Дело тут в попах-Стойчах и Поповичах, у первых нет духа, у вторых – души. Памятно мне одно весьма практическое правило домашней администрации одного отца семейства, когда кто-нибудь из домочадцев бывал у него не в духе, он обыкновенно говаривал: поди, голубчик, поешь чего-нибудь. Напившись чаю и вообще «подкрепившись», мы нашли себя в лучшем расположении духа. Торжественный поезд Н. Ф. Якубовского – нашего нового Битольского Консула – к Генерал-губернатору (Вали) области с первым визитом, отвлекавший мысль в высшую сферу наблюдений, – Европейско-Азиатскую, христиано-магометанскую, окончательно парализировал воздействие на сердце эллино-славянских дрязг. А маленькое привходящее обстоятельство даже наклонило сердечные весы на ту сторону, где за минуту перед тем рисовались одни несимпатичные образы фанатиков племенства, торгашничества, педантства и антихристианского чванства. Мне сказали, что какой-то мальчик желает представиться нам. За пособием, конечно, мелькнуло у меня в голове. Эта старая песня поётся везде, куда только приходилось мне приезжать с русским именем на Востоке. Мальчик рекомендуется сыном одного из обывателей города, греков, хорошо известного консульству. Можно было дать ему на вид лет 12. Приятное умное лицо, незастенчивые, но скромные манеры, ситцевый халатик и красный фес на голове, вот всё, что с первого раза бросилось в глаза. Без малейшего смущения, с доверчивостью и как бы близостью давнишнего знакомого, он начал рассказывать, что имел случай видеть несколько икон русского письма, которые ему очень понравились, что желал бы и сам научиться писать иконы и именно, как пишут их русские, что может быть мы знаем, как это сделать, и возьмёмся помочь ему. В доказательство своей охоты к занятию живописью, он достал из-за пазухи несколько образчиков своего рисования, и именно копию каких-то гравюр русских вроде трофеев, когда-то изображавшихся у нас под портретами полководцев, которую он сам навёл красками по своему соображению, как оказалось, довольно верному.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

При этом во мн. акростихах (в т. ч. и в др. редакциях молитв, процитированных выше) слово, соответствующее позиции I, пишется не с I, а с И, напр., в молитвах «Аз прежде о Господе Бозе начинаю вещати»: «I. И всяку мудрость помысле их простирается» ( Петров. 1894. С. 18; в др. редакции: «И на всяку мудрость помысл их простирается» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 58)); «Аз есмь, Израиля, изведыи тя из дому работнаго»: «I. И брани крепкия и лютыя избавих вас»; «Аз любяи вас и без числа отдая»: «I. И потом пророком Данилом вещах вам» ( Петров. 1894. С. 20, 21), «Аз есм Бог»: «И в пустыни вы питах»; «Аз есмь Бог первый»: «И соблюдет»; «Аз наречется Адам»: «И сниде Господь во образе Сына Божия» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 59, 60); в стихирах 6-го гласа на предпразднство Богоявления: «И си светодавьць, не требуе просветитисе пльтию» ( 1981. С. 109); «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Иезекиины ми слезы даруи» ( Соболевский. Церковнослав. стихотворения. 1902. С. 33); «Аще хощеши мудрости святых»: «Израиль есть ум зряи Бога» ( Кобяк. 1987. С. 145); в азбучных стихирах бельческого погребения в составе Требника: «Имиже Сам владаеши, милосрде» ( Загребин. 1981. С. 77). Начертание буквы I в кириллице восходит к унциальному варианту греч. буквы «иота» (3), прототипом к-рой был финик. знак «йод» ( - «рука»). В уставных и полууставных почерках на протяжении всего периода их существования начертание буквы I отличается устойчивостью. В X-XII вв. преобладают варианты с 2 точками или черточками над мачтой: (в древнейших памятниках эпиграфики - в надписи чергубыля Мостича 976-1001 гг., Битольской надписи 1017 г., а также в Супрасльском сборнике , Энинском Апостоле , во мн. древнерус. памятниках - Изборнике 1076 г. , Минее 1095-1096 гг. и др.). Встречается I без точек: (в памятниках эпиграфики, напр. в Темничской надписи, а также в Галицком Евангелии 1144 г. и др.). Сравнительно часто 2 варианта: e Э употребляются в Саввиной книге . В XIII в. появляются начертания с пересечкой в середине мачты: . I в форме креста (наряду с др. вариантами - без точки, с 1 или 2 точками) характерно и для памятников боснийской эпиграфики кон. XII - 2-й пол. XIV в. ( 1974. С. 20). В полууставе кон. XIV-XV вв. наряду с типами используется также начертание с 1 точкой: .

http://pravenc.ru/text/200119.html

Самуил обратился к Папе Римскому ГpuropuюV, и тот пожаловал ему титул Императора болгар Боевые действия между болгарами и ромеями продолжались с тех пор из года в год, с перерывами на зимнее время. Болгария, располагавшая значительно меньшими ресурсами, в конце концов подорвала свою способность сопротивляться. Окончательный исход противостояния пришелся на 1014 г. 29 июля состоялось решающее сражение в Кампулунгском ущелье в Родопах, в котором ромейским войском командовал сам Император Василий. По приказу Самуила там были возведены мощные укрепления, которые несколько раз были безуспешно атакованы ромеями. Но военачальник Никифор Ксифий с отрядом воинов сумел прорваться в обнаруженном им уязвимом месте и ударил по болгарам с тыла. Тем самым исход сражения был решен. Тысячи болгарских воинов пали в этой битве. Рискуя жизнью, царский сын Гавриил Радомир помог отцу выбраться из лагеря, и они вместе добрались до Прилепской крепости. 15 тысяч болгар были захвачены в плен и по приказу Императора Василия II, прозванного после этой победы Булгароктоном (Болгаробойцей), ослеплены. Полтораста пленникам оставлено было по одному глазу, чтобы они могли, как поводыри, отвести каждый по сотне слепцов к Царю Самуилу в Прилеп. Когда Самуил увидел нескончаемую вереницу приведенных к нему своих ослепленных воинов, с ним случился удар, после которого он не смог оправиться, скончавшись в октябре 1014 г. Когда Самуил увидел своих ослепленных воинов, с ним случился удар Царский престол перешел к единственному сыну Самуила Гавриилу Радомиру. 15 октября он был венчан на царство Патриархом Филиппом. В ту пору ему было уже более 50 лет. Столицей царства при нем стал город Битола, откуда его власть распространялась на северо-запад Македонии и на горный массив близ Адриатики, где большинство жителей составляли албанцы. Император Василий, узнав о смерти Самуила, попытался взять Битолу, но ему не удалось овладеть Битольской крепостью, и ромеи отступили, по пути захватив Прилеп. Находясь в Салониках, Василий Болгаробойца получил послание от Царя Гавриила, в котором тот изъявлял готовность признать верховную власть Императора ромеев, сохранив автономию Болгарского государства, но Василий не ответил на мирное предложение, решив добить Болгарию.

http://pravoslavie.ru/153693.html

Если будете преподавать историю, то станете специалистом по Карлу Великому или по арианству; а если будете догматику читать, то только одним каким-нибудь вопросом займетесь и засохнете». Так, Керн остался на том этапе в Югословии и переехал в Париж через 11 лет (что ему «там место» - это Храповицкий понимал). Не в 26, а в 37 лет. За эти 11 лет Керн не только был пострижен и рукоположен, но и приобрел опыт работы в семинарии, жизни на Балканах не только в столице, но и в греко-славянском пограничье (об этом его «Леонтьевское»), а также в Иерусалиме.  Париж от него не ушел, но там он оказался более «зрелым», как и советовал митр. Антоний. Интересно, что в Битоле мы видим Керна среди местных простых людей. Студентов, священнослужителей, горожан и «селяков». Сербов, греков, македонцев. Он открыто и с удовольствием с ними общается. Учит их языки. Он их любит! В отличие от арабов и евреев на Святой Земле, которых он, похоже, так и не полюбил. И в Битоле, и в Иерусалиме из православных народов ему больше остальных «нравятся» греки. Он видел в них наследников Византии. Хотя и в Югославии, и в Палестине это был достаточно провинциальный извод эллинизма. Более того, в этих регионах греческие общины оказались среди «проигравших». Может быть это и увеличивало симпатию к ним о. Киприана. Возможно, что грекофильство о. Киприана на Балканах и в Иерусалиме стало психологическим объяснением его понимания особой роли Вселенского патриархата. Он пишет, что наличие греческого населения в Македонии было дополнительным фактором в выборе именно Битольской семинарии: «Греки? Ну, значит, хорошо. К грекам с детства чувствовал слабость. А то, что от Битоля греческая граница всего в 17 километрах, так это и совсем отлично. Я уже почти чувствовал себя на Акрополе афинском или в Элевсине. Кроме всего прочего, мне чуть ли не с первых лет эмиграции все недоумевалось, почему бы нам, русской диаспоре, не быть под греческим, Константинопольским патриархом. Это, конечно, никак не могло иметь связи с Битолем, но все же входило в какой-то благозвучный моему сердцу аккорд».

http://bogoslov.ru/article/6173148

В памятниках южнослав. эпиграфики используется 2 варианта начертания  : с острой и округлой серединой. Первым возникло начертание с острой серединой, к-рое являлось преобладающим до кон. XV в. Второй вариант, с увеличенной и округлой серединой ( ), получил распространение в XV в. в Боснии, до этого он был зафиксирован лишь дважды: в Битольской надписи 1017 г. и в надписи 1218 г. в монастыре в Витовнице. Уникальное начертание   в виде дуги с 2 штрихами ( ) засвидетельствовано в Тырновской надписи 1230 г. ( 1974. С. 23). Новгородские берестяные грамоты, в к-рых с XI до сер. XV в.   представлена преимущественно в составе лигатуры  , дают несколько основных вариантов начертания, имеющих разные модификации. В 1-м варианте, распространенном в XI-XII вв., основной контур   близок к открытому кверху полукругу без подъема в средней части. Образующая этот полукруг дуга может быть единой или состоять из 2 частей . С сер. XII до нач. XIV в. встречаются Ш-образные модификации этого варианта . Во 2-м, округлом, варианте, характерном для XI-XIII вв., хотя бы одна из 2 половин буквы представляет собой плавную дугу без излома. Середина, т. е. точка смыкания левой и правой половины,- высокая или несколько пониженная, но не низкая . Отмечена модификация этого варианта с перемычкой . В 3-м, угловатом, варианте каждая из 2 половин имеет внизу излом или даже разрыв между штрихами. В XII-XIII вв. распространены его W-oбpaзhaя модификация, состоящая из прямых , и модификация с широким верхом, т. е. буква расширяется кверху . С кон. XIII до сер. XV в. преобладает модификация с узким верхом, т. е. буква кверху сужается . Во 2-й пол. XIV в. появляется 4-й вариант начертания - угловатый с перемычкой . Как округлые, так и угловатые начертания в XIV в. могут иметь низкую середину . Грамоты дают и уникальные модели буквы, представленные единичными примерами ( Зализняк. 2000. С. 196-199). В скорописи XV в. написание   по сравнению со своими полууставными прототипами менялось незначительно . Среди округлых начертаний возникает начертание с завышенной серединой, почти в 2 раза превосходящей по высоте правую и левую дуги .

http://pravenc.ru/text/2578023.html

Старый священник, не ожидая никакого подвоха, пришел со Святыми Дарами и был почтительно встречен женой и дочерью богача, которые показали ему комнату, где лежит больной в ожидании Причастия. Священник вошел в комнату, но вскоре, выйдя оттуда, сказал хозяйке и дочери: – Жаль, что вы поздно послали за мной. Очевидно, Господу Богу не было угодно, чтобы ваш муж и отец перед смертью исповедался и причастился. Я застал его уже мертвым. Пораженные этим сообщением, мать с дочерью вбежали в комнату и увидели богача мертвым. Как такое могло случиться, если совсем недавно он был совершенно здоров и здоровым лег в постель? «Попадут в сеть свою грешники!» – говорит великий Псалмопевец ( Пс. 140:10 ). Кто другому яму копает, сам в нее попадает. Надеясь на свои мозоли, а не на Бога Когда два года назад мы были с Патриархом в Мостаре, нам рассказали следующую историю: «У одного крестьянина, живущего неподалеку от Мостара, так уродили было бахчевые, что лучше и пожелать невозможно. Он отвез урожай на рынок и быстро наторговал 15 тысяч динаров. Но вскоре бахчевые резко упали в цене. Тогда этот хозяин в какой-то компании начал жаловаться на дешевизну бахчевых. На что ему кто-то из компании ответил: «Да ты ведь уже хорошо на них заработал. Благодари Бога за это». Но этот крестьянин разозлился от таких слов и закричал при всех: «Я должен благодарить не Бога, а свои мозоли!» – показывая при этом мозоли на руках. На следующий год бахчевые выросли у него мелкие, с кулачок. И встретился он в те дни случайно с тем же торговцем из Мостара, с которым год назад говорил о Боге и мозолях. И начал горько жаловаться, что Бог , дескать, не дал в этом году урожая бахчевых и что они совсем никудышные. Торговец на это улыбнулся и спросил: «А где же, брат, были твои мозоли?» Ослепший святотатец Битольский окулист, доктор А. Х., рассказал нам следующую необычную историю: «Привели ко мне как-то одного слепого турка из Охрида. Я осмотрел его: глаза открыты и на вид здоровы, но он ничего не видит. Когда я спросил его, как он ослеп, турок рассказал мне, что однажды проходил с несколькими приятелями по дороге мимо охридской церкви святого Эразма. Увидев «гяурскую святыню», он достал пистолет и выстрелил по ней. Пистолет выпал из его руки, и он перестал видеть. И это не от пороха, говорит, потому что никакой боли не почувствовал ни изнутри, ни снаружи; а зрение полностью пропало. Глаза его остались будто бы здоровыми, однако незрячими. Словно кто-то протянул свою таинственную руку и отобрал у них способность видеть».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Донка Стоянова из Битоля рассказала нам такой, связанный с ее братом, случай: «Мой брат, Секулич, был иконописцем. Он расписывал и нынешнюю Битольскую митрополию. А умер три года назад в Княжеве под Софией. В тот год он писал нам, что приедет на Пасху, и мы его с радостью ждали. Однако он не приехал. Мы жалели и удивлялись, почему его нет. Особенно я, как сестра, печалилась. Но после Пасхи увидела его во сне. Он явился мне и сказал: «Я хотел приехать, но вот это меня постигло». Вскоре пришло известие, что брат мой упокоился о Господе, и как раз в ту ночь, когда мне он снился». Рассказ о предсказании смерти на войне Макс Кемерих в своей книге «Прорицания» на странице 61 пишет следующее: «Весьма значительно то, что рассказывал один австрийский поручик: «Настало утро того дня, когда произошла известная битва под Ваграмом (5 июля 1809 года)… И приходит ко мне мой правофланговый унтер-офицер по фамилии Витенбарт и просит, чтобы я на хранение взял его часы и деньги, поскольку он уверен, что этим утром погибнет… Разумеется, я первым делом начал расспрашивать его о причинах такого беспокойства. А он отвечает: «Вы меня знаете, господин поручик, я не из трусливых, и поверите тому, что расскажу. Усталый от вчерашнего пешего перехода, я спокойно и крепко заснул среди своих солдат, под охраной. А во сне явилось какое-то существо небесной красоты, стало передо мною и долго смотрело на меня с невероятной добротой. Меня тянуло к этому существу какое-то необъяснимое чувство, и я протянул руки к нему. А оно мне тогда сказало: «Уже сегодня ты будешь со мной; прими как знак подтверждения эту ленту», и повесило широкую красную ленту мне через правое плечо и грудь. Вот почему я убежден, что нынешний день – день моей смерти…» Как только французы заметили движение наших рядов, начали из тяжелых пушек палить ядро за ядром. Я увидел одно ядро, летевшее прямо на меня. Отскочил в сторону и закричал своим подчиненным: «Нагнитесь!» Миг – и мой Витенбарт лежал недвижимый, мертвый. Правое плечо и грудь его были разорваны». Рассказ о смерти, предсказанной во сне

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Епископские кафедры впервые учреждены были в Болгарии одновременно с тем, как дан был ей греками свой отдельный архиепископ, т. е. после возвращения болгар от папы, в 870–71 году (см. Константина Порфирогенита в жизнеописании Василия Макед., ed. Paris., р. 210, в Memor. рор. II, 574, § 81, – год у Стриттера неладно). Сколько открыто было кафедр первоначально и сколько существовало их при Борисе, относительно этого положительных сведений мы пока не имеем. Основываясь на словах Константина Порфирогенита, который говорит, что Борис не отказался принять от императора вместе с архиепископом многих епископов (ibid.), и заключая от числа епархий, которое находилось па болгарской территории его княжения в последующее не слишком далекое время, с вероятностью должно полагать, что им учреждено было кафедр количество очень значительное, именно – как следует предполагать на основании данных последующего времени – не меньшее, если не большее, 10-ти 76 . Из общего, пока точным образом неизвестного, числа первооткрытых кафедр прямо называются в памятниках, как существовавшие при Борисе, следующие пять: 1) проватская, 2) дебельтская, 3) брегальницкая, 4) ахридская, 5) белградская. Сколько было епархий при Симеоне и при Петре, из коих первый весьма широко раздвинул пределы государства, а второй владел государством в его новых пределах, это также остается нам пока неизвестным. Но мы имеем почти что полные сведения, сколько было епархий на болгарской государственной территорий времени Петра, спустя полстолетия после него, именно при окончательном покорении первого царства императором Василием Болгаробойцем в 1019 г., – эти сведения мы находим в хризовулах сейчас названного императора тогдашнему болгарскому архиепископу 77 . В 1019 г. на болгарской государственной территории времени Петра, за исключением той предбалканской ее части, которая в 971 г. была завоевана Цимисхием, существовало 29 епархий. Они были следующие: 1) ахридская, 2) касторийская, 3) главеницкая, 4) могленская, 5) битольская, 6) струмицкая, 7) моровиздская, 8) вельбуждская, 9) триадицкая, 10) нишская, 11) белградская, 12) скопийская, 13) приштинская, 14) липенийская, 15) виддинская, 16) враницкая (браничевская), 17) трамская, 18) сервийская, 19) орейская, 20) черникская, 21) химерская, 22) адрианопольская, 23) вутротская, 24) янинская, 23) козильская, 26) петрская, 27) стажская, 28) веррийская, 29) неизвестная по имени (которое в нашем списке хризовулов пропущено).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Епархия созопольско-агатопольская (приморских городов Созополя и Агатополя, которые по-турецки Сизебол и Ахтебол). Нам неизвестно пространство этой епархии: если она ограничивается только береговой полосой, то есть чисто греческая; если же значительно подается внутрь страны, то смешанная, греко-болгарская. Епархия визийско-мидийская (городов Визы и Мидии, из которых второй на берегу Черного моря, а первый на запад от второго) – смешанная, болгаро-греческая. Епархии адрианопольская, литицкая 140 и дидимотихская – смешанные, греко-болгарские, причем первая из них есть гораздо более болгарская, чем греческая. Обширная епархия Филиппопольская – почти-что чисто болгарская; есть в ней небольшое число греков, но сравнительно с общим количеством населения совершенно незначительное. Епархии драмская, серезская, кассандрийская (на полуострове Кассандре), кампанийская (епископия митрополии солунской, кафедра в Колакии на нижнем Вардаре), – смешанные, болгарогреческие, и две первые из них, вероятно, более болгарские, чем греческие (может быть должна быть причислена к ним же от чисто греческих и епархия южной Фракии ксанфийская, которой кафедра в Енидже, за левым берегом нижнего Карасу). Епархия касторийская – смешанная, болгаро-греческо-албанская. Епархии горицкая и дебрьская – смешанные, болгаро-албанские (вторая если не исключительно, то преимущественно албанская. Незначительные болгарские поселение есть в албанских епархиях белградской или бератской и диррахийской). Епархия рамско-призрфнская (в северовосточной Албании, кафедра в Призрене), если ее округ на юго-восток доходит до верхнего Вардара, есть также епархия не чисто сербская, а сербско-болгарская. За сим, начиная на востоке от Фракии, епархии меленикская или Мельницкая 141 , струмицкая, полянинская или полянская 142 , воденская, могленская, битольская, преспанская и лихнидская или ахридская, велесская, снопийская, кюстендильская, софийская и самоковская суть епархии чисто болгарские. Ересь богомилов Об ереси богомилов – первоисточники: Козьмы пресвитера болгарского «Слово на еретики препрение» (рукопп.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Стримона, по-теперешнему – Струмы. Впрочем, подобный же случай из VI века, о котором сейчас скажем, говорит тут в пользу нашей Ираклии – Битольской. Затем, в набег Готфов на Македонию при Императоре, Зиноне (около 475–80 г.) упоминается (только безыменно) Епископ Ираклии Македонской, большими дарами умилостививший Валамария вождя Готфов, и тем спасший свою кафедру и область от разграбления. На пятом Вселенском Соборе (553 г.) заседал Бенигн, Ираклии Пелагонской с голосом Фессалоникского епископа. Видно, что в это время кафедра Пелагонии ещё не принадлежала вновь образовавшейся Архиепископии Юстинианской. Но вслед за тем, она вместе с другими семью соседними митрополиями отошла в ведение Архиепископа Первой Юстинианы, и в ряду их заняла второе место. Из этого периода её приводятся в Oriens Christianus три архиерея: один безъименный, современник Архиепископа Болгарского Феофилакта (XI в.), другой – Феодосий – XIV в., третий Иоанникий – XVII в. Об именах позднейших предстоятелей церкви Битоло-Пелагонской нам негде справиться. Предместник нынешнего митрополита звался Герасим. Нынешний эллиноман, по странной случайности, должен войти в историю под чужезванными именами: Benedictus Попович. Титул прежде Битольского архиерея (под Архиепископом?) был, по свидетельству патриарха Иерусалимского Хрисанфа историка, Пелагонийский и Прилепский. Теперь же пишется: Битолийский и Пелагонийский, и Экзарх Верхней Македонии. Разумеется, наравне со всеми другими митрополитами Константинопольского патриархата, при церковных имяглашениях (εφημα или и просто: φμη), он величается пречестным и богопоставленным. Кафедра Битольская в ряду других занимает почётное 15-е место. Всегда ли так было, или лучше, когда так началось, не знаем. Для Битоля довольно и этих сведений. У кого живое воображение, тому открывается широкое и непобедимое поприще для воссоздания исторических картин местного давноминувшего. С 347 года по Р.Х. до настоящего протекло 1518 лет. Вставляйте в эту рамку, сколько угодно, лиц, событий, перемен в природе и жизни, шума, движения, разрушения и пр., пережитых христианством здешним, и ищите следов его в безмолвном и как бы заживо погребённом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010