Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ [македон. Доситей] (Стойковский Димитрий; 7.12.1906, Смедерево, Сербия - 20.05.1981, Скопье), архиеп. Охридский и Македонский, Глава Македонской Православной Церкви (МПЦ) Окончил гимназию в Белграде и в 1922 г. поступил в семинарию в Сремски-Карловци. В 1924 г. ушел из семинарии и в мон-ре во имя Пресв. Богородицы близ г. Кичево (Македония) принял монашество. С сент. 1924 по 1932 г. проживал в мон-ре Хиландар на Афоне, затем вернулся в Македонию, поступил в Битольскую семинарию, проживал в мон-рях Пресв. Богородицы близ Кичева и св. Наума в Охриде. 12 февр. 1934 г. в ц. Пресв. Богородицы в Битоле рукоположен во диакона, в Вербное воскресенье того же года в ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде - во иерея еп. Охридским и Битольским Николаем (Велимировичем) . Окончил Битольскую семинарию (в 1937) и Белградский богословский фак-т (в 1942). С 1937 по 1947 г. исполнял послушания при Синоде Сербской Православной Церкви (СПЦ) в Белграде. В 1945 г. возведен в звание синкелла, в 1948 г.- в сан архимандрита. В 1947 г. назначен управляющим патриаршего двора в Сремски-Карловци и избран викарием Сербского Патриарха в сане епископа с титулом «Топличский». 22 июля 1951 г. хиротонисан во епископа Патриархом Сербским Викентием (Продановым) в соборном храме св. Марка в Белграде. 4 окт. 1958 г. на заседании 2-го Церковно-народного собрания Македонии было принято решение о восстановлении древней Охридской архиепископии как МПЦ, Д. был единогласно избран ее Главой с титулом «архиепископ Охридский и Скопский, митрополит Македонский». В 1959 г. Архиерейский Собор СПЦ признал МПЦ самостоятельной и управляющейся в соответствии с собственным уставом, но с условием, что МПЦ «остается в каноническом единстве с Сербской Православной Церковью через ее Предстоятеля». Д. управлял церковными образованиями на территории Македонии, вошедшими в ее состав. В 1959 г. он благословил хиротонии еп. Злетовского и Струмицкого Наума (Димовского) и еп. Преспанского и Битольского Климента (Трайковского). В 1959-1960 гг. по инициативе Д. было принято большое число положений и правил для урегулирования деятельности церковных органов, мон-рей и приходских священников. Помимо 3 существовавших епархий МПЦ (Скопская, Преспанская и Битольская, Злетовская и Струмицкая) были учреждены еще 6: Дебарско-Кичевская (Охрид), Полошско-Кумановская (Скопье), Повардарская (Велес), Струмицкая (Струмица), Американско-Канадская (Торонто) и Австралийская (Мельбурн).

http://pravenc.ru/text/180343.html

После десятка поворотов направо и налево, мы оперлись в ворота довольно большого двухэтажного дома с длинным рядом окон, балконами, трубами и высокою мачтою, поставленною на самом видном месте, на коей развевался русский трёхполосный флаг с Андреевским крестом в углу. Оставалось перекреститься, глядя на спасительное знамение и благодаря Бога за то, что все кости дошли до предельного пункта поездки нашей целы. Чего ж ещё? И слава Богу! Было около 6 часов вечера, когда мы водворились под русским кровом двух хозяев, бывшего и будущего.   Битоль. 22 Мая. Суббота. В стране, где всё было множество раз наслоено, взрыто и перерыто, и всё перековеркано справа налево, спереду на зад, и сверху вниз, не диво, если встретишь город с именем, которого не сумеешь передать письмом. Но, и передавши, назвавши его напр. Битоли, не знаешь, в каком роде и числе употреблять это слово и как склонять его. Есть основание писать и Битоль и Битоли и Битолия (Bitolia, Bitoglia, Betolia...), последнее с женским, по-видимому, окончанием, но по исправленному греческому чтению дающее видеть в себе средний род множ. числа: τ Μπιτλια. Несмотря, однако же, на таковую определённость рода и числа, слово это, очевидно, не греческого происхождения и случайно приняло грамматические формы греческого языка. Нынешние хозяева местности с успехом объясняют название своей столицы из собственного языка. В старину незапамятную было тут, говорят, до 70 обителей. И так множ. число: обители, и есть собственное имя Битоля. Потеря начальной гласной о не должна служить возражением. Что дело тут идёт об обители, свидетельством сему служит теперешнее турецкое имя города: Толи-Манастир, или просто: Манастир, т.е. монастырь, говоря по-нашему. Но есть и ещё предположение, устраняющее филологию «обители». Битольская гора, как мы уже упоминали, зовётся Перистери, т.е. голубь. А голубь по-албански: битойя, слово до того созвучное имени города, что невольно наводит на мысль о филологическом родстве с ним. Славяне наши, перенявши имя от албанцев, сделали из него по-своему Битолию.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

В рус. и церковнослав. языках буква Д обозначает звуки [д] и [д " ]: дата, друг, дети,    ,   После букв, обозначающих согласные звуки, парные по твердости-мягкости, Д обозначает твердость этих звуков: правда, гордость,  ,    . В рус. языке в позиции перед буквами, обозначающими глухие согласные звуки, и на конце слова Д обозначает звуки [т] и [т " ]: подпись, тетрадь. Начертание Д в кириллице восходит к унциальному варианту греч. буквы « дельта » (), к-рая по рисунку и названию представляет собой видоизменение финик. знака «далет» («дверь») . В древнейших (X-XII вв.) уставных почерках возможны 3 варианта написания буквы: с «ножками», не доходящими до строки; целиком в строке, на к-рую опираются «ножки»; с горизонталью, расположенной на строке, при этом «ножки» (к-рые могут быть разной длины - от небольших «зубчиков» до довольно значительных) опускаются под строку. 1-й вариант зафиксирован в древнейших болг. памятниках эпиграфики, напр. в надписи царя Самуила 993 г. 2-й вариант встречается в южнослав. рукописях (Энинский Апостол, Листки Ундольского, Супрасльская рукопись, кириллические приписки в Зографском Евангелии , Григоровича Паремийник и др.) и надписях преимущественно XI-XII вв. (Битольская надпись царя Иоанна-Владислава 1015-1016 гг.) и в русских некаллиграфических рукописях (напр., в новгородских служебных Минеях 90-х гг. XI в.) и граффити (в киевском и новгородском соборах в честь Св. Софии, Премудрости Божией) XI - нач. XII в. (при этом 2-й вариант может чередоваться с 3-м). 3-й вариант написания преобладает в памятниках XI в., преимущественно древнерусских (начиная с новгородской Псалтири-церы рубежа Х и XI вв., найденной в 2000). Позднее данный тип господствует. В памятниках XIV в., написанных уставом, основные вертикальные линии треугольника проходят очень близко друг к другу, просвет между ними невелик - . В южнослав. почерках (как канцелярских, так и книжных) с рубежа XII и XIII вв. широко распространено употребление выносного Д без титла (наиболее ранние примеры - кириллические приписки в Зографском Евангелии и древнейшая часть Синайского сборника - РНБ.

http://pravenc.ru/text/168466.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербская Церковь канонизировала двух известных подвижников-русофилов Архиерейский Собор единодушно внес в диптихи святых отцов Иустина (Поповича) и Симеона (Поповича) 30.04.2010 495 Вчера, 29 апреля, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на рабочем заседании единодушно принял предложения епархиальных архиереев и внес в диптихи святых Православной Церкви имена блаженнопочивших архимандрита Иустина (Поповича) (1894–1979), духовника монастыря Челие под Вальево и Симеона (Поповича), настоятеля монастыря Дайбабе под Подгорицей (1854–1941), сообщает официальный сайт СПЦ. Решением Архиерейского Собора установлено, что память преподобного Иустина Челийского будет отмечаться 1/14 июня, а память преподобного Симеона Дайбабского 19 марта/1 апреля. Чин торжественного прославления канонизованных угодников Божиих состоится 2 мая за Божественной литургией в храме Святого Саввы на Врачаре. Великий подвижник и духовный писатель, архимандрит Иустин (Попович) родился в городе Вране в семье священника в праздник Благовещения. Учился в семинарии св. Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович). Позднее будущий святой учился в Петербургской Духовной академии, затем - на теологическом факультете в Оксфорде. Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Спустя некоторое время он преподавал в семинарии и, окормляя многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет. Огромная роль в формировании личности архимандрита Иустина принадлежала России. Тесные дружеские связи и духовное наставничество он обрел в среде живших в Королевстве Югославия русских изгнанников. Отец Иустин сердцем болел о дорогой ему России, молился о своих русских братьях. В 1926 г. он защитил в Афинах докторскую диссертацию по теме: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания». С конца 1930 года потрудился миссионером в прикарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве и др.). Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее. С 1932 года отец Иустин - преподаватель Битольской семинарии, а спустя два года — доцент Теологического факультета в Белграде. С мая 1948 года до кончины подвизался в монастыре Челие близ Валева, где был духовником; написал многие богословские труды. Преставился ко Богу, как и родился, в праздник Благовещения.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/30/se...

В целом можно сказать, что в венгерской оккупационной зоне Сербской Церкви удалось сохранить свою административную структуру. Бачская епархия придерживалась постановлений центральных административных органов СПЦ, а владыка Ириней находился в постоянном контакте с Белградом и принимал активное участие в работе центральных органов церковного управления. На территории болгарской оккупационной зоны, в южной и восточной Сербии, части Косово и Вардарской Македонии, оказались три епархии СПЦ: Битольско-Охридская, Скопльская и Злетовско-Струмичская. Болгарские оккупационные власти не осуществляли открытого террора в отношении сербского духовенства, но согласно специальному приказу все сербские священники, не являвшиеся местными уроженцами, должны были покинуть оккупированную территорию в течение 48 часов. Таким образом были изгнаны сербские архиереи: митрополит Скопьский Иосиф (Цвиевич) и епископ Злетовско-Струмичский Викентий Только Скопьскую епархию покинуло 45 священников и 11 Многие священнослужители не имели возможности вывести свое имущество, которое оккупационными властями было объявлено Болгарские власти провели новое административное деление и изменили название епархий. Скопьская епархия получила название Скопьско-Велешской, Злетовско-Струмичская – Струмичско-Драмской. Вся территория была разделена на большое количество архиерейских наместничеств и парохий. На место изгнанного сербского духовенства из Болгарии было прислано 280 священников и необходимое количество административных служащих. Болгарские священнослужители присылались в командировку на 4-5 месяцев, после чего возвращались к местам своего постоянного служения, а вместо них присылались новые. Для привлечения болгарского духовенства на оккупированные территории были предусмотрены различные льготы. Болгарское духовенство получало от своего правительства «бесхозные» земельные участки и Одновременно с этим осуществлялось искоренение всего, что напоминало о сербском историческом прошлом на оккупированных территориях. Не редкостью были открытые грабежи церковного имущества. Материальный урон, нанесенный таким образом церквям и монастырям в одной только Охридско-Битольской епархии, по данным Священного Синода СПЦ составил 756200 В общей сложности из трех епархий в Македонии и Южной Сербии было изгнано 86 приходских священников. Убито было 11 Административная структура Сербской Церкви на территории болгарской оккупационной зоны была фактически упразднена.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В 1919 году Святейший Архиерейский Собор Королевства Сербии избрал отца Николая епископом Жичским, но вскоре после хиротонии, в 1920 году, по собственной просьбе епископа Николая его направили в Охрид, колыбель славянской духовности, культуры и письменности. Молодой, блестяще образованный епископ начал свое архипастырское служение, опираясь на апостольские традиции святых Кирилла и Мефодия; следуя по их стопам, возделывал ниву веры, надежды, любви Божией, исполняя свое призвание к спасению душ. Возрождение и преображение церковной жизни, возрождение монашества, воцерковление народа – вот благодатные плоды апостольского служения епископа Николая. В 1931 году Охридская и Битольская епархии были объединены в одну, Охридско-Битольскую, с резиденцией в Битоле. Епископ Николай возродил в монастыре святого Наума общежитие по Афонскому типикону, создал в монастыре Калишта центр женского монашества, и сестры этого монастыря впоследствии населяли и возрождали опустевшие и заброшенные в годы Первой мировой войны обители. «Охридский пустынник», как с правом именовал епископа Николая авва Иустин (Попович), основал и так называемое «Богомольческое движение»; благодаря своему проповедническому дару живым словом правды Божией, силой своей личности он пробуждал и направлял в правильное церковное русло народную веру. Движение было создано в двадцатые годы, оно преимущественно состояло из крестьянства, отличалось стремлением к благочестию и молитвенности; многие монастыри, в том числе и Хиландарский, пополнились послушниками и монахами из выходцев этого движения, возрождавшими угасающую монашескую жизнь. Благодаря этому движению возобновляется монашеская жизнь в монастырях Овчар и Каблар. Епископ Николай организовал миссионерские курсы, Собор христианских общин, на который стекались тысячи верующих из всех краев Сербии. Собор издавал несколько духовных журналов, брошюры, книги. «Охридский пролог» и «Миссионерские письма», написанные владыкой в этот период, были и остались духовной пищей для всех жаждущих истины боголюбивых душ.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

Книга «Жития сербских новомучеников» (хотя еще очень неполная, ибо число жертв коммунистического и фашистского режимов неисчислимо) является мартирологом, свидетельством до Страшного суда Божия. Читая ее, будем молиться Господу нашему Иисусу Христу, начальнику мученичества в Церкви Своей Крестновоскресающей, чтобы всех новомучеников Сербских, священников и мирян, вписал Он в книгу жизни вечной и их святыми молитвами помиловал и спас род наш, грешный, но исстрадавшийся, и даровал нам воскресение. Епископ Захумско-Герцеговинский и Приморский Афанасий (Евтич) Жития новомучеников, дни памяти которых ведомы единому господу Священномученик Варнава Бучан, настоятель монастыря Подластве Родился 8 июня 1896 года в Сараево. Богословское образование получил в Сремских Карловцах, окончил философский и историко-географический факультет в Загребском университете. После окончания университета и до принятия монашеского пострига (в 1922–1933 годах) был преподавателем в государственной системе образования. Пострижен и рукоположен в монастыре Врдник-Раваница. Занимался церковно-просветительской работой, преподавал в Битольской и Цетиньской духовных семинариях. Получил сан пресвитера. По его собственной просьбе был назначен настоятелем в монастырь Прасквица, а позже переведен в монастырь Подластве в Грбле. Но он не успел вступить в эту должность, мученическая кончина прервала его земной путь. С началом Второй мировой войны Черногорию и Приморье захлестнула волна безбожного террора, одно преступление следовало за другим. Находясь в Прасквице, отец Варнава обличал коммунистический режим. Расправились с ним жестоко: 24 января 1942 года он был схвачен и отправлен «для препровождения в штаб». По дороге, недалеко от острова святого Стефана, отец Варнава был зверски убит: на его теле обнаружено 46 ножевых ранений. Похоронен он на монастырском кладбище. Не одно поколение было воспитано отцом Варнавой в святосавском православном духе. Исполняя слово Божие, он верно служил Святой Церкви и народу и невинной своей кровью убелил путь в объятия Отча.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

Георгия Нового Кратовского и мц. Златы Могленской . 2 авг. 2012 г. в Кичевском монастыре состоялась канонизация в лике преподобномучеников насельников обители - Евнувия, Паисия и Аверкия, убитых турками 27 марта 1558 г. 28 окт. 2012 г. в соборе вмч. Димитрия Солунского в Битоле совершен чин канонизации 40 Битольских преподобномучеников, принявших смерть от османских завоевателей 9 марта 1385 г. Готовится канонизация еп. Величского Гавриила (в миру - Миялче Парнарджиев; 1926-1990) и архим. Иоанникия Ракотинцкого (1839-1941). К. А. Берсенев Признание автокефалии МПЦ Признание автокефалии МПЦ. 16 мая 2022 г. Архиерейский Собор СПЦ принял решение о восстановлении общения с МПЦ в ее статусе, признанном с 1959 г. 19 мая в храме свт. Саввы Сербского на Врачаре в Белграде состоялось совместное служение Патриарха Порфирия и архиеп. Охридского и Македонского Стефана. 23–24 мая официальная делегация СПЦ посетила Сев. Македонию и 24 мая, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, в кафедральном соборе равноап. Климента Охридского в Скопье Патриарх Порфирий объявил о признании автокефалии МПЦ. 5 июня, после литургии в кафедральном храме арх. Михаила в Белграде, Патриарх Порфирий торжественно вручил архиеп. Стефану Томос, подтверждающий автокефалию МПЦ. 25 авг. Синод РПЦ признал МПЦ как автокефальную Церковью и постановил вписать имя ее Предстоятеля в священные диптихи. 12 янв. 2023 г. в мон-ре Лесново (Сев. Македония) состоялось совместное богослужение архиеп. Охридского Стефана и председателя ОВЦС митр. Волоколамского Антония (Севрюка). В нач. XXI в. МПЦ сталкивлась с рядом вызовов, главными из к-рых являлись отсутствие канонического общения с Поместными Православными Церквами и агрессивная экспансия албан. нац. меньшинства. В ходе вооруженного конфликта 2001 г. от албан. террористов пострадали мн. храмы: в Лешокском Успенском мон-ре близ г. Тетово был взорван собор св. Афанасия Александрийского (в 2007 восстановлен), пострадал мон-рь Матейче близ г. Куманово, в соборе к-рого албан.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

1 февр. 2015 г. архиеп. Иоанн был отпущен из заключения по решению суда об условно-досрочном освобождении, но вынесенные обвинения против него не были сняты. Крест на горе Водно в Скопье. 2002 г. Десятилетия правления коммунистического режима в Югославии негативно повлияли на духовную жизнь в Македонии. Офиц. идеология считала исповедание веры пережитком прошлого, несовместимым с членством в компартии. Верующие люди, не состоявшие в партии, не имели права занимать руководящие должности. Одним из наиболее заметных последствий ослабления духовной жизни стал упадок монашества - к кон. 80-х гг. XX в. в македонских мон-рях было всего 2 насельника. Падение коммунистического режима в нач. 90-х гг. XX в. повлияло на возрождение духовной жизни. В соответствии с законом о реституции Церкви было возвращено ранее национализированное церковное имущество, включая храмы и мон-ри. С 1991 г. до настоящего времени число действующих храмов МПЦ увеличилось с 830 до 1,3 тыс. В 1994 г. сформировано Македонское Библейское об-во. Продолжается восстановление разрушенных храмов. В сер. 90-х гг. началось возрождение монашеской жизни, к 2010 г. в мон-рях проживали более 120 насельников, которые помимо восстановления обителей занимались иконописью, переводческой и лит. деятельностью. 9 окт. 2009 г. Архиерейский Синод МПЦ изменил название МПЦ на «Македонская Православная Церковь — Охридская Архиепископия». На богослужениях в македон. храмах чтение Евангелия и Апостола осуществляется только на македон. языке, а богослужебное пение - в основном на церковнослав. языке по Осмогласнику С. Мокраняца на основе серб. распева, в нек-рых храмах возрождена практика визант. распева. В МПЦ помимо почитания визант. святых свт. Николая Мирликийского, великомучеников Димитрия Солунского, Георгия Победоносца и Пантелеимона, прп. Параскевы (Петки) распространено и почитание балканских слав. святых - Святых Седмочисленников, равноапостольных Кирилла и Мефодия и их ближайших учеников, прежде всего святителей Климента Охридского (небесный покровитель Македонии и МПЦ) и Наума Охридского , Тивериопольских мучеников , преподобных Прохора Пшинского , Гавриила Лесновского , Иоанна Рильского, Иоакима Осоговского , Илариона Могленского , Нектария Битольского, мч.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

2 Новини, 1892, 60. У нас под руками «Новини» за 1890–92 г., церковно-политическая газета, орган болгарской экзархии (изд. в Константинополе) и «Селянин» за 1891–92 г., церковно-земледельческая еженедельная газета (изд. в Софии). Отсюда мы заимствовали большую часть фактического материала для настоящего очерка. 5 Официальные статистические данные о количестве и составе болгарских училищ в турецких владениях за три последних учебных года (1889–92) – в Новинах 1892, 16 (13 ноября). Из них видно, что в 1891–92 учебном году всех мужских училищ было 558 с 26.681 учениками, женских 89 с 4.695 ученицами, 757 учителей и 133 учительницы. Здесь же далее указывается численность училищ и учеников по округам: Солунскому, Сересскому, Скопльскому, Битольскому, Адрианопольскому и Цареградскому. 9 Блаженный Иосиф, Экзарх болгарский, в мipe Лазарь Иовчев, род. в 1840 г. в г. Калофере, близ Филлиппополя. В родном городе получил первоначальное образование, которое продолжал затем в Константинополе в одном из французских пансионов и завершил в Парижском университете. По возвращении в Константинополь, Лазарь Иовчев принял горячее участие в возгоравшейся тогда борьбе между болгарами и греками по вопросу об устройстве болгарской церкви и некоторое время состоял редактором болгарской газеты «Читалиште». Приняв монашество, Иосиф скоро посвящен был в архимандрита, потом в епископа Ловчицкой епархии и наконец в сан экзарха. 14 Болгарская «стотинка»=¼ коп. сер. Новый закон о жаловании духовенству и о таксе за духовные требы напечатан в Новинах, 1892, 30 (3 янв.) и 42 (18 февр.). 19 Позволяем себе привести нисколько мыслей по болгарскому церковному вопросу знаменитого церковного историка и богослова, приснопамятного ректора московской духовной академии прот. А.В. Горскаго. «Пример народностей, ранее освободившихся от прежней зависимости иерархической – говорит сей великий и любвеобильный муж, сердечно скорбевший по поводу этой церковной распри – не показывает, чтобы они вследствие сего упали в своем духовном развитии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010