Пустынники, по-видимому, жили здесь задолго до начала церковной смуты, и сюда, в дремучие чернораменские леса, устремились боявшиеся преследований властей церковные оппозиционеры. Мирские селились починками, монахи скитами. До 1850-х годов, времени разгрома Керженецкого района при Николае I, этот оплот старой веры был чрезвычайно силен и влиятелен 548 . В противоположность вязниковским лесам, где собрались охваченные радикальным пессимизмом " лесные старцы», на Керженце сосредоточивались более умеренные и консервативные элементы, и позже, с конца XVII века, здесь образовался центр «правого»,«поповского» старообрядчества, гораздо ближе стоявшего к церкви, чем всегда склонные к " морению», гарям и другим крайностям последователи Капитона. Одними из первых поселенцев здесь были Ефрем Потемкин, брат Спиридона, бывший монах Бизюкова монастыря, пришедший сюда около 1662 года, и его товарищ по этой обители иеромонах Сергей Салтыков, которого Аввакум по своем возвращении в Москву в 1664 году рекомендовал царю поставить во епископы 549 . К ним»хаживали... на лыжах бортники и из дальних деревень крестьяне«. Ефрем, в свою очередь, учил, что Антихрист уже пришел, и что им является никто иной, как сам патриарх Никон . Он утверждал, что Антихрист осквернил церкви, и что " чистыми» остались одни болота, в которые он и советовал уходить своим последователям 550 . Но, несмотря на эти высказывания, Ефрем, видимо, далеко не был уверен в том, что " последнее отступление» уже настало, и после собора 1666 года, на котором он чистосердечно покаялся в своих крайностях, он стал сам в тех же Керженецких лесах объяснять в проповедях свои заблуждения. Число приверженцев древнего православия в лесах между Волгой и Белым морем было чрезвычайно велико. Очень важную роль в более поздней истории старообрядчества играл игумен небольшого Беседного Николина монастыря Досифей, ставший в 1662 году настоятелем этой лежавшей около Тихвина обители.«Великий авва»,»равноангельский отец», как его называли позднейшие старообрядческие писатели 551 , был энергичным и умным церковным деятелем, который пока сидел довольно тихо, пристально присматриваясь к событиям в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Наибольшее число монастырских лазаретов открылось в Московской (на 1251 кровать), Петроградской (360) и Киевской (356) епархиях. В Московской епархии особо выделялся лазарет, открытый Троице-Сергиевой лаврой (на 200 кроватей). Александро-Нев- ская лавра оборудовала и отправила на фронт передвижной лазарет. В самой Лавре был открыт небольшой госпиталь на 30 мест. Переоборудовали под госпиталь образцовую больницу Киево-Покров- ского женского монастыря. Рассчитанный на 225 кроватей, этот госпиталь в Киеве был самым большим и хорошо оборудованным. Монахини и послушницы работали в нем в качестве сестер милосердия. Лазарет при Киево-Печерской лавре имел 120 кроватей. Хорошо оборудованные монастырские лазареты были развернуты и в других епархиях. Монастыри, размещавшие в своих стенах лазареты других организаций, чаще всего отдавали под них гостиницы для паломников, где могли разместиться порой довольно большие лазареты. Военное ведомство, например, устроило в Киево-Михайловском монастыре госпиталь на 450 кроватей. Звенигородское уездное земство открыло лазарет в Ново-Иерусалимском монастыре. Параскево-Возне- сенский женский монастырь Пензенской епархии отвел под госпиталь Земского союза трехэтажный корпус. Всего же в монастырях были открыты госпитали других организаций и ведомств на 5455 мест. Общее число раненых и больных в этих лазаретах, как видим, было даже больше, чем в собственно монастырских. Как правило, монастыри принимали участие в содержании развернутых на их территории госпиталей. Например, Ново-Иерусалимский монастырь единовременно пожертвовал на устройство госпиталя 500 руб., отапливал и освещал его за свой счет, бесплатно снабжал продовольствием. Монахини и послушницы ухаживали за ранеными не только в собственных монастырских лазаретах, но и в других. Например, сестры Новоторжского монастыря Тверской епархии обслуживали лазарет Земского союза на 500 раненых. Во многих женских обителях было организовано шитье белья для лазаретов. Некоторые монастыри проявляли заботу о семьях солдат и офицеров, ушедших на войну. Бизюков Григориевский монастырь бесплатно снабжал ржаной мукой свыше 750 таких семей. Нижегородский Оранский монастырь оказывал помощь 60 семьям. В десяти монастырях в 1914 г. были открыты приюты для осиротевших детей 1010 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 авг. 1910 г. был назначен архиепископом Полтавским и Переяславским. При Н. в Полтаве было начато строительство Епархиального дома, были организованы миссионерские курсы, прошли съезды законоучителей, начал работу Кружок законоучителей им. Иоанна Кронштадского. 8 марта 1913 г. был переведен на Херсонскую и Одесскую кафедру. В 1914 г. его трудами при Григориево-Бизюковом мон-ре была открыта пастырско-миссионерская семинария с 3-летним курсом обучения (принимались лица, закончившие 3 класса духовной семинарии или учительские школы и семинарии, а также диаконы и псаломщики - учителя церковноприходских школ). Во время первой мировой войны по инициативе Н. был сформирован для отправки на фронт санитарный отряд из братии Григориево-Бизюкова мон-ря. Были устроены лазареты для раненых при госпитальных церквах в Николаеве и Одессе, в Григориево-Бизюкове, Архангело-Михайловском и других монастырях, организовывались сборы пожертвований в пользу детей погибших воинов, был открыт епархиальный лазарет. Был награжден орденами св. Анны 1-й степени и св. Владимира 3-й степени. После Февральской революции 1917 г. Н. сразу поддержал Временное правительство, в мае того же года участвовал в торжественных мероприятиях, посвященных перенесению останков лейтенанта П. П. Шмидта и казненных вместе с ним революционных матросов с о-ва Березань в Севастополь. 28 сент. 1917 г. уволен на покой и назначен настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В 1919 г. назначен управляющим Донской иконы Божией Матери московского мужского монастыря . Во время кампании по вскрытию мощей присутствовал при организованном властями осмотре хранившихся в то время в Донском мон-ре мощей Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и подписал соответствующий акт. В 1920 г. назначен управляющим Курской и Обоянской епархией. В том же году Н. был арестован и отправлен в Москву, но вскоре освобожден и вернулся в Курск. 23 авг. 1921 г. возведен в сан митрополита. После ареста в мае 1922 г.

http://pravenc.ru/text/2564626.html

По пути в г. Торжок обозрены были мною церкви в селе Медном, в погосте Райском и в селе Спас-Низы. В Медном не оказалось ничего особенного после того, что я видел там в прошедшем году. В пог. Райском церковь каменная очень сырая. При церкви находится училище, в котором с большим усердием и безмездно занимается преподаванием закона Божия приходский священник Невский. Крестьяне большой деревни Марьиной, чрез которую я проезжал и которая от пог. Райского находится верстах в 3-х, просили меня о переведении Райского училища в их деревню, по причине затруднения их детям ходить в школу за три версты, особенно в зимнюю пору. Я обещал принять участие в этом деле, но успеха не имел. Близ церкви находятся в полуразрушенном виде обширные каменные постройки с большим садом, принадлежавшие прежде знакомому мне по Моске помещику Феодору Петровичу Глебову-Стрешневу, и перешедшие затем в руки князя Гедройца. В селе Спасском-Низах (название от положения села на берегу р. Тверцы ниже г. Торжка на 10 верст) церковь каменная очень благолепная с хорами, на красивом месте. Близ церкви погребен помещик этого села Алексндр Абрамович Воскресенский, бывший попечитель Харьковского учебного округа, скончавшийся в С.-Петербурге 21-го января 1880 года 268 . – Над его могилою я совершил краткое молитвословие. С могилы зашел в дом настоятеля священника В. Невского, где был предложен завтрак. В 5 часу пополудни прибыл я в г. Торжок и остановился, по обыкновению в Борисоглебском монастыре. Вечер проведен был в приеме и собеседовании с разными, как духовными, так и светскими лицами. Отпустивши прочих посетителей, я остался вдвоем с настоятелем монастыря архим. Антонием, и продолжил с ним беседу. Между прочим, речь коснулась предшественника его по управлению монастырем, архимандрита Анастасия, которого портрет увидел я на стене передней комнаты. Анастасий (в мире Алексей Лавров) магистр IV курса Московской д. академии (1824 г.); по окончании курса назначен наставником по классу философии и греческого языка в Ярославской семинарии. Пострижен в монашество в 1828 году; в 1829 г. определен Инспектором семинарии: в 1832 г. назначен ректором Екатеринославской семинарии, с возведением в сан архимандрита Григорьевского Бизюковаа монастыря; в 1836 г. переведен на ту же должность в Пензу, а отсюда в 1843 г. в Тулу, где и оставался до 1850 г. – В этом году, вследствие неодобрительного о нем отзыва со стороны Ревизора (архимандрита Иоанна 269 ), профессора СПб. академии), уволен был от училищной службы и назначен настоятелем Борисоглебского монастыря в Торжке 270 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В следующем году Синод запретил постригать в монахи находящихся при школах студентов прежде трехлетнего искуса. В 1734 году запрещено белому духовенству принимать к себе монахов не только на житье, но и для ночлега. и на самое короткое время, потому что ныне, говорит указ, являются чернецы повсюду своевольно бродящие. В том же году Феофан объявил Синоду указ императрицы, чтоб не постригать в монахи никого, кроме вдовых священнослужителей и отставных солдат: архиерей, допустивший нарушение этого указа, должен был платить 500 рублей штрафа и монастырские власти – подвергаться расстрижению и ссылке на каторжную работу. Почему указы Петра Великого требовали таких строгих подтверждений, видно из следующего: в 1731 году известный нам Иоасаф Макеевский, архимандрит Бизюкова монастыря, вместе с известным нам также Иосифом Решиловым поехали погулять в монастырское сельцо Сергиевское и взяли с собой шестнадцатилетнего певчего архиерейского Алексея Давыдова. Отцы, подгулявши, нарядили Давыдова в монашеское платье, в котором он им показался очень красив; тут пришла им мысль сделать сюрприз преосвященному Феофилакту, постричь на самом деле Давыдова, и на другой же день он был пострижен под именем Алимпия. Феофилакт действительно удивился, увидав перед собою шестнадцатилетнего монаха. «На что ты, сударь мой, постригся: ты еще молод и совершенно монашеского чина понести не можешь», – заметил ему добрый архиерей, и этим дело кончилось. Стремление восстановить и развивать меры Петра Великого относительно монастырей продолжалось и по смерти Феофана: в 1738 году императрица издала наказ Синоду, как составить инструкцию для управления Троицкого Сергиева монастыря. По этому наказу архимандрит должен был хранить весь древний церковный порядок благочиния, не смел ничего переменять, иконостасов и утвари не переделывать, но так как правительство имеет особенное старание о снабжении церквей учеными священниками, ибо простой, подлый народ от невежества впадает во всякое зло, а учение есть семя премудрости и благодати Божией, всеваемое духом святым в сердца человеческие и от него все добродетели рождаются и процветают; так как необходимо нужно, чтоб в государстве священнический чин просвещен был божественным учением для преподавания слова Божия, для искоренения богоненавистных страстей, нечестия, всякого злодеяния, для обращения неверных – мордвы, чуваш, черемис, которых легко привесть в веру Христову, если б были учительные священники и архиереи о том старались бы, то императрица повелевает немедленно в Троицком монастыре завести семинарию для обучения латинскому, греческому и, если возможно, еврейскому языку, начав от грамматики даже до риторики, философии и богословия, а для того набрать учеников до 200 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Обер-Прокурор Святейшего Синода, представляя полученные им от митрополита Ростовского Арсения письмо к нему и проповеди Святого Димитрия Ростовского , 8-го января 1760 года сделал Святейшему Синоду следующее предложение: «А понеже как и мною присмотрено, что в тех поучениях некоторые есть малороссийского тогдашняго наречия с польским сходного, того ради Святейший Правителствующий Синод не соблаговолит ли оныя проповеди рассмотреть и что подлежательно приказав исправить и для прославления имени Божия и угодника ево и притом и для всенародяой пользы издать в печать». В деле Святейшего Синода нет никаких сведений о том, чтобы эти проповеди кем-либо, по поручению Святейшего Синода, были рассмотрены для приготовления к печати. Дело заканчивастся только следующею выпискою из Журнала Святейшего Синода от 8-го декабря 1770 года под 24: «Докладывано по нерешенному делу прошлого 1758 года февраля 24 дня и Приказали: присланныя от бы вого ростовского архиерея сказыванные святителем Димитрием митрополитом Ростовским при жизни ево проповеди переплетя поставить с прочими книгами в Синодальной Архиве, куда и дело о том отдать». (Дело Святейшего Синода 1758 года за 2). В Синодальном Архиве есть собрание монастырских грамот. В пояснение того, как составилось в Синодальном Архиве Собрание грамот, приводим следующее определение Святейшего Синода от 13-го сентября 1743 года: «По указу Ея Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по сообщенному из Кабинета Ея Императорского Величества требованию, которым во изъяснение поданной в Кабинет Ея Императорского Величества из Синода от 3-го дня сего сентября ведомости 1 требуется: Троицкий Сергиев и прочия обявленныя в той ведомости монастыри имеют ли такиеж жалованныя грамматы, каковы имеют ставропигиальные Киево-Печерская лавра и Киево-Межигорский монастырь, а какова Крестовоздвиженского Бизюкова монастыря архимандриту жалованная граммата в нынешнем 1743-м году марта 19 числа дана, со оной притом сообщить точную копию. А понеже по справке в Канцелярии Святейшего Синода канцелярские служители подписками объявили: что таковых граммат в повытьях их по делам не имеются, того ради Приказали: из Троицкого Сергиева из Рождественского во Владимире из Ипатского на Костроме и из других Московской епархии монастырей по силе вышеобъявленного Кабинета Ея Императорского Величества требования с жалованных граммат, какия на оныя монастыри государевы и патриарши имеются, точныя копии с надлежащим настоятелей засвидетельствованием прислать в Святейший Синод в какой возможно скорости; таковых з граммат копии с надлежащим же настоятелей засвидетельствованием для известия Святейшему Синоду и из монастырей протчих всех епархий епархиальным архиереям собрав и переплетя в книги с реэстрами прислать в Святейший Синод немедленно, а которые монастыри таковых граммат не имеют и о тех противу каждого монастыря на реэстре подписать же и о том к синодальным членом и в епархии к архиереом послать указы». 2

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТИН (Полянский Михаил; 15.05.1830, с. Богатырёво Землянского у. Воронежской губ.- 26.09.1903, Бизюков Пропасной мон-рь), свт. ((пам. 26 сент., в Соборе Воронежских святых - 4 сент. и в Соборе Крымских святых - 15 дек.), еп. Уфимский и Мензелинский. Род. в семье диакона; в 1853 г. окончил Воронежскую ДС со званием студента. В том же году по благословению архиеп. Воронежского Иосифа (Кобыльского-Богословского) , которого считал своим духовником, Полянский женился на сироте, дочери священника Воронежской епархии. 25 сент. 1854 г. архиеп. Иосифом был рукоположен во диакона, а 26 сент.- во иерея к церкви с. Касторного Землянского у. Воронежской губ. Трудами о. Михаила приходский сельский храм был расширен 2 новыми приделами - свт. Николая Чудотворца и вмц. Варвары, были построены новая колокольня и ограда. После смерти жены 16 марта 1862 г. Полянский поступил в число братии Митрофанова воронежского в честь Благовещения Пресв. Богородицы монастыря . Одновременно с 1 апр. 1863 по 11 сент. 1864 г. исполнял должность наставника в Воронежском ДУ. 1 июня 1864 г. архиеп. Воронежским Иосифом (Богословским) свящ. Михаил был пострижен в монашество с именем в честь мч. Иустина Философа. Архиеп. Иосиф назначил новопостриженика народным духовником и проповедником в мон-ре и одновременно утвердил педагогом в Воронежское ДУ. В том же году по собственному ходатайству И. был перемещен в Киевскую епархию и 4 нояб. определен в число братии киевского Братского в честь Богоявления монастыря . В 1865 г. для продолжения образования И. поступил в КДА, по окончании к-рой 13 авг. 1869 г. назначен преподавателем Харьковской ДС по кафедре основного, догматического и нравственного богословия. 17 февр. 1870 г. архиеп. Харьковским Нектарием (Надеждиным) награжден набедренником. Свт. Иустин (Полянский). Фотография. Кон. XIX в. (РГИА) Свт. Иустин (Полянский). Фотография. Кон. XIX в. (РГИА) 14 февр. 1870 г. И.

http://pravenc.ru/text/1237927.html

Пустынники, по-видимому, жили здесь задолго до начала церковной смуты, и сюда в дремучие чернораменские леса устремились боявшиеся преследований властей церковные оппозиционеры. Мирские селились починками, монахи скитами. До 1850-х годов, времени разгрома Керженецкого района при Николае I, этот оплот старой веры был чрезвычайно силен и В противоположность вязниковским лесам, где собрались охваченные радикальным пессимизмом “лесные старцы”, на Керженце сосредоточивались более умеренные и консервативные элементы, и позже, с конца XVII века, здесь образовался центр “правого”, “поповского” старообрядчества, гораздо ближе стоявшего к церкви, чем всегда склонные к “морению”, гарям и другим крайностям последователи Капитона. Одними из первых поселенцев здесь были Ефрем Потемкин, брат Спиридона, бывший монах Бизюкова монастыря, пришедший сюда около 1662 года, и его товарищ по этой обители иеромонах Сергей Салтыков, которого Аввакум по своему возвращению в Москву в 1664 году рекомендовал царю поставить во К ним “хаживали... на лыжах бортники и из дальних деревень крестьяне”. Ефрем в свою очередь учил, что Антихрист уже пришел и что им является никто иной, как сам патриарх Никон. Он утверждал, что Антихрист осквернил церкви и что “чистыми” остались одни болота, в которые он и советовал уходить своим Но несмотря на эти высказывания, Ефрем, видимо, далеко не был уверен в том, что “последнее отступление” уже настало, и после собора 1666 года, на котором он чистосердечно покаялся в своих крайностях, он стал сам в тех же Керженецких лесах объяснять в проповедях свои заблуждения. Число приверженцев древлего православия в лесах между Волгой и Белым морем было чрезвычайно велико. Очень важную роль в более поздней истории старообрядчества играл игумен небольшого Беседного Николина монастыря Досифей, ставший в 1662 году настоятелем этой лежавшей около Тихвина обители. “Великий авва”, “равноангельский отец”, как его называли позднейшие старообрядческие был энергичным и умным церковным деятелем, который пока сидел довольно тихо, пристально присматриваясь к событиям в Москве.

http://sedmitza.ru/lib/text/439538/

По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 28 Февраля 1853 г.определению Святейшего Синода, учреждено викариатство в Херсонской епархии, с наименованием викарного епископа Одесским, ныне Новомиргородским 61 , и с назначением ему местопребывания в г. Херсоне. Содержание этому епископу назначено из Государственного Казначейства, по утвержденному тогда же штату, в том размере, в каком определено таковое общим ВЫСОЧАЙШЕ утвержденным 21 Января 1842 г. штатом и особым расписанием для викарных епископов западных епархий. При чем на содержание предназначенного для помещения епископа дома, устройства в нем церкви, заведение ризницы и других вещей, и на снабжение всеми хозяйственными принадлежностями отпущено из капиталов западных епархий единовременно семь тысяч руб. сер. (23 Марта 1853 г. П. С. 3. 27106) Примечание. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 28 Февраля 1853 г. штату учрежденного в г. Херсоне викариатства Херсонской епархии, положено: 1) на архиерейский дом – викарному епископу жалованья, на стол, прислугу и проч. 1300 р., на свиту, как-то: иподиаконов, письмоводителю и на канцелярию 700 р. всего 2000 р.; 2) на певчих 1-й станицы 3 – каждому 50 р., 2-й станицы 3 – каждому 45 р. 3-й станицы 6 – каждому 35 р. всего 495 р. (Там.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 26 Января 1880 г. докладу Святейшего Синода, учреждено второе викариатство в Херсонской епархии на следующих основаниях : 1) Второй – Викарий Херсонской епархии именуется епископом Елисаветградским и имеет местопребывание в находящемся около города Одессы второклассном Успенском мужском монастыре, с званием настоятеля его. 2) На содержание второго Викария в дополнение к тому, какое он будет получать от Успенского монастыря по званию настоятеля, назначено ему из неокладной суммы Бизюкова-Григориева монастыря на жалованье, стол и прислугу 1500 р. и на канцелярские расходы 200 руб. в добавок к той сумме, какая ныне употребляется на этот предмет Успенским монастырем. 3) Необходимыми облачениями и принадлежностями для служения Викария в Успенском монастыре, снабдить из ризницы Одесского кафедрального собора. 4)Предоставлено Викарию, при служениях его в Одессе, пользоваться находящимися там архиерейскими иподиаконами и певческим хором. (Ц. В. 11.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

23 . МАКАРИЙ, родом из Новгородской Епархии, быв Игуменом в Новгородском Духове монастыре и содержателем Архиерейской ризницы, по Указу Святейшего Синода Преосвященным Архиепископом Новгородским, произведён Сентября 14 дня 1779 года. 24 . НИКОН, Ректор Семинарии Архангельской, быв Игуменом в Александро–Ошевенском монастыре, в Крестный монастырь произведён Вениамином, Епископом Архангельским, в 1793 году, Мая 21 дня, и там скончался в 1804 году. 25 . ЛАВРЕНТИЙ II. Переведён из Курской Епархии из второклассного Знаменского монастыря в 1804 году. В 1806 году уволен на покой в Суздальский Евфимиев монастырь. 26 . КИРИЛЛ, бывший Ректором Семинарии Архангельской, переведён из второклассного Сийского монастыря в Июне 1806 года. Он и доныне находится. Крестовоздвиженская Маровская пустынь См. Маровская Крестовоздвиженская. Крестовоздвиженский Арбатский или на Арбате монастырь См. Воздвиженский Арбатский. Крестовоздвиженский Астраханский монастырь Астраханской Епархии заштатный, девичий. Находится в городе Саратове при реке Волге; название своё имеет по храму; а когда, по какому случаю, по чьему дозволению, кем и чьим иждивением построен и о прочем, никакого сведения в монастыре сем не имеется. Здания в нём и ограда каменные. Крестовоздвиженский Бизюков монастырь См. во II части Иерархии от 570 стр. Крестовоздвиженский Белевский монастырь Тульской Епархии 3 класса девичий. Находится в предместье города Белева, близ реки Оки на косогоре. Монастырь этот построен около 1680 года иждивением Государевым, как видно из Грамоты, в 7191/1683 году, Февраля 1 дня, данной Игуменье Патракии с сёстрами. См. Белевский Крестовоздвиженский монастырь Крестовоздвиженский Кизлярский монастырь Астраханской Епархии 3 класса мужской. См. Кизлярский Крестовоздвиженский. Добавление из VI тома Крестовоздвиженский Костромской монастырь Девичий. Находился близ Костромского Успенского Собора, внутри губернского города Костромы. В 1773 году, после пожара, упразднён, а штат оного переведён в Анастасеин. Крестовоздвиженский Московский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010