: «братие, ничего не помышляйте в уме своем: если ныне умрем за христиан, то очистимся от грехов, и Бог вменит кровь нашу в мученичество; а если не умрем теперь, то не всячески ли должны умереть?» Был он любезен своей дружине, так как не собирал ни злата, ни сребра себе; но все ей отдавал, или раздавал церквам и убогим». (Лет. Киевск. у Карамзина т. III, гл. III). Во цвете лет сраженный внезапною болезнию ум. 1180 года 14 июня. Мощи его почивают в Новгородском Софийском соборе, в приделе Рождества Богородицы. Память его совершается 14 июня. 108. Святый благоверный князь Мстислав Мстиславич преставися в лето 6600

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ксения Тверская, св. - житие Великая княгиня «всея Руси» «Мало кому известно в России имя великой княгини Владимирской и Тверской Ксении Юрьевны, или, как ее именовали летописцы, княгини Оксиньи. А между тем великая княгиня Ксения пользовалась высоким авторитетом среди современников, о чем сообщают летописные и литературные источники. Так, например, в 1304 г. сам митрополит Максим (ум. 1305 г.), по свидетельству автора Жития Михаила Тверского, ссылался на мнение княгини Ксении, когда пытался примирить московского князя Юрия Даниловича с князем Михаилом. Удерживая князя Юрия от незаконных притязаний на велико-княжеский престол, митрополит обещал ему «съ великою княгинею Оксишею, матерью великого князя Михаила, чего въсхочешь изъ отчины вашея, то ти дастъ». Социальное происхождение княгини Ксении неизвестно. Большинство историков считают ее дочерью какого-то новгородского боярина, так истолковывая сообщения летописцев о женитьбе в 1265 г. в Новгороде великого князя Ярослава: «поя за ся Юрьеву дщерь Михаиловичя». По другой версии - Ксения дочь князя Юрия Михайловича Тарусского, внучка князя Михаила. Черниговского. Происхождение двух версий связано, вероятно, с исследованием Н.М. Карамзина, который в «Истории государства Российского» указал, что среди тех, кто мог быть отцом невесты, в тот период был один только князь с именем Юрий Михайлович -это князь Тарусский. Однако здесь же историк отметил, что в летописной статье нет титула «князь». Далее Карамзин привел «баснословное» предание о браке князя Ярослава Ярославича и Ксении, первоисточником которого считается литературное произведение второй половины XVII столетия. Согласно легенде, Ксения, подобно великой княгине Ольге, отличаясь красотой и умом, была не знатного рода, а дочерью пономаря Афанасия из села Едимоново. Несомненно, в этой повести наивная попытка оправдать выбор великого князя Божественным предназначением жениха и невесты, о чем свидетельствует таинственный сон Ярослава и Ксении накануне их встречи. По мнению Т. Манухиной, автора книги «Святая благоверная княгиня Анна Кашинская», в основе «Повести о Тверском Отроче монастыре» лежат отголоски событий свадьбы тверского князя, которая показалась современникам необычной и породила толки: «Что-то об этом брачном союзе в народной памяти сохранилось загадочное: не то Ярослав Ярославич отбил в Новгороде чужую невесту, не то самый выбор боярской дочери-новгородки не соответствовал представлению тверитян XIII века о браке великого князя Владимирского и Тверского, старшего из всех Рюриковичей».

http://pravicon.com/info-2745

Так мудрая княгиня сосватала юную Анну за своего сына Михаила. Предки князя Михаила также пострадали от татаро-монгол, как и родные Анны. (Возвращаясь из Орды, умер его отец князь Ярослав Ярославич Владимирский, Тверской. Его многочисленные дяди – великие русские кнзья – долгие годы воевали с ордынцами, которые убивали или брали в заложники их жен и детей). Но вернемся к Михаилу. Великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 г., вскоре после смерти отца, святого князя Ярослава Ярославича Владимирского, Тверского. Мать его, святая Ксения Тверская, была второй женой князя. Михаил впоследствии княжил в Твери и, не будучи еще великим князем, первым утвердил независимость своей вотчины. Княгиня Ксения была любящей и заботливой матерью, недаром летописцы отмечают огромную любовь и послушание к ней Михаила до самой ее смерти. Изучая воспитание благоверного князя Михаила Ярославича Тверского по его житию, ясно видишь те духовно-нравственные ориентиры и ценности, которые старалась передать своему сыну его мать. Воспитание выстраивалось вокруг чтения святых книг и постижения скрытой в них премудрости. Стержнем воспитания было наставление в доброте, нищелюбии, страхе Божием, почитании людей духовного звания. Вне всякого сомнения, именно мать приучила Михаила часами читать Псалтирь (забегая вперед, скажем, что, согласно Летописи, именно с этой книгой в руках встретил Михаил в Орде свою смерть). Но наука любви к Богу и смирения перед Ним явно была не единственной, преподанной заботливой матерью своему единственному сыну. В жилах Михаила текла частица новгородской непокорной крови, и мать, как настоящая новгородка, взлелеяла в своем сыне гордый и пылкий нрав. Она вдохнула в него высокие нравственные устои своего родного Вольного Новгорода. Она научила сына «книгам и всякой премудрости», передала ему и «чисто новгородскую черту – склонность хранить и защищать свои законные права, убежденность в том, что законное право – неотъемлемо». Мы уже говорили, что, провидя судьбу сына, которому предстояло пойти по стопам своего отца, в наставники и учителя отроку Михаилу княгиня Ксения выбрала лучших и достойнейших мужчин своего княжества: пасынка князя Святослава, епископа Симеона – одного из мудрейших людей своего времени, и знатных тверских бояр.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Стоит отметить, что в прижизненных и других ранних источниках Ингигерду ни разу не называют Анной — после принятия православия она была известна как княгиня Ирина. Благоверной Анной Новгородской ее стали называть уже после состоявшейся канонизации в более поздних русских источниках, начиная со времени Иоанна Грозного. В итоге Николай Карамзин, составитель знаменитой «Истории государства Российского» и предположил, что усвоение имени Анна связано с решением княгини перед кончиной принять иночество с переменой имени. Все сказанное не отменяет почитания благоверной княгини Анны Новгородской. Вполне возможно, что в образе святой слились личности двух жен Ярослава Мудрого: первой жены, норвежки по имени Анна, которая в 1019 году была захвачена польским королем Болеславом и скончалась в плену, и второй — шведской принцессы Ингигерды. За века, прошедшие с времени жизни князя и его жен, детали одной биографии могли наложиться на другую. День памяти Анны Новгородской Память святой благоверной княгини Анны Новгородской совершается в Соборе Новгородских святых (3-я неделя по Пятидесятнице) и 23 февраля (10 февраля по старому стилю). Икона Анны Новгородской Первые иконы святой Анны Новгородской появились в связи с ее канонизацией в первой половине XIV века. К концу XVII века сложились два извода (типа) иконографии Анны Новгородской. Первый — когда она изображается в царских одеждах (венец, нарядные ризы, крест в руке), во втором — в монашеском облачении. Именно этот вариант получил особенно широкое распространение. Тропарь Анны Новгородской Тропарь благоверной княгини Анны Новгородской, глас 1 От запада возсиявши, яко звезда небосветлая,/прияти Православную веру сподобилася еси,/в нейже плод благославный Русской земле принесши,/святая благоверная княгине Анно,/Христа всем сердцем возлюбила еси,/Того оправдания и законы хранящи;/темже днесь всесвятую твою память празднующе,//грехов оставление молитвами твоими приемлем. Перевод: На западе воссияв, как звезда небесная, ты удостоилась принять православную веру, в ней же плод благословенный Русской земле принесла, святая благоверная княгиня Анна, Христа всем сердцем возлюбила ты, Его заповеди и законы храня, потому сегодня пресвятую твою память празднуя, грехов прощение по твоим молитвам получаем.

http://foma.ru/blagovernaja-anna-novgoro...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Анна Новгородская, прп. - житие Святая благоверная княгиня (преподобная) Анна Новгородская (память 10 февраля по старому стилю) Святая Анна Новгородская (до крещения Ингигерда) была старшей дочерью шведского короля святого Олофа Шетконунга (994-1022 г.), прозванного «всехристианнейшим королем». В 1008 г. король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих. В 1017 г. Ингигерда по воле отца вышла замуж за того, «кто был достоин его дружбы» — великого князя Киевского Ярослава Мудрого (1019-1054). В качество приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг (Старая Ладога). Православие Ингигерда приняла с именем Ирина. Став великой княгиней, она все силы души и сердца, все благодатные дары свои отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах. Однажды, когда возмутилась наемная норвежская стража и просила великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. Когда против великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутораканский, Ирина предложила решить спор военным поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами он бороться не привык — и уступил брату. Большое влияние оказала Ирина на добрые отношения с северными странами Европы. Она приютила в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда, Эдвина и Эдуарда, а также принца Магнуса Норвежского. Он не вернулся на родину до тех пор, пока великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и его права будут уважать. Русское государство в то время играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки — и в этом немалая заслуга великой княгини.

http://pravicon.com/info-1778

Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». И преподобный Нестор Летописец повествует поэтично: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа». Поручив Киев подросшему сыну, Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Потому историк Н. М. Карамзин назвал княгиню первой русской паломницей. А древнерусские летописцы определили это деяние Ольги как «хожение», соединившее в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. Таинство Крещения совершил над ней Патриарх Константинопольский Феофилакт (933–956), а восприемником из купели был Император Константин Багрянородный (912–959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII в. русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос». Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня» (после завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин, дальнейшая его судьба неизвестна). При Крещении княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены (древнегреч. «факел», «светлая» – С.М .), много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь.

http://pravoslavie.ru/140692.html

Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы – святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. В 1045 г. она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 (23) февраля 1051 г. и была погребена в Софийском соборе. Вскоре рядом с ней упокоилось и тело ее сына – Новгородского князя Владимира. Скажем немного и о нем, так как он тоже был канонизирован РПЦ еще в XV в. как святой великий благоверный князь. Старший (если не считать некоего Ильи, о котором нам практически ничего не известно) сын князя Ярослава Владимировича Мудрого и княгини Ирины. Родился в 1020 г. В 1036 г. (по другой версии, в 1034-м) отец сажает его на княжение в Новгород. В этом городе Владимир будет княжить до конца своей жизни. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и святой епископ Лука Жидята. Вскоре Владимир женится; имя его супруги – Александра – известно только из позднейших и не слишком надежных новгородских источников. В 1038 г. у восемнадцатилетнего князя родился первенец, сын Ростислав (в крещении Михаил) (дата рождения приведена в «Истории Российской» В. Н. Татищева). В 1042 г. Владимир во главе новгородского войска совершил поход на финское племя ямь (хяме, или, по-другому, тавастов). Русские войска одержали победу, однако в целом поход нельзя назвать успешным. «Пошел Владимир, сын Ярослава, на ямь, – рассказывает автор «Повести временных лет», – и победил их; и пали кони у воинов Владимировых, так что с еще дышащих коней сдирали кожу – таков был мор в конях». В следующем, 1043 г., Владимир, по повелению отца, совершил свой наиболее известный поход – на Царьград (Константинополь). Причины русско-византийской войны остаются не выясненными, а ход ее восстанавливается по показаниям как русских летописей, так и иностранных источников – греческих ( Михаил Пселл , Иоанн Скилица, Михаил Атталиат) и восточных (Ибн ал-Асир, Бар-Гебрей и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Особенно известны четверо: святой благоверный князь Владимир Новгородский, великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха ). Великая княгиня основала в Киеве первый женский монастырь во имя своей покровительницы святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. В 1045 году она направилась в Новгород к любимому сыну Владимиру на закладку Софийского собора, который стал великой святыней не только Новгородской земли, но и всей земли Русской. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10/23 февраля 1051 года и была погребена в Софийском соборе, где и ныне почивают ее мощи. Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец День памяти 24 февраля Русский чудотворец Димитрий Прилуцкий родился в городе Переславле-Залесском в богатой купеческой семье. Первыми его духовными наставниками были отец и мать. Отрок Димитрий охотнее всего посещал церковные службы и часто читал Священное Писание; он старался не только проникнуть в его смысл, но извлечь для себя уроки и примеры для подражания. В богатом родительском доме он не допускал, чтобы слуги ухаживали за ним. После смерти родителей молодой человек отказался от наследства в пользу брата и постригся в монахи в Успенском монастыре. Уже в то время иноки и простой народ полюбили его за простоту и смирение. Преподобный Димитрий был очень красив лицом, словно библейский Иосиф Прекрасный. Именно поэтому святой избрал еще более суровое, постническое житие, чтобы умертвить свою телесную красоту и суетные помыслы о ней. Но чем более он усугублял воздержание, труд и молитву, тем более просветлялось его лицо. Был у святого обычай всегда прикрывать лицо свое куколем, почти не беседуя с мирскими, кроме тех, кому это было духовно необходимо.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

Св. мать святого князя Владимира, супруга великого князя Ярослава, преставилась февраля 10-го 1051 г. 60 . Блаженный Иларион митр. в одушевлённой речи своей говорит равноапостольному Владимиру: «посмотри и на благоверную сноху твою Ирину; посмотри на внуков и правнуков твоих, как содержат они благоверие, тобою преданное; как часто посещают святые храмы, как славят Христа, как поклоняются имени Его» 61 . По этой хвале видим, что благоверная княгиня была благочестива не только для себя, но воспитывала благочестие в детях и внуках своих. По житию преп. Феодосия видим, что, когда мать Феодосия объявила желание поступить в монастырь (а это было в 1036 г.), св. Антоний «возвестил о ней княгине, и та приняла её в женский монастырь святого Николая» 62 . Это показывает, как великая княгиня рада была делать дела добрые и как она уважала таких людей, каков Антоний. Женский монастырь св. Ирины, построенный Ярославом в Киеве, конечно построен был и по усердию благочестивой супруги его Ирины. Нежная мать с первенцем своим переселилась из Киева в Новгород и здесь провела последнее время жизни своей. – Дочь Олава, короля Шведского, называвшаяся в земле своей Ингигердой, по-Гречески Ириной, перед кончиной своей приняла иночество с именем Анны и первая показала пример князьям и княгиням Русским, как приятно душе менять пышную княжескую одежду на рубище иноческое. На древних Новгородских иконах она именуется святой Анной. Мощи её почивают поныне открыто в Софийском соборе, где память её совершается окт. 4 и февр. 10 д. 63 . † Память о праведном Стефане Щиляновиче Праведный Стефан Щилянович родился от родителей благочестивых в Жупе, ныне называемой Паштровитье, в южной стороне Захолмья. Ещё в юности оказался он Боголюбивым; когда же достиг зрелого возраста, то старался исполнять волю Божию со всем усердием. Он был умён, храбр, хорошо знаком с военным делом. Вступив в службу при Сербском деспоте, выполнял все поручения верно и успешно. Вместе с тем пребывал он верным слугой перед Господом: страхом Божиим отгонял он от себя самые помыслы греховные, тем более не допускал душу до того, чтобы овладел ею какой-либо грех . Храм арх. Михаила в Призрене, построенный благочестивым воеводой Щиляновичем, поныне ещё цел 64 . – За верную службу деспот дал ему земли близ Срема. Стефан жил здесь праведником: делился избытками и с бедными и в сношениях с соседями соблюдал честность и правду. Случился жестокий голод в крае, не от неурожая хлеба, а от того, что нечестивые Турки, воюя не один год с Сербами, угнали весь скот у христиан и лишили средств к обрабатыванию земли. Праведный Стефан открыл житницы свои для несчастных и кормил бедность в голодное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010