Содержание От издателя Вместо введения Отделение первое. Святые угодники, находящиеся в ближайших отношениях к Волыни со времени первоначального просвещения ее христианскою верою до смерти св. равноапостольного князя Владимира I. Памяти св. и равноапостольных Кирилла и Мефодия на Волыни II. Святая равноапостольная княгиня Ольга под Коростеном и ее действия с Древлянами III. Труды св. равноапостольного князя Владимира для земли Волынской Отделение второе. Святые угодники Волынские и другие святые проживавшие на Волыни и посещавшие ее пределы во времена удельной системы I. Преставление пр. Варлаама игумена Печерского на Волыни II. Жизнь и деятельность св. благоверного Ярополка князя Владимиро-Волынского 1. Действия блаженного Ярополка до вступления его в звание князя Волынского (1070 – 1078 г.) Взгляд на пребывание Ярополка в Риме. Суждение римских католиков об этом событии. Его настоящее историческое значение Блаженный Ярополк в звании князя Волынского; несчастия перенесенные им в этом звании; его кончина, погребение и прославление (1078 – 1086) III. Житие преподобного Стефана, епископа Волынского. (27 Апреля) 1. Первоначальное служение преподобного Стефана в обители Киево-печерской. Его избрание во игумена Печерского и деятельность в этом звании (1040 – 1078 г.) 2. Удаление Преподобного Стефана из Печерской обители и основание им Кловского Влахернского монастыря (1078 – 1090 г.) 3. Избрание и посвящение пр. Стефана во Епископа Волынского. Его служение в этом звании и участие в открытии св. мощей пр. Феодосия Печерского (1090 – 1091 г.) 4. Возвращение пр. Стефана к своей пастве; новые подвиги благочестия, кончина и прославление (1091 – 1094) IV. Память преподобного Нестора летописца на Волыни V. Святый Амфилохий печерский, Епископ Волынский VI. Память св. благоверного великого князя Киевского Мстислава Владимировича на Волыни VII. Пребывание пр. Николы Святоши, князя Черниговского, на Волыни в звании удельного князя Луцкого VIII. Преподобный Нифонт, Епископ Новгородский (игумен Волынский) IX.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

32) Жезл Правления, печатанный в 1666 году, в царствование Алексия Михайловича. 33) Меч духовный, или проповеди слова Божия – Лазаря Барановича Епископа Черниговского и Новгородского, печатанные в Киевопечерской лавре в 1666 году. Все проповеди иллюстрированы, применительными к заключающемуся в них учению, рисунками. 34) Мессия Правдивый, Иоанникия Голятовского. Эта книга напечатана в 1669 году, в Киевопечерской лавре. 35) Пентикостарион, печатанный в Москве в 1670 году, в царствование Алексия Михайловича и при Патриархе Иоасафе. 36) Триодь постная, печатанная в Москве в 1672 году в царствование Алексия Михайловича, при Патриархе Питириме. 37) Последование молебного пения, печатанное в Москве в 1676 году, в царствование Феодора Алексиевича, при Патриархе Иоакиме. 38) Огородок Марии Богородицы иеромонаха Антония Радивиловского, печатанный в Киевопечерской лавре в 1676 году. 39) Патерик Печерский, печатанный в 1678 году в Киевопечерской лавре. 40) Псалтирь Царя и Пророка Давида, рифмы преложенная. Стихотворил иеромонах Симеон Полоцкий . Напечатана в 1680 году, в царствование Феодора Алексиевича, при Патриархе Иоакиме. 41) Евангелие учительное, воскресное, печатанное в 1681 г. в Москве, при Царе Феодоре Алексиевиче и при Патриархе Иоакиме. 42) Книга обед душевный, на все воскресные дни всего года, из пищи слова Божия, уготованный трудолюбием Симеона Полоцкого . Напечатана в Москве в 1681 году. По листам сей книги подписано: «лета 7191 февруариа во 2 день Великие Государи Цари и Великия Князи Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич всеа Великия Малыя и Белыя Росии самодержцы и Благоверная Государыня Царевна и Великая княжна София Алексеевна пожаловали сию святую книгу обед душевный во град Владимир в соборную Апостольскую церковь Успения Пресвятыя Богородицы в вечное пребывание ради всенедельнаго прочитания Божественных словес в нем сущих на душеспасительную пользу всем усердно слушающим православным христианом, того же Успенскаго собора при протопопе Григорие Гаврилове с братиею, а ходатайствовала к их царскому пресветлому Величеству о сей книге святой Благоверная княгиня Анна Андреевна Мещерская, а подписал сию Богодухновенную книгу Благовещенскаго собора, что у Великих Государей на сенях священник Иоанн Афанасьев сын Леднев Владимирец».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Величание Величаем тя, священномучениче Ермогене, и чтим подвиги и труды твои, имиже в годину смуты за Православие и за Русь Святую потрудился еси. Где празднуется одному преподобному, величание и псалом ему общие преподобнические. 13. 05. Святой праведной Гликерии Новгородской Величание и псалом общие праведной деве. 15. 05. Святаго благовернаго царевича Димитрия Угличскаго Величание Величаем тя, страстотерпче святый царевиче Димитрие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего. Псалом 1. Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне. 2. Князи и юноши да восхвалят имя Господне. 1. Десница Господня вознесе мя. 2. Ты восприял мя еси от чрева матери моея. 1. В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матери моея, Ты еси мой Покровитель. 2. Ты еси упование мое от сосцев матери моея. 1. К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матери моея Бог мой еси Ты. 2. Законопреступницы восташа на мя. 1. Ненавидением неправедным возненавидеша мя. 2. Уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи. 1. Тебе ради умерщвляемся, вменихомся, яко овцы заколения. 2. Мене же за незлобие приял и утвердил мя еси пред Тобою в век. 1. Сотвори со мною знамение во благо. 2. Хвалу Господню возглаголют уста моя в век и в век века. 17. 05. Преподобной и благоверной великой княгини Евдокии, во инокинех Евфросинии, Московской Величание Ублажаем тя, преподобная и благоверная великая княгиня Евдокие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего. Псалом преподобной жене Терпя потерпех Господа. 19. 05. Преподобнаго и благовернаго князя Иоанна Углицкаго, во иноцех Игнатия, Вологодскаго чудотворца Величание Ублажаем тя, преподобне и благоверне княже Иоанне, злострадания и терпения образ, монашеских подвигов ревнителя и Ангелов собеседника. Псалом 1. Князи да восхвалят имя Господне. 2. Десница Господня вознесе мя. 1. Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твои. 2. Благо мне, яко смирил мя еси. 1. Изгонящии мя обыдоша мя. 2. Умножися на мя неправда гордых. 1. Ближнии мои отдалече мене сташа, и нуждахуся ищущии душу мою.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Она была дочь Литовского князя Рогволода Борисовича, княжившего в Полоцке, и тетка князя Довмонта. В 1243 г. основала она в Пскове женский монастырь святого Иоанна Предтечи, и того же года, мая 8, приняла смерть мученицы в городе Оденпе, или Медвежей Голове, от руки злобного пасынка. Погребена в основанной ею обители. В древней Новгородской летописи о ней сказано: «Того же месяца (18 мая) в 1243 г. явися знамение в Пльскове у святого Иоанна в монастыри от иконы святого Спаса над гробом княгынином Ярославлее Володимировича, юже уби свой пасынок в Медвежи Голове: иде миро от иконы по 12 дний; найде четыре вощяници, яко в сткляницю, и привезоша в Новгород две на благословение, а в Пльскове оставиша две собе». При гробнице княгини находится древний медный подсвечник, на котором вырезано описание упомянутого чуда. То же сказание значится и на древнем камне, вделанном в стену придельной церкви святого Иоанна Предтечи. Над гробом Евпраксии висит черная доска, на которой написано: «Гробница под спудом благоверной княгини, схимонахини Евпраксии». Местная память ей творится октября в 16 день. Предание утверждает, что сия княгиня была игуменьей основанной ею обители. Висящий доныне при гробе ее черный посох почитают собственным ее настоятельским; может быть, она посхимилась незадолго до своей кончины. В монастыре осталась из древних зданий одна церковь святого Иоанна Предтечи, в которой видны некоторые гробы князей Псковских. Тропарь, глас 4 Измлада явилася еси, Богомудре княгине Евпраксие, Божественный сосуд избран Богови, благочестием воспитана, веру непорочну соблюла еси. Тем же предстоя Святей Троице, молися стране Российстей сохраненной быти и всем нам спастися. Сведения о преподобном отце нашем Киприане 9 Память его празднуется месяца сентября в 29-й день † 1276 Киприан, преподобный, строитель Архангельского монастыря, уроженец Двинской трети, Устюжской волости, жил во время княжения великого князя Константина Всеволодовича Ростовского. Был богатым земледельцем, но, как сказано в Устюжском летописце, презрев красная мира сего, восприял монашеский образ и наречеся Киприан.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Потерпи немного, – сказал он, – пока успокоится дух мой». Итак, великий наставник свободно видел Небесную Царицу и слы­шал слова ее; а ученик поражен был ужасом, не видел всего, но видел свет небесный. По рукописным святцам, «преподобный отец Михей, келейник и ученик святого Серия чудотворца, преставился в лето 6893 (1385) месяца мая в 6-й день», следовательно, за 6 лет до смерти наставника своего. Мощи его почивают под спудом в церкви, устро­енной над местом погребения его, в честь явления Богоматери препо­добным Сергию и Михею 723 . Память местночтимой блаженной Феодосии, матери святого благоверного великого князя Александра Невского В Новгородском Юрьевом монастыре, у южной стены собора, вро­вень с правым клиросом находится гробница, на которой положена плита из белого мрамора с надписью: «лета 1244 мая 5-го в Великом Новгороде почи о Господе блаженная великая княгиня Феодосия, честнейшая супружница великого князя Ярослава Всеволодовича, с ним же благоговейно пожи и богоугоди, от него породи святых благо­верных князей Феодора и Александра Невского и иных седмь сынов, и на конец жития иноческий образ восприимши, в нем же дано бысть ей имя Евфросиния; положена же бысть в обители святого Георгия подле сына своего, святого благоверного князя Феодора, на сем месте в каменном гробе». Преставление Преподобного Адриана Монзенского Родиной Адриана, в мире Амоса, была Кострома. Родители его желали, чтобы сочетался он браком, и даже нашли ему невесту. Но не того желал Амос и сделался болен. В болезни виделся ему одинокий храм между двух рек, и он слышал голос: «Здесь – твое место». Опра- вясь от болезни, Амос тайно ушел из дома родительского в Толгский монастырь и в Геннадиевой обители принял пострижение с именем Адриана. Здесь прожил он несколько лет; потом жил на Каменном острове в Спасской обители и в Павловой Обнорской пустыни. Его не оставляла мысль найти виденный храм между двух рек. В Павло­вой пустыни полюбил его старец Пафнутий, и Адриан рассказал ему давнее видение свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

один из больших островов Средиземного моря, составляющий ныне часть Итальянского королевства. Сицилия благодаря большему количеству трещин и впадин в известковых горах, покрывающих его, имел много горячих ключей. их кончины с точностью неизвестно, полагают что она последовала в половине IV b. Страдание святого мученика Калуфа египтянина разумеется Максимиан Геркул, соправитель Диоклитиана, с титулом августа управлявший Италиею и Африкою с 284 до 305 года. ( < < back) Фивы находился в верхнем Египте и расположен был на обоих берегах реки Нила. ( < < back) Преставление благоверного князя Иоанна Угличского, в иноках Игнатия, вологодского чудотворца Углич, ныне уездный город Ярославской губ., расположен на реке Волге. Великие Луки, до XV века называвшийся просто Луки, без прилагательного «Великие», принадлежит к числу древнейших русских городов: о нем упоминается в Новгородской летописи под 1166 годом. Ныне — это уездный город Псковской губернии, расположенный по обоим берегам реки Ловати и на острове Дятловке. князь Uoahh III Васильевич княжил в Москве с 1462 до 1505 года. Он заподозрил брата своего Андрея в измене по поводу того, что последний не выслал войска в помощь ему против татар, и за это заключил его с семейством в темницу. времена святого князя Иоанна в северо-восточной Руси было два города с именем Переяславля. Один находился в нынешней Владимирской губернии и назывался Переяславлем Залесским, а другой — в нынешней Рязанской губернии и в 1778 году при образовании Рязанского наместничества переименован в Рязань и сделан, губернским городом. Последний основан около 1095 года Муромским князем Константином-Ярославом Святославичем, а Переяславль Залесский на нынешнем его месте основан в 1162 году Суздальским князем Юрием Владимировичем Долгоруким. Можно думать, что местом заключения князя Андрея и его семейства был Переяславль Рязанский, так как в нем около 1513 года упоминается острог, который был окружен деревянною стеною. ныне Белозерск, уездный город Новгородской губернии. Князья-братья были переведены на Бело-озеро после смерти их отца, последовавшей 7 октября 1493 года. Мать их, княгиня Елена, скончалась еще раньше, в 1492 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В 1449 г. «скорые татарове Седи Ахметевы» дошли до Пахры, но были разбиты царевичем Касымом, выступившим из Звенигорода, и «розсунашася по земле». В Звенигороде Касым оказался не случайно. После победы над Василием Косым (1436 г.) этот когда-то стольный город Юрия Дмитриевича и его старшего сына перешел к Василию II. Однако Дмитрий Шемяка считал, что Звенигород по наследству должен был стать его вотчиной. Только в 1447 г. он отказался от этой мысли и готов был признать переход Звенигорода к великому князю. Но еще до этого, в конце 1446 г., татарские царевичи (в их числе и Касым) на московской службе размещались где-то на литовско-русском порубежье. Возможно, что именно там они были и поселены первоначально (около 1445 г.), чтобы обеспечить подчинение этого края, связанного с галицкими князьями, великокняжеской власти. Новая военная экспедиция против Дмитрия Шемяки готовилась долго и началась только осенью 1449 г. Тогда Василий II послал князя Василия Ярославича «изгонной ратью» на Галич. Узнав об этом, князь Дмитрий выехал из города с женой и боярами и отправился в Новгород. Приехав на Вишеру, он послал Ивана Яковлевича к новгородскому архиепископу Евфимию просьбой принять к себе его жену Софью и сына Ивана. Владыка согласился это сделать, и княгиня Софья с сыном въехала осенью («в осенине») в Юрьев монастырь. Сам же Дмитрий Юрьевич, так и не побывав в Новгороде, «пошед Галицю». На краю плащаницы, представляющей собой вклад жены Дмитрия Шемяки в Юрьев монастырь, помещена надпись: «В лето 6957 индикта 7, как был великий князь Дмитрии Юриевичь в Великом Новегороде и повелением великаго князя наряжен бысть сии воздух в храм святаго великомученика Георгия того же лета месяца августа в 23 день благоверною и его великою княгинею Софьею и при с[ы]ну благоверном князя Иване...» Следовательно, к 23 августа 1450 г. (дата в стиле новгородской летописной традиции) Дмитрий Шемяка находился уже в Новгороде. С напряженной идеологической борьбой в конце 40-х годов XV в. между Василием II и Дмитрием Шемякой связано возникновение трех литературных произведений — Летописной повести о Куликовской битве, Слова о Дмитрии Донском и Пространной редакции Повести о нашествии Тохтамыша. Как доказала М.А. Салмина, Летописная повесть сложилась на основе рассказа Троицкой летописи (свода 1409 г.) и содержалась в первоначальном виде в своде 1448 г., представленном Софийской I и Новгородской IV летописями. В этом же своде находился и первоначальный текст Слова о Дмитрии.

http://sedmitza.ru/lib/text/438790/

Город Волхов возник уже в ХХ в. как поселок строителей Волховской ГЭС и получил название Волховстрой – «стройка на Волхове». ГЭС сооружалась с 1918 г. по декабрь 1926 г. по плану ГОЭЛРО и была первой ГЭС в России. В 1940 г. название Волховстрой было заменено на Волхов. 302 Храм Святой Софии в Новгороде был воздвигнут над рекой Волхов у древнего Волховского моста в 989 г.: «Постави Владыка епископ Иоаким первую церковь деревянную дубовую Святыя Софии», – гласит летопись об этом событии. Но во время пожара в марте 1045 г. храм сгорел. При князе Владимире Ярославовиче в 1045–1050 е на месте сгоревшего воздвигли каменный Софийский собор, который стал главным строением Новгородского кремля. Храм был политическим, экономическим и культурным центром древнего Новгорода. Здесь решались важные государственные дела и объявлялись княжеские указы. У стен Софийского собора собиралось новгородское вече. В храме размещались богатая новгородская казна, одна из крупнейших библиотек Древней Руси и архив города. Здесь же хранились образцы мер и весов. Для Софии Новгородской написано было Остромирово Евангелие – самая древняя из сохранившихся датированных кириллических книг. Облик собора отличается лаконизмом и величественностью, кладка его стен из глыб необработанного камня придает зданию характер суровой простоты и монументальности. Внутри собор так же величествен и суров, как и снаружи. Могучие столбы делят внутреннее пространство на пять нефов, три из них заканчиваются алтарными апсидами. Центральный пятиярусный иконостас храма XIV–XVI вв. высотой 11,5 метров – один из древнейших на Руси. Он насчитывает свыше 70 икон, среди которых есть иконы XIV в. работы греческих и сербских иконописцев. В храме можно поклониться знаменитой чудотворной иконе «Знамение», которая, по преданию, отвела суздальские войска от Новгорода во время битвы новгородцев с суздальцами в 1169 г. В Софийском соборе погребены многие русские святые, среди них святая благоверная княгиня Анна Новгородская и ее сын, святой благоверный князь Владимир, основатель храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Псков. Иоанно-Предтеченский монастырь с Завеличья (подворье Крыпецкого монастыря). Собор Рождества Иоанна Предтечи. Иоанновский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, 1-я пол. 12 в., ул. Горького, 1 Иоанно-Предтеченский девичий монастырь был основан в 1240 году княгиней Ефросиньей Рогволдовной — теткой известного псковского князя Довмонта. Под именем Евпраксиньи она стала первой игуменьей монастыря; погребена здесь же, в Иоанновском соборе, который с того времени стал усыпальницей псковских княгинь, (а много позднее, в 19 в., и губернаторов города). В 1921 г. монастырь был закрыт. Богослужения возобновились через 70 лет, в 1991 году. Реставрации: 1948-1949 гг. (архитектор П. Н. Максимов), 1978-1991 гг. (С. П. Михайлов, открывший фрагменты живописи 12 века). В архитектурном отношении собор уникален: это единственный базиликальный, трехнефный, трехапсидный храм в Пскове, относящийся, как и мирожский, к древним, домонгольским временам. Позакомарное покрытие, три главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую домонгольскую школу. (Псковские — двухпролетная звонница и притвор — появились позднее). В интерьере — также редкие для псковской традиции — 6 столпов и пониженные подпружные арки. В декоре используется аркатурный пояс на барабане; загадочны круглые (!) окна в восточной части четверика — таинственные иллюминаторы на этом древнем корабле веры. Он построен с небольшим отступом от берега реки Великой, против впадения в неё Псковы. По преданию, монастырь основан около 1240 года местночтимою княгиней Ефросиньей, в иночестве Евпраксией. Благоверная княгиня, дочь полоцкого князя Рогволда Борисовича и тётка князя Довмонта, была в супружестве за князем-авантюристом Ярославом Владимировичем, который являлся сыном Псковского князя Владимира Мстиславовича. Ефросинья была отвергнута злым супругом, который то воевал против немцев, то дружил с ними, наконец ушёл к рыцарям и там женился на Лифляндке.

http://sobory.ru/article/?object=00257

Уже вскоре после «крещения Руси» при князе Владимире Русь стала являть Богу и миру почитаемых праведников (как то: святые князья Борис и Глеб; святой Феодор, епископ Ростовский; святители Иоаким, Лука и Герман, Новгородские чудотворцы; преподобный Моисей Угрин; святая благоверная великая княгиня Анна; святой князь Владимир Ярославович; преподобный Ефрем Новоторжский…). Впоследствии Русь просияла такими великими светильниками как Сергий Радонежский, Серафим Саровский , Иоанн Кронштадтский и пр. М.В. Нестеров. Святая Русь . Можно ли говорить о «русском Православии» как об особенной ветви вселенского Православия? Православие едино, как едина Вселенская Православная Церковь , един её Глава Господь Иисус Христос , едино учение веры, едины Церковные Таинства, едины величайшие святыни, едина общая цель и надежда. Относительно национальностей, все перед Богом равны. На этот счёт Церковь учит определенно: «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином» ( Рим.10:12 ), «Нет уже Иудея, ни язычника» ( Гал.3:28 ). Человек прославляется или осуждается Богом не по национальному признаку, а по духовно-нравственному состоянию, желанию и готовности следовать за Христом. Номинальная принадлежность верующего к государству, обозначаемого как Святая Русь, не делает его автоматически святым — скорее накладывает дополнительные религиозно-нравственные обязательства, усугубляет ответственность. Разумеется, этим доводом отнюдь не отрицается особая роль Русской Православной Церкви, как одной из Поместных Церквей, в деле хранения, укрепления и распространения веры на земле. Христианское использование этого наименования подразумевает не превозношение над другими народами, а личную ответственность христианина, чтущего подвиг предков, посвятивших себя Христу, и стремящегося соответствовать их духовному уровню. Как следует относиться к заявлением о превосходстве российского народа над всеми остальными? В Церкви Христовой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол.3:11 ). «Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания» (Основы социальной концепции РПЦ. II.4). Достаточно остро высказывался по этому поводу священник Даниил Сысоев : «Отождествления себя с членами своей нации для христианина вообще странно. Он – член новой нации Христа, которая включает в себя представителей всех народов». Имея верное мировоззрение, православный христианин не станет даже думать о превосходстве одного народа над другими в этническом отношении. При этом сам он отождествляет себя с народом Божьим (с Земной Церковью). Цитаты о святой Руси

http://azbyka.ru/svyataya-rus

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010