Наряду с карательными мерами правительство Солсбери продолжило аграрную реформу в И., считая вопрос о земле самым важным в решении ирл. проблем. В 1887 г. был принят закон, по которому снижалась арендная плата за землю и выделялись гос. ссуды для погашения задолженностей арендаторов земли. В 1891 г. при участии Ирландской парламентской партии был принят новый «Билль о земле», предусматривавший выкуп гос-вом земельных участков у лендлордов с целью дальнейшей продажи крестьянам на условиях кредитования. Невозможность для многих крестьян выплачивать гос-ву выкупные платежи и проценты привело в сер. 90-х гг. XIX в. к очередному разорению значительной части ирландского населения. Возвращение к власти правительства Гладстона позволило в 1893 г. внести в парламент 2-й проект «Билля о гомруле», к-рый был принят палатой общин, но отвергнут палатой лордов, поддерживавшей консервативную партию. Созданное в 1895 г. юнионистское правительство Солсбери решило пойти на уступки ирл. гомрулерам, приняв в 1898 г. закон о местном самоуправлении в И., позволивший создать в стране выборные органы местной власти в графствах и округах. Лит.: Moran P. F. The Catholics of Ireland under the Penal Laws in the 18th Cent. L., 1899; Джексон Т. А. Борьба Ирландии за независимость. М., 1949; O " Hegarty P. S. A History of Ireland under the Union, 1801-1922. L.,1952; Reynolds J. A. The Catholic Emancipation Crisis in Ireland, 1823-1829. New Haven, 1954; Simms J. G. The Williamite Confiscation in Ireland, 1690-1703. L., 1956; idem. War and Politics in Ireland, 1649-1730. L.; Ronceverte, 1986; Сапрыкин Ю. М. Англ. колонизация Ирландии в XVI - нач. XVII в. М., 1958; Brady J., Corish P. The Church under the Penal Code. Dublin, 1971; Miller D. W. Church, State and Nation in Ireland, 1898-1921. Pittsburgh, 1973; Moley R. Daniel O " Connell: Nationalism without Violence. N. Y., 1974; Larkin E. The Roman Catholic Church and the Creation of the Modern Irish State, 1878-1886. Phil., 1975; idem. The Making of the Roman Catholic Church in Ireland, 1850-1860.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Нежелание англ. властей допустить эмансипацию католиков привело к очередному росту недовольства среди ирл. населения. В 1823 г. ирл. католик, адвокат Д. О " Коннелл , основал в И. «Католическую ассоциацию», выступавшую за консолидацию ирл. общества в легитимной борьбе за предоставление католикам полноты гражданских прав. При поддержке католического архиеп. Дублина Даниела Мюррея, других ирландских епископов и католического духовенства к 1824 г. ассоциация превратилась в крупное общественное движение, объединившее как представителей католической знати и помещиков, так и простых городских и сельских жителей И. При каждом католическом приходе был создан филиал ассоциации, что позволило организовать широкомасштабный сбор средств, большая часть которых шла на поддержку мелких католических арендаторов, находившихся в долговой зависимости от лендлордов. Созданная внутри ассоциации служба «Католическая рента» (Catholic Rent) помогала крестьянам оплачивать аренду новых земельных участков, тем самым увеличивая число католиков, к-рые по условиям билля 1793 г. могли голосовать на выборах. В 1825 г. по инициативе Дж. Каннинга палата общин вновь проголосовала за принятие закона об эмансипации, но он был отклонен палатой лордов. Одновременно с этим англ. парламент запретил деятельность «Католической ассоциации», однако О " Коннелл, формально распустив ее, создал «Новую католическую ассоциацию», целью которой провозглашалась благотворительная деятельность. Паломники на руинах Клонмакнойза. Акварель. Худож. Дж. Питри. 1838 г. (Национальная галерея Ирландии) Паломники на руинах Клонмакнойза. Акварель. Худож. Дж. Питри. 1838 г. (Национальная галерея Ирландии) Во время выборов 1826 г. при поддержке ассоциации в неск. графствах И. победу одержали кандидаты, представлявшие интересы католиков. В 1828 г. О " Коннелл победил на выборах в англ. парламент в графстве Клэр, но не смог занять место в палате общин, отказавшись принести обязательную для членов парламента присягу на верность монарху, основанную на «Акте о супрематии», и подписать «Декларацию против пресуществления». Избрание О " Коннелла вызвало резонанс в англ. и ирл. обществе, ок. 800 тыс. католиков Соединенного Королевства подписали петицию в парламент, требуя отменить закон об обязательных присяге и декларации. 9 мая того же года кор. Георг IV утвердил принятый английским парламентом закон (Sacramental Test Act), к-рый упразднил «Декларацию против пресуществления» и установил измененный текст присяги для вступавших в гос. должности. Новый закон не аннулировал формальный запрет на нахождение католиков в англ. парламенте, и в том же году ассоциация распространила по всем католич. приходам И. петицию с требованием католич. эмансипации (документ подписали ок. 1,5 млн чел.). Опасность новых народных волнений в И. заставила премьер-министра Великобритании герц. Веллингтона в марте 1829 г. внести законопроект в англ. парламент и убедить кор. Георга IV в необходимости его принятия.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Он собирал образцы горных пород, древесины, изучал фауну и флору, наблюдал за местным населением, среди к-рого заметил большое разнообразие племен и типов внешности. Кук дал архипелагу название Нов. Гебриды, к-рое и сохранялось за В. до 1980 г. из-за сходства их горного рельефа с Гебридскими о-вами в Атлантическом океане. После Кука острова пытались исследовать Ж. Ф. Лаперуз (1786), судьба которого была трагична, и Ж. С. С. Дюман-Дюрвиль (1825), к-рый не высаживался на островах и благополучно вернулся назад. В 1825 г. на о-ве Эрроманго в поисках сандалового дерева появился ирландец Дж. Диллон, а вслед за ним и др. англ. и франц. купцы. Однако вскоре запасы сандалового дерева закончились, и мн. торговцы стали вывозить аборигенов ни-вануату на плантации сахарного тростника в Квинсленд (Австралия) и на о-ва Фиджи, а также на шахты в Нов. Каледонию. Протесты миссионеров против вывоза островитян «на заработки», где они превращались по сути в рабов и уже не возвращались назад, привели к ратификации в Британском парламенте «Билля о защите жителей тихоокеанских островов» (1872). Но население архипелага в результате завезенных европейцами болезней, войн между различными племенами, работорговли и просто истребления сократилось с 1 млн (1600) до 45 тыс. чел. (1935). В 1886 г. была подготовлена, а с 1887 г. вступила в силу конвенция о совместном владении Великобритании и Франции Нов. Гебридами. В 1906 г. это владение было преобразовано в кондоминиум; в 1922 г. была ратифицирована конвенция, в к-рой уточнялись условия взаимного влияния и управления Нов. Гебридами. Оно осуществлялось через резидент-комиссаров, возглавлявших национальные администрации и подчинявшихся соответственно франц. верховному комиссару Нов. Каледонии или брит. верховному комиссару зап. части Тихого океана. Для управления жизнью коренного населения были созданы (но без участия представителей ни-вануату) объединенная администрация во главе с 2 резидент-комиссарами и объединенный суд. В 1957 г. в результате народных волнений был образован Консультативный совет во главе с резидент-комиссарами, в к-рый входили представители франц., брит.

http://pravenc.ru/text/154061.html

29 июля. 207 С. 1 : Самосуд: (Рассказ)/Матвей Кирсанов. ((Ф)); С. 2 : Москва, 28 июля: (Несколько вопросов по воен. воспитанию и образованию)/(Г.-П.); Ответ официозной берлинской газете. Значение Сербии в среде народностей Балканского полуострова. Самоуправление духовенства. По еврейскому вопросу. Еще о наших реалистах. (ПП); С. 3 : Из Белого, Смоленск(ой) губ. 8 июля: Распоряжение съезда отложить ожидания до августа. Взыскание с председателя съезда по векселю; Из Александрова, Владим(ирской) губ. 22 июля: Торговля процентными бумагами/(П. И. Дмитриев). 2517 (ВИ); Из Лондона. 30 (18) июля: Борьба партий по поводу билля о покровительстве ирландских фермеров. Впечатление, произведенное на общество положением дел в Афганистане. Участие Англии в разрешении Восточного вопроса/H. O. W. (И. И.); С. 4 : Китайское войско. Китайский язык и письменность. Китайская школа. Земледелие в Китае. Мануфактурное производство в Китае. Семейный строй в Китае. (РИ). 30 июля. 208 С. 12 : До сознания. XXI/Е. Некрасова. ((Ф)); С. 2 : Москва, 29 июля: (О территор. претензиях европ. держав к Порте, «чтоб и насолить России»)/(Г.-П.); Политическое дело (в Киев. воен.-окруж. суде); С. 23 : По восточным делам. Еще об образовании. По поводу последнего политического процесса. (ПП); С. 3 : Из Петербурга. 26 июля: Деятельность присяжных поверенных вообще и адвоката (Е. И.) Утина в частности. По делу (Е. В.) Корша. Погода. Смертность и болезни; Из Василь-Сурска, Нижегор(одской) губ. 21 июля: Приезд губернатора (Н. А. Безака). Полицейский надзиратель (Зн). Погода. Цены. Новый настоятель. Церковная ограда, превратившаяся в пастбище коров и свиней/(Н. И. Коробкин). 2518 (ВИ); С. 34 : Китай и китайцы. Тюрьмы в Китае. Китайские алмазы. (РИ). 31 июля. 209 С. 12 : До сознания. XIIXIII: (Оконч.)/Е. Некрасова. ((Ф)); С. 2 : Москва, 30 июля: (Составляет ли введение ускорителя стрельбы Л. Лёве в прусской армии шаг вперед в вооружении)/(Авт. не установлен); С. 3 : Из с. Старолетова, Рязанской губ. 24 июля: Процесс графа (Д. А.) Толстого, бывшего министра народного просвещения; С Нижегородской ярмарки. 29 июля: Пожар в городе; Из Царицына, Саратовской губ. 22 июля: Погода. Неустройства на Грязе-Царицынской дороге. Отправка груза другим путем; С русско-китайской границы. 22 июля: Слухи из Владивостока. Два слова о китайском флоте. (ВИ); С. 34 : Указ. журналов: (Роспись содерж. июл. книжек журн.: «Дело», «Слово», «РВ»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Новой попыткой Генриха VIII воздействовать на папу Римского с целью положительного решения вопроса о разводе стал принятый 3-й сессией «П. р.» (15 янв.- 28 марта 1532) Акт об ограничении аннатов, устанавливавший платежи, выплачиваемые духовными лицами в пользу Св. престола при вступлении в должность,- 5% годового дохода. Этот билль встретил сопротивление в обеих палатах парламента: светские и духовные лорды опасались возможных последствий столь явных посягательств на права Рима, а представители купечества в нижней палате хотели избежать возможных торговых санкций со стороны имп. Карла V. Принять закон удалось с небольшим перевесом лишь после того, как король трижды посетил заседания верхней палаты, а на голосовании в палате общин противников билля было приказано собрать в одной части зала и пересчитать. Во время этой сессии палата общин также направила королю петицию против священников (Supplication against Ordinates), в которой духовенство обвиняли в принятии конвокацией церковных законов, затрагивающих интересы мирян, без их согласия, в злоупотреблениях церковных судов, в раздаче бенефициев недостойным и т. п. Автором и инициатором принятия этой петиции был Т. Кромвель, пытавшийся манипулировать деятельностью парламента в интересах монарха. Основой этого документа стали проекты, готовившиеся с 1529 г. парламентариями-юристами (их и раньше беспокоила проблема независимости церковных судов и церковного законодательства) и Кромвелем, к тому моменту еще членом парламента. Конвокация , заседавшая в это время, обратилась за защитой к королю, представив ему ответ на обвинения, в к-ром называла претензии парламентариев предвзятыми, отрицала сколько-либо масштабное недовольство мирян духовенством и высказывалась в защиту прав Церкви. Генрих VIII в свою очередь потребовал от духовенства признания королевского права вето в отношении церковного законодательства, ревизии существующего канонического права комиссией из мирян и клириков, отмены установлений, к-рые комиссия сочтет не соответствующими Закону Божию и законам королевства, а также утверждения остальных законов властью монарха. Конвокация согласилась на требования короля 15 мая 1532 г., затем ее решение было утверждено членами палаты лордов, оставшимися после завершения сессии парламента, а в 1534 г. оно легло в основу Акта о подчинении духовенства.

http://pravenc.ru/text/2579041.html

Иначе я буду вором. – Зачем-же ты будешь вором? Разве христианская вера научает воровству? – Мы крещены еще во времена Ивана Васильевича, заговорил было тот.... – Молчи, ты ведь ничего не знаешь, сказал ему Никита. Ты молиться не умеешь! – Знаю, знаю я даже и магометанскую веру, и при этих словах крещеный татарин на распев проговорил: аузю билля ги миняш-шайтани раджим. Бисьми-лляги и проч. 7 „Мы выходим в мухаммеданскую веру, у нас священник за свадьбу берет 9–12 рублей, собирает ругу, крупу, хмель. Диакон и дьячок тоже, и все говорят: давайте столько-то, это руга– закон. Они не хотят быть довольными тем, что мы даем“, говорил Никита. – Ну, а если бы у вас был священник, который бы с вас ничего не брал, тогда вы не стали бы выходить в мухаммеданство? Не лучше-ли тебе, Никита, выйти в неверие, к неверным, некрещеным черемисам, там ничего можно не давать; там ни муллы, ни священника нет. Никита немного как будто одумывался. А я продолжала: следует смотреть в этом важном деле, старики, не на то, сколько руги требует священник, а на веру. Христианская вера – истинная вера. А если кого обижает священник, тот может на него жаловаться начальству, а по закону нашему – христианскому еще гораздо лучше поступит тот, кто перенесет обиду. Ведь и у мухаммедан есть руга: Коран дает право мулле получать от прихожан десятину и зякят 8 . Но многие мусульмане не исполняют этого. Вместо десяти, напр. рублей, они мулле дают 1–2 рубля, вместо 10 телег снопов отдают только 3–4 телеги. Наш – христианский закон говорит, что священник должен питаться от церкви. Пастух, как вы знаете, носит одежды из волны и кожи овец, пьет молоко коров, а солдат питается царским хлебом, так точно по христианскому закону священник, как пастырь, должен питаться и одеваться от своего стада. Нет, старики, из-за руги не следует выходить в мухаммеданство. Ты, Никита, говорил, что иначе ты будешь вором, – и этого не следует говорить. В грехах следует каяться. Не угодно ли, – почитаю тебе о покаянии, а другие пусть послушают! Он изъявил согласие и я прочитал наставление св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

предъявил претензии греческому правительству, требуя возмещения убытков; Пальмерстон поддержал его и использовал этот факт как повод для блокады греческого порта Пирея в установления английского господства в Греции] Она сказала: – Деточка, у меня такая головная боль, давай, пожалуй, кончим на сегодня. – Хорошо. У меня голова тоже побаливает. – У тебя-то скоро пройдет. Убери, пожалуйста, книги. – Эти тоненькие, потрепанные книжонки им высылала по почте фирма «Домашнее обучение» на Патерностер-роуд. Полный курс наук, начинающийся разделом «Чтение без слез», постепенно доходил до Билля о реформе [принятый в 1832 г. закон об изменении английской парламентской системы, расширивший число избирателей за счет городской и сельской буржуазии], лорда Пальмерстона и поэзии Виктора Гюго. Раз в полгода они получали экзаменационные листки, и миссис Феллоуз старательно проверяла ответы Корал и ставила ей отметки. Потом все это отсылалось на Патерностер-роуд и спустя несколько недель попадало в архив фирмы. Как-то раз миссис Феллоуз не выполнила своих обязанностей, потому что в Сапате началась стрельба, и получила уведомление, в котором было напечатано типографским способом: «Уважаемые родители, я с сожалением отмечаю…» Беда была в том, что они уже на несколько лет опередили программу, – где взять другие книги для чтения? – так что экзаменационные листки на несколько лет отстали. Время от времени фирма присылала по их адресу грамоты с тиснением, которые полагалось вставлять в рамку; в этих грамотах было сказано, что мисс Корал Феллоуз с отличием перешла в следующий класс, и в конце стояло факсимиле: Генри Бекли, бакалавр гуманитарных наук, директор фирмы «Домашнее обучение»; иногда приходили коротенькие, отпечатанные на машинке письма с тем же синим расплывчатым факсимиле. В письмах говорилось: «Дорогая ученица, на этой неделе вам следует обратить особое внимание…» Письма всегда были полуторамесячной давности. – Милочка, – сказала миссис Феллоуз, – пойди закажи обед кухарке. Только для себя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

Но, конечно, такая особенность детской души не может служить оправданием для тех, кто разжигал в малышах столь низменные, жестокие страсти. IV. Кайзер Не всякое проявление ненависти следует в детской душе подавлять. Гневаться — законное право ребенка. Ребенок, который не гневается, вырастет идиотом, тупицей. Гнев — драгоценное чувство. Что такое была бы вся наша социальная жизнь без негодования, без гнева, без праведной жажды возмездия? Возмущенное нравственное чувство есть огромная социальная сила, и подавлять ее в будущем гражданине — нельзя. Нужно только, чтобы воспитатель умел разумно направлять это чувство: обуздывая, регулировать его. С самого начала войны как-то так великолепно устроилось, что почти все негодование детей направилось против Вильгельма. Педагоги этому очень обрадовались. «Пока дети всю свою ненависть сосредоточили на одном Вильгельме, — пишет авторитетный Е.Звягинцев. — Этот человек, при детской склонности олицетворять все зло в отдельной личности, несет в глазах детей всю ответственность за войну и ее ужасы. Его бранят дети всех слоев населения, на него рисуют свои и копируют чужие карикатуры, сочиняют о нем стишки, распевают песенки и проч. … Острое чувство неприязни к Вильгельму еще не распространилось на немцев вообще. Вильгельм выделяется как зачинатель войны. Всякую попытку обесценить все немецкое по одному лишь тому, что оно немецкое, можно еще отразить умелым словом». Найдено отличное русло для детского возмущения и гнева, найден самый подходящий объект проклятий, насмешек и брани. По нынешней мифологии русских, английских, бельгийских, французских детей, есть на свете ангел и демон, дух добра и дух зла, король Альберт и Вильгельм. Недаром самым страшным проклятием Куки было: «Ты Вильгельмова дочь!» Недаром маленький сын Альбиона расплакался, когда ему в шутку сказали, что он назван при крещении Вильямом по имени «кайзера Билля» 7 . Любопытнейшим памятником детской неприязни к Вильгельму останутся тетрадки наших школьников. Как повествуют газеты, ученицам одной лондонской школы было задано сочинение на тему: «Что бы я сделала с кайзером?»

http://pravmir.ru/deti-i-voyna/

— О, мне это безразлично! — с деланно небрежным видом произнес Никс. — Я скоро ухожу от Билля, и он один с Сибирочкой поедет в Америку подыскивать и приручать новых молодых львов. — Он возьмет и Андрея! — произнес старший Иванов и тотчас же добавил с лукавой усмешкой: — А ты, Никс, так и забыл, как тебя оскорбил Андрей, и простил ему все, как божья коровка! Никс вспыхнул до корней волос. — Я?.. Я?.. Я простил? — залепетал он смущенно. — Ты… ты… — передразнил его Денис. — Что ты дашь мне за то, если мне удастся заманить сюда Андрея? — Как что? — так и всколыхнулись его два брата и сам Никс. — Ну да! — продолжал с усмешкой Денис. — Я поспорил сегодня утром с Андреем. Я сказал ему, что, вероятно, он боится, как и все здешние ребята, черного духа, который бродит в подполье. Он ответил, что не боится ничего. Тогда я ему сказал: докажи и приди сегодня вечером в перерыв представлений. И глупый мальчик обещал прийти. Сейчас он явится сюда… Нам остается только проучить его как следует и навсегда отвадить от глупой привычки важничать перед нами. — О, какой вы умный, Деня! Как вы славно придумали все это! — вскричал Никс. — Я сделаю вам за это все, чего бы вы ни пожелали! Но, чу… вы слышите шаги? Это он!.. — внезапно прервал Никс свою речь. Действительно, в подполье кто-то шел по направлению к каморке. Все три брата и Никс чутко насторожились… Вот ближе… ближе шаги… еще ближе… Теперь они уже у самых дверей каморки. — Сейчас он войдет! Слушайся, братцы, меня! — скомандовал шепотом Денис. — Я первый подскочу к нему и схвачу его за руки, чтобы он не мог защищаться. Вы же хорошенько прибейте его, не жалея кулаков. Потом мы свяжем его и оставим здесь, а сами пойдем к господину Шольцу и приведем его сюда. Он увидит связанного Андрея, недопитую бутылку и закуски из своего погреба и… и… решит, что облагодетельствованный им мальчик бездельник и вор. А мы все четверо подтвердим это… — Прекрасно, прекрасно! — зашептали два младших брата Ивановы и Никс. — Теперь-то мы доберемся до него, как и следовало бы давно! — И, потирая руки, они стали ждать появления Андрюши.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

И он зарыдал еще сильнее, закрыв лицо обеими руками. Мистер Билль, казалось, сразу понял все. Гадкий замысел, свершившийся, помимо воли свершившего его, тогда, когда рыдающий маленький преступник менее всего думал о нем, мигом стал ему понятен. Презрение и гнев отразились на лице англичанина. Он оттолкнул от себя Никса, произнес с ненавистью и дрожью в голосе: — Уйди от меня!.. Мне стыдно, что я считал тебя своим учеником и честным человеком! — И быстрыми шагами прошел за кулисы. Глава XXV Крестик — Ей худо, она умирает! — Доктора, доктора поскорее! — Доктор здесь. Доктор был в публике. Он пришел. — Доктор, рана смертельна? — Спасите ее, доктор!.. Это лучшее дитя в мире!.. — Она умерла?.. Не правда ли?.. О, неужели правда?.. Все эти возгласы, крики и вопли — все смешалось в одном отчаянном шуме. За кулисы театра набилось столько народу, чужого и своего, интересующегося одинаково горячо участью раненой, что доктору было невозможно отвечать на все вопросы. Он, впрочем, и не думал об этом. Все его мысли заняты были несчастной девочкой. Сибирочка все еще лежала распростертая на диване в уборной мистера Билля. Над нею склонилась рыдающая Герта. Поддерживая голову Сибирочки, на коленях у дивана стоял Андрюша, не замечая, что кровь, обильно лившаяся из груди раненой девочки, пачкала его руки и шутовской клоунский наряд. Эрнест Эрнестович, все пятеро Ивановых, Элла, Дюруа с Робертом и, наконец, сам мистер Билль стояли вокруг девочки, ожидая, что скажет доктор. Последний умелыми, ловкими руками уже приступил к перевязке и, раскрыв израненную грудь ребенка, стал рассматривать рану, стараясь во что бы то ни стало прежде всего остановить кровь. Все замерли в ожидании его приговора. Все молчали… Сибирочка по-прежнему лежала без чувств. Неожиданно распахнулась дверь, и взволнованная, трепещущая княжна Аля Гордова, об руку с отцом, вошла в уборную. — Она здесь, папа!.. О, бедная моя Сибирочка! Папа! Папа! Узнай, пожалуйста, будет ли она жива!.. — обливаясь слезами, лепетала Аля, таща за руку отца в уборную, где лежала ее подруга.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010