Новгородский князь Мстислав I Владимирович, получивший чудесное исцеление от этой иконы, основал на месте явления ее монастырь, называвшийся Липенским-Николаевским, и в самом Новгороде на Княжьем дворе – на Ярославле дворище – заложил в 1113 году каменную церковь во имя св. чудотворца Николая, где икона сохраняется доселе и называется Дворищенскою, и самый храм – Дворищенским 1495 . Зарайская, или Корсунская икона, пребывающая в Зарайске – в соборном Никольском храме. Прежде эта икона находилась в Корсуни, в церкви св. Иакова, в которой крестился равноапостольный князь Владимир. В 1224 году один корсунский священник по имени Евстафий, повинуясь гласу неоднократно являвшегося ему святителя Николая, с этой иконой отправился из Корсуни и прибыл в землю Рязанскую. Здесь встретили икону сам князь рязанский Феодор Юрьевич и епископ Евфросин святогорец, и видя многочисленные чудеса от нее, создали во имя чудотворца Николая храм, в котором первоначально она и была поставлена 1496 . При этом храме в 1227 году погребены убиенный от Батыя князь Феодор Юрьевич рязанский и супруга его с сыном, княгиня Евпраксия, которая, услыша о убиении князя Феодора, «абие ринуся из превысокаго храма своего и со князем Иваном на среду земли и заразися до смерти с сыном своим, и от сея вины зовется великий чудотворец Зараски, яко благоверная княгиня с сыном себя заразиша» 1497 . К Зарайскому образу св. Николая древле питали великое благоговение народ и великие князья и ходили в Зарайск на поклонение чудотворному образу св. Николая 1498 . Ратный чудотворный образ, пребывающий в соборной церкви в Белгороде Курской губернии, ежегодно 5 мая выносимый с крестным ходом в память избавления Белгорода заступлением угодника Божия Николая от нашествия татар в XIII веке 1499 . Угрешский явленный и чудотворный образ – в Николаевском Угрешском монастыре, основанном в 1381 году в 15 верстах от Москвы, по случаю явления сего образа великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому во время похода его против Мамая, в местечке Угреше.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Начало местной духовной жизни, подвигов, прославивших город, древнейшие зарайские предания, летописи, важнейшие исторические события города связаны именно с именами князя и княгини. При князе Феодоре икона Святителя Николая прибыла из Корсуня, он же встречал ее у Белого колодца; князь Феодор, молодая княгиня и их малолетний сын приняли мученическую смерть, проявив силу духа христианского. Князь Феодор был сыном рязанского князя Юрия Ингваревича, родился, предположительно, в 1205 г. Его супруга, княгиня Евпраксия, по преданию, родилась в семье греческого царя. Примерно в 1223 г. княжич Феодор Юрьевич получил в удел Зарайское княжество. В 1224 г. началась миссионерская деятельность первосвященника Корсунского Евстафия. Это было время начала монголо-татарского нашествия. В 1223 г. уже произошла битва на Калке, когда русские полки откликнулись на призыв половецкого хана и выступили в его защиту, но сражение было проиграно. Как повествуется в «Повести о принесении иконы Николы из Корсуня», старому пресвитеру древнего корсунского храма Святого апостола Иакова явился во сне великий чудотворец Николай, чей образ находился в храме. Святитель сказал: «Евстафие! Возьми чудотворный образ и пойми с собою супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и гряди в землю Рязанскую. Аз бо тамо хощу образом моим быти и чудеса творити и место прославити…». Пресвитер не поспешил исполнять волю святителя Николая, поэтому еще дважды пришлось во сне повторять великому чудотворцу указание и даже поразить Евстафия болезнью глаз. А 29 июля (по старому стилю) удельный князь Красного (Зарайска) Феодор Юрьевич принял у Белого колодца доставленную из Корсуня пресвитером Евстафием святыню: «В лето 6733 (1225) июля в 29 день, на память Святого мученика Каллиника, при Великом князе Георгии Всеволодовиче Владимирском и при Великом князе Ярославе Всеволодовиче Новгородском и сыне его Александре Невском и при Великом князе Юрии Ингваревиче Рязанском, принесен бысть чудотворный Николин образ из преименитого града Корсуня в пределы Рязанские, во область Благоверного князя Феодора Юрьевича Рязанского».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Не выдающимся государем, не дальновидным политиком, не мудрым преобразователем был Мстислав. Не умом поражал он современников и изумляет потомков, а дивною правдой горячего, великого сердца, что крепче и могущественнее всего притягивает к себе людей; и вот почему биение этого золотого бесценного сердца, чистый и цельный лик этого самоотверженного человека, выделяясь особенно ярко на темном фоне тогдашних распрей и себялюбивых стремлений, никогда, — пока живет и чувствует хоть один русский человек, — не будет забыт, как последний стройный отзвук древнебогатырской Руси. Все то хорошее, что было в предшествовавших Мстиславу русских поколениях, слагаясь из задатков русской природы, переработанной влиянием веры, все это он сочетал в себе в удивительном согласии. Не отыскивая и не пролагая новых путей, он всей душой послужил той правде, какою научился понимать ее от лучших людей своего времени, и, цельный в своем постоянном воодушевлении, сумел всю свою короткую, но полную жизнь провести в области самых возвышенных и чистых стремлений и подвигов. Кротким, не грустным, не робким и мерцающим, но спокойно уверенным в себе светом сияет святой образ благородного русского витязя Мстислава на пороге к иным ожидавшим Россию путям и новой труднейшей эпохе. Свв. Евфросиния Полоцкая, Евпраксия Псковская, Евфросиния Суздальская, великая княгиня Мария, прп. Харитина, княжна литовская, великая княгиня Феодосия, св. Федор Новгородский Пока благоверные князья русские усердным служением родине, подвигами молитвы и смирения среди славы земной достигали святости, — сияли на Руси праведностью и причислены к лику святых и жены княжеских семей. Выше было говорено о некоторых святых женах рода Владимира Равноапостольного. Вот еще имена тех, которые принадлежат по времени жизни к Киевской Руси. Дочь полоцкого князя Предислава, воспитанная родителями в страхе Божием, с юных лет отличалась разумом и глубоким пониманием книжного учения; и рано созрела душа ее, чуждалась она мирской суеты и отвернулась от мира, прежде чем опытом вкусила его тщету и горечь. Красота Предиславы привлекала к ней много женихов, но ее сердце уже было всецело охвачено любовью Божественною. Она тайно ушла в монастырь, где сестра ее отца была игуменьей, и здесь, после долгих настойчивых просьб, приняла пострижение, с именем Евфросинии.

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

Кондак благоверной княгини Анны Новгородской, глас 4 Днесь в светлой памяти твоей/Великий Новград веселится,/созывая всех верных светло праздновати память твою,/и мы ныне, духовно ликовствующе,/радостно славим тя и молим:/святая благоверная княгине Анно,/предстоя Святей Троице,/моли избавити Великий Новград и всю землю Русскую//от всяких бед и обстояний и всем нам спастися. Перевод: В день светлой памяти твоей Великий Новгород радуется, созывая всех верующих светло праздновать память твою, и мы сейчас, духовно торжествуя, радостно славим тебя и молим: «Святая благоверная княгиня Анна, предстоя Святой Троице, моли об избавлении Великого Новгорода и всей земли Русской от всяких бед и невзгод, и о спасении всех нас». Храмы в честь Анны Новгородской Приход Русской Православной Церкви в честь преподобной княгини Анны Новгородской есть в норвежском городе Тронхейме. Он был образован в 2014 году и объединяет православных верующих, проживающих в Центральной и Северной Норвегии. Приход является ставропигиальным, то есть подчиняется напрямую Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Тронхейм — город, в древности бывший столицей Норвегии (тогда он назывался Нидарос). Еще до раскола 1054 года, разделившего некогда единую христианскую Церковь, здесь строили храмы. В приходе святой Анны Новгородской чтят местные святыни и древних норвежских святых. Например, в 2021 году клирики прихода отслужили первое за почти 1000 лет православное богослужение на месте первого храма в честь святителя Климента Римского в Тронхейме, который являлся и первым храмом-усыпальницей мощей святого короля Олафа (крестителя Норвегии, друга великого князя Ярослава Мудрого). Время от времени проводятся богослужения и в других значимых для истории Православия в Норвегии местах. Храм Бакке в Тронхейме, используемый для православных богослужений Пока приход не имеет собственного храма, поэтому местом совершения богослужений чаще всего является церковь Бакке кирке (Bakke kirke), расположенная в центре города. Там регулярно совершаются богослужения, ведется просветительская работа.

http://foma.ru/blagovernaja-anna-novgoro...

В живой вере своей, в глубоком своем благочестии она находила силу переносить все эти и подобные испытания с покорностью воле Провидения, и чем более давила ее сердце скорбь, тем более она обращала свои помышления к Господу, чтобы обрести в Нем себе утешение и подкрепление. В душе ее даже созрело желание совершенно удалиться от мира, в котором она так много испытала опасностей, тревог и горя, и всецело посвятить себя подвигам молитвы и нераздельного служения единому Богу. При жизни супруга, конечно, не легко было ей исполнить это желание; но, почувствовав упадок сил, она пренебрегла и этим препятствием и поспешила осуществить свою заветную мысль. Больная, она направляется в ту обитель, где сокрыты драгоценные останки любезного первенца ее – святого князя Феодора; это обитель святого Георгия, на берегу быстрого Волхова, мутного, как земное счастье княгини. Более 10 лет прошло с тех пор, как блаженная княгиня оплакала кончину своего первенца, но любовь к нему и сожаление о его утрате, видно, не ослабели в ее сердце. Приняв намерение отрешиться от мира, она хочет именно здесь - у могилы своего сына - произнести свои обеты и принять иноческое пострижение. Чувствуя приближение своей смерти, она желает как великого утешения, чтобы тело ее было положено рядом с честными его мощами, да возрадуются ее кости смиренные благоуханием святыни ее сына. Приняв пострижение с именем Ефросиния, блаженная княгиня недолго ожидала осуществления этого последнего своего желания. 4 мая 1244 года она предала праведную душу свою Господу и 5 мая, согласно ее завету, погребена подле святого сына своего, благоверного князя Феодора. Около 400 лет телеса блаженной княгини Феодосии и святого князя Феодора почивали неразлучно в обители святого великомученика Георгия; но в 1614 году, во время разорения шведами Новгородских областей, мощи святого князя Феодора, в охранение от поругания врагов, были, по распоряжению митрополита Новгородского Исидора, перенесены в Софийский собор, где и поныне открыто почивают.

http://pravicon.com/info-3553

Другой древний обряд относится к празднованию в день св. великомученика Георгия (13 апр.). В XVII веке, в этот день, по уставу Соф. собора, положена была в Юрьеве монастыре архиерейская служба. Святитель ездил в монастырь к параклису, всенощному бдению и совершал литургию. В монастыре величание пели певцы, славословие подъдиаки, а доканчивали утреню клирики. Если этот праздник случался на страстной неделе или в первые три дня пасхи, то святитель не ездил в монастырь. В уставе показан порядок, как встречать святителя со крестами на берегу реки Волхова у монастыря, когда приезжал он сюда в лодке на праздник. После стола в монастыре были чаши заздравные про Государево и патриаршее здравие 1012 . О замечательных событиях соборного храма в Юрьеве монастыре свидетельствуют, между прочим, надгробные памятники некоторых известных лиц: 1. По летописям известно, что в 1198 году погребены в Георгиевском соборе два князя: Ростислав Ярославич новгородский и Изяслав Ярославич псковский 1013 . 2. В 1233 году погребен в соборной церкви св. благоверный князь Феодор Ярославич, брат св. Александра Невского, на 14 году жизни, в день брака. Но в 1614 году, во время шведского разорения, св. мощи его, для сохранения от врагов, перенесены в новг. Софийский собор и положены митрополитом Исидором у северной стены, при входе в придел св. Иоанна Предтечи в арке 1014 . 3. В 1244 году погребена в. княгиня Феодосия, дочь Мстислава Мстиславича храброго, а мать св. князя Феодора подле гроба его, преставльшаяся 4 мая. Гробница ее у южной стены собора, вровень с правым клиросом; на ней положена новая плита из белого мрамора с надписью: «лета 1244 мая в великом Новегороде почи о Господе блаженная великая княгиня Феодосия, честнейшая супружница великого князя Ярослава Всеволодовича, с ним же благоговейно пожи и богоугоди, от него породи св. благоверных князей Феодора и Александра Невского и иных седмь сынов, и наконец жития иноческий образ восприимши, в нем же дано бысть ей имя Евфросиния; положена же бысть в обители св. Гергия подле сына своего, св. благоверного князя Феодора на сем месте в каменном гробе». А в Новг. I летописи под 6752 год. сказано: «Преставися княгыни Ярославляя, постригшаяся у святого Георгия в монастыри; туже и положена бысть, сторонь сына своего Феодора, месяца маия в 5, на память святыя Ирины, наречено бысть имя ей Евфросинья» 1015 . 4. В 1453 году погребен в. князь Дмитрий Юрьевич Шемяка, скончавшийся 23 июня 1016 . 5. У западной стены Георгиевского собора, на южной стороне от входа, погребены участвовавшие в создании храма игумены Кириак (+1128) и Исаия (после 1134 г.); на той же стороне под притвором погребен новг. митрополит Макарий III, скончавшийся 14 ноября 1663 года 1017 , также епископы новг. викарий Маркелл Радышевский (1742) и Иоасаф Хотунцевский (1759) 1018 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В лике святых мы видим прежде всего величественный ряд благоверных князей и княгинь, исключительно из древнейшего периода русской истории, из времени удельно-вечевого и татарского. Таковыми являются из киевских князей прежде всего основоположники христианства у нас на Руси – святые равноапостольные княгиня Ольга († 969) и внук ее князь Владимир Красное Солнышко († 1015) с сыновьями его, мучениками Борисом и Глебом († 1015), явившими собой первый лучший цвет христианской великокняжеской семьи. Затем в ближайшем потомстве Владимира Святого являются святыми: невестка Владимирова, супруга Ярослава Мудрого княгиня Ирина († 1051) и сын ее Владимир Ярославич († 1051), просвещенный строитель Новгородской святой Софии; внук Ярослава Мудрого Ярополк Изяславич († 1085), многострадальный скиталец Руси и Западной Европы, жертва княжеских междоусобиц; другой внук Ярослава Мудрого, Ярослав Святославич († 1129) со своими святыми сыновьями Михаилом и Феодором, князьями Муромскими, просветившими Муромский край светом Христова учения; правнук Ярослава, сын Олега Святославича великий князь Игорь Олегович († 1147), уже в черных ризах убитый мятежными киевлянами, он молитвенно поминается у нас на праздничной литии; потомок Ярослава Мудрого в шестом колене Муромский князь Давид Юрьевич с супругою Евфросинией (оба † 1228), замечательны своей трогательной и во гробе верностью друг другу; такой же потомок в шестом колене Черниговский князь Михаил Всеволодович († 1245), воспитавший для Царствия Небесного дочь свою Евфросинию Суздальскую, испытавший во время первого нашествия татар много тяжелых превратностей, замученный в татарской Орде за имя Христово. В прямой линии потомства блаженного князя Владимира Мономаха святыми являются: сын его, великий князь Киевский Мстислав (в крещении Феодор) Владимирович († 1132), известный своей многосторонней деятельностью; внуки Мономаха Всеволод (Гавриил) Мстиславич († 1138), князь Псковский, женатый на дочери святого князя Николы Святоши, великого подвижника Печерского, и другой внук – Ростислав (Михаил) Мстиславич (†1168), также многосторонний деятель; правнук Мономаха Мстислав (Георгий) Ростиславич († 1180), известный под именем Храбрый; внук Мономаха Андрей Юрьевич Боголюбский († 1174), князь Владимирский, основоположник единодержавия на Руси, запечатлевший свое строительство государственное мученической смертью; правнук Глеб Андреевич († 1175), сын Боголюбского, скончавшийся двадцатилетним юношей; потомок Мономаха в шестом колене Феодор Ростиславич († 1299), князь Смоленско-Ярославский, известный под именем Черный; сыновья Черного князья Давид и Константин Феодоровичи. Из сего лика священных имен мы видим, что не напрасно великий князь Владимир Мономах писал свое превосходное «Поучение детям»!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

63) к тексту: «Тогда же Даниил Митрополит с братиею Великого Князя и с бояры пойде к Великой Княгине тешити ея (т. е. когда помер Василий Иванович). Великая же Княгиня, видя Митрополита и бояр к себе грядущих, и бысть яко мертва, и лежа часа с два и едва очютися». Л. 66. – Любопытны печальные жесты боярынь. 8-й (рис. 64) изображает вынос тела Василия Ивановича. Великую Княгиню несли тогда дети боярские в санях. Она будто отирает слезы кулаками, закутанными одеянием. Л. 72 об. 9-й (рис. 65) к тексту: «Того же месяца марта, В. К. Иван Васильевич всея Русии и его мати Великая Княгиня Елена велели переделывати старыя деньги на новой чекан». Л. 104. Внизу чеканят деньги, а вверху подают Великому Князю и Великой Княгине. 65–66. Из «Царственной Книги». 10-й (рис. 66) изображает эпизод из коронования Ивана Грозного, к тексту: «И по молитве сел Царь на своем столе, а митрополит на своем; и вшел на обмон архидиакон и глагола велегласно многолетие Царю Ивану Васильевичу Русскому и весь освященный собор Русския Митрополия многолетие» Л. 289. – Свое мнение о влиянии Новагорода на стиль этих миниатюр, между прочим, я основываю именно на форме изображенного здесь амвона. Точно такой был сделан в 1533 г. в Софийском Новгородском соборе, как видно из следующего места летописи: «Того же лета 41 (1533) месяца июня в 15 день, при благоверном В. К. Василии Ивановиче, всея Русии самодержце и его богодарованных детях Князе Иване и Георгии боголюбивый архиепископ великого Новагорода и Пскова, владыка Макарий постави в соборней церкви, в Святей Софии, в великом Новегороде амбон велми чуден и всякия лепоты исполнен: святых на нем от верха в три ряды тридесять на поклоненье всем православным християном, а по всему амбону резью и различными подзоры и златом лиственным вельми преизящно украшен и удивленья исполнен; а от земли амбону устроены яко человечьки деревянные дванадесять, и всякими вапы украшены и во одеждах, и со страхом яко на главах держат сию святыню, вельми лепо видети» 322 . К этому следует присовокупить, что иностранный костюм Кариатид указывает на западное влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Почитание святой Анны и сына ее святого Владимира было установлено после знамения, бывшего Новгородскому архиепископу святителю Евфимию (U 1458 г., память 11 (24) марта) в 1439 году. В связи с этим знамением была установлена соборная память Новгородских святителей, погребенных в соборе Святой Софии. Святая равноапостольная Ольга и преподобная Анна Новгородская, стоящие в основании русской женской святости, раскрывают два пути служения: духовного и земного материнства. Оба эти пути находятся под благоприятным покровом Пресвятой Богородицы. Первая жена — Ева (жизнь) — названа в Библии «матерью всех живущих» (Быт. 3.20.), но она названа так ужо после грехопадения. Святые Отцы говорят, что столь славное название — пророчество о второй Еве — Пресвятой Деве, которая рождает Саму Жизнь — Творца и Спасителя мира — и делается «Матерью всех живущих». В тайне Ее Материнства заключена полнота Божественной любви, в Ее лице женщина была возвеличена пред всем миром — видимым и невидимым. Христианство высоко ценит женщину как мать. Материнство преображает человеческую любовь, приобщает человека к тайне рождения жизни, созданной для вечности, для радости и красот. Женщина — мать является хранительницей семьи и семейного очага. От ее мягкости, заботливости, терпения, способности жертвенно служить зависит внутренний мир и устойчивость семьи. На женщине лежит высочайшая задача — воспитание новых граждан Царства Небесного. Такой матерью была великая княгиня Ирина. Знаменательно духовное преемство святых Ольги и Анны: святая равноапостольная Ольга строит храм Святой Софии в Киеве — главный храм Киевской Руси; святая Анна Новгородская участвует в закладке и строительство Храма Святой Софии в Новгороде. Преподобная Анна стала хранительницей храма Святой Софии в Новгороде, здесь находились открытыми для поклонения ее святые мощи. Так святая Ольга и преподобная Анна утверждают духовную вертикаль Древней Руси, соединяя два ее главных духовных центра: Киев и Новгород. Преподобная Анна Новгородская положила начало соединению двух путей святости — святых благоверных княгинь (цариц) и преподобных, т.е. деятельного служения миру и молитвенного созерцания, монашеского подвига.

http://pravicon.com/info-1778

Из века в век русские книжники переписывали следующую схему христианского неоплатоника, находя в ней неисчерпаемый источник вдохновения в идее иерархии. Таблица 5 Девять чинов ангельских и земных Девять чинов ангельских и земных В эту византийскую схему Древняя Русь сумела привнести одно важное новшество, которое можно считать древнерусским изобретением. У Дионисия Ареопагита в схему чинов не вписаны миряне, т. е. они как будто вне Церкви, прикладное, обслуживающее Церковь сословие, не достойное святого иерархического места. Миряне в Древней Руси в бытовой организации довольно рано начинают мало чем отличаться от монашества. Святцы ранней Русской Церкви буквально пестрят святыми мирянами, начиная от равноапостольных Владимира и Ольги, св. благоверных князей Бориса и Глеба и других, почитаемых наряду с подвижниками и иноками, прославившимися аскетическими подвигами. Святые миряне, благоверные князья, крестьяне и духовенство, живущие по иноческому уставу, – это явление вызывало недоумение и восхищение иностранцев (например, у инока Павла Алеппского, прибывшего в Россию в середине XVII b. 45 ). Канонизация святых мирян была привычной практикой уже в Киевской Руси (по преимуществу канонизировали святых князей, заступников и покровителей русской земли), ко времени возвышения Москвы в святцы попадали благочестивые жены, святые дети и отроки, юродивые и нищелюбцы. Получила распространение тенденция канонизации семейных пар (Владимир и Агрипина Ржевские, благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, праведные Иоанн Устюжский и Мария, преподобные Кирилл и Мария Радонежские и др.). Во множестве были прославлены жены-мирянки (Феодосия – Евфросиния, мать благоверного князя Александра Невского, Евфросиния Полоцкая, княгиня Иулиания Тверская и преподобная Иулиания Лазаревская, праведная Гликерия Новгородская и др.), в подвиге которых особенно подчеркивалось милосердие, нищелюбие, трудолюбие, супружеская верность, рассудительность и любовь к Церкви. Брак на Руси рассматривался не просто как, по выражению ап.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010