В Призренской Духовной Семинарии в разное время трудились на учительской ниве будущий митрополит Русской Православной Церкви Иоанн (Кухтин), профессор Круликовский, преподаватель церковного пения Степан Гущин. В Сремско-Карловацкой Духовной Семинарии св. Саввы преподавал известнейший богослов нашего времени, ныне прославленный в лике святых, архимандрит Иустин Попович . Там читали лекции о. Иоанн Сокаль, о. Василий Виноградов , о. Тихон Троицкий, о. Борис Волобуев, о. Нил Софийский, о. Борис Селивановский, о. Нил Малахов, Николай Дориомедов, Владимир Халаев, Федор Балабанов, Николай Акаемов, Владимир Розов, Сергей Муратов. 130 В Битольской семинарии в числе наставников были – архимандрит Николай (Карпов), Леонид Маслич, о. Иоанн Сокаль. Преподавал там и о. Иоанн (Максимович) , о котором протоиерей Урош Максимович писал в статье «Святой наших дней»: «Его внешность не бросалась в глаза, но все-таки была немного особенная. Это был человек среднего роста с густыми черными волосами, которые покрывали плечи. Лицо его было без единой морщины с большими глазами, которые как бы выглядывали из волос. Бородой он еще не очень оброс. Нос его был прямой, а нижняя челюсть как бы втянута, что ему, отчасти, мешало при разговоре. Правая его нога была короче, и он носил удлиненный ботинок, который при ходьбе стучал... Часто он пользовался палкой. Таким он нам казался вначале, когда появился среди нас в школьном 1928 году. Никто не мог подумать, какая полнота Св. Духа в нем... обитала. Без сомнения, по Божьему Промыслу, он был необходим в то время Битольской семинарии, которая в своем интернате имела от 400 до 500 учеников. Многие стипендиаты жили в интернате до 4-го класса гимназии, пока им была дана возможность выбора или кончать семинарию, или идти в какую-нибудь другую школу, оставаясь стипендиатом. Таким образом, было много учеников разных школ, а всех больше – семинаристов. Было много албанцев, меньше русских и чехов. С утра до вечера гудело, как в улье. Среди этих юношей и мальчиков стал работать этот святой человек, который подвигом, молитвами и теплотой христианской любви творил новых людей... Охридский архиепископ Николай Велимирович часто заезжал в семинарию и разговаривал с преподавателями и учениками... Один раз при расставании обратился к небольшой группе учеников... с такими словами: «Дети, слушайте отца Иоанна, он – ангел Божий в человеческом облике».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По сообщению сербских газет, белградский университет короля Александра I будет иметь пять факультетов: богословский, юридический, философский, медицинский и технический. Фонды Коларца и Велимира Тодоровича будут употреблены на стипендии 776 . При обсуждении вопроса об открытии богословского факультета принимали участие также представители сербского митрополита: ректор и два профессора семинарии, и вопрос улажен согласно с предначертаниями представителей сербской церкви 777 . В «Веснике српске цркве» (1899, янв.–февраль, 157–158) обнародованы статистические сведения о сербских церквах, монастырях и школах в скопийской митрополии в Македонии, за 1898 год. Оказывается, что приходов всего 126, священников 127, в течение года в ведомство управляющего сербскою скопийской митрополией вновь поступило в разных уездах округа 524 дома. Монастырей 14 (в них всего 3 монаха) 778 , храмов всего 66, школ 83 при —543— 129 учителях. Открыты сербские основные школы в г. Битоле (имеются здесь и сербские гимназии, мужская и женская) и в битольском округе, в Прилепе, Крушеве, Кичеве, Охриде, Галичнике, Порече, Велесе и в других местах 779 . С самого начала 1899 года сербский посланник в Константинополе прилагал все усилия, чтобы склонить Порту к назначению в Скопию митрополита серба 780 . Еще в 1897 году сербский архимандрит Фирмиллиан назначен был администратором скопийской митрополии. Обещано было тогда же со стороны патриарха, что Фирмиллиан избран будет и в митрополита. Но это обещание долго не исполнялось, к великому неудовольствию сербской паствы 781 . Наконец 19 октября 1899 года Св. Синод Константинопольской патриархии, под председательством патриарха Константина V, переместил скопийского митрополита грека Амвросия на битольскую епархию, а скопийским митрополитом и экзархом Нижней Мизии избрал (большинством 8 голосов против 3-х) архимандрита Фирмиллиана 782 . Понятен восторг сербов: немедленно послана была в Св. Синод патриархии телеграмма от сербо-православных общин в Скопии и Куманове с выражением благодарности 783 ...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

35 Я их пришлю... когда известите – о своем переговоре на Иерусалим[ском] подворье. (Именно так, как сноску, оформил это пояснение сам свт. Феофан.– Ред.). 38 Примечание А. В. Рачинского к стр. 165). – Знакомство посольства нашего с болгарами до приезда Е. П. Новикова в Константинополь и до вступления князя Лобанова в посланничество было потому слабо, что состав посольства, по характеру воспитания и образования служащих в нем, был чужд простоте и «нецивилизованности» болгар. Драгоманы Аргиропуло и Мострас, солунский консул Мустоксиди – греки, друзья своих соплеменников; прислуга в посольстве – греки и армяне; привратник – перот Франчески; военный агент – Франкини... Посольская церковь – эта законная и безобидная черта соединения посольства с болгарами – в третьем этаже дворца, который сам стоит в глубине двора, отделенного от людной улицы Бей-Оглу чугунною решеткою с калиткою, защищаемою иностранцем. – Г-жа Бутенева, урожденная Хребтович, в зиму 1857–1858 года устраивала во дворце базар в пользу госпиталя (и училища) Лазаристов: а руководители в Константинополе этого ордена – знаменитые Eugene Bore (Эжен Бор) и Louis Lescoeur (Луи Лескер), тесно связанные с парижским болгарским комитетом герцогини Laroshifoucauw (Ларошфуко). В 1858 году, когда я (А. В. Рачинский. – Ред.) приехал в Константинополь с письмом к А. П. Бутеневу от Е. П. Ковалевского, который, с позволения князя А. М. Горчакова , препоручал ему меня, как намеревающегося объехать Македонию и Болгарию, посол долго не соглашался ходатайствовать о фирмане (визе – Ред.), выставляя, во-первых, подозрительность турок к русскому агенту, а во-вторых, странность намерения моего – искать памятников церковно-славянской письменности в Македонии, которая, конечно, по представлениям Мустоксиди, казалась послу «чисто греческою областию». Когда, наконец, фирман был получен и я проехал Македонию, – оба опасения А. П. Бутенева не оправдались: турки были необычайно приветливы, болгаре македонские обрадовались мне как вестнику России; греческое духовенство Солуни, Битоля, Полянина, Охриды испугалось. Побежали доносы в патриархию, а из Константинополя, не знаю от кого, жалобы на русского агента к королеве Амалии, которая свои сетования о сем выражала в письме к Государыне Императрице Марии Александровне. Встрепенулись также агенты Лазаристов, засевшие с 1854 года в Солуни и Битоли, и битольские консулы Grimlot (Гримло) и Longwort (Лонгворт). Сведения о стране и памятники славянской письменности Македонии (между прочим – Кушевское Евангелие XI века, поднесенное мною Государыне Императрице) убедили Министерство в истинном характере населения Македонии, состоящего из чистейших болгар: греки – в городах, как и у нас в Крыму.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Николай Велимирович после рукоположения в епископы Жига в 1919 г. По окончании Первой мировой войны отец Николай вернулся на родину. Несмотря на преференции, полученные Сербией по мирным договорам, страна находилась в страшном разорении. Епископское служение По возвращении в Сербию отец Николай был призван на епископское служение. Смолоду привыкнув к бедности, он и в архиерейском сане не изменил подвижническому образу жизни. Все свое свободное время святой Николай посвящал молитве и литературным трудам. 25 марта 1919 года иеромонах Николай был рукоположен во епископа Жичского. Он сразу же полюбил этот край, его народ и святыню – Жичский монастырь. Впоследствии он называл Жичскую обитель сербским Иерусалимом. Он говорил он ней так: «О, Жича святая, возведи очи твои и виждь: се чада твоя сербская идут с запада, севера, юга и востока в тебе благословить Христа, Его рождество, Его смерть и Его воскресение, и Его победу» с. 80]. Народ Жичской епархии ответил любовью на любовь владыки Николая. Однако его пребывание на Жичской кафедре было недолгим. Уже в конце 1920 года он был переведен на Охридско-Битольскую кафедру. На этой кафедре святитель провел почти пятнадцать лет. Древний Охрид – колыбель славянской письменности и культуры – произвел на владыку Николая особое впечатление. Вообще охридский период – один из самых плодотворных в жизни святителя. Здесь были написаны наиболее значительные духовные труды святителя, среди которых «Охридский пролог» – сборник проповедей на каждый день года. Эту книгу преподобный Иустин (Попович) , желая подчеркнуть ее значение, впоследствии назовет «сербским Евангелием». Во время служения в Охридской епархии святитель Николай, помимо насыщенной духовной и проповеднической деятельности, активно занимается благотворительностью и принимает участие в общественной жизни. Он становится одной из знаковых фигур своего времени, не только церковным, но и государственным деятелем – не раз ему поручаются значимые дипломатические миссии. Так в 1921 году святитель на полгода был командирован в США. За это время им было проведено около ста лекций и бесед в самых известных американских университетах, приходах и миссионерских общинах. Повсюду его принимали с особым теплом и любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В 1917 году, после большевистского переворота много верных Богу и родине сынов и дочерей были вынуждены покинуть свои дома; семья Прониных эмигрировала сначала в Молдавию (тогда территория Румынии — А. М.), а потом в Сербию. В семь лет Владимир поступил в начальную школу в городе Кишинёве 6 , которую окончил в 1921 году. После окончания начальной школы Владимир продолжал своё обучение в том же городе в русской гимназии до 1929 года. Жажда Бога и стремление к познанию истины привели выпускника гимназии сначала в духовную семинарию, а потом и в Белградский университет на богословский факультет. С благословения родителей в 1929 году Владимир поступает в православную семинарию в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в городе Битоль (Охридская епархия, сегодня территория Македонии — А. М.). Поступить в Битольскую семинарию в то время было тяжело, так как из тысячи кандидатов принимались лишь около ста, а потому вступительные экзамены были очень сложными. Владимир эти экзамены сдал положительно и хорошо учился на всех курсах. Из дневника Владимира узнаём, что во время обучения как в гимназии, так и в семинарии студент Владимир Пронин просто жил в библиотеке. Его интересовало множество вещей, на которые он всегда искал ответы. Очень любил литературу, философию, археологию, историю, лингвистику. Его любимыми писателями были Тургенев, Достоевский, Лермонтов, Чехов, Есенин. Помимо своего главного послушания — учёбы, молодой студент постигает и азы духовной жизни, активно общается со многими святителями Русской и Сербской Православных Церквей. В тяжёлые для Церкви времена в духовной семинарии Битоля обучались и многие карпаторосы, которые после учёбы возвращались домой и служили Церкви Христовой на своей родине. Именно здесь Промыслом Божьим семинарист Владимир впервые в своей жизни встречается с многими будущими святыми: с преподобным Иустином (Поповичем) который с декабря 1930 по январь 1932 находился в миссионерской поездке в Подкарпатской Руси, а с 1932 по 1934 гг. был профессором Битольской семинарии; со святителем Николаем (Велемировичем), а также со святителем (тогда ещё иеромонахом) Иоанном (Максимовичем)

http://pravmir.ru/zhiznennyiy-put-arhima...

1 Иеромонах Киприан. Крины молитвенные. Белград, 1928. С. 2. Вот еще портрет архиеп. Феофана в Белградский период: «Феофан Полтавский, маленький, худенький, святой». С.М. Зернова. Из писем к другу/За рубежом. Белград — Париж — Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921—1972)/под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Париж: YMCA — PRESS , 1973. С. 53 «Маленького роста, с тихим голосом, с головой склоненной вниз, он был подлинный мистик, открывавший нам доступ к тем откровениям Святаго Духа, о которых мы читали в творениях Святых отцов». Н. Зернов. За рубежом. Белград — Париж — Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921—1972)/под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Париж: YMCA — PRESS , 1973. С. 107 2 Так было принято обращаться к членам Святейшего Синода Российской Православной Церкви.— прим. архиеп. Аверкия. 3 Прибавления к Церковным Ведомостям Святейшего Правительствующего Синода. 9 за 1909 год. 4 «Юный студент» — это, очевидно, сам архиепископ Аверкий Таушев. «В бытность студентом [Богословского факультета Софийского университета (закончил в 1930 г .)] я познакомился с проживавшим тогда в Софии (в здании Синода) архиеп. Феофаном Полтавским, пользовался его духовными советами. И под его влиянием у меня окончательно созрело и окрепло начавшееся еще и прежде в ученические года намерение принять иноческий постриг». Письмо иеромонаха Аверкия к митр. Антонию (Ужгород, 11 24 октября 1932 г .)/ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 284 лист 4 «Если бы Вашему Блаженству понадобилось навести обо мне справки, то таковые могут дать: Скоплянский митр. Иосиф, архиеп. Феофан Полтавский, проф. Битольской Богословии иеромонах Иустин (Попович), бывший у нас протосингелом, и иеромонах Филипп (Гарднер), лично Вам, если не ошибаюсь, хорошо известный». Письмо иеромонаха Аверкия к митр. Антонию (Ужгород, 11 24 октября 1932 г .)/ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 284 лист 4 об. 5 Например, в этом письме архиеп. Феофана видно его неверие в гибель Царской Семьи: «21 марта В.И. Зызыкина отправилась в Венгрию к князю Голицыну-Муравлину для переговоров по делу о Царской Семье.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2767...

521-541 541-544 544-548 548-551 551-561 НЕКРЕССКАЯ ЕПАРХИЯ Некресская епархия (кон. V/нач. VI в.- 1811, с 1995; с 17 окт. 2002 по 2009 - Некресско-Эретская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Некреси 561-566 566-574 574-576 НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 576-582 НЕКТАРИЙ (XVI в.?), Бежецкий, прп. (пам. 3 апр. и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 582-584 НЕКТАРИЙ (1406 (?) - 1500), прп. Битольский (Афонский, Карейский) (пам. греч. 5 дек., пам. в РПЦ в Соборе Афонских преподобных) 584-585 НЕКТАРИЙ см. Иона и Нектарий (Застолбские Иван Елизарович и Нестор Иванович), преподобные, Казанские НЕКТАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. , Киево-Печерский, Послушливый (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) 585-587 НЕКТАРИЙ († 1492 (1494?), прп. Тверской(пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) Тверской 587-589 НЕКТАРИЙ († после 8.09.1380?), прп. , Троицкий, Вестник (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых) НЕКТАРИЙ (Тихонов Николай Васильевич; 1853-1928), иеросхимонах, прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев) 589-592 592-593 НЕКТАРИЙ [Пелопидис (в научной лит-ре иногда Полиподис), Критянин (1601/02 - 1676), патриарх Иерусалимский (7 апр. 1661 - 19 янв. 1669), выдающийся церковный деятель, писатель 593-596 596-597 597-598 598-602 602-603 603-604 604-605 605-607 НЕКТАРИЙ И ФЕОФАН (XV-XVI вв.), преподобные Метеорские (пам. греч. 17 мая), основатели Варлаама мужского монастыря во имя Всех святых в комплексе Метеорских монастырей 607-608 НЕКТАРИЙ КАЗОЛЬСКИЙ Нектарий Казольский (между 1155 и 1160 - 1235), итало-визант. писатель, полемист, дипломат 608-609 609-610 610-617 617-619 НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия)

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

В 1963 году в Сан-Франциско появился еще один замечательный человек, духовный сын архиеп. Иоанна, отец Спиридон (Ефимов). Евгению и Глебу он показался самым близким по духу к их дорогому Владыке. Эти два пастыря, конечно, разнились по размаху деятельности, по своей отрешенности от мира и своеобразной «Христа ради юродовости» они, несомненно, сходились. Как и архиепископ Иоанн, о. Спиридон находил необыкновенный отклик у детей, и хотя голова уже поседела, лицо было как у семилетнего ребенка. С Владыкой Иоанном они подружились еще в Битольской семинарии в Югославии, а в 1963 году архиепископ попросил переехать своего давнего знакомого в Сан-Франциско, поставил его одним из ведущих клириков и инспектором кафедральной приходской школы. Глеб и Евгений впервые увидели о. Спиридона на его первой проповеди в Сан-Франциско. Глеб писал: «Первое наше впечатление о нем сложилось превосходное. Мы сразу поняли: это человек по-детски чистый, лишенный какого-либо лукавства и неспособный к церковным интригам. Речь его полнилась глубоким богословским смыслом, лицо же излучало неотмирный свет». После службы Глеб спросил мнение Евгения об о. Спиридоне. Тот ответил, что он очень ему понравился, но «уважающие» себя слуги церкви, несомненно, осмеют его. Действительно, с точки зрения «общепринятого церковного этикета» вид о. Спиридона был престранный. По воспоминаниям Глеба: «Его архимандричья митра или монашеский клобук сидели набекрень, пряди нечесаных волос спадали на глаза, торчали в разные стороны. Мизинцы на руках были скрючены, ряса слишком коротка и из-под нее виднелись худые ноги в длинных черных носках и огромных башмаках с загнутыми носами. Шагал он резво, при этом заметно хромая, лицо обычно светилось. Сколь дорог и очарователен был этот чудак в прозаической суете нашего обмирщенного общества!» Другим близким другом архиеп. Иоанна по Сан-Франциско был о. Митрофан – веселый добросердечный священник с румяным лицом. В России он знавал настоящую юродивую – Феоктисту Михайловну и видел, что тот же дух почивает и на Владыке Иоанне.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

Скачать epub pdf Предисловие Прежде чем ознакомиться с текстом слова «О молитве» в двух словах остановимся на нововыявленном рукописном документе. Во-первых, этот труд уже публиковался в вышеприведённых источниках. Автором слова «О молитве» является известный мировому Православию святитель и подвижник благочестия ХХ века, ныне уже причисленный к лику святых Иоанн (в миру Михаил Максимович) (04.06.1896 – † 02.07.1966) 1 . Предыстория появления рукописи Предыстория возникновения рукописи слова «О молитве» непосредственно связана с известным подвижником Православной Церкви, но уже в Закарпатье – архимандритом Василием (Прониным) (08.09.1911 – † 05.01.1997). Из биографии студента Битольской семинарии (1929–1931), а впоследствии богословского факультета Белградского университета (1931–1937) Владимира Пронина известно, что его духовным отцом был иеромонах, а впоследствии епископ и  архиепископ Иоанн (Максимович) 2 . Последний, как известно с 1929 года был преподавателем и воспитателем в Сербской семинарии Охридской епархии в городе Битоле, а 28 мая 1934 года был посвящён в епископы и назначен в Шанхайскую епархию. Видимое общение между ними продолжалось всего пять лет, с 1934 года, когда (Несмотря на то, что видимое общение между ними продолжалось всего пять лет, с 1934 года общение между ними приняло эпистолярный вид. Хотя в 1934 году)  отца Иоанна возводят в сан епископа, и он уезжает в далёкий Шанхай, сердечное общение между ними продолжалось до самой смерти святителя, теперь уже в письменной форме 3 . В архиве Мукачевской епархии сохранилась уникальная и глубокая по своему духовному содержанию переписка между святителем Иоанном и тогда ещё иеромонахом Василием (Прониным) 4 . Как известно помимо подвижнических трудов святитель Иоанн оставил после себя уникальные аскетические, гомилетические и богословские статьи, труды, книги. Одним из таких трудов является слово «О молитве». После краткого пребывания на сельских приходах (После кратких пребываний на приходах ) Мукачевской епархии, в апреле 1940 года иеромонах Василий (Пронин) был переведён для пастырского служения в Покровский храм-памятник русским воинам города Ужгорода 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Как в Водене и в Битоле, обучение и здесь идет по-гречески, а, следовательно, и начинается с греческого языка. Старанием немногих родолюбцев недавно открытая „школа Кирилла и Мефодия“ (ехидно зовомая Русскою) есть единственное пока, и весьма слабое, общественное проявление славянства в Охриде. Местная власть (Митрополит) игнорирует ее, и, если прямо не преследует, то, я думаю, единственно из вежливости к нашему Битольскому консульству, помогшему образоваться такому рассаднику ереси в пределах ее ведомства. Право, как не подумать, что истинный взгляд „Великой церкви“ этой, на языке константинопольских газет сердобольной или точнее – „любвелюбивой ( φιλστοργος) матери“ верующих, на славян есть именно как на нечто непотребное – χρεον, годное только для Ахриды... Невольно теряешь спокойствие духа, чуть коснешься этого пункта церковной жизни на Востоке. Будет ли конец такому поголовному ополчению греков против здравого смысла? Под влиянием невольного негодования, не хотелось и смотреть на принесенные гостем надписи. Своим безразличным содержанием они, впрочем, способны были восстановить в душе требуемое „равновесие отправлений“. Одна из них, уцелевшая, вероятно, на одну треть, гласила следующее: Величайшаго и божственнейшаго императора, кесаря, Луция Септимия Севера п... 35 Очевидно, город хотел ею выразить свою приверженность или признательность самодержцу. На слове: божественнейший он конечно пересолил, но все же благоразумнее поступил, чем Сиро-египетские памятники, величающие своих царей, а за ними и римских императоров, прямо богами – θεος, вместо θεους ­ divos, как того требовало понятие души, отшедшей к Богу. Конечно, и латинский язык позволял сделать из divus – diissimus или divinissimus, но римский характер durus не позволял такой сделки языка с совестью. Гибкая фразеомания эллинская не задумалась над изобретением прилагательного: θειτατος совершенно равнодушная к тому, какой оттенок понятия должно выражать собою вновь выкованное слово. Теперь она же величает, за неимением другого кого, своих патриархов „божественнейшими“ 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010