По Плинию, Пелагония входила, как часть в целое, в Пеонию 199 . Последняя же отделяла собою Македонию от земли Трибаллов… Кто такие были Пелагоны, не у кого спросить нам. Имя их, вместе с подобными же Пелага (море), Пеласгов 200 , Пелона и пр. подлежит ещё долгому обследованию истории и филологии. Римляне, завоёвывая классические земли, рубили, по пословице, сплеча их географию, и узнав, что передняя (от них) часть Македонии зовётся Пелагонией, недолго думая, назвали самый город Ираклию Пелагонией. По крайней мере, так надобно думать, на основании свидетельств самих римлян 201 . Византийцы, верные своему призванию забирать и укладывать в магазин своей сшитой и сколоченной государственной жизни всё, что попадётся под руку унаследованного от предков, занесли в свою роспись поземельного имущества и Пелагонию и Ираклию, не забыв даже самого Линка. Оттого на Соборных Актах V и VI века по Р.Х. встречаются подписи епископов то Ираклии Пелагонийской, то Ираклии Линкистидской. А как именно называлась в их время их резиденция, остаётся неизвестным. Наконец неотразимый факт, заклятый враг архивных преданий, патриотических фантазий, невежества и педантства, заставил признать за городом имя Битоля, неизвестно когда именно приставшее к нему, и архиереи области стали титуловаться Битольскими – Βιτωλων, с прибавлением всё-таки, любезной эллинскому слуху, Пелагонии – κα Πελαγονας. Кафедра Ираклийская есть одна из древнейших в христианском мире, хотя о начале её и нет положительных известий. Между подписями отцов Сардикийского Собора (347) уже читается: Евагрий из Македонии, Ираклии Линка. На Ефесском (разбойничьем) соборе (449) заседал Квинтилл Ираклийский с голосом епископа Фессалоникского 202 . Но какой именно Ираклии он был епископом, прямо не говорится. Кроме известной Ираклии Фракийской, которую по примеру Александрии Египетской, можно именовать «Великою», известной также под именем Перинфа (на Мраморном море), была ещё в самой Македонии Heraclea Sintica, в стране Бизальтов около р.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Историк Х.Д. Шандерл полагает, что на начальном этапе организации албанского националистического движения ведущую роль сыграла Великобритания. Лорд Эдмунд Фицморис в апреле 1880 года огласил положение, согласно которому в интересах Европы следует создать «сильную Албанию», в которую входили бы Скадарский, Янинский, Косовский и Битольский вилайеты, находящиеся под властью султана. Позже эту роль взяла на себя Австро-Венгрия. Так чем же отличается сегодняшняя политика Запада и США от политики создания «сильной Албании» или, как сейчас говорят, «Великой Албании»? – При королевстве, а затем Федеративной республике Югославии на стороне албанского меньшинства выступало несколько государств, как мы видим сейчас, отнюдь не с добрыми намерениями. Что объединило настолько идеологически разные государства в постоянном стремлении к дестабилизации Югославии? – Их связывает упорное желание помешать объединению сербов и созданию сербского национального государства. Для них это, в соответствии с застарелыми предрассудками и клише, одновременно и борьба против России. В первую очередь обращает на себя внимание использование на различных уровнях и с различными целями албанского меньшинства в целях раскола югославского и сербского государств и увеличения зоны албанского влияния. Вы помните, что НАТО бомбило Сербию, якобы, чтобы защитить албанское меньшинство. А сейчас мы видим, что речь идет о захвате основы сербской государственной и культурной идентичности. Так называемый свободный демократический мир совершенно не принимает во внимание, какими средствами пользуются сторонники албанского сепаратистского движения в Косове и Метохии – от единичных преступлений и этнических чисток до бандитских террористических актов в период между мировыми войнами или акций ОАК (Освободительная армия Косово) в конце XX века. Программа по решению албанского национального вопроса Академии наук Албании в Тиране, обнародованная 20 октября 1998 года , упоминает, помимо всего прочего, о неком «историческом Косове», которое помимо сегодняшних Косова и Метохии распространяется еще и на Враньский котлован, который они называют «восточное Косово», а так же на Кумановско-Скопскую область («южное Косово») и северные части Черногории, которые называют «западным Косовом». Столица этого Косова, которое просто выдумано, должна разместиться в Скопье (столица сегодняшней Македонии), потому что здесь, как говорят, была столица античной провинции Дардании.

http://pravoslavie.ru/5186.html

Первый вариант проекта духовной администрации на занятых югославских и греческих территориях был принят на чрезвычайном заседании сокращенного состава Синода 25 апреля 1941 г. Он предполагал восстановление существовавшей до 1913 г. структуры экзархата, т.е. воссоздание шести епархий: Маронийской (с включением двух городов — Софлу и Фере, оккупированных немцами), Струмичско-Серской, Скопле-Велешской (с включением части итальянской зоны Македонии), Охридско-Битольской (с включением другой части итальянской зоны Македонии), Солунской (Салоникской) и Одринской (Эдирненской, Андрианопольской). Это была своего рода программа-максимум, направленная на распространение юрисдикции Болгарской Церкви на все болгарское население Балкан, в том числе на территориях, оккупированных итальянскими, немецкими войсками, и даже в Турции. При этом предписывалось всем болгарским священнослужителям, когда-то эмигрировавшим из Югославии и Греции, вернуться в свои епархии, а на остальные приходы предполагалось назначить новых священников. [xl] Первоначальный проект был представлен на отзыв премьер-министру и в Министерство иностранных и религиозных дел и после критической оценки переработан Синодом. В результате, в соответствии с его решением от 29-30 апреля летом 1941 г. в Эгейской Фракии и Македонии были созданы четыре епархии: Маронийская (временное управление которой поручили митрополиту Пловдивскому Кириллу), Струмичско-Драмская (под управлением митрополита Неврокопского Бориса), Скопле-Велешская (под управлением митрополита Велико-Тырновского Софрония) и Охридско-Битольская (под управлением митрополита Ловечского Филарета). Управление Пиротским, Босилеградским и Царибродским округами в соответствии с существовавшим до 1913 г. положением было передано митрополиту Софийскому Стефану. Еще один небольшой район Югославии — 9 сел к западу от реки Тимок - был присоединен к Видинской епархии (митр. Неофит организовал там 3 прихода). Оккупированная немцами Салоникская, а тем более Эдирненская епархия образованы не были. Однако и в четыре новоучрежденные епархии вошли некоторые захваченные итальянскими и немецкими войсками территории, что создало большие сложности — на этих территориях болгарская духовная администрация не могла полноценно функционировать. Принимая второй вариант проекта учреждения духовной администрации, Синод оговорил возможность после стабилизации ситуации в Македонии и Эгейской Фракии вернуться к данному вопросу и окончательно урегулировать проблему. Однако этого не произошло; учрежденная летом 1941 г. временная духовная администрация в основном сохранялась вплоть до осени 1944 г. [xli]

http://bogoslov.ru/article/565403

Совет Русского Патриотического Общества в Великобритании прислал вырезку из газеты «Последние Новости» со статьей «Русские в Палестине» «с нападками» на духовенство Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Синод запросил отзыв архиепископа Анастасия и выразил благодарность данному Совету «за заботы о благе церковном». 91 Позже владыка прислал свой отзыв об этой статье. 92 Исполняющий обязанности Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Мелетий и архиепископ Анастасий в своих июльских письмах рассказали о бедствиях, причиненных Миссии, случившимся в Палестине землетрясением. Информация об этом событии была опубликована в церковной и светской прессе. 93 В конце года, докладывая по церковным вопросам и о делах Миссии, архиепископ Анастасий доложил о замене и.о. Начальника Миссии архимандрита Мелетия иеромонахом Киприаном. В виду несрочности вопроса Синод отложил его рассмотрение. 94 В начале следующего, 1928 года, Синод постановил назначить иеромонаха Киприана (Керна) – преподавателя Битольской духовной семинарии, на должность Начальника Российской Духовной Миссии в Иерусалиме, с возведением в сан архимандрита. Об этом факте постановили сообщить иеромонаху Киприану – для принятия тем мер к увольнению от сербской службы, и Преосвященному Иосифу, епископу Битольскому, прося отпустить иером. Киприана для пользы Православной Церкви в Русской Миссии в Иерусалиме. После формального увольнения иеромонаха Киприана от сербской службы считать его назначенным на избранную должность. 95 В последующие годы архимандрит Киприан, Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, регулярно докладывал о положении Духовной Миссии. 96 В ноябре 1930 года была заслушана переписка, связанная с поступившей жалобой Председателя Православного Палестинского Общества князя А.А. Ширинского-Шихматова на Русскую Духовную Миссию в Палестине. Дело было передано на рассмотрение и отзыв члену Синода архиепископу Гермогену. 97 Епархиальная жизнь. Балканы Королевство сербов, хорватов и словенцев

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Константинополь ехал – от Белграда до Рущука по Дунаю на пароходе, от Рущука до Варны по железной дороге, от Варны по Черному морю. В Рущуке делал остановку и ездил из него в Бухарест, в котором пробыл день. Погода была, к сожалению, наиотвратительнейшая, и успел осмотреть его весьма мало; купил кое-какие книги и запасся книжными каталогами затем, чтобы выписывать книги сюда, что чрез посредство посольства или консульства легко. В Рущуке в первый раз вступил на турецкую почву не без некоторого страха. Но, к моему счастию, там есть наше консульство, и еще к большому моему счастию, консул оказался человеком наипрекраснейшим и наи-обязательнейшим, который немедленно принял меня под свое полное покровительство. Рущукские беспорядки, о которых Вы знаете из газет, были не так важны, как их старались представить греки, и теперь все успокаивается, только греки и австрийцы (действующие с греками против русских заодно) не перестают клеветать на русского консула, будто он есть зажигатель всего и руководитель болгар. От Рущука до Варны я ехал в отвратительную погоду и боялся, что в таковую же придется ехать и по Черному морю. Но погода переменилась к лучшему, и я совершил первое мое путешествие по морю без страха и благополучно. Пароход качало довольно сильно, так что ходить было почти нельзя, но морской болезни или тошноты я не чувствовал ни малейше (другие страдали несколько). Константинопольский посол Николай Павлович Игнатьев принял меня весьма милостиво и пока дал мне квартиру в самом посольском доме, у посольского отца архимандрита (Смарагда из Петербургской Академии), у которого помещение больше и удобнее. Константинополь пока вижу и знаю только из окна моей квартиры, потому что на улице грязь и ненастье, и ходить положительно невозможно. Моя квартира, находящаяся на возвышении и помещающаяся в четвертом этаже, есть один из самых лучших пунктов для общего обзора Константинополя, но, к сожалению, все покрыто туманом, и воздух проясняется только на минуты. Святая София у меня прямо перед глазами за Золотым Рогом (посольство в Пере), но так далеко, что даже и в отличный бинокль, которым я запасся в Вене, нельзя рассмотреть совсем отчетливо. Местоположение и вид Константинополя наипрекраснейшие, и наклонные к хвастовству греки нисколько не хвастают, когда говорят, что их великий город есть единственный в мире по своей красоте. С наступлением благоприятной погоды примусь за обстоятельное обозрение Константинополя и постараюсь изучить его так, чтобы потом оставить по возможности отчетливое описание. О греко-болгарском вопросе пока ничего не могу сообщить Вам кроме того, что знаете из газет, потому что еще не имел времени набраться сведений. Наш Ефстафий Зографский теперь митрополит Пелагонский или Битольский и живет при экзархе в одном из предместий Константинополя; так как в старое время мы были приятели, то не премину возобновить знакомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

славяно-македон. активистами в Фессалонике ВМОРО (в 1896 или 1897 переименована в Болгарские Македонско-Одринские революционные комитеты, в 1902 - в Тайную Македонско-Одринскую революционную орг-цию (ТМОРО), в 1905 ей было возвращено первоначальное название), имевшая четкую структуру: территория М. была поделена на 6 революционных округов, которые делились на районы. В каждом районе был создан как минимум один вооруженный отряд. Параллельно в 1894-1895 гг. в Софии возник ВМК (в 1900 переименованный в Верховный Македонско-Одринский комитет - ВМОК). Он доставлял в М. набранные и обученные в Болгарии партизанские отряды (четы). Члены этих орг-ций не имели единой позиции по вопросу о будущем М., среди них были сторонники создания Балканской федерации, где все народы должны были получить гарантии своих прав борцы за присоединение М. к Болгарии и сторонники доктрины македонизма. Соперничество ВМОРО и ВМК иногда доходило до вооруженных конфликтов. В 1894 г. в Греции было основано тайное Национальное об-во, стремившееся к развитию греч. самосознания у христ. населения Османской империи и подготовке присоединения М. и других областей к Греции. С 1896 г. об-во занималось формированием греч. партизанских (андартских) отрядов в М. Осенью 1896 г. оно организовало масштабную всегреч. панихиду по грекам, павшим во всех прежних восстаниях в М. и Эпире. Об-во во многом способствовало началу неудачной для греков войны с турками в 1897 г. Поражение в этой войне привело к ликвидации об-ва в 1899 г. и временному снижению греческой активности в М. В 90-х гг. XIX в. курс османского правительства в отношении Болгарского Экзархата изменился, в 1894 г. Высокая Порта даровала бераты болг. владыкам Велесской и Неврокопской епархий, а в 1897 г.- Битольской, Дебарской и Струмицкой епархий. Охридскую епархию возглавлял епископ Болгарского Экзархата, не имевший султанского берата. Для остальных епархий с болгарским и со смешанным населением - Костурской (Касторийской), Леринской (Могленской), Воденской, Солунской (Фессалоникийской), Кукушской (Поленинской и Вардарской), Сярской (Серрской), Мелникской и Драмской - экзарх Иосиф I сумел добиться признания председателей церковных общин наместниками Экзархата с правом урегулирования всех вопросов церковной жизни и народного просвещения.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Игумен Герман, 1979 год II. Учитель Битольской семинарии (воспоминания семинариста) «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» Евр. 13:7 . Вот уже почти пять десятилетий истекли с тех пор, как однажды в Битольской семинарии появился один очень скромный монах 16 . Это был иеромонах Иоанн (Максимович) , русский по происхождению. Внешность его не производила особого впечатления, но что-то особенное в нем было. Он был среднего роста, с густыми черными волосами до плеч. Лицо без единой морщины, большие глаза, как будто настороженно выглядывающие из-под волос. Большой бороды он тогда не отрастил. Нос прямой, нижняя челюсть не имела должной подвижности и потому была препятствием для речи. Правая нога была короче другой, и он носил ортопедический ботинок, постукивавший во время ходьбы, особенно когда он шел по коридору или по классу. Часто он ходил с тростью. Таким он появился у нас в 1928 учебном году. Никто не постигал, с какой полнотой Святой Дух почил на нем. Несомненно, по Божию Промыслу он оказался там, где был тогда совершенно необходим, – в Битольской семинарии, имевшей в пансионе от 400 до 500 студентов. Многие студенты, получавшие стипендию, жили в пансионе до четвертого года обучения, когда перед ними вставал выбор: заканчивать семинарию или перейти в другую школу (сохраняя стипендию). Там было много студентов из разных школ, преобладали же семинаристы. Большинство составляли албанцы, а русских и чехов было меньше. Гул, как в улье, стоял там с утра до вечера. И среди этих-то мальчиков и юношей начал работать святой человек, который неустанными трудами, молитвой и теплой христианской любовью творил новых людей. С появлением нового учителя у студентов всегда возникают вопросы: «Каким он будет? Строгим или добрым?» и т.д. Возможно, подобные вопросы появились и с приходом отца Иоанна. Он, однако, собственным примером очень скоро на них ответил: самым строгим был по отношению к себе. Как велики были его ежедневные труды в молитве и поклонах, знает один Бог, а мы могли лишь частично видеть и ощущать это.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Местночтимые святые: прп. Нектарий Битольский († 1500), новомученики Агафангел Битольский († 1727) и Ангел Битольский (Флоринский) († 1750). Ист.: Seadeddin. Chronica dell " origine e progresse della casa ottomana. Vienna, 1649. P. 101; Guillelmus, archiep. Tyrensis. Historia rerum in partibus transmarinis gestarum. II, 3-4, 13//PL. 201. P. 260, 653-654; Акрополит. Летопись. С. 50, 91, 98, 196; Gelzer H. Ungedruckte und wenig bekannte Bistümerverzeichnisse der orientalischen Kirche//BZ. 1893. Bd. 2. S. 42; Darrouz è s. Notitiae. P. 236, 372; Le Synekdèmos d " Hiéroklès et l " opuscule géographique de Georges de Chypre. Brux., 1939. Р. 639, 641; Ioannes Scylitzes. Synopsis historianum. B.; N. Y., 1973. P. 351, 354; Произведения на Теофилакт Охридски, архиеп. Български, относящи се до Българската история//ГИБИ. София, 1994. Т. 9. Ч. 2. С. 97, 101-102, 104-105, 116-117, 153-154, 193, 196; Анна Комнина. Алексиада. СПб., 1996. С. 166. Лит.: Голубинский Е. Е. Краткий очерк истории Православных Церквей: Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. М., 1871. С. 47-48, 61-62, 120, 150, 154; Иванов Й. Епархиите в Охридската архиепископия през началото на 11 век//Списание на Бълг. Акад. на науките. София, 1911. Кн. 1. С. 94-112; он же. Български старини из Македония. София, 19312. С. 63-66; История на България. София, 1979-1983. Т. 1. С. 200, 278, 402; Т. 2. С. 357, 416-418, 426, 450; Т. 3. С. 26, 40, 78, 82, 132-133, 332, 334, 352, 354; Т. 4. С. 59, 84, 163; ODB. T. 3. P. 1619; Снегаров Ив. История на Охридската архиепископия. София, 19952. Т. 1. С. 23, 25-26, 56, 154-156, 172-173, 230, 316-317, 323; Т. 2. С. 92-93, 99, 146-154, 176-179, 193-194, 237-241, 515-516; Димитрова Е. Поглед врз мозаикот од нартексот на Големата базилика во Хераклеа//Културен живот. 1995. 3/4. С. 48-52; Српски jepapcu. С. 139, 375; Горгиевска А. Водич низ Хераклеа Линкестис. Битола, 1998. И. А. Корж, О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции

http://pravenc.ru/text/149239.html

Такова была моя последняя встреча с владыкой Иоанном, которого я знал и любил 40 лет. И теперь, после 25 лет со дня его смерти, я чувствую, что мне его не хватает, недостает. Бывая в усыпальнице владыки, я всегда обращаюсь к нему с просьбой и за советом. Протоиерей Урош Максимович. Воспоминания об иеромонахе Иоанне (Максимовиче), преподавателе Битольской семинарии 562 Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Евр. 13:7 Пролетело уже почти пять десятилетий с тех пор, как однажды в Битольской семинарии появился один очень скромный монах. Это был молодой иеромонах Иоанн (Максимович) , русский по происхождению. Внешность его не производила особого впечатления, но что-то особенное в нем было. Это был человек среднего роста, с густыми черными волосами до плеч. Лицо без единой морщины, большие глаза, как будто настороженно выглядывающие из-под волос. Бородой тогда он еще не очень оброс. Нос прямой, а нижняя челюсть была как бы втянута, что ему отчасти мешало при речи. Правая нога была короче другой, и он носил ортопедический ботинок, постукивавший во время ходьбы, особенно когда он шел по коридору или по классу. Часто он ходил с тростью. Таким он появился у нас в 1928/1929 учебном году. Никто не мог подумать, какая полнота Святого Духа обитала в нем. Без сомнения, по Божиему Промыслу он оказался там, где был тогда совершенно необходим,– в Битольской семинарии, имевшей в пансионе от 400 до 500 учеников. Многие стипендиаты жили в пансионе до четвертого года обучения, когда перед ними вставал выбор: оканчивать семинарию или перейти в другую школу, оставаясь стипендиатами. Таким образом, там было много учеников из разных школ, а больше всех – семинаристов. Было много албанцев, меньше русских и чехов. С утра до вечера гудело, как в улье. И среди этих-то мальчиков и юношей стал работать святой человек, который неустанными трудами, молитвой и теплой христианской любовью творил новых людей. Подвижник С появлением нового учителя у студентов всегда возникают вопросы: «Каким он будет? Строгим или добрым?» и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

В период тур. владычества Б. становится крупным мусульм. религ. центром, где насчитывалось неск. медресе и более 60 мечетей (ныне осталось 12, многие из них являются памятниками архитектуры: мечети Исак-джамия (1508), Хаджи-Бей-джамия (1521-1522), Ходжа-Ахмед-Эфенди-джамия (1529), Ени-джамия (1559), Айдар-Кади-джамия (1562) и др.). В 1874 г. Битольская епархия вошла в состав Болгарского Экзархата. Б. являлась очагом антитур. национально-освободительного движения, ее жители приняли активное участие в Ильинденьском восстании 1903 г., при подавлении к-рого город сильно пострадал. В 1912 г. во время первой Балканской войны Б. была освобождена серб. войсками от турок и вошла в состав Сербии. В ходе первой мировой войны была временно занята болг. войсками (нояб. 1915 - сент. 1916). В 1920 г. Битольская и др. епархии Вардарской Македонии перешли в юрисдикцию Сербского Патриархата. Сербским Патриархом Димитрием (Павловичем) в Б. была открыта духовная семинария. В 1931-1959 гг. Охридская и Битольская епархии были объединены в одну с кафедрой в Б. С 1967 г. Б. является кафедрой Преспанско-Пелагонийской митрополии Македонской Православной Церкви . Главные храмы Б.: кафедральный собор - базилика вмч. Димитрия (1830) с резным иконостасом и собор Рождества Пресв. Богородицы (XIX в.), в к-ром находятся гробницы митрополитов Григория († 1901) и Климента († 1979); иконостас собора составлен из двух иконостасов из церквей в селах Магарево и Трново в окрестностях Б. С Б. связан, по всей видимости, иконографический извод Богоматери Пелагонитиссы (вариант «Взыграния Младенца»), наиболее известный список этой иконы, выполненный в 1422 г. зографом Макарием , хранится в Музее Македонии в Скопье. Согласно хиландарскому преданию, записанному во 2-й пол. XVI в. в Москве (см.: Турилов А. А. Рассказы о чудотворных иконах мон-ря Хиландар в рус. записи XVI в.//Чудотворная икона в Византии и на Руси. М., 1996. С. 516), подлинник иконы был взят из Б. Стефаном Душаном во время похода на Серры (1346), чудесным образом способствовал взятию города сербами и был вложен царем в Хиландар (с большой степенью вероятности образ отождествляется с литийной монастырской иконой «Богоматерь Авраамиотисса» XIV в. с изображением прор. Илии на обороте - Евхаитская (Серрская) икона Божией Матери).

http://pravenc.ru/text/149239.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010