Икона написана на бледно-зеленоватом фоне, лики светло-желтые, округлые, с широкими глазами. По рисунку и манере письма, а отчасти и по краскам (типична яркая светлая киноварь особого оттенка) – образ относится к московскому периоду; мастерство письма указывает на царских мастеров; любители древних икон приписали бы эту икону, пожалуй, и к так называемым старым строгановским письмам, что нисколько не измеияет основного определения. Икона написана во второй половине XVI столетия и, по всей вероятности, в Москве. Принадлежность этой иконы к русскому мастерству в высшей степени интересна для истории русской иконописи, так как указывает на влияние итало грсческих икон. Помимо особенностей рисунка вообще, мы должны обратить внимание на ландшафт (травы) и рисунок гор, которые не схожи ни с новгородским, ни с московским пошибами. Икона была в поправке, следы которой заметны и помимо очевидно новых вепчиков (большая часть надписей нового происхождения). Описание 10 Св. Троица (доска липовая; 27х311/2 с.) – перевод с Авраамом и Саррою, но без заклания тельца. Новый, серебряный вызолоченный оклад (1850 года). Вохрение темно-желтое, с белыми оживками, пробелка риз тонкая красочная. Лица округлые. Манера письма, так называемый, «старо-московские письма» приблизительно половины XVI столетия. Приписи на полях – а) св. благоверный князь Гавриил-Всеволод и б) св. благоверная княгиня Ольга – современны самой иконе и хорошо сохранились, по надписи новые. Икона была в правке: поля и венчики, по обыкновению старообрядческих иконников, грубо замазаны, старые надписи везде уничтожены, поправка самой иконы наоборот очень осторожна, хотя и в ней есть наносы. Правка совершена вероятно в 1850 году, когда, как отмечено на обороте, икона поступила в собрание А. Лобкова и он сделал на нее ризу. Следует отметить перстосложение ангелов – у среднего перстосложение именословное, у правого двуперстное: возможно, что и у левого ангела рука сложена не случайно, а изображая то редко встречающееся на иконах перстосложение, в котором новгородцы видели сжатую руку. Во всяком случае, если и возможно определение времени иаписания, например, концом XVI века, то решительно нет никаких данных относить икону к периоду после реформ патриарха Никона . Описание 11

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

Блаженный князь Всеволод вновь ушел в Киев к своему дяде, великому князю Ярополку, который пожаловал племяннику в управление Вышгородскую волость близ Киева. Там в X веке в годы правления сына Святослава жила святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга (память 11 июля). Ольга, «градов Киева и Пскова изрядная доброта», защитила своего неправедно обиженного потомка: в следующем 1137 году жители Пскова, помнившие походы новгородско-псковского войска под водительством князя, призвали его на псковское княжение на родину равноапостольной Ольги. Это был первый псковский князь, избранный по воле самих псковичей. Псковитяне приняли его с великим торжеством. Народ во главе с духовенством вышел навстречу святому князю с крестами, иконами и колокольным звоном. Всеобщая радость была неописуема. Благочестивый князь сразу же заложил первый каменный храм во Имя Святой Троицы на месте видения святой Ольгой Трисиятельного Луча (Служба святому благоверному князю Всеволоду – Гавриилу, 3-й тропарь 2-го канона). Постройку окончили в следующем году. Только год прокняжил во Пскове святой благоверный князь Всеволод. 11 февраля 1138 года он преставился к Богу на 46 году жизни. Весь Псков собрался на погребение любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача. Новгородцы, опомнившись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород его святое тело, но князь отвратился от Новгорода, и рака не сдвинулась с места. Горько плакали новгородцы, раскаиваясь в своей жестокости и несправедливости, и молили Господа даровать им хоть малую частицу святого праха «на утверждение граду». По их молитвам отпал ноготь от руки святого. Тело святого благоверного князя Всеволода было положено псковичами в храме святого великомученика Димитрия Солунского. 27 ноября 1192 года были обретены честные мощи святого князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор, в котором был освящен в честь его придел. 22 апреля 1834 года, в первый день Пасхи, святые мощи были торжественно поставлены среди собора, где они почивают и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во Ржеве существовала легенда о сохранении города в Смутное время от литовцев благодаря заступничеству благоверного князя Владимира. Будто бы благоверный князь верхом на коне, словно из-под земли, вырастал перед литовскими войсками, и они в смятении отступали, когда он взмахивал белым платом. Каждую ночь благоверный князь Владимир обходил городские стены, как бы сторожа Ржев. Вечером к его могиле ставили новые сапоги, а наутро они оказывались истоптанными. Но однажды ржевцы пожалели новые сапоги и сделали набойку на старые. Утром обувь оказалась нетронутой, и, хотя жители города поспешили исправить свою вину и поставили к гробнице новые сапоги, благоверный князь Владимир более не обходил город. Православные жители Тверской земли продолжали почитать память святых князя Владимира и княгини Агриппины. В 1979 году благоверные князь Владимир и княгиня Агриппина по благословению Святейшего Патриарха Пимена включены в Собор Тверских святых (переходящее празднование в 1-ю неделю после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла). Июль 16 Собор Российских Чудотворцев В службе новым Российским чудотворцам прославляются русские святые, канонизированные на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. На этих Соборах, которые возглавлял митрополит Московский Макарий († 31 декабря 1563 г.), решался только один вопрос — о прославлении русских подвижников благочестия и веры. В Окружной грамоте, посланной от лица участников Собора 1547 года в Вологду, говорится: «Уставили есмы ныне праздновати новым чудотворцам в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников, многими и различными чудесы и знаменьми, и не бе им доднесь соборного пения». Митрополит Макарий начал собирать сведения о русских святых еще будучи архипастырем Новгородским. Его агиологические труды показали необходимость созыва Собора, который должен был упорядочить канонизацию святых и составить списки почитаемых святых. Подготовка к Собору длилась несколько лет, и так как материалы были изучены, заседания Собора 1547 года проходили в течение двух дней — 1–2 февраля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

557 Новг. I лет., стр. 86 под 1354 год. Новг. II лет. под 1353 год., стр. 132 и 181; III лет., стр. 228 под 1352 год. Ист. Росс. Иерарх., ч. 1, стр. 180, где отнесено событие к 1355 году. Всего вероятнее, что крестчатые ризы присланы из Царьграда в 1354 г. согласно с Новг. I летописью. При этих ризах была прислана и грамота с золотой печатью. По грамоте запрещалось преемнику облачаться в ризы, данные собственно св. Моисею. Проток. конст. патр. XIV века в Журн. Минист. Нар. Просв. за 1847 г. Велико-Новг. свят. кафедра Томилина, 1854 год., стр. 19. 560 Ризы сии записаны в описи Антон. монастыря за 1696 год, по в написании года устройства сотенная буква опущена: «Ризы камчатые мелкотравные брусничной цветъ; оплечье камка зеленая; а на ней шито золотом и серебром – Спас и Богородица и Предтеча; на другой стороне пречистая Богородица с превечным Младенцем и со Апостолы; а около венцев у Спаса и у святых низано жемчугом крупным; а около святых и подписи низано жемчугом мелким; а около ердани подпись шита золотом: лета 7(1)62 году, а круг оплечья шито золотом: союзом любве; подольник кутня полосатая; подпушка дорогильная двоеличная; подложены крашениной; крест и звезда шиты; по местам жемчуг осыпался». 561 Оплечье, шитое по бархату жемчугом, хранится в Знаменском соборе, а ризы полотняные и скатертные в Благовещенской церкви на Аркаже, крашенинные в Успенской церкви на Болотове. 565 Под Фотиевскими ризами должно разуметь ризы митрополита Фотия, присылавшего в 1410 году послание Новгородцам на имя арх. Иоанна. Акты Арх. Экспедиц. Т. I. 369. Но теперь переделанного из них саккоса нет. 567 Это было в год удаления и заключения первого московского патриарха Иова, при коем, вероятно, дано право носить саккосы новг. митрополитам. 570 Как думает преосв. Филарет в своей Истории Русск. Церкви, период патриаршества, 1847 года, стр. 151, прим. 264. 574 В описи за 1690 год изображения сии названы: «распятие Господа, снятие со креста, воскресение, вознесение на крест». 576 В описи омофор сей вписан под 1. На нём показаны вышитые московские чудотворцы: Пётр, Алексей, Иона и Филипп, Василий блаженный, Алексей человек Божий, Мария Египетская (два последние – Ангелы царя и царицы); а новгородские чудотворцы: Никита, Нифонт епископ, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион архиепископы, да благоверный князь Владимир и в. княгиня Анна, л. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

240 . (327). На покрове светло-малинового бархата, на жёлтой китайке, с крестом из серебряного позумента, при кресте изображено Видение Божией Матери преподобному Сергию, под крестом гора, Адамова голова и надпись в 3-х строках, шита серебро-золочёною канителью и шелками: Милостию Божиею в дом Святыя Живоначальныя Троицы и преподобнаго Сергия чюдотворца сей воздух приложила Матрона Феодоровна жена Вепрева Васильева сына на паметь мужа своего Феодора по его родителех и по своему роду лета 7032 (1524). 241 . (328). На покрове из тёмно-гвоздичного атласа, с полями из зелёного атласа, на шёлковой вишнёвой подкладке, с крестом и двумя Ангелами над ним, в подножии креста с градом Иерусалимом и надписью: Лета 7065 (1557) сделан покров сей повелением благочестивого Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича, Государя всея Русии, при его благочестивой Царице Великой Княгини Анастасии, и при его благоверных чадех, при благородном Царевиче Иване и при благородной Царевне Евдокее, в 23-е лето царства его. 242 . (330). На покрове тёмно-коричневой камки с ликами преподобных Сергия и Никона Радонежских чудотворцев, на полях шиты слова серебро-золочёною канителью. Внизу три строки обведены серебро-золочёным галуном, в них надпись: Повелением благочестивого, и христолюбивого Царя Ивана Васильевича, женою Марьею, Государя Самодержца всея Русии и Великаго Князя Владимирскаго, Московскаго, Новгородскаго, Псковскаго, и Астраханскаго, и Тверскаго, Смоленскаго и иных, и при его Богом дарованных чадех: благоверном Царевиче Князе Иване Ивановиче и благоверном Царевиче Феодоре Ивановиче, лета 7073 (1565) зделан сей покров. Положил благоверный и христолюбивый Государь Царь и Великий Князь Феодор Иванович всея Руси и благоверная христолюбивая Царица Великая Княгиня Ирина в дом Живоначальныя Троицы и преподобнаго Сергия чюдотворца и Никона лета 7100 (1592). 243 . (331). На покрове, средина чёрного бархата в два полотнища, поля лазоревой камки на гранитуровой подкладке с восьмиконечным крестом и подножением из серебряного гаса, на полях серебро-золочёною канителью шита такая же, как в предыдущем 239, надпись: Приидите вси вернии… преставльшейся от нас рабе своей благоверной Царевне и Великой Княжне Ксеньи, во иноцех схимнице Ольге, Борисовне всея Руси со всеми святыми во царствии Твоем покой Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

И особенно во времена взаимных раздоров князей Киевской Руси пример св. страстотерпцев служил важным напоминанием о мире, любви и согласии, которых не было среди удельных князей; их рознь и предала Русь татарам. Каким отрадным светом сияют лики двух святых братьев; какою они озарены новою для Руси красотой — красотою смиренной и кроткой души! Их короткая жизнь и славная смерть показывают, как быстро и богато поднялось на русской почве посеянное их отцом семя. Немного и недолго потрудились для родной земли благоверные князья-мученики, но зато явились сильными и теплыми ходатаями за нее на небе, и забота их о русской земле, и помощь подтверждаются следующими знамениями. Когда великий князь Александр Невский боролся с немцами и должен был вступить с ними в бой на берегах Невы, один из военачальников его, стоя ночью на страже, имел такое видение. Лишь только забрезжил свет, появился на реке корабль; гребцы сидели как бы покрытые тьмой, а посреди корабля в блестящих одеждах стояли святые мученики Борис и Глеб. И сказал св. Борис: «Брат Глеб, вели грести скорее, да поможем сроднику нашему князю Александру против немцев». И в тот день св. Александр одержал великую победу. Также, когда благоверный князь Димитрий Иоаннович боролся с нечестивым Мамаем, стоявший ночью на страже Фома Халцибеев видел следующее. В высоте показалось густое облако, и от полуденной стороны явились двое светлых юношей; в руках у них были зажженные свечи и мечи. То были святые мученики Борис и Глеб. И сказали они татарским воеводам: «Кто послал вас губить наше отечество, данное нам Богом?» и стали рубить врагов, так что ни один не остался цел. Наутро страж поведал видение великому князю Димитрию, и он молился: «Пресильный Боже, подай мне помощь молитвами святых мучеников Бориса и Глеба, как Давиду на Голиафа, как Ярославу на Святополка, как пращуру моему Александру на короля немецкого!» То был день Куликовской битвы, которая положила начало освобождению России от татарского ига. Семья Ярослава Мудрого. Св. великая княгиня Анна и св. князь Владимир Новгородские. Прп. Никола Святоша, князь Черниговский

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

Еще одним характерным явлением никоновской реформации стала беспрецедентная в Православной Церкви деканонизация прежде прославленных святых. Она явилась немаловажным звеном в деле реабилитации греков и дискредитации русского дореформенного православия. «Глупы наши святые были и грамоте не умели», – так объясняли свои решения реформаторы. Так, в первые годы после церковного раскола была деканонизирована святая благоверная княгиня Анна Кашинская. Следственная комиссия установила, что персты на нетленных мощах святой были сложены двоеперстно, что и послужило причиной исключения благоверной княгини из лика святых. Были деканонизированы преподобный Евфросин Псковский (в его Житии содержалось предание о «сугубой», двойной аллилуйи), преподобный Евфимий Архангелогородский, святой покровитель города Архангельска (деканонизирован в 1683 году за двуперстное сложение, с которым он изображался на иконах, и за «большую бороду» – один из внешних признаков старообрядцев), преподобный Максим Грек , преподобный Георгий, Шенкурский чудотворец, блаженный Симон Юрьевецкий. Были прекращены службы святому Нифонту, архиепископу Новгородскому, виленским святым мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию. В новом богослужебном уставе был понижен статус службы многим русским святым: всенощное бдение праздника преподобного Сергия Радонежского было заменено обычной вечерней службой, точно так же лишились всенощной преподобный Феодосий Печерский и Димитрий Прилуцкий, был понижен статус даже первых русских святых – благоверных князей Бориса и Глеба. Список можно продолжать до бесконечности. Так официальная церковь , по словам историка Б. Кутузова, «потеряла инициативу в историко-национальном воспитании народа. Отечественную историю русский человек преимущественно уже будет познавать не с церковного клироса, а с оперной сцены, через картины мирских живописцев и книги светских писателей. Нетрудно понять насколько все это ускорило секуляризацию русского общества» 560 . И действительно, наиболее важным отрицательным последствием никоновской реформации явилось изменение в самом духе церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Прошло несколько лет после этого события, и на месте явления этой иконы Богоматери возникла обитель, обращенная впоследствии в приходскую церковь. Точный список с этой иконы имеется в селе Новоспасское Дмитровского уезда Московской губернии. 24 сентября Мирожская икона В Псковской области, при устье реки Мирожи, находится Спасский мужской Мирожский монастырь, основанный в 1156 году. В нем и хранится Мирожская чудотворная икона Божией Матери. Явление ее произошло в 1198 году. В 1567 году во время сильного морового поветрия икона прославилась многочисленными чудесными знамениями: из очес ее изливались слезы, и болящие получали исцеление. Особенно много исцелений совершилось в городе Пскове, когда туда, по случаю моровой язвы, была приносима св. Мирожская икона Богоматери. С тех пор в память многочисленных благодеяний Богоматери, явленных через Ее образ, по благословению преосвященного Пимена, архиепископа Новгородского и Псковского, празднование в честь Мирожской иконы было установлено 24 сентября. На этой иконе Богоматерь изображена во весь рост стоящей с воздетыми руками. По правую руку от Нее в молитвенном положении изображен св. благоверный псковский князь Довмонт, в иночестве Тимофей; с левой стороны в молитвенном положении изображена супруга Довмонта благоверная княгиня Мария Дмитриевна. Не без основания предполагают, что эти изображения князя и супруги его прибавлены на иконе впоследствии, так как икона явилась в 1198 г., а князь скончался в 1299 году. Миртидийская икона Миртидийская или Миртовая икона Божией Матери явилась на острове Кипре или Чираго; поэтому она называется еще «Чиригиотисса». Исторических сведений об этой иконе не имеется. 25 сентября Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому Однажды великий угодник Божий преподобный Сергий Радонежский в ночь с пятницы на субботу стоял на молитве в своей келье и пел акафист Пресвятой Богоматери. Взирая с благоговейным умилением на Ее образ, он умолял Ее ходатайствовать перед Сыном Ее и Богом, да призрит Он милостивым оком на новооснованную обитель.

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

Да к тому же монастырю Пречистые Богородицы (л. 407 об.) 1378  Иверския пожаловали есмя в нашем царьствующем граде Москве в Китае городе за Ветошным рядом в тупике на приезд того монастыря властям з братьею двор, что преж сего на том дворе стаивали гречане, а в межах тот двор с одну сторону двор Новгородскаго митрополита, а з другую сторону монастырь Богоявленской. Да в Великом Нове-городе пожаловали есмя в тот же Святоозерской монастырь Михайловский двор Милославскаго с садом и со всяким строением на приезд того монастыря властем з братьею по старым межам и по писцовым книгам. Также мы, великий государь царь и великий князь Алексий Михай(л. 408)лович 1379  всеа великия и малыя Русии самодержец и наша благоверная царица и великая княгиня Мария Ильинична и сын наш благоверный царевич князь Алексий Алексиевич по прошению отца нашего и богомолца великаго государя Святейшаго Никона Патриарха Московскаго и всеа великия и малыя Русии пожаловали, велели ему дать к тому монастырю Пречистые Богородицы Иверские и святых чюдотворцов Филиппа и Иякова купленые его вотчины, что ему продали столник наш князь Иван князь Дмитреев сын Пожарской отца своего боярина князь Дмитрея Михайловича Пожарскаго купленую вотчину, что он купил у князь Евфима Мышецкаго в Новгородском уезде в той же Деревской (л. 408 об.) 1380  пятине в Листовском погосте сельцо, что бывала деревня Рахин Мост на Московской дороге по обе стороны реки Холовы, да в Волоцком погосте усадбище селцо Плоское з деревнями и с починки и с пустошми, да в Новоторжском уезде в Защегринском стану купленую же вотчину, село, что была слободка Шумковская на реке на Тверце, что ему продал Иван Иванов сын Урусов отца своего купленую вотчину Ивана Степанова сына Урусова, да в Клинском уезде купленые ж вотчины, что ему продала вдова Дарья дьяка Гавриловская жена Леонтиева з детми с Ываном и з Борисом селцо Щапово з деревнями и с пустошми, (л. 409) 1381 да Назарей Герасимов сын Мартемьянов деревню Максимково да деревню Ясенево да деревню Дмитрову, да что ему продали Чюдова монастыря архимандрит Ферапонт да келарь старец Феодосий з братьею по приказу и по духовней вдовы Федосьи Павловы жены Волынскаго вотчину в Московском уезде в Манатьине и в Быкове и в Коровине стану деревню, что была пустошь Холзуево, а Ескино и Фуниково то ж, на Коровье враге, да погост на речке на Студенке с пустошми по тому же, со всеми угодьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

Прп. Моисей, родом угрин (что значит венгр), был отроком (слугой) св. страстотерпца князя Бориса Владимировича ростовского, убитого 24 июля 1015 г. Только случайная отлучка спасла отрока, и он скрылся в Киеве у сестры князя Ярослава новгородского, княжны Предиславы. Но во время борьбы Ярослава с братоубийцей Святополком Святополк навел на Киев тестя своего, короля польского Болеслава, с большим войском. Болеслав увел в Польшу множество пленных, и в числе их княжну Предиславу с сестрой ее и прп. Моисея, мирское имя которого не известно. Он отличался редкой красотой и силой, и одна богатая и знатная полька, муж которой был только что убит на войне, предложила выкупить его, если он согласится на ней жениться. Пленник отказался. Тогда она купила его у хозяина и стала всячески стараться склонить его к исполнению ее желания, но он оставался непреклонным. Другие пленники никак не могли понять побуждений, которые им руководили. Наконец пришел к нему неизвестный афонский иеромонах и постриг его с наречением имени Моисей. Искали этого черноризца повсюду и не нашли. Тогда госпожа, отчаявшись в своих упованиях, пришла в ярость и приказала подвергнуть его жесточайшим побоям. Но он не сдавался. Панна пожаловалась королю. Болеслав дозволил ей делать с Моисеем что хочет и в угоду ей приказал изгнать всех черноризцев из своих владений; но в ту же ночь он скоропостижно умер. А в Польше произошло восстание, и много богатых и знатных людей было убито, в том числе и злая женщина. Тогда прп. Моисей пришел в Киев, в Печерский монастырь, отдался под руководство прп. Антония (память его 10 июля). Здесь провел он 10 лет в посте и молитвах, но постоянно полубольной. За великую победу над нечистою страстью Господь дал ему власть врачевать эту страсть и в других (см. житие прп. Иоанна Многострадального — 18 июля) и исцелять их прикосновением своего жезла, без которого он не мог ходить из-за своих увечий. Преподобный, предузнав близкую свою кончину, причастился Святых Тайн и мирно почил 26 июля 1043 г., еще при жизни своего наставника. Благоверная княгиня Анна, во святом крещении Ирина, Новгородская (+ 1050)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010