Одна из наших прихожанок, Ирина, также приняла на себя удивительный добровольный подвиг. Она поняла, как важно, чтобы у нас были имена и адреса людей, чтобы мы могли к ним обратиться, направить им приходской лист, календарь. У Ирины есть удивительная способность увидеть в храме нового человека, она сразу подходит, знакомится, рассказывает о приходе. Таким способом за несколько лет она привлекла к нам примерно 1,5 тысячи прихожан, и это тоже настоящее чудо! Фото из архива игумена Климента (Хухтамяки) – Почему ваш храм посвящен святой равноапостольной княгине Ольге, а не одному из норвежских православных святых? Княгиня Ольга – святая, породнившая своей судьбой Запад и Восток – Те люди, которые в 1996 году писали патриарху письма с просьбами об открытии прихода, решили, что это должна быть святая Ольга , по преданию принадлежавшая к норвежскому роду. В принципе этот выбор святой, относящейся в какой-то степени и к Западу, и к Востоку, был удачным. Поначалу я тоже отнесся к этой идее с небольшим скепсисом, думал: выбрали не настолько известную святую, но теперь явственно ощущаю, как святая княгиня Ольга присутствует в нашей жизни.    – Норвегию и Россию объединяют такие православные святые, как преподобный Трифон Печенгский и святой благоверный Олав Норвежский. Каких еще местных святых почитают православные, живущие в Норвегии? Часовня возле реки Нейден выстроена трудами самого преподобного Трифона Печенгского. О ней знают многие норвежцы – Святого Трифона Печенгского мы почитаем как православного святого и миссионера тогдашнего Новгорода. Влияние этого процветающего центра культуры и церковности можно увидеть и в Норвегии: на севере страны, недалеко от русско-норвежской границы, есть река Нейден, возле которой стоит выстроенная трудами самого преподобного Трифона часовня. В тех краях он проповедовал, обращая людей в христианскую веру и крестя их в реке Нейден. Многим норвежцам известно, что на севере Норвегии есть маленькая православная часовня, хотя немногие отдают себе отчет в том, что это была миссия Новгородской епархии. Благодаря трудам русского миссионера жители северных краев саамы-скольты стали христианами.

http://pravoslavie.ru/88934.html

343 Господь взял к себе доброго князя еще в молодых его летах: князь скончался 32 лет, 4 октяб. 1051 г. и положен был в созданном благочестивою ревностью его софийском храме. 344 По летописи уже в 1180 г. в мраморной гробнице благов. князя Владимира положен был искренно-христианский князь Мстислав 345 и след. уже известны были нетленные мощи благов. князя Владимира и для них устроена была особенная рака. «1439 г. архиепископ Евфимий позлати гроб князя Владимира, внука великого Владимира, и подписа: такожде и матери его гроб подписи и покров положи, и память им устави творити на всяко лето октября 4 д.». 346 Св. мать святого князя Владимира, супруга великого князя Ярослава, преставилась 10 февраля 1051 г. 347 Блаженный Иларион митр. в одушевленной речи своей говорит равноапостольному Владимиру: «посмотри и на благоверную сноху твою Ирину; посмотри на внуков и правнуков твоих как содержат они благоверие, тобою преданное: как часто посещают святые храмы, как славят Христа, как поклоняются имени Его». 348 По этой похвале видим, что благоверная княгиня была благочестива не только для себя, но воспитывала благочестие в детях и внуках своих. По житию пр. Феодосия видим, что когда мать Феодосия объявила желание поступит в монастырь (а это было в 1036 г.), св. Антоний «возвестил о ней княгине и та приняла ее в женский монастырь святого Николая». 349 Это показывает, как великая княгиня рада была делать дела добрые и как она уважала таких людей, каков Антоний. Женский монастырь св. Ирины, построенный Ярославом в Киеве, конечно, построен был и по усердию благочестивой супруги его Ирины. Нежная мать с первенцем своим переселилась из Киева в Новгород и здесь провела последнее время жизни своей. Дочь Олава, короля шведского, называвшаяся в земле своей Ингигердою, по-гречески Ириною, пред кончиною своею приняла иночество с именем Анны, и первая показала пример князьям и княгиням русским, как приятно душе менять пышную княжескую одежду на рубище иноческое. На древних новгородских иконах она именуется святою Анною.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На возвратном пути из Вышгорода мать задремала и уронила в реку младенца, который немедленно утонул. Огорчённые родители стали призывать на помощь св. Николая и в крайней горести прибыли в своё жилище. В ту же ночь перед заутреней пономари Киево-Софийского собора, пришедши отпирать церковь , услышали из неё крик младенца, и потом нашли в ней самого младенца мокрого, который лежал перед иконой святителя Николая. Немедленно дали знать об этом митрополиту, а митрополит велел объявить по всему городу. Родители младенца вскоре нашлись и узнали в нём своего утопшего сына к изумлению всех. С того времени образ, перед которым найден мокрый младенец, стал называться образом Николая Мокрого. Ныне этот образ находится в приделе Киево-Софийского собора, устроенном во имя святителя Николая. Киевская чудотворная икона св. Николая «Мокрого» (XI в.) Дворищенский образ св. Николая, находящийся в Новгородском Дворищенском соборе. Сия икона святителя Николая явилась в 1113 году близ Новгорода в одном потоке на острове Липно, находящемся на озере Ильмене. Новгородский князь Мстислав I Владимирович, получивший чудесное исцеление от этой иконы, основал на месте явления её монастырь, называвшийся Липенским-Николаевским, и в самом Новгороде на княжьем дворе – на Ярославове дворище – заложил в 1113 г. каменную церковь во имя св. чудотворца Николая, где икона сохраняется доселе и называется дворищенской и самый храм дворищенским. Зарайская или Корсунская икона, пребывающая в Зарайске – в соборном Никольском храме. Прежде эта икона находилась в Корсуне, в церкви, св. Иакова, в котором крестился равноапостольный князь Владимир. В 1224 году один Корсунский священник, по имени Евстафий, повинуясь гласу неоднократно являвшегося ему святителя Николая, с этой иконой отправился из Корсуня и прибыл в землю Рязанскую. Здесь встретили икону сам князь Рязанский Феодор Юрьевич и епископ Евфросин святогорец, и видя многочисленные чудеса от неё, создали во имя чудотворца Николая храм, в котором первоначально она и была поставлена. При этом храме в 1227 году погребены убиенный от Батыя князь Феодор Юрьевич Рязанский и супруга его с сыном княгиня Евпраксия, которая, услышав о убиении князя Феодора, «абие ринуся из превысокаго храма своего и со князем Иваном на среду земли и заразися до смерти с сыном своим, и от сея вины зовется великий чудотворец Заразки, яко благоверная княгиня с сыном себя заразиша». К образу св. Николая Зарайского древле питали великое благоговение; народ и великие князья ходили в Зарайск во поклонение чудотворному образу св. Николая. Зарайский чудотворный образ св. Николая (XIII в.) Ратный чудотворный образ, пребывающий в соборной церкви в Белгороде, Курской губернии, ежегодно 5-го мая выносимый с крестным ходом, в память избавления Белгорода, заступлением угодника Божия Николая, от нашествия Татар, в XIII веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вел. княгиня Ирина была матерью семи сыновей и трех дочерей. Из сыновей ее наиболее известны четверо старших: старший — св. благоверный князь Владимир Новгородский, причисленный к лику святых Русской Церкви (память его 4 окт.), и следующие за ним братья его: князь киевский Изяслав, князь черниговский Святослав (княжившие поочередно в Киеве), память которых местно чтилась в Киеве, и князь переяславский Всеволод — отец Владимира Мономаха, — родоначальник вел. князей и царей московских. Дочери ее были королевы: Анна Французская, Мария Венгерская и Елизавета Норвежская. О высокой христианской нравственности великокняжеской семьи свидетельствует знаменитая проповедь митрополита Киевского Илариона, который, обращаясь к покойному уже св. вел. князю Владимиру (+ 1015; память его 15 июля), говорит так: «Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют имя Христово». В Киеве св. Ирина основала первый женский монастырь во имя св. великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. Сохранилась часть стены одного из строений этого монастыря. Двор вел. князя Ярослава жил то в Киеве, то в Новгороде. В 1045 г. он отправился в Новгород на закладку каменного собора во имя Софии Премудрости Божией, воздвигаемого князем Владимиром, старшим сыном великокняжеской четы. В Новгороде же 10 февраля 1050 г. вел. княгиня Ирина скончалась, приняв постриг и имя Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме. Она покоилась рядом с сыном своим Владимиром, строителем собора, скончавшимся через 2 года после нее. Дни памяти ее (10 февр.; 4 окт.— вместе с сыном ее св. князем Владимиром)были установлены после знамения, бывшего архиепископу Новгородскому Евфимию в 1439 г. Письменный памятник XVII в. свидетельствует об обильных чудесах, истекавших от их святых мощей. • Анна — монашеское имя вел. княгини Ирины, принявшей постриг незадолго до смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

и погребен в основанной им обители. Сей угодник одарен был даром пророчества; он предвидел многие бедствия, угрожавшие России и предсказал её величие и славу. Св. мощи преп. Кирилла, обретенные нетленными 7-го ноября 1649 г., открыто почивают в арке между соборною и придельною во имя преподобного церквами Кириллова – Новоезерского монастыря. Монастырь же сей находится в Белозерском Новгородской Епархии уезде на острове озера Нового или Нова-озера, называемом Красным, в расстоянии от Белозерска к Востоко-Северу в 30-ти, от бывшей Новгородской дороги к Югу в 6-ти, от Вологды в 190 вер., и от Новгорода в 636 верстах. Память препод. Кирилла совершается 4-го февраля. При монастыре каждогодно бывает 17 марта ярмарка, именуемая Алексеевскою, продолжающаяся несколько дней. См. прол. и чет. мин. февр. 4 Ист. Рус. Uep. IV 508 и истор. свед. о монастыре 1852 г. 10-го числа Святой Благоверной великой княгини Анны Св. Благоверная, великая княгиня Анна, супруга великого князя Ярослава 1, была дочь Шведского Короля Олава и в своей земле называлась Ингигердою. Первоначально она была обручена Королю Норвежскому, также Олаву – язычнику, но брак её с сим королем почему-то не состоялся, и Бог судил ей, по принятии в св. крещении православно-христианского имени Анны, быть супругою Ярослава I, бывшего тогда великим князем в Новгороде. Анна была матерью большого семейства; от неё Ярослав имел семь (7) сыновей и трех дочерей. Прибывши в Новгород со старшим сыном своим Владимиром, которого послал туда Ярослав на княжение, Анна ревностно участвовала вместе с сыном во всех делах благочестия до самой кончины своей. Когда же она почувствовала приближение сей кончины, то, по примеру вдовствующих цариц Греческих, пожелала постричься в монахини, какового пострижения до неё не принимала еще ни одна из княгинь Русских. Кончина Св. Анны последовала 10 февраля 1050 года. Никогда не разлучавшаяся в земной жизни с любимым сыном своим Владимиром, Св. Анна не разлучилась с ним и по смерти не только душою, но и телом. Ярослав, уступая просьбе сына своего, не велел перевозить тела своей супруги в Киев и нежный сын её Владимир положил драгоценные останки матери своей в том святом храме Св. Софии – Премудрости Божией, в создании коего и она много трудилась вместе с сыном своим, который скоро и сам был погребен подле неё. Обстоятельство, что Ярослав построил монастырь Св. Георгия и Св. Ирины в Старой Ладоге, полученной Анною в наследство от отца своего, привело историка Татищева к тому мнению, что сия великая княгиня, в язычестве Ингигерда, называлась христианским именем Ирина, хотя на древних иконах всегда изображалась с именем Анны. Карамзин же, желая согласить одно с другим говорит: положим, что Ярославова супруга именовалась в свете Ириною, но пред кончиною своею, как принявшая пострижение монашеское, названа Анною.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Святой Моисей, архиепископ Новгородский, управлял паствою в первый раз с 1325 по 1360, когда удалился на покой в созданный им Сковородский монастырь, где 25 января 1362 преставился и почивает с 19 апреля 1686 года открыто. В Новгороде празднуется преставление его в показанное число и обретение мощей в 5-е воскресенье после Пасхи. Святой Евфимий, архиепископ Новгородский, почивает под спудом в Вяжицком монастыре, преставился 1458 года марта 11 дня, в который и память его совершается всею Российскою Церковию. Святой Иона, архиепископ Новгородский, почивает под спудом в Отненском монастыре, после тринадцатилетнего управления паствою преставился 1471 года, ноября 5 дня, в который и память его совершается всею Российскою Церковию. Благоверный князь Владимир Ярославич, создатель Софийского собора. Почивает в нем открыто, преставился 4 октября, в который и память его совершается в созданном им храме. Благоверная княгиня Анна, мать князя Владимира и участница в созидании храма, почивает открыто в Софийском соборе, преставилася февраля 10 дня, в который и память ее местно совершается. Благоверный князь Мстислав Ростиславич, известный в истории под именем Храброго, почивает открыто в Софийском соборе. Он преставился в 1180 году, июня 14 дня, в который и память его местно празднуется. Благоверный князь Феодор Ярославич, преставился 5 июня 1233 года, и был погребен в Юрьеве монастыре. Мощи его обретены 1614 году и перенесены в Софийский собор, где и почивают открыто, день преставления его празднуется всею Российскою Церковию. Преподобный Антоний Римлянин почивает открыто в созданном им Антониевом монастыре, где и подвизался. Преставился 1147 года 3 августа, мощи его обретены в 1597 году июля 1 дня. В Российской Церкви празднуется всюду преставление его 3 августа и местно в Новгороде обретение мощей в пятницу после праздника святых апостолов Петра и Павла. Преподобный Варлаам почивает под спудом в основанном им Хутынском монастыре, где и преставился шестого ноября 1193 года. Вся Российская Церковь празднует преставление его в показанное число, а в Новгороде в первый пяток Петрова поста, торжественно вспоминается чудесное предсказание его о снеге, выпавшем в необыкновенное время летом и оказавшемся благодетельным для полей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Владимир Ярославич ( 1020 - 1052 ), благоверный князь Новгородский, чудотворец Память 4 октября в день кончины и в Соборе Новгородских святых Старший сын благоверного великого князя Ярослава Мудрого и благоверной княгини Ирины , родился в 1020 году. В 14 лет отец сделал его наместником в Новгороде . В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и святой епископ Лука Жидята . В Новгородском Синодике упоминаете его супруга, княгиня Александра. Возмужав, князь стал благочестивым христианином и отважным защитником страны. О воинских делах благоверного князя летописи повествуют, что он ходил в 1042 году с новгородцами на ямь и победил их, но воины его потеряли от мора всех коней. В 1043 году Владимир Ярославич, по повелению отца, возглавил последнее враждебное столкновение Руси с греками . Один из русских купцов был убит в ссоре с греческими после чего, не получая удовлетворения за обиду, Ярослав, поручив войско полководцу Вышате, велел Владимиру идти с ним в Царьград - наказать греков за убийство. Послы Константина Мономаха встретили Владимира и дали слово, именем императора, наказать убийц. Юный князь отпустил греческих послов и пошел далее. Тогда Константин Мономах приказал взять под стражу всех русских, бывших в Царьграде, и выехал сам на царской яхте против неприятеля, за ним следовал флот, а берегом - конница. Русские стояли в боевом порядке близ Фара. Император вторично предложил им мир. " Соглашусь " , - сказал князь Новгородский, - " ежели вы, богатые греки, дадите по три фунта золота на каждого человека в моем войске " . Тогда три галеры греческие врезались в средину Владимирова флота и зажгли " греческим огнем " несколько судов. Русские снялись с якорей, чтобы спастись от пламени, но поднявшаяся буря, гибельная для малых русских лодок, разметала их и многие потопила. Корабль Владимиров пошел на дно, но некто Творимирич спас князя и воевод Ярославовых, взяв их к себе в лодку. На берегу собралось шесть тысяч русских, которые, не имея судов, решились возвратиться в отечество сухим путем под предводительством главного воеводы Ярославова, Вышаты. Другие под началом князя отправились морем. Император послал за ними флот и два легиона. 24 галеры обогнали Владимира и стали в заливе. Князь пошел на них, окружил их своими лодками и разбил наголову. Предводитель греков был убит, и Владимир пришел в Киев со множеством пленных. Однако, Вышата был окружен и взят в плен при Варне , после чего борьба продлилась до 1046 года.

http://drevo-info.ru/articles/11102.html

2) От святого Владимира до подчинения Волыни владычеству князей Литовских: «время тяжелых смут и неурядиц удельного времени, сопровождаемых постоянными набегами диких орд и непрерывными покушениями со стороны латинян на подчинение земли Волынской незаконному владычеству папы Римского». 3) Время Литовского владычества или так называемый период Литовский, кончившийся окончательным разделением митрополий со смертью Всероссийского митрополита Ионы († 1461); и наконец 4) времена унии и польского преобладания, и открытого гонения латинян и униатов на веру православную от брестской унии до первых годов XVIII века и вообще до наших времен. Соответственно этому мы и разделим свое обозрение на следующие четыре отдела: Отделение первое – с половины IX века до 1015 года, куда относятся следующие святые угодники, находящиеся в духовном союзе и в ближайших отношениях с землею Волынскою: 1) святые равноапостольные братья Кирилл († 869) и Мефодий († 885); 2) Святая блаженная княгиня Ольга († 969) 3) Святой равноапостольный князь Владимир († 1015). Отделение второе – с начала XI века до 1326 года, куда относятся святые угодники Волынские и другие, проживавшие на Волыни и посещавшие её пределы во времена удельной системы, каковы: 1) Преподобный Варлаам, игумен Киево-Печерский († 1065); 2) Святой благоверный Ярополк, князь Владимиро-Волынский († 1086); 3) преподобный Стефан епископ Волынский († 1094); 4) преподобный Нестор летописец († княгин4); 5) святой благоверный князь Мстислав († 1132); 6) преподобный Никола Святоша, князь Луцко-Черниговский († 1142); 7) святитель Нифонт Новгородский († 1156); 8) святой Андрей Боголюбскиии († 1174); 9) блаженный Олег, князь Брянский (†1285); 10) святитель Петр, митрополит Киево-Московский († 1326). Отделение третье – от первой половины XIV века до 1550 года, куда относятся святые, находящиеся в ближайших отношениях к земле Волынской во времена владычества Литовского и разделения митрополий, как-то: 1) святой Феогност митрополит Киево-Московский († 1353);

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Святой князь Всеволод был доблестным воином, он присоединил к новгородским землям город Юрьев, неоднократно успешно ходил в походы на чудь и ямь, способствовал духовному просвещению этих тогда еще языческих племен. В 1132 году святой князь Всеволод, по завещанию скончавшегося отца князя Мстислава, наследовал Переяслав Южный, старший после Киева город. Это возбудило недовольство младших братьев князя Мстислава Юрия Долгорукого и Андрея Доброго, опасавшихся, что Всеволод станет преемником великого князя Киевского. Святой Всеволод, узнав об этом и не желая междоусобиц, вернулся в Новгород. Последние годы жизни князь Всеволод провел в изгнании. В 1135–1136 годах он, по настоянию новгородцев, предпринял поход на Суздаль, который окончился неудачей, за что своевольные новгородцы осудили князя с семьей на изгнание. Святой Всеволод вынужден был вернуться в Киев к великому князю Ярополку, своему дяде. Ярополк дал ему во владение Вышгородскую волость под Киевом, где в X веке жила святая равноапостольная княгиня Ольга († 969; память 11 июля). Через год князь Всеволод был избран псковичами на княжение во Псков. За короткое время княжения в Пскове – всего один год – святой князь Всеволод-Гавриил на месте деревянного храма времен святой равноапостольной Ольги воздвиг каменный храм во Имя Живоначальной Троицы. Это был первый каменный храм в Пскове. Поэтому на иконах благоверного князя Всеволода часто изображают держащим в руке храм. Святой благоверный князь Всеволод скончался в 1138 году, в четверг Сырной седмицы. Весь Псков оплакивал любимого князя. Новгородцы, раскаявшиеся в своей несправедливости, прислали гонцов, чтобы перевезти тело святого в его родной город, но гробница с усопшим не сдвинулась с места. Тогда новгородцы стали молить благоверного князя даровать им частицу святых мощей. По их молитвам, от руки святого отпал ноготь. В Прощеное воскресенье святой князь Всеволод-Гавриил был погребен в созданном им храме во имя святого мученика Димитрия Солунского. У гробницы святого происходили многие исцеления болящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Харитина Литовская, Новгородская, прп. - житие Преподобная (благоверная княгиня) Харитина Литовская (память 5 октября по старому стилю) Преподобная Харитина происходила из княжеского рода и вынуждена была с другими знатными литовцами оставить Отечество свое из-за бывших там смут. Переселившись на Русь, она с юности решила посвятить себя Богу и приняла постриг в Новгородском женском монастыре в честь святых апостолов Петра и Павла на Синичьей горе. После многих лет подвижнической жизни она стала игуменией этого монастыря, являя образ смирения, чистоты и строгого воздержания, скрывая от всех свои духовные подвиги. Скончалась преподобная Харитина 5 октября 1281 г. Святые мощи ее находились под спудом в монастырской церкви, ставшей впоследствии кладбищенской. Вот и все, что известно о преподобной Харитине. В трудах се явлена одна из главных особенностей женской святости на Руси: прикровенность делания, сокрытость. Монашеское имя преподобной (Харитина — «Милующая», творящая милосердие), отражает ее духовное делание. Основное качество ее — отзывчивость, так характерная для русских женщин во все времена. Это отзывчивость на чужое горе, сострадание и помощь страждущим; принятие на себя чужой беды и трудности, как своей собственной. Это — отзывчивость, благодаря которой она смогла стать своей, родной в другой стране. Она стала чадом другого народа и приняла в «игуменстве» чад этого народа. А игуменья — мать и отец в одном лице. В жизни духовной может быть только мать и отец, и не должно быть мачехи или отчима — не должно быть чувства сиротства. Молитвенное предстательство святых жен под благодатным действием Самой Божией Матери помогает всем людям становиться истинными детьми Отца Небесного и возвратиться в свой Небесный Дом. Преподобная Харитина является также небесной покровительницей Литвы и литовского народа. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Харитина Литовская, Новгородская, прп. " .

http://pravicon.com/info-3596

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010