Васкнарва сегодня — это дачный поселок на границе Эстонии и России. Из Чудского озера устремляется река Нарова на север к Балтийскому морю. С высоты тридцатиметровой колокольни и купола храма пророка Божия Илии осеняют окрестности Христовым Благословением два осъмиконечных креста. В деревне более ста одноэтажных домов, но зимой лишь к нескольким из них протоптаны тропинки в снегу. Избы и особняки стоят на местах усадеб, уничтоженных в годы Второй мировой войны. Из более чем тысячного населения Васкнарвы на послевоенное пожарище вернулось чуть больше сотни погорельцев. Со времен Российской Империи сохранился лишь один кирпичный дом, в котором теперь расположились эстонские пограничники. Более тысячи лет тому назад великая христианская просветительница Святая равноапостольная княгиня Ольга в десяти километрах отсюда на Наровских порогах чуть не утонула. Здесь она собирала дань со своих подданных и в знак благодарности Богу за чудесное спасение поставила на правом берегу аршинный каменный крест. После отпадения от Церкви Христовой католические проповедники пытались поработить эти земли. С целью наступления на восток Папой римским в 1202 году был создан военизированный рыцарский орден, названный Ливонским. В 1242 году Святой благоверный великий князь Александр Невский защитил свою Новгородскую вотчину и остановил продвижение немецких рыцарей, а в деревне Олъгин Крест была освящена каменная церковь. Она простояла семь веков до 1944 года, пока не была разрушена потомками завоевателей — гитлеровскими войсками. После грандиозного крестьянского восстания 1343 — 1345 гг. поработители эстонского народа решили укрепиться на восточных рубежах. В 1349 году здесь, в Васкнарве, ливонцы построили деревянную крепость. Она простояла недолго, пока ее не сожгли рыбаки с противоположного берега. Однако на развалинах в 1427 году рыцари возвели каменный замок Нойшлюс. Уже в это время находившееся здесь русское поселение называется Сыренец. Несмотря на мирный договор с Ливонским Орденом 1461 — 1480 гг., в теократическом городе Дерпт (Тарту) его главой латинским епископом Андресом были утоплены в реке семьдесят два мученика, не пожелавшие отречься от Православной веры, во главе со священником Исидором. В том же 1472 году священномонахом Ионой и его бывшей супругой монахиней Вассой был основан Псково-Печорский монастырь. Они бежали, спасаясь от уничтожения, из Дерпта или Юрьева, основанного русским князем Юрием Долгоруким еще в XII веке. В 1492 году великий Московский князь Иван III построил крепость напротив ливонского замка в городе Нарва, чтобы предотвратить нашествие еретиков на православную землю.

http://pravoslavie.ru/1951.html

Вообще время княжения Ярослава Мудрого и Ирины было периодом высшего подъема Киевской Руси. Ярослав замыслил устроить стольный Киев как «град Божий» – земное отражение Небесного Иерусалима ( Откр.2:10 ). Центром Киева стал храм Софии Премудрости Божией. Вход в град Премудрости Божией осуществлялся через Золотые Ворога, над которыми был воздвигнут храм Благовещения. Недавние язычники глубоко почитали Пресвятую Деву как Храм Премудрости Божией. Поэтому храмовым праздником в Киевском соборе святой Софии стал день Рождества Пресвятой Богородицы. В 1046 г. греческая царевна Анна, выходя замуж за сына Ярослава и Ирины Всеволода, привезла в Киев чудотворную икону Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы) – как благословение Пресвятой Богородицы Русскому государству. Духовное значение этого образа для христианской Руси выражают слова акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Царствия нерушимая стено!» Эта икона получила впоследствии имя «Смоленской». В 1051 г. пришел в Киев с Афона преподобный Антоний Печерский – основатель Киево-Печерского монастыря. Через него Божия Матерь благословила Киев как Свой Третий Вселенский Жребий. Великому князю Ярославу часто приходилось бывать в далеких походах и поездках, во время которых Ирина оставалась в Киеве, управляя делами. Уже при жизни Ирина прославилась своей добродетелью и благочестием. Святитель Иларион, митрополит Киевский, в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» пишет, обращаясь к уже покойному святому Владимиру – крестителю Руси – про княгиню Ирину: «Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют Имя Христово!». Ирина стала матерью семерых сыновей и трех дочерей. Особенно известны ее сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский, великие князья Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха ). Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья, воспитывались в атмосфере «книжности». Летописец сообщает, что Ярослав «насеях книжными словесы» сердца близких ему людей. Великая княгиня научила детей родному языку, и они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины. Все дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна – французской, Мария – венгерской, Елизавета – норвежской.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

В Наших Дворцовых сёлах с таможенными пошлинами и с перевозами и с хлебными запасами и со всякими поборами, и со всеми доходами во веки неподвижно, пока и мир во вселенной стоит. Да к тому же монастырю Пречистой Богородицы Иверской пожаловали Мы в вотчину же, в Коротском же погосте монастырь Пречистой Богородицы, честного и славного Её Покрова с крестьянами и со всеми угодьями: да в Обонежской пятине, в Заонежской половине, в Деревяницком погосте, монастырь Лисий Рождества Пречистой Богородицы, со всеми вотчинами того монастыря, с сёлами, и с деревнями, и с починками, и с пустошами, со всеми угодьями. Да в Петровском и в Борисоглебском погостах, в Боровичах пониже посада, на реке Мсте: монастырь сошествия Святого Духа и Покрова Пречистой Богородицы, и Святого Праведного Иакова Чудотворца, со всеми вотчинами того монастыря, с сёлами и с деревнями и с пустошами, с реками и с озёрами, и со всякими угодьями по тому же, как писано выше сего в сей Нашей Царской жаловальной грамоте. Да к тому же монастырю Пречистой Богородицы Иверской, пожаловали Мы в Нашем Царствующем граде Москве, в Китае городе, за Ветошным рядом в тупике, на приезде того монастыря Властям с братией, двор, что прежде сего на том дворе стаивали Греченя. А в межах тот двор с одну сторону двор Новгородского Митрополита, а с другую сторону монастырь Богоявленский. Да в Великом Новгороде пожаловали Мы в тот же Святоозерской монастырь, Михайловской двор Милославского с садом, и со всяким строением, на приезде того монастыря Властям с братией по старым межам, и по Писцовым книгам. Также Мы, Великий Государь Царь, и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой России Самодержец, и Наша Благоверная Царица и Великая Княгиня Мария Ильинична, и Сын Наш Благоверный Царевич Князь Алексей Алексеевич, по прошению Отца Нашего и богомольца Великого Государя, Святейшего Никона, Патриарха Московского, и всея Великой и Малой России: пожаловали велели ему дать к тому монастырю Пречистойя Богородицы Иверской, и Святых чудотворцев Филиппа, Иакова, купленные его вотчины, что ему продали Стольник Наш, Князь Иван Князь Дмитриев сын Пожарский, отца своего Боярина Князь Дмитрия Михайловича Пожарского, купленную вотчину, что он купил у Князя Евфима Мышецкого, в Новгородском уезде, в той же Деревской пятине, в Листовском погосте сельцо, что была деревня Рахин мост на Московской дороге по обе стороны реки Холовы; да в Колтотском погосте усадьбу сельцо Плоское с деревнями и с починками и с пустошами: да в Новоторжском уезде в Зашегринском стане купленную же вотчину, село, что была слободка Шумовская на реке Тверце, что ему продал Иван Иванов сын Урусов, отца своего купленную вотчину Ивана Степанова сына Урусова.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

«Лучше нам, братцы, сказали они дружинам, умереть за святую веру, чем быть в их неволе. Все это навел на нас Бог за грехи наши». Февраля 6 владимирцы увидели, что неприятель ставит вокруг города стенобитные оружия, а вечером стал окружать его валом и тыном. Князья Всеволод и Мстислав, княгиня – мать их с дочерями и невестками, многие вельможи собрались в храм Богоматери и приняли от епископа Митрофана пострижение в иночество; все принесли исповедь в грехах своих, причастились св. таин и приготовились к смерти. Февраля 7 в воскресенье мясопустное город был взят и страшно опустошен. Святитель Митрофан, супруга Георгия Агафия, дочь Феодора, невестки Мария и Христина – страдальчески умерли в пламени собора; сыновья Всеволод и Мстислав пали в сражении, большая часть жителей столицы убиты, не многие взяты в плен. 512 Георгий, получив весть о такой участи своего семейства и народа, сказал с Иовом: «так ли, Господи, угодно милосердию Твоему? зачем я остался один?». 513 Благоверный Георгий под тяжестью бед не только не пал духом, но еще окреп. Удалившись в Ярославль, дорогою взял он с собой ростовских князей с их дружинами. 514 Слыша же о страшном по огромному числу неприятеле, он решился идти в глухое место, на р. Сить, туда, где тянутся болота на огромных пространствах. 515 Туда же приглашены и ополчения князей переяславского Ярослава и юрьевского Святослава. Батый, взяв Владимир, отправил сильные отряды к Ярославлю, чтобы догнать в. князя. 516 Георгий решился сберегать слабые в сравнении с неприятелем силы свои до лучшего времени. На берегах Сити разбил он стан свой и с. «Станилово на Сити» с валами и оковами остается памятником стана его. 517 – В. князь отправил Дорожа (Дорофея Семеновича) с 3.000 «пытать татар» 518 – разведывать, где явятся они, чтобы вовремя или идти далее на север, в новгородские владения, или приготовиться к битве. Но тогда, как Георгий ждал татар от Ярославля, до которого они гнались за ним, полководец Батыя Бурундай пошел из Владимира переяславско-скнятинской дорогой чрез Кашин, опустошил Переяславль, Скнатин, Кашин 519 , и истребительной волной двигался к Бежецкому Верху.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Новгородский Софийский собор, со времени первоначального построения (1052) видел в своих стенах многих молитвенников из числа в. кня-зей, царей и святителей не только новгородских, но даже киевских, московских и других. Не говоря о самих Новгородцах, бывших всегда в го-товности умереть за св. Софию 215 и почитавших ее заступницею против врагов 216 , всякий из царей и святителей, проезжавший чрез Новгород, вменял себе за правило быть у св. Софии и поклониться ее святыне. А вместе с сим новг. Софийский собор был усыпальницею для всех новг. князей и свя-тителей, если не было особенного завещания о погребении в другом храме 217 . Укажем прежде на святых угодников прославленных, почивающих в соборе поверх земли и под спудом. К числу угодников Божиих, почивающих поверх земли, принадлежат: 1. Святая благоверная великая княгиня Анна, супруга в. князя Ярослава I Владимировича, преставилась в 1050 году 10 Февраля 218 . Св. благоверный князь Владимир, второй сын в. князя Ярослава I Владимировича и вышереченной княгини Анны, родился в год смерти старшего брата своего Илии (1020), княжил в Новгороде 17 лет (1035–1052), преставился 4 октября 1052 года 219 Примечание: Св. благоверный князь Владимир и матерь его Анна прежде почивали в западной или Корсунской паперти, где с 1440 года, по чудесному явлению св. Иоанна св. Евфимию, отправляемы были 4 октября сим святым создателям храма соборне панихиды; а 13 августа 1654 года мощи их перенесены преосвященным митрополитом Макарием из Корсунской паперти на нынешнее место, примыкающее в соборе к Мартириевской паперти 220 . 3. Св. благоверный князь Мстислав, сын князя Ростислава Мстиславича, внука Владимира Мономаха , преставился 14 июня 1180 года и положен в мраморной гробнице, устроенной Владимиром Ярославичем. Над этою гробницею, в приделе Рождества Богородицы, на южной стороне, поставлена с мощами его рака 221 . 4. Св. благоверный князь Феодор Ярославич, брат св. Александра Невского, преставился 5 июня 1233 года и погребен был в Юрьеве монастыре подле матери своей Феодосии, а оттуда в 1614 году, по случаю нашествия Шведов, мощи его перенесены в Соф. собор и положены в раке на левой стороне, с начала в приделе Рождества пресв. Богородицы против мощей св. Мстислава, а потом против мощей св. Владимира, под аркой, у Предтеченского придела, где находятся и до ныне 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

– Пасу ли скот, занят ли работой на монастырской молочной ферме или еще где нахожусь при деле, а хоть и в конюшне – книги всегда при мне. Евангелие, Псалтирь или «Жития святых» – только выпала свободная минута, достаю из-за пазухи, а если в поле, то из котомки с хлебом – и читаю... Поэтому и Святая София открыла молодому послушнику свои тайны. Софийский собор о. Павел знал, как свои пять пальцев: «Свято-Софийский собор в городе Новгороде зачали сооружать в 1045 году и закончили в 1052-м. Строили и украшали его цареградские мастера и художники, « церковь сиюустроиша весьма прекрасну и превелику». Матерьялом для собора служили булыжные камни, плита и кирпичи разных размеров. Стены собора имеют толщину 1,25 метра. В соборе восемь каменных четвероугольных столбов, на них утверждены верхние своды с куполом. » Несколько страниц занимает в тетрадях о. Павла подробное описание Софийского собора, которое заканчивается указанием местонахождения святых мощей князя Феодора Ярославича (†1232) и святителя Иоанна (†7 сентября 1186). «В юго-западном приделе находятся гробницы строителя собора князя Владимира, умершего в 1052 году и матери его Анны-Ингигерды, умершей в 1050 году, а также в соборе почивают под спудом многие угодники Божий», – добавляет о. Павел. Благоверный князь Владимир Ярославич, создатель Софийского собора, и мать его княгиня Анна, помощница и участница в созидании храма, открыто почивают под сводами собора, память их совершается местно 4 октября и 10 февраля – это одни из самых первых новгородских святых. Вообще древней Руси свойственна семейственная святость, что видно на примере многих княжеских семей, и не только княжеских, но и простолюдинов, из которых вышли такие светочи русского православия, как преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Ярослав с помощью новгородцев отмстил окаянному Святополку за убийство братьев, святых князей Бориса и Глеба, а граждане новгородские за свое мужество получили льготные ярославовы грамоты и право выбирать собственных властителей – то, что в последующие века называлось новгородской вольницей. Избранный народом князь «целова крест на воли Новгородской и на всех грамотах Ярославлих», а место, куда сходились новгородцы на вече для совета, с того времени и доныне называется Ярославовым Дворищем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

6 Дворец великокняжеский тогда находился со времён Ярослава I у Николаевского собора, названного по имени Ярославова дворца Дворищским. См. Истор. разгов. о древн. Великого Новгорода, 1808, стр. 12. 7 В рукописном сказании об обретении чудотворной иконы святителя Николая, хранящемся в Николаевском Дворищском соборе и приложенном к гравированной копии образа, благоверная княгиня Анна, содействовавшая князю в построении храма, названа бабою, т. е. бабкой, потому что первой супругой Мстислава была Христина, скончавшаяся в 1122 году (1 Новг. Лет. под 6630 годом), второй – Любовь , с 1122 года (Труды Общ. Ист. и Древн. Росс., кн. I, стр. 21). А в повести рукоп. «Чудо Св. Николы о князе Мстиславе» читаем: «Потом же князь Георгий (Мстислав), по завещанию св. Чюдотворца Николы, стяжая веру к цельбоподательному образу его, сотвори церковь каменну, с бабою своею благоверною княгинею Анною, на дедине Ярославля двора, прекрасну и пространну, во имя великого архиерея, и подписа ю стенным изуграфством, и чюдотворную ону икону тамо постави; тако же и на месте потока Липенского, идеже чюдотворная та икона обретеся, церковь воздвиже в его же святое и многочюдесное имя каменну же, и монастырь возгради, и братию собра, и селы одарова». Ист. Русск. Церкви преосв. Макария, т. II, прим. 172. 9 По вычислении 180 из 6800 лет выходит 6620, или 1112-й, год, в который полагается обретённой икона. 10 Подобное повторяется и в Соф. Летоп., ч. I, стр. 151. Равно и в рукоп. Летописце в 4-ку, составленном в царствование Императрицы Екатерины II и хранящемся в Никол. Дворищском соборе, на л. 6 записано: «В лето 6621 заложи князь Мстислав церковь каменну св. Николая Чудотворца в Ярославля Дворищи, понеже того года приплы из Киева образ, дска круглая, Николая Чудотворца, в Новгород, и пристал на Липне, идеже ныне стоит Николо-Липенский монастырь». А на 37 листе того же летописца: «В лето 6621 приплы образ Николая Чудотворца из Киева в Великий Новград при епископе Иоанне. Того же лета заложи князь Мстислав в Великом Новграде церковь каменную св. Николая Чудотворца на Ярославли Дворища, и образ Николая чудотворца постави в ней».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Рака, присланная царем Михаилом Феодоровичем для мощей преп. Александра Свирского вся обложена басменным позолоченным серебром; на верху раки серебряный пояс и на нем вязью начеканено следующее: «Отец безначален, Сын соприсносущен и Святый Дух вседетельный, от Отца исходит и на Сыне почивает, в Троице славимый Бог , Отец и Сын и Святый Дух, едино Божество вкупе, молитвами Пречистыя Богоматери и преподобнаго отца нашего Александра Благоверный и Христолюбивый царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Руссии самодержец, Владимирский, Московский, Ноугородский и царь Казанский царь Астраханский, Государь Псковский и Великий Князь Тверской, Югорский и Перьмский, Вятцкий и Болгарский и иных многих государств Государь и обладатель и Его Благоверная Царица и Великая Княгиня Евдокея Лукиановна и Их Благоверные чада Благоверный Царевич и Великий Князь Алексей Михайлович и Благоверная Царевна Великая Княжна Ирина Михаиловна и Благоверная Царевна и Великая Княжна Татиана Михаиловна повелели сию раку сделать серебряну и позлащену Преподобному Александру Сверскому чудотворцу при Великом Господине Святейшем Иосифе Патриархе московском и всея Руссии, лета 7151». В кругах, по сторонам раки вычеканено краткое житие преп. Александра, в конце коего прибавлено: ... «По преставлении же Преподобнаго быша мощи его под спудом 110 лет и многа чудеса содеяшася от гроба святаго. В лето 7149, при державе Благовернаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Руссии Самодержца и при Благоверном царевиче Алексие Михайловиче обретошася мощи его целы и нетленны и свидетельствованы Новгородским митрополитом Афонием и иже с ним священнаго собора и положены в новое раце в церкви Святаго и Боголепнаго Преображения Христова. И егда обретены быша мощи Святаго, тогда явилося на них яко миро и разыдеся по мощем его яко вода и не мала исцеления быша от того святаго мира, по сем не многим днем минувшим многое благоухание изыде от мощей Святаго». Крышка на раке серебряная литая с изображением преподобного Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

В Александро-Невском Монастыре празднование 30-го августа совершалось с 1734-го года, по словесному приказу архимандрита Петра, по напечатанной в 1725-м году особливой книге. Во всех же других церквах, по епархиям служба отправляема была, где были месячные Минеи, по месячной Мине!, а гд! их не было, по общей Минее, во многих же местах и по особливой книге, напечатанной в 1725-м году. И даже в Петербургских церквах служба отправлялась 30-го августа по всем трем видам 2842 . В некоторых епархиях 30-е августа считали не столько праздничным, сколько табельным днем, – днем заключения мира со Свейскою Короною 2843 . В 1740-м году Святейший Синод запросил всех епархиальных архиереев «о праздновании святому благоверному великому князю Александру Невскому, ежегодное августа в 30-м числе празднование повсюду во всех церквах бывает ли, и по месячным ли Минеям, или по учиненным о том особливым Службам, или по другим книгам, и каким именно, и каковым образом точно» 2844 . 25-го августа 1741-го года Новгородский архиепископ Амвросий объявил в Святейшем Синоде, что Ее Императорское Высочество благоверная государыня великая княгиня Анна, правительница всея России именным по докладу его преосвященства указом 28-го августа повелела: отныне нигде в церквах 30-го августа о заключении мира со Свейскою Короною установленного молебствия и торжества не отправлять, а празднование в тот день чинить точно святому Александру Невскому, для его пронесения святых мощей, по положенной в месячной Мине службе». 24-го сентября об этом были разосланы синодальные указы 2845 . По высочайшему повелению, в день Пасхи «ко всенощному бдению» благовест начинал в начале второго часа по полу ночи Троицкий собор. За ним благовестили все церкви и продолжали благовест до начала пушечной пальбы. В это время пели канон Великой Субботы, облачались в праздничные одежды и исправляли «литий надлежащую с хождением около церкви – в тот же благовест, не звоня отнюдь в прочие колоколы». Затем, дойдя до начала утрени, останавливались и были «во всякой готовности, ожидая пальбы из пушек, благовест продолжать непрестанно и твердо смотреть отвсюду, когда из пушек только станут палить, то в самый тот момент везде зазвонить во вся и священно-служителям начинать» пасхальную службу возглашением славы Святой Единосущной и Животворящей Троице и пением «Христос воскресе» 2846 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

По материалам: Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915. Дошедшее до нас здание Спасо-Преображенского собора было построено на месте одноимённого каменного храма, сооруженного в 1364–1365 гг. по инициативе новгородских купцов, который сменил еще более древний храм, известный с 1163 года. Археолог П.Д. Малыгин и искусствовед А.М. Салимов предполагают, что уже в домонгольский период церковь Спаса в Новом Торге была каменной. Археологические исследования 1997 года с восточной стороны дошедшего до нас собора Спаса XIX века показали, что из построек XIII-XIV веков собор в Торжке был самым большим храмом в Новгородской и соседней с ней землях. В 1372 году во время пожара при разорении Торжка тверским князем Михаилом Александровичем в нём сгорели или задохнулись в дыму многие жители Торжка. В 1406 году в храме были погребены князь Симеон Вяземский и его жена Иулиания, убитые в Торжке князем Юрием Смоленским. В Писцовой книге 1625 г. есть описание собора Спаса: «да в том же соборном храме придел вверху на полатех вход во Иерусалим да в том же храме придел Пречистая Богородице Одигитрия муромская да три колоколы больших, да четвертый колокол большой взяли мирские люди на город для осадного времени, да два колоколы зазвонные, да два колокольчики маленькие; да подле товож соборново храму храм Афонасья и Кирилла древен , а строение-де царя Симеона». В Писцовой книге 1686 г. такое сообщение о соборе: «В Торжку внутри городе. Соборная церковь Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Да в той же соборной церкви погребена благоверная княгиня Улияния князя Вяземского супруга. У той же соборной церкви колокольня деревянная шестиугольная, шатровая, на ней шесть колоколов, большой колокол весом пятьдесят четыре пуда, другой сорок пуд, третий весом тридцать пуд, да два колокола по три пуда, жалованье великих государей. А около тое соборной церкви и кладбища по длиннику двадцать две сажени».

http://sobory.ru/article/?object=01140

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010