Если вне тюремных стен и нашлись те, кто под влиянием государственной политики оскорблял и ругал меня, называя­ предателем или шпионом, то в тюрьме таких не было. По крайней мере явно этого не показывали. Тут все смотрели на меня как на борца против власти, которая их осудила и которую они ненавидели до глубины души. Они поддерживали мой бунт против неправды, которая многим была причинена как раз со стороны власти Республики Македония, и поэтому меня ободряли, призывая держаться и не сдаваться. Они радовались всякой поддержке, которую я получал от Православных Церк­вей, а также и от международных организаций. Именно поэтому меня рассматривали как личность с наибольшим авторитетом, прекрасно подходящую для организации бунта в тюрьме. A причина для бунта была следующая. Тюрьма в Идризо­во — это учреждение, которое не обеспечивает даже минимальных условий для соблюдения тюремных санкций. За неполный год в тюрьме произошло два убийства, и за то же самое временя трижды менялся директор. Как думали многие, от этих убийств власти хотели откупиться сменой директора. Надзиратели вели себя весьма самовольно, a последствиями такого хаоса стало появление в тюрьме оружия и наркотиков. Продавцы наркотиков нисколько не скрывались, a те, кто был знаком с торговлей, объясняли мне, что героин и марихуана в тюрьме шли дешевле, чем на воле. Когда меня позднее перевели в открытое отделение, мне показали место, удалённое метров на пятьсот от здания тюрьмы, где наркоманы покупали канабис. Последствиями всего этого стало опасное распространение гепатита С. Наркоманы считали, что у них в тюрьме своё царство. Судя по всему, они чувствовали себя очень уверенно, поскольку здесь были защищены и никто не мог им угрожать. Их никак нельзя было наказать за употребление наркотиков. В тюрьме не было достаточного числа одиночек для применения строгих санкций, но даже если бы и было, этим нельзя было исправить наркоманов. Не знаю точно об их числе, но не сомневаюсь в данных, которые добыл от надёжных людей, говоривших, что из 1250 заключённых наркоманов было чуть менее половины. Я и сам имел случай слышать от тюремных врачей (но не нашей тюрьмы, а битольской), что каждый год тратится около 100 000 евро на покупку метадона для наркоманов 5 .

http://pravmir.ru/velikie-patriotyi/

В кон. XV - нач. XVI в. Охридская архиепископия включала 32 епископии, из них 12 находились на территории М.: Гревенская, Касторийская, Струмицкая, Могленская, Битольская, Кичевская, Дебарская, Полошская, Скопская, Кратовская, Кюстендилская, Преспанская ( Снегаров. 1932. С. 156-166). Грекоязычная паства преобладала на территории современной Албании, в окрестностях Гревены и Сисани, славянская - в Северной М., Зап. Болгарии и в серб. епархиях, остальные территории имели смешанное население; в городах, как правило, преобладали греки, в сельской местности - славяне. В 1557 г. число епархий Охридской архиепископии сократилось до 17. Во 2-й пол. XVI в., после того как великий везир Мехмед Соколлу (Соколович) (по происхождению серб) восстановил Печскую Патриархию, церковная организация на Балканах изменилась: от Охрида отпали сербские епархии. В Печскую Патриархию помимо сербско-болгарских митрополий Ниша и Скопье вошли и чисто болгарские Кюстендилская и Самоковская епархии. К-польскому Патриархату в 1645 г. на территории М. принадлежало 9 митрополий: Фессалоникийская, Веррийская, Серрская, Филиппийская, Христопольская (Кавальская), Мелникская, Зихнийская, Драмская, Неврокопская (Никопольская). Фессалоникийской митрополии подчинялись 10 епископий: Китрская, Кассандрийская, Сервийская, Камбанийская, Петрская, Эркульская (Ардамерийская), Иерисская, или Святогорская, Литийская и Рентинская, Полеэнинская и Вардиоритская (впоследствии Полианийская и Вардариотская), Платамонская и Ликостомийская ( Papadopoullos Th. Studies and Documents Relating to the History of the Greek Church and People under Turkish Domination. Aldershot, 19902. P. 106-120; Ιστορα της Ορθοδοξας. Αθνα, 2008. Τ. 5: περοδος αγνων και μεγαλεου (15ος-19ος αι.). Σ. 104-108). Но уже в 1715 г. Филиппийская, Кавальская и Драмская митрополии были объединены из-за малочисленности паствы, а Зихнийская митрополия присоединена к Неврокопской. Кассандрийская епископия получила статус архиепископии. В кон. XVI - нач. XVII в. экономическое положение Охридской архиепископии ухудшилось, она была обременена большими долгами, закладывались церковные владения и утварь.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

«Для наших поставщиков нет ничего святого! У битольских снабженцев никогда не будет продолжения рода!» – так говорил дядюшка Митко Илич, который и сам долго был в их компании. «Поставщики не знают, что существует грех . А крайне грешно согрешить при снабжении армии. Бог сурово карает таких. Здесь, в Битоле, стояли подразделения турецкой армии. Турки не едят свиного жира и не разрешают держать и резать свиней. Но одно время трудно было раздобыть бараний жир. Поставщиком жира был некий еврей. [Еврей этот] привёз из Сербии много свиного жира. Подмешивая к нему немного топлёного масла, он снабжал армию подобной смесью целых полгода. Турки, не зная правды, были очень довольны. А когда узнали – еврей лишился головы. И вот ведь как вышло: и [сам] тот еврей сгинул, и весь дом его – так что никого не осталось из его потомства. Некто другой из Граешницы поставлял соль, подмешивая к ней мраморную пыль. Однажды кто-то купил у него соли для овец. Залил соль водой, чтобы растворить её и смешать с отрубями. И вдруг увидел, что на дне сосуда остался нерастворимый осадок. Разозлился он и донёс об этом туркам. И поставщика отправили на каторгу. Дом его пришёл в запустение, и очаг угас. Был я знаком и с некоторыми поставщиками мяса. Они тоже не ведали про грех перед Богом. Турецкая армия получала мясо каждый день, кроме четверга и воскресенья. Так снабженцы вместо говядины поставляли ей и падаль, и буйволятину, и ослятину от павших животных. Но вот – от дома их не осталось и следа. Знал я порядка 200–300 снабженцев. Большие деньги они скопили. А теперь смотрю – род [каждого из них] угас. И сами от тяжких болезней поумирали, и дети у них с ума посходили, и имущество было продано с молотка. О, да сохранит тебя Бог от богатства, нажитого [нечестными] поставками!» Так [утверждает] дядюшка Митко. О том же свидетельствует весь жизненный опыт стран восточных и западных. Всевидящее Божие око зрит [тех], кто подаёт камень вместо хлеба и змию вместо рыбы ( Лк. 11:11 ). [Его десница] разит таковых, чтобы [и другим] неповадно было. Преступник обнаружил себя сам

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Синод назначил из своих сумм 19 полных стипендий и 18 воспитанникам временные пособия; кроме того, учредил две полных стипендии для изучения церковной живописи в России. 2707 Немало болгар воспитывается в России на средства русского правительства. Газета «Препорец» сообщает следующие сведения об условиях получения стипендий, отпускаемых русским правительством болгарам, желающим поступить в высшие учебные заведения в России. Заметив, что ежегодно в русские консульства в Болгарии, Фракии и Македонии поступает масса прошений о стипендиях для получения образования в России и что, по незнакомству просителей с правилами распределения стипендий, прошения часто по той или другой причине не достигают своей цели, «Препорец» дает следующие указания по этой части. Прежде всего прошения о стипендиях из Болгарии сосредотачиваются в дипломатическом агентстве в г. Софии, но могут подаваться и чрез рущукское консульство, или варненское, бургасское и филиппопольское вице-консульства. Прошения из Македонии сосредотачиваются в солунском генеральном консульстве, но могут подаваться и чрез скопийское консульство и битольское вице-консульство. Прошения из адрианопольского и константинопольского округов сосредотачиваются в константинопольском посольстве, но могут подаваться и чрез адрианопольское консульство. Все прошения о стипендиях должны подаваться не позднее половины марта, так как к 1 апреля посольства, агентства и консульства должны препроводить их в существующую для этой цели комиссию в России. Все прошения, поступившие после 1 апреля, остаются на месте. К прошениям должны быть приложены следующие документы: 1) обозначение того учебного заведения, куда желает по- Болгарские газеты сообщают о прискорбном случае с сливенским митрополитом Гервасием, подвергшимся в марте 1899 г. публичному оскорблению от водворившейся в Болгарии, с падением кабинета Стоилова, стамбуловской партии. Именно, в г. Сливне шайка стамбулистов взобралась без всякого разрешения на колокольню местного собора и, с криками, начала звонить во все колокола с целью собрать митинг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чаша с надписью на донце: “Сивин, жупан Великой Болгарии”. IX–X вв. (СНАМ) Чаша с надписью на донце: “Сивин, жупан Великой Болгарии”. IX–X вв. (СНАМ) Термином «протоболгары» (или булгары) называют кочевой народ тюркского происхождения, одна из ветвей к-рого наряду со славянами приняла участие в создании Болгарского гос-ва. Первые достоверные сведения о протоболгарах относятся к сер.- 2-й пол. IV в., когда в результате миграции из Центр. Азии одновременно с вторгшейся в Европу гуннской волной они расселились в причерноморских степях, Приазовье и бассейнах Дона и Северского Донца. Часть протоболгар была увлечена гуннами на запад, где они вошли в тесное соприкосновение со славянами. После распада гуннской державы во 2-й пол. V в. часть протоболгар расселилась в М. Скифии (в устье Дуная) и вступила в непосредственный контакт с Византией. В 80-х гг. V в. они оказали помощь имп. Зинону в борьбе с остготами, а в 493 г. совершили поход в подвластные империи земли во Фракии. В VI в. протоболгары, как и славяне, нередко вторгались в пределы Византии. Протоболгары, оставшиеся в приазовских степях, с 1-й пол. VI в. также совершали походы на земли империи. С др. стороны, наемные протоболг. дружины нередко использовались византийцами (напр., во время войны с готами в Италии). В 60-х гг. VI в. авары увлекли из Приазовья в Паннонию новую группу булгар - племенной союз кутригуров,- к-рые вошли в состав основанного тогда же Аварского каганата. Неудачная попытка булгарской знати захватить власть в каганате (631-632) вызвала отток булгар из Паннонии: 2 племенных союза ушли в Италию, а 3-й, во главе с Кубером (Кувером),- в Македонию (80-х гг. VII в.), где поселился на Керамисийском (Битольском) поле по договору с империей. В составе войска Кубера были христиане - потомки византийцев, взятых в плен аварами. Оставшиеся в Приазовье булгары (крупнейшим племенным союзом здесь были утигуры) вскоре после ухода аваров попали под власть Зап. Тюркского каганата. В результате распада каганата (632) образовался племенной союз булгар во главе с ханом Кубратом (Кувратом) из рода Дуло, названный византийцами Вел.

http://pravenc.ru/text/149669.html

е. составляющие его как митрополиты, так и миряне, имея каждый по одному голосу, выбирают посредством закрытой подачи голосов троих кандидатов; 3) из этих троих кандидатов митрополиты, находящиеся в избирательном собрании (без мирян) выбирают, также посредством закрытой подачи голосов, одного, который и объявляется патриархом (новый избирательный устав см. у Пишона ibid. S. 293 sqq). По проекту комиссии 1858–60 г. отдел избирателей-мирян должны были составлять следующие члены: 1) трое главнейших светских чиновников патриархии, между которыми непременно великий логофет, 2) члены имевшего быть учрежденным при патриархии (и после действительно учрежденного) смешанного совета, 3) три архонта первого и второго класса, два высших военных чиновника и три чиновника гражданских, 4) наместник самосский или его представитель, 5) три депутата от дунайских княжеств, 6) четыре известнейших ученых, 7) пять представителей от купечества, 8) один банкир, 9) десять представителей от значительнейших ремесленных цехов, 10) два представителя от города Константинополя, 11) двадцать восемь представителей от христианских провинций, именно: кесарийской, эфесской, ираклийской, кизической, никомидийско-никейской, халкидонско-дерконской, солунской, терновской, адрианопольской, амассийской, янинской, брусской, битольской, боснийской, критской, трапезундской, ларисской, филиппопольской, серезской, смирнской, митнленской, варнской, виддииской, софийской, хиосской, скопийской, писидийской, костамоницкой (у Пишона ibid. S. 297).]. С открытым возмущением болгар нужно было что-нибудь делать, новый патриарх, произнесши, свое осуждение на епископа Илариона и на присоединившегося к народной стороне другого архиерея из болгарских урожденцев – митрополита Авксентия [Иларион и Авксентий были осуждены патриархом и объявлены лишенными архиерейства и священства сначала в конце 1860 г., потом торжественно, в присутствии многочисленного собора, 23 января 1861 г. ( Annuaire   des deux mondes 1861 г. стр. 543. Христ.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Солуньский консул, совершенно расстроенный болезнью и пользуясь тем, что Афон находится в округе его юрисдикции, уехал, несмотря на запрещение посла. Посол, однако, имел снисходительность не тревожить более больного человека, во внимание к его прежним трудам по службе. На Афоне не только Русские, но и Греки и Болгары знают, что этот консул жил всё время почти запершись, редко кого принимал и только просил ни о каких делах, ни политических, ни тяжебных, с ним не говорить. Вскоре после этого он получил отпуск, и г. Якубовский (битольский консул) заменил его в Солуни. В настоящее время он вышел, по болезни, в отставку. На Востоке умы и сердца не заняты серьезно ничем, кроме политики и торговли, поэтому ни один мирской Грек (или, пожалуй, и Болгарин) не может предположить, чтобы русский чиновник мог жить где-нибудь без цели государственной. Если прибавить к этому ту сухость и тот внутренний религиозный индифферентизм, который так свойствен современным единоверцам нашим на Востоке и при котором трудно понять, чтобы больной, знающий грамоту и даже европейские языки, мог в болезни предпочесть Афон Баден-Бадену или Швейцарии, то беспокойство, овладевшее не афонскими, а внешними людьми и газетами, станет более понятно и, пожалуй, даже и простительно, если не забывать, в какую эпоху всё это так случайно совпало. И прежние русские консулы из Солуня и соседней Битолии ездили на Афон, говели там, гостили, даже мирили спорившие между собою за земли монастыри, по их собственному желанию. Но вскоре после приезда нынешнего солуньского консула Болгары отслужили 6 января свою болгарскую обедню в Царьграде, – и всё после этого озарилось в глазах мирских Греков иным светом. Теперь о деле скита св. пророка Илии. Большинство ильинцев, придунайские казаки (из потомков запорожцев), люди хотя и весьма простые и усердные к Церкви, но несколько по природе республиканцы или, по крайней мере, либералы. У них тогда только что умер игумен, отец Паисий, из бессарабских Болгар, человек, который умел держать их в порядке и вести дела скита, не раздражая пантократорских Греков, которые чрезвычайно любили и уважали его.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

болгарское, потому что в числе живых существ, бродящих по позадворьям, мы видели и тех, которых даже назвать по имени не согласится добрый магометанин. Собаки с лаем кидаются на нас, а полуголые мальчишки бегут с дороги, куда попало, спасая живот свой от вооружённого передового нашего. Опять поля мягкие, чернозёмные и ярко зеленеющие. Вид разнообразится. Встречаются перекрёстные пути. На досуге перебрасываемся с компаньоном несколькими замечаниями из области истории, филологии и даже ботаники, коротая время или и просто упражняя дар слова. Тьрпка, по-видимому, нисколько не занимает беседа наша. Самоуверенный вид его, с которым он вчера ехал в Слепче, сегодня как будто оставил его. По временам он беспокойно посматривал по сторонам. – Боишься Търпче? – Спрашиваем мы. – Нет, отвечает он протяжно, видимо не так, как ответил бы палликар, заподозренный в трусости. Тайна вскоре объяснилась. У первого встречного он начал отбирать показания о «более прямой дороге на Прилеп». Разуметь же следовало вообще дорогу туда. Несмотря на его утверждения, что он знает Македонию, как свою ладонь, едва ли не в первый раз он ехал путём этим. А впрочем, и то может быть, что от великого половодья горные долины эти делаются в иных местах не проездными, и что самому лучшему знатоку местности необходимо наводить справки от туземцев. К полудню начало парить, что сочтено было нерадостным явлением. Давно уже сзади нас слышались глухие раскаты грома. А тут вдруг гром раздался сбоку, да ещё и с удвоенною силою. Подняв голову, мы увидели, что и справа и слева надвигались на нас грозные тучи. Особенно пугала нас южная, собиравшаяся очевидно всё у той же зловещей «голубицы», нашей знакомки Битольской, обыкновенно вместо ветки масличной приносящей краю проливной дождь. Ещё село в стороне, в такой прекрасной местности, что спутнику пришли на память поля Елисейские. – Уж не берёзы ли это белоствольные высятся там около какой-то загороди? спросил я, указывая налево к отысканному у Ипербореев Елизию. Новой Колумб, в ответ на это сказал, что он слышал в Битоле от Х, что на вершине Перистери есть целая роща берёзовая.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Сдержанность его могла бы вывести из терпения собеседников, но люди – мы, ко всему присмотревшиеся. – Итак, ужели в отсутствие владыки управляет, как говорят, епархиею его родственник, человек светский, и к тому же коммерсант? Спросили мы о. Стойчо таким тоном, который вызывал его на всю откровенность накипевшего озлобления. – Нет, сказал он с невозмутимым криводушием, управляет делами епархиальными комиссия из трёх членов, а г. Димитрий более смотрит за экономией владычного дома. – А обращения Св. Кириакии в Св. Неделю он же досмотрелся? – спросил наш неумолимый инквизитор. Хозяин тонко улыбнулся на этот новый вопрос и повторил как бы про себя: Жестоко ти есть противу рожну прати... На какой стороне усматривал при сем почтенный греко-славянин неодолимые «рожны», осталось ему одному ведомо. Всю дорогу потом раздавалась в уши мои самая искренняя брань русского ревнителя русских порядков таковым же порядкам Битольской кафедры. «Слыханное ли дело: какой-нибудь шалопай вракас 195 и бакалис управляет церковью! Я бы его... он бы у меня!.. Подобный поток укоров и угроз лился до самой квартиры нашей. Вышло же так, что чуть мы пришли домой и расположились около самовара, доложено было, что новому г. консулу желает представиться г. Димитраки, родственник преосвященнейшего митрополита... тот самый, который не сходил с языка у нас. И вместо ожидаемого «вракаса», явился молодой, по-европейски одетый, с приличными манерами человек, не много заискивающий – правда, но вместе с тем и видимо сознающий своё влаственное положение в свете. По его словам, он заведывает исключительно хозяйством отсутствующего митрополита, и по делам церковным, соприкасающимся с сим хозяйством, находится в полном распоряжении о. Протосинкелла, управляющего кафедрою совместно с Архидиаконом престола... Всё как есть в порядке и согласно с церковными правилами. Нет повода негодовать тут на что бы то ни было никакому консулу, всего менее – Русскому. Будь на месте Димитраки какой-нибудь Дмитрович, Димитриевский, Димитриенко, всё равно, он шёл бы тою же дорогою.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

При мысли же о сияющем издали над городом золотом кресте, почтенная система пришла бы в верноподданнический ужас. Оттого-то у ней и умножаются ежегодно десятками тысяч золотые флурья, кремицы, маджары, дукаты 243 … А за тем у неё на голове хотя кол теши по пословице! Сейчас же за городом начинается тучная луговая земля, вся зеленеющая в настоящую пору года от избытка воды. Не достаёт только леса, чтобы опять стала носиться перед глазами родная земля. Дорога широкая и колёсная, что в Турции не малая редкость. На встречу попадаются телеги, запряжённые и лошадьми, и волами. И час и два пути, – всё те же впечатления. Начинает уже и прискучивать гладкая и ровная земля славянская... Нет! Довольно уже аллюзий. Перестану тревожить ни в чём неповинное славянство. А то, того и гляди, покажутся где-нибудь на дороге 15 000 слепых воителей славян, гонимых гуртом, по направлению к Прилепскому замку, на показ зрячему воеводе. Славяне виноваты в таком обстоятельстве, не слыханном, думаю, от века и в истории гуртовых животных? Нет. Виноваты люди! Влево встречная телега, полная седоков. Один из них поп Никола, знакомый не знаю кому из нас, изъявляет и языком, и глазами и руками своё глубокое сожаление о том, что не был у себя дома в Перлепе, и потерял случай принять таких редких гостей. Спасибо за нежданную ласку. Видно, что из зрячих «гуртовых». Поднимаемся на одну возвышенность, с которой открывается вся широкая Битольская равнина, и на ней самая столица Пелагонии, исчезавшая в вечерней тени, набрасываемой на неё птичьим силуэтом громадной Перистери. Быстрее поехали мы на этот радующий и как бы помазавший нам образ. Дорожник Буе насчитывает с десяток селений между Прилепом и Битолем, но мне не удалось видеть ни одного из них. Верно, половодья ради, мы избрали другой путь. Вместо людей, встретили в одном месте большой табун лошадей, стоивший нам не малых усилий удержать в порядке своих коней. Наилучшим средством к тому оказалось пронестись в мах мимо соблазнительного для них зрелища.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010