По присоединении, насколько центральная власть церковная старалась противодействовать здесь пропаганде, мы не имеем сведений. Думаем, что не больше, чем и сам Султан Мустафа. Оттого латинство тут не только не сократилось, но развилось и усилилось в последние сто лет. Не дремлет и теперь, зорко наблюдая за Албанским побережьем, око Курии. Считая дело свое, так сказать, уже упроченным в Албании, она заглядывает и глубже в Болгарский мир, носясь все с тем же отреченным вопросом: сей же что? Ответим ей: сей пока – ничто, но надеемся, отселе и впредь Риму уже не будет случая похвалиться, что целых трое Ахридских архиерея (какие-то Порфирий, Афанасий и Авраамий), прибывши в Рим, вошли в общение с „Апостольским седалищем“ (Oriens Chr. t. II. р. 800). Апостольских седалищ и без Рима немало на Востоке. Если упомянутые перевертни и взыскали действительно общения с Римом, то думали при этом именно только о „седалище“, т. е. спокойном месте, а вовсе не об Апостоле и ни о чем Апостольском, как и проговорился сам Oriens 50 . Укрываясь от полуденного зноя, мы посетили дом одного из водивших нас по городу. Тут же мы встретились с одною личностию, наделавшею в последнее время немало шума в городе. Упомянутое выше мимоходом „ничто“ раскрылось этою прискорбною историей, как нельзя более полно и торжественно. Яснее я не могу высказаться, да и нет нужды. – Так вот она,– говорил как-бы не веря своим глазам, мой спутник!– Из-за чего же тут вышло столько слова и дела? – Я думаю из того, что одно стало на месте другого. Делу следовало ограничиться словами, а слову следовало исходить из фактов. Но – довольно о сем. Много речей было с хозяином о делах народных и церковных. Имя Владыки (отсутствующего, подобно Воденскому и Битольскому) продергивалось поминутно, и – признаться – ни разу не окружалось ореолом славы его предшественников, – ни Святого Климента, ни ученого Феофилакта, ни „мудрого в словах и дивного в разуме“ Григория, ни – наконец – ονου Иоанна. Еще в Константинополе я слышал невероятные истории о здешней церковной администрации.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Переговоры с митрополитом Буковинско-Далматинским Владимиром Рептой по поводу статуса Далматинской и Боко-Каторской епархий проходили тяжело, но все же после принятия соответствующих документов 20 декабря 1919 года они были присоединены к Карловацкой митрополии. 18 марта 1920 года успешно закончились переговоры с Константинопольской Патриархией. Королевским указом от 17 июня 1920 года регент Александр Карагеоргиевич объявил о решении епископов Сербской Православной Церкви об объединении. На день Собора сербских святых 12 сентября 1920 года в Сремских Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии. В состав восстановленной Патриархии вошли следующие епархии: Белградская, Банялукско-Бихачская, Бачская, Битольская, Бококоторско-Дубровницкая, Будимская, Велешско-Дебарская, Вршачская, Горнокарловацкая, Дабро-Боснийская, Далматинско-Истрийская, Дорянская, Жичская, Захолмско-Рашская, Захолмско-Грецеговинская, Зворницко-Тузланская, Злетовско-Струмичская, Нишская, Охридская, Пакрачская, Печская, Рашко-Призренская, Скоплянская, Сремско-Карловацкая, Шабачская,Темишоарская, Тимокская и Черногорско-Приморская. 28 сентября 1920 года Архиерейский Собор избрал первым Сербским Патриархом архиепископа Белградского и митрополита Сербского Димитрия Павловича, но первоначально правительство не признало это избрание, так как государством еще не было принято соответствующих законодательных актов. 23 октября 1920 года правительство приняло «Распоряжение о избрании первого Патриарха объединенной Сербской Православной Церкви», согласно которому патриарх должен был избираться специальным Избирательным собором из трех кандидатур, предложенных в свою очередь Священным Архиерейским Собором. В тот же день было обнародовано и временное «Распоряжение о Сербской Патриархии». После принятия этих документов 12 ноября 1920 года митрополит Димитрий вновь был избран первым Сербским Патриархом со времени упразднения Печской Патриархии в 1766 году. Избрание предстоятеля подтвердил король Александр. Торжественное настолование прошло в кафедральном соборе Белграда, а возведение на трон Печских патриархов состоялось в 1924 году. По этому случаю, король Александр передал Патриарху драгоценную панагию, которая впоследствии переходила от одного предстоятеля к другому.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

Храм-усыпальница в Сан-Стефано будет служить одним из красноречивых памятников великого подвига и великой жертвы русского народа в пользу единоверных и единокровных с нами балканских славян. Выразительницей чувств болгарского народа по поводу еще ожидавшегося освящения церкви-памятника в Сан-Стефано явилась газета «Българня». «Великий день освобождения болгар из-под тяжкого пятивекового ига, 19 февраля, был ознаменован в великом для нас месте, Сан-Стефано. Два понятия о 19 февраля и Сан-Стефано слились в одно общее, нераздельное, и создали величайшее событие в нашей истории – создали Сан-Стефанскую Болгарию, которая —112— в будущем будет служить новою колыбелью для болгарского народа, так как он вновь рожден, крещен и освящен в этот знаменательный день, в этом знаменательном месте… И целые двадцать лет это место оставалось пустым для нас! Наконец Россия пожелала на веки освятить это место и сделала это, но без нас, без всякого нашего участия. Оба эти обстоятельства одинаково тяжело должны лечь на болгарскую совесть, потому что 19 февраля прежде всего и больше всего есть достояние нашей новой истории… Если не прямо, то хотя косвенно отдадим должную дань величайшему событию 19 февраля и Сан-Стефано. Святой долг для болгарского народа не остаться чуждым торжеству освящения храма-памятника " … 123 Как мы видели, на торжестве освящения храма 6 декабря присутствовали болгарский экзарх и представители болгарского правительства и народа. Множество болгарских городов, корпораций и частных лиц – как сообщил телеграф от 6 декабря – прислали Великому Князю Николаю Николаевичу телеграммы, в которых выражают свою благодарность ему и братскому русскому народу за освободительную войну. 1898-й год и начался, и прошел в общем очень благоприятно для болгарской церкви в Македонии. В самом конце 1897-го года выданы были султаном еще три епископских берата для болгарских епархий в Македонии; битольской (или пелагонийской), струмицкой и дебрской, так что теперь в Македонии всего семь болгарских епархий: охридская, скопийская, велесская, неврокопская, битольская, струмицкая, и дебрская. Ожидаются еще архиерейские бераты для городов: Мельника, Сереса и Кукуша. На битольскую епархию назначен Григорий, бывший митрополит охридский, на струмицкую митрополит Герасим и дебрскую – митрополит Косьма.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

У нас есть еще одно свидетельство о том времени, оставленное автором из Скопье, Владом Малески. Он происходил из бедной семьи, когда-то учился в Битольской семинарии, но позднее стал коммунистом, однако восхищение отцом Иоанном осталось в его душе — это видно по его воспоминаниям. Он пишет о том, как другие семинаристы смеялись над ним, оттого что на нем плохо сидела форма (у него не было денег, чтобы пойти к портному). В порыве гнева он бросил в них камнем, который попал в окно комнаты отца Иоанна. «Я в первый раз видел его, низенького, правая нога короче левой, с каштановой свободно растущей бородой, с выбивающимися из-под камилавки волосами, спадающими на плечи, покрытые замасленной мантией, когда он промолвил: “Ну?” Видел его верхнюю губу со шрамом — след из времен русской революции. Между мною, полным смущения, и им, исполненным милосердия, внезапно возник воспитатель отец Пантелеймон. “Без обеда и ужина!” — промычал он своим мощным баритоном. Записал мое имя и пронесся дальше. И отец Иоанн был воспитатель, поэтому, когда отец Пантелеймон исчез, мягко сказал: “Ничего, ничего. Я заплачу”. И затем добавил: “Господь прощает грехи, которые не повторяются”. Мне понравился отец Иоанн (я возненавидел отца Пантелеймона!). Тогда я и не мог подумать, что разбитое мною окно определит мою судьбу. Быть наказанным лишением обеда и ужина не означало только запрещения обедать и ужинать. Надо было и присутствовать во время приема пищи, когда в огромной столовой насыщаются и учащиеся младших классов, и богословы из старших. Я стоял на коленях (по приказанию воспитателя отца Пантелеймона) около кафедры, расположенной в центре у стены столовой... Был голодным и уставшим от стояния на коленях. Ночью все вокруг меня спали. Я же глаз не мог сомкнуть. Лежал и смотрел на потолок, на котором прочерчивались светлые линии, шедшие через окно от фонаря. Смотрел на эти линии, когда заскрипела дверь. Поднял голову и увидел тень хромающего человека. Тень хромала между рядами кроватей, останавливаясь, чтобы укрыть разметавшихся во сне, и снова хромала прямо ко мне, пока наконец не нагнулась над моей кроватью. Отец Иоанн сказал: “Не спишь”.

http://pravoslavie.ru/29934.html

Лишь в начале XX столетия возникает движение за восстановление православной веры. Австро-венгерские власти всячески препятствовали его распространению и организовали преследования. В 1903—1904 годах был организован первый Марамарош-Сигетский процесс, на котором семеро православных исповедников были осуждены к различным срокам тюремного заключения. Во второй половине 1913 года уже 32 человека были арестованы за переход в православие. Второй Марамарош-Сигетский процесс завершился 3 марта 1914 года открытым осуждением перешедших в православие исключительно за религиозные убеждения. По окончании Первой мировой войны и с распадом Австро-Венгерской империи Закарпатье вошло в состав Чехословакии на правах автономной части республики. Её конституция провозглашала свободу вероисповедания, и местное население массово возвращалось в православие. В 1920 году у президента Чехословакии было выхлопотано признание полномочий Сербской православной церкви в Закарпатье, после чего, по архиерейский собор Сербской церкви принял решение о посылке епископа Нишского Досифея в Чехословакию. Был выработан устав новой Церкви, и для его утверждения у центральных властей епископ Досифей направляется в Прагу, где 28—29 августа 1921 года проходил Второй Собор Чехословацкой Церкви. Преемники епископа Досифея, также носили титулы сербских епархий, а в 1930 году епископ Битольский Иосиф был назначен архиереем уже с титулом экзарха Карпатской Руси. 2 августа 1931 года он восстановил Мукачевскую кафедру, и в этом же году Сербская церковь получила право назначать на постоянное служение правящего архиерея с титулом Мукачевский и Пряшевский. После освобождения Закарпатья Советской армией в 1944 году вскоре последовало его присоединение к СССР, после чего, по обоюдному соглашению между Русской и Сербской Православными Церквями, закрепленному на заседании Священного Синода Русской православной церкви 22 октября 1945 года, Мукачевская епархия в составе земель, вошедших в СССР, перешла под омофор Московского Патриарха. Словацкая часть Мукачевской епархии, оставшаяся в составе Чехословакии, вошла в Чешскую епархию.

http://azbyka.ru/palomnik/Ужгород

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Состоялось заседание Синода Охридской архиепископии Сербской Православной Церкви 03.07.2006 Заседание Архиерейского Синода Охридской архиепископии Сербской Православной Церкви на днях состоялось в Белграде , где архиепископ Охридский и митрополит Скопский Иоанн (Вранишковский) проходит курс лечения в одной из городских больниц. Синод выразил сожаление по поводу отказа президента Республики Македония Бранко Црвенковского на просьбу Святейшего Патриарха Сербского Павла предоставить аболицию архиепископу Иоанну по судебному делу, которое многие наблюдатели считают политическим. Предоставление аболиции было сочтено Сербским Патриархатом необходимым условием для дальнейшего диалога и проявлением доброй воли македонских властей по невмешательству в церковные проблемы. Архиерейский Синод Охридской архиепископии пришел к выводу, что в условиях преследований и тюремного заключения Предстоятеля и отказа в регистрации Охридской архиепископии еще не созрели предпосылки для начала диалога с архиереями Македонской Православной Церкви, непризнанной Поместными Православными Церквами. Было принято решение направить окружное послание всем поместным Церквам, аккредитованным посольствам иностранных государств в Республике Македония и международным институтам, занимающимся вопросами прав человека, с объяснением политической подоплеки судебного процесса над архиепископом Иоанном, начатого, как указывается на сайте Сербской Православной Церкви, по просьбе иерархии непризнанной Македонской Церкви . Священный Синод принял ряд решений по замещению епархиальных кафедр. Епископ Дремвицкий и местоблюститель Битольский Марк поставлен епископом Брегальничским и местоблюстителем Битольским, викарным епископом архиепископа Охридского Иоанна избран игумен Давид (Нинов) с титулом " епископ Стобиский " . Официальный сайт Сербской Православной Церкви/Благовест-инфо/Седмица.Ru Редакция текста от: 03.07.2006 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/797.html

Никодим (Рогов Борис Георгиевич; 1929–1978), митрополит. В 1960 г. хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. Председатель Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии. Член комиссии по межхристианским связям. Руководил Издательским отделом Московской Патриархии. С 23 ноября 1960 г. епископ Ярославский и Ростовский. С 1961 г. постоянный член Св. Синода. С 1961 г. архиепископ. С 1963 г. председатель Комиссии Св. Синода по вопросам христианского единства, митрополит Минский и Белорусский, затем Ленинградский и Ладожский. С 1967 г. Ленинградский и Новгородский. В. у. Патриаршими приходами Северной и Южной Америки. В 1975 г. был избран Президентом ВСЦ. Скончался в Риме во время аудиенции у папы Римского Иоанна Павла I. Никодим (Скребницкий, Сребницкий; конец XVII в. – 1751), митрополит. В 1738 г. хиротонисан во епископа Черниговского и Новгород-Северского. С 1740 г. митрополит Тобольский и Сибирский. К месту назначения не поехал. В 1742 г. назначен первым епископом новой Санкт-Петербургской епархии и управляющим Александро-Невским монастырем. С 1745 г. епископ Переяславский и Борисопольский. Николай (Гиббс Чарльз Сидней; 1876–1963), игумен. Родился в г. Ротерхэм (Великобритания). Окончил Кембриджский университет. С 1908 г. преподавал английский язык у Великих княжон, дочерей императора Николая II, а затем и у Цесаревича Алексея. После революции последовал в ссылку за Царской семьей в Сибирь. В 1934 г. в Харбине крещен Владыкой Нестором с именем Алексей, а в 1935 г. принял монашество с именем Николай, рукоположен в иеромонаха. В 1937 г. возвратился в Англию. В 1938 г. архиепископом Нестором во время его визита в Англию возведен в сан архимандрита. В первой половине 1940-х гг. основал православный приход св. Николая Чудотворца в Оксфорде. В 1945 г. перешел в юрисдикцию Московской Патриархии. Николай (Карпов Владимир; 1890–1932), епископ. Преподавал в ряде духовно-учебных заведений, подвизался в монастыре в г. Обоянь Курской губернии. Эмигрировал, жил в Королевстве СХС (с 1929 г. Югославия). Служил на сербских приходах. Преподавал в Битольской духовной семинарии. С 1928 г. настоятель храма в Лондоне. В 1929 г. хиротонисан во епископа Лондонского, викария Западно-Европейской епархии. Умер в Югославии, куда прибыл для участия в Архиерейском Соборе РПЦЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Высокопреосвященный Иосиф, Митрополит Скоплянский (К его кончине в Югославии). Сербские эмигрантские газеты принесли нам известие о том, что в первых числах июля с. г. в Югославии скончался Высокопреосвященный Иосиф, Митрополит Скоплянский, находившийся в течение ряда лет, после второй мировой войны, вдали от официальной церковной жизни, в монастырском заточении. Мы не можем обойти молчанием кончины столь близкого нам по духу иерарха- исповедника  братской нам Сербской Православной Церкви, оказавшегося способным на редкий в наши дни подвиг – иерарха, решившегося предпочесть изгнанническую смерть в заточении славе и почестям высшего служения в церкви. Родом Ужичанин (из Ужицы в Старой Сербии), Митрополит Иосиф (Цвиович), по окончании Богословии (так называются в Сербии Духовные Семинарии) св. Саввы стал приходским священником, и в качестве такового ярко проявил уже тогда основные качества своего характера – необыкновенную живость, бодрость духа, неутомимость, готовность к полному самоотвержению. Истинный сын своего народа он стал подлинно народным пастырем, глубоко чувствовавшим и переживавшим все нужды своей паствы. Овдовев, он поступил в Киевскую Духовную Академию и закончил ее с успехом, прекрасно усвоив русский язык, которым владел совершенно свободно. Приняв иноческий постриг, он продолжал свое служение на духовно-педагогическом поприще, в качестве профессора Богословии св. Саввы, воспитанником которой сам был. Пережив столь трагичные для сербского народа ужасы первой мировой войны, он в годы эмиграции руководил Богословией, открытой им в Англии, а затем, по окончании войны, возвратившись на родину, снова вернулся на прежнюю должность в Богословии св. Саввы. Здесь застало его избрание на кафедру Епископа Битольского в Южной Сербии (Македонии). Благодаря его стараниям, на большую духовную высоту было поднято воспитание и образование в Битольской Богословии, в которую им были привлечены и русские преподаватели и, среди них, иеромонах Иоанн (Максимович) , впоследствии Епископ Шанхайский, а ныне Архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Содержание Предисловие Прежде чем ознакомиться с текстом слова «О молитве» в двух словах остановимся на нововыявленном рукописном документе.Во-первых, этот труд публикуется впервые. Автором слова «О молитве» является известный мировому Православию святитель и подвижник благочестя XX века, ныне уже причисленный к лику святых Иоанн (в миру Михаил Максимович) (01.06.1896 — †02.06.1966). Предистория появления рукописи Предистория возникновения рукописи слова «О молитве» непосредственно связана с известным подвижником Православной Церкви, но уже на Закарпатье — архимандритом Василием (Прониным) (08.09.1911 — †05.01.1997).Из биографии студента Битольской семинарии (1929—1931), а впоследствии богословского факультета Белградского университета (1931—1937) Владимира Пронина известно, что его духовным отцом был иеромонах, а впоследствии епископ и архиепископ Иоанн (Максимович).Последний, как известно с 1929 года был преподавателем и воспитателем в Сербской семинарии Охридской епархии в городе Битоле, а 28 мая 1934 года был посвящён в епископы и назначен в Шанхайскую епархию.Несмотря на то, что видимое общение между ними продолжалось всего пять лет, с 1934 года общение между ними приняло эпистолярный вид. Хотя в 1934 году отца Иоанна возводят в сан епископа, и он уезжает в далекий Шанхай, сердечное общение между ними продолжалось до самой смерти святителя, теперь уже в письменной форме. В архиве Мукачевской епархии сохранилась уникальная и глубокая по своему духовному содержанию переписка между святителем Иоанном и тогда еще иеромонахом Василием (Прониным).Как известно помимо подвижнических трудов святитель Иоанн оставил после себя уникальные аскетические, гомилетические и богословские статьи, труды, книги. Одним из таких трудов является слово «О молитве».После кратких пребываний на приходах Мукачевской епархии, в апреле 1940 года иеромонах Василий (Пронин) был переведен для пастырского служения в Покровский храм-памятник русским воинам города Ужгорода.Испытывая нужду в духовном руководстве и совете, иеромонах Василий постоянно поддерживал связь с епископом Шанхайским, Иоанном (Максимовичем), который кроме всего прочего всегда живо интересовался положением дел церковных в Подкарпатской Руси.15 февраля 1941 года отец Василий получает второе сохранившееся письмо от епископа Иоанна, которое проливает первый свет на рукопись слова «О молитве».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3273...

По местному преданию, монастырь построен князем Борисом-Михаилом и служил приютом преподобному Науму. Среди монастыря стоит небольшой, но уже ветхий и осевший, каменный храм святого Наума. На южной стене храма в 1711 году написан святой Наум в монашеском одеянии; у северной стены придел с древнею иконою преподобного Наума и здесь же под спудом мощи его. Больные, особенно душою, не только христиане, но и магометане приходят сюда и ложатся на гроб святого: преподобный Наум для всех известен как чудотворец. При храме есть каморка с крепким замком для заключаемых здесь беснующихся 168 . В Охридском митрополичьем храме древние иконы с изображением святого Климента в архиерейском облачении и святого Наума в монашеской одежде; в Битольском храме два придела в их же имя 169 . Преставление святителя Иоасафа, митрополита Московского Блаженный Иоасаф, из дворян Скрыпицыных, принял иночество в обители преподобного Сергия и с 1529 года был игуменом ее. Великий князь Василий любил и уважал его. Игумен Иоасаф принимал (1530 г.) от купели наследника престола Иоанна. Потом, согласно с давним желанием великого князя Василия, облек его больного, пред смертью , в иночество 170 . 6 февраля 1539 года Иоасаф избран в митрополита Московского, на место отказавшегося от кафедры Даниила 171 . В своем исповедании веры назначенный в митрополита писал: «Во всем следую древним святейшим патриархам, соблюдающим истинную непорочную веру христианскую, уставленную святыми апостолами и преданную богоносными отцами, а не ту, которую принес Исидор с несвященного Латинского собора, просиявшего злочестием. К тому же обещаюсь не делать ничего из одного угождения в. князю или многим князьям, хотя бы грозили мне смертью, принуждая сделать что-либо вопреки Божественным и священным правилам» 172 . Блаженный Иоасаф выполнил обещание свое с полною твердостью. Бояре в малолетство Иоанна делали, что хотели, и Шуйские злодействовали. Надобно было положить предел кровавым произволам Шуйских, а более способным к тому был князь Бельский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010